1. Экономические модели и теории

Теории и модели экономического роста

1. Экономические модели и теории

Экономический рост представляет собой расширение объемов общественного производства, приводящее к повышению благосостояния и уровня жизни населения страны. По его характеру судят не только о развитии национальной экономики государства, но и о способах решения проблем ограниченного характера ресурсов.

Теория экономического роста считается одним из сложнейших разделов экономической науки, исследующей механизмы рынка. Изучение и анализ роста национальной экономики особую роль приобретает в современном мире.

Основы моделирования экономического роста

В основе моделей экономического национальной экономики роста лежит представление об абстрактном, упрощенном выражении реального экономического процесса в виде графиков и уравнений.

Большая часть существующих моделей опирается на постулат о том, что рост реального объема общественного производства обеспечивается в первую очередь благодаря рост основных производственных факторов.

Такими факторами являются:

  • труд ($L$);
  • капитал ($K$).

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Трудовые факторы, как правило, слабо поддаются внешнему воздействию в то время, как объем капитальных ресурсов может быть скорректирован благодаря проведению соответствующей инвестиционной политики.

Запас капитала в национальной экономике страны прирастает благодаря увеличению чистых инвестиций и постепенно сокращается на величину амортизации.

Это подводит к выводу о том, что экономический рост имеет ценность не как таковой, а как основа повышения благосостояния населения.

В виду этого качественная оценка экономического роста зачастую производится посредством оценки динамики потребления.

В настоящее время в эконмической теории наиболее распространены две основные модели экономического роста: кейнсианская и неоклассическая. Рассмотрим их более подробно.

Кейнсианская модель экономического роста

Модели экономического роста кейнсианской школы используют преимущественно тот же логический инструментарий, что и модели долгосрочного равновесия той же школы.

Здесь анализ спроса находит свое соединение с факторами предложения, что позволяет выявить условия обеспечения их динамического равновесия.

В роли стратегической переменной, позволяющей осуществлять управление ростом национальной экономикой, выступают инвестиции.

Наиболее распространенные модели экономического роста, разработанные представителями кейнсианской школы, представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.

Рисунок 1. Кейнсианские модели экономического роста/ Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Модель Е. Домара была разработана в конце 1940-х гг. Согласно данной модели производственная технология предстает в виде производственной функции Леонтьева и характеризуется непрерывной предельной производительностью капитала. При этом условно считается, что труд на рынке не выступает в роли дефицитного ресурса.

В основе данной модели лежит предпосылка о том, что рынок труда характеризуется избыточным предложением, в виду чего наблюдается постоянство цен. Капитал не покидает пределы национальной экономики. Норма сбережений и отношение K/Y – постоянны. Объемы общественного производства определяются лишь одним ресурсом – капиталом. В целях упрощения модели инвестиционный лаг приравнивается к нулю.

Вторая модель Харрода была создана в 1939 году. В ее состав входит эндогенная функция инвестиций, основанная на принципах предпринимательских ожиданий и акселератора. В соответствии с данной моделью предприниматели, исходя из тенденций рынка, самостоятельно определяют масштабы производства:

  • если в предшествующий период предложение превышало спрос, то темпы роста производства снижаются;
  • если спрос доминировал над предложением, то темпы роста производства увеличиваются;
  • если в прошлом периоде спрос соответствовал предложению, то темпы роста объемов производства неизменны.

Замечание 1

На практике обе эти модели часто объединяют в так называемую модель Харрода-Домара. Так или иначе, они позволяют говорить о том, что темпы экономического роста при заданных технических условиях производства, определяются предельной склонностью к сбережению. Существование же динамического равновесия возможно даже в условиях частичной занятости.

Неоклассическая модель экономического роста

Базовые модели экономического роста неоклассической школы представлены на рисунке 2. Все они опираются на функцию производства, отражающую зависимость между уровнем производства и величиной трудовых (L) и капитальных (K) ресурсов при заданном состоянии технологий. Рассмотрим их содержание более подробно.

