1.3 Процесс научного познания и методы исследования

ЕГЭ. Познание. Тема 5. Научное познание

1.3 Процесс научного познания и методы исследования

Научное познание – это вид познавательной деятельности человека, направленной на  получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности научного познания

  • Объективность знаний о природе, человеке и обществе
  • Непротиворечивость, доказательность, системность
  • Проверяемость
  • Наличие и постоянное развитие понятийного аппарата (терминологии)
  • Использование в деятельности специальных методов и способов добывания знаний об изучаемом предмете
  • Высокий уровень обобщения полученных знаний
  • Универсальность знаний, то есть возможность их использования в различных отраслях знаний и сферах деятельности людей.

Принципы научного познания (то есть исходные положения,  правила, на которых строится научная деятельность)

  • Принцип причинности — установление причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями, процессами, событиями.
  • Принцип истинности – то есть соответствие знаний содержанию объекта, который изучается.
  • Принцип относительности – любое научное знание относительное, так как ограничено возможностями науки на данный период развития общества и будет добавляться с развитием науки, техники и человеческого разума.

Уровни научного познания

  1. Эмпирический — это выявление фактов, очевидных, видимых в результате описания предметов и явлений. В основе эмпирических методов научного познания лежит чувственное познание  (ощущения, восприятие, представление) и показания конкретных научных приборов.
  2. Теоретический – это выявление фундаментальных знаний, которые порой скрыты за внешними признаками изучаемых предметов, познание сущности явлений и процессов, которые нельзя наблюдать. В основе теоретических методов лежит рациональное познание (понятия, суждения, умозаключения и выводы.

    )

Каждый уровень научного познания имеет свои методы (от греч. hypothesis — предположение) изучения предметов познания, то есть средств, путей познания.

Эмпирические методы научного познания

  • Наблюдение – восприятие предметов, явлений со стороны, невмешательство в них (например, наблюдение солнечного затмения)
  • Эксперимент-изучение предметов познания в управляемых, специально созданных человеком условиях (например, изучение роста растения в изменённых условиях)
  • Сравнение – выявление различия и сходства между изучаемыми предметами познания (например, сравнение причастия и деепричастия)
  • Измерение – определение отношения измеряемой величины чего-либо по сравнению с эталоном (например, к  метру, грамму).

Пояснение.

Эмпирические методы в научной деятельности в совершенно чистом виде использовать невозможно. Обязательно они сочетаются с теоретическими.

Теоретические методы научного познания

  • Анализ – (от греч. разложение, расчленение)процесс мысленного и фактического разложения целого предмета изучения на составляющие его части, изучение каждой части в отдельности (например, анализ литературного произведения, его темы, идеи,  характеристика героев).
  • Синтез – (от греч. соединение, сочетание, составление) процесс мысленного и фактического соединения частей и изучение изучаемого предмета как единого целого (например, обобщение всех подтем по единой теме  «Имя существительное»)
  • Индукция —(от лат. наведение)переход от изучения отдельных частей к изучению целого, от частного — к общему (например, изучение сначала отдельных признаков глагола в причастии, а затем выведение итогового суждения о том, что причастие имеет признаки глагола).
  • Дедукция — (от лат. — выведение) выведение нового знания на основе нескольких других утверждений об изучаемом предмете, от общего к частному( например, сначала учитель даёт учащимся общие правила написания Н и НН в причастиях, а затем каждое правило разбирает отдельно на конкретных примерах).
  • Абстрагирование – (от лат. — отвлечение) отвлечение от свойств и признаков изучаемого предмета ради выявления какого-либо определённого его свойства (например, на уроках анатомии учащиеся изучают систему кровообращения  человека, не говоря в это время о других системах, хотя кровообращение тесно связано с дыханием, пищеварением и т.д.)
  • Моделирование – создание модели изучаемого предмета с целью его наиболее полного познания (например, на уроках химии учащиеся изучают строение вещества по модели атома).
  • Аналогия – (от греч. соответствие) изучение предметов и явлений по их сходству в чём-либо (например, решение задач, подобных той, которую объяснил учитель)
  • Идеализация — (от лат. образ) ,мысленное, абстрактное воссоздание изучаемых предметов, которые в действительности не могут быть воспроизведены (например, невозможно увидеть, как в результате Большого взрыва образовалась Вселенная).
  • Классификация – (от лат.— разряд и делать)объединение различных  изучаемых предметов в группы по каким-либо признакам (например, классификация растений).
  • Формализация (от лат. — вид, образ)знаковая, символическая система отражения знаний (например, химические символы для отражения веществ)

Теоретические методы тоже тесно связаны с эмпирическими, так как требуют проверки, сравнения, проведения эксперимента. Обе группы методов находятся во взаимосвязи, чтобы получить  достоверные научные знания.

Как видите, ребята, по приведённым примерам, все данные методы используются учителями  буквально на каждом учебном предмете, а вы в школе получаете первичные навыки их использования  в процессе познания мира.

Формы научного познания

Знания, получаемые в процессе научного познания, имеют свою форму выражения. Их несколько.

  • Научный факт — это объективное  отражение в сознании человека сущности  изучаемого  предмета или явления, описанного, доказанного им . Нужно отличать объективный факт (реально существующий предмет, явление и т.д.) и научный факт (подтверждённое знание в результате научной деятельности)

Например, начало Великой Отечественной войны – это объективный факт, а то, что Луна- спутник Земли  — это научный факт.

