1. Классическая экономическая теория — истоки. Экономические взгляды У.Петти

1. Экономические взгляды У. Петти [1987 — — Всемирная история экономической мысли. Том 1. От зарождения экономической мысли до первых теоретических систем политической экономии]

1. Классическая экономическая теория - истоки. Экономические взгляды У.Петти

Родоначальником классической буржуазной политической экономии в Англии был Уильям (Вильям) Петти (1623-1687). К. Маркс очень высоко ценил его заслуги в развитии экономической науки, называя его гениальнейшим и оригинальнейшим исследователем-экономистом*.

* ()

Формирование и развитие экономических воззрений У. Петти проходило в условиях быстрого расширения капиталистических отношений в Англии, более быстрого роста торговли, денежного обращения, чем во Франции.

Именно этим объясняется живучесть идей меркантилизма у Петти. Но вместе с тем Англия обогнала по уровню промышленного производства другие европейские страны, что создавало благоприятные условия для теоретического анализа экономики капитализма.

Это позволило У. Петти стать родоначальником новой науки.

Уильям Петти был выходцем из семьи ремесленника-сукнодела, прошел путь от моряка до основателя богатого рода английских лендлордов. Маркс образно охарактеризовал сложность, гениальность и противоречивость У.

Петти, когда писал о нем, что это «смелый мыслитель, но совершенно фривольный армейский хирург, который одинаково был способен грабить Ирландию под эгидой Кромвеля, как и, пресмыкаясь, вымаливать у Карла II титул баронета за этот грабеж»*.

Перу Петти принадлежит целый ряд работ:»Трактат о налогах и сборах» (1662), «Слово мудрым» (1664), «Политическая анатомия Ирландии» (1672), «Политическая арифметика» (1676) и «Разное о деньгах» (1682). В последней работе Петти, по словам Маркса, окончательно порвал с меркантилизмом.

* ()

Первые его работы были посвящены главным образом обоснованию экономической политики. В них он развивал идею активного торгового баланса. В работах «Слово мудрым» и «Политическая арифметика» У.

Петти характеризовал богатство с меркантилистских позиций, утверждая, что богатство каждой страны заключается главным образом в той доле, которую она имеет во внешней торговле, а «производство таких товаров и ведение такой торговли, которые способствуют накоплению в стране золота, серебра, драгоценных камней и т. п., являются более выгодными, чем другие виды производства и торговли»*.

* ()

Как меркантилист У. Петти был сторонником государственного вмешательства в экономику, но добавлял, что это вмешательство должно способствовать развитию производства.

Естественно, что особенно отчетливо классовая сущность и историческая обусловленность взглядов У. Петти проявились в трактовке противоположности богатства и бедности.

Он заявлял, что это вечный и неумолимый закон жизни, если «одни люди более бедны, чем другие, это всегда было и всегда будет».

Однако Петти предостерегал против излишней роскоши, предупреждая, что контраст между голодом и роскошью может привести к гражданской войне.

Решая практические, конкретные задачи с позиций меркантилизма, У. Петти в своих работах отводил значительное место описанию экономических процессов.

Но когда он исследовал их, то использовал новый метод — стремился проникать в глубь явлений, пытался перейти от описания явлений к анализу их сущности.

Он акцентировал внимание на том, что все зависящее от мнений, желаний и страстей отдельных людей следует игнорировать, стремился показать причинную зависимость экономических явлений. Тем самым Петти положил начало разработке научного абстрактного метода в политической экономии.

Уильям Петти ставил проблему экономического закона, доказывая необходимость точного количественного анализа экономических явлений. Но, понимая, что нельзя ограничиться исследованием только сферы обращения, основой хозяйства считал производство.

Богатство создается в сфере материального производства, а сфера обращения обеспечивает его распределение.

Купцы «не доставляют никакого продукта, — писал Петти, — а играют лишь роль вен и артерий, распределяющих туда и назад кровь и питательные соки государственного тела, а именно продукцию сельского хозяйства и промышленности»*.

* ()

Петти, исследуя возникающее капиталистическое производство, не мог создать цельной научной системы политической экономии, однако по многим ее проблемам он делал очень важные теоретические обобщения. Он стал основателем трудовой теории стоимости. Петти первым в Европе пришел к выводу, что источником стоимости является труд.

