1.3 Основные научные школы и современные направления развития экономической теории

Основные научные школы и современные направления развития экономической теории

1.3 Основные научные школы и современные направления развития экономической теории

Основные научные школы и современные направления развития экономической теории.

Развитие ЭТ прошло долгий путь.

1-ми экономистами можно считать Платона,Аристотеля.Как наука ЭТ зарождается в период становления капитализма (17-18век).Первые школы в истории экон.мысли связаны с меркантилистами и физиократами.

Меркантилизм (15-17века), физиократы-18век. Меркантилисты считали торговлю источником богатства и советовали гос-ву расширять торговлю и накапливать в стране золото.

Физиократы видели богатство в продуктах земли, а источником богатства считали с/хоз-во.

Классическая школа 17век. Заслуга этой школы состоит в перенесении источника богатства из сферы с/х в материальное производство и разработке начал теорий трудовой стоимости.В исследованиях этой школы раскрывалось содержание товаров, денег, з/ты, прибыли и ренты.

Утопический социализм 16-18века. Это учение о коренных преобразованиях и справедливом устройстве общества на социалистических началах.

Марксизм 19век. Маркс продолжил разработку теории трудовой стоимости и основных принципов коммунистического общества.

Неоклассическое направление. 19век. Неоклассики считают,что гос-во должно стимулировать развитие рынка и конкуренции,но не вмешиваться в хоз.деятельность.

Монетаризм сер.50-хгг. 20века. Монетаристы считают денежную массу определяющим фактором хоз.конъюктуры и устанавливают причинную связь между изменениями кол-ва денег и величиной валового продукта.

Кейнсианство 30-е гг. 20века. Это теория гос.регулирования эк-ки.

Современными направлениями являются неоклассическое, уделяющее основное внимание поведению хозяйствующих субъектов и равновесию фирмы и отрасли, и неокейнсианское, рассматривающее национальную экономику в целом, недостатки рыночного регулирования и необходимость государственного вмешательства в экономику. Самое молодое научное направление — институционализм — связывает проблемы экономики с социальными, психологическими, нравственными и политическими проблемами.

3. Предмет и функции экономической теории. Структура современной экономической науки.

Предмет ЭТ- это производственные отношения по поводу наиболее эффективного использования ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения потребностей человека.

Производственные отношения- это отношения между людьми в процессе производства,распределения,обмена и потребления материальных благ.Выделяют след.функции ЭТ:

 познавательную – объяснение экономической практики.

теоретическую – познание сущности экономических процессов.

методологическую — разработка и уточнение общих и частных приемов исследования. Формирование теоретического фунда­мента для всей экономической науки.

практическую — выработка конкретных рекомендаций по совершенствованию хозяйственного ме­ханизма.

идеологическую — система идеологических ценностей, вырабатываемых и закрепляемых экономической теорией, выступает в качестве важнейшего ориентира при формировании экономического сознания.

Экономическая теория имеет собственную и достаточно сложную внутреннюю структуру. Выделяются три уровня отношений, а значит, и три раздела науки: микроэкономику, макроэкономику и мировое хозяйство.

Микроэкономика – изучает экономические, хозяйственные отношения предприятий,фирм.

Макроэкономика – исследует систему хозяйствования в национальной экономике и мировом хозяйстве.

Интерэкономика исследует важнейшие формы международных экономических отношений, принципы их функционирования и регулирования.

Стадии развития производства. Структура современного производства.

Структура и инфраструктура рыночной экономики. Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике.

Основные научные школы и современные направления развития экономической теории.

Развитие ЭТ прошло долгий путь.

1-ми экономистами можно считать Платона,Аристотеля.Как наука ЭТ зарождается в период становления капитализма (17-18век).Первые школы в истории экон.мысли связаны с меркантилистами и физиократами.

Меркантилизм (15-17века), физиократы-18век. Меркантилисты считали торговлю источником богатства и советовали гос-ву расширять торговлю и накапливать в стране золото.

Физиократы видели богатство в продуктах земли, а источником богатства считали с/хоз-во.

Классическая школа 17век. Заслуга этой школы состоит в перенесении источника богатства из сферы с/х в материальное производство и разработке начал теорий трудовой стоимости.В исследованиях этой школы раскрывалось содержание товаров, денег, з/ты, прибыли и ренты.

Утопический социализм 16-18века. Это учение о коренных преобразованиях и справедливом устройстве общества на социалистических началах.

Марксизм 19век. Маркс продолжил разработку теории трудовой стоимости и основных принципов коммунистического общества.

Неоклассическое направление. 19век. Неоклассики считают,что гос-во должно стимулировать развитие рынка и конкуренции,но не вмешиваться в хоз.деятельность.

