1.6. Основные этапы развития экономической теории

6. Зарождение экономической теории и основные этапы ее развития

1.6. Основные этапы развития экономической теории

Возникновение экономической науки.
На основе анализа многочисленных отечественных и зарубежных работ по вопросам экономической теории можно выделить 3 этапа ее развития: экономия, политическая экономия, экономикс.

Первый этап — экономия. Экономическая наука сначала возникла как наука про экономию, умелое ведение домашнего хозяйства. Ее целью было воспитание у граждан рационально вести свое хозяйство (этот термин встречается еще в трудах Аристотеля в эпоху рабовладельческого строя).

В эпоху феодализма экономическая наука трактовалась с позиций Священного писания.

В библейских текстах ⌠справедливая цена ⌠ на товар рассматривалась, например, с точки зрения христианских норм морали, а ростовщичество осуждалось как противоестественное обогащение и как явление, которое ⌠губит человеческую душу¦.

Экономическая теория как наука (т.е. систематизированное знание о сущности экономики) возникла в 17-18 вв. в период становления капитализма.

Меркантилизм.
В Англии, Италии, Франции и др. Странах первоначально возникла теоретическая школа — МЕРКАНТИЛИЗМ (от итал. ⌠мерканте¦ — торговец, купец). Она считала, что богатство людей — это золото, деньги, за которые все можно купить. Такие представления были не случайны.

Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности — международной торговле, приносящей большие доходы. Здесь прирост богатства был очевиден. В то время товары в одной стране покупались по более низким ценам, а в другой продавались по более высоким.

Меркантилисты советовали государству расширять торговлю и накапливать золото в стране.

Французский меркантилист Антуан де Монкретьен (1575-1621 гг.) дал экономической теории название ⌠политическая экономия¦ (где определение ¦политическая¦ образовано от греческого ⌠политика¦ — искусство управлять государством), что означало: наука государственного управления экономикой. Этим подчеркивалось активное участие государства в хозяйственной деятельности.

Физиократы.
Другое направление экономического учения, возникшего как реакция на меркантилизм, было представлено в трудах ФИЗИОКРАТОВ (от греч. физио — природа, и крат- власть), Основатель этого направления — Кенэ.

Примечательным для этого учения явилось то, что они перенесли исследование происхождения прибавочного продукта из сферы обращения в сферу производства, но ограничили ее только сферой земледелия. Промышленность они считали непроизводительной отраслью.Классическая политическая экономия.


Меркантилизм исторически изжил себя в новую эпоху, когда в экономике стал господствовать не торговый, а промышленный капитал. Ему на смену пришла КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ. Это направление экономической теории признавало действительным источником богатства производство материальных благ.

Оно стало рассматривать хозяйственную деятельность в виде производства, распределения обмена и потребления полезных вещей. Классическая политическая экономия перешла к исследованию сущности экономических явлений (напр., обмена товаров на деньги) и законов хозяйственного развития.

Выдающимся основоположником английской классической политической экономии является Адам Смит (1723-1790 гг.). Он впервые систематизировал научные знания и изложил их в книге ⌠Исследование о природе и причинах богатства народов¦. После этого экономическая теория стала преподаваться в высших учебных заведениях.

В эпоху, когда в Европе царил феодальный гнет и произвол, А.

Смит смело выступил за торжество нового общественного устройства, в котором развитие хозяйства идет в соответствии с объективными законами экономики.

⌠Естественным порядком ⌠ в области экономической жизни он считал господство частной собственности, свободную конкуренцию и свободную торговлю, невмешательство государства в хозяйственную деятельность.

Классическая политическая экономия создала свое учение о богатстве общества. Она установила, что природа, образно говоря, ⌠мать¦ богатства. Она снабжает людей средствами жизни (рыба, плоды, руды и т.д.) ¦Отцом¦ богатства был провозглашен труд (англ. экономист Петти) . Он явился зачинателем трудовой теории стоимости.

Идеи А.Смита в последующем были развиты другим английским экономистом Д.Рикардо (1772-1823 гг.) В работе ⌠Цена золота¦ он заложил основы количественной теории денег, где он с критических позиций излагал свои суждения по теории стоимости, ЗП, капитала, земельной ренты и т.д.

Близким к представителям классической политической экономии является англ. экономист Милль (1806-1876 гг.). Он считал, что законы производства не зависят от социально-экономического строя, тогда как распределение можно регулировать. Стоимость он сводил только к издержкам производства, был сторонником реформ, сдерживающих рост народонаселения.

Английская политэкономия создала трудовую теорию стоимости. В ней утверждалось, что труд работников, производящий товары, создает их стоимость. Последняя соизмеряет между собой товары и деньги.

Применяя трудовую концепцию стоимости к изучению капиталистической экономики, А.Смит основал теорию прибавочной стоимости. Он считал, что фабричные рабочие своим трудом создают новую стоимость.

Последняя лишь частично достается им — (ЗП), остальную часть — прибавочную стоимость — присваивают капиталисты.

Французский экономист Ж.Б. Сей (1767-1832 гг.) — основной труд — ⌠Трактат политической экономии¦. В нем он полностью отошел от трудовой теории стоимости, отождествив последнюю с полезностью вещи.

В ее создании участвуют 3 фактора: труд, капитал, природа, приносящие социальные доходы, ЗП, прибыль и земельную ренту. Следует заметить, что эту теорию широко используют современные экономисты на Западе. Ж.

