1.1. О содержании переходной экономики

Переходная экономика

1.1. О содержании переходной экономики

Определение 1

Переходная экономика — экономика, осуществляющая переход из одного состояния в другое, в процессе которого происходит радикальное преобразование всей социально-экономической системы, трансформируются отношения собственности, институты и инструменты управления, цели и средства экономического развития. Применительно к России и другим постсоветским (постсоциалистическим) государствам переходная экономика соответствует переходу от централизованно управляемой советской экономики к рыночной экономике.

В современной классической экономической теории изучается рыночная экономика как устойчивая, упорядоченная и равновесная система, которая находится в состоянии поступательного развития.

В конце $XX$ века, в период перехода индустриального общества в постиндустриальное, сформировалась новая наука транзитология, которая изучает теоретические основы экономических трансформаций. Таким образом, транзитология — это наука об экономике переходного периода. Предметом этой науки являются проблемные вопросы трансформации системы хозяйствования.

Субъектом же исследований транзитологии является экономическая система конкретной страны (или стран) которая находится в переходном состоянии, от одного качественного уровня к другому.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Рисунок 1.

Особенность переходной экономики в том, что, по сути, одновременно экономическая система имеет характерные черты сразу двух, зачастую диаметрально противоположных, систем. Эти особенности переходной экономики делают ее нечто большим, нежели процесс реформирования некоторых частей и элементов, это процесс смены всей существующей системы экономических отношений.

Классификация переходных процессов по характеру и типу

В процессе анализа истории экономических процессов выявилось, что в процессе развития существует несколько типов переходных экономик, отличающихся друг от друга по масштабам, а также по характеристике протекания процессов.

По масштабу принято разделять экономические процессы на:

По данной классификации локальная переходная экономика существует в некотором отдельном районе, регионе или отдельно взятой стране.

В своей основе локальная экономика переходного периода содержит конкретные экономические процессы, которые присущи данному региону, и делающие экономику данного региона уникальной и отличительной от экономики других стран и регионов.

В плане масштаба локальная переходная экономика является экономикой исходного типа.

Под глобальной переходной экономикой подразумевают всеобщий процесс изменений, протекающий в масштабах мирового хозяйства или даже всей цивилизации, как правило, специалисты разделяют восточную и западную цивилизации.

Естественно, что глобальные процессы по определению не возможны без включения в них локальных экономических изменений, именно благодаря этим локальным изменениям и происходят масштабные подвижки глобального характера.

Однако глобальные процессы могут развиваться и вследствие неких глобальных факторов, как, например, глобальное разделение труда. Глобальные изменения процессы всегда имели место быть на протяжении существования человеческого общества.

Для примера можно взять процесс разделения человеческой цивилизации на западную и восточную цивилизации в $I$ тысячелетии до нашей эры. На данном этапе развития нашего общества существуют все предпосылки к тому, что вскоре произойдёт объединение этих двух цивилизаций.

По тому, как протекают процессы, также выделяются два типа переходной экономики:

  • естественно-эволюционная;
  • и реформаторско-революционная.

Первый тип происходит при естественном ходе истории, второй — при возникновении в обществе, зачастую в случае революционных кардинальных процессов, программ и направлений развития общества, в том числе и в сфере экономики. Одним из примеров второго типа переходной экономики можно считать опыт воплощения в жизнь программы Л. Эрхарда в Германии после окончания Второй Мировой Войны.

Некоторые экономические школы считают, что в чистом виде эти типы переходной экономики встречаются весьма редко. В большинстве случаев имеет место их переплетение, по сути, это и есть переходная система экономики.

Совершенно очевидно, что любая реформа будет ускорять (или замедлять) ход естественной экономической эволюции.

В качестве примера можно рассмотреть реформу $1861$ года в России, которая была направлена на ускорение перехода от традиционного уклада в экономике к экономике нового капиталистического, то есть рыночного типа.