Обоснованию этого положения посвящено его учение о «естественной цене». Отдавая дань меркантилизму, самым важным Петти считал вопрос о цене товара.

Однако он исследовал не случайные рыночные цены, а среднюю или «естественную цену», под которой понимал стоимость, считая, что если бушель хлеба обменивается на унцию серебра, то последняя является «естественной ценой» такого количества хлеба.

В «Трактате о налогах и сборах» Петти объяснял это тем, что на производство данного количества хлеба и серебра затрачено одно и то же количество труда. Далее следовал вывод, что товары равны друг другу, так как в них содержится одинаковое количество труда*. Различие видов труда не имеет значения, стоимость товара измеряется рабочим временем, затраченным на их производство.

* ()

Как видим, У. Петти сделал открытие в политической экономии. Он заложил основы трудовой теории стоимости, но в этой его концепции содержится ряд заблуждений. Рассматривая капиталистическое производство как вечное, в котором царит якобы «естественный» порядок, Петти не смог понять природы стоимости труда, создающего ее.

Он не приблизился к пониманию той специфической общественной формы, в которой труд становится источником стоимости. Более того, он смешивал меновую и потребительную стоимость, абстрактный и конкретный труд.

Стоимость Петти не выделял как внутреннее свойство товара, отождествляя ее с количеством денег, получаемых за товар, а затем приходил к выводу, что стоимость создает не всякий труд, а только тот, который затрачен на производство золота и серебра (т. е. денежного материала).

Стоимость продуктов труда в других отраслях производства определялась, по его мнению, лишь в результате их обмена на благородные металлы. В этом варианте его учения о стоимости отчетливо обнаруживается серьезное влияние меркантилизма. Поэтому Маркс подчеркивал, что Петти, «опутанный представлениями монетарной системы…

объявляет тот особенный вид реального труда, которым добывается золото и серебро, трудом, создающим меновую стоимость. В сущности он полагает, что буржуазный труд должен производить не непосредственную потребительную стоимость, а товар, — потребительную стоимость, которая способна путем своего отчуждения в процессе обмена представляться в виде золота и серебра, т. е. как деньги, т. е. как меновая стоимость, т. е. как овеществленный всеобщий труд»*.

* ()

В поисках правильного толкования закона стоимости и его применения к реальной экономической жизни Петти выдвинул известную формулу «Труд есть отец и активный принцип богатства, а земля — его мать»*, которую можно считать еще одним вариантом его учения об источнике стоимости. В этой концепции, которую К.

Маркс характеризовал как гениальное заблуждение, подмечено участие природного фактора в создании потребительных стоимостей. Но поскольку Петти, как уже отмечалось, не видел различия между потребительной стоимостью и стоимостью, между конкретным и абстрактным трудом, то в его формуле земля выступает наряду с трудом источником стоимости.

Сказывалось явное непонимание как двойственной природы самого товара, так и двойственного характера труда.

* ()

К. Маркс, анализируя различные варианты учения Уильяма Петти о стоимости, замечал, что «у Петти беспорядочно переплетаются троякого рода определения:

a) Величина стоимости, которая определяется равным рабочим временем, причем труд рассматривается как источник стоимости.

b) Стоимость как форма общественного труда. Поэтому деньги выступают как истинная форма стоимости, хотя в других местах Петти опрокидывает все иллюзии монетарной системы. Здесь у него, стало быть, намечается определение понятия.

c) Смешение труда как источника меновой стоимости с трудом как источником потребительной стоимости, где труд предполагает вещество природы (землю)»*.

* ()

Однако, несмотря на ограниченность, противоречия и ошибки, гениальные догадки У. Петти приобрели важное значение в истории классической буржуазной политэкономии для поисков решения проблемы стоимости.

Заработную плату он определял как цену труда. Не зная категории рабочей силы, Петти не смог раскрыть сущности заработной платы, поскольку не понял, что труд, являясь источником стоимости, сам не имеет стоимости и цены. Ведь труд — это процесс, и его нельзя продать. Рабочий же продает капиталисту не труд, а способность к труду, т. е. рабочую силу.

Решая вопрос о том, чему же должна равняться стоимость труда, или заработная плата, У. Петти делал важное открытие, утверждая, что уровень заработной платы определяется объективными факторами, а не субъективным решением законодателя. «…

Закон должен был бы обеспечивать рабочему только средства к жизни, потому что если ему позволяют получать вдвое больше, то он работает вдвое меньше, чем он мог бы работать и стал бы работать, а это для общества означает потерю такого же количества труда»*.

