1.5.2. Основные направления реформ в России

Содержание
  1. Основные направления реформ
  2. Этапы реформирования
  3. 5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
  4. 4-5. Обновлённая Россия
  5. 1. В чём были преимущества русской армии? 2. Почему России был необходим военно-морской флот? 3. В чём была суть военной реформы?
  6. 1. Какие повинности в пользу государства несли податные сословия? Какие из них были новыми, появившимися при Петре I? 2.Почему была проведена налоговая реформа? Перечислите её результаты. 3. Какие необходимые меры были предприняты для успешного проведения налоговой реформы?
  7. 1. Как были связаны между собой Северная война и необходимость экономических реформ в России? 2. Какие основные отрасли промышленности успешно развивались при Петре I? Объясните почему. 3. Какую политику проводило государство по отношению к отечественной промышленности?
  8. 1. Подтвердите фактами, что необходимость проведения реформы системы управления зародилась ещё в XVII в. Почему в начале XVIII в. эта необходимость стала ещё острее?
  9. 2. Какие из Петровских реформ вы считаете наиболее важными? Своё мнение обоснуйте
  10. 3. Почему новая система управления оказалась эффективнее?
  11. 4. Вспомните, какой была система управления государством при предшественниках Петра I. Используя схему на с. 36, сравните старую и новую системы. Какие плюсы и минусы имела новая система управления?
  12. 5. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события:
  13. 6.Поработайте с картой (с. 43)
  14. 7. Выберите ответ на главный вопрос урока. Обоснуйте свой выбор. Проведённые реформы — это обновление или модернизация?
  15. Реформы в истории России: эпоха основных великих денежных или церковных реформ, предпосылки к ним и таблица об этом для 8 класса
  16. Реформа — это… Что такое реформы. Реформы в России
  17. Реформа и революция — в чем разница?
  18. Реформы в истории России: от Петра I до Ельцина
  19. Реформы Александра 2
  20. Основные причины реформирования России
  21. Какие были проведены реформы
  22. Последствия реформ
  23. Поражение в Крымской войне, как обоснование реформ
  24. Реформа — это… Что такое реформы. Реформы в России
  25. Реформа и революция — в чем разница?

Основные направления реформ

1.5.2. Основные направления реформ в России

ХансБаггер в книге “Реформы Петра Великого”(1975 г.) выделил в преобразовательнойдеятельности Петра четыре основныхнаправления:

1)реформы государственного аппарата —административная и военная;

2)экономические (налогообложение) исоциальные реформы;

3)реформа церкви и преобразования вкультурной жизни;

4)мероприятия, нацеленные на возвышениемеждународного положения и статусаРоссии. Следует заметить, что направленияэти носят достаточно условный характер,поскольку единого плана реформ никогдане существовало.

Этапы реформирования

Общаяпродолжительность реформаторскогопериода — более 25 лет, которые весьмаусловно можно разделить на тринеравнозначных этапа:

1)1698—1702 гг. — начальный, когда реформыносили спорадический, бессистемныйхарактер. В 1698 г. Петр вернулся изГолландии со смутным, но острым желаниемперемен, переустройства российскойжизни на лучший, европейский лад.

Первыенововведения касались вещей частосугубо поверхностных и формальных —“бороды остричь, надеть кафтанывенгерские, платья саксонские, штаны ишапки немецкие”. Перелицовка иперекостюмировка русских людей наделалабольше шума, чем принесла толку.

Элементыподражательности сохраняются на всемпротяжении реформ — коллегии, армейскийустав, ремесленные цеха, уже изжившиесебя в Западной Европе. Из существенныхмероприятий начального периода реформобращает внимание лишь введение с 1января 1700 г.

нового летоисчисления поевропейскому образцу, правда, с отставаниемна 13 дней.

2)1703—1714 гг. — средний — условно отоснования Петербурга до введения Указао единонаследии. В этот период реформыначинают захватывать все более широкуюсферу, но еще не подчиняются единомуобщему смыслу. Второй этап характеризуетсяубыстряющимся темпом реформ, которыепо своему содержанию становятся всеболее глубокими.

Строительство Петербурга,ознаменовавшее начало этого этапареформ, имело целью перевести в Петербургвнешнюю торговлю из Архангельска, вкотором ее контролировали англичане иголландцы. К 1720 году торговый оборотпорта на Неве превысил оборот Архангельскогопорта. С 1705 г.

в стране была введенарекрутская повинность, просуществовавшая170 лет (до 1874 года). С 1708 г. Петр начинаетперестройку старых учреждений. С цельюмодернизации власти на местах. В 1708 г.

Россия была разделена на 8 губерний:Ингермландскую, Московскую, Киевскую,Смоленскую, Архангелогородскую,Казанскую, Азовскую, Сибирскую, а спустянекоторое время еще на 50 провинций,дополнительно. В 1711 г.

вместо Боярскойдумы создается новый орган исполнительнойи судебной власти — Сенат, которыйобладает также и некоторыми законодательнымифункциями. Вся полнота законодательной,исполнительной и судебной властисосредоточилась в руках Петра 1, которыйпосле окончания Северной войны получилтитул императора.

В1714 г. — издан “Указ о единонаследии”— важнейший законодательный актсоциальной политики, уравнявшийдворянское поместье с боярской вотчиной.

Царь-реформатори его окружение указывали, чтоединонаследник нераздельного именияне будет разорять своих крестьян, какэто делают разделившиеся братья, чтобыжить по-отцовски, но будет льготитькрестьян, облегчая им исправный платежподатей.

3)1715—1725 гг. — завершающий этап наиболеезрелых реформ, когда былая бессистемностьсменяется неким подобием планомерности.

Основная доля наиболее серьезных идолговечных преобразованлй падает напоследнее десятилетие правления Петра,когда его законодательную деятельностьв полной мере отличает систематическоерациональное планирование.

Исследователисвязывают это с неуклонно возрастающимперевесом над Швецией в Северной войне,которая была главным стимуломреформаторской деятельности Петра. ВРоссии создается мощная регулярнаяармия, ликвидируется поместное дворянскоеополчение и стрелецкое войско.