Монетаризм сер.50-хгг. 20века. Монетаристы считают денежную массу определяющим фактором хоз.конъюктуры и устанавливают причинную связь между изменениями кол-ва денег и величиной валового продукта.

Кейнсианство 30-е гг. 20века. Это теория гос.регулирования эк-ки.

Современными направлениями являются неоклассическое, уделяющее основное внимание поведению хозяйствующих субъектов и равновесию фирмы и отрасли, и неокейнсианское, рассматривающее национальную экономику в целом, недостатки рыночного регулирования и необходимость государственного вмешательства в экономику. Самое молодое научное направление — институционализм — связывает проблемы экономики с социальными, психологическими, нравственными и политическими проблемами.

3. Предмет и функции экономической теории. Структура современной экономической науки.

Предмет ЭТ- это производственные отношения по поводу наиболее эффективного использования ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения потребностей человека.

Производственные отношения- это отношения между людьми в процессе производства,распределения,обмена и потребления материальных благ.Выделяют след.функции ЭТ:

 познавательную – объяснение экономической практики.

теоретическую – познание сущности экономических процессов.

методологическую — разработка и уточнение общих и частных приемов исследования. Формирование теоретического фунда­мента для всей экономической науки.

практическую — выработка конкретных рекомендаций по совершенствованию хозяйственного ме­ханизма.

идеологическую — система идеологических ценностей, вырабатываемых и закрепляемых экономической теорией, выступает в качестве важнейшего ориентира при формировании экономического сознания.

Экономическая теория имеет собственную и достаточно сложную внутреннюю структуру. Выделяются три уровня отношений, а значит, и три раздела науки: микроэкономику, макроэкономику и мировое хозяйство.

Микроэкономика – изучает экономические, хозяйственные отношения предприятий,фирм.

Макроэкономика – исследует систему хозяйствования в национальной экономике и мировом хозяйстве.

Интерэкономика исследует важнейшие формы международных экономических отношений, принципы их функционирования и регулирования.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/15xc544.html

Становление и развитие экономической теории. Основные научные школы и современные направления развития экономической теории

1.3 Основные научные школы и современные направления развития экономической теории

  1. Становление и развитие экономической теории. Основные научные школы и современные направления развития экономической теории.

В развитии экономической науки условно можно выделить четыре фазы:

фазу до научного развития (до XVIII века),

фазу рождения экономической науки (1750-1870 годы),

фазу открытия и разработки основополагающих теоретических принципов (1870-1930 годы)

фазу современных теоретических исследований и разработок.

Под экономической теорией понимается совокупность экономических принципов предложений и фактов, которые в той или иной степени изменчивы и многообразны в основе типологии которых лежат методы экономического анализа, понимание предмета исследования, задач исследования в общем концептуальном подходе к анализу и разработке экономических проблем современности.

Экономика — это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путём создания и использования необходимых жизненных благ.

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV-III вв.до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения.

Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей Платона, Ксенофонта, Аристотеля можно охарактеризовать как исходные пункты современной экономической науки. Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима стали продолжением экономической мысли Древней Греции.

Экономические школы

Как наука Экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. В этот период начинают зарождаться первые экономические школы.

Меркантилизм

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика.

Различают ранний и поздний меркантилизм.

В основе раннего меркантилизма — увеличение денежного богатства законодательным путём. Англичанин У.Стаффорд считал, что решение многих экономических проблем основывается на запрещении вызова благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности.

Во время позднего меркантилизма считалось, что необходимо продавать больше, чем покупать.

Близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путём внедрения таможенных барьеров.

Наиболее известные представители меркантилизма:

· Томас Мен (1571-1641)

· Антуа де Монкретьен (1575-1621)

Монкретьен ввёл в научный оборот термин политическая экономия.

С выходом в свет его книги «Трактат по политической экономии» (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия.

Появление данного термина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.

Физиократы

Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.

Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали, что источником богатства является труд только в земледелии.

Основными представителями школы являлись:

· Франсуа Кенэ (1694-1774)

· Анн Робер Тюрго (1727-1781)

Классическая школа политэкономики

Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).

Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.

Основная идея в учениях Адама Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен.

Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для учёных-экономистов Запада.

Давид Рикардо продолжил теорию А.Смита немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление; Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.

Экономическая школа утопического и научного коммунизма

Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма.

Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) представлена формированием социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равных труд, всеобщая и полная занятость.

С именем К.Маркса связана попытка людей построить общество без частной собственности, экономику государственного типа, регулируюмую из центра.

Марксистские идеи были глубоко восприняты в России народником Михаилом Бакуниным, теоретиком-экономистом и философом Георгием Плехановым, профессиональным революционером и основателем советского государства Владимиром Ильичом Лениным.