Рисунок 2. Неоклассические модели экономического роста/ Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Модель Р. Солоу была создана американским экономистом в 1956 году. Именно она подтолкнула ученых к проведению исследования в сфере неоклассических моделей, в основе которых лежит совершенная конкуренция и непрерывная взаимозаменяемость между основными факторами производства (трудом и капиталом).

Модель Солоу исходит из возможности равновесного роста экономики в условиях развития полной занятости, полного использования капитала и соответствия совокупных объемов спроса и предложения и достижения его устойчивости.

В качестве дополнения данной модели английским экономистом Дж. Мидом была разработана новая модель, опирающаяся на анализ экономического роста в условии технического прогресса. В рамках данной модели ученым была предложена классификация его типов (рисунок 3).

Рисунок 3. Типы технического прогресса согласно модели Дж. Мида/ Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Каждый из типов технического прогресса, представленных на рисунке 3, способен видоизменять процесс, уравновешивающий труд и капитал, изменяя при этом норму замещения. Вне зависимости от его характера, темпов и направлений, механизмы достижения одной занятости и стабильных темпов экономического роста, изложенных в модели Солов, сохраняются.

Так или иначе, особое внимание в рамках данном модели уделяется изучению факторов, которые определяют темпы роста национальной экономики. Всю их совокупность принято делить на две группы: рост склонности к сбережению и темп накопления капитала.

Замечание 2

На практике могут появляться новые комбинированные модели. Особенно их развитие актуально в современном мире.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/struktura_ekonomicheskogo_rosta/teorii_i_modeli_ekonomicheskogo_rosta/

1. Экономические модели. Понятие экономической модели

1. Экономические модели и теории

РЕФЕРАТ

по курсу: Компьютерноемоделирование.

на тему: «Моделированиев экономике и его использование вразвитии и формализации экономическойтеории.»

Введение

  1. Понятие экономической модели

  2. Математическая структура модели и её содержательная интерпретация

  3. Моделирование как метод научного познания

  4. Особенности применения метода

  5. Особенности экономических измерений и наблюдений

Введение

Современнаяэкономическая теория, как на микро, таки на макроуровне включает как естественный,необходимый элемент математическоймодели и методы.

Использование математикив экономике позволяет, во-первых,выделить, и формализовано описатьнаиболее важные, существенные связиэкономических переменных и объектов:изучение столь сложного объектапредполагает высокую степень абстракции.

Во-вторых, из четко сформулированныхисходных данных и соотношений методамидедукции можно получать выводы, адекватныеизучаемому объекту в той же мере, что исделанные предпосылки.

В-третьих, методыматематики и статистики позволяютиндуктивным путем получать новые знанияоб объекте: оценивать форму и параметрызависимостей его переменных, в наибольшейстепени соответствующие имеющимсянаблюдениям. Наконец, в-четвертых,использование языка математики позволяетточно и компактно излагать положенияэкономической теории, формулироватьее понятия и выводы.

Математическиемодели использовались с иллюстративнымии исследовательскими целями еще Ф.Кенэ(1758 г., «Экономическая таблица»), А.Смитом(классическая макроэкономическаямодель), Д.Рикардо (модель международнойторговли).

В XIX веке большой вклад вмоделирование рыночной экономики внесламатематическая школа (Л.Вальрас, О.Курно,В.Парето, Ф.Эджворт и др.).

В XX векематематические методы моделированияприменялись очень широко, с ихиспользованием связаны практическивсе работы, удостоенные Нобелевскойпремии по экономике (Д.Хикс, Р.Солоу,В.Леонтьев, П.Самуэльсон и др.).

Развитиемикроэкономики, макроэкономики,прикладных дисциплин связано со всеболее высоким уровнем их формализации.Основу для этого заложил прогресс вобласти прикладной математики — теорииигр, математического программирования,математической статистики.

В России вначале XX века большой вклад в математическоемоделирование экономики внесли В.К.Дмитриев и Е.Е. Слуцкий. В 1930-1950 гг. в этойобласти не наблюдалось прогрессавследствие идеологических ограниченийтоталитарного режима. В 1960-1980 годыэкономико-математическое направлениевозродилось (B.C. Немчинов, В.В.