Разрабатываются и вводятся общеармейскиеуставы: Воинский (1716 г.) и Морской (1720г.). Потребности вооружения армии давалиимпульсы к развитию военной промышленности,а создание собственных оружейных заводовтребовало развития отраслей по добычеминеральных ресурсов.

Реформагосударственного аппарата сводиласьк замене на протяжении 1718—1721 гг.громоздкой системы приказов системойколлегий. Среди всех коллегий особовыделялись финансовые — основакамеральной системы. Главной фискальнойколлегией стала Камер-коллегия, в ведениикоторой были приход денег и бюджетноепланирование поступлений.

Государственныерасходы осуществлялись черезШтат-контор-коллегию, игравшую рольцентральной кассы. Наблюдение и контрольза расходами осуществляла независимаяот других Ревизион-коллегия. Трехчленноеделение фиска имело огромное значениев государственном управлении.

Ранеетри финансовые функции приход, расходи контроль осуществлял почти каждыйприказ.

Изменилосьтакже податное обложение, реформакоторого была связана с необходимостьюрешить проблему содержания огромнойармии в мирное время. Решение былонайдено и воплощено в период с 1719 г. до1724 г. и заключалось в том, что вместодесятков различных налогов и повинностейвводился единый прямой денежный налог,шедший непосредственно на нужды армии.

Этот подушный налог собирался со всехдуш мужского пола. Помимо чисто финансовогоэффекта, реформа привела к существеннойперемене в судьбе регулярной армии.Полки размещались непосредственносреди тех самых крестьян, с которыхвзимались налоги. Это позволяло уничтожитьряд промежуточных финансовых звеньев.

Реакция крестьян и помещиков, на земликоторых начали селиться войска, былакрайне негативной. Недаром освобождениеот постойной повинности во всейпоследующей истории России считалосьжеланнейшей привилегией. Но кромеподушной подати, существовали другиеканалы поступления денег в казну, введеныбыли новые военные налоги, деньгидрагунские, рекрутские, корабельные ит.

д. Росли и косвенные налоги (акцизы).Для изыскания новых источников казенныхдоходов был даже создан “институтдоносителей и прибыльщиков”, искателейвыгоды для государства от проектов ипредложений. Кроме прямых и косвенныхналогов, значительную статью казенныхдоходов составляла как чеканка, так ифальсификация монет. В 1700 г.

в обращениебыли выпущены мелкие медные монеты иболее крупные — серебренные. Они былибольшего веса, чем раньше, но сохранялидостоинство прежних, то есть как будтоукреплялось денежное обращение. Нопостепенно вес и проба монетного серебрастали сокращаться. И концу правленияПетра деньги обесценились вдвое.

Говоряо финансовых затруднениях Петра,жестокости системы налогообложения,нельзя не отметить, что своим наследникамон не оставил ни копейки государственногодолга.

Увеличениепоступлений денег в казну зависело нетолько от налогообложения как такового,но и от определения контингентаплательщика (подворный или подушныйпринцип).

Значительная часть населенияв то время по разным причинам не платиланалоги. Это были вольно-гулящие люди(отпущенные холопы и крестьяне, бросившиесвое занятие, нищие, монастырские слуги,дети священников и т. д.).

Подушнаяперепись мужского населения, проведеннаяв 1718—1724 гг., выявила данный контингент.

Петрсущественно изменил торгово-промышленнуюполитику. Осенью 1719 г. были ликвидированыфактически все монополии на вывозтоваров за границу. Претерпела измененияи промышленная политика: усилилосьпоощрение частного предпринимательства.

Введенная в том же году Берг-привилегияразрешила искать полезные ископаемыеи строить заводы всем без исключенияжителям страны и иностранцам, а в 1721 г.был издан указ, разрешавший как дворянам,так и купцам покупать крепостных крестьянк заводам. Существенную помощьпредпринимателям оказывал и утвержденныйв 1724 г.

протекционистский таможенныйтариф, облегчавший вывоз продукцииотечественных мануфактур и одновременнозатруднявший ввоз из-за границы товаров,производившихся на русских мануфактурах.

В1720 г. среди центральных учрежденийпоявился Главный магистрат, основнаяобязанность которого состояла вуправлении городами, включая судебнуюи административную власть. Указом от12 января 1722 г. создается важнейший органсамодержавного государства — прокуратура.В 1722 году публикуется унифицированная“Табель о рангах”.

Послесмерти в 1700 г. патриарха Адриана Петрзапретил избирать ему преемника. Церковьювременно управлял митрополит, назначенныйПетром. В 1718 году проведена церковнаяреформа — замена патриархальногоцерковного управления коллегиальным.В 1721 г.

патриаршество было ликвидированои был учрежден Святейший правительствующийСинод — духовная коллегия, подчинявшаясяСенату.

Следует отметить, что РусскаяПравославная церковь практически безсопротивления подчинилась императорскойвласти, отказавшись от многих своихфункций и привилегий, в числе которыхоказалась даже тайна исповеди.

Источник: https://studfile.net/preview/6308746/page:19/

5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

1.5.2. Основные направления реформ в России

Национальные особенности России и предшествующее развитие свидетельствуют, что реформирование российской экономики связано с формированием социально-ориентированной смешанной экономики.

Её создание требует реализации следующих основных направлений:

Формирование системы рыночных отношений:

Либерализация

цен;

хозяйственных операций;

внешнеэкономических отношений.

Структурные преобразования:

разгосударствление;

приватизация;

демонополизация и создание конкурентной среды.

Институциональные преобразования:

создание рыночной инфраструктуры;

формирование нового законодательства, а также правил и норм, регулирующих поведение субъектов экономики в различных сферах;

подготовка кадров для рынка.

Формирование социальной ориентации:

первоочередные меры помощи бедным слоям населения;

создание новой системы социальной защиты.

Преобразование структуры народного хозяйства:

конверсия;

стимулирование прогрессивных отраслей;

структурные преобразования отраслей и регионов.

