1.1. Теория как система научных знаний

1

1.1. Теория как система научных знаний

1.      Научная теория как форма научного знания. Классический и неклассический варианты формирования теории. Функции научного знания.

Теория —наиболее сложная и развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных свя­зей определенной области действительности.

Объектом научной теории являются некоторые закономерные связи действительности. Теория как мысленная конструкция не просто познает эти связи, но и организует их в сис-му.

При этом обычно содержит определенные методы истолкования изучаемой области и предсказания поведения объектов (объяснение). Они формируются в различные классификации.

Сформулированная теория не остается неизменной, она трансформируется как под влиянием эмпирического материала, так и открытия информации, содержащейся в ней самой в скрытом виде. Теории:

1)формализация;

Этот прием заключается в построении абстрактно-матем. моделей. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). (Широко применяется в матем., логике, соврем. лингвистике.

2)аксиоматическая.

Сначала задается набор исходных положений, не требующих доказательств. Потом – вывод из них. Совокупность исходных аксиом и выводов из них образует аксиоматически построенную теорию. Развитие аксиом. метода привело к построению формализованных аксиом. систем.

С помощью его создается абстрактная знаковая модель, кот. интерпретируется на различных системах объектов. 1931г. К.Гедель доказал теорему о принципиальной неполноте достаточно развитых формальных систем. Нельзя всю математику представить как единую аксиом.

систему, что, однако, не исключает аксиоматизацию ее отдельных разделов.

3)гипотетико-дедуктивный (зарождение и проверка новых гипотез).

Развитое теоретическое знание строится не «снизу» за счет индуктивных обобщений научных фактов, а развертывается как бы «сверху» по отношению к эмпирическим данным.

Метод построения знания состоит в том, что сначала создается гипотетическая конструкция, кот. дедуктивно развертывается, образуя систему гипотез, затем система подвергается опытной проверке, в ходе кот. она уточняется и конкретизируется.

В этом и закл. сущность гипотетико-дедуктивного развертывания теории.

Сила любой теории в ее объяснительно-прогностическом потенциале, ее возможности объяснять и прогнозировать. Случаи конкурирования теорий, столкновения старой и новой свидетельствуют о развитии научного познания. Способы построения теории меняются исторически.

Для классической стадии развития науки характерен идеал дедуктивно построенных теорий. Классический вариант формирования развитой теории предполагает теорию, отражающую системы закрытого типа. Идеал такой теории — ньютонианская физика. Описательные теории ориентированы на упорядочивание и систематизацию эмпирического материала.

Математические теории, использующие математический формализм, при развертывании своего содержания предполагают формальные операции со знаками математизированного языка, выражающего параметры объекта.

«Закрытые» теории имеют определенный и ограниченный набор исходных утверждений, все остальные утверждения должны быть получены из исходных непротиворечивым путем посредством применения правил вывода.

Неклассический вариант формирования теории ориентируется на открытые системы и такие разновидности сложных объектов, как статистические, кибернетические, саморазвивающиеся системы.

Теория как открытая система содержит в себе механизмы своего развития, запускаемые как посредством знаково-символических операций, так и благодаря введению различных гипотетических допущений.

Существует путь мысленного эксперимента с идеализированными объектами, который в значительной мере обеспечивает приращение содержания теории.

По своей структуре научная теория представляет собой систему первоначальных, исходных понятий и основных законов, из которых с помощью определения могут быть образованы все другие ее понятия, а из основных законов логически выведены остальные законы.

Но в таком виде теория появляется в результате трудного поиска сначала простейших эмпирических законов, а затем теоретических законов меньшей степени общности. Только в конце исследования приходят к фундаментальным теоретическим законам.

Поэтому создание теории как определенной системы единого, целостного научного знания является делом значительно более сложным и трудным, чем разработка и проверка отдельной гипотезы или закона. Ведь в состав законченной теории входят системы понятий, суждений, законов и вспомогательных допущений.

Гипотезы общего характера, хорошо подтвержденные и надежно обоснованные, впоследствии становятся законами, и поэтому включаются в состав теории. Таким образом, в своей завершенной форме теория представляет собой единую, целостную систему знания, элементы которой — понятия, обобщения, аксиомы и законы — связываются определенными логическими отношениями.

Знание – результат познавательной деятельности, которое может оцениваться как истинное или ложное, обладает непреходящей истинностью, может быть логически или фактически обосновано и допускает эмпирическую или практическую проверку.

Знание может быть обыденным и научным. Обыденное знание опирается на здравый смысл и повседневный опыт человека, поэтому носит фрагментарный характер. Научное знание отличается систематичностью.

