1. Экономика первобытного общества

Экономика первобытного общества

1. Экономика первобытного общества

Введение

Как говорит само название, экономическая история – это наука, изучающая историю экономики. Предметом экономической истории является развитие экономики в различные исторические эпохи, при этом развитие экономики изучается во взаимосвязи с социально-политическим развитием.

Более подробно, экономическая история рассматривает историю сельского хозяйства, промышленности, торговли, финансов, историю различных экономических процессов (индустриализации, урбанизации, монополизации и т. п.), историю экономических институтов (налоги, цены, заработная плата и т.д.).

Изучение истории первобытного общества характеризуется рядом специфических черт.

1) Это самый длительный в истории человечества период — от возникновения древнего человека до формирования на Земле первых государств. В сравнении с этим периодом все остальные эпохи по времени ничтожно малы.

2) В изучении истории первобытного общества очень много «белых пятен», спорных и нерешенных вопросов, которые, возможно, до конца и не будут решены никогда.

Объясняется это следующим: не существует письменных источников, освещающих жизнь первобытных людей — письменность, как известно, была создана уже в эпоху классообразования; находки костных останков первобытных людей единичны и интерпретировать их трудно; данные археологических раскопок, как правило, дают информацию лишь о некоторых сторонах материальной жизни людей; экстраполяции современного этнографического материала на далекое прошлое часто слишком субъективны и неубедительны. Результатом являются принципиальные разногласия историков по кардинальным вопросам жизни первобытного общества. Так, нет единства мнений по вопросу о том, когда на Земле появились первые люди — указываются даты от 5 млн. до 500 тыс. лет назад, когда появился человек разумный. Спорным является вопрос о хозяйственно — культурных типах и времени их возникновения.

1 Предмет  истории экономики.

Экономическая история – сравнительно молодая наука, она зародилась в середине XIX века, выделившись из политической экономии. У истоков экономической истории стояли английские ученые А. Тойнби, Дж. Эшли, немцы К. Бюхер, М. Вебер, русские М. Ковалевский и Д. Виноградов.

Основной задачей экономической истории было изучение развития экономики в прошлом и поиск закономерностей этого развития для того, чтобы сделать возможным прогнозирование будущего. Эта задача является особенно актуальной ввиду неравномерности развития экономики, наличия периодических подъемов и спадов.

Пионерами изучения экономической конъюнктуры прошлых столетий были французские историки Франсуа Симиан (1873-1935) и Эрнест Лабрусс (1895-1972), а так же русский экономист Николай Кондратьев (1892-1938). Эти исследователи впервые стали изучать динамику экономических показателей на протяжении длительных, более чем столетних, временных периодов.

В их трудах экономическая история превращалась в статистические описания, в длинные ряды чисел, характеризующих производство, цены, заработную плату. Эти ряды чисел анализировались математическими методами с целью выявления циклических закономерностей.

Уже в первых работах Симиана и Лабрусса, были выявлены периодические колебания цен и реальной заработной платы в XVI-XVIII веках. Таким образом, была обнаружена повторяемость исторических процессов – то есть были найдены объективные закономерности экономического развития.

Правда, ни Симиан, ни Лабрусс поначалу не понимали природы обнаруженных колебаний, смысла открытых ими закономерностей. Понимание пришло нескоро, для решения проблемы понадобилось труды многих исследователей из разных стран. Лишь два десятилетия спустя, в 1950-х годах, было признано, что циклические колебания имеют демографическую природу.

Влияние демографического фактора на течение исторического процесса отмечалось многими философами, начиная с античных времен. В трудах Платона, Аристотеля, Хань Фэй-цзы рост численности населения связывался с опасностью перенаселения, которое приводило к нехватке пахотных земель, к недостатку продовольствия, бедности, голоду и восстаниям бедняков.

Начало исследования проблемы перенаселения в Новое время связано с именем основателя демографической науки Томаса Роберта Мальтуса. По теории Мальтуса численность населения возрастает со временем, как геометрическая прогрессия.

Мальтус утверждал, что при благоприятных условиях население возрастет за 25 лет в 2 раза, за 100 лет — в 16 раз, за 200 лет — в 256 раз! Рассуждая подобным образом, Мальтус пришел к выводу, что численность населения возрастает намного быстрее, чем средства производства, что перенаселение и голод являются неразлучными спутниками человеческого общества.