Экономическая среда каждого государства имеет свои особенности, которые определяются различными обстоятельствами: от государственного устройства и системы права до развитости рынка и его информационной открытости. В России современную экономическую среду формируют как особенности переходного периода, характерные для всех стран, так и специфические отечественные.

В настоящее время принято считать, что переход от плановой к рыночной экономике на первом этапе состоит в реализации трех различной деятельности процессов: либерализации, финансовой стабилизации, приватизации.

Минимально необходимый пакет мер, придающий правильное направление переходному процессу, должен включать выработку правил функционирования нового частного сектора, реформу цен и создание системы социальной защиты, а также перестройку государственного сектора, которая хотя и не подразумевает возможность принятия самими предприятиями без одобрения властей решений о величине заработной платы и инвестиций, но предполагает определенную са-мостоятельность в вопросах о ресурсах, изменении номенклатуры продукции, найма и увольнения работников.

Специфика России связана, прежде всего, с тем, что она преобразуется из страны с жесткой административно-командной экономической системой в страну с рыночной экономикой. Выделяют две группы российских отличий: политические и социальные.

К первой группе относится, прежде всего, разрыв экономических связей с республиками бывшего СССР, который стал причиной падения ВВП России примерно на 50%. 25% падения ВВП связано с разрывом связей с бывшими странами СЭВ.

Ко второй группе относится отсутствие стартовых условий для частного предпринимательства, патерналистские ожидания, высокая доля пенсионеров в общей численности населения и другие. Несомненны и особенности народного хозяйства России:

деформированная структура хозяйства с высокой долей затрат в структуре конечного продукта;

медленное развитие частного сектора, отсутствие эффективного собственника как общественного слоя;

большое неравновесие материальных и финансовых пропорций;

нерыночная структура занятости;

неготовность аппарата управления на всех уровнях к рациональной деятельности в новых условиях;

недостаточная активность трудоспособного населения, наличие иждивенческих отношений;

преобладание затратных принципов в менталитете хозяйственников (особенно в госсекторе);

слабая мотивация в стратегической деятельности.

Различия в стационарной и переходной экономике в условиях кризиса приведены в таблице 1. Таблица 1

Основные характеристики стационарной экономики и экономики переходного периода Стационарная экономика Экономика переходного периода 1 2 Режим расширенного производства Режим суженного производства Рост ресурсов (доходов) Уменьшение ресурсов (доходов) Перераспределение ресурсов огра-ничивается преимущественно их приростами (через выбор приоритетов развития) Перераспределение ресурсов распро-страняется на общий их объем (через изменение всей структуры экономики) Инфляция выражается однозначными величинами Инфляция измеряется двузначными цифрами, в отдельные периоды перерастает в гиперинфляцию Распределение и обращение доходов в целом соответствует результатам производства Распределение и обращение доходов под влиянием инфляции утрачивают прямую связь с результатами хозяйственной деятельности Стоимостные (ценностные) пропорции, как правило, соответствуют со-отношениям ВВП в материальном выражении и в целом изменяются одновременно. Изменение стоимостных пропорций становится более сложным и неустой-чивым, значительно опережает изменение потоков ВВП в материально- вещественном выражении, отмечается разрыв в движении доходов и товаров

(услуг) Повышение эффективности функ-ционирования экономики — произ-водительности труда, отдачи основных фондов и капитальных вложений, жизненного уровня населения. Снижение качественных социально- экономических индикаторов, характе-ризующих конечные результаты функ-ционирования экономики.

Рассмотрим, как протекают процессы на ключевых направлениях реформ.

Либерализация цен. Одним из основных показателей, рекомендуемых для продвижения стран к рынку, является доля ВВП, реализуемая по свободным ценам.

В настоящее время в России на федеральном уровне в основном регулируются цены на продукцию и услуги естественных монополий: электроэнергию, газ, транспорт и т.п. Доля регулируемых цен в 1996 году составляла 18,1%. Для сравнения в Болгарии доля ВВП, реализуемого по свободным ценам, колебалась в течение 1993 — 95 гг.

от 84 до 92%, в Чехии этот показатель составлял 92 — 95%, в Румынии — 82 — 83%. 14. Либерализация цен стимулировала процесс формирования новых относи-тельных цен в наиболее прибыльных сферах. Таковыми в начальной фазе переходного периода являются финансовая и торговая сферы.

В них в качестве естественной замены механизма государственного распределения возникли принципиально новые сектора, прежде всего, кредитных организаций.

Банки мобилизуют и перераспределяют капиталы в различные сферы экономики, создавая кредитно-дифференцируемую среду.

В структуре использования ресурсов основными направлениями являются: кредитование торговых организаций и промышленности, операции с ценными бумагами, валютные операции и кредитование строительных организаций.

В качестве негативной тенденции следует отметить сохранение приоритета краткосрочного кредитования и аномальную неприоритетность кредитования народного образования, науки и здравоохранения.

В связи с тем, что товарные рынки на современном этапе недостаточно развиты, освоение новой конкурентной продукции еще не налажено, значительная часть кредитных ресурсов направляется в торговлю.

Усиленное развитие этого сектора благодаря его высокой прибыльности на данном этапе представляется закономерным м предваряет перетекание капиталов в производственный сектор. И это также является характерной чертой современной экономической среды России.

Если в 1990 году на долю торгового сектора экономики приходилось 5,7% объема ВВП, то в 1995 году — 16,7%. В таких странах, как США, Франция, Италия, этот показатель составляет 15 — 18%.

Таким образом, развитие в начальной фазе переходного периода идет по классическому сценарию: развитие финансового сектора, финансирование и развитие торговли.

Второй составляющей либерализации стала либерализация внешней торговли с характерным преобладанием импорта над экспортом и четко выраженной сырьевой ориентации последнего. Импорт позволил насытить внутренний рынок товарами, создал реальную конкуренцию отечественной продукции. Экспорт вывел страну на новые рынки и обеспечил рыночное участие в международном разделении труда.