  • Эмпирический закон – форма познания, выраженная в суждении, которое объективно доказано, выражает повторяющиеся, устойчивые связи между явлениями и процессами (например, законы Ньютона)
  • Проблема — (от греч.— задача) это вопросы, осознанно сформулированные в ходе научного познания, ответы на которые необходимо найти и доказать.
  • Гипотеза -(от греч.— предположение) научное предположение, которое научно обосновано и требует проверки, доказательства.
  • Теория – (от греч. — наблюдение), форма знания, представляющая собой наиболее целостное отражение закономерных и существенных связей в какой-либо изучаемой области.
  • Концепция — (от греч. — понимание, система)- полная система взглядов на предмет познания, которая сложилась на данный период времени развития науки (например, концепция развития человечества). Синонимом слова является слово «доктрина», то есть совокупность официально принятых взглядов на определённую проблему.

Таким образом, научное познание — это сложный процесс, включающий в себя самые различные формы и методы исследования для получения объективных знаний об изучаемом предмете.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-5-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/

3.4. Научные методы познания в исследованиях

1.3 Процесс научного познания и методы исследования

В методологии научныхисследований выделяют два уровняпознания:

эмпирический– наблюдениеи эксперимент, а также группировка,классификация и описание результатовэксперимента, наблюдений;

теоретический– построениеи развитие научных гипотез, теорий,формулировка законов и выделение изних логических следствий, сопоставлениеразличных гипотез и теорий.

Исходя из методологиидиалектического материализма различаютследующие методы научного познания:общенаучные и конретно-научные (частные).

Общенаучные методыиспользуются в теоретических иэмпирических исследованиях. Они включаютв себя анализ, синтез, индукцию и дедукцию,аналогию и моделирование, абстрагированиеи конкретизацию, системный анализ иформализацию, гипотетический иаксиоматический методы, создание теории,наблюдение и эксперимент, лабораторныеи полевые исследования.

Анализ –это метод исследования, который включаетв себя изучение предмета путем мысленногоили практического расчленения его насоставные элементы (части объекта, егопризнаки, свойства, отношения,характеристики, параметры и т.д.). Каждаяиз выделенных частей анализируетсяраздельно в пределах единого целого.Например, анализ производительноститруда рабочих производится по каждомуцеху и по предприятию в целом.

Синтез –метод изучения объекта в его целостности,в единстве и взаимной связи его частей.

В процессе научныхисследований синтез связан с анализом,поскольку он позволяет соединить частипредмета, расчлененного в процессеанализа, установить их связь и познатьпредмет как единое целое (напримерпроизводительность труда попроизводственному объединению в целом).

Индукция –метод исследования, при котором общийвывод о признаках множества элементовделается на основе изучения этихпризнаков у части элементов этогомножества.

Так, например,изучаются факторы, отрицательно влияющиена производительность труда, по каждомуотдельному предприятию, а затем данныеобобщаются в целом по производственномуобъединению, в состав которого входятвсе эти предприятия как производственныеединицы.

Дедукция –метод логического умозаключения отобщего к частному, когда сначалаисследуется состояние объекта в целом,а затем его отдельных элементов.

Применительно кпредыдущему примеру сначала анализируетсяпроизводительность труда в целом пообъединению и далее по его производственнымединицам.

Аналогия –метод научного умозаключения, посредствомкоторого достигается познание однихпредметов и явлений на основании ихсходства с другими.

Он основывается насходстве некоторых сторон различныхпредметов и явлений, например,производительность труда в объединенииможет исследоваться не по каждомупредприятию, а лишь по выбранным вкачестве аналога, выпускающим однороднуюс другими предприятиями товарнуюпродукцию и имеющим одинаковые условиядля производственной деятельности.

При использованииэтого метода полученные результатыраспространяются на все аналогичныепредприятия. Затраты на такой методконечно меньше, а вот достоверностьполученных выводов оказывается несколькониже.

Сравнение –метод научного изучения, посредствомкоторого устанавливаются сходство иразличие предметов и явленийдействительности.

Измерение –метод научного исследования процессаопределения численного значениянекоторой величины посредствомопределенной заранее единицы измерения.

Историческийподход –метод научного познания, в процессекоторого происходит воспроизведениеистории изучаемого объекта, явления вовсей ее многогранности с учетом всехслучайностей.

Логический подход– метод научного умозаключения,посредством которого достигаетсявоспроизведение в мышлении сложногодинамического явления в форме историческойтеории с отвлечением от случайностейи отдельных несущественных фактов.

Моделирование– метод научного познания, основанныйна замене изучаемого предмета, явленияна его аналог (модель), содержащийсущественные черты характеристикиоригинала.

В экономических исследованияхшироко применяется экономико-математическоемоделирование, когда модель и ее оригиналописываются тождественными уравнениямии исследуются с помощью ЭВМ (напримертранспортные маршруты при автомобильныхперевозках грузов).

Абстрагирование– (от лат. – отвлекать) – метод отвлечения,позволяющий переходить от конкретныхпредметов к общим понятиям и законамразвития.

Он применяется вэкономических исследованиях дляперспективного планирования, когда наосновании изучения работы предприятийза прошедший период времени прогнозируетсяразвитие отрасли или региона на будущийпериод.