* ()

Рассматривая это положение, Маркс в «Теориях прибавочной стоимости» приходил к выводу, что Петти правильно определял заработную плату необходимыми средствами к жизни работника.

Ошибочным было мнение, будто бы уровень заработной платы должен обеспечивать только физиологический прожиточный минимум.

Из определения заработной платы минимумом средств существования Петти делает вывод о том, что рабочий в виде заработной платы получает лишь часть стоимости, которую он создает. Вторую часть стоимости присваивает собственник.

У. Петти высказывал мысль, что прибавочная стоимость — это та часть продукта, которая остается после вычета издержек производства, куда он включал затраты на семена. Маркс отмечал, что у него «можно увидеть догадку о природе прибавочной стоимости, хотя он рассматривает ее только в форме земельной ренты»*.

Петти утверждал, что если «какой-нибудь человек своими собственными руками возделывает под зерновой хлеб собственный участок земли», то «этот человек вычтет из полученного им урожая свои семена», и то, что нужно «в обмен на одежду и другие предметы, необходимые для удовлетворения насущных потребностей».

Тогда «остаток хлеба составляет естественную и истинную ренту этого года»**. В отличие от меркантилистов Петти показал, что рост богатства реализуется за счет прибавочного труда, который овеществляется в прибавочном продукте, в данном случае совпадающем с земельной рентой.

Петти трактует ренту и как всеобщую форму прибавочной стоимости, и как собственно земельную ренту.

* ()

** ()

По мнению Маркса, Петти дал первое понятие дифференциальной ренты, утверждая, что она возникает в сельском хозяйстве в связи с различным плодородием участков и различным местоположением их по отношению к рынку. Он считал ренту не даром земли как таковой, а созданием труда, поскольку труд на разных участках обладает разной производительностью.

После того как Петти определил ренту как чистый доход с земли, он ставит вопрос о цене земли. По его мнению, стоимость, или цена, земли представляет собой сумму определенного числа годичных рент. Обосновывается это правильное определение цены земли довольно оригинально.

Если цена земли, рассуждал Петти, равна сумме годичных рент, следовательно, можно допустить, что число этих рент должно равняться обычной продолжительности совместной жизни трех поколений (деда, отца, сына), т. е. 21 году. Однако такое количество годичных рент, определяющих стоимость земли, может изменяться. К.

Маркс, отмечая заслуги Петти в решении проблемы ренты и цены земли, писал: «Во-первых, рента, как выражение совокупной сельскохозяйственной прибавочной стоимости, выводится не из земли, а из труда и определяется как созданный трудом избыток над тем, что необходимо для поддержания жизни работника…

во-вторых, стоимость земли оказывается не чем иным, как наперед закупленной на определенное число лет рентой, такой превращенной формой самой ренты, в которой прибавочная стоимость (или прибавочный труд) стольких-то лет (например, 21 года) выступает как стоимость земли; короче говоря, стоимость земли оказывается не чем иным, как капитализированной рентой»*.

* ()

В тесной связи с теорией ренты у Петти находится вопрос о ссудном проценте, который он называл «денежной рентой» и заявлял, что процент является доходом, производным от земельной ренты. В работе «Разное о деньгах» процент он приравнивал к арендной плате и отвергал законодательное его регулирование.

Такая трактовка процента, даваемая Петти, имеет свою логику, поскольку ренту он считал всеобщей формой капиталистического дохода, а источник процента соответственно искал в ней.

Он, в силу неразвитости капиталистических отношений в Англии того времени, не смог противопоставить ссудный процент предпринимательскому доходу и рассмотреть его как обособившуюся часть прибыли.

Анализ экономических взглядов У.

Петти позволяет сделать вывод о том, что наряду с научными положениями в его работах соседствуют ошибочные концепции, причем анализ экономических категорий растворяется в проблемах экономической политики, экономической статистики. Эти категории трактовались им внеисторически, как естественные, капитализм же считался вечным строем. В этом ярко проявилась буржуазная ограниченность Петти.

Однако, несмотря на незрелость и противоречивость экономического учения Петти, оно занимает видное место в истории экономической мысли. У.

Петти заложил основы трудовой теории стоимости, искал единый источник капиталистических доходов, поставил проблему экономического закона.

