1.4 Государство и «заграница» как экономические субъекты

Курсовая работа: Деятельность экономических субъектов

1.4 Государство и «заграница» как экономические субъекты

Семейное предприятие является производным от частного (индивидуального) предприятия, основывается на собственности одной семьи и труде ее членов. По отношению к семейным предприятиям также применяется щадящее налогообложение, льготы. К семейным предприятиям относится, например, фермерское хозяйство.

Товарищество (партнерство) – это такое предприятие, которое, по своей сути, может быть представлено как объединение лиц, то есть его учредители являются его же, как правило, работниками. Учредитель товарищества получает паевое свидетельство.

Голосование в товариществе осуществляется по принципу: один пай – один голос. В свою очередь, пай не является ценной бумагой, то есть не имеет хождения на рынке, а это значит, что товарищество является неустойчивой формой объединения (в случае выхода одного из участников – оно перерегистрируется).

Благодаря объединению участников, товарищество может расширить свои финансы в сравнении с индивидуальным хозяйством, но принцип полной имущественной ответственности ограничивает финансовые возможности данного объединения.

Исторически существовали: полное товарищество, коммандитное товарищество (товарищество на вере) и товарищество с ограниченной ответственностью.

Полное товарищество – это товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются хозяйственной деятельностью от имени товарищества и несут по своим обязательствам полную солидарную ответственность, то есть отвечают всем своим имуществом по долгам любого члена товарищества.

Коммандитное товарищество (товарищество на вере) – это товарищество, которое наряду с полными товарищами, несущими полную солидарную ответственность, включает в себя коммандитов (вкладчиков, доверителей), несущих ограниченную имущественную ответственность (в пределах своего вклада) и имеющих лишь совещательный голос. Данная организационная форма позволяет увеличить капитал предприятия за счет вкладчиков.

Товарищество с ограниченной ответственностью — это товарищество, участники которого несут ограниченную имущественную ответственность – только в пределах своего вклада. Данный вид предприятия рассматривается как переходная форма от объединения лиц к объединению капиталов.

В России данный вид предприятий был преобразован в общества с ограниченной ответственностью (ООО).

Многое в устройстве общества с ограниченной ответственностью напоминает акционерное общество, но есть и серьезные различия: во-первых, это предприятие непременно закрытого типа; во-вторых, создание акционерного общества требует гораздо больших усилий, чем общества с ограниченной ответственностью.

Акционерные общества (корпорация) – это такое хозяйственное предприятие, которое, по своей сути, может быть представлено как объединение капиталов, то есть его учредители являются вкладчиками и могут не принимать участие в его работе.

Оно образуется на основе устава и имеет уставный фонд, разделенный на определенное количество акций равной номинальной стоимости, его учредителями могут выступать и физические, и юридические лица. Доля в акционерном обществе определяется количеством акций.

Голосование осуществляется по принципу: одна голосующая акция – один голос. Акция является «ценной бумагой», а значит, имеет хождение на рынке.

Эмиссия (выпуск в обращение, в продажу) акций позволяет увеличить капитал, привлечь дополнительные средства и расширить сферу деятельности фирмы (предприятия). В качестве основных особенностей акционерной формы предприятия можно назвать следующие:

— акционеры не несут имущественной ответственности по обязательствам общества перед его кредиторами, имущество общества полностью обособлено от имущества отдельных акционеров. В случае несостоятельности общества акционеры несут лишь риск возможного обесценивания принадлежащих им акций;

— акционерная форма предприятия позволяет объединить практически неограниченное число вкладчиков, в том числе и мелких, и сохранить при этом контроль крупных вкладчиков за деятельностью предприятия;

— акционерное общество представляет собой наиболее устойчивую форму объединения капиталов, поскольку выбытие из него любого из вкладчиков не влечет за собой обязательного закрытия предприятия.

Ограниченность риска заранее обусловленной суммой делает акционерное общество наиболее привлекательной формой вложения капиталов и, как следствие, дает возможность для централизации больших средств. Можно сказать, что выпуск акций — одно из наиболее значительных достижений рыночной экономики.

Это способ мобилизации ресурсов, способ «распределения рисков» и способ мгновенного перелива финансовых средств из одних отраслей в другие.