Конкретизация– методисследования предметов во всей ихразносторонности, в качественноммногообразии реального существованияво времени и пространстве в отличие отабстрактного, отвлеченного изученияпредметов. При этом исследуется состояниепредметов в связи с определеннымиусловиями их существования и историческогоразвития.

Так, например,перспективы развития отрасли определяютсяна основании конкретных расчетовэффективности применения новой техникии технологии, сбалансированноститрудовых и материальных ресурсов и др.

Системный анализ– изучение объекта исследования каксовокупности элементов, образующихсистему. В научных исследованиях онпредусматривает оценку поведенияобъекта как системы со всеми факторами,влияющими на его функционирование.

Этот метод широкоприменяется в экономических исследованияхпри комплексном изучении деятельностипроизводственных объединений и отраслив целом, определении пропорций развитиянародного хозяйства и т.п.

Единой методикисистемного анализа в научных исследованиях,к сожалению, пока не имеется. В практикеисследований он применяется путемиспользования следующих методик:

– процедур теорииисследования операций, позволяющихдать количественную оценку объектамисследования;

– анализа системдля исследования объектов в условияхнеопределенности;

– системотехники,включающей проектирование и синтезсложных систем в процессе исследованияих функционирования (проектирование иоценка экономической эффективностиАСУ, технологических процессов и др.).

Комплексныйанализ –метод всестороннего изучения объекта,явления в тесном взаимодействии спредставителями самых разных наук инаучных направлений.

Функционально-стоимостныйанализ (ФСА) – метод исследования объекта(явления, изделия, процесса, структуры)по его функции и стоимости, применяемыйпри изучении эффективности использованияматериальных и трудовых ресурсов.Важнейшими его принципами являютсяследующие:

– функциональныйподход при исследовании функций объектаи его элементов с целью наиболее полногоудовлетворения заданных требований ввыборе рациональных путей их реализации;

– народнохозяйственныйподход к оценке потребительских свойстви затрат на разработку, производство ииспользование объекта;

– соответствиеполезности функций затратам на ихосуществление;

– коллективноетворчество, использующее методы поискаи формирования технических решений,качественной и количественной оценоквариантов решений.

Целевой функциейФСА является достижение оптимальногосоотношения между потребительскойстоимостью объекта и совокупнымизатратами на его разработку, снижениесебестоимости выпускаемой товарнойпродукции и повышение ее качества, ростапроизводительности труда.

Формализация –метод исследования объектов путемпредставления их элементов в видеспециальной символики, например,представление себестоимости продукцииспециальной формулой (математическойзависимостью), в которой при помощисимволов изображены статьи затрат.

Гипотетическийметод (от греч.

– основанный на гипотезе)– основан на научном предположении,выдвигаемом для объяснения какого-либоявления и требующем проверки на опытеи теоретического обоснования, чтобыстать достоверно научной теорией.

Онприменяется при исследовании новыхэкономических явлений, не имеющиханалогов (изучение эффективности новыхмашин и оборудования, телекоммуникационныхи мобильных средств связи, себестоимостиновых видов товарной продукции и т.п.).

Аксиматическийметод предусматривает использованиеаксиом, являющихся доказанными научнымизнаниями, которые применяются в научныхисследованиях в качестве исходныхположений для обоснования новой теории.

Прежде всего, этоотносится к использованию экономическихзаконов, трудов классиков, научныхисследований, являющихся аксиоматическимизнаниями научной теории, используемойдля дальнейшего развития науки.

Создание теории –это метод обобщения результатовисследования, нахождения общихзакономерностей в поведении изучаемыхобъектов, а также распространениярезультатов исследования на другиеобъекты и явления, что способствуетповышению надежности проведенногоэкспериментального исследования.

В эмпирическихисследованиях применяются наряду собщенаучными также специфические методыформирования эмпирического знанияприкладного характера. Это преимущественночувственные методы человека – ощущения,восприятия и представления.

Однако эмпирическиезнания не всегда часто чувствительные.Простая констатация результатовнаблюдения таких как, например, «превышениеиздержек производства противзапланированных на столько-то», еще неесть научное знание.

Оно становитсянаучным тогда, когда определена ихпричинная связь наблюдением иэкспериментом, т.е. выявлены и изученыфакторы, вызвавшие превышение издержек,и намечены мероприятия по устранениюнедостатков.

Наблюдение – методизучения предмета путем его количественногоизмерения и качественной характеристики.Применяется при изучении трудоемкостиизделий путем хронометражных наблюдений,при контрольном раскрое сырья, расходаматериалов, выполнения технологическихопераций и т.п.

Эксперимент – научнопоставленный опыт в соответствии сцелью исследования для проверкирезультатов теоретических исследований.Виды экспериментов представлены вПриложении 6.

Проводится в точноучитываемых условиях, позволяющихследить за ходом явлений и воссоздаватьего повторно в заданных условиях,например проведение эксперимента вряде отраслей народного хозяйства поприменению новых систем планирования,управления и стимулирования.

Экспериментальныеисследования могут проводиться в научнойлаборатории с использованием специальнойлабораторной установки или без нее, напредприятиях на действующих образцахпродукции с использованием опытнопромышленной установки или без нее, вполевых условиях с использованиемопределенного набора научных средств,специальных научных приборов иоборудования.

Конкретно-научные(частные) методы научного познанияпредставляют собой специфические методыконкретных наук, например экономических.

