1.1. Предмет и метод исследования экономических процессов

1. Предмет экономической теории. Методы исследования и анализа экономических процессов

1.1. Предмет и метод исследования экономических процессов

1. Научные школы – о предметеэкономической теории. Теоретическиеисследования в экономике А. Монкретьенв 1516 г. определил какполитическуюэкономию, А. Маршалл в 1890 г.

 –какэкономикс, а в современнойРоссии она приобрела названиеэкономическойтеории.

Большинство ученых считают,что речь идет не о разных науках, а оспецифике взглядов на предмет и содержаниеобщей универсальной теоретическойэкономики.

Экономическая теория – это универсальнаянаука, изучающая экономические явленияи процессы, функционирование хозяйства,экономические отношения, основанныена логике, историческом опыте итеоретических концепциях.

Хозяйственные процессы экономическаянаука рассматривает на двух уровнях.Это:

а) микроэкономика– разделэкономической теории, в котороманализируются экономические процессыу отдельных хозяйственных субъектов ивырабатываются рекомендации производителями потребителям благ.

б) макроэкономика– разделэкономической теории, изучающий сферунационального хозяйства в целом ивырабатывающий методы борьбы с инфляцией,безработицей, экономическим спадом идругими проблемами.

Также иногда выделяют интерэкономику(мировую экономику), которая характеризуетзакономерности возникновения и развитиямирового хозяйства, рассматриваетэкономические отношения в мировомсообществе.

Основным предметомисследованияэкономической науки является противоречиемеждубезграничнымипотребностямииограниченнымиресурсами. Решениепротиворечия видится, главным образом,в эффективной организации хозяйства.

2. Функции экономической теории. Экономическая теория – общественнаянаука (наряду с философией, историей,юриспруденцией и др.), призваннаяобъяснить людям принципы их экономическогобытия. При этом она выполняет четырефункции: познавательную, практическую,методологическую, идеологическую.

Познавательная функция выражаетсяв изучении и объяснении сути экономическихпроцессов.

Выработка нового знания помогаетпредвидеть будущее состояние экономики,что, в свою очередь, требует усилий попреобразованию действительности.

Эту роль выполняет практическаяфункция экономической теории.Практическая функция выступает в формеразработки принципов и методоврационального хозяйствования, научногообоснования экономической стратегиипроведения реформ экономической жизни.

Практическая функция экономическойтеории тесно связана с экономическойполитикой. Принцип связи: «идеи –решения».

Экономическая политика– этоцеленаправленная система мер государствапо регулированию хозяйства.

Методологическая функция выражаетсяв том, что экономическая теория являетсятеоретическим фундаментом для целойгруппы наук:

– отраслевых (экономика строительства,промышленности, сельского хозяйства ит. д.);

– функциональных (бухгалтерскийучет, финансы, маркетинг и др.);

– межотраслевых (статистика,эконометрика, экономическая история,демография и т. д.).

3. Применяемые методы. Экономическаятеория вооружает данный комплекс наукобщими подходами и взглядами нахозяйственные процессы, действующие вних законы развития, при этом вырабатываетрекомендации по применению целого рядаприемов в изучении объектов. Существуюткак общенаучные, так и специальныеметоды.

Общенаучные методы:

– научной абстракции;

– анализа и синтеза;

– исторического и логическогоподхода;

– индукции и дедукции;

– метафизический;

– диалектический.

Специальные методы:

– эконометрический;

– позитивный и нормативный;

– экономического эксперимента;

– идеологический.

Экономическая теория разрабатываетсяконкретными людьми, которыми движутмотивы, часто не совпадающие с интересамидругих людей. Поэтому экономическаятеория неизбежно привносит в оценкухозяйственной жизни идеологическийоттенок в части справедливости,эффективности, рациональностиэкономических отношений, сложившихсяв обществе.

4. Научный аппарат.Применениеразличных методов в экономической наукеобеспечивается с помощью научногоаппарата.

Научный аппаратсоставляютвспомогательные приемы и средства, спомощью которых исследуется экономика:

– гипотезы – непроверенныепредварительные выводы о состоянииэкономики;

– экономико-математические модели,т. е. абстрактные, упрощенныепредставления об экономических процессахи их взаимодействии в виде математическихформул и уравнений;

– графики – наглядное пространственноеизображение зависимости между двумя(и более) экономическими переменными.

