1.2. Предмет экономической теории и ее функции

Предмет, метод и функции экономической теории

1.2. Предмет экономической теории и ее функции

Зарождение экономической науки берет начало в учениях мыслителей древности. Так, древнеиндийские «Законы Ману» (4-3 в. До н.э.) содержат предпосылки к общественному разделению труда, отношениям подчинения и господства. В трудах Конфуция умственный труд является монополией высшего слоя общества, а физический – уделом простолюдинов.

Взгляды на экономику древнегреческих мыслителей Платона, Ксенофонта, Аристотеля выступают исходными пунктами современной экономической теории, поскольку содержат такие важные положения:

  • Полезность – база ценности благ;
  • Стоимость продукта оценивается также трудом;
  • Товарный обмен рассматривается в качестве обмена эквивалентов.

Экономическая теория как наука возникла в 16-18 веках. Данный период характеризуется развитием капитализма, зарождением мануфактуры, развитием общественного разделения труда, формированием внутренних рынков, а также мировой торговли, интенсификацией денежного обращения.

В этом периоде создается меркантилизм, сущность которого заключается в специфическом определении источника богатства.

Меркантилисты решение большинства проблем видели в запрете вывоза ценных металлов, ограничении импортируемой продукции, поощрении деятельности, направленной на приток денег в страну, придерживались идеи активного торгового баланса.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Основоположник классической школы экономической теории – А. Смит. Центральной идеей Смита была идея экономического либерализма, согласно которой вмешательство государства в экономику должно быть минимальным, а рынок саморегулируемым.

Другим направлением экономической теории является марксизм, основоположником которого стал К. Маркс. Основой данного направления было всестороннее изучение закономерностей развития капиталистического общества и концепция социализма как новой экономической системы.

Важнейшими открытиями К. Маркса являются:

  • Положение об общественно-экономических формациях;
  • Теория экономических кризисов и воспроизводства;
  • Определение исторически переходящих характеристик капитализма;
  • Теория о двойственном характере труда, который воплощается в товаре;
  • Теория прибавочной стоимости, определение сути наемного труда, капиталистической эксплуатации;
  • История появления денег.

Во второй половине 19-го века была сформулирована теория маржинализма, в которой экономика представляется в качестве системы взаимосвязанных субъектов хозяйствования и объясняет процессы, основываясь на использовании крайних состояний и величин.

Маржинализм основан на количественном анализе, инструментарием его являются экономико-математические модели и методы.

Экономическая теория на современном этапе характеризуется как синтез маржинализма и классической политэкономии. Выделяются следующие крупные направления:

  • Неоклассицизм;
  • Монетаризм;
  • Кейнсианство;
  • Институционально-социологическое направление.

Данные направления анализируют динамические процессы в экономике, т.е. циклы, инфляцию, занятость, изменения структур экономики и т.д.

Предмет экономической теории

Определение 1

Предметом экономической теории является исследование отношений между субъектами экономики по вопросам производства, обмена, распределения и потребления благ и ресурсов материального характера с целью удовлетворения потребностей.

Людям присущи биологические и социальные потребности. А для удовлетворения данных потребностей необходимо использовать определенные ресурсы: предпринимательские способности, рабочую силу, машины и оборудование, здания и сооружения, природные богатства. Объединение ресурсов, которое осуществляется в процессе производства, является способом производства.

Ограниченные ресурсы не позволяют иметь все, поскольку потребности человека чаще превышают возможности. Экономическая теория призвана отыскать пути эффективного использования ресурсов, имеющихся в ограниченном количестве, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей человека.

Формирование предмета экономической теории происходило в результате развития, эволюции науки, определения и преодоления противоречий среди различных научных школ.

У меркантилистов предметом научного исследования было национальное богатство. Их традицию продолжили физиократы, которые перенесли научные интересы в сельскохозяйственное производство из сферы обращения.