Эти методы формируютсяв зависимости от целевой функции даннойнауки и характеризуются взаимнымпроникновением в однородные отраслинаук.

Так, например, методыэкономического анализа развились набазе бухгалтерского учета и статистики,они характеризуются взаимопроникновением,выходом за пределы области знания, врамках которой они сформировались.Методы экономического анализа применяютсяв научных исследованиях другихэкономических наук.

Следовательно,общенаучные методы исследованияприменяются во взаимной связи иобусловленности в теоретических иэмпирических исследованиях.

Литература

1. Кузин Ф.А. Магистерскаядиссертация: методика написания, правилаоформления и процедура защиты: Практ.пособие для студентов-магистрантов. –М.: «Ось-89», 1997. – 304 с.

2. Кузин Ф.А. Кандидатскаядиссертация: методика написания, правилаоформления и процедура защиты: Практ.пособие для аспирантов и соискателейученой степени. 2-е изд. – М.: «Ось-89»,1998. – 208 с.

3. Рузавин Г.И.Методология научного исследования:Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТ-ДАНА,1999. – 317 с.

4. Фейрабенд П.Избранные труды по методологии науки:Переводы с англ. и немец./ Общ. ред. и авт.вступ. И.С. Нарский.– М.: Прогресс, 1986. –542 с.

5. Бургин М.С., КузнецовВ.И. Введение в современную точнуюметодологию науки: Структуры системзнания: Пособие для студентов вузов. –М.: АО «Аспект Пресс», 1994. – 304 с.

6. Кузнецов И.Н.Научные работы. Методика подготовки иоформления. 2-е изд., перераб. и доп. –Минск.: Амалфея, 2000. – 544 с.

Источник: https://studfile.net/preview/3987342/page:15/

Процесс научного познания и методы исследования

1.3 Процесс научного познания и методы исследования
 

Вопросы к рассмотрению   Научные методы познания и их классификации. Метод, методика и методология: общее и специфическое. Процесс научного познания и его стадии.

  Основные понятия и категории: метод, методика, методология; общенаучный, частнонаучные и специфические, эмпирические и теоретические, эвристические и алгоритмические методы познания; наблюдение, описание, сравнение, аналогия, измерение, обобщение, классификация, индукция, экстраполяция, систематизация, анализ, абстрагирование, идеализация, синтез, конкретизация, дедукция, моделирование, экспермент.   Любая познавательная деятельность осуществляется при помощи определенных приемов, отобранных либо интуитивно, либо в соответствии со сложившимися традициями. В науке такие приемы получили названия «методы». Понятие «метод» (происходит от греч. methodos – способ, путь) – это способ теоретического и практического освоения действительности. Методы, используемые в научно-познавательном процессе, получили название «научные методы познания». Научные методы познания взаимосвязаны. На основе одних методов появляются другие, которые, в свою очередь, являются основанием для построения новых методов и т.д. Один и тот же метод может включать в себя определенный набор других методов. Таким образом, можно отметить, что совокупность методов, используемых в том или ином познавательном процессе, представляет собой «разряженную матрешку», в оборках платья которой может скрываться еще один, и еще один метод, и еще. В связи с этим в научном познании принято использовать методы комплексно. Правильный выбор методов познания и умение их использования делают исследовательский процесс более результативным и плодотворным. Классифицировать методы можно по различным основаниям. К наиболее традиционным и чаще всего встречающимся в учебной литературе можно отнести следующие классификации: по широте и уровню применения, по сфере применения, а также по «механизму» получения знаний. Итак, рассмотрим данные классификации. Классификация первая: с точки зрения широты применения принято выделять общенаучные, частнонаучные и специальные методы исследования. Общенаучные методы исследования имеют наиболее широкое распространение, являются достаточно доступными и используются одновременно в различных (если не сказать – во всех) науках. Представление об общенаучных методах исследования дает формальная логика – наука о построении научного знания, основателем которой являлся древнегреческий ученый Аристотель. К общенаучным методам исследования могут быть отнесены: анализ, синтез, сравнение, аналогия и др. Частнонаучные методы исследования характерны для определенной, конкретной науки и, как правило, их использование носит ограниченный характер. К частнонаучным методам могут быть отнесены: методы математического анализа, статистического анализа, социологических исследований и т.п. Эти методы, однако, часто заимствуются другими науками и используются междисциплинарно. Так, математические методы в экономике имеют широкое распространение, особенно в микроанализе экономических проблем. Экономическая статистика является базой для изучения экономических явлений. А для изучения макроэкономических явлений, например, безработицы часто используют социологические опросы. По мере развития любой науки в ней все большую и большую роль начинает приобретать междисциплинарный подход. Специальные методы разрабатываются и применяются для отдельных исследований или групп исследований, фактически без повторения в дальнейшем. Эти методы чаще всего применяются в эмпирических, прикладных работах. Классификация вторая: с точки зрения сферы применения можно выделить эмпирические (лат. эмпирио – опыт) и теоретические методы исследования. Эмпирические методы служат для воздействия на действительность в целях ее освоения. К ним могут быть отнесены такие методы, как наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент и др. Эмпирические методы исследования опираются на чувственное восприятие действительности. Теоретические методы служат для выдвижения, изучения и тестирования теоретических конструктов. К теоретическим методам исследования относятся: обобщение, идеализация, формализация и др. В основе теоретических методов исследования лежит рациональное, т.е. разумное (основанное только на мыслительных процессах) освоение действительности. Однако деление методов на эмпирические и теоретические является несколько условным. С большей точностью можно было бы говорить о «преимущественно» теоретических и о «преимущественно» эмпирических методах исследования. Так, моделирование может предполагать создание образа объекта как в логически-формальных схемах разума, так и в экспериментальных условиях. В то же время научный эксперимент обычно начинается с формулирования гипотезы. Такие методы, как абстрагирование, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, можно также отнести к условно-теоретическим. Некоторые исследователи называют их смешанными. Третья классификация: с точки зрения «механизма» получения информации методы научного познания могут быть поделены на эвристические (греч. эврика — находка) и алгоритмические. Под эвристическими методами подразумевают те, которые позволяют получить знание с определенным допуском вероятности истинности, в основном в процессе «интуитивного прозрения». Такие методы составляют, видимо, большинство, и для получения более точного результата должны применяться вместе с другими методами. К ним могут быть отнесены: индукция, аналогия, статистические методы и др. Алгоритмические методы позволяют получить более точное знание, сформированное в результате выполнения определенного устоявшегося и отработанного алгоритма. К ним могут быть отнесены методы: анализа, сравнения, измерения и др. Каждый метод имеет определенные инструменты познания, т.е. средства, используемые для осуществления поставленной цели исследования. На выбор инструментов исследования можгут повлиять: степень развитости научного знания, доступность инструмента, особенности изучаемого объекта, период изучения, особенности обработки информации, внешние условия. Конкретизация метода исследования ведет к конкретизации инструмента. Если график, рассматриваемый как инструмент анализа, может использоваться как в статистическом, так и в макро- и микроэкономическом анализе, то, например, график кривой Лоренца — только в макроэкономике при анализе неравенства в распределении доходов населения, а график кривой безразличия (линия равной полезности) — в микроэкономике в разделе «теория потребительского поведения». Так же как и методы, инструменты находятся в постоянном развитии и совершенствовании. Причем развитие инструментов исследования идет, видимо, по пути их унификации. Так, кривая Лоренца или коэффициент Джинни (инструмент измерения неравенства доходов населения) могут использоваться и при оценке конвергенции между странами, и при оценке степени концентрации рынка и т.п., а кривая безразличия – в теории производства (линия равного выпуска). Одновременно с методами в познавательном процессе используются методика и методология. Являясь однокоренными, эти понятия («методика» и «методология»), однако, создают некую полярность (рис.1). Под понятием «методика» принято подразумевать совокупность и последовательность методов и приемов, выработанных эмпирическим путем и используемых для достижения поставленной цели исследования. Иными словами, методика выступает в роли практики применения и использования научных методов. Выбор методики зависит от предпочтений исследователя, технических возможностей и часто носит индивидуальный характер. С развитием науки и техники некоторые методы устаревают и появляются новые, более прогрессивные. Происходит смена методик.

