1.4 Методы экономической науки. Позитивная и нормативная эко-номическая теория

1.4 Методы экономической науки. Позитивная и нормативная экономическая теория

1.4 Методы экономической науки. Позитивная и нормативная эко-номическая теория

Экономическаятеория при исследовании сущностиэкономических явлений используетразличные методы. Метод – от греческогослова «metodos»– путь к чему-либо.

Методв экономической науке – этосовокупность приемов, способов, принциповтеоретического исследования предмета,отражаемого в системе ее категорий изаконов.

Метод – это способ достиженияистины, выявление сущности экономическихпроцессов.

Между предметоми методом науки существуетпричинно-следственная связь: спецификаметода определяется характером иособенностями предмета. Экономическаянаука, в отличие от естественных наук,не может пользоваться ни химическимреактивом, ни микроскопом. То и другоедолжна заменить сила научной абстракции.

В экономическойнауке применяются м е т о д ы: общиймировоззренческий, общенаучные ичастные.

Общиммировоззренческим методомявляется диалектический метод. Методматериалистической диалектики– это учение о наиболее общих законахразвития природы, общества и человеческогопознания.

Диалектический методпредполагает следующие принципы:рассмотрение явлений в их всестороннейсвязи, взаимозависимости и взаимодействии,т. е. как определенную систему с внутреннеприсущими ей элементами. Взаимосвязьи взаимодействие ведут к изменениюэлементов и их отношений в системах иэтим обусловливают движение этих систем.

Законы диалектики показывают внутреннийисточник развития, каким образомпроисходит процесс и общее направлениеразвития.

Общенаучныеметоды: методнаучной абстракции, анализ и синтез,индукция и дедукция, единство логическогои исторического подходов, единствоколичественного и качественного анализа,системный подход.

Метод научнойабстракциипредполагает освобождение нашихпредставлений о предмете исследованияот частного, случайного, кратковременного,единичного и нахождение в них сущностного,постоянного, типичного. В процессеприменения этого метода формируютсянаучные знания – система категорий изаконов.

Абстрактноемышление порождает методы анализа исинтеза. Анализпредполагает мысленное разложение,расчленение явления на его составныечасти. Синтез– это мысленное соединение частейявления, исследование его как единогоцелого.

Экономическаятеория использует также методы индукциии дедукции. Индукция– это движение мысли от единичного кобщему, от знания меньшей степениобщности к знанию большей степениобщности. На основе частностей логическивыводятся общие положения, принципы.Индукция идет от фактов к теории, отчастного к общему.

Дедукция– этодвижение мысли от общего к единичному,от знания большей степени общности кзнанию меньшей степени общности. Дедукция– это обратный процесс, когда на базеобщих положений обосновываются те илииные частности экономических процессов,объектов.

Дедуктивный метод идет отобщего к частному, от теории к фактам.

Метод единствалогического и историческоговпервые применил в «Капитале» К. Маркс.Исторический аспект предполагаетизучение экономических явлений в томвиде, в каком они существовали, со всемиподробностями и во всем многообразии.

При этом воспринимаются и случайности,и второстепенные обстоятельства,имевшиеся в действительном историческомпроцессе. Под этим углом зрения висторической последовательностиизлагаются и экономические категории,каждая из которых отображает определеннуюсторону экономических явлений.

Логическийаспект – это изучение явлений главнымобразом с точки зрения логики их развития,общего, закономерного, повторяющегосяв реальном историческом процессе. Этоисследование в чистом виде, в отвлеченииот всех имеющихся случайностей,второстепенных обстоятельств.

Этоспособ отражения внутренних связей,закономерностей действительногоисторического процесса в теоретическипоследовательной форме.

Единствокачественного и количественного анализа.Качественный анализ уточняет сущностьобъекта, количественный – считает,выдвигает математическую формулу.

Наиболеесложная задача познания – применениесистемногоподхода,т. е.приведение полученных выводов в систему,выявление координации и субординациикатегорий и законов, которые отражалибы объективную структуру изучаемогообщественного организма.

Частные методыисследования – это математические,графические, статистические методы,экономико-математическое моделирование,эксперимент.

В экономической наукесуществует целое направление, представителикоторого придают особое значениематематическим методам исследованияэкономических процессов и систем.

Дляпрактического использования экономическойнауки применяется экономико-математическоемоделирование.

Экономическаятеория использует также позитивный инормативный методы исследования.Позитивныйметодпредполагает описание и систематизациюфактов, практических данных, на основекоторых формулируются экономическиезаконы, выводятся категории.

Нормативныйметод основанна анализе практической деятельностии имеет целью выработку рекомендацийпо достижению максимальной эффективностидеятельности.

Возможна классификацияразделов общей экономической теориина позитивную и нормативную экономикусогласно использованию того или другогоиз описанных методов.