Представителями классической школы предмет экономической теории был расширен до изучения условий производства, накопления капитала, распределения богатства, образуемого во всех промышленных отраслях.

Методы и функции экономической теории

Структура экономической теории включает следующие уровни:

  1. Микроуровень, где рассматривается объект на уровне индивида, предприятия или же рынка, изучается поведение экономических субъектов, т.е. потребителей, производителей и государства;
  2. Макроуровнь, где изучается функционирование национального хозяйства;
  3. Уровень мировой экономики, в рамках которого анализируются объекты, относящиеся к всемирному хозяйству, к примеру, международные связи, торговля, движение капитала и рабочей силы между государствами.

Определение 2

Методы экономической теории – это конкретные инструменты, средства и приемы, которые позволяют изучать те или иные области и аспекты экономики.

В исследованиях экономических процессов выделяется позитивный анализ и нормативный, которые относятся к позитивной и нормативной части экономической теории.

Экономическая теория оперируется универсальными(общими) и частными методами исследования (Рисунок 1).

Рисунок 1. Методы исследования экономической теории. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Экономическая теория выполняет следующие функции:

  • Познавательную, т.е. дает теоретическое объяснение функционированию хозяйства, причинам, природе и последствиям экономических процессов;
  • Прогностическую – формируются научные основы прогнозирования перспектив социально-экономического и научно-технического развития;
  • Практическую – создаются рекомендации, основанные на позитивных знаниях, дается объяснение идеального состояния экономики.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomicheskaya_teoriya/predmet_metod_i_funkcii_ekonomicheskoy_teorii/

Предмет и функции экономической теории

1.2. Предмет экономической теории и ее функции

Предмет экономической теории

Предмет экономической теории как науки в современном понимании определился далеко не сразу и являлся результатом длительного исторического развития. В ходе развития экономической теории как науки менялись и взгляды на ее предмет, причем здесь с известной степенью условности можно выделить три основных этапа (периода):

· экономия – как набор знаний по организации хозяйства;

· политическая экономия – как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы;

· экономикс – как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений. В центре внимания – проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Если рассматривать эволюцию подходов к определению предмета экономической теории в рамках различных научных направлений и школ, то можно увидеть, сколь они разнообразны.

Представители меркантилизма считали предметом экономической науки национальное богатство, которое они отождествляли с деньгами.

Представители классической буржуазной политической экономии и в Англии, и во Франции предметом экономической науки также считали богатство нации, хотя его источник видели в производстве, т.е. предметом их анализа стала сфера производства. Однако в рамках конкретных школ были свои особенности: так, физиократы источником богатства считали только труд в сельском хозяйстве.

Предметом исследования марксистской политической экономии в соответствии с классовым подходом к анализу жизни общества являлись лишь производственные отношения (т.е. отношения производства, распределения, обмена, потребления), которые рассматривались как необходимая сторона общественного производства.

Представители исторической школы определили в качестве предмета экономической науки исследование о повседневной деятельности людей, о национальном или общественном хозяйстве.

Представители австрийской школы и неоклассического направления экономической мысли, активно использовавших методологию маржинализма, предметом экономической науки считали поведение индивидуумов и социальных институтов(фирм, групп, людей и т.д.), путей и способов достижения ими своих целей в условиях ограниченности ресурсов.

Представители кейнсианского направления в качестве предмета экономической теории выделили закономерности функционирования национальной экономики как единого целого, сделав акцент на проблемах выработки и реализации экономической политики государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что в ходе исторического развития экономической науки сформировались различные подходы к пониманию ее предмета.

Очевидно, что многие из них не являются взаимоисключающими, конкретизируют и детализируют уровни и направления исследований.

Со сменой подходов к трактовке предмета экономической науки происходила соответствующая смена ее названия – от экономии к политической экономии, от политической экономии – к экономикс.

