1.6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ

1.6. Экономическая политика и экономические цели

1.6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ

Экономическаяполитика это совокупность мер или решений,принимаемых правительством относительнотого, какой должна быть экономика икаковы ее экономические цели.

Объективнаяэкономическаятеориясвободнаот субъективных оценочных суждений.Она пытается формулировать научныепредставления об экономическом поведениилюдей независимо от воли и сознаниячеловека. В противоположность этомусуществует нормативнаяэкономическая теория.

Это и есть экономическая политика. Онаолицетворяет суждения определенныхлюдей относительно того, какой должнабыть экономикаили какую конкретную политическую акциюследует рекомендовать, основываясь наопределенной экономической теории илина определенном экономическом отношении.

Следовательно, экономикаи экономическая политика этопонятия разного уровня: экономика первична,а экономическая политика вторична.Иначеговоря, политика должна исходить изуровня развития самой экономики, а ненаоборот.

Например, нельзя говорить,что завтра все будут жить так, как живутарабские шейхи. Это ложь, причем наглая.Завтра, или за один день, никаких переменв экономике быть не может. Поэтомуэкономическая политика строится наперспективу: чтобы эффективно управлять,необходимо научиться предвидеть.

Экономическая теория помогает сделатьвозможным такое предвидениеи в связи с этим служит основой дляразумной экономической политики.

Экономическаяполитика это достижение системы экономическихцелей. Существует целая цепочкаэкономических целей (см. схему 1.2):

Экономическийрост,или более высокий уровеньжизни.Полная занятость.Подходящую работу необходимо обеспечитьвсем, кто желает и способен трудиться.

Экономическаяэффективность.Это не что иное, как максимальная отдачапри минимуме издержек.

Стабильныйуровень цен. Необходимо избегатьзначительного повышения или сниженияобщего уровня цен, т. е. инфляциии дефляции.

Экономическаясвобода. Предприниматели,рабочие и потребители должны обладатьвысокой степенью свободы в своейэкономическойдеятельности.

Справедливоераспределениедоходов.Человек должен жить по-человечески, т.е. ни одна группа граждан не должнапребывать в крайней нищете, если другиекупаются в роскоши. Социально-экономическаяобеспеченность. Государстводолжно обеспечить существованиехронически больных, нетрудоспособных,недееспособных, престарелых или другихиждивенцев.

Разумныйплатежныйбаланс.Это поддержание разумного платежногобаланса международнойторговлии международных финансовых сделок.

Некоторыеиз этих целей взаимно дополняют другдруга, другие взаимно исключают.

Выработкаконкретных программ достижения крупныхэкономических целей представляетсядалеко не простым делом. Сначаланеобходимо дать четкое определениецелей. Затем определить и признатьвозможные последствия альтернативныхпрограмм достижения цели.

Все это требуетчеткого представления об экономическихрезультатах, о выгодах, издержках иполитической осуществимости каждой изальтернативных программ.

Далее экономисты,политики обязаны как для самих себя,так и для будущих поколений изучитьпрошлый опыт реализации подобныхпрограмм и оценить их эффективность;только путем такой оценки можнорассчитывать на повышение результативностиполитики.

Схема1.2.Целиэкономической политики

Хорошаэкономика или плоха, во многом зависитот степени использования механизмадействия экономическихзаконовв экономической политике. Экономическаянаука в подлинном смысле слова архинужнадля выработки правильной экономическойполитики,т. е. мер, обеспечивающих решениепоставленных проблем.

Правительство,основываясь на достижениях экономическойтеории, разрабатывает сценарий: какойдолжна быть экономика. Например,теоретически обосновано, что рыночнойэкономикесопутствуют безработицаи инфляция, но практики не должнысозерцать эти явления, их задачавыработать программу борьбы с ними.