Новожилов,Л.В. Канторович), но было связано восновном с попытками формально описать«систему оптимального функционированиясоциалистической экономики» (Н.П.Федоренко, С.С. Шаталин и др.). Строилисьмногоуровневые системы моделейнародно-хозяйственного планирования,оптимизационные модели отраслей ипредприятий.

Сейчас важной задачейявляется моделирование процессовпереходного периода.

Любоеэкономическое исследование всегдапредполагает объединение теории(экономической модели) и практики(статистических данных). Мы используемтеоретические модели для описания иобъяснения наблюдаемых процессов исобираем статистические данные с цельюэмпирического построения и обоснованиямоделей.

Дляизучения различных экономическихявлений экономисты используют ихупрощенные формальные описания,называемые экономическими моделями.Примерами экономических моделей являютсямодели потребительского выбора, моделифирмы, модели экономического роста,модели равновесия на товарных, факторныхи финансовых рынках и многие другие.

Строя модели, экономисты выявляютсущественные факторы, определяющиеисследуемое явление и отбрасываютдетали, несущественные для решенияпоставленной проблемы. Формализацияосновных особенностей функционированияэкономических объектов позволяетоценить возможные последствия воздействияна них и использовать такие оценки вуправлении.

Какобычно строится экономическая модель?

1.Формулируются предмет и цели исследования.

2. Врассматриваемой экономической системевыделяются структурные или функциональныеэлементы, соответствующие данной цели,выявляются наиболее важные качественныехарактеристики этих элементов.

3.Словесно, качественно описываютсявзаимосвязи между элементами модели.

4.Вводятся символические обозначениядля учитываемых характеристикэкономического объекта и формализуются,насколько возможно, взаимосвязи междуними. Тем самым формулируется математическаямодель.

5.Проводятся расчеты по математическоймодели и анализ полученного решения.

2.Математическая структура модели и еесодержательная интерпретация

Следуетразличать математическую структурумодели и ее содержательную интерпретацию.Рассмотрим следующие два простыхпримера.

Пример1. Пусть требуется определить, какуюсумму следует положить в банк призаданной ставке процента (20% годовых),чтобы через год получить $12 ООО?

Вводяформальные обозначения для величин,фигурирующих в задаче:

начальнаясумма денег — М0,

конечнаясумма денег — m1,

ставкапроцента — R

изаписывая соотношение между ними

Пример2. Пусть требуется определить, каков былобъем выпуска продукции завода, если врезультате технического перевооружениясредняя производительность трудаувеличилась на 20% и завод стал выпускать12000 единиц продукции.

Вводяформальные обозначения для величин,фигурирующих в задаче:

Начальныйвыпуск— Q0

конечныйвыпуск— Q1

процентприроста производительности — R

изаписывая соотношение между ними(следующее из определения среднейпроизводительности труда Q/L)

найдемискомую величину из решения основногоуравнения модели

Сравниваяполученные модели и результаты, мы можемзаметить, что математическая формамодели

и даже числовыезначения входящих в нее величин в обоихслучаях одинаковы, однако экономическаяситуация, описываемая моделью,экономическая интерпретация модели ирезультатов расчета совершенно различны.Таким образом, одни и те же математическиемодели и методы могут быть использованыдля решения совершенно различныхэкономических задач.

3. Моделирование как метод научного познания

Моделированиев научных исследованиях стало применятьсяеще в глубокой древности и постепеннозахватывало все новые области научныхзнаний: техническое конструирование,строительство и архитектуру, астрономию,физику, химию, биологию и, наконец,общественные науки. Большие успехи ипризнание практически во всех отрасляхсовременной науки принес методумоделирования ХХ в.

Однако методологиямоделирования долгое время развиваласьнезависимо отдельными науками.Отсутствовала единая система понятий,единая терминология. Лишь постепенностала осознаваться роль моделированиякак универсального метода научногопознания. Термин «модель» широкоиспользуется в различных сферахчеловеческой деятельности и имеетмножество смысловых значений.