Движение населения по логистической кривой называется демографическим циклом. Конечная стадия демографического цикла отличается неустойчивостью, случайные колебания внешних факторов (например, войны или повторяющиеся неурожаи) могут привести к демографической катастрофе — гибели значительной части населения, после чего демографическое давление падает и начинается новый демографический цикл.

2. Характеристика первобытного общества

Человек как существо, производящее орудия труда, существует около двух миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека — совершенствовались его мозг, конечности и пр. И только около 40 тыс.

лет тому назад, когда возник человек современного типа — «хомо сапиенс», он перестал меняться, а вместо этого стало сначала очень медленно, а потом все более стремительно изменяться общество, что и привело около 50 веков тому назад к возникновению первых государств и правовых систем.

Каким же было первобытное общество и как оно менялось?

Экономика этого общества была основана на общественной собственности.

При этом неукоснительно реализовывались два принципа (обычая): реципроктность (все, что производилось, сдавалось в «общий котел») и редистрибуция (все сданное перераспределялось между всеми, каждый получал определенную долю). На иных основах первобытное общество просто не могло существовать, оно было бы обречено на вымирание.

В течение многих веков и тысячелетий производительность труда была крайне низкой, все, что производилось, потреблялось. Естественно, что в таких условиях не могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество экономически равных, но равных в бедности, людей. Развитие экономики шло по двум связанным между собой направлениям:

— совершенствование орудий труда (грубые каменные орудия, более совершенные каменные орудия, медь, бронза, железо и т.д.);

— совершенствование способов, приемов и организации труда (собирательство, рыбная ловля, охота, скотоводство, земледелие и прочее; разделение труда, включая крупные общественные разделения труда, и т.д.).

Все это приводило к постепенному и все более убыстряющемуся повышению производительности труда.

Структура первобытного общества.

 Основной единицей общества была родовая община — объединение на основе родственных связей людей, ведущих совместную хозяйственную деятельность. На более поздних стадиях развития возникают племена, объединяющие близкие роды, а затем и союзы племен. Укрупнение общественных структур было выгодно обществу.

Оно позволяло более эффективно противостоять силам природы, использовать более совершенные приемы труда (например, охоту загоном), успешнее отражать агрессию соседей и самим нападать на них: происходило поглощение более слабых, необъединенных.

Вместе с тем укрупнение способствовало более быстрому освоению новых орудий и приемов труда.

Однако сама возможность объединения в решающей мере зависела от уровня развития экономики, от производительности труда, определявших, какое количество людей могла прокормить определенная территория.

Управление, власть.

 Все наиболее важные вопросы жизни рода решались общим собранием его членов. Каждый взрослый имел право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса. Для осуществления оперативного управления избирался старейшина — наиболее уважаемый член рода.

Должность была не только выборной, но и сменяемой: как только появлялся более сильный (на ранних ступенях развития), более умный, опытный человек (на последующих стадиях), он заменял старейшину.

Особых противоречий при этом не возникало, поскольку, с одной стороны, ни один человек не отделял себя (и своих интересов) от рода, а с другой — должность старейшины не давала никаких привилегий (кроме уважения): он работал наравне со всеми и получал свою долю, как и все.

Власть старейшины основывалась исключительно на его авторитете, уважении к нему других членов рода. Племя управлялось советом старейшин, представлявших соответствующие роды. Совет избирал племенного вождя. Эта должность также на ранних этапах общественного развития была сменяемой и не давала привилегий.

Союз племен управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза (иногда двух, один из которых был военным вождем).                С развитием общества постепенно осознается важность хорошего управления, руководства, и постепенно происходит его специализация, а то обстоятельство, что лица, осуществляющие управление, накапливают соответствующий опыт, постепенно приводит к пожизненному отправлению общественных должностей.

Нормативное регулирование.

Ни одно сообщество (животное, а тем более человеческое) не может существовать без определенного порядка в отношениях его членов.

Закрепляющие такой порядок правила поведения, в какой-то части унаследованные от далеких предков, постепенно формируются в систему норм, регулирующих производство и распределение, семейные, родственные и иные общественные связи.

Эти правила закрепляют на основе накопленного опыта наиболее рациональные, выгодные для рода и племени отношения людей, формы их поведения, определенную соподчиненность в коллективах и т.п. Возникают устойчивые обычаи, которые передаются из поколения в поколение и соблюдаются в подавляющем большинстве добровольно, в силу привычки.