Теория подсказывает, а практика решает,какой ей быть. Именно на этой ступенивозникают разногласия между экономистамитеоретиками и практиками. Например,какие должны быть налоговыеставки:высокие или низкие? Чтобы правильноответить на этот и другие вопросы, нужнозаглянуть в экономическую теорию, гдеученые уже давно решили эти проблемы.

Вот почему советниками правительствадолжны быть грамотные экономисты.

Ядроэкономической политики это обеспечение роста благосостояниялюдей.

Экономикане должна быть концентрированнымвыражением политики. Ее развитиеобъективно обусловлено сложившимисяматериальными условиями. Экономика неможет развиваться по указке того илииного политика либо группы политиков.Она «скована» действием законов, независящих от воли и сознания людей.

Поэтому политики могут, лишь познавэкономические законы, выработатьосознанные пути наиболее эффективногомеханизма их реализации на том или иномэтапе ее развития. Нельзя жить «подксерокс». Американский образ жизнинельзя заложить в российскую программуэкономическогоразвития.

Нужно усвоить два известных марксистскихпостулата, или две истины.

Первая:

каждаяпромышленно развитаястранапоказывает лишь картину своего развитияменее развитой стране.

Внастоящее время путь развития всемстранам, в том числе и России, к большомусожалению, показывает Северная Америка(США).

Втораяистина гласит:

толькоматериальные условия определяют путьэкономического развития той или инойстраны.

Вопрос:в настоящее время достаточно лиматериальных условий у России, чтобыжить по-американски?

Ответ:нет, однозначно нет. И не следуетроссийскому правительству обещатьроссиянам то, чего нет и быть не можетдаже на ближайшую перспективу до 2010 г. Нужно знать свою экономическуюбазу данных. И, разрабатывая очереднуюпрограмму, правительство должно исходитьиз ее материальной обеспеченности,иначе это будет не программа, а сотрясениевоздуха.

Вотпочему выработка конкретных программдостижения крупных экономических целейпредставляется далеко не простым делом.

Но чтобы понять, как это делается,необходимо изучить азбуку экономическойдеятельности:основы любой экономики,основы рыночной экономики и ее коренныевопросы, рыночный механизм и его элементы;законспроса и предложения,ценообразование,а также механизм функционированиячастного и государственного секторовили смешанного предпринимательстваи т. д.

Рекомендация:

Длясамоконтроля полученных знаний выполнитетренировочные задания из набора объектовк текущему параграфу

Источник: https://studfile.net/preview/6327551/page:8/

Экономическая политика и ее цели

1.6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Теперь мы можем сформулировать предмет экономической теории.

Экономика (экономическая теория) – это наука о том, как общество использует редкие ресурсы для производства благ (ценных товаров и услуг) и распределения их среди экономических агентов.

За этим определением кроются следующие ключевые идеи экономики: потребности безграничны, блага редки, а, следовательно, общество должно использовать свои ресурсы эффективно.

Однако в такой формулировке определение предмета экономической теории сложилось не сразу. Экономисты достаточно долго спорили и продолжают спорить, что же на самом деле изучает экономическая наука.

И здесь они не одиноки, так как и в других обществоведческих науках происходит нечто подобное. Определение науки почти всегда не предшествуют ее созданию, а следует за ним и претерпевает изменения вместе с ее развитием.

Так анализируя эволюцию экономической науки можно видеть как изменялось представление о ее предмете (см. тему 2).

Для того чтобы понять функциональное назначение экономической теории раскроем функции, которые она выполняет (см. табл. 1.2).

Таблица 1.2

Функции экономической теории

Методологическая — экономическая наука отвечает на вопрос «как на до познавать реальную экономическую действительность?»; — ее знания являются основой конкретных экономических наук (экономика промышленности, бухучет, экономическая статистика, экономическая математика; — она обеспечивает выполнение мировоззренческой роли экономики как науки.