Несмотря на множество подходов, в современной западной литературе прослеживается относительное единство мнений по определению предмета экономики (экономической теории) как науки.

В подтверждение этого приведем определения, представленные у П. Самуэльсона и К. Макконнелла и С. Брю.

«Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества». (Самуэльсон П.).

«Предмет экономикс – поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для удовлетворения материальных потребностей». (Макконнелл К., Брю С.).

Таким образом, предметом экономической теории является деятельность людей, использующих ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Функции экономической теории

Экономическая теория выполняет методологическую, практическую,  познавательную, прогностическую, воспитательную и идеологическую функции. 

Методологическая функция экономической теории позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование).

Выражением практической функции экономической теории является разработка экономической политики государства. В целом практическая функция состоит в научном обосновании экономической политики государства, выявлении принципов и методов рационального хозяйствования.

Познавательная функция экономической теории состоит в том, чтобы всесторонне изучить формы экономических явлений и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство. Такое изучение начинается с рассмотрения фактов, массовых экономических данных, поведения хозяйствующих субъектов, что в западной экономической литературе обозначают термином «описательная наука».

Прогностическая функция экономической теории состоит в определении перспектив социально-экономического развития на будущее. Эта функция связана с разработкой перспективных критериев и показателей. Особое значение она имеет при разработке планов и прогнозов развития национальной экономики.

Воспитательная функция экономической теории проявляется в формировании экономического образа мышления.

Также выделяют идеологическую функцию экономической теории, однако надо учитывать, что чрезмерная идеологизация может воспрепятствовать установлению объективных законов экономического  развития.

Источник: http://newinspire.ru/lektsii-po-mikroekonomike/predmet-i-funktsii-ekonomicheskoy-teorii-264

Предмет экономической теории и ее функции

1.2. Предмет экономической теории и ее функции

Общепризнанного определения экономической теории до сих пор нет. Она охватывает такой широкий спектр значений, что при любом кратком определении остаются без внимания какие-либо важные аспекты предмет а. Однако основная проблема экономической теории и практики состоит в разрешении противоречия между безграничными потребностями людей и ограниченными ресурсами.

В широком смысле слова экономическая теория – это наука о закономерностях и факторах экономического роста в пофазной динамике воспроизводства; об использовании ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг и обмена их в целях удовлетворения потребностей; о видах деятельности по производству и обмену, о повседневной деловой жизни людей, связанной с извлечением средств существования; об общественном богатстве.

Структурно экономическая теория включает в себя два раздела: микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономикаизучает поведение отдельных экономических агентов. Ее основоположниками считаются представители маржинализма.

В центре ее анализа – цены отдельных товаров, затраты-издержки, формы и механизмы формирования капитала и функционирования фирмы, механизм ценообразования, мотивация труда. Макроэкономика изучает экономические процессы и явления на уровне государства.

Объект ее исследования – национальный продукт, экономический рост, занятость, инфляция. Макро– и микроэкономика взаимообусловлены и органически взаимодействуют.

Макроэкономика, как и микроэкономика, представляет собой раздел экономическойтеории. В переводе с греческого слово «макро» означает «большой» (соответственно «микро» – «маленький»), а слово «экономика» – «ведение хозяйства» (Шевчук Д.А., Шевчук В.А. Макроэкономика: Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2006).

Таким образом, макроэкономика – это наука, которая изучает поведение экономики в целом или ее крупных совокупностей (агрегатов), при этом экономика рассматривается как единая сложная большая иерархически организованная система, как совокупность экономических процессов и явлений и их показателей (Шевчук Д.А. Макроэкономика: Конспект лекций.

– Ростов-на-дону: Феникс, 2007).

В отличие от микроэкономики, которая изучает экономическое поведение отдельных хозяйствующих субъектов (потребителя или производителя), макроэкономика исследует проблемы, общие для всей экономики, и оперирует совокупными величинами, такими как валовой внутренний продукт, национальный доход, совокупный спрос, совокупное предложение, совокупное потребление, инвестиции, общий уровень цен, уровень безработицы, государственный долг и др.