К негативным последствиям резкого перехода российской экономики к рыночным внешнеэкономическим связям и к открытости внутреннего рынка можно отнести потерю значительной части этого рынка отечественными товаропроизводителями и усиление социальной напряженности в связи с сокращением численности работающих на неконкурентоспособных предприятиях. К негативной стороне относится также и низкая доля готовой продукции в структуре российского экспорта.

Финансовая стабилизация является важнейшим условием стабильности и предсказуемости российской экономической среды. Исследования показывают, что при самых низких темпах инфляции (менее 5% в год) отмечаются самые высокие темпы экономического роста (в среднем 2,6% в год).

При вырастании же уровня инфляции до 40% в год начинается спад, который увеличивается по мере роста инфляции. Кроме подавления инфляции необходим комплекс мер для направления ресурсов в производственную сферу.

К таким мерам, в первую очередь, должно быть отнесено стимулирующее инвестиции законодательство.

В вопросе о влиянии формы собственности на эффективность экономики существуют две полярные точки зрения. Первая. Эффективность производства, прежде всего, зависит не от формы собственности на средства производства, а от условий формирования фонда оплаты труда, организации управления производством. Вторая.

При минимальных размерах государственного предпринимательства (менее 7% ВВП, производимого на государственных предприятиях) темпы экономического роста достигают максимальных значений (в среднем 1,5% в год).

Косвенные доказательства такого взгляда можно найти в попарных сравнениях стран с одинаковым исходным уровнем дохода, избравших различные пути экономического развития (Северная и Южная Корея, Западная и Восточная Германия, Австрия и Чехословакия).

Исследования показали, что глубокоприватизированные предприятия эффективнее среднеприватизированных, а обе эти группы — эффективнее госу-дарственных.

Своеобразным и новым для России компонентом экономической среды является малое предпринимательство. Формирование малого бизнеса происходит в сложных условиях.

Предприниматели должны преодолеть многочисленные преграды в виде квотирования, усложненного порядка лицензирования и регистрации предприятий, трудностей в отведении участков земли, а также вынуждены вносить значительные денежные средства до начала деятельности и получения каких-либо финансовых результатов.

Для того, чтобы частный сектор экономики стал доминирующим, необходима целенаправленная государственная поддержка малого предпринимательства на всех уровнях.

Роль государственной поддержки и государства в целом в реформировании экономики является предметом дискуссии. Не останавливаясь подробно на различных точках зрения в этом вопросе, коротко можно изложить две крайние:

При число либеральном подходе предполагается, что государство минимально вмешивается в экономику, предоставляя возможность самонастройки ее механизма.

При число государственном подходе государство активно и детально вмешивается (включая регулирование цен) в экономику, обеспечивает высокую долю государственного сектора и высокий уровень государственных инвестиций.

Определяющим моментом при выборе модели государственного регулирования экономики должно быть содержание государственного участия в экономических преобразованиях.

Уникальность перехода от плановой экономики к рыночной чрезвычайно усложняет выполнение государством традиционных для современной рыночной экономики функций. И если необходимость активного государственного макрорегулирования не подлежит сомнению, то в отношении того, в чьих интересах должно действовать государство в переходной экономике, формируя экономическую политику, возникают вопросы.

В любом обществе государство по определению должно отражать интересы нации, оказывать содействие, прежде всего, тем хозяйствующим субъектам, экономическая деятельность которых способствует прогрессивному развитию национальной экономики.

Не является исключением в этом плане и государство в экономике переходного периода. А так как решение проблем видится в переходе от плановой экономики к рыночной, то и главные усилия направля-ются именно на формирование товарно-денежных отношений в стране.

Однако решение этой задачи не должно быть абсолютизировано, т.е. осуществляться ценой непомерных жертв со стороны широких слоев населения, разрушения экономического потенциала.

Создание благоприятных условий для появления рыночных субъектов, развертывание частнопредпринимательской деятельности должно сопровождаться ощутимым положительным социально-экономическим эффектом.

Особая роль государства в переходной экономике также связана и с тем, что у экономических агентов за длительный период существования плановой системы сформировалась устойчивая потребность в подробной регламентации своего поведения со стороны вышестоящий органов.

В плановой экономике роль государства состояла в определении, установлении и поддержании определенных пропорций в развитии народного хозяйства, причем не столько стоимостных, сколько натурально-вещественных путем прямых адресных заданий министерств предприятиям с планом распределения готовой продукции потребителям.

Необходимость изменения утяжеленной структуры экономики, стоимостных диспропорций, преобразований собственности — эти и другие процессы е могут произойти автоматически и требуют участия государства.

Переход к рыночным отношениям связан с ликвидацией системы фактически индивидуальных нормативов эффективности для территорий и предприятий, устанавливаемых из центра.

Переход к единой системе налогообложения требует выравнивания стартовых условий для предприятий с различным уровнем рентабельности.

Отмена прямого финансирования предприятий должна сопровождаться созданием системы частных институтов, имеющих целью осуществление эффективной инвестиционной политики.

Все эти и ряд других причин объясняют особую активную роль государства в переходной экономике как гаранта создания и поддержания равных конкурентных условий для всех экономических агентов.

Источник: https://all-sci.net/makroekonomika_711/osnovnyie-napravleniya-reformirovaniya.html

4-5. Обновлённая Россия

1.5.2. Основные направления реформ в России
§ 4-5. Обновлённая Россия

§ 6. Общество и государство. Тяготы реформ►

Вопросы к пунктам § 4-5. Обновлённая Россия

Пункт 1.

  1. Каковы были предпосылки и общее направление государственных реформ в годы правления Петра I?
  2. Что обусловило необходимость проведения коренных реформ и их характер?
  3. Что означало «общее благо» как официальная цель реформ Петра I?

1) Но нельзя забывать и о том, что потребность в коренных переменах возникла ещё в XVII в. Конечно, война обрядила в военный мундир не только реформаторов, но и сами реформы. Однако направленность преобразований, их содержание и пределы определялись более глубинными процессами, происходившими в стране, обществе и государстве.