Понятие «методология науки» более широкое и емкое, оно включает в себя не только методы и способы исследования, взятые из более общих теорий, их последовательность, но и принципы и формы познания. Иными словами, методология является теорией методов и методик.

Выбор методологии исследования включает в себя ряд обязательных этапов: постановка и выбор цели исследования, определение принципов исследования, разработку методики исследования, в том числе выбор методов, способов и инструментов исследования, решения вопроса о способах проверки результатов исследования.

Каждая научная, в том числе и экономическая, школа (течение) разрабатывали свою методологию исследования, тогда как методика исследования, используемая в различных школах (течениях), может иметь достаточно схожие черты.

  Рис. 1. Взаимосвязь методики и методологии   Так, марксизм изучал экономическую систему с точки зрения классового подхода, историческая (институциональная) школа – с точки зрения исторического развития (исторического развития институтов), неоклассическая школа – с точки зрения маржинального анализа и т.п., но и те, и другие, и третьи применяли методики, например, достижения оптимального результата. Методология, методики, методы и инструменты исследования являются важнейшими элементами познавательного процесса. Познавательный процесс условно можно поделить на несколько стадий (рис.2). Первую стадию процесса мы назовем «от практики к конкретному знанию». Она подразумевает переход от чувственного восприятия действительности и формирования представлений о ней к выработке суждений и умозаключений. Методы, используемые на данной стадии исследования, достаточно понятны и просты. Они включают в себя: наблюдение, сравнение, которое, в свою очередь, может осуществляться при помощи таких методов, как измерение и аналогия, а также обобщение, создающее основу для классификации явления. Рассмотрим более подробно методы, применяемые на первой стадии исследования. Наблюдение – именно с него, как правило, начинается научное исследование. Наблюдение используется для получения и накопления первичной эмпирической информации относительно изучаемого объекта, а также для проверки и обоснования истинности выдвигаемых гипотез. Наблюдение как общенаучный метод исследования представляет собой направленное и планомерное, систематическое отслеживание наиболее значимых фактов, явлений, процессов, их регистрацию, описание, систематизацию, выявление особенностей и закономерностей. Отличительной чертой научного наблюдения является изначальный выбор цели исследования, задач, процедуры осуществления, а также его регулярность. Наблюдение относится к эмпирическим методам исследования и чаще всего осуществляется в полевых (естественных) условиях, реже – в лабораторных. Оно содержит следующие обязательные элементы: объект, субъект, средства, условия, цель, исходя из которых формулируют задачи наблюдения и интерпретируют его результаты. Важным является «отстранение» наблюдателя, его «не влияние» на результаты исследования. Дополнительно наблюдение может включать в себя измерение и эксперимент.   Рис.2. Схема применения общенаучных методов в процессе познания   Хотя существует разнообразие способов проведения наблюдения, его принято относить к наиболее элементарным методам исследования. К достоинствам данного метода исследования можно отнести возможность отслеживания фактов, явлений, процессов во времени, изучения их развития и динамики. Результаты наблюдения интерпретируют с помощью качественных, сравнительных и количественных показателей. Путем наблюдения были открыты многие экономические закономерности и законы. В экономике труда, например, наблюдение используется как специальный метод исследования (метод хронометража рабочего времени) для обоснования норм выработки работника. Наблюдение играет важную роль при изучении динамики и развития экономических явлений. На основе наблюдений строятся «паутинообразные» модели динамики спроса в микроэкономике, динамические модели экономического роста в макроэкономике, изучаются новые экономические явления.