Различают два вида акционерных обществ: акционерное общество закрытого типа и акционерное общество открытого типа.

Акционерное общество закрытого типа – это общество, доли которого распределены между ограниченным количеством участников. Оно проводит «закрытую» подписку на акции, чтобы не допустить к участию в его деятельности посторонних лиц. Это позволяет ему действовать стабильно и ограничивает возможность потери контрольного пакета акций.

Акционерное общество открытого типа – это общество, доли которого распределены между неограниченным количеством участников.

Оно проводит «открытую» подписку на акции и осуществляет свою деятельность открыто, то есть, обязано публиковать в средствах массовой информации баланс предприятия, счет прибылей и убытков и другую важную информацию, задевающую интересы его вкладчиков, которыми (в отличие от общества закрытого типа) могут быть любые лица, приобретшие акции данного общества. Данная организационная форма позволяет привлечь максимальное количество капитала, однако в этом случае возникает серьезная угроза потери контрольного пакета акций.

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество.

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Некоммерческая организация – это организация, основой деятельности которой не является извлечение прибыли и ее распределение между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для осуществления социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, оказания консультационной и юридической помощи и т.п.

Подводя итоги вышесказанному, уточним аспекты анализа деятельности предприятий в различных разделах экономической теории. В микроэкономике фирмы (предприятия) рассматриваются, во-первых, как производители, во-вторых, как продавцы готовой продукции.

Выступая в роли производителей, фирмы (предприятия) выполняют свою целевую функцию, то есть максимизируют выпуск продукции и минимизируют совокупные издержки производства. Выступая в роли продавцов готовой продукции, фирмы (предприятия) максимизируют прибыль.

Иными словами, в микроэкономике принято рассматривать коммерческие предприятия, т.е. такие, которые осуществляют предпринимательскую деятельность.

В макроэкономике рассматривается весь предпринимательский сектор, представляющий собой совокупность всех фирм (предприятий), зарегистрированных на территории страны.

Предпринимательский сектор создает валовой национальный продукт (ВНП)[10] и выплачивает налоги, идущие на поддержание государства и развитие социальной сферы, а также выступает в национальной экономике в роли основного инвестора.

Таким образом, можно отметить, что фирмы (предприятия) проявляют три основных вида экономической активности: а) предъявляют спрос на факторы производства, б) организуют производство и реализацию продукции (благ) и в) осуществляют инвестирование.

1.4 Государство и «заграница» как экономические субъекты

Основные понятия и категории: государственная экономическая политика, хозяйственное решение, социальная политика, открытость экономической системы, международные экономические организации, экспорт, импорт.

В макроэкономической теории наряду с домохозяйством, фирмой как экономическими субъектами выделяется еще один экономический субъект — это государство. Государственный сектор экономики охватывает все государственные институты, в том числе правительство, законодательные и судебные органы.

Под термином «правительство» (или «государство»)в экономической литературе обычно понимается любой орган государственной власти в центре или на местах, который вправе принимать хозяйственные решения и занимается проведением государственной политики.

Как правило, сюда относятся органы исполнительной власти, но могут относиться и органы законодательной власти. Это происходит, когда законодательные органы принимают решения о ставке налогов, объемах государственных расходов, ограничении иностранной конкуренции и т.п.

Правительство (правительственные агенты) принимает решения о производстве общественных благ (национальная безопасность, безопасность жизнедеятельности граждан, образование, медицина, культура и пр.

), перераспределяет блага в обществе в целях соблюдения социальной справедливости, обеспечивает повышение эффективности экономической деятельности субъектов экономики. Кроме текущих расходов на производство общественных благ, государство (правительство) принимает решения об осуществлении инвестиций в реальный сектор экономики.

Одной из важнейших функций государства, которую оно реализует в основном через Центральный банк страны, является эмиссия (выпуск) денежных знаков и регулирование денежной массы в национальной экономике.

Во всеобщем экономическом кругообороте государство также выступает как в роли покупателя, так и в роли продавца. На рынке факторов производства государство исполняет роль покупателя, приобретая все то, что необходимо для работы государственных предприятий.

Как продавец (арендодатель) оно реализует (сдает в аренду) свои активы, имущество, недвижимость.