Основная идея экономической школы утопического и научного коммунизма: В процессе труда человек отчуждает результаты своего труда в результате чего стоймостная характеристика резко уменьшается.

Маржинализм

Во второй половине XIX в. была сформулирована теория маржинализма, которая возникла как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое осмысление. Именно маржинализм лежит в основе современного неоклассического направления экономической мысли.

Представителями маржинализма (школы предельного анализа) являются:

· Карл Менгер

· Фридрих Визер

· Леон Вальрас

· Эйген-Бем-Баверк

· Уильям Стэнли Джевонс

Основная идея — использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Стоимость любого блага или товара зависит от его предельной полезности для потребителя.

Например: теория предельной полезности исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребителя при добавлении единицы оцениваемого продукта в отличие от затратной концепции.

Неоклассическая школа

Возникает на основе синтеза идей Давида Рикарда и Маржинализма.

Представители неоклассической школы:

· Альфред Маршал

· Артур Пигун

Экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.

Кейнсианство

Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является Джон Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы . С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Было изучено влияние экономического спроса на поток инвестиций и на формирование национального дохода.

Дж.Кейнс был объявлен «спасителем капитализма», а его теория провозглашена «кейнсианской революцией в политической экономии». Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсенала классической политической экономии А.Смита и Д.Ридардо, а также из экономической теории марксизма.

Главной проблемой, по Кейнсу, является ёмкость рынка, принцип эффективности спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости и предельная эффективность капитала.

Экономическая школа Институционализма

Исследование всех хозяйственных явлений со стороны политических методологических и правовых вопросов.

Характеризуется отходом от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам.

идея современного институционализма — в утверждении не просто возрастающей роли человека как основного экономического ресурсы постиндустриального общества, но и в аргументации вывода об общей переориентации постиндустриальной системы на всесторонне развитие личности, а XXI в. провозглашается столетием человека.

Представители школы институционализма:

· Т.Веблен

· Дж.Коммонс

· У.Митчелл

· Дж.Гэлбрейт

Школа Неоконсерватизма.

Главный принцип: Экономика способна к саморегулированию и основная задача государства это регулирование денежных потоков

Основателем школы неоконсерватизма является Милтон Фридман.

По его мнению микроэкономика изучает крупномасштабные экономические явления, а также те экономические выборы, совершаемые малыми экономическими единицами, такими как домашнее хозяйство, фирмы и экономические рынки.

Существование разнообразных направлений в экономической теории обусловило попытку ряда учёных (П. Самуэльсон, Дж. Хикс и др.) обобщить имеющиеся подходы к анализу экономических процессов. В результате возник неоклассический синтез, для которого характерны расширение и углубление тематики исследований, создание систем, объединяющих, согласующих различные точки зрения, обогащение методологических подходов, инструментов экономического анализа. Одна из особенностей неоклассического синтеза – широкое использование математики в качестве инструмента экономического анализа (методы линейного программирования, теории игр, моделирование и пр.), что позволило уточнить многие положения, расширить горизонты науки, способствовало созданию эконометрики – экономико-статистической школы.

Источник: https://infourok.ru/stanovlenie-i-razvitie-ekonomicheskoy-teorii-osnovnie-nauchnie-shkoli-i-sovremennie-napravleniya-razvitiya-ekonomicheskoy-teorii-1818608.html

1.5. Основные научные школы и современные направления развития экономической теории

1.3 Основные научные школы и современные направления развития экономической теории

Теоретическиепредставления о хозяйственной деятельностиможно найти в трудах мыслителей Древнегомира. Но как наука экономическая теорияначала формироваться вXVI-XVIIвеках, в эпоху первоначального накоплениякапитала.

В период становления капитализма, когда господствующиепозиции в экономике занимал торговыйкапитал, возникло экономическое учение,которое в экономической науке получилоназваниемеркантилизма(отитальянского «mercantez» -купец).

Экономисты – меркантилистыотождествляли богатство с деньгами ивидели источник богатства страны вразвитии внешней торговли. Онирекомендовали правительству поощрятьпродажу товаров и ограничивать ихпокупку за рубежом.

Дальнейшее развитиекапитализма привело к появлению школыфизиократов.Представители этоготечения считали, что богатство создаетсяв сельском хозяйстве, а источником егослужит природа («физио»). В работеоснователя этой школы Франсуа Кенэ«Экономическая таблица»(1758) сделанапервая попытка макроэкономическогоанализа.

В конце XVII– началеXVIIIвековсформироваласьшкола классическойполитэкономии,основоположникамикоторой были У.Петти, А.Смит, Д.Рикардо.У.Петти основу богатства общества виделв развитии производства. Он сделал выводо том, что богатство создается трудом.А.