Рассмотримтолько такие «модели», которыеявляются инструментами получениязнаний. Модель — это такой материальныйили мысленно представляемый объект,который в процессе исследования замещаетобъект-оригинал так, что его непосредственноеизучение дает новые знания обобъекте-оригинале. Под моделированиепонимается процесс построения, изученияи применения моделей.

Оно тесно связанос такими категориями, как абстракция,аналогия, гипотеза и др. Процессмоделирования обязательно включает ипостроение абстракций, и умозаключенияпо аналогии, и конструирование научныхгипотез. особенность моделированияв том, что это метод опосредованногопознания с помощью объектов-заместителей.

Модель выступает как своеобразныйинструмент познания, который исследовательставит между собой и объектом и с помощьюкоторого изучает интересующий егообъект. Именно эта особенность методамоделирования определяет специфическиеформы использования абстракций, аналогий,гипотез, других категорий и методовпознания.

Необходимость использованияметода моделирования определяется тем,что многие объекты (или проблемы,относящиеся к этим объектам) непосредственноисследовать или вовсе невозможно, илиже это исследование требует многовремени и средств.

Процессмоделирования включает три элемента:

1)субъект (исследователь),

2)объект исследования,

3)модель, опосредствующую отношенияпознающего субъекта и познаваемогообъекта.

Пустьимеется или необходимо создать некоторыйобъект А. Мы конструируем (материальноили мысленно) или находим в реальноммире другой объект В — модель объектаА. Этап построения модели предполагаетналичие некоторых знаний обобъекте-оригинале.

Познавательныевозможности модели обуславливаютсятем, что модель отражает какие-либосущественные черты объекта оригинала.Вопрос о необходимости и достаточноймере сходства оригинала и модели требуетконкретного анализа.

Очевидно, модельутрачивает свой смысл как в случаетождества с оригиналом (тогда онаперестает быть оригиналом), так и вслучае чрезмерного во всех существенныхотношениях отличия от оригинала.

Такимобразом, изучение одних сторонмоделируемого объекта осуществляетсяценой отказа от отражения других сторон.Поэтому любая модель замещает оригиналлишь в строго ограниченном смысле.

Изэтого следует, что для одного объектаможет быть построено несколько»специализированных» моделей,концентрирующих внимание на определенныхсторонах исследуемого объекта или жехарактеризующих объект с разной степеньюдетализации.

На втором этапе процессамоделирования модель выступает каксамостоятельный объект исследования.Одной из форм такого исследованияявляется проведение «модельных»экспериментов, при которых сознательноизменяются условия функционированиямодели и систематизируются данные о ее»поведении».

Конечным результатомэтого этапа является множество знанийо модели R. На третьем этапе осуществляетсяперенос знаний с модели на оригинал -формирование множества знаний S обобъекте.

Этотпроцесс переноса знаний проводится поопределенным правилам. Знания о моделидолжны быть скорректированы с учетомтех свойств объекта-оригинала, которыене нашли отражения или были измененыпри построении модели.

Мы можем сдостаточным основанием переноситькакой-либо результат с модели на оригинал,если этот результат необходимо связанс признаками сходства оригинала имодели. Если же определенный результатмодельного исследования связан сотличием модели от оригинала, то этотрезультат переносить неправомерно.

Четвертый этап — практическая проверкаполучаемых с помощью моделей знаний иих использование для построенияобобщающей теории объекта, егопреобразования или управления им.

Дляпонимания сущности моделирования важноне упускать из виду, что моделирование- не единственный источник знаний обобъекте. Процесс моделирования «погружен»в более общий процесс познания.

Этообстоятельство учитывается не толькона этапе построения модели, но и назавершающей стадии, когда происходитобъединение и обобщение результатовисследования, получаемых на основемногообразных средств познания.Моделирование — циклический процесс.

Это означает, что за первым четырехэтапнымциклом может последовать второй, третийи т.д. При этом знания об исследуемомобъекте расширяются и уточняются, аисходная модель постепенно совершенствуется.