Петр стремился преодолеть экономическую и техническую отсталость России от Европы. Он шел по пути укрепления своей абсолютной власти и создания “регулярного” государства.

2) Северная война определяла ритм преобразований — сначала торопливый, даже хаотичный, затем, после Полтавы, более размеренный. Война продиктовала и логику реформ; каждая задача порождала новую, углубляя преобразования.

3. Официальной целью всех преобразовании провозглашалось достижение «общего блага». В понимании Петра I речь шла прежде всего об интересах государства. Все перемены призваны были приносить государственную пользу. Считалось, что лучше всего это можно сделать, если каждый человек независимо от своей сословной принадлежности будет приносить пользу государству.

Пункт 2

  1. Вместо какого государственного органа был создан Сенат? Каковы были его функции?
  2. Чем была вызвана необходимость реформирования российской политической системы?
  3. Каковы основные итоги Петровских реформ? Назовите основные изменения в административной системе.

1) Высшим государственным органом власти, подчинённым монарху, стал Сенат. Он заменил Боярскую думу. Пётр I учредил его в 1711 г., отправляясь в Прутский поход. Царь возложил на Сенат высшие административные функции, наделил его правом издавать указы. Значение Сената в управлении страной нашло своё выражение в его полном названии — Правительствующий сенат.

2) Петр стремился создать регулярное государство, где каждый орган работал четко, как винтик часового механизма. Весь этот государственный механизм должен был способствовать укреплению абсолютной власти монарха. Реформы политической системы при Петре – это окончательное установление абсолютизма.

Реформы государственного аппарата отчасти сделали управление более эффективным (13 коллегий заменили десятки приказов), управление стало коллегиальным, что по мнению царя должно было ограничить коррупцию.

3) В результате реформ Петра страна превратилась в абсолютную монархию, укрепилось государство, общество оказалось под контролем регулярного государства.

Основные изменения административной системы:

  1. На смену Боярской Думы пришел Сенат, влияние старой боярской аристократии было подорвано.
  2. Коллегии заменили приказы – административное управление стало более эффективным. Каждая коллегия занималась строго определенными функциями, не было дублирующих органов.
  3. Введен институт надзора – прокуратуры. Ее задача следить за нарушениями закона, в том числе и со стороны чиновников.
  4. В 1708 г. страна была разделена на губернии (сначала их было 8, затем 11), которые состояли из уездов во главе с комендантами. В руках губернаторов оказалась огромная власть — административная, судебная и даже военная. Позднее появилась и промежуточная (между губерниями и уездами) территориальная единица — провинция во главе с воеводой. Все органы центральной и местной власти подчинялись императору.

Пункт 3

  1. В чём состояла суть церковной реформы?
  2. Как изменилось положение Церкви в государстве в результате проведения церковной реформы?

1) После смерти в 1700 г. патриарха Адриана царь не допустил выборов нового главы Церкви. В 1701 г. был восстановлен Монастырский приказ, установивший контроль государства за землями и доходами монастырей.

В 1721 г. Пётр I упразднил патриаршество. Для управления Церковью был учреждён Святейший синод. В результате церковь была полностью поставлена под контроль государства.

2) Объявление императора высшим судьёй в духовных делах окончательно ставило Церковь в подчинённое положение. Была даже предпринята попытка ограничить тайну исповеди. Феофан Прокопбвич в1721 г. составил Духовный регламент, обосновывающий и оправдывающий зависимое положение Церкви от абсолютного монарха.

Пункт 4

1. В чём были преимущества русской армии? 2. Почему России был необходим военно-морской флот? 3. В чём была суть военной реформы?

1. Почти однородная по национальному составу, русская армия уже вскоре после своего возникновения не уступала в выучке иностранным наёмным войскам. По силе же духа она превосходила многих. Во время войны со шведами русская пехота не уклонялась от страшного штыкового боя, в который избегали вступать солдаты-наёмники.

2. Будучи государственником, Пётр I хорошо понимал, сколь необходимо России иметь флот. Флот обеспечивал выход в моря и процветание торговли и экономики. Флот защищал Отечество, ставшее одним из лидеров Европы 18 в.

3. Военные реформы потребовали изменения принципов комплектования армии (рекрутская повинность), организации обучения офицерского корпуса, строительства заводов и мануфактур для обеспечения армии и флота. Внутренняя жизнь армии регулировалась специальными документами — в первую очередь Уставом воинским. Регулярное государство создало регулярную армию, сменившую дворянское ополчение.

Пункт 5

1. Какие повинности в пользу государства несли податные сословия? Какие из них были новыми, появившимися при Петре I? 2.Почему была проведена налоговая реформа? Перечислите её результаты. 3. Какие необходимые меры были предприняты для успешного проведения налоговой реформы?

1. В 1718 г. правительство начало налоговую реформу, заменив подворное обложение, введённое при царе Фёдоре Алексеевиче, подушной податью. С 1724 г. её должны были платить все лица мужского пола, принадлежавшие к тяглому сословию.

2. Петру I хронически не хватало средств на войну и реформы, и он вынужден был изыскивать их, вводя многочисленные новые налоги и повинности. Однако вечно множить подати было нельзя. Следовало коренным образом изменить систему налогообложения. Подушная подать введенная Петром постоянно увеличивалась.

В результате налоговой реформы увеличился и круг налогооблагаемых лиц. Теперь не только крепостные крестьяне, но и ранее свободные люди оказались прикреплены к месту жительства — месту уплаты подушной подати. (посадские люди и однодворцы — бывшие служилые люди с южных окраин, стрельцы, пушкари и др.).

3. Сначала учёт попытались провести на основе сказок — списков, которые представляли сами помещики. Но помещики скрыли огромное число крестьян. Властям пришлось организовать собственную перепись — провести ревизию (перепроверку) данных.

Согласно новому порядку налогообложения, подушную подать должна была платить каждая попавшая в перепись «ревизская душа». Одновременно была введена паспортная система.

Эта полицейская мера ещё сильнее прикрепила крестьянина к помещику — лишённый паспорта крепостной теперь не мог уйти без разрешения землевладельца даже на заработки.