Источник: https://studfile.net/preview/3104648/page:4/

1.3. Экономическая теория и экономическая политика. Позитивная и нормативная экономическая теория

1.4 Методы экономической науки. Позитивная и нормативная эко-номическая теория

Накопленные исистематизированные экономическойтеорией знания могут быть использованыпри формировании экономической политики.

Экономическаяполитика– это деятельностьправительства и его центральныхэкономических служб по разработке иреализации конкретных мер для достижениятех экономических целей, которые ставитперед собой общество.

В зависимости оттой роли, которую играют выводыэкономической науки при обоснованииэкономической политики, различаютпозитивные и нормативные положенияэкономической теории.

Позитивнаяэкономическая теория– это знания,полученные в результате обобщенияфактов хозяйственной жизни. Позитивныевыводы соответствуют реальнойдействительности, они отражают то, чтоесть, и необязательно имеют положительноезначение.

Нормативнаяэкономическая теория– это сужденияо том, какой должна быть экономика и чтонадо сделать, чтобы достичь желаемогосостояния. Нормативная экономическаянаука определяет экономические целиобщества. На микроуровне основной цельюявляется создание эффективнофункционирующего рыночного механизма,регулируемого государством.

Целями,решаемыми на макроуровне, являютсявысокие темпы экономического роста,стабильный уровень цен, низкий уровеньбезработицы, сбалансированностьвнешнеэкономической деятельности.

Вто же время следует понимать, что междурекомендациями экономической теориии реально осуществляемой экономическойполитикой существуют значительныерасхождения, обусловленные тем, что припринятии экономических решений политикимогут ориентироваться и на другиеприоритетные цели.

1.4. Методы экономической науки

Методы экономическойнауки – это способы познания экономическихявлений и процессов. При исследованиихозяйственной сферы жизнедеятельностиобщества могут быть использованыобщенаучные методы, применяемые любойнаукой, и частные, характерные для даннойнауки.

К общенаучнымметодам относятся: научная абстракция,анализ и синтез, индукция и дедукция,единство исторического и логическогоподходов, системный метод.

Метод научнойабстракциисостоит в выявленииглавного, наиболее существенного, вотвлечении от второстепенного, случайногов изучаемом объекте. Данный методпозволяет выявить сущностные стороныизучаемых объектов.

Метод анализаи синтезапредполагаетизучение отдельных сторон объекта сцелью формирования целостногопредставления о нем.

Анализпредставляет собой процесс расчлененияобъекта на составные части, исследованиеего внутренней структуры и влияния нанего внешних условий.

Синтез-объединение знаний о разных сторонах объекта и формирование общего научногопредставления о его сущности.

Методиндукции и дедукциишироко используется в любых научныхисследованиях. Индукцияимеет место, когда на основе наблюденияза фактами хозяйственной жизни делаютсяобобщающие теоретические выводы.Дедукцияприменяется, когда теоретическиеположения используются для объясненияреальных экономических процессов.

Приизучении экономических процессов, каки при исследовании других общественныхотношений, возникает необходимостьсочетать исторический и логическийподходы к исследованию объекта.

Историческийподход означает,что экономические явления и процессыизучаются в той последовательности, вкоторой они возникают и развиваются висторической реальности.

Логическийподходрассматривает изменения в сущностиисследуемых объектов, которые произошлив ходе общественного развития.

В конце XXвека в научных разработках активно сталиспользоваться системный методисследования.При данном методеобъект исследования рассматриваетсякак система и в то же время как элементеще более сложной системы.

Важную рольв системном анализе играет структурированиеисследуемого объекта на основе различныхкритериев, которые позволяют разграничитьсоставные элементы объекта.

Системныйанализ позволяет определить связи междуобъектом и внешними факторами, выявитьпротиворечия в его развитии.

Исследованиеколичественной стороны экономическихотношений осуществляются с помощьюстатистических и математических методов.

Статистическиеметодыиспользуются для оценкиколичественных параметров и выявленияосновных тенденций, характеризующихразвитие хозяйственной деятельностив течение определенного периода времени.

Из методов,базирующихся на математическом аппарате,особым познавательным потенциаломобладает экономическо-математическоемоделирование.Экономико-математическаямодель– формализованное описаниеобъекта исследования, упрощенноепредставление о взаимосвязях, существующихв реальной действительности, в видеграфического изображения или математическойформулы.

При построениимоделей экономическая наука широкоиспользует метод функциональногоанализа, позволяющий исследоватьзакономерности изменения одной переменнойв зависимости от величины другойпеременной и установить способ связимежду ними.

В экономической теории чащевсего определяется функциональнаязависимость между двумя переменными,а для ее наглядности применяютсядвухмерные наглядные графическиепостроения.