Определение предмета экономической науки через ограниченность ресурсов, классическая формулировка которого принадлежит Лайонелу Роббинсу (1932 г.), состоит из четырех условий:

1) человек стремится к различным целям;

2) время и средства, находящиеся в его распоряжении, ограничены;

3) они могут быть направлены на достижение альтернативных целей;

4) в каждый момент времени цели обладают разной важностью.

Только все условия, взятые вместе, создают ситуацию выбора.

Основная проблема экономики – выбор направлений и способов использования ограниченных ресурсов.

Отсюда вытекают и три фундаментальные задачи, с которыми сталкиваются отдельные люди и общество в целом в процессе выбора – что, как и для кого производить? В зависимости от способов решения этих задач различают три экономические системы: традиционную, рыночную и командную.

В рыночной экономике система цен определяет: «что», «как» и «для кого». По этой причине микроэкономику часто называют теорией цены (Шевчук Д.А. Микроэкономика: Конспект лекций. – Ростов-на-дону: Феникс, 2007).

Критерием ответа на первый вопрос «Какие потребности наиболее важны и в какой мере они могут быть удовлетворены?» выступает ценность. В рыночной экономике она, наряду с затратами, определяет цену товаров, а сам процесс оценивания производится покупателем.

Большей потребности соответствует готовности платить более высокую цену Таким образом, в хозяйстве устанавливается структура цен, которая отражает относительную ценность различных товаров и услуг для общества в целом.

При изменении предпочтений меняется структура потребительских расходов, как следствие – меняется структура цен, и мы отвечаем на вопрос «Что производить?» по-иному.

Проблему «Как производить?» можно разбить на ряд подвопросов:

1. Как должны распределяться ресурсы между отраслями?

2. Какие именно фирмы (предприятия) должны осуществлять производство в каждой отрасли?

3. Какие комбинации ресурсов (какую технологию) должна применять фирма?

И снова система цен подсказывает нам правильные ответы. Чем более нужен товар, тем выше его цена и выше прибыль от его производства. В свою очередь более прибыльные фирмы готовы больше заплатить за ресурсы.

Происходит регулируемый рынком переток ресурсов из фирм, производящих менее нужные товары, в фирмы, производящие более желанные товары и услуги.

Выбор конкретной технологии определяется уже внутрифирменной целью – произвести товар по возможности дешевле (минимизировать затраты). Этот выбор зависит от цен на факторы производства.

Распределение продукции и ответ на вопрос «Кто должен получить блага?» зависит от распределения доходов между индивидуумами в соответствии с ценами на ресурсы и количеством ресурсов, которыми обладает каждый индивид. Те, кто имеют большие доходы, получают большую долю продукции.

Альтернативные затраты.

При выборе оптимального варианта использования ресурсов «альтернативной стоимостью» сделанного выбора можно назвать самый лучший из вариантов, которыми пришлось пожертвовать.

Например, альтернативная стоимость обучения в институте – заработок студента, если бы он работал.

Важнейшее понятие экономической науки – альтернативные затраты. В литературе в качестве синонимов используются также выражения «затраты упущенных возможностей». «альтернативные издержки», «альтернативная стоимость», «вмененные издержки» и некоторые другие).

Альтернативные затраты текущего использования ресурса – доход от наилучшего из оставшихся альтернативных способов его использования.

«Микроэкономика» в системе экономических дисциплин.

Микро, мезо, макро, мировая (мега).

Следует подчеркнуть, что микроэкономика во многом – абстрактная наука, она не призвана давать ответы на вопросы типа «Как заработать миллион и как его потом лучше потратить?».

Нельзя и сказать, что она полностью отражает реалии хозяйственной жизни или даже стремится к этому, как физика, к примеру, стремится дать целостную физическую картину мира.