Сей трактовал производство как чисто технический процесс, не признавал неизбежности экономических кризисов, был сторонником свободной торговли.

Марксизм.
Учение английских классиков по новому продолжил К.Маркс (1818-1883гг.) .

В своем главном труде ⌠Капитал¦ над которым он работал 40 лет, он глубоко и всесторонне разработал теорию прибавочной стоимости и теорию стоимости, опираясь на фактический материал о развитии капитализма в Англии.

Маркс стремился поставить политическую экономию на службу интересов рабочего класса. Такой классовый подход отрицательно сказался на научной объективности ряда высказанных им положений.

В конце 19 столетия сама хозяйственная жизнь продемонстрировала определенную ограниченность классического направления политэкономии.

Во-первых, это не соответствовало историческим особенностям Англии периода 17-19вв. (господство единоличной формы капитала, свободной конкуренции и невмешательства государства в экономику.)

На рубеже 19-20 веков экономика сильно преобразилась (в ней стали преобладать крупные акционерные общества, которые стремились подавить конкурентов, государство стало активно вмешиваться в хозяйственную жизнь).

Во-вторых- при разработке учения о рыночной цене английские классики и К.Маркс глубоко раскрыли ее зависимость главным образом от производства, от предложения товаров на рынке. Однако такой взгляд был односторонним.

Не было в должной мере изучено воздействие спроса покупателей на цену.

Продолжателем идей К.Маркса и его сподвижника Ф.Энгельса в области экономической теории явился В.И.Ленин (1870-1924 гг). В многочисленных трудах он конкретизировал учение К.Маркса применительно к новой исторической обстановке, развил теорию воспроизводства, доказал, что в капиталистически развивающейся стране происходит расслоение мелких собственников на богатых и бедных и др. вопросы.

Неоклассическое направление.
В последней трети 19в. В Австрии, США, Англии произошел подлинный переворот в экономической теории: возникло НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ (по греч. неос — новый). Основу неоклассической теории составили разработки 3-х научных школ: австрийской- К.Менгер, Э. Бем-Баверк и Ф. Визер; кембриджской — А. Маршалл и лозаннской — Л. Вальрас.

Сторонников неоклассического направления объединяет представление о том, что рыночная экономика будет функционировать наилучшим образом, если представить каждому из ее субъектов мах экономическую свободу. В этом смысле неоклассики — прямые последователи А. Смита.

Они были и остаются защитниками традиционных ценностей капиталистической экономики — то есть частной инициативы и свободы частного предпринимательства, отсутствие государственного регулирования. Эти ценности, с их точки зрения, есть главные условия эффективности всей общественной системы.

В центре внимания неоклассической теории — отдельная фирма, отдельный потребитель, мах прибыли и минимальные затраты, т.е. микроэкономика.

Экономикс.
Неоклассическая теория является одной из 3-х течений современной западной экономической теории (экономикса).

Западная экономическая теория в отличие от марксизма, представляет собой не целое, а совокупность различных течений, школ, иногда резко различающихся методами анализа, конечными выводами и рекомендациями в области экономической политики.

Отсутствие единства взглядов среди западных экономистов — не следствие слабости науки, а отражение многообразия экономической действительности, ее противоречивости и изменчивости.

⌠Экономикс¦ исходит из того, что научное знание может постичь истину лишь с известной степенью приближения и учитывая происходящие в экономической жизни изменения, уточняет или отбрасывает устаревшие представления, приходит к новым выводам.

Современная экономическая теория развивается в основном в рамках трех основных течений: 1) неоклассическое (о нем было сказано выше), 2) теория регулируемого капитализма, 3) институционализм.

Современная экономическая теория.
Становление и развитие теории РЕГУЛИРУЕМОГО КАПИТАЛИЗМА началось в 30-х годах 20-го века. Ее главная идея состоит в том, что государство должно активно вмешиваться в экономическую жизнь. Это учение отрицает способности рыночного механизма к саморегулированию, т.е.

считает, что рыночная экономика не может сама ⌠вылечить¦ себя от таких болезней, как безработица, инфляция, низкие темпы экономического роста, кризисы.

По мнению теоретиков этого направления, рыночный механизм должен быть безусловно сохранен (ибо в смысле экономической эффективности ему нет альтернативной замены), но дополнен всесторонним государственным регулированием.

Наиболее признанная школа, предложившая свои рецепты регулирования экономики, связана с работами английского . ученого Джона Мейнарда (1883-1946гг.)

Весьма оригинальное течение в ⌠Экономикс¦ составляет так называемый ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ. Это течение довольно расплывчато, т.к. взгляды его представителей сильно различаются по целому ряду проблем. Однако можно выделить некоторые ведущие идеи этого течения:

      1. институционалисты не замыкаются на анализе чисто экономических отношений, а призывают учитывать все условия, влияющие на хозяйственную жизнь — т.е. формы хозяйственной организации, нормы поведения, юридические законы, обычаи, традиции.
      2. они предлагают изучать не столько как функционирует, сколько как развивается , видоизменяется капиталистическое общество. Причем для них характерно в целом критическое отношение к капитализму и требование расширения социальных программ с помощью государства.
    3. Рынок — это не нейтральный и не универсальный механизм распределения ресурсов. Он стремится не к удовлетворению потребностей людей, а к поддержанию и обогащению крупных предприятий (монополий). Основа власти крупных предприятий — техника, а не законы рынка. Против диктата предпринимателей необходимы совместные действия профсоюзов и государства. Кроме того, государству необходимо взять под свою опеку такие жизненно важные сферы как экология, образование и здравоохранение.