Научные идеи, выдвинутые им, были восприняты и развиты представителями классической школы буржуазной политической экономии.

Источник: http://economics-lib.ru/books/item/f00/s00/z0000036/st080.shtml

Экономическая теория У. Петти

1. Классическая экономическая теория - истоки. Экономические взгляды У.Петти

Уильям Петти (1623—1687) — основоположник классической политической экономии в Англии, изложивший свои экономические взгляды в произведениях, опубликованных в 60—80-е гг. XVII в. По словам К.Маркса, У.Петти — «отец политической экономии гениальнейший и оригинальнейший исследователь — экономист».

У.Петти родился в г. Ромси, что на юге Англии, в семье суконщика. В детстве в годы учебы в городской школе изучаемые дисцип­лины и особенно латынь постигал с заметной легкостью. Благодаря знанию латыни, юный У.Петти был принят в Канский коллеж, обеспечивавший слушателям полное материальное содержание. Коллеж позволил ему овладеть греческим и французским языками, математикой, астрономией.

В 1650 г. в 27 лет У.Петти получил степень доктора физики, стал профессором анатомии одного из английских колледжей. Но через год неожиданно для многих принял предложение занять должность врача при главнокомандующем английской армией в Ирландии, и с этого времени жизнь скромного медика кардинально изменилась. Проявив завидную предприимчивость, ему удалось «заработать» 9 тыс.

фунтов стерлингов за обычный, казалось бы, правительственный подряд по под­готовке им лично планов земельных участков для последующих замеров и составления карты покоренной разоренной Ирландии. Как выяснилось, У.Петти оформил на свое имя скупку земли на разных концах острова за всех тех офицеров и солдат, кто не мог или не хотел дождаться получения своего земельного надела.

В результате появились такие его произведения, как «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Политическая анатомия Ирландии» (1672), «Разное о деньгах» (1682) и другие, в которых красной нитью прослеживается мысль о неприятии протекционистских идей меркантилистов.

Предмет изучения.Судя по трудам У.Петти, предметом изучения экономической науки (политической экономии), на его взгляд, является прежде всего анализ проблем сферы производства.

Это, в частности, очевидно из убежденности данного ученого в том, что создание и приумножение богатства происходит якобы исключительно в сфере материального производства, причем без какого-либо участия в этом процессе торговли и торгового капитала.

Метод изучения.Методологические позиции У.

Петти хотя и не лишены некоторых, присущих меркантилизму, элементов эмпиризма (например, в части толкования им цены земли) и государственного вмешательства в хозяйственную жизнь (когда он, к примеру, рекомендует сократить численность купцов в стране), но в основном он придерживался принципов невмешательства, настаивая на либерализации денежного обращения и торговли. Одновременно присущий его творчеству экономический либерализм обусловил такие методические упрощения, как:

— отрицание обратного влияния сферы обращения на сферу производства;

— приверженность ортодоксальной версии количественной теории денег, уводящей от признания взаимозависимости денежного и товарного рынков;

— затратная характеристика природы происхождения стоимости (ценности) товаров и услуг;

— трактовка заработной платы как цены труда рабочего, размер которой в условиях свободной конкуренции всегда минимален, и др.

Теория богатства и денег.В отличие от меркантилистов, богатство, по мнению У.

Петти, образуют не только драгоценные металлы и камни, включая день­ги, но и земли страны, дома, корабли, товары и даже домашняя обстановка.

В рассуждениях по данному поводу он высказал весьма популярное и в наши дни убеждение: «Труд есть отец и активный принцип богатства, а земля его мать».

Для увеличения богатства страны У.Петти полагал, что вместо наказания тюремным заключением необходимо ввести денежные штрафы, а «несостоятельных воров» отдавать «в рабство», заставлять трудиться. Это, в противовес меркантилистам, означало, что богатство создается, прежде всего, трудом и его результатами, т.е. отрицалась «особая» роль денег в хозяйственной жизни.

В развитие данной мысли У.Петти обращает внимание на бес­смысленность и невозможность запрета вывоза денег (золота). Подобное деяние государства равносильно, по его словам, запрету ввоза в страну импортных товаров.

Теория стоимости.Неприятие меркантилистских идей отразилось в творчестве У.

Петти и в попытках выявить природу происхождения стоимости товаров, а также причины, влияющие на уровень их ценности на рынке.