Экономическая модель– этоупрощенное изображение экономическойдействительности, позволяющее выделитьнаиболее главное в сжатой компактнойформе.

Это привело к появлению множестваметодов исследования экономическойтеории:

метод научной абстракции– отвлечениев процессе познания от внешних явлений,не экономических сторон, выделениеболее глубокой сущности предмета илиэкономического явления;

метод функционального анализа–используется зависимость функция-аргументдля проведения экономического анализаи выведения заключений;

метод графических изображений–позволяет оценить соотношение междуразличными экономическими показателями,их поведение под влиянием изучаемойэкономической ситуации;

метод сравнительного анализа–сопоставление частных и обобщающихпоказателей с целью выявления наилучшегорезультата.

Источник: https://studfile.net/preview/5786726/page:2/

Методы исследования экономических процессов

1.1. Предмет и метод исследования экономических процессов

В экономике, как в науке, так и в учебном курсе обязательно присутствует методология. Методология – это наука о методах, учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

В экономике как науке используются самые различные формы и способы научного познания, в том числе наблюдения; обработка полученного материала посредством синтеза и анализа; индукции и дедукции; системного подхода; разработка гипотез и их проверка; проведение экспериментов; разработка моделей в логических и математических формах.

Методы экономической науки – совокупность способов и приёмов познания экономических отношений и воспроизведение их в системе категорий и законов.

Рассматривая закономерности изменения экономических процессов, экономическая теория использует методы экономико-математического моделирования (изучение процессов и явлений ни непосредственно, а через вспомогательные объекты), появившегося в XX в.

В экономической науке широко используются методы научной абстракции, анализа и синтеза, системный подход, методы моделирования (прежде всего графический, математический и компьютерного моделирования).

Метод научной абстракции (абстрагирование) состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных деталей и выделении сущности предмета или явления.

В результате этих допущений возможно выработать, например, научные понятия, выражающие наиболее общие свойства и связи явлений действительности — категории.

Так, абстрагируясь от бесчисленных различий во внешних свойствах производимых в мире миллионов различных товаров, мы объединяем их в одну экономическую категорию — товар, фиксируя то главное, что объединяет различные товары, — это продукция, предназначенная для продажи.

Метод анализа и синтеза предполагает изучение явления как по частям (анализ), так и в целом (синтез).

Например, изучая главные свойства денег (деньги как мера стоимости, как средство обращения, платежа, сбережения), мы можем на этой основе попробовать сложить их вместе, обобщить (синтезировать) и сделать вывод, что деньги — особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Сочетая анализ и синтез, мы обеспечиваем системный (комплексный) подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.

Широко используются также индукция и дедукция.

Индукция – это процесс создания теории из набора наблюдений. Посредством индукции обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам.

Дедукцияпроцесс прогнозирования будущих событий с помощью теории. Дедукция делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

Важнейшим методом эк. теории является системный подход, исследующий функциональные связи – прямые и обратные зависимости между переменными величинами. Его использование показало, что эк. законы и категории носят не абсолютный, а относительный характер, что позволяет отойти от односторонности и категоричности суждений.

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Модель в экономике даёт упрощённую картину реальности, позволяет сделать обобщения и предположения в абстрактной форме (графической, математической).

Моделирование, т.е. построение моделей, отражает главные экономические показатели (данные, переменные) исследуемых объектов и связи между ними (их взаимосвязи).

Если в модели есть только самое общее описание показателей и их взаимосвязей, то это текстовая модель.

Если этим показателям и связям задаются количественные значения, то на базе текстовой модели можно построить графическую, математическую и компьютерную модели, отражающие, как меняются показатели (данные, переменные).

Модели делятся на статические и динамические.

Статические модели — предназначены для изучения явления в определённый момент времени.

Динамические модели – модель иллюстрирует изменение изучаемого явления в течение определённого периода.

Экономико-математическое моделирование, являясь одним из системных методов исследования, позволяет определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и результаты влияния на ход изменений, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов.

Также используется графический метод – предполагает использование графиков, таблиц для иллюстрации изображений.

Графический метод (метод графического моделирования) основан на построении моделей с помощью различных рисунков — графиков, диаграмм, схем. Взаимозависимость экономических показателей особенно хорошо демонстрируют графики — изображения зависимости между двумя и более переменными.