В настоящее время общепризнанно, что научное знание характеризуется непротиворечивостью, эмпирической проверяемостью, логической или эмпирической обоснованностью. Концепции, не обладающие перечисленными характеристиками, выводятся за рамки научного знания.

Научное знание разделяется на эмпирическое и теоретическое. Первое бывает получено в результате эмпирических методов познания (наблюдение, эксперимент и др.

) применимых к чувственно воспринимаемым объектам, второе относится к изучению идеализированных, абстрактных объектов с целью выявления существенных, закономерных связей

Источник: http://frikes.narod.ru/fil/54.htm

Теория как система научных знаний

1.1. Теория как система научных знаний

Теория– это система основных положений, идейкакой-либо отрасли науки, в которойобобщается опыт, практика и отражаютсяобъективные закономерности окружающегомира.

Следовательно, теория, в отличиеот гипотезы – не вероятное, а достоверноезнание и не просто достоверное, адостоверное знание объективных законови других существенных связейдействительности.

Теория – это такаяформа познания, которая в процессестановления и развития объединяет вседругие формы в единое целое.

Основным, наиболееважным элементом любой научной теорииявляется принцип,связывающий все другие элементы теориив единое целое.

В структуре теориизначительное место занимают законы,открытые наукой в данной областидействительности. В состав теории входятзаконы различной степени общности.Принцип и законы составляют ядро научнойтеории.

Особое место в составе теориизанимают категориикак данной науки, так и философскиекатегории.

В состав теориивходят также в обобщённом виде накопленныеи проверенные факты.Теория содержит в себе определённыеформулы,теоремы.И, наконец, она может включать в себяопределённые предположения,гипотезы.Такова в общих чертах структура научнойтеории.

Являясь высшейформой выражения научных знаний, теорияобладает целым рядом важных функций.Обычно выделяют две основные функциитеории: объяснительнуюи предсказательную.

Научная теорияразвивается под воздействием различныхстимулов, которые могут быть внешними(противоречие теории и опыта) и внутренними(обнаруженные в составе теории нерешённыезадачи). Развитие теории осуществляетсяв трёх формах:

1) интенсификационнаяформа (когда идёт углубление знания безизменения области применения теории);

2) экстенсификационная(расширение области применения теориибез существенного изменения еёсодержания);

3)экстенсификационно-интенсификационная(комбинированная).

В развитии теориимогут быть выделены два относительносамостоятельных этапа – эволюционный,когда теория сохраняет свою качественнуюопределённость и революционный,когда осуществляется ломка её основных,исходных начал и методологии (фактическиэто создание новой теории).

Вопросы к семинарским занятиям по логике

Семинарскоезанятие «Предмет и значение логики»

  1. Материальная действительность и процесс её познания.

  2. Законы логики и законы других специальных наук.

  3. Логика формальная и логика диалектическая.

Термины, которыенеобходимо запомнить: логическоеподлежащее, предикат, логическая форма,формальная логика, диалектическаялогика.

Семинарскоезанятие «Понятие»

  1. Сущность понятия, виды понятий.

  2. Отношения между понятиями.

  3. Логические действия над понятиями.

Термины, которыенеобходимо запомнить: понятие,содержание понятия, объем понятия, кругиЭйлера, обобщениепонятий, ограничение понятий, дефиниция,номинальное определение, реальноеопределение, дихотомическое деление.

Семинарскоезанятие «Суждения»

  1. Общая характеристика суждения. Простые суждения.

  2. Сложные суждения, их характеристика, виды.

  3. Логические отношения между суждениями.

Термины, которыенеобходимо запомнить:конъюнкция,дизъюнкция, импликация, эквиваленция,предикат, субконтрарность, контрарность,контрадикторность, логический квадрат.

Семинарскоезанятие «Основныезаконы логики»

  1. Понятие логического закона.

  2. Закон тождества.

  3. Закон непротиворечия.

  4. Закон исключённого третьего.

  5. Закон достаточного основания.

Термины, которыенеобходимо запомнить: доказательность,логический закон, тождество, законтождества, закон непротиворечия, законисключённого третьего, закон достаточногооснования.

Семинарскоезанятие «Умозаключение»

  1. Понятие умозаключения и его виды.

  2. Дедуктивные умозаключения. Выводы из простых суждений.

  3. Дедуктивные умозаключения. Выводы из сложных суждений. Другие виды дедуктивных выводов.

  4. Индуктивные умозаключения.

  5. Аналогия.

Термины, которыенеобходимо запомнить:дедуктивные умозаключения, индуктивныеумозаключения, умозаключения по аналогии,силлогизм, энтимема, сорит, эпихейрема.