Логичным продолжением этих реформ можно рассматривать реформы Столыпина. По сути, эти реформы в экономической плоскости можно сравнивать с социально-политическими революциями, которые произошли в России.

Замечание 1

Конец $XX$ века ознаменовался массовым переходом от административно-командной экономической системы к рыночной во многих странах мира. В целом способы осуществления этих переходов можно разделить на два типа.

Это переход путем создания специальных экономических институтов (это сделали Китай, а также Венгрия в Европе), или же путь «шоковой» терапии (этот тип характерен для большинства стран Восточной Европы, в том числе и для России).

Классическую форму такого перехода продемонстрировала Польша $90$-х годов.

Главные особенности переходной экономики

Переходная экономика — это нормальное эволюционное состояние экономической системы, когда экономика работает в период перехода от одной ступени эволюции общества к другой, часто это период экономических, политических и социальных изменений. Исходя из этого, черты переходной экономики отличают ее от «обычной» экономической системы. Среди этих специфических особенностей можно выделить:

  • Заторможенность (инерционность) процесса воспроизведения.
  • Развитие новых форм, элементов и экономических институтов.

Зачастую эти особенности определяются как главные проблемы переходной экономики.

Первая особенность (инерционность) объясняется тем, что из-за постоянного оглядывания на предыдущий этап не возможна быстрая, как бы этого не хотелось, замена экономических форм и отношений новыми.

Именно этим явлением объясняется сохранение на достаточно большом промежутке времени пережитков старых экономических взаимоотношений.

Основные черты характерные для переходной экономики

В экономической теории выделяют основные черты переходной экономики, их как минимум пять.

  1. Изменчивость.

    Экономика переходного периода отличается своей изменчивостью, которая нарушает равновесие. Данная черта присуща для любого типа переходной экономики, обеспечивает как динамизм развития процесса, так и неопределённость перспектив процесса развития экономической системы.

  2. Смешение нового и старого.

    Особенности переходной экономики проявляются в переплетении новых и старых форм ведения хозяйства являются лакмусовой бумажкой на то, что процесс действительно начат, он идёт и по мнению многих специалистов свидетельствует о необратимости процесса.

  3. Альтернативность.

    Является фактором многовариантности развития событий и свидетельствует о возможности выбора наиболее благоприятного варианта развития.

  4. Противоречивость.

    Эта особенность касается не столько функционирования экономики, сколько возникающих противоречий между слоями общества и стоящими за ними субъектами хозяйствования. Обострение противоречий насколько сильно, что это может привести к революционным потрясениям и социальным катаклизмам.

  5. Историчность.

    Экономика переходного периода сама по себе носит исторический характер, который, несомненно, зависит от особенностей региона. Это значит, что одни и те же закономерности протекания экономических процессов проявляются в каждой стране по-разному.

Совершенно очевидно, что при формировании программ экономического развития следует учитывать основные черты переходной экономики, с целью недопущения возможных ошибок и просчётов.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/perehodnaya_ekonomika/

переходной экономики

1.1. О содержании переходной экономики

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………………………….3

1.  переходной экономики: общее и особенное………………………….5

1.1.Переходная экономика как объект экономической теории (основные черты переходной экономики)………………………………………………………………….5

1.2. Особенности функционирования, закономерности и тенденции развития переходной экономики………………………………………………………………….9

1.3. Типы переходной экономики……………………………………………………..13

Заключение………………………………………………………………………………18

Список использованной литературы………………………………………………….20                              

ВВЕДЕНИЕ 

     Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.

     Неэффективность функционирования административно-командной системы обусловлена по крайней мере двумя существенными предпосылками. Во-первых, негибкостью, неспособностью этой системы быстро адаптироваться к экономическим переменам.

Формальное существование товарно-денежных отношений подрывало здоровую конкуренцию производителей, а централизованное, директивное планирование подавляло хозяйственную инициативу. Во-вторых, для командной экономики характерна низкая производительность труда.