Пункт 6

  1. Какой порядок прохождения службы устанавливала петровская Табель о рангах?
  2. В чьих интересах был принят Указ о единонаследии?
  3. Почему Пётр I внёс изменения в положение холопов?

1. В 1722 г. появилась Табель о рангах, согласно которой каждый дворянин по достижении 15-летнего возраста должен был быть определён на военную или гражданскую службу.

Служба была разделена на 14 ступеней, по которым происходило движение вверх — от самого низшего, 14-го класса (прапорщик и коллежский регистратор), до самого высшего, 1-го класса (генерал-фельдмаршал и канцлер).

Во внимание принимались исключительно личные качества и заслуги: способности, образованность, рвение, опыт.

2. В 1714 г. Пётр I подписал Указ о единонаследии, согласно которому поместья превращались в собственность их владельцев. Однако давнишняя мечта дворян о слиянии поместья и вотчины была воплощена в жизнь по-петровски: владелец имения получил право передавать земли лишь одному из наследников.

Царь последовательно защищал «государственные интересы», заботясь о том, чтобы имения не дробились, а крестьян, главных налогоплательщиков, не разоряли мелкие помещики. Указ преследовал интересы государства и помещиков.

3. Царь-реформатор пошёл на уничтожение древнего института холопства. Пётр I никак не мог смириться с тем, что тысячи холопов не приносят никакой «государственной пользы», не платят налогов. И царь включил их в число «ревизских душ».

Пункт 7

1. Как были связаны между собой Северная война и необходимость
экономических реформ в России? 2. Какие основные отрасли промышленности успешно развивались при Петре I? Объясните почему. 3. Какую политику проводило государство по отношению к отечественной промышленности?

1. Война требовала вооружения армии и флота, необходимы были десятки суконных, железноделательных, оружейных, металлургических мануфактур (причем война шла со Швецией – традиционным поставщиком металла в Россию). Война стимулировала развитие промышленности в стране (построено при Петре 200 мануфактур), Появился новый промышленный район – Урал.

2. Отрасли связанные с военным делом – металлургия, производство оружия, канатов, парусов, сукна, судостроение. Нужно было обеспечить армию и флот.

3. Торговая и промышленная политика царя строилась в духе меркантилизма — экономического учения о том, что государство должно заботиться о положительном торговом балансе страны.

Одновременно принимались меры, которые должны были защитить российского производителя. Примером таких протекционистских мер стал Таможенный тариф 1724 г.: пошлины на экспорт были снижены, а тарифы на ввоз — увеличены.

Так государство защищало отечественную промышленность от иностранных конкурентов.

Вопросы и задания к § 4-5. Обновлённая Россия

1. Подтвердите фактами, что необходимость проведения реформы системы управления зародилась ещё в XVII в. Почему в начале XVIII в. эта необходимость стала ещё острее?

Система управления была громоздкой, неповоротливой и малоэффективной, например многие приказы дублировали функции других приказов. Боярская Дума состояла из десятков бояр.

Алексей Михайлович создал ближнюю тайную Думу. Федор Алексеевич сжег разрядные книги – источник местничества (занимание должности по родовитости).

Кроме того, в 17 веке произошло множество бунтов поводом которых послужили казнокрадство и коррупция.

В начале 18 века необходимость реформирования системы управления обострилась в условиях Северной войны.

2. Какие из Петровских реформ вы считаете наиболее важными? Своё мнение обоснуйте

  • Военная реформа – позволила России выйти в Балтийское море и занять место в числе великих держав мира.
  • Административная реформа – повысила эффективность государственного управления

3. Почему новая система управления оказалась эффективнее?

Снижено количество учреждений исполнительной власти (13 приказов вместо десятков коллегий). Табель о рангах позволял продвигаться по службе благодаря своим талантам, умениям и трудолюбию, а не знатности. Повысилось качество, профессионализм чиновников и офицеров.

4. Вспомните, какой была система управления государством при предшественниках Петра I. Используя схему на с. 36, сравните старую и новую системы. Какие плюсы и минусы имела новая система управления?

Старая система более проста: царь – патриарх – Боярская дума – Приказы. Новая система очень сложна и разветвлена. Но бюрократии хватало и там, и там. Функции органов управления Петра I раньше выполняли десятки приказов. Одним из плюсов новой системы является появление надзорного органа – прокуратуры.

5. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события:

  • 1) создание губерний в России – 1708
  • 2) создание Синода – 1721
  • 3) создание Сената – 1711
  • 4) создание коллегий – 1718-1721
  • 5) введение Табели о рангах – 1722

6.Поработайте с картой (с. 43)

1) Какие новые специализации районов и производства появились при Петре I? 2) В состав какой губернии начала XVIII в. входил ваш населённый пункт? Какой была специализация вашего района?

Районы: железоделательные, оружейные, медеплавильные заводы (Олонецкий край, Тула, Кашира,Петербург, Липецк, Урал), суконные и полотняные мануфактуры (Москва и центральные районы), , судостроительные верфи (Петербург).

7. Выберите ответ на главный вопрос урока. Обоснуйте свой выбор. Проведённые реформы — это обновление или модернизация?

А. Реформы в области управления и экономики не привели к кардинальному изменению системы управления, но ускорили процесс дальнейшего развития страны. Хотя некоторые реформы привели к значительным переменам, но в целом перехода от традиционного типа общества к новому не произошло, а значит, говорить о модернизации нельзя.

Модернизация – это переход от аграрного (традиционного) общества к индустриальному. Реформы начала 18 века, наоборот, препятствовали этому переходу.

Реформы Петра консервировали традиционную систему общественных отношений, придав ей европейский лоск. Введение рекрутской повинности и налоговая реформа укрепили систему крепостного права, в результате крепостничество просуществовало в стране еще почти двести лет, став основным тормозом модернизации. Основой развития промышленности было так же крепостное право.