Семинарскоезанятие «Логические основы теорииаргументации»

  1. Понятие доказательства и его структура.

  2. Опровержение.

  3. Правила доказательства и опровержения.

Термины, которыенеобходимо запомнить:тезис, аргумент, демонстрация.

Контрольныевопросы и задания для самопроверки

«Логическаякультура мышления»

Вариант №1

  1. Впишите понятия, которые характеризуют следующие определения.

А. Мысль в которойчто-либо утверждается или отрицаетсяо предмете, свойстве или отношенииназывается …

Б. Формой мысли, вкоторой из двух или более сужденийвыводится новое суждение называется….

В. Формой мысли,которая отражает предметы в их существенныхпризнаках называется …..

  1. Выберите вариант правильного ответа:

Кто из философовсчитается родоначальником традиционнойлогики?

А.Зенон

В.Лейбниц

С.Платон

D.Аристотель

Е.Гегель

  1. Соотнесите каждое из следующих высказываний с его логической формой (ответ в виде комбинаций цифр и букв):

  1. Некоторые вещества не вступают в химические реакции.

  2. Часть студентов успешно выступили на олимпиаде.

  3. Знаете ли вы логику?

А.S- P C.S — P E.Логической формы не имеет.

B. Ξ S — P D.Ξ S – P

  1. Выберите вариант правильного ответа:

В простомкатегорическом силлогизме среднийтермин входит:

А.В обе посылки и в заключение.

В.Только в одну из посылок.

С.Только в заключение.

D.Только в обе посылки.

Е.В одну из посылок и заключение.

  1. Выберите вариант правильного ответа:

Силлогизм: Всестуденты данной группы сдали сессию.

Ни один, сдавшийсессию, не отчислен.

Ни один студентданной группы не отчислен.

Построен по:

А.Iфигуре C.IIIфигуре

B.II фигуре D.IVфигуре

Источник: https://studfile.net/preview/5591711/page:36/

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/3-76105.html

Тема 3.4. Теория- как форма научного знания. Структура и типология теорий

1.1. Теория как система научных знаний

Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Например, классическая механика Ньютона, эволюционная теория Ч. Дарвина, тория относительбности Эйнштейна, теория самоорганизующихся целостных систем (синергетика) и др.

Эйнштейн считал, что любая научная теория должна отвечать следующим критериям:

а) не противоречить данным опыта, фактам;

б) быть проверяемой на имеющемся опытном материале;

в) отличаться «естественностью», т.е. «логической простотой» основных понятий и основных соотношений между ними;

г) содержать наиболее определенные утверждения: это означает, что из двух теорий с одинаково «простыми» основными положениями, следует предпочесть ту, которая сильнее ограничивает возможные априорные качества систем;

д) не являться логически произвольно выбранной среди приблизительно равноценных и аналогично построенных теорий (в таком случае она представляется наиболее ценной);

е) отличаться изяществом и красотой, гармоничностью;

ж) характеризоваться многообразием предметов, которые она связывает в целостную систему абстракций;

з) иметь широкую область своего применения с учетом того, что в рамках применимости ее основных понятий она никогда не будет опровергнута; и) указывать путь создания новой, более общей теории, в рамках которой она сама остается предельным случаем.

Любая теоретическая система, как показал К. Поппер, должна удовлетворять двум основным требованиям:

а) непротиворечивости (т.е. не нарушать соответствующий закон формальной логики) и фальсифицируемости — опровержимости,

б) опытной экспериментальной проверяемости.

Истинная теория должна, во-первых, соответствовать всем реальным фактам, а во-вторых, следствия теории должны удовлетворять требованиям практики.

Любая теория – это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций.

В современной методологии науки выделяют следующие основные элементы структуры теории:

1) исходные основания – фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п.;

2) идеализированный объект – абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютно черное тело», «идеальный газ» и т.п.);

3) логика теории – совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания;

4) философские установки, социокультурные и ценностные факторы;

5) совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами.

Например, в физических теориях можно выделить две основные части: формальные исчисления (математические уравнения, логические символы, правила и др.) и содержательную интерпретацию (категории, законы, принципы). Единство содержательного и формального аспектов теории – один из источников ее совершенствования и развития.

Методологически важную роль в формировании теории играет идеализированный объект, построение которого – необходимый этап создания любой теории, осуществляемый в специфических для разных областей знания формах. Этот объект выступает не только как мысленная модель определенного фрагмента реальности, но и содержит в себе конкретную программу исследования, которая реализуется в построении теории.