При установлении функциональнойзависимости широко используетсяпринцип«при прочих равных условиях», сутькоторого в допущении, что на независимуюпеременную влияет изменение толькоодного переменного фактора, а остальныеостаются неизменными.

Например, чтобывыявить влияние изменения цены товарана величину спроса, следует предположить,что доходы покупателей, мода и другиефакторы не изменятся.

В зависимости оттого, в какой мере учитывается факторвремени, различают статические идинамические модели. Переменные встатических моделях относятся к одномуи тому же отрезку времени. В динамическихмоделях отражается движение переменныхво времени.

Многие функциональныезависимости в экономической теорииисследуются с применением методапредельного анализа. Данный методоснован на изучении количественныхизменений, возникающих при предельномалом изменении какой-либо экономическойпеременной, влияющей на данное явление.

Например, влияние увеличения объемапроизводства на одну дополнительнуюединицу продукции на соответствующиеизменение валового дохода и валовыхзатрат фирмы. На основе использования различных методов исследования создаютсятеории, т.е. научные подходы к объяснениюэкономической действительности.

Основные выводыэкономической теории сформулированыв экономических категориях и экономическихзаконах.

Экономическаякатегория — обобщенное понятие,научная абстракция, с помощью которойвыражается сущность определенногоэкономического явления или процесса.Основные категории экономическойтеории: товар, цена, спрос, предложение,капитал, деньги, прибыль, заработнаяплата и др.

Экономическийзакон выражает внутренние, существенные,устойчивые причинно-следственные связимежду экономическими явлениями ипроцессами. Например, закон спросапоказывает зависимость спроса на товарот его цены.

Источник: https://studfile.net/preview/5403969/page:3/

1.5. Методы экономической науки. Позитивная и нормативная экономическая теория

1.4 Методы экономической науки. Позитивная и нормативная эко-номическая теория

задача экономической теории — объяснить окру­жающую нас экономическую реальность. Для этого требуется экономический анализ, систематизирующий и истолковываю­щий факты, которые описывают эту реальность.

Конечный ре­зультат экономического анализа — формулирование принци­пов, теорий и законов, с тем чтобы упорядочить набор фактов, придать им смысл, связать воедино, установить между ними взаимосвязи и вывести из них обобщения. К.

Боулдинг отме­чал, что «теория без фактов может быть пустой, но факты без теории бессмысленны».

К изучению практически всех проблем экономисты приме­няют научный подход. Выводы и обобщения они делают, как правило, на основе статистического анализа. Специализирован­ная методика, известная как эконометрия, позволяет приме­нять к экономическим проблемам статистические подходы.

Анализ статистических показателей за ряд лет помогает уста­навливать определенные зависимости. В частности, он показы­вает, что увеличение заработной платы без роста производи­тельности труда ведет к росту цен и инфляции.

Изучение дан­ных по оплате труда и росту цен за длительный период позво­лило сделать этот вывод.

В экономической теории используются такие понятия, как «законы», «принципы», «теории» и «модели». Все они означа­ют практически одно и то же, а именно обобщение и констата­цию закономерностей в экономическом поведении индивидов и институтов.

Но если терминами «принципы» и «модели» эко­номическая теория оперирует постоянно, то к определению «за­кон» она прибегает крайне редко. Почему? Это понятие предпо­лагает высокую степень точности, носит оттенок всеобщности, подразумевает элемент социальной справедливости.

Термин «закон» уместно применять к так называемым «жестким» систе­мам, связанным с физикой, химией, механикой и другим, под­дающимся описанию с помощью математического аппарата. Например, вода — это Н20, дважды два — четыре.

Все системы, связанные с человеком (биологические, пси­хологические, социальные), относятся к так называемым «мягким», допускающим некоторое отклонение от заданной траектории, что обусловлено поведением человека, его психо­логией, способностью адаптироваться в определенных преде­лах. К группе «мягких» принадлежат и экономические систе­мы. Их можно описывать с помощью математических уравне­ний, но с той или иной степенью вероятности. Естественно, ме­тодологии исследования «мягких» и «жестких» систем разли­чаются.

В отдельных учебниках термин «закон» все-таки использу­ется («закон спроса и предложения»). По-видимому, правиль­нее было бы сказать «модель спроса и предложения», хотя авто­ры известного американского учебника «Экономикс» K.P. Мак-коннелл и СЛ. Брю пишут: «В нашей книге эти четыре терми­на (законы, принципы, теории, модели. —Авт.

) будут употреб­ляться как синонимы. Выбор термина для обозначения како­го-либо конкретного обобщения будет здесь диктоваться при­вычкой или целесообразностью.

Вот почему связь между ценой производства и его количеством, которое покупают потребите­ли, будет называться «законом» спроса, а не теорией или при­нципом спроса, поскольку так уж принято обозначать»*.