Окончание табл. 1.2

Теоретическая — вскрывает и описывает объективные экономические законы, тенденции, зависимости; — раскрывает механизм действия этих законов; — разрабатывает эффективные формы и методы их использования в практике управления экономическими явлениями и процессами.
Практическая — проводит научный анализ хозяйственной практики, обеспечивает ее научное обоснование (разрабатывает и обосновывает научные принципы экономической политики); — обеспечивает научную подготовку кадров для всех уровней экономики; — разрабатывает основные направления и пути реализации хозяйственной практики (решение экономических проблем).

Экономическая теория анализирует хозяйственную жизнь на 2-х уровнях:

микроэкономическом (от греческого mikros – малый) – уровень конкретных фирм и домохозяйств, отдельных товаров и ресурсов, отраслей и рынков;

макроэкономическом (от греческого mаkros – большой) – уровень экономики в целом, либо основных ее подразделений, сфер и проблем.

Так анализ выпуска конкретной продукции и ее продаж отдельными фирмами и даже отраслью на конкретном рынке – микроэкономика, анализ общего выпуска всех видов продукции и ее реализация в стране и мире – макроэкономика.

С одной стороны, макроэкономика образует ту хозяйственную среду, в которой работают отдельные фирмы (предприятия), существуют индивидуальные потребители, функционируют отдельные отрасли и рынки.

С другой стороны, микроэкономические единицы вместе взятые, образуют макроэкономику. Для этого их в экономической теории агрегируют, т.е. объединяют в укрупненные экономические единицы (агрегаты), например, сектор фирм, домохозяйств, государств.

Граница между ними размыта, некоторые вопросы рассматриваются одновременно на микро-и макроуровне, например, положение дел в конкретных отраслях и на отдельных товарных рынках, где анализ ситуации важен как для конкретных предприятий этих отраслей, так и для экономики страны в целом.

Поэтому часто выделяют промежуточный уровень – мезоэкономика, в сферу которой попадают отрасли и рынки.

Выделяют 2 компонента экономической науки:

позитивная экономическая теория – та часть экономической науки, которая изучает факты и зависимости между этими фактами. Например, дискуссии об эффективности рассматриваются как ее часть;

нормативная экономическая теория – та часть экономической теории, которая занимается оценочными суждениями об экономических условиях и политике (хороши или плохи). Например, дискуссии о справедливости распределения.

Одно время считалось, что чисто позитивная экономическая наука может развиваться совершенно независимо от нормативных суждений о ценностях и справедливости. Все диспуты могут быть разрешены в позитивных терминах, на основе обращения к объективным фактам.

Сегодня эта точка зрения теряет популярность: большинство экономических проблем, особенно тех, что имеют отношение к правительственной политике, включают в себя как позитивный, так и нормативный компонент и нужно понимать, что каждый компонент влияет на наше мнение.

На нормативной экономике основана экономическая политика, т.е. принятие экономических решений.

Экономическая политика – целенаправленная система мероприятий государства в области общественного производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных групп и направлена на укрепление национальной экономики.

В экономической политике выделяют отдельные направления, называя их тоже политикой: денежно-кредитная, налогово-бюджетная, промышленная и т.д.

Экономистов часто просят проанализировать эффекты от политических изменений. Правительство может, например, рассматривать новые меры помощи безработным, меры по защите окружающей среды или по регулированию международной торговли. Как будет распространяться в экономике влияние этих мер? Как все это повлияет на жизнь людей?

У экономистов есть свой собственный, характерный способ мышления включающий:

— альтернативные издержки;

— не только прямые и предвиденные, но и косвенные, непредвиденные последствия.

Экономисты всегда сознают, что в долгосрочный период времени политика может иметь последствия, отличные от тех, которые проявляются немедленно.

Свойство политических действий иметь непредвиденные эффекты в дополнение к тем, которые были целью этих действий называется законом непредвиденных последствий.

Например, пособие по безработице имеет ожидаемый эффект – помощь безработным, но оно также имеет и непредвиденный эффект-рост числа безработных, так как могут появиться желающие не трудиться, а жить на пособие.