Источник: https://litemove.ru/obnovlyonnaya-rossiya

Реформы в истории России: эпоха основных великих денежных или церковных реформ, предпосылки к ним и таблица об этом для 8 класса

1.5.2. Основные направления реформ в России

Реформа — это преобразование в какой-либо сфере жизни общества. Реформа проводится одновременно, через ряд постепенных преобразований, и не затрагивает фундаментальные основы общественной жизни.

Реформы можно делить на экономические, социальные, политические, реформы в сфере образования и культуры. Например, денежная реформа — замена наличных, находящихся в обращении — относится к экономике. Повышение пенсионного возраста — это социально-экономическая реформа.

Реформа — это… Что такое реформы. Реформы в России

По направленности реформы могут быть прогрессивными — нацеленными на движение вперед — либо регрессивными, реакционными — то есть направленными на возвращение к прежним порядкам, к прошлому.

Например, прогрессивные реформы российского императора Александра II (отмена крепостного права, введение всесословных судов) сменились контрреформами Александра III (ограничение прав крестьян и компетенции судов присяжных).

Конечная цель реформы — усовершенствовать определенную сферу. Однако реформы не всегда ведут к улучшению положения людей, повышению уровня жизни и т.п. Реформа может провалиться, может не дать желанного результата или оказаться невыгодна населению.

Реформа и революция — в чем разница?

В определенном смысле реформа — противоположность революции, которая резко меняет все сферы общественной жизни. Революция обычно происходит «снизу», против воли государства. Реформы проводятся «сверху», их инициирует сама власть.

Иногда реформы сравнивают с профилактикой болезни. Реформы нужны, чтобы не допустить осложнений в обществе. Если продолжать сравнение, то революция — это опасная операция, на которую «больное» общество решается, когда другие меры уже не работают.

Реформы в истории России: от Петра I до Ельцина

  • Один из самых известных реформаторов в истории России — Петр I, который царствовал с 1682 по 1725 год. Петр Великий реформировал российскую армию, создал флот, отвоевал выход к Балтийскому морю и перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург. Он изменил систему управления страной — создал Сенат, систему коллегий, разделил страну на губернии. В его правление Россия была объявлена империей, а сам Петр стал императором.
  • Правление царя Александра II (1855-1881) получило название Эпохи Великих реформ. В 1861 году император отменил крепостное право, и это заставило менять все устройство российского общества. Александр II провел военную, судебную и земскую реформу, изменил образовательную систему и ослабил цензуру.
  • Премьер-министр Петр Столыпин в правление Николая II стремился создать для царской власти надежную опору в деревне в виде богатых крестьян. Для этого он провел аграрную реформу — распустил крестьянскую общину, чтобы зажиточные кулаки могли активнее развивать хозяйство. Одновременно Столыпин пытался решить вопрос с нехваткой земли в центральной России — правительство раздавало крестьянам земельные участки за Уралом. В сентябре 1911 года Столыпин был убит террористом, реформа оказалась не доведена до конца и не смогла уберечь Россию от революции 1917 года.
  • «Косыгинская реформа» 1965 года названа так по имени советского премьер-министра Алексея Косыгина. Он пытался вдохнуть новую жизнь в неэффективную командную экономику, создав для советских рабочих экономические стимулы и повысив производительность труда. Реформа дала краткосрочный результат — за время «золотой пятилетки» 1966-70 годов национальный доход вырос на 42%. Однако реформа была половинчатой: она не отменяла принципов централизованной экономики и не решала ее проблем. Кроме того, реформу не поддержала партийная верхушка. В результате косыгинские преобразования были свернуты, началась стагнация — застой в экономике.
  • При последнем советском вожде Михаиле Горбачеве в СССР началась эпоха перестройки. Проводились экономические реформы: была разрешена индивидуальная трудовая деятельность, появились кооперативы, создавались совместные предприятия с иностранцами. Горбачев также провел ряд политических реформ: на альтернативной основе был избран Съезд Народных депутатов, появился пост президента СССР, возникла многопартийность. Но эти изменения не сумели спасти Советский Союз от нарастающего кризиса — в 1991 году СССР прекратил свое существование.
  • В 1990-е годы в России при президенте Борисе Ельцине проводились активные рыночные реформы. Серия экономических реформ в начале 1992 года получила название «шоковая терапия». Была проведена либерализация цен — государство перестало устанавливать их сверху, цены стали определяться спросом и предложением. Произошла либерализация торговли — власти разрешили частную торговлю. Началась приватизация — передача государственного имущества в частные руки. В ходе реформ резко снизился уровень жизни населения, угрожающих масштабов достигли безработица и инфляция. В то же время удалось преодолеть ряд проблем плановой экономики: например, решить проблему дефицита товаров.

Источник:

Реформы Александра 2

Александр 2 вошел в историю как реформатор. Во время его правления в России произошли существенные изменения, главное из которых касается решения крестьянского вопроса. В 1861 году Александр Второй отменяет крепостное право. Столь кардинальный шаг давно назревал, но его реализация была связана с большим количеством сложностей.

Отмена крепостного права требовала от императора проводить и другие реформы, которые должны были вернуть Россию на лидирующие позиции на мировой арене. В стране накопилось огромное количество проблем, которые не решались с эпохи Александра 1 и Николая 1.

Новому императору пришлось делать большой акцент на решение этих проблем, проводя во многом либеральные реформы, поскольку предыдущий путь консерватизма к положительным последствиям не привёл.

Основные причины реформирования России

Александр 2 пришел к власти в 1855 году, и перед ним сразу появилась острая проблема в проведении реформ практически во всех сферах жизни государства. Основные причины реформ эпохи Александра 2 следующие:

  1. Поражение в Крымской войне.
  2. Нарастающее недовольство народа.
  3. Проигрывание экономической конкуренции западным странам.
  4. Прогрессивное окружение императора.

Большинство преобразований проводились в период 1860  — 1870 гг. В историю они вошли под названием «либеральные реформы Александра 2». Сегодня слово «либеральный» часто пугает людей, но по факту именно в эту эпоху были заложены те основные принципы функционирования государства, которые просуществовали вплоть до окончания существования Российской Империи.