Зависимость может быть линейной (т.е. постоянной), тогда график представляет собой прямую линию, расположенную под углом между двумя осями — вертикальной (ее обычно обозначают буквой У) и горизонтальной (Х).

Если линия графика идет слева направо по нисходящей, то между двумя переменными существует обратная связь (так, по мере снижения цен на товар обычно растет объем его продажи — рис. 1,а).

Если линия графика идет по восходящей, то связь прямая (так, по мере роста издержек производства товара обычно растут цены на него — рис. 1,6). Зависимость может быть нелинейной (т.е.

изменяющейся), тогда график приобретает форму кривой линии (так, по мере уменьшения инфляции безработица имеет тенденцию к увеличению — кривая Филлипса, рис.1,в).

Рис. 1. Основные виды графиков: а — график обратной линейной зависимости; б — график прямой линейной зависимости; в — график нелинейной зависимости

В рамках графического подхода широко применяются диаграммы — рисунки, показывающие соотношение между показателями. Они могут быть круговыми, столбиковыми и др. (рис. 2).

Рис. 2. Примеры диаграмм: а — круговая; б — столбиковая

Схемы наглядно, графически демонстрируют показатели моделей и их взаимосвязи. Примером могут быть схемы хозяйственного кругооборота (см. рис. 4.1 и 4.2).

Метод математического моделирования основывается на описании экономического явления формализованным языком с помощью математических инструментов: функций, уравнений, неравенств и т.д.

При этом экономико-математические модели позволяют не просто формализовать экономическое явление, но и выявить его особенности.

Например, в соответствии с так называемой формулой Фишера потребность экономики в деньгах выражается уравнением: MV = РТ, где М — объем денежной массы; v — скорость обращения денег; Р — общий уровень цен на товары; Т— объем текущих сделок купли-продажи товаров и услуг в стране. Отсюда следует, что ,

M = P × T ÷ V

т.е. объем денежной массы зависит не только от общего уровня цен в стране и объема совершаемых в ней сделок, но и от скорости обращения денег. Если далее преобразовать формулу Фишера:

P = M × V ÷ T

то можно сделать вывод, что уровень цен в стране зависит от объема денежной массы и скорости обращения денег, а также объема текущих сделок купли-продажи товаров и услуг.

Метод компьютерного моделирования основывается на экономико-математических моделях и используется прежде всего в тех случаях, когда моделируемое экономическое явление описываете сложной системой уравнений.

При изучении экономической жизни возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты. Но, конечно же, не всегда можно спрогнозировать их вероятные результаты. Экономический эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего критического изменения (Р. Оуэн, П. Ж. Прудон).

Вопрос 4

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_38064_metodi-issledovaniya-ekonomicheskih-protsessov.html

1.1. Предмет, функции и методы экономики. Взаимосвязь экономики и

1.1. Предмет и метод исследования экономических процессов
Слово «экономика» греческого происхождения (о1копош1ке— «искусство домохозяйства»), оно означает «законы хозяйствования». В целом под термином «экономика» понимают хозяйство, в широком смысле этого слова — науку о хозяйстве и хозяйствовании, а также отношениях между людьми в процессе хозяйствования.

Экономика, как и любая учебная дисциплина, имеет свой предмет изучения.

Во-первых, экономика—это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества в целом созданием необходимых благ (экономика отрасли, региональная экономика (района, края, области, страны), мировая экономика).

Во-вторых, экономика — это совокупность экономических (производственных) отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.

В-третьих, экономика — это наука о выборе наиболее эффективных (рациональных) способов удовлетворения безграничных потребностей людей ограниченными экономическими ресурсами.

Существуют и другие определения предмета экономики, но общепризнанным в последние годы считается следующее. Экономика — это наука об оптимальном, эффективном использовании редких, ограниченных экономических ресурсов с целью удовлетворения безграничных и постоянно меняющихся потребностей людей, фирмы и общества в целом.

Экономика выполняет методологическую, научно-познавательную, критическую и практическую функции.

Методологическая функция. Многие ученые-экономисты утверждают, что экономическая теория представляет собой не только учение, но и метод.

Экономическая наука в методологическом плане учит, что надо делать и чего делать не следует, помогает нам понимать окружающую хозяйственную жизнь, оценивать пользу одних явлений и вред других; учит новым способам познания экономических явлений, позволяет предвидеть некоторые последствия наших практических действий.