Модель — это упрощенная картина реальности, абстрактное обобщение того, каково действительное поведение соответствую­щих статистических данных. Например, система уравнений, описывающая поведение двигателя автомобиля, есть модель, которая дает нам представление о том, как ведет себя двигатель в тех или иных условиях.

В моделях часто в виде математических уравнений выража­ется соотношение различных экономических переменных. Их применение целесообразно, поскольку это позволяет отвлечься от несущественных деталей и выявить принципиальные эконо­мические связи. Таким образом, экономическое моделирова-

Макконнелл K.P., Брю СЛ. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учеб. пособие для экон. вузов: Пер. англ.: В 2 т. М.: ИНФРА-М, 2000. Т. 1. С. 21.

ние является важным методом в исследовании экономической действительности.

Экономическая модель есть разновидность систем, а сис­темная методология широко используется в экономическом анализе. Весь окружающий нас мир системен.

Система — это совокупность элементов, определенным об­разом связанных и образованных под определенную цель.

Для того чтобы правильно оценить то или иное явление, по­нять его природу, мы должны выделить его из окружающего мира и подвергнуть анализу. Вопрос заключается в том, чтобы правильно выбрать элементы системы, адекватно описываю­щие ее поведение, далее установить их взаимосвязи и выявить функции, которые они выполняют в данной системе.

Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания. Важнейшим из них является метод науч­ной абстракции, который позволяет «очистить» исследуемый объект от случайного, временного, несущественного и опреде­лить постоянные, типичные, характерные черты.

С помощью метода абстракции формулируются научные категории, выра­жающие сущностные черты исследуемых объектов, и строятся экономические модели. Например, категория «конкуренция» участвует в построении моделей совершенной и несовершенной конкуренции, а категории «спрос» и «предложение» — модели спроса и предложения.

Об этих и других моделях мы будем го­ворить ниже.

Следует отметить, что важную роль в экономическом иссле­довании играет функциональный анализ. Из математики из­вестно, что функции — это переменные величины, зависящие от других переменных величин. Например, У = Дх).

При экономическом анализе в моделях различают экзоген­ные и эндогенные переменные. Экзогенные — это переменные внешнего происхождения (вводятся извне), исходная информа­ция. Они оказывают влияние и на эндогенные переменные, ко­торые формируются внутри модели и являются результатом ее решения.

Другими словами, значения экзогенных переменных зада­ются до начала построения модели, до начала анализа, в то вре­мя как значение эндогенных переменных определяются в ходе расчетов по модели. Эндогенные переменные — это перемен­ные, объясняемые данной моделью. Модель показывает, как изменение каждой из экзогенных переменных влияет на эндо­генные переменные (рис. 1.1).

Экзогенные переменные ■=> МОДЕЛЬ ■=> Эндогенные переменные

Рис. 1.1. Формирование модели

Используется и так называемый общенаучный метод ин­дукции и дедукции. Индукция есть движение мысли от част­ных умозаключений к общим, т.е. от фактов к умозаключени­ям (вспомним, как проводил свои расследования Шерлок Холмс). Дедукция — это движение мысли от общих положений к част­ным определениям, т.е. от гипотезы к подтверждению ее факта­ми из жизни.

Экономико-математическое моделирование, являясь од­ним из системных подходов в исследовании, позволяет в форма­лизованном виде определить причины и закономерности изме­нений экономических явлений, их последствия; дает возмож­ность прогнозировать экономические процессы.

Используя научный метод познания окружающей нас эко­номической действительности, экономисты проводят позитив­ный и нормативный анализ.

С помощью позитивной экономической теории экономист может высказывать суждения типа «если…, то…», которые за­тем находят подтверждение или опровергаются доступными фактами либо статистическими данными.

Например, согласно прогнозу, сокращение дотаций сельскохозяйственным пред­приятиям должно отразиться снижением цен на сельскохозяй­ственную продукцию. Этот прогноз может быть проверен, когда субсидирование сельхозпроизводителя сократится.

Позитив­ный анализ не имеет задачей давать оценку — плох или хорош результат.

Нормативный экономический анализ, напротив, использу­ется для оценки ожидаемых альтернативных результатов в со­ответствии с основополагающими оценочными суждениями, рекомендаций относительно того, что должно иметь место.

Так, в нашей республике принят курс на создание социально ориен­тированной рыночной экономики. Это означает, что разрыв между высоко- и низкодоходными группами не должен превы­шать 1:6.

Нормативные утверждения имеют форму предписа­ния, а не предсказания.

ШИстория разграничения позитивной и нормативной экономическихтеорий, «научной» экономической теории и практических советов по вопросам экономической политики насчитывает уже более 150 лет и

восходит к работам Нассау Сениора и Джона Стюарта Милля.

Примерново второй половине XIX в.