Недостатки, обнаруженные после первогоцикла моделирования, обусловленныемалым знанием объекта и ошибками впостроении модели, можно исправить впоследующих циклах. В методологиимоделирования, таким образом, заложеныбольшие возможности саморазвития.

Источник: https://studfile.net/preview/8186111/

Реферат: Economic theory and models экономические теории и модели

1. Экономические модели и теории

ECONOMIC THEORY AND MODELS

Economic theories simplify reality to allow us to understand basic economic forces and how individuals cope with the problems of scarcity. We can observe actions and their consequences. Observation and description are not sufficient for understanding and ultimately predicting actions.

Theory establishes relationships between cause and effect. We use it to interpret actions 'and outcomes so we can explain the process by which the actions were undertaken and the outcomes achieved.

The purpose of theory in all scientific analysis is to explain the causes of phenomena we observe. To conduct economic analysis we frequently need to engage in abstraction.

This involves making assumptions about the economic environment and human motivation that simplify the real world enough to allow us to isolate forces of cause and effect. Any theory is a simplification of actual relationships.

A successful theory provides insights into the physical or social relationships it studies. Economic theories are developed to explain such important observable quantities as the production, prices and consumption of goods and services, the employment of workers, and levels of saving and investment.

Economic variables are quantities that can have more than one value. For example, the price of an item is an economic variable representing what we must give up in exchange for each unit of that item. Price is an economic variable because it can go up or down as changes occur in the economy. An economic theory of price seeks to determine the causes for changes in the price of an item.

An economic model is a simplified way of expressing how some sector of the economy functions. An economic model contains assumptions that establish relationships among economic variables.

We use logic, graphs, or mathematics to determine the consequences of the assumptions. In this way we can use the model to make predictions about how a change in economic conditions results in changes in decisions affecting economic variables.

Economists often use the term «model» as a synonym for theory.

ECONOMIC MODELS

Many economic models are developed using the deductive method through which observations are used to make assumptions about economic behaviour or productive and technological relations. Logic is then used to trace out the implications of the assumptions using a model.

For example, a model of the supply of compact discs might assume that suppliers seek to maximize profits from selling that item. The economic variables affecting the profitability of selling CD players are isolated.

Logic can then be used to show how a change in one of the economic variables affects the profitability of selling more CD players.

For example, if it can be shown that an increase in the price of CD players makes it profitable to sell more, the model would imply that whenever the price increases, the quantity supplied will also go up;

The conclusions of the model can be tested by examining factual data to see if actual relationships are consistent with those of the underlying theory. Conclusions that are consistently supported by evidence are called economic laws or economic principles.

Economic models are abstract because they don’t attempt to capture all the relevant influences on behaviour. By concentrating on only one goal, even though this is not realistic, a model can more clearly unveil basic forces of cause and effect.

An important qualifier in constructing economic models is hypotheses which represent the untested implications of a model. A hypothesis is a statement of a relationship between two or more variables.

An example of a testable hypothesis is: The number of CDs sold per year will increase if their price fells while all other influences on willingness and ability of consumers to buy are unchanged.

To test this hypothesis we need a method of accounting for the effects of changes in all economic conditions on the value of the economic variables this model seeks to explain.

And these are the steps necessary to construct an economic model:

1. Selection of economic variables among which cause-and-effect relationships are to be explained.

2. Assumptions about technology, constraints and human behaviour.

3. Analysis of the assumptions of the model for relationship among the economic variables it seeks to explain.

4. Testable hypotheses. A model whose implications are contradicted by empirical evidence is abandoned.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МОДЕЛИ

Экономические теории упрощают действительность, чтобы позволить нам понимать основные(элементарные) экономические силы и как люди справляются с проблемами дефицита. Мы можем наблюдать(соблюсти) действия и их последствия. Наблюдение и описание не достаточны для понимания и в конечном счете предсказания действий.

Теория устанавливает(основывает) отношения между причиной и следствием. Мы используем это, чтобы интерпретировать действия 'и результаты, таким образом мы можем объяснить процесс, которым были предприняты действия, и результаты достигнуты.