Несмотря на то, что описание неразрывно связано с научным наблюдением, его можно рассматривать как отдельный метод исследования.

Описание – это общенаучный эмпирический метод исследования, основанный на наблюдении и представляющий собой языковую (знаковую) фиксацию эмпирических данных об объекте исследования, т.е. его языковую модель.

С помощью описания систематизируются данные об объекте исследования, его специфика и поведение «переводятся» в определенную языковую конструкцию, интерпретируются в определенной теоретической системе, что зачастую приводит к достаточно серьезным искажениям полученной в результате наблюдения информации и научным дискуссиям. Тщательность и регулярность описания характеристик объекта позволяют собрать более достоверную информацию и получить более точное представление, а значит, суждение о действительности. На основе описания строится, например, так называемая позитивная экономика.

 

Источник: http://referatwork.ru/econom_teoria_bedrina_book/section-3-3.html

Этапы научного познания (стр. 1 из 3)

1.3 Процесс научного познания и методы исследования

1. Научное познание, его специфика и строение

Познавательное отношение человека к миру осуществляется в различных формах – в форме обыденного познания, познания художественного, религиозного, наконец, в форме научного познания. Первые три области познания рассматриваются в отличие от науки как вненаучные формы.

Научное познание выросло из познания обыденного, но в настоящее время эти две формы познания довольно далеко отстоят друг от друга. В чем их главные различия?

1. У науки свой, особый набор объектов познания в отличие от познания обыденного. Наука ориентирована, в конечном счете, на познание сущности предметов и процессов, что вовсе не свойственно обыденному познанию.

2. Научное познание требует выработки особых языков науки.

3. В отличие от обыденного познания научное вырабатывает свои методы и формы, свой инструментарий исследования.

4. Для научного познания характерна планомерность, системность, логическая организованность, обоснованность результатов исследования.

5. Наконец, отличны в науке и обыденном познании и способы обоснования истинности знаний.

Но что же собой представляет наука? Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо отметить, что ее рождение есть результат истории, итог углубления разделения труда, автоматизации различных отраслей духовной деятельности и духовного производства.

Можно сказать, что наука – это и итог познания мира. Система проверенных на практике достоверных знаний и в то же время особая область деятельности, духовного производства, производства новых знаний со своими методами, формами, инструментами познания, с целой системой организаций и учреждений.

Все эти составляющие науки как сложного социального феномена особенно четко высветило наше время, когда наука стала непосредственной производительной силой.

Сегодня уже нельзя, как в недавнем прошлом, сказать, что наука – это то, что содержится в толстых книгах, покоящихся на полках библиотек, хотя научное знание остается одним из важнейших компонентов науки как системы.

Но эта система в наши дни представляет собой, во-первых, единство знаний и деятельности по их добыванию, во-вторых, выступает как особый социальный институт, занимающий в современных условиях важное место в общественной жизни.

Роль и место науки как социального института отчетливо видны в ее социальных функциях. Главные из них – культурно-мировоззренческая функция, функция непосредственной производительной силы, функция социальная.

Первая из них характеризует роль науки как важнейшего элемента духовной жизни и культуры, играющего особую роль в формировании мировоззрения, широкого научного взгляда на окружающий мир.

Вторая функция с особенной силой обнаружила свое действие в наши дни, в обстановке углубляющейся НТР, когда синтез науки, техники и производства стал реальностью.

Наконец, роль науки как социальной силы отчетливо проявляется в том, что в современных условиях научные знания и научные методы находят все более широкое применение при решении широкомасштабных проблем социального развития, его программирования и т.д. В настоящий период особое место науке принадлежит в решении глобальных проблем современности – экологической, проблемы ресурсов, продовольствия, проблемы войны и мира и т.д.

В науке отчетливо просматривается ее членение на две большие группы наук – наук естественных и технических, ориентированных на исследование и преобразование процессов природы, и общественных, исследующих изменение и развитие социальных объектов. Социальное познание отличается рядом особенностей, связанных и со спецификой объектов познания, и со своеобразием позиции самого исследователя.

Прежде всего в естествознании субъект познания имеет дело с «чистыми» объектами, обществовед – с особыми – социальными объектами, с обществом, где действуют субъекты, люди, наделенные сознанием. В итоге, в частности, в отличие от естествознания здесь весьма ограниченна сфера эксперимента из-за моральных соображений.