это ставшеепривычным различие в экономическойтеории начали смешивать и практическиотождествлять с су­ществующим уфилософов-позитивистов различием междутем, что «есть», и тем, что «должно быть»,между фактами и ценностями, междупредположи­тельно объективными,описательными утверждениями о мире ипредписываю­щими оценками егосостояния. Тогда стали говорить, чтопозитивная экономи­ческая теорияотносится к фактам, а нормативная — кценностям.

БлаугМ. Методологияэкономической науки. М.: НПЖ «Вопросыэкономики», 2004. С. 190

Экономическаятеория изучает, как правило, приемыпози­тивного анализа. Но в то же времяв ней рассматриваются пара­метрынормативных суждений, оказывающихвлияние на рас­пределение ресурсов.Этого требует достижение определенныхнормативных целей.

Основныевыводы

  1. Экономика как подсистема человеческой цивилизации выполняет ряд функций: 1) производственную, 2) трансакцион-ную (обмена) и 3) перераспределительную.

  2. Экономическая теория — это наука, которая изучает по­ведение людей и отдельных индивидов с точки зрения отноше­ний между их целями и ограниченными средствами, допускаю­щими альтернативное использование.

  3. Экономическая теория выполняет познавательную, мето­дологическую и практическую функции.

  4. Общество должно постоянно решать три фундаменталь­ных вопроса: что, для кого и как производить.

  5. Основными методами исследования экономической тео­рии являются: моделирование, системная методология, метод научной абстракции, функциональный анализ, метод индук­ции и дедукции и др.

  6. Опираясь на позитивную экономическую теорию, эконо­мист может делать прогнозы типа «если…, то…», которые за­тем подтверждаются или опровергаются доступными фактами или статистическими данными.

  7. Нормативный экономический анализ используется для оценки ожидаемых альтернативных результатов в соответ­ствии с основополагающими оценочными суждениями, а также рекомендаций относительно того, что должно иметь место.

Познавательная функция Практическая функция Системная методология Функциональный анализ Эконометрия Экономическая теория Экономическое моделирова­ние

Основныепонятия

МакроэкономикаМетод индукции и дедукции Метод научнойабстракции Методологическая функцияМикроэкономика Мировая экономикаНормативная экономическая теория

Позитивнаяэкономическая теория

Вопросыдля самопроверки

  1. Какие функции в системе экономических наук выполняет экономическая теория?

  2. Какую роль играет экономическая теория в прогнозиро­вании развития национальной экономики?

  3. Вспомните, какие экономические цели стоят перед обще­ством, и прокомментируйте их.

  4. Чем различаются нормативный и позитивный экономичес­кий анализ?

Тесты

1. Экономическаятеория изучает все нижеследующее заис-ключением:

а) поведениялюдей и отдельных индивидов;

б) отношениймежду целями людей и их ограниченнымисредствами,допускающими альтернативное использование;

в) технологическихотношений в экономике.

2. Экономистыстроят модели, чтобы:

а) развиватьумственные способности;

б) оцениватьявления;

в) отвлечьсяот несущественных деталей и выявитьпринци-пиальные экономические связи.

3. Позитивнымиили нормативными являютсяследующиеутверждения (объяснитепочему):

а)если бы цена на мясо упала на 20 %, топотребление уве­личилось бы на 30 %;

б) необходимоввести высокие таможенные тарифы наввозавтомобилей;

в) таможенныетарифы на сельскохозяйственнуюпродук-цию, произведенную за рубежом,повысят заработную плату ра-бочих всельском хозяйстве;

г) следуетснизить налоги, чтобы повысилисьпоступленияв бюджет;

д) необходимобороться с бедностью в обществе;

е) сдерживаниецен на товар Аадминистративнымиметода-ми ведет к дефициту товара А.

Литература

ЛукашенкоА.Г. Экономическаяполитика Белорусского го­сударства:Лекция Президента Республики Беларусьв БГЭУ 29 ноября 2002 г. Мн.: БГЭУ, 2002. С.12—13.

МакконнеллK.P., Брю CA.Экономикс:принципы, пробле­мы и политика: Учеб.пособие для экон. вузов: Пер. с англ.: В2 т. М.: ИНФРА-М, 2000. Т. 1. С. 20—49.

Национальнаяэкономика Беларуси: Учеб. пособие / В.Н.Ши-мов, Я.М. Александрович, A.B. Богдановичи др.; Под ред. В.Н. Шимова. Мн.: БГЭУ, 2005.С. 600—628.

СамуэлъсонП.Э., Нордхауз В.Д. Экономика:Учеб. пособие: Пер. с англ. 16-е изд.,перераб. и доп. М.: Издат. дом «Вильяме»,2000. С. 20—29.

Глава 2

ПОТРЕБНОСТИИ РЕСУРСЫ. ПРОБЛЕМА ВЫБОРА В ЭКОНОМИКЕ

Вданной главе рассматривается содержаниеэкономической деятельности по решениюпроблемы выбора в условиях редкостиэкономических ресурсов производствас субъектной и объект­ной стороны.