Трактовки, предложенные им в данной связи, впоследствии позволили признать его первым автором трудовой теории стоимости, ставшей одним из главных при­знаков классической политической экономии в целом.

В одной из них говорится, что стоимость товара создается трудом по добыче серебра и является его «естественной ценой»; стоимость же товаров, выясненная приравниванием к стоимости серебра, является их «истинной рыночной ценой». Другая гласит, что стоимость товара обусловлена участием в ее создании труда и земли, или, как выразился сам У.

Петти, «нам следовало бы говорить: стоимость корабля или сюртука равна стоимости такого-то и та­кого-то количества земли, такого-то и такого-то количества труда, потому что ведь оба — и корабль, и сюртук — произведены землей и человеческим трудом». Как видим, у У.Петти в основе цены товара в каждой из трактовок ее сущности лежат затраты.

Опираясь на трудовую теорию стоимости, Петти рассматривал другие экономические категории, высказав ряд весьма ценных для политической экономии положений. Это проявилось прежде всего в определении ренты как разницы между стоимостью товара и заработной платой.

Рента представляла излишек стоимости над издержками производства, сводившимися в основном к стоимости рабочей силы. Рента у Петти — единственная форма прибавочной стоимости.

Он высказал догадку о природе прибавочного продукта, указал, что рента как выражение совокупной сельскохозяйственной стоимости выводится не из земли, а из труда, и определяется как созданный трудом избыток над тем, что необходимо для поддержания жизни работника.

Характеризуя заработную плату, Петти исходил из того, что она имеет объективную основу, установил её зависимость от стоимости средств существования рабочего. Петти сводил заработную плату к минимуму средств существования. Он был сторонником низкой заработной платы, считая, что только в этом случае рабочий будет трудиться с достаточным напряжением сил.

Предыдущая10111213141516171819202122232425Следующая

Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 453; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/6-74930.html

Экономические взгляды У. Петти

1. Классическая экономическая теория - истоки. Экономические взгляды У.Петти

Уильям Петти (1623—1687) родился в семье суконщика. Отка­завшись заниматься семейным ремеслом, он нанялся юнгой на корабль. В пути сломал ногу, был высажен на берег и обратился в городе Кан к отцам иезуитам с просьбой принять его в колледж. Проучившись два года, У.

Петти приобрел знания нескольких язы­ков, математики (арифметики, геометрии), астрономии. Его вы­дающиеся математические способности позволили ему до конца жизни оставаться на уровне достижений науки того времени.

В разгар английской буржуазной революции он служил в военном флоте, но в политическую борьбу вступить не захотел и уехал в Голландию и Францию, занялся изучением медицины. Затем ра­ботал ювелиром, оптиком, секретарем философа Гоббса.

Вернувшись в Англию, Уильям Петти в 1650 г. получил в Ок­сфордском университете степень доктора физики и стал профес­сором анатомии и вице-принципалом (проректором) одного из колледжей.

В науке вместе с учеными Королевского общества он боролся про­тив старой схоластики, за внедрение экспериментальных методов.

Среди историков экономической мысли не сложилось едино­го мнения о роли и значении У. Петти в развитии науки. Ряд буржуазных экономистов, считая его большим ученым и яркой личностью, не видят в нем, однако, предшественника А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса и сужают его роль только созданием основ статистико-экономического метода исследований.

Другие признают в нем лишь одного из представителей меркантилизма или только постановщика частных проблем и вопросов экономической поли­тики (например, налогообложения, таможенных пошлин). Веду­щей позицией западных ученых в оценке взглядов У. Петти явля­ется точка зрения Й.

Шумпетера, который отрицал основные его завоевания (теорию трудовой стоимости, заработной платы, по­нимание прибавочной стоимости). Более того, Й. Шумпетер счи­тал, что своей славой гениального ученого У. Петти обязан только оценке К. Маркса, объявившего его основателем экономической науки. Таким образом, Й. Шумпетер признавал, что Маркс пре­увеличил теоретические заслуги У.

Петти. К. Маркс действитель­но считал У. Петти одним из основоположников науки полити­ческой экономии, четко отграничив его от меркантилистов.

К числу основных произведений У. Петти следует отнести: «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Слово мудрым» (1664), «По­литическая анатомия Ирландии» (1672), «Политическая арифме­тика» (1676), «Разное о деньгах» или «Кое-что о деньгах» (1682).