Основоположником институционализма считается американский ученый Т.Веблен

К числу крупнейших экономистов современности, разработавших многие направления экономической теории в Украине, следует отнести И.Лукинова, Ю.Пахомова, В. Черняка, А.Чухно.

Знакомство с основными вехами истории развития экономической теории показывает, насколько это сложный и противоречивый процесс, отражающий сложность и противоречивость самого объекта изучения v экономической жизни общества.

Ни одна из многочисленных теорий, школ, течений не смогла объяснить этот процесс во всей полноте, но каждая из них вносит свою лепту в познание экономических закономерностей.

При изучении последующих тем курса мы ближе познакомимся с основными направлениями экономической теории.

Источник: https://www.examen.ru/add/manual/school-subjects/social-sciences/economics/osnovyi-ekonomicheskoj-teorii/ekonomicheskaya-teoriya-predmet-i-metodyi-poznaniya/6-zarozhdenie-ekonomicheskoj-teorii-i-osnovnyie-etapyi-ee-razvitiya/

1. Основные этапы развития экономической теории

1.6. Основные этапы развития экономической теории

Эконом. теорияизучает отношения между людьми по поводупроизводства, обмена, распределения ипотребления жизненных благ с учётомограниченности ресурсов, неуклонноговозрастания человеческих потребностейи свободы выбора потребителями ипроизводителями хозяйственных решений.

Iэтап. Древний мир.Экономическая теория — одна из самыхдревних наук. Отдельные элементыэкономических знаний появились в древнеммире. Еще когда человек стал задумыватьсянад тем, как рационально использоватьприродные ресурсы.

Однако древниемыслители не соз­дали законченныхсистем экономических взглядов. Самтермин «экономика» происходит отгреческого «ведения домашнего хозяйства».

Отрывочные экономические воззрениявстре­чаются с древних времен уКсенофонта, Платона, Аристотеля.

ЗаконыМану.Первая попытка осмыслить, как и чтовлияет на экономику;

ДревняяГреция.Конфуций. Законы диалектики (различиеум.и раб.трудом);

Христианство.Любой труд – полезное дело.

IIэтап. Политэкономия (17век — 30-е гг. 20 века).Накопление большихобъемов экономических знаний приводитк их расчленению и обособлению.Возникновение специальных ис­следованийотносится еще к началу 17 в. (зарождениекапитализма и формирование национальныхрынков). Классическая наука возникла всвязи с проникновением капитал в сферупроизводства.

Меркантилизм(первая школа экономической науки).Зарождение экономики как науки. У. Петти(1623-1687), Томас Манн, Антуан Монкретьен.Источником богатства меркантилистысчитали торговлю.

Протекционизм(теория меркантилизма). (Политиказащиты внутреннего рынка отиностранной конкуренциичерез систему определённых ограничений:импортных и экспортныхпошлин, субсидий и других мер.

Такаяполитика способствует развитиюнационального производства.)

Физиократы.Это французские экономисты второйполовины 18 века. Источник богатства –земля и труд, а не внешняя торговля.Наиболее выдающиеся физиократы: ФрансуаКенэ, Вильям Бетти и др. ихзаслуга — первая попытка провести анализобщественного воспроизводства.

Политэкономия.Развитие мануфактур и капитализма.Основоположник – Адам Смит (родоначальникклассической экономической науки).

Марксизм.КарлМаркс, Фридрих Энгельс. Учение обобщественно-экономической формации.Учение о двойственном характере труда,воплощенном в товаре. Учение о прибавочнойстоимости. Историявозникновенияденег. Теория абсолютной ренты.

Маржинализм(вторая половина 19 века). Карл Мингер,Фридрих Фонвизе и др. Опора на количественныйанализ. Экономические явления можнообъяснить с помощью предельных величин.

Экономикс.Альфред Маршал. Смесь всех лучших идейразличных теорий (синтез теорий)

Кейнсианство(возниклов 30-е годы из-за необходимости выводабуржуазной экономики из мирового кризиса29-33 гг.). Кейнс выпустил в 1936 г. работу»Общая теория занятости, процента иденег». Основные положения: рыночныймеханизм не способен полностью устранитькризисы и безработицу, необходимогосударственное регулирующеевмешательство, с использованием налогов,субсидий, ссудного процента.

Неоклассическоенаправлениеисходит из коренного положенияклассической школы о рынке и конкуренции,как о естественных условиях функционированияи развития экономики.

Рыночный механизмсаморегулирования считается единственноэффективным способом функционированияэкономики. Государственное вмешательствоможет привести к нарушению экономическогоравновесия, ксниже­ниюэффективности.

Основывается на теориях предельнойполезности и производительности.

Монетаризм.Милтон Фридман. Чтобы выйти из кризиса,надо регулировать денежные массы. ВРоссии – Егор Гайдар (его предложениеопустить цены привело к инфляции).Монетаристские теории интенсивноразвиваются. В центре их внимания -антикризисные мероприятия.

IIIэтап. Современные теории (20век).

Институционализм.Объектом исследования являются такиеобщественные институты как корпорации,проф­союзы, государства. Приэтом вцентре внимания — общечеловеческиеценности. Выступают против чрезмернойидеологизацииоб­щественной жизни, против милитаризацииэкономики,за индикативное государственное

планированиеэкономики, за гарантирован­ные

доходы,за расширение государственных

социальныхпрограмм, за организацию государствомпереквалификацию работников в связи стехнологической безработицей.