Здесь важно также понимать, что хоть предыдущую эпоху и называли «апогеем самодержавия», это было лесть. Николай 1 упивался победой в Отечественной войне, и кажущимся господством над европейскими странами. Он боялся проводить существенные перемены в России. Поэтому страна фактически зашла в тупик, и его сын Александр 2 был вынужден решать гигантские проблемы Империи.

Какие были проведены реформы

Мы уже говорили о том, что главная реформа Александра 2 это отмена крепостного права. Именно это преобразование поставило страну перед необходимостью модернизировать все остальные сферы. Если кратко, то основные изменения были следующими.

  • Финансовая реформа 1860 — 1864 года. Создаются государственный банк, земский и коммерческий банки. Деятельность банков в основном направлялась на поддержку промышленности. В последний год проведения реформ создаются контрольные органы, независимые от местных органов власти, которые проводят проверку финансовой деятельности органов власти.
  • Земская реформа 1864 года. С ее помощью была решена задача привлечения широких масс населения для решения повседневных вопросов. Создавались выборные органы земского и местного самоуправления.
  • Судебная реформа 1864 года. После реформы суд стал более «законным». При Александре 2 впервые был введен суд присяжных, гласность, возможность привлечь к суду любого человека вне зависимости от его положения, независимость суда от местных администраций, отменены телесные наказания и многое другое.
  • Реформа образования 1864 года. Это реформа полностью меняла систему, которую пытался выстроить Николай 1, стремившийся ограничить население от знаний.

Александр 2 пропагандировал принцип общедоступного образования, которое будет доступным для всех сословий. Для этого открывались новые начальные школы и гимназии.

В частности именно в Александровскую эпоху начинается открытие женские гимназии и происходит допуск женщин на государственную службу.

  • Реформа цензуры 1865 года. Эти изменения абсолютно поддерживали предыдущий курс. По-прежнему проводился контроль над всем, что публикуется, поскольку деятельность революционного характера в России продвигалась крайне активно.
  • Городская реформа 1870 года. Главным образом направлялась на благоустройство городов, развитие рынков, здравоохранения, образование, установление санитарных норм и так далее. Реформы были введены в 509 городах из 1130, которые насчитывались в России. Реформа не была применена для городов находящихся на территории Польши, Финляндии и Средней Азии.
  • Военная реформа 1874 года. Главным образом направлялась на модернизацию вооружения, развитие флота и обучение личного состава. В результате российская армия вновь стала одной из ведущих в мире.

Последствия реформ

Реформы Александра 2 имели следующие последствия для России:

  • Созданы перспективы для построения капиталистической модели экономики. В стране был снижен уровень государственного регулирования экономики, а также создан свободный рынок рабочей силы. Тем не менее, промышленность не была на 100% готова к восприятию капиталистической модели. Для этого требовалось больше времени.
  • Заложены основы формирования гражданского общества. Население получило больше гражданских прав и свобод. Это касается всех сфер деятельности, начиная от образования, заканчивая реальными свободами на передвижение и труд.
  • Усиление оппозиционного движения. Основная часть реформ Александра 2 были либеральными, поэтому либеральные движения, которые были причислены Николаем Первым, вновь начали набирать силу. Именно в эту эпоху заложены ключевые аспекты, которые привели к событиям 1917 года.

Поражение в Крымской войне, как обоснование реформ

Россия проиграла Крымскую войну по нескольким причинам:

  • Отсутствие коммуникаций. Россия огромная страна и передвигать по ней армию очень тяжело. Николай 1 для решения этой проблемы начал строительство железной дороги, но этот проект не был реализован по причине банальной коррупции. Деньги, предназначавшиеся на строительство железной дороги, соединяющие Москву и Причерноморье, попросту были разорваны.
  • Разногласие в армии. Солдаты и офицеры не понимали друг друга. Между ними была целая пропасть как сословная, так и образовательная. Усугубляло ситуацию то, что Николай 1 требовал сурового наказания солдат за любую провинность. Именно отсюда идет прозвище Императора среди солдат – «Николай Палкин».
  • Военно-техническое отставание от западных стран.

Сегодня многие историки говорят о том, что масштабы поражения в Крымской войне были просто гигантскими, и это основной фактор, указывающие на то, что Россия нуждалась в реформах. Эту идею поддерживают и поддерживают в том числе и в западных странах.

Источник: https://rgiufa.ru/prochee/kakie-osnovnye-reformy-v-istorii-rossii.html

Реформа — это… Что такое реформы. Реформы в России

1.5.2. Основные направления реформ в России

Реформа — это преобразование в какой-либо сфере жизни общества. Реформа проводится одновременно, через ряд постепенных преобразований, и не затрагивает фундаментальные основы общественной жизни.

Реформы можно делить на экономические, социальные, политические, реформы в сфере образования и культуры. Например, денежная реформа — замена наличных, находящихся в обращении — относится к экономике. Повышение пенсионного возраста — это социально-экономическая реформа.

По направленности реформы могут быть прогрессивными — нацеленными на движение вперед — либо регрессивными, реакционными — то есть направленными на возвращение к прежним порядкам, к прошлому.

Например, прогрессивные реформы российского императора Александра II (отмена крепостного права, введение всесословных судов) сменились контрреформами Александра III (ограничение прав крестьян и компетенции судов присяжных).

Конечная цель реформы — усовершенствовать определенную сферу. Однако реформы не всегда ведут к улучшению положения людей, повышению уровня жизни и т.п. Реформа может провалиться, может не дать желанного результата или оказаться невыгодна населению.

Реформа и революция — в чем разница?

В определенном смысле реформа — противоположность революции, которая резко меняет все сферы общественной жизни. Революция обычно происходит «снизу», против воли государства. Реформы проводятся «сверху», их инициирует сама власть.

Иногда реформы сравнивают с профилактикой болезни. Реформы нужны, чтобы не допустить осложнений в обществе. Если продолжать сравнение, то революция — это опасная операция, на которую «больное» общество решается, когда другие меры уже не работают.

Refpoeconom
Добавить комментарий