На рынке готовой продукции государство выступает как в роли продавца (арендодателя), реализуя (сдавая в аренду) продукцию государственных предприятий, так и в роли покупателя, приобретая на рынке готовой продукции товары для общественного потребления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6

Источник: http://www.rc-p.ru/referaty_po_ekonomicheskoj_teorii/kursovaya_rabota_deyatelnost_gg4.html

Деятельность экономических субъектов

1.4 Государство и «заграница» как экономические субъекты
скачать (270.7 kb.)

Основные понятия и категории: государственная экономическая политика, хозяйственное решение, социальная политика, открытость экономической системы, международные экономические организации, экспорт, импорт.

В макроэкономической теории наряду с домохозяйством, фирмой как экономическими субъектами выделяется еще один экономический субъект — это государство. Государственный сектор экономики охватывает все государственные институты, в том числе правительство, законодательные и судебные органы.

Под термином «правительство» (или «государство»)в экономической литературе обычно понимается любой орган государственной власти в центре или на местах, который вправе принимать хозяйственные решения и занимается проведением государственной политики.

Как правило, сюда относятся органы исполнительной власти, но могут относиться и органы законодательной власти. Это происходит, когда законодательные органы принимают решения о ставке налогов, объемах государственных расходов, ограничении иностранной конкуренции и т.п.

Правительство (правительственные агенты) принимает решения о производстве общественных благ (национальная безопасность, безопасность жизнедеятельности граждан, образование, медицина, культура и пр.

), перераспределяет блага в обществе в целях соблюдения социальной справедливости, обеспечивает повышение эффективности экономической деятельности субъектов экономики. Кроме текущих расходов на производство общественных благ, государство (правительство) принимает решения об осуществлении инвестиций в реальный сектор экономики.