Информационнаяэкономика.Информация – необходимый ресурс

Новаяэкономика

Экономиказнаний

Источник: https://studfile.net/preview/2098851/

Вопрос 3. Основные этапы развития экономической теории

1.6. Основные этапы развития экономической теории

Ответ

Экономическая теория как наука начинается с того момента, как она стала выступать в качестве системы знаний о развитии экономики, общества со своими законами и закономерностями, принципами и методами. По мнению историков экономической мысли, это произошло на рубеже 17 – 18 веков – в период становления капитализма.

Первой школой экономической теории был меркантилизм. Это понятие в научный оборот ввел представитель данной теории А. Монкретьен в работе «Трактат политической экономии» (1615).

Основными объектами исследования у меркантелистов были сфера обращения, торговля, особенно внешняя. Экономика, хозяйство рассматривались как объект государственного управления.

Источником богатстсва меркантелисты признавали внешнюю торговлю.

Вторая школа экономической теории 18 века представлена физиократами. Учение физиократов нашло отражение в работах Ф. Кенэ и А. Тюрго. Физиократы перенесли исследование на сельскохозяйственное производство, считая его основным, а единственно производительным трудом – земледельческий. Ф.

Кенэ создал первую в истории экономической мысли модель общественного воспроизводства.

В знаменитой «Экономической таблице» дал классический анализ процесса воспроизводства и реализации с учетом классовой структуры общества, показал значение макроэкономических пропорций, положив начало классической политической экономии во Франции.

Подлинное развитие экономической теории начинается с классической школы. В основных работах ее представителей – У. Петти («Трактат о налогах и сборах» 1662), Ф.Кенэ («Экономическая таблица», 1758), А. Смита («Исследование о природе и причинах богатства народов», 1776), Д.

Рикардо («Начала политической экономии и налогового обложения», 1817) дана история становления и формирования экономической теории как науки.

Классическая школа перенесла исследование из сферы обращения в сферу производства и воспроизводства, положила начало трудовой теории стоимости, провела исследования производственных отношений в тесной связи с производительными силами – с развитием земледелия, мануфактуры, промышленного переворота.

Во второй половине 19 – началу 20 века из классической школы выделилось несколько направлений. Одно из направлений – неоклассическое – представлено работами К. Менгера, Э. Бем – Баверка, Л. Вальраса, Дж. Кларка, А. Маршалла. В неоклассическом направлении выделяют историческую школу (В. Замбарт, М. Веблен), институционализм (Т. Веблен, Дж.

Гэлбрейт), маржинализм (Дж. Кларк, К. Менгер, Ф. Хайек). Неоклассики исследуют конкретные хозяйственные процессы, поведение предприятий и фирм, механизм свободного рынка, конкуренции. Представителями неоклассического направления созданы теории предельной полезности, частичного равновесия, совершенной конкуренции, чистой монополии, общего равновесия.

Одним из постклассических направлений конца 19 века стал марксизм – ленинизм. К. Маркс в «Капитале», Ф. Энгельс в «Анти – Дюринге», В. Ленин в «Империализме, как высшей стадии капитализма» исследовали зарождение, развитие и трансформацию капитализма в империализм.

Неоклассическое направление как теория свободного предпринимательства возродилось в 70 – 80-е годы 20 века в монетаризме (М. Фридман, Ф. Хайек) – теории, где деньги и денежное обращение признаются главными пружинами рыночного регулирования и саморегулирования, способными обеспечить бескризисное развитие экономики.

В 30–е годы 20 века в экономической теории как самостоятельное направление выделилось кейнсианство. В работах Дж. Кейнса ( в частности, «Общая теория занятости, процента, денег», 1936 г.) обоснованы методы государственного регулирования экономики, которые позволяют избежать безработицы.

В первой половине 1950–х годов неокейнсианство (Р. Харрод, Е. Домар, Э. Хансен) восприняло основные положения теории Дж. Кейнса, разработало теории темпов и факторов роста, модели экономического роста.

В последние годы экономисты все чаще приходят к выводу о необходимости сочетания государственного регулирования производства и свободного рыночного государственного регулирования, рыночного стимулирования.

Была выдвинута концепция неоклассического синтеза (Дж. Хикс, П. Самуэльсон), как сочетание государственного и рыночного регулирования экономики.

Симбиоз государственного производства и частного предпринимательства дает смешанный тип экономики.

Вопрос 4. Потребности, экономические блага и интересы

Ответ

Целью производства является удовлетворение потребностей людей. Потребность- это состояние удовлетворенности, которое человек желает продлить, или состояние неудовлетворенности, из которого он желает выйти. Спектр потребностей весьма широк. Они могут быть личными и общественными.

По степени неотложности потребности можно классифициро­вать на основные (или существенные), безопасности, социальные, стоимостной оценки, развития. В современной экономической литературе потребности чаще всего подразделяются на материальные (пища, одежда, жилище и др.) и нематериальные (образование, искусство, развлечения и т. п.).

Их еще называют первичными (необходимые, незаменяемые) и вторичными (избыточные, заменяемые). В зависимости от субъекта потребности можно разделить на потребности индивида, потребности отдельных групп общества, потребности общества в целом. Потребности бывают экономическими и неэкономическими.