Плановый характер управления экономикой, показавший свои позитивные черты в первые годы советской власти, в дальнейшем, по мере усложнения экономики, начал давать сбои и в итоге оказался неспособным эффективно реализовать достижения НТР.

В результате страны с плановой экономикой резко отстали от стран с развитой рыночной экономикой в техническом и технологическом отношениях. Все это и обусловило необходимость реформирования административно-командной экономики, ее преобразования в рыночную.

     Становление современной рыночной экономики — дело довольно сложное, поскольку предстоит коренным образом трансформировать сложившуюся на протяжении десятилетий административно-командную систему.

Рыночная система функционирует на принципиально иных механизмах экономического развития, чем административно-командная, поэтому сформировать ее в сжатые сроки невозможно.

Нельзя быстро изменить сложившуюся социально-экономическую структуру общества и преобразовать отношения собственности, создать рыночную структуру и соответствующую нормативно-правовую базу, сформировать, наконец, новое мировоззрение у субъектов хозяйствования.

                                                                              3

     Следовательно, переход от одной социально-экономической системы к другой — весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития.

С одной стороны, это процесс постепенного «подрыва» коренных социально-экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в ее недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми.

С другой стороны, постепенно в экономике будет происходить развитие и усиление отношений и элементов современного рыночного хозяйства и ослабление отношений и элементов административно-командной системы.

Таким образом, процесс становления современной рыночной экономики требует довольно продолжительного периода времени, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая система или переходная экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем. Переходная экономика характеризует как бы «промежуточное» состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.

     Цель работы — изучить содержание переходной экономики и основные черты переходной экономики.

     Задачи работы – рассмотреть содержание и основные черты переходной экономики, особенности функционирования, закономерности и тенденции развития переходной экономики и типы переходной экономики.

     Выбранная мной тема достаточно актуальна, т.к. процесс перехода к рынку еще не завершен, но часть экономики уже является рыночной.      

                                                                              4

1.  СОДЕРЖАНИЕ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ:

ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

    1. Переходная экономика как объект экономической теории

(основные черты переходной экономики)

     Объективные предпосылки признания ступенчатого характера переходных этапов общественной эволюции, признания значительным количеством ученых в истории науки, что означает признание исторического характера развития экономики в её диалектике.

Эта непрерывность, включает в себя постоянное совершенствование средств труда, технологии, организационных форм производства и самого человека как главной производительной силы и субъекта общественных отношений.

Она предполагает постепенность становления каждой исторической ступени и означает, что экономика в обществе не прекращает своего функционирования ни в период зарождения каждой новой ступени, ни в период ее нисходящего движения.

Переходная экономика по своей природе есть особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует именно в период перехода общества от одной исторической ступени к другой, она характеризует как бы «промежуточное» состояние общества, переломную эпоху, эпоху экономических, политических и социальных преобразований. Отсюда и особый характер переходной экономики, отличающей ее от «обычной» экономики той или другой ступени.

     Экономическое развитие общества неизбежно связано с переходами экономики из одного состояния в другое. Общим для всех переходных экономических отношений и состояний экономики является то, что на период перехода они соединяют в себе некоторые черты и свойства прежних и новых экономических моделей.

Эти переходы могут носить и локальный, и всеобщий характер. Изменения первого рода постоянно происходят на наших глазах — изменяется форма собственности предприятий, за последние годы появились совершенно новые формы доходов, изменяются отношения между людьми по поводу собственности на жилье и т. д.

И ранее, в прежней системе, постоянно происходили подобные изменения. В качестве примера можно привести изменения, которые претерпевал социалистический хозяйственный расчет как метод хозяйствования предприятий, когда вводились новые показатели их деятельности и оценки, новые формы оплаты труда и т. п.

Постоянно происходящие локальные изменения свойственны любой развивающейся экономике.

     От локальных изменений в экономике следует отличать всеобщие изменения, которые характеризуют переход всей системы экономических отношений в новое качество, когда преобразуются основные свойства и исходные отношения системы или формируется новая экономическая система вместо прежней.