Она лишь исследует основные черты функционирования хозяйства, пользуясь при этом различными упрощающими предпосылками и моделями. Одна из важнейших предпосылок – гипотеза о рациональном поведении экономических агентов.

В отличие от других обществениых наук экономический подход к анализу поведения основывается на предположении о действиях индивидуумов исключительно в своих интересах, причем целью этих действий является максимизация полезности.

Методология микроэкономики: постулаты и модели.

Основной метод исследования – исследование объектов не непосредственно, а косвенно, посредством анализа моделей.

В экономической теории используется знаковое моделирование, как правило формулы и графики.

В микроэкономике используются модели оптимизационные (предельная полезность, предельные затраты и др.) и равновесные (рыночное равновесие).

Для описания того, как взаимодействуют цены и факторы, их определяющие, в микроэкономике используются различные модели.

Модели служат для получения выводов из теории и цля предсказания того, как изменения экономических условий приводят к изменению в решениях и к изменению цен и объемов продаваемых и покупаемых благ.

Выводы из экономической модели выражаются в форме гипотез, которые представляют собой утверждения о причинах и следствиях, которые могут быть подтверждены или опровергнуты фактами. Вместе с тем модели – это упрощения и абстракция, не претендующая на зеркальное отражение реальности.

Они должны быть детализированы ровно настолько, чтобы удовлетворять исходной цели, и не более. А основные принципы, взятые от простых моделей, не противоречат принципам действия сложных моделей (Шевчук Д.А. Микроэкономика: Конспект лекций. – Ростов-на-дону: Феникс, 2007).

Экономическая теория выполняет несколько функций. Познавательная функция позволяет раскрывать сущность экономических явлений и способствует формированию экономического мышления.

Благодаря методологической функции экономическая теорияисследует общее (объект в целом), опираясь на общие законы как исходные методологические посылки анализа.

Практическая функция обеспечивает экономическую политику.

Взаимная связь этих функций проявляется во взаимодействии экономической политики, хозяйственной практики и науки, которую отражает схема 1.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_116093_predmet-ekonomicheskoy-teorii-i-ee-funktsii.html

1.2. Предмет экономической теории и ее функции

1.2. Предмет экономической теории и ее функции

Общепризнанногоопределения экономической теории досих пор нет.

В широком смыслеслова

экономическаятеория— это наука о закономерностях и факторахэкономического роста в пофазной динамикевоспроизводства; об использованииограниченных ресурсов для производстватоваров и услуг и обмена их в целяхудовлетворения потребностей; о видахдеятельности по производству и обмену, о повседневной деловой жизни людей,связанной с извлечением средствсуществования; об общественном богатстве.

Структурноэкономическая теория включает в себядва раздела: микроэкономику имакроэкономику.

Микроэкономикаизучаетповедение отдельных экономическихагентов. Ееосновоположниками считаются представителимаржинализма. В центре ее анализа — ценыотдельных товаров, затраты-издержки,формы и механизмы формирования капиталаи функционирования фирмы, механизмценообразования, мотивация труда.

Макроэкономикаизучает экономические процессы и явленияна уровне государства.Объект ее исследования — национальныйпродукт, экономический рост, занятость,инфляция.

Макро- имикроэкономика взаимообусловлены иорганически взаимодействуют.

Экономическаятеория выполняет несколько функций.

Познавательнаяфункцияпозволяетраскрывать сущность экономическихявлений и способствует формированиюэкономического мышления. Благодаряметодологическойфункцииэкономическая теорияисследуетобщее (объект в целом), опираясь на общиезаконы как исходные методологическиепосылки анализа. Практическаяфункцияобеспечивает экономическую политику.

Взаимная связьэтих функций проявляется во взаимодействииэкономической политики, хозяйственнойпрактики и науки, которую отражает схема1.

Схема 1.

Выделение функцийэкономической теории позволяет определитьее место среди других экономическихнаук (схема 2).