Экономические – это те потребности, для удовлетворения которых необходима трудовая деятельность. Неэкономические потребности могут быть удовлетворены без приложения труда (например, потребность в воздухе, чтобы дышать).

Потребности можно представить в виде пирамиды. Такой подход был предложен американским экономистом Маслоу. Согласно Маслоу, выделяют следующие потребности:

— базисные – голод, жажда, сон, жилище;

— гарантированные – направленные на то, чтобы обеспечить удовлетворение базисных потребностей в будущем;

— социальные – вытекают из социальных контактов индивида и представляют собой стремление жить в обществе, общаться с себе подобными;

— оцененные – проявляются в стремлении признания индивида другими людьми, в подтверждении его значимости;

— в развитии – нацелены на саморазвитие и удовлетворяются путем признания индивида обществом.

https://www.youtube.com/watch?v=c0IKMXdcnPY

Потребности создают заинтересованность в производственной деятельности, предопределяют направленность развития производства.

Производство призвано удовлетво­рять потребности путем создания благ и услуг. Совокупность благ и услуг делится на экономические бла­га и естественные.

Экономическое благо – это вещь или услуга, способная удовлетворять какую – либо человеческую потребность и являющаяся результатом производства. Естественные или свободные блага — это созданные и предоставляемые природой блага.

Неотъемлемое свойство всех благ – полезность, т. е. способность благ удовлетворять потребность.

Экономические интересы как экономическая категория выражают отношения людей по поводу производства и присвоения материальных и духовных благ и услуг. Интересы бывают реальные, идеальные, материальные и духовные, экономические и социальные. Интересы подразделяют на личные, семейные, групповые, классовые, национальные, интернациональные.

Вопрос 5. Ресурсы и факторы производства

Ответ

Процесс создания благ и услуг – это производство. Чтобы производство состоялось, экономика должна располагать определенными ресурсами. Экономическая теория различает ресурсы и факторы производства.

Ресурсы производства – это совокупность природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания различных благ. Ресурсы производства подразделяются на четыре группы: природные, материальные, трудовые и финансовые.

Природные, материальные и трудовые ресурсы присущи любому производству, поэтому их называют базовыми. Возникшие на рыночной ступени развития финансовые ресурсы называются производными. Ресурсы в каждый момент времени ограничены по отношению к потребностям.

Эта ограниченность может быть абсолютной (ресурсы вообще невозможно увеличить) либо относительной (ресурсы можно увеличить, но в меньшей степени по сравнению с ростом потребностей).

Факторы производства – это уже вовлеченные в процесс производства ресурсы. Понятие «ресурсы производства» более широкое, чем «факторы производства». В экономической теории существует два подхода к классификации факторов производства.

Марксистская теория ха­рактеризует производство взаимодействием вещественного и личного факторов: к вещественному принадлежат средства труда и предметы труда, к личному — рабочая сила. Предметы труда – это вещь или комплекс вещей, которые подвергаются воздействию человека в процессе производства.

Средства труда – это комплекс вещей, с помощью которых человек непосредственно осуществляет производство материальных благ (здания, сооружения, машины, оборудование). Средства труда и предметы труда, вместе взятые, составляют средства производства. Рабочая сила – это способность человека к труду.

Рабочая сила и средства производства составляют производительные силы общества.

Второй подход к классификации факторов производства распространен в западной экономической теории. Он основан на теории «трех факторов».

Теория «трех факторов» изначально опиралась на естествен­ный фактор — землю (и природные ресурсы), капитал (инвести­ционные ресурсы) и труд (физические и умственные способ­ности, применяемые в производстве).

В настоящее время учитыва­ется еще один фактор — предпринимательские способности.

Земля — естественный фактор производства, означающий все используемые в производственном процессе природные ресурсы. Природные ресурсы – потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества. В эту категорию входят пахотные земли, леса, месторождения природных ископаемых и т.д.

Капитал – это созданные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг. Это сырье, материалы, машины, оборудование, технологии, интеллектуальный продукт и др.

Труд – целенаправленная деятельность человека, применение совокупности его физических и умственных способностей для достижения какого–либо результата.

Предпринимательская деятельность – особый вид деятельности по координации всех факторов производства и поиску их новых сочетаний.

В теории «Экономикс» факторы производства отождествляются с экономическими ресурсами.



Источник: https://infopedia.su/7x199d.html

Основные этапы развития экономической теории

1.6. Основные этапы развития экономической теории

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • 1. Основные этапы развития науки экономическая теория
  • 2. Предмет и метод экономической теории
  • 3. Кривая производственных возможностей
  • 4. Типы экономических систем
  • 5. Экономическая роль государства
  • 6. Спрос: функция и закон спроса. Неценовые факторы спроса
  • 7. Предложение: функция и закон предложения. Неценовые факторы предложения
  • 8. Рыночное равновесие. Излишки потребителя и производителя
  • 9. Эластичность спроса и предложения
  • 10. Связь между ценовой эластичностью спроса, изменением цены товара и совокупных расходов на него
  • 11. Эластичность спроса по доходу. Перекрёстная эластичность
  • 12. Государственное регулирование рынков
  • 13. Количественный подход к анализу общей и предельной полезности
  • 14. Критерий рациональности поведения потребителя. Законы Госсена
  • 15. Порядковая теория полезности, оптимальный выбор потребителя
  • 16. Реакция потребителя на изменение цены на товар, доход потребителя
  • 17. Производство и технологии. Производственная функция
  • 18. Расширение производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба
  • 19. Производство в краткосрочном периоде
  • 20. Издержки производства
  • 21. Производственная функция
  • 22. Издержки производства в краткосрочном периоде
  • 23. Структура рынка
  • 24. Совершенная, свободная или чистая конкуренция
  • 25. Монополия
  • 26. Равновесие на рынке монополии
  • 27. Ценовая дискриминация
  • 28. Антимонопольное регулирование
  • 29. Основные черты рынка монополистической конкуренции
  • 30. Основные модели поведения предприятий олигополистов
  • 31. Понятие и особенности рынков факторов производства
  • 32. Спрос на ресурсы в условиях разных типов рынков
  • 33. Спрос и предложение на рынке труда
  • 34. Общая характеристика рынка капитала
  • 35. Спрос и предложение на рынке земли