В последнем случае имеет место переход от одной экономической и общественно-политической системы к другой, качественно отличной системе. История знает много примеров подобного рода.

Феодальная система отношений в течение нескольких веков мучительно, через ряд социальных революций, преобразовывалась в капиталистическую, основанную на новых отношениях собственности, когда на место личной зависимости пришли система личной свободы производителей, гражданское общество.

Переход от прежней системы к социалистической в России также носил характер всеобъемлющего переворота в экономике и других сферах общества.

     Основные черты переходной экономики как особенного ее состояния по сравнению с состоянием той или другой, но определенной ступени обусловлены в целом характером изменений в этот период. Если для каждой системы, или органической эпохи, по Сен-Симону, это прежде всего есть изменения функционирования, то для переходной экономики это по преимуществу есть изменения развития.

     Отсюда первая черта – характерная неустойчивость переходной экономики.

Во всякой системе в процессе ее функционирования постоянно происходят различные изменения, но они выступают как своеобразное средство реализации цели, свойственной данной экономике, средство приведения ее именно в устойчивое, равновесное состояние.

Ярким примером подобного механизма может служить картина циклического развития капиталистической экономики. На это специально обращает внимание Н. Кондратьев (1892-1938). Характеризуя учение физиократов, классическую школу, в том числе школу Маркса, и др.

он относит их к статическим теориям в том смысле, что они исходят из концепции равновесия рассматриваемой ими системы. Что касается маржиналистского направления, то оно поставило проблему равновесия в центр анализа. Переходная экономика характерна изменениями иного порядка.

Они не просто временно нарушают устойчивость системы, с тем чтобы через другие изменения система вернулась в равновесное устойчивое состояние. Изменения развития в переходной экономике носят «безвозвратный» характер. Они призваны усиливать неустойчивость существующей системы, с тем чтобы в итоге она постепенно уступила свое место другой экономической системе.

     Вторая черта, вытекающая из первой, – альтернативный характер развития переходной экономики. Это означает, что итоги развития переходной экономики могут быть вариантны. Это вытекает из природы переходной экономики, в которой перемешаны элементы старого и нового состояний, а также из многообразия факторов, воздействующих на процесс развития в этот период.

Альтернативный характер перехода крайне важно иметь в виду, особенно в случаях, когда общество имеет возможность оказать то или иное влияние на процесс перехода, с тем чтобы попытаться обеспечить наиболее благоприятный для него вариант. Речь идет именно об альтернативах развития, т.е.

переходная экономика со всеми своими изменениями обязательно должна перерасти в какое-то другое, но новое состояние.

     Третья черта – появление и функционирование особых переходных экономических форм. В этом также проявляется «смешанность» старого и нового в этот период.

Переходная форма, неся в себе «смешанное» содержание, уже выражает противоречие с традиционными системными формами, служит своеобразным сигналом о процессе умирания прежней системы.

Такова, например, форма денежной феодальной ренты, которая и в качественном и в количественном отношениях не отвечает содержанию феодальных отношений личной зависимости.

     Четвертая черта – особый характер противоречий в переходной экономике. Это противоречия не функционирования, а развития, т. е. нового и старого, противоречия различных, стоящих за теми и другими субъектами отношений, слоев общества.

Изменения, на которые направлена переходная эпоха, в экономическом аспекте всегда носят революционный характер: речь идет о смене экономических систем. Но и в социально-политическом плане переходные эпохи часто сопровождаются столь резким обострением противоречий, что связаны с революциями и социально-политическими преобразованиями.

Переходность эпохи (ее неустойчивость, неопределенность), очевидное обострение социальных противоречий получают неоднозначное отражение в экономической науке.

     Пятая черта – историчность переходной экономики. Эта историчность связана с двумя обстоятельствами. Во-первых, с историческим характером условий переходной экономики. Одно дело, когда общество переходит от традиционной к индустриальной рыночной экономике, другое – современные переходные процессы.