Субъектнаяхарактеристика экономической деятельностираскрывается на основе изучения категорийпотребностей, эко­номических интересов,экономических благ; объектнаяхарак­теристика — на основе изученияэкономических ресурсов и факторовпроизводства, проблемы выбора в условияхредкости, методики оценки альтернативныхрешений и нахождения оп­тимального(экономически эффективного) вариантакомбина­ции факторов производства,который обеспечивал бы экономи­ческийрост.

Проблемаэкономической эффективности в условияхред­кости экономических благ являетсявсеобщей, ее решают инди­видуальныеи коллективные субъекты на микроуровнеи сово­купные субъекты — на макроуровне.

Источник: https://studfile.net/preview/5613121/page:4/

���������� � ����������� ������ ���������

1.4 Методы экономической науки. Позитивная и нормативная эко-номическая теория

�� ����� ����������

�� ����: ����������� � ����������� ������ ���������

����������

��������

1. ����������� �������� ���������

2. ������������������ ������ ��������� � ���������� � �����������

����������

����������

��������

�� ������ ����� ������������ ������������ ����� ������� ������������. ��� ������ �������������� ��: �������� (�����������), ����������� ��� ������� ��������, ��������, �������������� � �������������� ������, ����������� � ������������, ����������, �������������� � ��., � ������������� � ��� ������ ������� �����.

������ ������ ��������� ������������������ ������������� ������� � ���������� � �����������.

1. ����������� �������� ���������

����������� ������������� ������ � ��� ����� � ������� �������� ������������� �����, ������������� �������. ������ � �����������, ������������ ������� ������������ � ����� � ��������������� �� � ������� ������������� ��������� � �������.

�� ������ ����� ������������ ������������ ����� ������� ������������. ��� ������ �������������� ��: �������� (�����������), ����������� ��� ������� ��������, ��������, �������������� � �������������� ������, ����������� � ������������, ����������, �������������� � ��. � ������������� � ��� ������ ������� �����.

������������� ������ ���������� ��� ����������� ������ ��������, ����� ���:

� ����� ������� ����������,

� ������ � ������,

� �������� � ��������,

� ������������ � ���������� ������,

� ��� � ������������������.

��� ��� ������ � ����������� ������������ � ��������. ��� ������������ ������������� ������� �������� ������ ���������, ������� ������� ���������� ��� ����� ������� ����������.

��� ���� ������������� ����������� �� ����� ���������������, ����� ������� �������� ������������ ������� �������, ������������� �����.

��� ��������� �������: ������������ ������, �����������, �������������, ����� � �.�.

���������� �������, ���������� �������� ����� � ������������ ������� ������������� ����� ��������, ���������� �������������� �����������.

� ���������, �������� �� ������� ���� � �����������, ��������� ������������, ��������, ����������� �����.

���������� ������������, �������������, ����������, �����������, ����������, ����������� � ������������� ������������ ��������-������������ ����� ����� �������������� ��������� � ���������� ���������� �������������� ��������.

������������� ������ �������� ������������� ��� ��������-������������ ����� � ������� ������� � �������. ������ � ��������� ����������� ���������� ������� �� ��������� ����� � ������������ ������ �� ���� ������ ��������.

����� ������� ������������ ��������� ������� �������� ��� �������.

��������, ��� �������� ��������� ��������� ��������������� ��������� ������� ��������� ������� ��������� ���������: ����� � �����������, � ����� ��������� � ������� ���� ������ � ������������ �������� ������������ �������� ����.

����������� �������� �������������� ������� �� �������� ��������� ������ � ����� ���������� � �������. �������� � ������� �� ������ � ��������. ��� ������ ����� ������ �������� � ������������� ������������� � ��������� ���� �����.

��������, ��� ��� ������������ ������������� ������������� ������ ���������� ���������� � ����� ��������� ������������� ����������� �������������: ������ ����� �������������� � �������� ������������� ���������, ������� ����� � ������������� ��� ���������� ������������� ������� � ������������� ��������, ������������� ����������� ������������ � ������.

�������� ���������� ����� ������� � ������������� �������� ��� ������ ��������. ��� ��� ���������� ������ ������������� ��������� � ������� ���������� ��������: ����������� ��� ���������������.

��������� ������������ �����, ������������� ������ ��������� ������������� ������� � �������� � ��� ������������������, � ������� ��� � ����� ����� ���������, ����������� � ��������� ���� �������. ������������ ����� ����������, ��� � ������� � �������� �������� ���� �� �������� � ��������.

���������� (�������������) ������ ����� ���� ����������� �� �������� � ��������. �� ���� ����� ����� �������� ������������� � �����������, �� ��� �� �������� �� ������� ����������.