Отсюда следует вывод: прежде чем принимать решение следует изучить всю картину, а не только ее часть. Искусство экономики как раз и состоит в том, чтобы рассматривать не только ближайшие, но и долговременные последствия любого действия или политики; оно состоит в том, чтобы проследить последствия этой политики не только для одной, но для всех социальных групп.

В ходе реализации экономической политики страна преследует различные цели.

Для развитой рыночной экономики это, прежде всего, экономический рост, полная занятость, низкая инфляция, положительный платежный баланс, повышение экономической эффективности, рост благосостояния населения, поддержание высокой степени экономической свободы для всех хозяйствующих субъектов, сохранение и улучшение окружающей природной среды и др. цели. В переходной экономике к ним добавляются создание частного сектора и рыночной инфраструктуры, либерализация экономической (хозяйственной) жизни и др.

Проблема заключается в том, что многие цели экономической политики противоречат друг другу. Так активная борьба с инфляцией обычно сопровождается падением экономического роста и усилением безработицы. Поэтому в зависимости от ситуации приоритетность целей в экономической политике может меняться. Обычно это зависит от того, какие из них являются самыми острыми, «наболевшими».

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 495 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/3-85053.html

Экономическая политика и экономические цели — allRefs.net

1.6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ

Экономическая политика и экономические цели — раздел Производство, Предмет и метод экономической теории. Блага, потребности, ресурсы. Производственные возможности общества и экономический выбор Экономическая Политика — Это Целенаправленная Система Мероприятий Госу…

Экономическая политика — это целенаправленная система мероприятий государства в области производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных групп, и направлена на укрепление национальной экономики.

В основе экономической политики лежит экономическая стратегия государства, т. е. искусство управлять экономикой для достижения своих экономических целей.

Между политикой и экономикой существует тесное взаимодействие. Экономика проявляется в политике, что позволило В.И.Ленину заметить: «Политика есть концентрированное выражение экономики».

В то же время экономическая политика не может не иметь первенства над экономикой, так как без правильного политического подхода экономика обречена на провал.

Экономическая политика занимается нахождением вариантов решения экономических целей как на макро-, так и на микроуровне.

м экономической политики (достижения целей) правительства на макроуровне являются:

• стремление к полной занятости населения (борьба с безработицей);

• обеспечение стабильности цен (борьба с инфляцией);

• достижение экономического роста и равновесия платежного баланса;

• проведение разумной фискальной политики (изменение налоговых ставок и государственных расходов);

• обеспечение оптимальной кредитно-денежной политики (контроль над денежной массой и процентными ставками);

• управление валютным курсом.

На более конкретном уровне к ним добавляются мероприятия, направленные н а стимулирование инвестиций в промышленность, в исследования и разработки, поощрение предпринимательства и защиту интересов потребителей.

м экономической политики правительства на макроуровне является эффективное использование ограниченных ресурсов.

В реальной жизни одновременное достижение всех этих целей практически невозможно, поэтому необходимо выделение приоритетов, которые зависят от идеологии правительства. Правительство, придерживающееся левой идеологии, положительно относится к расширению государственной собственности и к усиленному вмешательству государства в экономику.

Правительство, придерживающееся правой идеологии, положительно относится к ограничению государственной собственности и к минимальному вмешательству государства в экономику. Поскольку экономические цели у правительств правой и левой ориентации различны, постольку и ценностные суждения по принципиальным проблемам развития общества у них расходятся.

Ценностные суждения — это суждения о том, что желательно или нежелательно, что правильно или справедливо и что неправильно или несправедливо.

Это касается таких, например, вопросов, как распределение доходов между людьми, когда разные правительства выражают желание помочь одним группам населения за счет других.

Кроме того, правительства придерживаются разных оценочных суждений относительно приоритетов, которые они отдают национальной обороне, безопасности и охране порядка, защите окружающей среды и многим другим неэкономическим вопросам.