f1. Основные этапы развития науки экономическая теория

экономическая теория конкуренция цена

Они внесли большой вклад в развитие теории стоимости (Теория трудовой стоимости), теория заработной платы и прибыли, о капитале и воспроизводства.

III этап Марксизм. Представители К. Маркс, Ленин. Считали что в основу экономических отношений должны быть заложены: Общественная собственность на средство производства, Отсутствие эксплуатации наемного труда, Равная оплата.

1) В центре экономики должны быть заложены потребности

Экономикс. Неоклассическое направление яркий представитель Маршалл. В центре внимания неоклассиков лежат потребности человека. Разработали теорию спроса и предложения, эластичности, издержек производства, которые формируют основу современной микроэкономики.

2) Конец 19 — Начало 20 века появляется еще одно направление Кейнсианство. Яркий представитель Джон Кейнс. Зарождается в Америке в период кризиса. Кейнс впервые использует макроанализ.

Он считает что государство может и должно регулировать размер совокупного спроса с целью смягчения «последствия экономических кризисов».

Для этого государство должно использовать инструменты бюджетно-налоговой политики.

3) Монетаризм. Яркий представитель Милтон Фримон. Считают что государство должно регулировать экономику путем изменения размера денежной массы. Если государство хочет стимулировать экономический рост то количество денег в экономике должно увеличиваться и на оборот.

4) Инспетуционально — социологическое. Яркий представитель Томас Веблен, Митчелл. Считали что экономика это система где отношение между хозяйствующими субъектами складываются под воздействием множества факторов (социальные, климатические, микроэкономические).

Экономика это наука изучающая поведение людей в процессе производства, распределения и потребления экономических благ в условиях ограниченных ресурсов.

Равновесная цена — единая цена, по которой продается и покупается равновесное количество товара

EdI =Размещено на http://www.allbest.ru/

Qd/Qd: Размещено на http://www.allbest.ru/

I/I =Размещено на http://www.allbest.ru/

Qd/Размещено на http://www.allbest.ru/

I ·I/Qd,

Edab =Размещено на http://www.allbest.ru/

Qda/Qda: Размещено на http://www.allbest.ru/

Pb/Pb =Размещено на http://www.allbest.ru/

Qda/Размещено на http://www.allbest.ru/

В нижней части рис.3.1, а изображена зависимость предельной полезности яблок от объема их потребления

  • Основы теории спроса. Функция спроса и факторы, влияющие на спрос. Основы теории предложения. Эластичность спроса и предложения. Неценовые детерминанты спроса. Коэффициенты прямой эластичности, перекрестной эластичности и эластичности спроса по доходу.курсовая работа [44,2 K], добавлен 01.03.2012

Источник: https://revolution.allbest.ru/economy/00348945_0.html

Основные этапы развития экономической теории. Развитие экономической теории в России. Современные направления и теории

1.6. Основные этапы развития экономической теории

Первый этап — эпоха меркантелизма. Представители этой школы А. Монкретьен, Т. Мен, Дж. Стюарт. Их основные идеи сводились к тому, что богатством общества являются исключительно драгоценные металлы или металлические деньги, а источником увеличения богатства — внешняя торговля.


Второй этап — эпоха физиократов
. Их учение возникло во Франции в середине XVIII в. Основоположниками этой школы были Ф. Кенэ, А. Тюрго, В. Мирабо.

Они перенесли свой анализ экономических процессов из сферы обращения в сферу материального производства, прежде всего в сельское хозяйство.

Третий этап — период классической школы буржуазной политической экономии.Ее основоположниками являются английские экономисты У. Петти, А. Смит, Д. Ри¬кардо.

Главное в их учении состоит в том, что богатством народов является стоимость, которая лежит в основе заработной платы, прибыли и земельной ренты.

Четвертый этап — развитие марксистской политической экономии.
Основоположниками ее являются К. Маркс и Ф. Энгельс.

Марксистская политическая экономия дала ответы на многие экономические вопросы, которые уже были поставлены предшественниками и в определенной степени разработаны, в частности: о трудовой теории стоимости, о законе прибавочной стоимости, учение об экономических формациях и общественных способах производства, о диалектическом единстве производительных сил и производственных отношениях и др.

Развитие экономической теории в России

В числе первых российских экономистов был И. Т. Посошков, крестьянский предприниматель, изобретатель и мыслитель периода царствования Петра I.

Определенный вклад в развитие экономической мысли сделал М. В. Ломоносов.Важные экономические идеи были выдвинуты мыслителями, писателями. А. Н. Радищев выступал за установление частной собственности крестьян на землю.