Литературное наследие У. Петти полностью при жизни автора никогда не издавалось. Имелись только старые разрозненные пуб­ликации, которые к середине XIX в. были уже библиографичес­кой редкостью. Первое собрание экономических работ (но непол­ное) было издано в самом конце XIX в. Тогда же была опублико­вана его биография, а в 20-е годы XX столетия изданы некоторые рукописи и переписка.

Проекты, предлагаемые У. Петти, почти всегда отвергались при­ближенными королевского двора. И основной причиной было то, что «они были сознательно и смело направлены на развитие капи­талистического хозяйства в Англии и Ирландии, на более реши­тельную ломку феодальных отношений. А монархия Карла II и его брата Иакова II, наоборот, цеплялась за эти пережитки…».

Несмотря на то, что У. Петти принадлежит к классической шко­ле политической экономии, в его воззрениях содержатся элемен­ты меркантилизма, особенно в ранних работах. Так, У. Петти по­нимал богатство как деньги (драгоценные металлы).

Вот что он писал о богатстве: «Важнейший и конечный результат торговли — не богатство в широком смысле слова, но главным образом изоби­лие серебра, золота и драгоценных камней, которые не гибнут, не так изменчивы, как прочие товары, но являются всегда и повсюду богатством, тогда как обилие вина, хлеба, дичи, мяса и т.п.

— богатства лишь hicet mine (здесь и теперь), так что производство и торговля такими товарами, которые наполняют страну золотом, серебром, драгоценными камнями и т.п., выгоднее всех других».

Таким образом, У. Петти сводил преимущества драгоценных металлов и камней к их естественным свойствам, фетишизировал драгоценные металлы как форму стоимости.

Так же как и меркантилисты, У. Петти считал, что нужно производить такие товары, вывоз которых может снабдить стра­ну драгоценными металлами, т.е. обеспечить активный торговый баланс. У. Петти ратовал за вывоз главным образом полуфабри­катов и ввоз промышленного сырья для поощрения националь­ной промышленности.

Аналогичными меркантилистическим были взгляды У. Петти на народонаселение, которые он резюмировал в «Трактате о нало­гах и сборах». «Малочисленность народонаселения — действитель­ная бедность», — писал он. Поэтому и меркантилисты, и Петти — сторонники всяческих мер, ведущих к увеличению населения.

Петти, так же как и меркантилисты, был сторонником госу­дарственного вмешательства в экономику.

Меркантилистические воззрения полнее всего отражены в ран­них произведениях У. Петти. А в позднем сочинении «Разное о деньгах» последние следы меркантилистических взглядов совер­шенно исчезли.

Основные научные достижения У. Петти. Однако У.

Петти не был бы признан одним из основоположников классической политической экономии, если бы он не выступил с оригиналь­ными мыслями, отличными от меркантилисти­ческих.

И здесь он проявил широту взглядов, зат­ронув наиболее важные проблемы политической экономии, — те­орию стоимости, теорию денег, проблему прибавочной стоимос­ти, земельной ренты, процента, заработной платы.

Важнейшим экономическим сочинением У. Петти является «Трактат о налогах и сборах». Оно же признается самым важным экономическим сочинением всего XVII столетия. Такую высокую оценку «Трактат» получил потому, что «в рассматриваемом нами произведении У.

Петти по сути дела определяет стоимость това­ров сравнительным количеством содержащегося в них труда». В свою очередь «от определения стоимости зависит и определение прибавочной стоимости» — так оценивает К. Маркс научное достижение английского мыслителя.

Таким образом, самое существенное научное достижение У. Пет­ти — обоснование трудовой теории стоимости. Он сделал открытие в политической экономии — первый пришел к выводу о том, что источником стоимости является труд. До Петти теории стоимости в полном смысле этого понятия не было, и ни у одного мерканти­листа нет ни слова о меновой стоимости товара.

Петти дал наиболее правильное толкование сути стоимости, которое никто из ученых до Адама Смита не превзошел.

В «Поли­тической анатомии Ирландии» он подошел к стоимости как произ­водному земли и труда и соотношение этих двух факторов назвал важнейшей проблемой политической экономии.

Что стоимость определяется трудом, затраченным на производство, и только им, Петти говорит в «Трактате о налогах и сборах»; он — автор знаме­нитой формулы: «Труд есть отец и активный принцип богатства, а земля — его мать». По мнению К.