Научно-познавательная функция экономики состоит в том, чтобы всесторонне изучать экономические процессы и явления производственной деятельности хозяйства, процессы произ-водства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, без которых существование человеческого общест-ва невозможно. На основе теоретических обобщений реальных факторов хозяйственной жизни научно-познавательная функция экономики позволяет открыть законы, по которым развивается человеческое общество.

Критическая функция состоит в том, чтобы дать объективную критическую или позитивную оценку экономическим явлениям и процессам различных форм хозяйствования. В реальной жизни мы имеем дело с самыми различными формами хозяйствования, одни из них более эффективны, другие менее эффективны, а третьи убыточны.

Практическая (рекомендательная), или прикладная, функ-ция состоит в том, что на основании позитивной оценки эконо-мических явлений и процессов экономика дает рекомендации руководителям государства, фирмы, любому другому хозяйст-вующему субъекту в своих конкретных делах руководствоваться ее принципами и методами рационального хозяйствования. Эта функция тесно связана с экономической политикой государства, она разрабатывает социально-экономические программы страны, составляет научные прогнозы развития тех или иных процессов в экономике.

https://www.youtube.com/watch?v=oSNS6wilDHk

Исследуя экономические процессы и явления общества, экономика использует определенную совокупность методов познания.

Метод научной абстракции выделяет главное в объекте исследования при отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного. Результат научной абстракции — выработка новых научных категорий (понятий), выражающих существенные стороны исследуемых объектов, а также выявление экономических закономерностей.

Исторический метод. Экономические явления и процессы изучаются в той последовательности, в какой они возникли в самой жизни, развивались, совершенствовались и какими стали в настоящее время.

Логический метод позволяет правильно применять законы мыслительной деятельности, обосновывающие правила перехода от одних суждений к другим и делать обоснованные выводы, глубже понимать причинно-следственные связи, складывающиеся между процессами и явлениями реальной экономической жизни.

Метод анализа и синтеза.

Анализ — это метод познания, предполагающий разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей, например анализ показателя себестоимости по элементам затрат (сырье, зарплата, энергоресурсы и т.д.).

Синтез — это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое, например опре-деление показателя себестоимости продукции (как сумма всех затрат).

Метод индукции и дедукции. Индукция — это движение исследования от отдельных, частных факторов к общим выводам, обобщениям. Исследование начинается с изучения фактов.

Анализируя, систематизируя, обобщая факты, исследователь приходит к выводу, фиксирующему наличие определенных зависимостей между экономическими явлениями. Дедукция — это выдвижение гипотез и последующая их проверка на фактах.

Гипотеза — предположение о существовании определенной зависимости между экономическими явлениями и процессами, она обычно рождается на основе каких-то несистематических наблюдений, практического опыта, интуиции, логических рассуждений.

Экономико-математическое моделирование с применением компьютерных технологий способствует построению экономических моделей, отражает главные экономические по-казатели исследуемых объектов и взаимосвязи между ними. Такие модели позволяют выявить особенности и закономерности экономических явлений и процессов.

Графический метод отражает экономические процессы и явления с помощью различных схем, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.

Экономические эксперименты — это искусственное создание экономических процессов и явлений в определенных условиях, приближенных к хозяйственной деятельности, с целью их изучения и дальнейшего практического применения.

Между экономикой и правом существует тесная взаимосвязь, особенно при создании ряда моделей, которые должны быть в национальной и мировой экономике. Чтобы решить данную задачу, необходимо законодательно обеспечить данную социально- экономическую систему нормативно-правовыми актами.

Так, для развития рыночной экономики государство должно, как минимум, законодательно обеспечить: 1) гарантии частной собственности вообще и права частных

предпринимателей в частности;

проведение соответствующей государственной налогово- бюджетной, кредитно-денежной и валютной политики;

защиту экономических прав работников и неработающих граждан.

В современных условиях необходимо принять международ-ные правовые акты и привести национального законодательства в соответствие с ними.

Источник: https://knigi.news/ekonomika/predmet-funktsii-metodyi-ekonomiki-vzaimosvyaz-27787.html

В.1. Предмет и метод экономики

1.1. Предмет и метод исследования экономических процессов

Экономика для Юристов-15

Изучение экономической теории должно привить молодым людям ощущение ответственности за судьбы своей страны.