Второй момент: природа как объект исследования находится перед субъектом, изучающим ее, напротив, обществовед изучает социальные процессы, находясь внутри общества, занимая в нем определенное место, испытывая влияние своей социальной среды. Интересы личности, ее ценностные ориентации не могут не оказывать воздействия на позицию и оценки исследования.

Немаловажно и то, что в историческом процессе гораздо большую роль, чем в природных процессах, играет индивидуальное, а законы действуют как тенденции, в силу чего отдельные представители неокантианства вообще считали, что социальные науки могут лишь описывать факты, но в отличие от естественных наук не могут вести речь о законах.

Все это безусловно усложняет исследование социальных процессов, требует от исследователя учета этих особенностей, максимальной объективности в познавательном процессе, хотя, естественно, это не исключает оценки событий и явлений с определенных социальных позиций, умелого вскрытия за индивидуальным и неповторимым общего, повторяющегося, закономерного.

Прежде чем переходить к анализу структуры научного познания, отметим его основное назначение и общие целевые установки. Они сводятся к решению трех задач – описанию объектов и процессов, их объяснению и, наконец, предсказанию, прогнозу поведения объектов в будущем.

Что же касается архитектуры здания науки, структуры научного познания, то в нем выделяются два уровня – эмпирический и теоретический. Эти уровни не следует смешивать со сторонами познания вообще – чувственным отражением и рациональным познанием.

Дело в том, что в первом случае имеются в виду различные типы познавательной деятельности ученых, а во втором – речь идет о типах психической деятельности индивида в процессе познания вообще, причем оба эти типа находят применение и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях научного познания.

Сами уровни научного познания различаются по ряду параметров: по предмету исследования. Эмпирическое исследование ориентировано на явления, теоретическое – на сущность; по средствам и инструментам познания; по методам исследования.

На эмпирическом уровне это наблюдение, эксперимент, на теоретическом – системный подход, идеализация и т.д.; по характеру добытых знаний.

В одном случае это эмпирические факты, классификации, эмпирические законы, во втором – законы, раскрытие существенных связей, теории.

В XVII–XVIII и отчасти в XIX вв. наука еще находилась на эмпирической стадии, ограничивая свои задачи обобщением и классификацией эмпирических фактов, формулированием эмпирических законов.

В дальнейшем над эмпирическим уровнем надстраивается теоретический, связанный со всесторонним исследованием действительности в ее существенных связях и закономерностях.

При этом оба вида исследования органически взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного познания.

2. Методы и методология познания. Общенаучные методы эмпирического и теоретического познания

Одна из важных особенностей научного познания в сравнении с обыденным состоит в его организованности и использовании целого ряда методов исследования.

Под методом при этом понимается совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической, преобразующей деятельности людей.

Эти приемы, правила в конечном счете устанавливаются не произвольно, а разрабатываются, исходя из закономерностей самих изучаемых объектов.

Поэтому методы познания столь же многообразны, как и сама действительность. Исследование методов познания и практической деятельности является задачей особой дисциплины – методологии.

При всем различии и многообразии методов они могут быть разделены на несколько основных групп:

1. Всеобщие, философские методы, сфера применения которых наиболее широка. К их числу принадлежит и диалектико-материалистический метод.

2. Общенаучные методы, находящие применение во всех или почти во всех науках. И своеобразие и отличие от всеобщих методов в том, что они находят применение не на всех, а лишь на определенных этапах процесса познания.

Например, индукция играет ведущую роль на эмпирическом, а дедукция – на теоретическом уровне познания, анализ преобладает на начальной стадии исследования, а синтез – на заключительной и т.д.

При этом в самих общенаучных методах находят, как правило, свое проявление и преломление требования всеобщих методов.

3. Частные или специальные методы, характерные для отдельных наук или областей практической деятельности. Это методы химии или физики, биологии или математики, методы металлообработки или строительного дела.

4. Наконец, особую группу методов образуют методики, представляющие собой приемы и способы, вырабатываемые для решения какой-то особенной, частной проблемы. Выбор верной методики – важное условие успеха исследования.

Остановимся кратко на характеристике некоторых общенаучных методов исследования. Обратимся прежде всего к методам, которые находят применение на эмпирическом уровне научного познания – к наблюдению и эксперименту.

Наблюдение – это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования. Основные требования к научному наблюдению следующие:

1) однозначность цели, замысла;

2) системность в методах наблюдения;

3) объективность;

4) возможность контроля либо путем повторного наблюдения, либо с помощью эксперимента.

Наблюдение используется, как правило, там, где вмешательство в исследуемый процесс нежелательно либо невозможно.

Наблюдение в современной науке связано с широким использованием приборов, которые, во-первых, усиливают органы чувств, а во-вторых, снимают налет субъективизма с оценки наблюдаемых явлений.

Важное место в процессе наблюдения (как и эксперимента) занимает операция измерения. Измерение – есть определение отношения одной (измеряемой) величины к другой, принятой за эталон.

Источник: https://mirznanii.com/a/232019/etapy-nauchnogo-poznaniya

Процесс научного познания

1.3 Процесс научного познания и методы исследования

Познавательная деятельность, абсолютно любая, осуществляется при помощи определенных приемов, которые выбираются либо на интуитивном уровне, либо исходя из сложившихся традиций. Такие приемы в науке получили названия методы, а методы, которые используются непосредственно в процессе научного исследования, носят название «научные методы познания».

Замечание 1

Понятие метод означает способ теоретического и практического освоения действительности.