Маркса, эта концепция Петти — гениальное заблуждение. Гениальное — потому, что здесь заложе­ны основы трудовой теории стоимости и подмечено участие в со­здании стоимости природного фактора. Заблуждение — потому, что здесь земля наряду с трудом выступает источником стоимости.

Петти различает цену и стоимость. Цена — это так называемая политическая цена; стоимость Петти называет естественной це­ной. При исследовании цен он брал не случайные рыночные цены, а среднюю, или естественную, цену, под которой понимал сто­имость.

Если на производство товаров затрачено одно и то же количество труда, то и стоимость этих товаров равна.

«Если кто-нибудь может добыть из перуанской почвы и доставить в Лондон одну унцию серебра в то же самое время, в течение которого в состоянии произвести один бушель хлеба, то первая представляет собой естественную цену другого».

Трактат «Политическая арифметика», написанный в 1676 г., Петти не решался опубликовать, поскольку его экономические идеи все более приобретали антифранцузский политический ха­рактер, а союз с Францией являлся основой внешней политики Карла П. Но трактат распространялся в списках, в 1683 г. без согласия У.

Петти и под другим названием был издан анонимно. Полностью и под именем автора это произведение увидело свет только после Славной революции 1688—1689 гг. Издал его сын У. Петти — лорд Шелберн. Это сочинение У. Петти явилось пер­вой в истории работой, основанной на статистико-экономическом методе исследования.

В XVII в. статистики еще не было, и даже само это слово по­явилось в XVIII в.

Практически кое-какие данные имелись только о налогах и внешней торговле; сведений о численности населения, его размещении, о половозрастном и профессиональном со­ставе было очень мало.

Показатели об экономическом развитии — производстве, потреблении тех или иных основных товаров, дохо­дах населения не составлялись.

Поэтому заслугой У. Петти признается то, что он первым по­ставил вопрос о необходимости создания государственной статис­тики, статистической службы. Он наметил основные линии сбора данных, впервые произвел подсчеты национального богатства Англии. Он делал расчеты, сколько нужно в стране врачей и адво­катов, что теперь мы называем расчетами баланса рабочей силы.

Петти правильно определял заработную плату необходимы­ми средствами к жизни работника. И из этого следовал вывод о том, что стоимость, создаваемая рабочими, делится на три части:

— часть, которая идет на возмещение затраченных средств произ­водства (допустим, семян, если речь идет о производстве зерна);

— вторая часть, которая необходима для поддержания жизни ра­ботника и членов его семьи;

— третья часть — избыток, или чи­стый доход. Таким образом, если первые две части составляют необходимый продукт, то третья часть — прибавочный. Поэтому К. Маркс отмечал, что во взглядах У.

Петти содержится догадка о прибавочной стоимости, которую он представляет как часть продукта, остающуюся после вычета издержек производства. Он понимал, что заработная плата и прибыль движутся в противопо­ложных направлениях.

При одном и том же уровне производства повышение заработной платы возможно только за счет приба­вочной стоимости, и наоборот.

У. Петти первым дал понятие дифференциальной ренты не как дара земли, а как результата труда, как правильное определе­ние цены земли.

Петти является родоональником экономической теории, по­этому его взгляды еще не сложились в законченном виде. Он сме­шивал меновую и потребительную стоимость, не различал абст­рактный и конкретный труд. Под влиянием меркантилизма счи­тал, что стоимость создает только труд, затраченный на производ­ство золота и серебра.

Не дошел до осознания категории рабочей силы, а поэтому не понял, что труд — это процесс, который нельзя продать, ведь продается рабочая сила, т.е. способность к труду. Неправильным у У. Петти было признание земельной ренты все­общей формой прибавочной стоимости, из которой он выводил процент. Это объяснялось тем, что в XVII в.

земля была основным объектом приложения человеческого труда.

Работа У. Петти «Разное о деньгах» высоко была оценена К. Марк­сом, который считал ее настоящим шедевром по содержанию и по форме. Написана она в форме 32 вопросов и кратких ответов. Здесь заложена основа научной теории денег. В течение последующих двух столетий теория денег и кредита развивалась во многом в рам­ках тех идей, которые У. Петти изложил в этом труде.

Источник: https://cyberpedia.su/12x10719.html

Refpoeconom
Добавить комментарий