Одной из важнейших функций государства, которую оно реализует в основном через Центральный банк страны, является эмиссия (выпуск) денежных знаков и регулирование денежной массы в национальной экономике. Во всеобщем экономическом кругообороте государство также выступает как в роли покупателя, так и в роли продавца. На рынке факторов производства государство исполняет роль покупателя, приобретая все то, что необходимо для работы государственных предприятий. Как продавец (арендодатель) оно реализует (сдает в аренду) свои активы, имущество, недвижимость. На рынке готовой продукции государство выступает как в роли продавца (арендодателя), реализуя (сдавая в аренду) продукцию государственных предприятий, так и в роли покупателя, приобретая на рынке готовой продукции товары для общественного потребления. Кроме того, государство собирает налоги с домохозяйств и фирм (предприятий). В свою очередь оно может предоставить субсидии другим экономическим субъектам, осуществляя экономическую и социальную политику. Как основной орган регулирования экономической системы государство рассматривается как в микроэкономике, так и в макроэкономике. Оно должно осуществлять максимизацию общественного благосостояния в условиях ограниченных возможностей. В микроэкономике анализируется его воздействие на конкретных экономических субъектов: покупателей, производителей, продавцов и т.п. В макроэкономике – на процессы, осуществляемые в масштабах национального хозяйства: инфляцию, безработицу, предпринимательскую активность, экономический рост и т.д. Разные экономические системы мира и отдельные государства отличаются друг от друга по соотношению ролей правительства и рынка в управлении экономикой. Различия касаются набора способов и форм регулирования, пределов действия той или иной формы, а также направленности регулирования экономики. Однако во всех случаях экономические функции правительства в развитии экономики играют очень существенную роль. Количественно выразить экономическую роль правительства в управлении экономикой трудно. Эта роль осуществляется в таких широких масштабах, что на деле невозможно составить исчерпывающий перечень его экономических функций. С определенной достоверностью можно установить долю национального продукта, производимого под эгидой правительства, общий объем продукции, приобретаемой государством, удельный вес и абсолютные размеры государственных инвестиций. Но как количественно измерить регулирующие меры государства, предназначенные для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определенных отраслях и т.д.? Некоторые экономические задачи правительства имеют целью поддерживать и облегчать функционирование рыночной системы. К их числу можно отнести: 1) обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики; 2) защита конкуренции; 3) перераспределение доходов и богатства; 4) корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта; 5) стабилизацию экономики: контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста. Задачи по обеспечению правовой базы рыночной экономики разрешаются путем введения правил поведения, которыми должны руководствоваться производители в своих отношениях с потребителями. Законодательные акты правительства касаются определения прав собственности, отношений между предприятиями, запрета на продажу фальсифицированных продуктов и лекарств, установления стандартов качества, маркировки продукции, ответственности за соблюдением условий контрактов и т.д. О мерах государства по защите конкуренции уже сказано. В стабильных государствах правительства разрабатывают и осуществляют программы социального обеспечения, устанавливают минимальные размеры заработной платы, пособия по безработице, фиксируют цены в целях повышения доходов определенных групп населения, устанавливают дифференцированные ставки налогов на личные доходы населения. Таким образом, правительства регулируют распределение доходов путем прямого вмешательства в функционирование рынка и косвенно с помощью системы налогов и других платежей. Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода переводится от относительно богатых к относительно бедным. Четвертая функция связана с корректированием распределения ресурсов в целях изменения структуры национального продукта. Утверждение, что одним из достоинств конкурентной рыночной системы является обеспечение эффективного распределения ресурсов на производство товаров и услуг, справедливо при одном немаловажном допущении: все выгоды и издержки, связанные с производством и потреблением каждого продукта, находят полное отражение в кривых рыночного спроса и предложения. Между тем, при производстве и потреблении товаров и услуг могут возникать побочные эффекты, а выгоды или издержки таких эффектов перемещаться к третьим сторонам, которые не имеют прямого отношения ни к производству, ни к потреблению данного товара или услуг. Чаще всего такой «третьей стороной» выступает само население. Когда химическое предприятие или металлургический комбинат загрязняют своими отходами водоемы и атмосферу, то часть издержек перекладывается на население, которому они никак не компенсируются. В целях предотвращения или уменьшения вредного воздействия на окружающую среду правительства принимают законодательства, обязывающие потенциальных загрязнителей нести расходы по обезвреживанию промышленных отходов. Правительство может ввести особый налог, который равен или очень близок к издержкам перелива на единицу продукции. Корректировка может производиться в сторону увеличения спроса или предложения. Так, в США программа продовольственных талонов предназначена для улучшения рациона питания семей с низкими доходами. Смысл этой программы сводится к тому, что улучшение питания поможет детям из бедных семей лучше учиться в школах, а низкооплачиваемым взрослым лучше выполнять свою работу. Более производительный труд участников экономического процесса несет за собой выгоды для всего общества. Противоположный подход реализуется на стороне рыночного предложения, когда правительство субсидирует производителей (безвозмездные кредиты, субсидии на образование, здравоохранение и т.д.). Действия правительства по обеспечению рационального распределения и использования ресурсов реализуется через налоговую политику. Обложение предприятий и населения налогами в зависимости от ставок налогов может в одних случаях выключать часть их доходов и сокращать свои инвестиционные и потребительские расходы, а в других — увеличивать их. Тем самым налоги высвобождают ресурсы из частного сектора или создают условия для их притока. Правительства сознательно перераспределяют ресурсы в целях осуществления изменений в структуре национального продукта страны. Функция правительства по стабилизации экономики связана с помощью частному сектору в обеспечении полной занятости ресурсов и стабильного уровня цен. Уровень производства непосредственно зависит от совокупного объема расходов. Высокий уровень общих расходов означает, что для многих отраслей выгодно увеличивать выпуск продукции, низкий уровень не обеспечит полной занятости ресурсов и населения. Любому правительству надлежит, с одной стороны, увеличивать собственные расходы на общественные блага и услуги, а с другой — сокращать налоги в целях стимулирования расходов частного сектора. Другая ситуация может возникнуть, если общество попытается расходовать больше, чем позволяют производственные мощности экономики. Когда совокупные расходы превышают величину продукта при полной занятости, избыточные расходы вызовут повышение уровня цен. Чрезмерный объем совокупных расходов всегда носит инфляционный характер.