В случае же нарушения они поддерживаются всем обществом, в том числе и мерами принуждения, вплоть до смерти или равносильного ей изгнания виновного. Первоначально закрепляется, видимо, система запретов (табу), на основе которых постепенно появляются обычаи, устанавливающие обязанности и права.

Изменения в обществе, усложнение социальной жизни приводят к появлению и закреплению новых обычаев, увеличению их числа.                                                                                    Развитие первобытного общества во всех регионах первоначально происходило одинаково.

Однако на стадии перехода к государству пути человечества разошлись. В большинстве регионов мира, в частности в Азии и Африке, первые государства возникли в зонах поливного земледелия.

Это требовало проведения крупных общественных работ по строительству каналов и других ирригационных сооружений, что обусловило сохранение сельскохозяйственной общины и, следовательно, общественной формы собственности на землю. В Европе же, где таких работ не требовалось, произошло разложение общин и возникла либо частная собственность на землю (Афины, Рим), либо частное землепользование при сохранении государственной собственности (Спарта). Это оказало существенное влияние на процесс возникновения государства и права, а также на характер и государства, и права.

3. Хозяйственная жизнь первобытного человеческого стада

В настоящее время считается общепризнанным, что развитие первобытного общества нельзя рассматривать вне его природного окружения, что первобытный человек являлся составной частью сложной экосоциальной системы. В основе экономики первобытного общества лежала коллективная загонная охота. Меньшую роль играло собирательство съедобных растений.

Охота и собирательство давали лишь скудные средства для существования, для прокормления одного охотника в степях или прериях требовалось около 10 кв. км. охотничьих угодий, для прокормления группы в 30 человек требовалась территория примерно 15*20 километров.

Отсюда следует, что охотники и собиратели могли жить лишь небольшими группами кровных родственников, родами.

С другой стороны, участие в коллективной загонной охоте требовало единства, сплоченности, коллективизма. “Люди стойбища, — писал К. Расмуссен об эскимосах,- жили в состоянии столь ярко выраженного коммунизма, что не было даже никаких особых охотничьих долей.

Все трапезы совершались вместе, как только было убито какое-либо животное”. Все мужчины считались братьями независимо от обстоятельств рождения.

Жены были фактически общими: алеуты называли жену брата “аягань” — буквально, “моя жена”; у австралийцев жена брата считалась второй женой. Братья обменивались детьми: половина детей эскимосов залива Рипалс воспитывалась в чужих семьях.

Имущество рода тоже было общим; австралийские охотники постоянно обменивались предметами, находившимися в личном пользовании — каменными ножами, бумерангами и т.д.

Все охотничьи угодья, степи и леса были поделены между родами; при увеличении численности рода в результате естественной рождаемости охотничья добыча становилась недостаточной для пропитания и наступал голод.

Фактически охотничьи роды жили в состоянии почти постоянного голода; если сегодня добычи было много, то по законам биологии это означало, что вскоре ее будет мало. Охотники не умели делать запасов, поэтому, когда вслед за благополучным сезоном наступал сезон бескормицы, и вместе с ним приходил голод.

По археологическим данным средняя продолжительность жизни взрослых составляла в каменном веке 29 лет — для сравнения можно заметить, что в прошлом столетии, когда в деревнях еще не знали о медицине, она составляла в России 60 лет.

Голод побуждал охотников к попыткам захвата территорий других родов – поэтому периоды голода сопровождались столкновениями между родами. В захоронениях первобытных людей часто находят поврежденные скелеты, пробитые черепа, человеческие кости с выдолбленным костным мозгом – свидетельства каннибализма.

Голод и войны побуждали охотничьи роды прибегать к демографическому регулированию. Род нуждался в воинах и охотниках, поэтому женщины должны были рожать, возможно, чаще, но большинство родившихся девочек алеуты сразу же убивали. Подросшие мальчики подвергались жестокому экзамену на силу и выносливость — инициации.

“Видимым символом такой инициации является рассечение кожи от спины вниз”, — пишет исследователь Океании Вебстер. Чем больше было мальчиков и чем более жестоким был экзамен, тем сильнее было — при неизменной численности — ополчение рода. Геродот свидетельствует о том, что саки убивали и съедали своих стариков — тех немногих, которые выжили в постоянных сражениях.

  Таким образом, мы видим, что примитивная экономика определяла все обычаи и образ жизни древних охотников.

Источник: https://student.zoomru.ru/ekonom/jekonomika-pervobytnogo-obshhestva/180440.1492465.s1.html

Refpoeconom
Добавить комментарий