Цель теории во всем научном анализе состоит в том, чтобы объяснить причины явлений, которые мы наблюдаем(соблюдаем). Чтобы провести экономический анализ, мы часто должны участвовать в абстракции.

Это вовлекает предположения создания об экономической обстановке и человеческом побуждении, которые упрощают реальное достаточно мир, чтобы позволить нам изолировать силы причины и следствия. Любая теория — упрощение фактических отношений.

Успешная теория обеспечивает способность проникновения в суть физических или социальных отношений, которые она изучает. Экономические теории развиты, чтобы объяснить такие важные заметные количества как производство, цены и потребление товаров и услуг(служб), занятости рабочих, и уровней экономии и инвестиций.

Экономические переменные — количества, у которых может быть больше чем одна ценность. Например, цена пункта(изделия) — экономическое представление переменной, что мы должны бросить в обмен на каждую единицу того пункта(изделия).

Цена — экономическая переменная, потому что она может повыситься или вниз поскольку изменения(замены) происходят(встречаются) в экономике(экономии).

Экономическая теория цены стремится определить причины для изменений в цене пункта(изделия).

Экономическая модель — упрощенный способ выразить, как некоторый сектор экономики(экономии) функционирует. Экономическая модель содержит предположения, которые устанавливают(основывают) отношения среди экономических переменных.

Мы используем логику, графы, или математику, чтобы определить последствия предположений. Таким образом мы можем использовать модель, чтобы сделать предсказания о том, как изменение в экономических условиях(состояниях) приводит к изменениям в решениях, затрагивающих экономические переменные.

Экономисты часто используют термин «модель» как синоним для теории.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

Много экономических моделей развиты, используя дедуктивный метод, через который наблюдения используются, чтобы сделать предположения об экономическом поведении или производительных и технологических отношениях. Логика тогда используется, чтобы проследить значения предположений, используя модель.

Например, модель поставки компакт-дисков могла бы предположить, что поставщики стремятся максимизировать прибыль от продажи того пункта(изделия). Экономические переменные, затрагивающие доходность продажи игроков компакт-диска, изолированы.

Логика может тогда использоваться, чтобы показать, как изменение в одной из экономических переменных затрагивает доходность продажи большего количества игроков компакт-диска.

Например, если можно показать, что увеличение цены игроков компакт-диска делает выгодным продать больше, модель подразумевала бы, что всякий раз, когда цена увеличивается, поставляемое количество также повысится;

Заключения модели могут быть проверены, исследуя фактические данные, чтобы видеть, совместимы ли фактические отношения с таковыми из основной теории. Заключения, которые последовательно поддержаны свидетельством(очевидностью), называют экономическими законами или экономическими принципами.

Экономические модели абстрактны, потому что они не пытаются захватить все соответствующие(релевантные) влияния на поведение. Концентрируясь только на одной цели, даже при том, что это не является реалистическим, модель может более ясно представить основные(элементарные) силы причины и следствия.

Важный определитель в строительстве экономических моделей является гипотезами, которые представляют непроверенные значения модели. Гипотеза — утверждение(заявление) отношений между двумя или больше переменными.

Пример тестируемой гипотезы: число(номер) компакт-дисков, проданных ежегодно, увеличится, если их цена fells, в то время как все другие влияния на готовность и способность потребителей купить неизменны.

Чтобы проверить эту гипотезу, мы нуждаемся в методе составления(объяснения) эффектов изменений во всех экономических условиях(состояниях) на ценности экономических переменных, которые эта модель стремится объяснить.

И они — шаги, необходимые, чтобы построить экономическую модель:

1. Выбор экономических переменных, среди которых должны быть объяснены отношения причины и следствия.

2. Предположения о технологии, ограничениях и человеческом поведении.

3. Анализ предположений о модели для отношений среди экономических переменных это стремится объяснить.

4. Тестируемые гипотезы. Оставлена модель, значениям которой противоречит эмпирическое свидетельство(очевидность).

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-359438.html

Refpoeconom
Добавить комментарий