Заграница как экономический субъект рассматривается в расширенных макроэкономических моделях, в моделях «открытой национальной экономики» и включает в себя экономических субъектов, имеющих постоянное местопребывание за пределами данной страны, а также иностранные институты, международные экономические организации внутри страны. Воздействие заграницы на национальную экономику осуществляется, прежде всего, через взаимный обмен факторами производства, технологиями, товарами и услугами. Влияние данного экономического субъекта на национальную экономику описывается в основном смысловыми значениями терминов «экспорт» (сумма денег, полученная от продажи отечественных товаров в другие страны) и «импорт» (сумма денег, израсходованная отечественным бизнесом и населением на покупку заграничных товаров), причем одним из важнейших видов товаров здесь рассматривается валюта.

Однако данный экономический субъект привлекается для исследования не всегда, особенно в традиционном преподавании «экономикс». Таким образом, кругооборот экономических ресурсов в экономической системе формируют фирмы, домохозяйства и государство. Именно разные формы кругооборота между этими основными экономическими субъектами формируют различные экономические системы.

Заключение

Субъектом и объектом экономики считается тот, кто самостоятельно принимает решения и осуществляет свои хозяйственные планы. Поэтому функционирование экономики обеспечивается хозяйствующими субъектами, обладающими правом распоряжаться экономическими ресурсами, реализующими тем самым собственные интересы.

Современная экономическая теория исходит из предпосылок о рациональном поведении экономических субъектов. Это означает, что их интересом, целью являются получение максимального результата при данных затратах либо минимизация затрат при заданном результате.

Так, домашние хозяйства стремятся получить максимальную полезность от приобретаемых благ в рамках своего дохода. Фирмы нацелены на получение максимума прибыли, на расширение масштабов производства, на завоевание новых рынков. Государство ориентировано на решение интересов общества в целом, на рост общественного благосостояния при определенном бюджете.

Ощущая собственные потребности, экономические субъекты стремятся улучшить свое существование. Человеческие потребности многообразны, их удовлетворение обеспечивает сохранение, поддержание и развитие субъектов экономики. Оно происходит путем использования конкретных благ, создаваемых производством.

Поэтому между производством и потребностями существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, потребность — двигатель производства, стимул для его совершенствования, а с другой — производство, создавая продукты, стимулирует потребности в них. Объектами хозяйственного развития являются экономические блага.

Благом называют средство, которое прямо или косвенно удовлетворяет потребность человека. Великое множество благ условно делят на две большие группы: блага, которые являются результатом хозяйственной деятельности людей, и блага, созданные природой (леса, вода, воздух и т.д.). Первую группу называют экономическими благами.

К ним относятся продукты, созданные трудом человека. Экономические блага обладают полезностью, ограниченностью (редкостью), ресурсоемкостью. Полезность блага состоит в том, что с его помощью удовлетворяются потребности людей (в одежде, пище, жилье, в услугах учителя, врача и т.д.).

Редкость блага означает, что оно производится в относительно ограниченном количестве. Ограниченность благ может происходить в силу естественных причин (редкость драгоценных металлов), общественных условий (ограничение охоты или рыбной ловли) и по сравнению с безграничными потребностями индивидов.

Ресурсоемкость указывает на факт использования факторов производства и процесс их создания. В зависимости от удельного веса тех или иных затрат продукцию принято делить на: трудоемкую, капиталоемкую, материалоемкую. Блага, созданные природой, называют свободными или даровыми.

Они не требуют человеческого труда и средств, которые используются в процессе производства. Такие блага доставляются природой без усилий человека. Поток благ, денег, доходов, переплетающийся в едином экономическом процессе, представляется настолько сложным, что, казалось бы, люди должны жить в неуверенности и под угрозой неминуемого хаоса. Однако в этой действительно сложной системе имеется определенный порядок. Экономика функционирует подобно системе с автоматическими стабилизаторами или встроенными механизмами координации.

Список использованной литературы.

  1. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / Под ред. А.Г.Грязновой и А.Ю. Юданова. 3-е изд. – М.: ИТД «Кнорус», 2002. – 544 с.
  2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник дя вузов – 2-е изд., изм. – М.: Издательство Норма, 200 – 572 с.
  3. Экономическая теория/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. – СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2001 – 554 с.
  4. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов/ Под ред. проф. И.П. Николаевой, проф. Г.М. Казиахмедова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005. – 543 с.

1.4 Государство и «заграница» как экономические субъекты

Источник: http://ref.rushkolnik.ru/v92511/?page=4

Refpoeconom
Добавить комментарий