Смит в книге «Исследования о природеи причинах богатства народов» (1776)систематизировал накопленные к томувремени экономические знания, заложилоснову трудовой теории стоимости. Д.

Рикардо далее развил теорию трудовойстоимости, внес большой вклад в теориюденег, теорию доходов и теориюдифференциальной ренты.

В середине XIXв. К.Маркс создал учение, которое получилоназваниемарксизм.

Он исследовалэкономические законы развития капитализма,создал теорию прибавочной стоимости,на основе которой сделал вывод онеобходимости замены капиталистическогообщества коммунистическим, базирующемсяна общественной собственности насредства производства и плановомуправлении экономикой из единогонароднохозяйственного центра. Основныеположения марксистской концепцииизложены им в первом томе «Капитала»(1867).

Неоклассическоенаправлениевозникло в концеXIX- началеXXвв. Представителиданного направления заложилитеоретико-методологические основысовременной экономической теории. Имисозданы теории: предельной полезности(австрийская школа), частичного равновесия(А. Маршалл, У. Джевонс, А. Курно), общего равновесия (Л.

Вальрас, В. Парето и др.).Особая роль в формировании данногонаправления экономической мыслипринадлежит А.

Маршаллу, в работе которого«Принципы экономической науки» (1890)заложены основы теории рыночнойэкономики, проанализировано взаимодействиеспроса и предложения, а основным объектомисследования вместо стоимости становитсяцена

Новым направлением,сформировавшимся на рубеже XIX-XXвв., сталинституционализм. Егоосновоположники (американские ученыеТ. Веблен, У. Митчелл, Дж.

Коммонс)абстрактным теоретическим исследованиямсвоих предшественников противопоставилианализ реальных форм хозяйственнойдеятельности, развивающихся подвоздействием социальных и политическихинститутов, этических и правовых норм.

Данное направление экономической мыслиотличается большим разнообразиемтеорий.

Во второй половинеХХ в. получили распространение концепции«государства всеобщего благоденствия»,индустриального, постиндустриальногои информационного общества, которыеразрабатывались представителямиинституционально-социальногогонаправления институционализма.

В последнеедесятилетие ХХ в. сложилась экономическаяшкола неоинституционализма. Егопредставители (Г. Беккер, Р. Коуз, Дж.Бьюкенен) теоретический аппаратмикроэкономики используют для изученияполитических, социальных, юридическихи других отношений.

Неоклассическоеучение уступило место кейнсианскомунаправлению, когда в 1930-е гг. появиласьтеория Дж. М. Кейнса, изложенная им вработе «Общая теория занятости, процентаи денег» (1936). В его концепции предложеныметоды макроэкономического анализа иновые инструменты стимулированияразвития общественного производствас целью уменьшения безработицы.

Последователи(неокейсианцы Е. Домар, Р. Харрод, Э.Хансен) разработали теорию темпов ифакторов роста, модели экономическогороста.

В 1950-1960-е гг. основнаячасть ученых кейнсианского направленияпопытались объединить макроэкономическийи неоклассический подходы в исследованииэкономических процессов.

В результатесформировалась теория «неоклассическогосинтеза». Представители даннойконцепции (П. Самуэльсон, Дж.

Хикс) всвоих исследованиях исходят из необходимости сочетания государственногои рыночного регулирования экономики.

В 1970-е годыотодвинутое на второй план неоклассическоенаправление вновь заняло господствующееположение в экономической науке. Кновому неоклассическому направлению(неоклассицизму) относятся теориинеолиберализма, монетаризма и экономикипредложения.

Неолиберализм– экономическое учение, считающеенаилучшей экономической системойсистему, основанную на частнойсобственности, свободном предпринимательствеи свободной конкуренции. Известнымтеоретиком данного направления,выдвинувшим теорию «социальногорыночного хозяйства», был профессорэкономики, политик Л. Эрхард, способствовавшийее воплощению в жизнь в ФРГ.

Монетаризм –теория, основанная на неоклассическомпринципе невмешательства в экономику.Основатель монетаризма М. Фридменравновесие в экономике связывает сравновесием на денежном рынке. Особоевнимание в данной теории уделяетсяконтролю государства за эмиссией денег.

В рамках неоклассицизмав 1980-е гг. возникла теория экономикипредложения. Данная теория открытопротивопоставила свои выводы кейнсианскойтеории эффективного спроса. Сторонникитеории экономики предложения (А.Лаффери др.

) для успешного экономическогоразвития предлагают стимулироватьпредложение основных факторов производства– капитала и рабочей силы, обосновываютнеобходимость снижения общего уровняналогов на доходы предпринимателей изаработную плату работников, использованияльготного налогообложения длястимулирования экономической деятельностипроизводителей.

Источник: https://studfile.net/preview/5403969/page:4/

Refpoeconom
Добавить комментарий