Осуществление задач экономической политики может привести к изменению экономической системы страны. Именно поэтому и политики, и их советники-экономисты должны крайне взвешенно относиться к своим решениям. Дж. М.

Кейнс по этому поводу заметил: «Идеи экономистов и политических мыслителей— и когда они правы, и когда ошибаются — имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности, именно они и правят миром».

Государственная экономическая политика — генеральная линия действий и совокупность мер, проводимых правительством от лица государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране.

Государственная экономическаяполитика включает институциональную, структурную, инвестиционную, денежно-кредитную, социальную, внешнеэкономическую, научно-техническую, налоговую, бюджетную политику.

Важнейшая функция верховной власти страны — стратегическое целеполагание. Например, определение стратегии развития Российской Федерации представляется весьма актуальной задачей Государственного совета при Президенте России.

Стратегия социально-экономического развития расширяет систему целевых ориентиров, стимулирует перенос акцента на качественные характеристики экономической динамики и тем самым служит основой и важным дополнением текущей и среднесрочной программы макроэкономической политики, которая разрабатывается и реализуется федеральным правительством.

Она формулирует критерии оценки промежуточных итогов реализации правительственной программы, позволяет рассматривать деятельность федеральных и региональных структур исходя из стратегических целевых установок развития страны.

В основе стратегии должны лежать высокие, достойные России и одновременно достижимые долгосрочные цели.

В качестве такой стратегической цели может быть принято превращение страны в динамично развивающуюся экономическую державу, обеспечивающую на основе интенсивного труда и деловой инициативы, разумной и последовательной экономической политики среднеевропейские стандарты уровня жизни в специфически российских природно- климатических и географических условиях.

Объективные предпосылки достижения этой цели — высокие темпы экономического развития, заметно превосходящие соответствующие показатели как соседних государств, так и мирового сообщества в целом.

В связи с этим создание условий для эффективного экономического роста, основанного на инвестициях в структурно-технологическую модернизацию отечественной экономики и обеспечивающего повышение благосостояния граждан России, становится важнейшей целью российского государства.

При этом первостепенную значимость приобретают качественные характеристики экономической динамики. России не нужны просто «высокие темпы роста», как не нужно и «производство ради производства».

Темпы роста должны быть результатом достижения конкретных, значимых для населения ориентиров благосостояния, успешного решения действительно актуальных задач структурно-технологической модернизации, дополнительных конкурентных преимуществ России на международной арене.

Государство в состоянии способствовать развитию ряда институтов (коммерческой оценки долгов, финансовой экспертизы экономических проектов и др.) и инструментов, существование которых облегчило бы развитие соответствующих рынков.

Важно подчеркнуть, что государство — особый инвестор. Для него результат осуществления инвестиционного проекта — не только и не столько прямая прибыль от самого проекта, сколько суммарные, комплексные выигрыши от его реализации.

В этом смысле государство заинтересовано в проектах развития инфраструктуры, в инвестициях в развитие стратегических рынков, в комплексных инвестиционных программах.

Плюсами для государства в подобных случаях становятся косвенные эффекты — создание рабочих мест, расширение налогооблагаемой базы, рост производства в смежных секторах экономики.

Экономическая политика в целом требует двухуровневого структурирования.

С одной стороны, это должна быть в значительной мере политика самих региональных властей, стержень которой — деятельность, направленная на воспроизводство и взаимодействие ресурсов на территории и на институциональное обеспечение преимущества каждого конкретного региона в плане предпринимательского (включая инвестиционный) климата.

Успех такой деятельности способен относительно быстро улучшить этот климат в стране в целом, что в определенной перспективе создаст предпосылки для смещения центра тяжести региональной политики в сферу государственных финансовых трансфертов как уже вполне рациональной линии.

С другой стороны, это должна быть политика федерального центра.