Схема 2.

1.3. Основные методы и принципы экономического анализа

Методэтоте приемы и инструменты исследования,которыми располагает методологиякаксамостоятельная наука о методе.

При изученииэкономических процессов и явленийследует говорить о двухаспектах анализа.

Во-первых, этоисследование внутренних процессов науровне микроэкономики. Оно предполагаетиспользование методаустановления минимума или максимумапри определениипредельных величин.

Во-вторых,— аспект рассмотрения внешних связей,характеризующих взаимоотношения агентовпроизводства. Преобладающим здесьвыступает методустановления равновесиякак на уровне макроэкономики, так и науровне микроэкономики .

Связь экономическойтеории и методологии не исчерпываетроли метода исследования, он имеет своиособенные приемы и специфику. Преждевсего этопринципи ему, необходимо рассматривать явленияв развитии. Исследовательский потенциалпринципаисторизмавесьма велик, он включаетсравнительныйисторический метод, единство историческогои логическогои т.д.

К числу способови приемов анализаэкономической действительности относятсяиндукция и дедукция, анализ и синтез.

Индукция-это процесс создания теории из наборанаблюдений. Она обеспечивает переходот частных наблюдений к обобщению.

Дедукция— процесспрогнозирования будущих событий спомощью теории. Она обеспечивает переходот общего к частному.

Анализозначает изучение предмета по частям,т.е. его отдельных сторон и свойств, стем чтобы полученные результаты свестизатем в целое, произвести синтез.

Важнейшим методомэкономической теории является системныйподход,исследующий функциональные связи -прямые и обратные зависимости междупеременными величинами. Его использованиепоказало, что экономические законы икатегории носят не абсолютный, аотносительный характер, что позволяетотойти от односторонности и категоричностисуждений.

Экономическаятеория широко использует математическиеи статистические методы,которые позволяют выявить количественнуюсторону процессов и явлений хозяйственнойжизни, их переход в новое качество.Особое значение для экономическойтеории имеет моделирование, т.е.

формализованное описание экономическогопроцесса или явления, чья структураопределяется объективными свойствамии субъективным целевым характеромисследования.

При построении моделиприменяется методабстракции:сохраняя главные функциональныезависимости переменных экономическихвеличин и не учитывая второстепенные,модель воспроизводит упрощенныеэкономические связи, что позволяетсоздавать сложные теоретические системы.

После построения модели необходимопроверить, насколько она соответствуетреальным экономическим процессам.Модели бывают статические,в которых анализируется экономическаясистема в определенный момент времени,и динамические,являющиеся основой для прогнозированияразвития в будущем.

Различают такжелинейные инелинейные модели.Отличительной чертой нелинейных моделейявляется сложный характер связей,которые невозможно выразить системойлинейных уравнений. Кроме математических(знаковых) моделей в экономическойтеории используются графические модели.

Экономическиепринципы— это обобщения, содержащие в себенесколько неточные количественныеопределения в виде средних данных илистатистических вероятностей.

Среди экономическихпринципов наиболее распространеннымиявляются:

  • допущение «при прочих равных условиях», позволяющее считать все экономические переменные, за исключением тех, которые в данный момент рассматриваются, неизменными;

  • принцип «издержки-выгоды», требующий экономически рационального выбора из целого ряда альтернатив;

  • принцип «после этого, не означает по причине этого», требующий не смешивать в анализе корреляцию (зависимость) с причинностью.

Таким образом,изучение экономических проблем ведетк выявлению и сбору фактов, установлениюпринципов, характеризующих реальноеповедение индивидов и институтов.

Выведение принциповиз фактов и составляет содержаниеэкономической теории, которая необходимадля разработки успешной экономическойполитики (см. схему 3).

Схема 3.

Источник: https://studfile.net/preview/5152509/page:2/

Refpoeconom
Добавить комментарий