Н.И. Тургенев высказывал идеи о свободной торговле, о налогах, издал работу “Опыт теории налогов” (1818), положившую начало русской финансовой науке.

Г. В. Плеханов, крупный экономист России XIX в., перевел на русский язык ряд произведений К. Маркса и Ф. Энгельса.

В. И. Ленин, последователь марксистской политической экономии, развил идеи “Капитала” применительно к эпохе империализма.

М. И. Туган-Барановский, ученый-экономист, изучал кризисы, российскую промышленность.

Н.И. Бухарин в своих экономических исследованиях большое место отводил теории предельной полезности, теории ценности, в том числе объективной и субъективной ценности, а также теории прибыли, ее образованию и распределению в различных обществах.

Н.Д. Кондратьев, русский экономист, впервые сформулировал теорию больших циклов: “Большие циклы конъюнктуры” (1928). В экономической литературе большие циклы называют “циклами Кондратьева”.

Современные направления и теории

  • Маржинализм. Предметом исследования данного направления стали предельные величины в экономических процессах.
  • Кейнсианство.Предметом исследования данного направления являются количественные функциональные зависимости процесса воспроизводства

Основные идеи кейнсианства:

  • -рыночная экономика не обладает постоянно функционирующим механизмом саморегулирования.
  • -определяющим направлением государственного регулировании экономики является стимулирование спроса;
  • -эффективное сбережение определяется размерами инвестиций.

Неоклассический синтез. Основные принципы неоклассического синтеза:

  • -оптимальное сочетание рыночного механизма и государственного регулирования. Рынок определяет цены и объем производства, а государство регулирует экономические процессы посредством налогов и государственных расходов;
  • -сочетание высших макроэкономических целей (эффективность хозяйствования, стабильность экономического рос¬та, социальная справедливость);
  • -сбалансированность совокупного спроса и совокупного предложения.

Монетаризм.Основные идеи монетаризма:

  • -защита концепции полной гармоничности свободного рыночного хозяйства без вмешательства государства;
  • -признание денег стабилизирующим фактором воспроизводственного процесса, путем регулирования денежного обращения

Институционализм.Предмет изучения данного направления — институты, социальные явления (институции) в системе экономических отношений и их воздействие на воспроизводственные процес¬сы.

Источник: http://fkn.ktu10.com/?q=node/1747

Этапы развития экономической теории

1.6. Основные этапы развития экономической теории

Цельобзорная лекции, рассмотреть предмет и метод экономической теории, место и роль экономической теории в развитии общества.

Перечень основных понятий:

Экономическая теория; экономические законы; экономические категории; методы экономической теории; этапы развития экономической теории.

Истоки экономической мысли уходят своими корнями в глубокую древность. Уже первобытные люди имели определенные представления об отношениях, связанных с производством, обменом, распределением и потреблением жизненных благ.

Люди задумывались над явлениями, составляющими экономику первобытного общества, и эти мысли закреплялись и оформлялись в виде разного рода заповедей и правил поведения. Об этом говорят дошедшие до нашего времени египетские папирусы, древнеиндийские Веды, законы царя Хаммурапи.

Но это не была еще наука. Это был лишь ее зародыш.

Наука (как система знаний человека о природе и обществе) об экономике возникает лишь в эпоху рабовладельческого общества.

Первые представления об экономике мы находим в трудах Ксенофонта (445-355 гг до н.э.), Платона, Аристотеля (384-322гг. до н.э.) и других мыслителей древности. Ксенофонт составил руководство по управлению домашним хозяйством, назвав искусство управления домашним хозяйством экономикой (греч. ойкос-дом, хозяйство; номос-закон).

Аристотель различал 2 вида хозяйственной деятельности: экономию и хремастику (хрема- имущество, владение; искусство наживать денежное богатство), он стремился выяснить, что лежит в основе равенства обмениваемых товаров (Борьба мнений существует и по сей день-соотношение роли трудовых затрат- стоимости и полезности в ценообразовании).

По мере возникновения централизованных государств появилась проблема общенационального государственного ведения хозяйства, значение «экономии» изменилось, оно превращается в «политическую экономию» (полис-государство, ойкос-домашнее хозяйство, номос- закон).

Сам термин «политическая экономия» впервые применил в своем труде «Трактат политической экономии для короля и королевы» (1615) французский экономист Антуан Монкретьен (1575-1622) Предмет экономической теории изменялся по мере развития общества.

Первым экономическим учением стал меркантилизм (16-18 век).

1. Меркантилизм (итал. merkante — торговец) — (Томас Мен, А. Монкретьен, Петр 1 (1672-1725), И.И. Посошков) — изучается сфера обращения, где возникает прибыль. Богатство накапливается в результате внешней торговли.

Главной задачей политики было привлечение в страну большего количества золота и серебра (монетаризм-моnеу-деньги), строились гостиные дворы, чтобы привлечь заморских купцов. В целях удержания денег запрещался их вывоз за границу, все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранные купцы были обязаны истратить на покупку местных товаров.

На втором этапе (17-18в.) поздние меркантилисты не запрещали вывоз денег из страны, рекомендуя увеличить экспорт промышленных товаров, обложить иностранные товары высокими пошлинами, покровительствовать национальной экономике, т.е. осуществлять политику протекционизма.

Меркантилизм изжил себя в новой эпохе, когда в экономике стал господствовать не торговый, а промышленный капитал.