�������� ������������� ���������������� ��������� ���������� �������������, ������, �� ����������� ����������� ���������� �� ��������� � ������������� � ������� �������. ������������ �������� ������������������� �� ����������� ������� � ������������� �. ����� , �.

������� , �� ����������� � � ������� ��.�.������ � �. ��������. ������������ ������������ �� �����- � ����������� ����������� � � ����� ������.

� ������������� ������ ����� ����������� ��� ��������������� ����������� ������ � ���������� � ����������.

���������� ������������� ��� ������� �����������, � ��������� ����� � ��������������. ����� ������ � �������� ��������� ����������� � ��� �������, ����� ���������� ��������� ������������� �����-�� ������� ������� � ����������� ��� �������� ���������� ��������� ������������� ���������, �� �������� � ������ ����� �� ���������.

������������� ������ ������ �������� ����������������, ���� ����� �� ���������� ���������� � ������ � �������� ����� ��������������� ����������� � �������� ���� ������� �������, �������� � ��������. ���������� �������� ������� ����� ������ (1770-1831 ��.

) � ��������� ��������������� ������ ���������� � ����������� ����� � ���� ������ ������� ������������. ��������� �� ������������ ��� �������� ����������������� � ������������ ��������������������� ���� ����� ������������������. ������������ �. ������ �������� ��� ������, ��� ���������� ������� ������� ��������.

���, ����������, � ������ ���� ��������� � � ���������.

�������������� ����� �������� �� ������ ������������, �� � ������������ � �������� ������������������. ��� ��������� �� �������� ���������� � ����������� �������� �� ������������ ������� �������. ������� � ������������� ������������ ��������� ��������� �����, ����������� �������� ���������� (���������� ����� ���������� ���������, ����������� ����� �������).

� ���� ��������������� ���������� ������ �������������, ������ ���� � ������������� ������������� ������ �������������. ������������� ������ ������� �� ����������� � �������, ������� ������ ��� ������������ ������������ ����� �������������� �����������.

����������, �������� ������� ����������� � ������ � �������� ��������, � ��� ��������� ������. � ������� ������, ����������� ���������� � ���������� ������������� ��������� ������� ������� ����������� � ������� �� �������, ������� ������������� ������ ��������� ���������.

�������� ������������� ����������� � �������, ������������ � ����������� ������������� �����, ����������� � ���, ��� � �������� �������� ������ ������������� ������������ ��������������� ������� �������� ������������ ������ (������������ �������, ������������ ���������� � �.�.).

���� ���������������� ������������ ������������� ��������� ������� ��������.

������������� � ������������ ������ � ���������. ������ � ������������� �������� ������� � ������������� ����� ��������������� � ��������������� ��������. �������� ��� ������� ������������. ������ � ��� ���������� �� ������������ ������ ���������� � ����������� ������������� �����, ��� ������ ������ ����������� ���������� ������� � �����������.

� ����������� ������������� ������ ������ ������������� ���������� ������ � ����������� ����� � ������������� �������������, � ������������ � ������� �����������, ����� ������� ������ �������������� �������� ������ �� ����, � ������� ��������� � ����� ������������� ������������ �������. ��������, ���������� ���������� �������������� ������� �����, ���� ���������� (��������������) ������, ������� �� �������, �������� ���������� (��������������) ��������. ���������� ����������� ������� ����������, ��� �� �������� ������ ������� �������� �������.

2. ������������������ ������ ��������� � ���������� � �����������

��� �������� ������������� ������� ����� ���������� ���������� � ����������� �������.

������ ����� ������������� �����, � ����� � ������������ �������� ������� � �������� ������, � ��������������� ��������, � ��������� ������������� ��������. ���� � ����� XIX �. � ������������� ������ ������������� ������ ��������� ����������� ������� �� ���� �����������.

�������������� (positive) �����, � ����� ��. �.

�����, � ����� ���� ���������� ��� ������������ ��������������� ������, ����������� � ����, ��� ����; ����������� ��� ������������ ����� � ��� ������������ ��������������� ������, ����������� � ����, ��� ������ ����, � ������ ������� ����� ��������� ���������, ��� ����� �������� �� ���������������; ��������� � ��� ������� ������ ��� ���������� ������ ����[1] .

������������� �����, ������� �����, ���������� ��������� ������������� (uniformities � ����.

), ���, ��� �� ������� �� ������, ���������������, ����������� � ������������ �������, ��������� � ��������������� �����������.

�� �����������, ��� �� ��������, � ���������� �������� ������������� ������������ ���������� �� ������������� ������� � ��� �������������� ������������� ����������� (�� �� ��������)�[2] .

���������� ������ �������� �������� ������������� ����������, �� ���� ����, ��� ���� ��� ���� � ����������� �� ������ ����������� ������� ������������� ���������. � ������� ����������� ������� �� ������ ����������� �.. ����, ��..�.