Н.Г. Мэнкью

Введение

ЭКОНОМИКА КАК НАУКА

Студенты всех специальностей всех высших учебных заведе­ний во всех странах изучают экономику. Учебные дисциплины мо­гут быть разные — «политическая экономия», «экономикс», «эко­номическая теория», «экономика», но основное содержание соот­ветствующих курсов одинаково — это теоретические основы экономической жизни общества.

Основным доводом в пользу изучения всеми теоретических ос­нов экономики является то, что экономика исследует проблемы, которые касаются всех людей без исключения. Все люди вовле­чены в сферу экономической жизни (они трудятся, получают дохо­ды, совершают покупки, платят налоги и т.п.).

Всякий человек рано или поздно задается вопросами: от чего зависит заработная плата, почему растут цены, почему в одной стране уровень жизни выше, чем в другой, что выгоднее — работать по найму или орга­низовать собственное дело, положить деньги в банк или купить ак­ции, и вообще, что такое деньги?

Как писал автор всемирно известного учебника «Экономика», лауреат Нобелевской премии П. Самуэльсон, «для человека, кото­рый систематически не изучал экономическую теорию, представ­ляет огромную трудность не только дать ответ на эти вопросы, но даже сама попытка обдумать их как следует. Он подобен глухому, пытающемуся дать свою оценку музыкальному произведению».

Изучение экономики, экономических теорий и методов эко­номического анализа создает целостное представление об эконо­мической жизни общества, формирует экономический образ мыш­ления, необходимый для понимания сути разнообразных эконо­мических процессов и явлений.

В.1. Предмет и метод экономики

Начиная систематическое изучение курса, необходимо прежде всего выяснить, что такое экономика, каковы ее предмет, функ­ции, как экономика связана с другими общественными науками; какими методами пользуются экономисты при проведении эконо­мического анализа; в чем особенность экономических показате­лей, характеризующих те или иные экономические процессы и яв­ления.

Слово «экономика» — греческого происхождения (ойкос — хо­зяйство, номос — закон). Оно означает «законы хозяйствования».

Сегодня термин «экономика» используется в двух основных значе­ниях: во-первых, как синоним слова «хозяйство» (экономика стра­ны, региона, предприятия и т.п.) и, во-вторых, как название науки о хозяйствовании.

Согласно современному пониманию, экономика— это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безгра­ничных потребностей людей ограниченными ресурсами.

Следует отметить, что такое понимание предмета экономики сложилось в ходе длительного исторического развития экономики как науки.

Как и всякая наука, экономика выполняет прежде всего позна­вательнуюфункцию — она теоретически объясняет, как функцио­нирует хозяйство, в чем суть, причины, последствия экономичес­ких процессов (как банки создают деньги, в чем суть инфляции, как предложение влияет на цены и т.п.).

Вторая функция экономики — практическая(рекомендатель­ная). На основе позитивных знаний экономика дает рекоменда­ции, предлагает варианты действий для хозяйственной практики и экономической политики, проводимой государством.

Экономичес­кая политика(совокупность мер, направленных на достижение ос­новных экономических целей) не должна быть волюнтаристской (волевой), в основе её должны лежать теоретические выводы и по­ложения, вырабатываемые экономической наукой.

Экономика — сложная, многоуровневая система, поэтому в за­висимости от объекта исследования экономическая наука подраз­деляется на две большие области:

• микроэкономика— раздел экономической науки, который исследует поведение отдельных экономических субъектов — покупателей, фирм; анализирует механизм функционирова­ния отдельных рынков, способы распределение ограничен­ных ресурсов, процесс формирования доходов и т.п.;

макроэкономика— раздел экономической науки, который изучает функционирование экономики страны в целом, та­кие общие явления и процессы, как темпы роста нацио­нального производства, инфляция, безработица, бюджет­ный дефицит, государственный долг, методы государствен­ного регулирования и т.п.

Несмотря на различия в акцентах, микро- и макроэкономика являются частями одной науки. Одни и те же концепции и теории используются при микро- и макроанализе, одни и те же проблемы могут рассматриваться на разных уровнях.

Экономикаобщественная наука.Она изучает определенную сторону жизни общества и как таковая тесно связана с другими об­щественными науками: историей, социологией, политологией, юриспруденцией и т.д.