2. Физиократизм (греч.

physis-природа, kratos- власть) – 18 век, сформировалась во Франции (Франсуа Кенэ (1694-1774), Анн Тюрго, Дюпон де Немур) исследуют сферу производства, но под производством понимали только сельское хозяйство, полностью игнорировали промышленный труд, в этом была их ошибка. Заслуга же в том, что они перенесли исследование источника богатства из сферы обращения в сферу производства, а носителями богатства стали считать не деньги, а товары.

3. Классическая политическая экономия –18 век (Уильям Петти (1623-1687), Адам Смит (1723-1790), Давид Риккардо (1772-1823), Буагильбер) — изучают сферу производства, труд это основа и мера ценности всех товаров.

Доказала, что экономика должна регулироваться рынком и имеет свои законы («невидимая рука»), которые объективны, т.е. существуют не зависимо от нашего понимания.

Определила источники доходов всех слоев общества: предпринимателей, банкиров, рабочих, торговцев.

В начале 2 половины 19 в. политическая экономия распалась на две ветви: марксизм и маржинализм.

4. Марксизм (Карл Марк (1818-1883), Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов) Предмет исследования — экономические законы капитализма. Классовый подход к анализу всех экономических явлений. К.Маркс развил теорию прибавочной стоимости, которая достигается путем эксплуатации пролетариата, разработал теорию воспроизводства.

Научные достижения К. Маркса:

1. Экономическое учение Маркса явилось вершиной классической политэкономии.

2. Созданное им экономическое учение было основано на немецкой классической философии (Гегель, Фейербах), английской классической политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо), французском утопическом социализме (Сен-Симон, Фурье).

3. Его учение об общественно – экономических формациях и причинах их смены позволило рассматривать историю человечества в виде логической системы, а не хаоса фактов.

4. Впервые в истории экономической науки капитализм был исследован им не фрагментарно, а как единая система законов и категорий, что позволило ему:

— раскрыть двойственный характер труда (конкретный и абстрактный);

— вскрыть противоречия товара (между меновой и потребительной стоимостью);

— развить учение о прибавочной стоимости;

— раскрыть сущность наемного труда и капиталистической эксплуатации;

— развить теорию средней прибыли, заработной платы, ренты и процента;

— разработать теорию воспроизводства и кризисов.

5. Маржинализм (фр. marginal-предельный) — (Карл Менгер, Уильям Джевонс, Леон Вальрос). Поиск наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования.

Использование предельных величин для микроэкономического анализа, создание теории предельной полезности. Создание теории «предельной полезности»-величина ценности того или иного блага выводится из степени важности соответствующей потребности.

При этом каждая последующая единица приобретаемого блага считается менее полезной, чем предыдущая.

6. Неоклассическая теория — 90 годы 19 в. (Д. Кларк, Альфред Маршалл (1842-1924), Артур Пигу) объектом исследования, является поведение и субъективные мотивы «экономического человека», который руководствуется личным интересом: максимизировать доход и минимизировать затраты (микроэкономический подход), предмет исследования «чистая экономика» независимо от общественной формы ее организации.

Как реакция на неспособность неоклассической теории, ответить на вопрос о причинах кризиса и путях стабилизации экономики , появляется кейнсианство.

7. Кейнсианство — 20 в. — Дж.Кейнс (1883-1946) предмет анализа — народное хозяйство в целом. Рыночное регулирование делает экономику нестабильной, поэтому необходимо государственное вмешательство.

Джон Мейнард Кейнс — английский экономист, государственный деятель. Кейнс в «Общей теории занятости, процента и денег»(1936г.) показал, что в рыночной экономике нет механизма, автоматически приводящего к полной занятости. Государство должно увеличить расходы, чтобы увеличить производство и занятость, проводить активную инвестиционную политику.

По мнению Кейнса, государственному регулированию подлежат такие макроэкономические показатели как национальный доход, совокупное предложение, совокупный спрос, занятость, сбережения и инвестиции. Основным фактором, способным вывести экономику из кризиса, является, по мнению Кейнса, совокупный спрос.

8.  Институционально- социологическое направление — институционализм конец 50 гг. 20 в. (Торстейн Веблен, У. Митчел, М. Вебер, В. Зомбарт, Джон Гэлбрейт.) характер экономического развития определяет не рынок, а вся система экономических институтов, где рынок лишь часть их.

Они выработали идеал общества, в котором должны присутствовать социальные программы, индикативное планирование и другие формы государственного вмешательства. Изучает влияние на экономические процессы правовых, политических, психологических и иных общественных отношений.

У любой науки есть свой предмет, то есть своя главная тема исследования. В центре внимания экономической теории — хозяйственная, производственная жизнь общества, экономические связи и отношения между людьми в процессе создания, распределения, обмена и потребления благ.

Экономическая теория – это наука, изучающая, как общество размещает редкие ограниченные ресурсы для удовлетворения безграничных потребностей людей.

Экономических наук много — целая система, в которой можно выделить две главные линии:

— экономическая теория, которая служит общетеоретической и методологической базой для всех экономических наук, поскольку разрабатывает основные понятия, определения, термины, а также общие направления и методы научных исследований.

— конкретные экономические науки, изучающие те или иные, отдельные области хозяйственной жизни общества (экономику отдельных отраслей национального хозяйства и др.)

Как и другие науки, экономическая теория применяет различные методы, т.е. способы познания.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/16_8275_etapi-razvitiya-ekonomicheskoy-teorii.html

Refpoeconom
Добавить комментарий