Его роль — создание таких общероссийских институциональных условий, которые бы не исключали, а, напротив, способствовали эффективному развитию региональной инициативы по наращиванию территориального потенциала и в отношении институционального строительства.

Другая важнейшая задача федерального центра — обеспечение эффективного использования финансовых трансфертов для подавления наиболее острых проявлений дифференциации доходов и коммунальных удорожаний по отдельным регионам (транспортные и энергетические тарифы, сельскохозяйственные дотации, и др.).

Вместе с тем существует ряд проблем, которые не могут быть эффективно решены усилиями только федерального центра или самих по себе субъектов Федерации (их объединений).

Это экологические вызовы, обеспечение экономической безопасности регионов и хозяйственных зон, энергетические и продовольственные неурядицы, инновационные прорывы и перестройка структуры производства, а также развитие магистральной инфраструктуры.

Наличие перечисленных проблем (помимо традиционных задач обеспечения обороноспособности и реализации единого внешнеполитического курса) определяет необходимость проведения единой согласованной экономической политики федерального центра и субъектов Федерации.

В основе такой интегрированной политики должны лежать регулярная разработка и обнародование приоритетов экономического развития и его программирование в региональном аспекте.

Развернуть

Открыть в широком формате

Источник: http://allrefs.net/c42/3u5c5/p8/

Экономическая политика и экономические цели

1.6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ

Экономическая политика (economic policy) – это целенаправленная система мероприятий государства в области производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных групп и направлена на укрепление национальной экономики.

В основе экономической политики лежит экономическая стратегия государства, т. е. искусство управлять экономикой, для достижения своих экономических целей.

Между политикой и экономикой существует тесное взаимодействие. Экономика проявляется в политике, что позволило В.И. Ленину заметить: «Политика есть концентрированное выражение экономики»[2].

В то же время экономическая политика не может не иметь первенства над экономикой, т. к. без правильного политического подхода экономика обречена на провал.

Экономическая политика занимается нахождением вариантов достижения экономических целей как на макро-, так и на микроуровне.

м экономической политики (достижения целей) правительства на макроуровне является:

– стремление к полной занятости населения (борьба с безработицей);

– обеспечение стабильности цен (борьба с инфляцией);

– достижение экономического роста и равновесия платежного баланса;

– проведение разумной фискальной политики (изменение налоговых ставок и государственных расходов);

– обеспечение оптимальной кредитно-денежной политики (контроль над денежной массой и процентными ставками);

– управление валютным курсом.

На более конкретном уровне к ним добавляются мероприятия, направленные на стимулирование инвестиций в промышленность, в исследования и разработка, поощрение предпринимательства и защиту интересов потребителей.

м экономической политики правительства на макроуровне является эффективное использование ограниченных ресурсов.

В реальной жизни одновременное достижение всех этих целей практически невозможно, поэтому необходимо выделение приоритетов, которые зависят от идеологии правительства. Правительство, придерживающееся левой идеологии, положительно относится к расширению государственной собственности и к усиленному вмешательству государства в экономику.

Правительство, придерживающееся правой идеологии, положительно относится к ограничению государственной собственности и к минимальному вмешательству государства в экономику. Поскольку экономические цели у правительств правой и левой ориентации различны, постольку и ценностные суждения по принципиальным проблемам развития общества у них расходятся.

Ценностные суждения (value judgment) – это суждения о том, что желательно или нежелательно, что правильно или справедливо и что неправильно или несправедливо.

Это касается таких, например, вопросов, как распределение доходов между людьми, когда разные правительства выражают желание помочь одним группам населения за счет других.

Кроме того, правительства придерживаются разных оценочных суждений относительно приоритетов, которые они отдают национальной обороне, безопасности и охране порядка, защите окружающей среды и многим другим неэкономическим вопросам.

Осуществление задач экономической политики может привести к изменению экономической системы страны. Именно поэтому и политики, и их советники-экономисты должны крайне взвешенно относиться к своим решениям. Дж. М.