Важнейшими элементами процесса научного познания являются методология, методы и инструменты исследования.

Выделяют два уровня научного познания – теоретический и эмпирический.

Эмпирический уровень состоит из:

  • наблюдения
  • эксперимента
  • группировки, классификации и описания результатов наблюдения и эксперимента
  • моделирования.

Теоретический уровень включает в себя:

  • выдвижение, построение и разработку научных теорий и гипотез
  • теоретическое моделирование
  • объяснение, предсказание и обобщение.

Отличием эмпирического уровня научного познания от теоретического является предмет.

На обоих уровнях исследователь может проводить изучение одного и того же предмета, однако видение этого предмета на разных уровнях познания будет отличаться, соответственно, будет отличаться и его представление в знаниях одного и второго уровня.

Также эмпирический и теоретический уровни познания отличаются по уровню отражения объективного мира, по характеру связи с практикой, по приемам познания и т.д.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Эмпирический уровень познания характеризуется тем, что знание получается из опыта, а качества и свойство объекта изучения доступны чувственному созерцанию. Результаты наблюдений и экспериментов являются эмпирической базой для теоретического познания.

Теоретический уровень, в отличие от эмпирического, опирается не на конкретные эксперименты, а на абстрактное мышление. В свою очередь, результаты, полученные эмпирическим путем, являются исходным пунктом для абстрактного мышления.

Конечной целью любого научного исследования является раскрытие сущности исследуемого явления. Однако, объяснение изучаемых явлений невозможно без их описания. Научное исследование проходит три стадии:

  • эмпирическое исследование
  • умозрительное исследование
  • теоретическое исследование.

Эмпирическая стадия научного познания

На первой стадии происходит описание предмета исследование. после этого, если на основе имеющихся теоретических знаний не удается дать объяснение исследуемому явлению, то есть не представляется возможным получение требуемого результата, начинается стадия наблюдения.

Наблюдение – это процесс восприятия при помощи органов чувств (чувственное восприятие) и специальных приборов исследуемых явлений в естественных условиях.

То есть, в процессе наблюдения исследователь не вмешивается в естественное течение событий.

В отличие от чувственного познания, научное познание является организованным и целенаправленным, оно как правило связано с решением определенной задачи и конкретной научной проблемой.

В процессе наблюдения фиксируются количественные и качественные параметры объектов изучения, пространственно-временные характеристики, а также процессы изменения.

Результаты наблюдения зависят от органов чувств исследователя, от используемых в процессе наблюдения приборов и объективных свойств изучаемых явлений.

В результате эмпирического исследования происходит накопление научных фактов. Научный факт является первой исходной формой эмпирического познания. Факт науки определяется как достоверное знание, которое отображает объективные свойства явлений, результат описание и обобщения данных, полученных эмпирическим путем.

На следующем этапе эмпирического исследования происходит сравнение новых фактов между собой и с уже существовавшими до этого. Результатом такого сравнения может стать обнаружение зависимости фактов, что уже является эмпирическими законами.

Дальше, после обобщения фактов и выведения их зависимости возникает задача объяснения вновь полученного эмпирического знания. Если сделать это на основе существующих теоретических знаний не удается, исследование переходит на следующую стадию – умозрительную.

Умозрительная стадия научного познания

Умозрительное исследование начинается с того, что имеющееся знание «идеализируется». Происходит это следующим образом. У исследуемого объекта есть показатели и характеристики, выявленные эмпирическим путем.

Предполагается, что один или несколько из этих характеристик стремится к нулю, а другие принимают предельные значения. Таким образом, получается идеализированный объект. В создании идеализированных объектов большую роль играют интуиция и творческое воображение.

Творческий процесс в данном случае позволяет исследователю выйти за рамки теоретического познания.

Дальше умозрительное исследование продолжается в виде сопоставления идеализированных объектов между собой и уже имеющимися понятиями. В результате возникают умозрительные принципы.

К примеру, в результате умозрительной деятельности Галилей, представив в воображении идеализированный объект – идеальный шар, который катится по идеально горизонтальной плоскости, сделал вывод о том, что в данных условиях шар не остановится.

Данный умозрительный принцип стал основой принципа инерции, сформулированного Ньютоном.

Из совокупности умозрительных принципов строится умозрительная концепция. Из множества умозрительных концепций выбираются несколько, которые ложатся в основу исходных принципов новой теории. С этого момента начинается следующая стадия научного познания – теоретическая.

Теоретический этап научного познания

Так как умозрительных концепций может быть неограниченное количество, и не все они будут соответствовать действительности, являться осмысленными и непротиворечивыми, исследователь выявляется для себя некоторую структуру, которая может стать основой теоретического закона. Из данного теоретического закона выводятся следствия.

В комплексе, теоретический закон и выведенные из него следствия образуют научную гипотезу. Далее происходит обоснование этой гипотезы, для этого проводятся логические и практические процедуры. На этом этапе большую роль играет эксперимент, сначала мысленный, затем реальный.

Если в ходе эксперимента гипотеза подтверждается, она становится теорией.

Замечание 2

Теория – это система логически взаимосвязанных предположений, которая отражает существенные внутренние связи исследуемой предметной области.

Источник: https://spravochnick.ru/koncepciya_sovremennogo_estestvoznaniya/process_nauchnogo_poznaniya/

Refpoeconom
Добавить комментарий