Связь экономики и юриспруденции обус­ловлена тем, что в хозяйственной жизни общества экономические и правовые отношения тесно переплетаются.

Экономика не может нормально функционировать без соответствующей правовой осно­вы — совокупности норм, регулирующих деятельность хозяйствую­щих субъектов как на микро-, так и на макроуровне.

В то же время сама необходимость в соответствующих правовых нормах порождает­ся изменениями, происходящими в экономической жизни общества. Экономика — историческая наука;она постоянно развивается, способствуя углублению знаний об экономической стороне жизни общества.

Поскольку экономика изучает важнейшую (материальную) сторону развития общества, она являетсяосновой для большин­ства других общественных наук.

Экономическая наука — это един­ственная отрасль социальных исследований, за достижения в кото­рой присуждается Нобелевская премия.

Изучая, как функционирует хозяйство, и выдвигая требова­ния, как оно должно функционировать, экономика как наука ис­пользует определенные методы исследования(метод — это путь, способ исследования каких-либо явлений).

Как же экономика изу­чает свой предмет? При анализе экономических явлений пользу­ются такими методами исследования, как научная абстракция, анализ и синтез, индукция и дедукция, выдвижение и проверка ги­потез, функциональный анализ, моделирование, экспериментиро­вание и др. Остановимся на некоторых из этих методов подробнее.

Метод научной абстракции.Его суть — очищение исследуемого предмета от частного, случайного, преходящего и выделение сущ­ностного, постоянного, типичного. Результатом научной абстрак­ции являются:

категории и понятия, выражающие сущностные стороны
исследуемых объектов (цена, прибыль, рента и т.п.);

экономические законы (принципы), отражающие постоян­ные, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи между экономическими явлениями. Например, закон спроса: повышение цены (причина) ведет к снижению спроса (следствие).

Функциональный анализ.Установление зависимостей и взаимо­связей между экономическими явлениями и процессами, при ко­торых одни факторы рассматриваются как данные, независимые (экзогенные), а другие как зависимые (эндогенные), производные от первых.

При изучении зависимости, например инвестиционно­го спроса от уровня банковского процента, процент рассматрива­ется как независимая переменная (аргумент), а инвестиции — как зависимая (функция).

В экономике широко используется метод графических изобра­жений,позволяющий наглядно изобразить те или иные экономи­ческие зависимости.

Экономико-математическое моделированиесегодня весьма распространенный метод исследования экономических проблем, который позволяет выявить причины, закономерности, послед­ствия тех или иных экономических процессов и явлений.

Моделипредставляют собой упрощенное описание реальности, абстракт­ное обобщение посредством уравнений и графиков, описывающих взаимосвязи экономических переменных. Модели, игнорируя мно­гочисленные второстепенные детали, усложняющие выявление экономических связей, закономерностей, позволяют лучше пони­мать и описывать экономическую практику.

Математическое моделирование в экономике достаточно сложно, так как экономика — многомерная система, характер фун­кционирования и развития которой носит в значительной мере стохастический (вероятностный) характер и находится под воздей­ствием множества внешних факторов.

Экономисты в своих исследованиях часто используют допуще­ние «при прочих равных условиях», т.е. допускают, что все другие пере­менные, за исключением тех, которые в данный момент исследуют­ся, неизменны.

Такой метод упрощает процесс анализа исследуемой связи. Например, при изучении влияния изменения дохода на ры­ночный спрос мы принимаем как неизменные цены данного и со­пряженных товаров, вкусы, число покупателей на рынке и т.п.

Экспериментирование — это искусственное воспроизведение экономических явлений и процессов с целью их изучения. Экспе­риментирование в экономике, в принципе, возможно, но должно использоваться очень осторожно; эксперименты не должны на­сильственным образом ломать естественные экономические про­цессы, «втискивать» реальную экономическую жизнь в рамки ис­кусственных конструкций.

Какими бы методами ни пользовались экономисты в своих ис­следованиях, практика, экономическая действительность являют­ся критерием верности тех или иных выводов, положений эконо­мической теории. Если можно сказать, что «это верно в теории, но не на практике», это значит, что неверно то или иное теоретичес­кое положение, тот или иной вывод.