��������, ���������� ������ ����, ��� ���������� ������ ������� ���������� ��������� � 2006 ���� ����� ���� �������� ��� ��������� ����, ��� ����� ��������������� ��������� ������� ����� ����.

��� � ������� ��������������� �������� ��� ������������ ���������� � ������������ �������.

��� ���������� ������� ������ �������� ��������� ����������� ��������������� ��������� ������, � ���� ������ �� ���������� � ������ ����, �� � ������� �������� ���������.

���������� ������ �� �������� � ���� ������������� ��� ������������� ������ ����, ��� ���������� ��� ���������. ���������� ����������� �� ������ ������ �������, �� �� ����� ��������� �������.

����������� ������ ������������ ��� ������ � ������ ������������, ��� ������ ����� �����. ��� ������������ ������� ���������� ��������� �����������: �������� ������� ��� ��� ��..�.

������: ���� ����������� ����������� ��������� ���������� ��������� ����������� ��������� �����������.�

����������� ����������� ���� ����� ��������� �� ����������, �� ���������� ������� ������ �������� �� ���������� ��� ��������. ������������� ������ ������������� � ���� ���������� �����������, �� ����������� ����������� ����� ������������ ��������� ��� ������������ �������� ������������ �����.

������������� ����� �������� ���������� ������, ����������� ��, ��� ����, ��� ��, ��� ����� ���������� � ���������� �������� ��� ��� ���� �������, ���� ��� � ��������� � ��������� ����� �������� ��������� � ����������, ������������ ��-�� �������� � ���������� ���������� �����. ��� ������� � ��������� ��������� �����, �������, ����� �����������, ������ ������ � �������, �� ��� ������ ��� ������������� � ������.

��� ���������� ��������� ������ ����������, ��-������, � ������� ����� ������� ����� ���������� ������������ ����, �, ��-������, ����� ��������� ����� ����� ���������� ��� ��� ���� ������� ������ � ������ � �������������� ����.

������ �� ������������� ������������ ���� ����������� ��������, ������ ����� ����������� ���� ����������������� ��������� � ���������������� ����������� ������ ���������, �� ���� ���� ����� �� ������, ����� ����� ����� ���������� ������������ ����, ����� ���� ���������������� ����� ���� ������� ������ ���������… ��� �� �������� �������, ��������� �� ������ ������ �����������, �� ��� ��� ���������� ������ �� �����, � ������ ��������, ������������ � ���� ����� �������; �� ���������� � ��������� ����� ����� ����������, � ������� ���� ����, ���, ��� ��� ����� ������� � ��� �������������[3] .

����� ����� ������������ ���������� ������ ���������� � �� ������ ���������� ����������, �������������, � �� ��������������� �������������� �������������� ��� ��������. ���������� �� ������� � ����� ������� ������, �� ����� �� ������������ ������� ��������� ���, ������� ����� ����� �������������.

������, �� ����������� ����� �������� �����������������, � ������ ��� ��������������� ��������� ��� ��������. ���� � ���, ��� ��������� �������, ������� ���������������� ��������, �� ������������� ������������ �� �������� � � ���� �� ������ ������� ����������, � ����� �� ������������ ��������� � ��������� ������, �� ������ ������� � �������� ���������� �������������� �����������.

����������

����� ����� ������������ ���������� �� ������������ ���������� ���������� ��� ����������� ������� � �� ���������� � �� ������ ���������� ����������, �������������, � �� ��������������� �������������� �������������� ��� ��������. ���������� �� ������� � ����� ������� ������, �� ����� �� ������������ ������� ��������� ���, ������� ����� ����� �������������.

������, �� ����������� ����� �������� �����������������, � ������ ��� ��������������� ��������� ��� ��������. ���� � ���, ��� ��������� �������, ������� ���������������� ��������, �� ������������� ������������ �� �������� � � ���� �� ������ ������� ����������, � ����� �� ������������ ��������� � ��������� ������, �� ������ ������� � �������� ���������� �������������� �����������.

����������

1. ����� �. ����. ������������. �., 1990.

2. ����������� �. ��������������. �., 1999.

3. ����� ��. �. ������� � ����� ������������ ��������. �., 1999.

4. ���������� �.�., ��� �. �. ���������: ��������, �������� � ��������. � 2 �. ���. � ����. T.I. ��.1. �., 2000.

5. ���������� �.�. ���������. ���. � ����. T.I. ��.1, 19. �., 1993.

[1] ����� ��. �. ������� � ����� ������������ ��������. �., 1999. �.27.

[2] ��� ��.

[3]

����������   ..  25  26  27   ..

Источник: https://sinref.ru/000_uchebniki/00800economica/001_lekcii_economica_08_raznoe_/026.htm

Refpoeconom
Добавить комментарий