Эйнштейн отмечал, что «теория преследует две цели:

1. охватить по возможности все явления в их взаимосвязи (полнота);

2. добиваться этого, взяв за основу как можно меньше логически взаимно связанных логических понятий и произвольно установленных соотношений между ними (основных законов и аксиом).

Многообразию форм идеализации и соответственно типов идеализированных объектов соответствует и многообразие типов теорий, которые могут быть классифицированы по разным основаниям.

В зависимости от этого могут быть выделены теории: описательные, математические, дедуктивные и индуктивные, фундаментальные и прикладные, формальные и содержательные, «открытые» и «закрытые», объясняющие и описывающие (феноменологические), физические, химические, социологические, психологические и т. д.

Для современной (постнеклассической) науки характерны усиливающаяся математизация ее теорий и возрастающий уровень их абстрактности и сложности.

В настоящее время важнейшим инструментом НТП становится математическое моделирование.

Его сущность – замена исходного объекта соответствующей математической моделью и в дальнейшем ее изучение, экспериментирование с нею на ЭВМ и с помощью вычислительных алгоритмов.

Общая структура теории специфически выражается в разных типах теорий. Так, математические теории характеризуются высокой степенью абстрактности. Большое значение во всех построениях математики имеет дедукция. Доминирующую роль в построении математических теорий играют аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы, а также формализация.

Многие математические теории возникают за счет комбинации, синтеза нескольких основных, или порождающих, структур.

Потребности науки (в том числе и самой математики) привели в последнее время к появлению целого ряда новых математических дисциплин: теория графов, теория игр, теория информации, дискретная математика, теория оптимального управления и др.

Теории опытных (эмпирических) наук – физики, химии, биологии, социологии, истории – по глубине проникновения в сущность изучаемых явлений можно разделить на два больших класса: феноменологические и нефеноменологические.

Феноменологические (их называют также описательными, эмпирическими) описывают наблюдаемые в опыте свойства предметов и процессов, но не вникают глубоко в их внутренние механизмы (например, геометрическая оптика, термодинамика, многие педагогические, психологические и социологические теории и др.).

Такие теории не анализируют природу исследуемых явлений и поэтому феноменологические теории решают, прежде всего, задачу упорядочивания и первичного обобщения относящихся к ним фактов.

Они формулируются в обычных естественных языках с привлечением специальной терминологии соответствующей области знания и имеют по преимуществу качественный характер.

С феноменологическими теориями исследователи сталкиваются, как правило, на первых ступенях развития какой-нибудь науки, когда происходит накопление, систематизация и обобщение эмпирического материала. Такие теории – вполне закономерное явление в процессе научного познания.

С развитием научного познания теории феноменологического типа уступают место нефеноменологическим (их называют также объясняющими). Они не только отображают связи между явлениями и их свойствами, но и раскрывают глубинный внутренний механизм изучаемых явлений и процессов, их необходимые взаимосвязи, существенные отношения, т.е. их законы (такова, например, физическая оптика и ряд других теорий). Феноменологические теории благодаря своей простоте легче поддаются логическому анализу, формализации и математической обработке, чем нефеноменологические.

Одним из важных критериев, по которому можно классифицировать теории, является точность предсказаний. По этому критерию можно выделить два больших класса теорий. К первому из них относятся теории, в которых предсказание имеет достоверный характер (напр.

, многие теории классической механики, классической физики и химии). В теориях второго класса предсказание имеет вероятностный характер, который обусловливается совокупным действием большого числа случайных факторов. Такого рода стохастические (от греч.

– догадка) теории встречаются не только в современен ной физике но и в большом количестве в биологии и социально-гуманитарных науках в силу специфики и сложности самого объекта их исследования.

Важнейшим методом построения и развития теорий (особенно нефеноменологических) является метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Эйнштейн различал в физике два основных типа теорий – конструктивные и фундаментальные. Большинство физических теорий, по его мнению, является конструктивными, т.е.

их задачей является построение картины сложных явлений на основе некоторых относительно простых предположений (такова, напр., кинетическая теория газов).

Исходным пунктом и основой фундаментальных теорий являются не гипотетические положения, а эмпирически найденные общие свойства явлений, принципы, из которых следуют математически сформулированные критерии, имеющие всеобщую применимость (такова теория относительности).

В фундаментальных теориях используется не синтетический, а аналитический метод. К достоинствам конструктивных теорий Эйнштейн относил их законченность, гибкость и ясность. Достоинствами фундаментальных теорий он считал их логическое совершенство и надежность исходных положений.