Кейнс по этому поводу заметил: «Идеи экономистов и политических мыслителей – и когда они правы, и когда ошибаются – имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности, именно они и правят миром»[3].

Экономические интересы

Экономическая политика правительства определяется его экономическими интересами.

В политэкономии интересы рассматриваются в качестве категории, в которой проявляются производственные отношения между отдельными участниками общественного производства (индивидами, их группами, классовыми общностями). Интересы подразделяются на всеобщие, коллективные и личные.

Всеобщие интересы складываются как интересы всего общества, как необходимость удовлетворения его совокупных потребностей (стадионы, госпитали, школы и т. п.).

Коллективные интересы выражают необходимость удовлетворения материальных потребностей групп людей, объединенных одинаковым положением в системе общественного производства (заводской клуб, профсоюзная здравница и т. д.).

Личные интересы выражают необходимость удовлетворения материальных нужд отдельного человека и определяются социально-экономическими условиями его жизни.

Необходимость реализации экономических интересов является стимулом к труду, двигателем экономической жизни, что отражено в известном положении Гегеля: «Интересы двигают жизнью народов».

Чтобы интересы были удовлетворены, хозяйственная деятельность людей должна протекать в соответствии с экономическими законами, и выражается в следующей причинно-следственной связи: экономические законы – экономические потребности – экономические интересы – хозяйственная деятельность. Как все звенья данной цепи, экономические интересы – объективное явление.

В экономиксе экономические интересы трактуются с субъективных позиций, в качестве элемента сознания людей. При этом движущей силой экономики считаются не общественные, а личные интересы, через осуществление которых достигается общее равновесие в обществе.

Каждый из хозяйствующих субъектов стремится делать то, что ему выгодно.

Предприниматели ставят своей целью максимизировать прибыль или – как вариант – минимизировать убытки, владельцы материальных ресурсов пытаются установить на них высокую цену, владельцы своей рабочей силы хотят получить за нее высокую заработную плату.

В свою очередь потребители стремятся приобрести товары по самой низкой цене. Следовательно, мотив личного интереса придает направление и упорядоченность функционированию экономики, которая без такого интереса оказалась бы чрезвычайно хаотичной.

Интересы общества (public interest) рассматриваются как своего рода точка отсчета, чтобы определить, является ли политика, проводимая всеми участниками хозяйственной деятельности «плохой» или «хорошей» в плане воздействия на экономическую эффективность и на потребителя.

Например, если фирма устанавливает на продукт цену, которая приносит только «справедливую» прибыль, т. е. прибыль, достаточную для обеспечения эффективного предложения этого продукта, то эта фирма действует в интересах общества.

Напротив, если фирма увеличивает свой доход за счет потребителя, назначая завышенную цену, то это противоречит интересам общества. На практике, однако, оценивать эти данные трудно. К примеру, низкая цена может быть результатом консервативной ценовой политики фирмы. Напротив, возможны объективные причины для высокой цены.

В этом случае, чтобы найти «компромиссный» критерий, используется «Модель компромисса Уильямсона»(Williamson trade off model). Модель предполагает проведение анализа после слияния неэффективных фирм и оценивает его возможные последствия как для фирмы, так и для общества в целом.

Результатом может стать: либо обоюдная выгода в виде снижения затрат; либо ущерб для общества в виде повышения цен; либо ущерб для отрасли в виде потери ее конкурентности, если в ходе слияния фирма приобрела в отрасли монопольную власть.

В последнем случае в работу вступает Комиссия по монополиям и слияниям, в задачу которой входит установить, что именно принесло вред интересам общества в каждом конкретном случае. Работу такого рода Комиссий затрудняет отсутствие четкой трактовки понятия «интересы общества».

Источник: https://cyberpedia.su/7xb242.html

Refpoeconom
Добавить комментарий