Источник: https://poisk-ru.ru/s10283t4.html

Лекция 1. Предмет и метод экономической теории

1.1. Предмет и метод исследования экономических процессов

Курс лекций представлен 37 темами. Каждая тема содержит минимум информации, позволяющей получить реальный объем знаний, в соответствии с требованиями стандарта. В тексте курсивом выделяются основные понятия, дефиниции подлежащие усвоению.

Представленные таблицы, графики, диаграммы наглядно демонстрируют сущность, структуру и содержание процессов и явлений.

Описание формул позволит сформировать первичные представления о практической стороне вопроса и успешно применять теоретические знания в практической деятельности.

лекционного материала знакомит с основными идеями, понятиями, теориями и подходами в экономической теории. Основополагающими принципами в построении лекционного материала являются комплексность, систематичность, последовательность.

Лекционный материал

Слово экономика имеет древнегреческое происхождение (ecos – дом, nomos – закон). Отсюда следует, что первоначальное содержание термина «Экономика» — управление домом, хозяйством.

«Экономическая теория, — говорил выдающийся английский экономист первой половины XX в. Дж. Кейнс, — не есть набор уже готовых рекомендаций, применяемых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления».

Согласимся, что далеко не всем нужны знания по экономике.

Шахтер в забое, металлург у плавильной печи, астроном, изучающий солнечную активность, могут безболезненно обойтись без знания экономической теории в своем рабочем процессе.

Человеческий мозг имеет ограниченную вместимость. Каждый стремиться экономить свое ограниченное время и использовать его для накопления профессиональных знаний и отдыха.

В то же время мы должны признать, что с экономическими вопросами и проблемами соприкасаются практически все.

Домохозяйка рассчитывает, как прожить на зарплату мужа, накормить и приодеть детей; шахтер озабочен недостаточным заработком и выдвигает свои требования шахтовладельцам или правительству; инженер пытается выяснить, нельзя ли где-то подработать дополнительно; бизнесмен озабочен спадом производства и повышением ставок за кредит и налогов; владелец акций в панике с падением их курса и т.д.

Управленцы предприятия любого уровня обязаны глубоко и систематически изучать рыночную конъюнктуру, проводить тщательный экономический анализ состояния дел на предприятии.

Экономическая политика государства, если она не опирается на экономическую теорию, неизбежно заведет общество в тупик, к кризису, а в конечном счете — к социальному взрыву.

Практическое значение науки состоит в накоплении знаний, знание ведет к предвидению, а предвидение — к действию.

Большинство взаимодействий в обществе направляется и координируется определенными правилами, правилами игры. В экономическом поведении обширную и важную часть правил образуют права собственности. Экономическая теория пытается объяснить социальные явления, механизм взаимодействия и позволяет предвидеть направленность в экономическом поведении людей.

Экономическая наука – это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление.

Методология экономической теории

Методология— это наука о методах. Современная экономичес­кая теория имеет в своем арсенале обширный набор методов науч­ного познания экономической жизни:

1) общенаучные методы познания: исследование экономических процессов в разви­тии и взаимосвязи, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, разгра­ничение сущности и явления, причин и следствий, движение мыс­ли от конкретного к абстрактному и наоборот, и др.

2) адекватные методы изучения и классификации досто­верных и репрезентативных фактов, их анализ и синтез, очищение от случайного и несущественного.

3)метод функционального анализа переменных экономических величин, за­висящих от других переменных. Эти величины обозначаются стан­дартными буквенными символами латинского алфавита.

Наглядное изображение взаимоотношений экономических величин дает гра­фическая форма. Она использует декартову систему координат, пред­ставляющую собой две взаимно перпендикулярные оси: ординат и абсцисс.

Зависимости двух величин будет отражать некоторая кри­вая.

4) метод экономико-математических моделей позволяет уви­деть причины, ход и следствия экономических процессов, делает возможным их прогнозирование.

5) экономико-статистические методы используют такие величины, как объем выпуска, продаж, доходы, другие показатели хозяйственной единицы.

Напомним, что методы, содержание и результаты исследований имеют позитивную и нормативную стороны.

Позитивная исследует экономические отношения и явления та­кими, какие они есть в действительности. В отличие от этого нормативный подход содержит оценки и требования, имеющие поли­тические, идеологические и иные внеэкономические наслоения.

Источник: https://studopedia.su/4_6720_lektsiya--predmet-i-metod-ekonomicheskoy-teorii.html

Refpoeconom
Добавить комментарий