Специфическую структуру имеют теории социально-гуманитарных наук. Так, в современной социологии со времени работ крупного американского социолога Роберта Мертона (т.е. с нач. 20 в.) принято выделять три уровня предметного изучения социальных явлений и соответственно три типа теорий.

Первый – общая социологическая теория («общая социология»), дающая абстрактно-обобщенный анализ социальной реальности в ее целостности, сущности и истории развития; на этом уровне познания фиксируется структура и общие закономерности функционирования и развития социальной реальности. При этом теоретическим и методологическим базисом общей социологической теории выступает социальная философия.

Второй уровень предметного рассмотрения – частные («среднего ранга») социологические теории, имеющие своим теоретическим и методологическим базисом общую социологию и дающие описание и анализ социально особенного. В зависимости от своеобразия своих объектов исследования частные теории оказываются представленными двумя относительно самостоятельными классами частных теорий – специальными и отраслевыми теориями.

Третий уровень — специальные теории исследуют сущность, структуру, общие закономерности функционирования и развития объектов (процессов, общностей, институтов) собственно социальной сферы общественной жизни, понимая последнюю как относительно самостоятельную область общественной деятельности, ответственную за непосредственное воспроизводство человека и личности. Таковы социологии пола, возраста, этничности, семьи, города, образования и т. д. Каждая из них, исследуя особый класс социальных явлений, выступает прежде всего как общая теория этого класса явлений. Отраслевые теории исследуют социальные (в указанном выше смысле этого термина) аспекты классов явлений, принадлежащие к другим сферам общественной жизни – экономической, политической, культурной. Таковы социологии труда, политики, культуры, организации, управления и т. д. В отличие от специальных теорий отраслевые не являются общими теориями данных классов явлений, ибо исследуют лишь один из аспектов их проявления – социальный. Для отраслевых теорий характерен «стыковочный» характер их исследовательской практики.

В онтологическом плане все социологические теории подразделяют на три основных разновидности:

1) теории социальной динамики (или теории социальной эволюции, развития);

2) теории социального действия;

3) теории социального взаимодействия.

Таким образом, теория имеет следующие основные особенности:

1. Теория – это не отдельные взятые достоверные научные положения, а их совокупность, целостная органическая развивающаяся система. Объединение знания в теорию производится, прежде всего, самим предметом исследования, его закономерностями.

2. Не всякая совокупность положений об изучаемом предмете является теорией. Чтобы превратиться в теорию, знание должно достигнуть в своем развитии определенной степени зрелости. А именно – когда оно не просто описывает определенную совокупность фактов, но и объясняет их, т.е. когда знание вскрывает причины и закономерности явлений.

3. Для теории обязательным является обоснование, доказательство входящих в нее положений: если нет обоснований, нет и теории.

4. Теоретическое знание должно стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений, к непрерывному углублению знаний о них.

5. Характер теории определяет степень обоснованности ее определяющего начала, отражающего фундаментальную закономерность данного предмета.

6. Структура научных теорий содержательно «определена системной организацией идеализированных (абстрактных) объектов (теоретических конструктов). Высказывания теоретического языка непосредственно формулируются относительно теоретических конструктов и лишь опосредованно, благодаря их отношениям к внеязыковой реальности, описывают эту реальность».

7. Теория – это не только готовое, ставшее знание, но и процесс его получения, поэтому она не является «голым результатом», а должна рассматриваться вместе со своим возникновением и развитием.

К числу основных функций теории можно отнести следующие:

1. Синтетическая функция – объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему.

2. Объяснительная функция – выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития, и т.п.

3. Методологическая функция – на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности.

4. Предсказательная – функция предвидения. На основании теоретических представлений о «наличном» состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т. д. Предсказание о будущем состоянии явлений (в отличие от тех, которые существуют, но пока не выявлены) называют научным предвидением.

5. Практическая функция. Конечное предназначение любой теории – быть воплощенной в практику, быть «руководством к действию» по изменению реальной действительности. Поэтому вполне справедливо утверждение о том, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.

Как считает К. Поппер, важную роль при выборе теорий играет степень их проверяемости: чем она выше, тем больше шансов выбрать хорошую и надежную теорию.

Согласно Попперу, та теория более предпочтительна, которая: а) сообщает наибольшее количество информации, т.е.

имеет более глубокое содержание; б) является логически более строгой; в) обладает большей объяснительной и предсказательной силой; г) может быть более точно проверена посредством сравнения предсказанных фактов с наблюдениями.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/9_172444_tema--teoriya--kak-forma-nauchnogo-znaniya-struktura-i-tipologiya-teoriy.html

Refpoeconom
Добавить комментарий