В этих случаях различны и исходные состояния, и конечные результаты, и противоречия в обществе, поскольку различны и его экономический строй, и социальная структура, и т.д. Во-вторых, историчность переходной экономики зависит от особенностей региона, а также и от отдельной страны.

К примеру, неодинаково переходные процессы протекают в условиях восточной или западной цивилизации, зависят они от конкретного уровня развития каждой страны.

Все это означает, что даже известные, общие для переходной экономики закономерности должны получать разные формы проявления в различных условиях, поэтому специальный анализ переходной экономики не дает конкретных моделей, которые можно было бы применить при любых обстоятельствах.

     Внимание науки к этим процессам означает и некоторые особенности их теоретического отражения в виде определенной абстрактной схемы, или научной системы категорий.

Решение такой задачи связано с созданием теории переходной экономики, которая оказывается частной теорией в рамках общей теории (политической экономии).

Поэтому и предмет исследования в теории переходной экономики являются экономические отношения людей.

Источник: https://www.stud24.ru/economics/soderzhanie-perehodnoj-jekonomiki/86531-265490-page1.html

11.1. и задачи переходной экономики России

1.1. О содержании переходной экономики

11.1. и задачи переходной экономики России

   Современная переходная экономика России — это переход от «чистой» экономической системы к смешанной. Этот переход носит всеобщий, системный характер, поскольку полностью изменяются все элементы экономической системы и важнейшие институты общества, т.е. весь общественный строй. Прежняя, социалистическая экономическая система имела только огосударствленные социалистические отношения.

И негосударственные формы собственности — колхозная и кооперативная, по сути, тоже были огосударствлены. Это проявлялось в регулировании государством воспроизводства во всех типах и формах хозяйств.   переходной экономики России в значительной мере определяется содержанием прежней экономической системы и исходными условиями преобразований.

В СССР была создана целостная система экономических отношений, которая явилась попыткой воплощения в жизнь модели социалистического общества, разработанной классиками марксизма.   В этой модели особое значение имели следующие исходные положения.   1. Социализм — это общество, основанное на базе общественной собственности на средства производства.   2.

Социалистическое общество — это планомерно организованное общество, где плановость является основной формой связи между субъектами экономики, а товарно-денежные отношения играют второстепенную роль. Причём с развитием общества эта роль снижается.   3. Основным принципом распределения благ при социализме является распределение по труду.   4.

Целью социализма является достижение полного благосостояния и всестороннего развития личности (распределение по потребностям).

   Теоретическое обоснование социалистической экономической системы исходило из того, что в ходе социалистических преобразований формируется непосредственно общественное производство, которое, создав мощные производительные силы, достигает высших целей системы без рыночных отношений на основе планомерной организации.

   Перед современной переходной экономикой России стоят практически противоположные задачи:   1) восстановить присущие любой экономике реальное многообразие форм собственности и форм хозяйствования;   2) свести к минимуму роль государственного планирования и создать условия для расширения товарно-денежных (рыночных) отношений;   3) прежняя социалистическая экономическая система отмечалась всеобщей системой социальных гарантий.   Современная переходная экономика России практически отказывается от каких-либо форм социально-гарантированного общества. Преобразование экономики России имеет свои специфические особенности.   Во-первых, в России, как и в других государствах, возникших на территории бывшего СССР, реформирование экономики осуществлялось в условиях разрушения Советского Союза как единого государства. Это имело серьёзные экономические последствия.

   Во-вторых, следует учитывать геополитический характер современной переходной экономики. Он не только затрагивает отношения между новыми государствами, но и ведёт к изменению расстановки сил в мире. Происходит формирование новых международных связей и отношений, новых центров влияния в мире, что непосредственно сказывается на процессе перехода страны к другой социально-экономической системе.

11.2. Основные черты и противоречия социалистической экономической системы

   Социалистическая идея более справедливого общественного устройства имеет многовековую историю. Она получила своё развитие в трудах многих учёных и общественных деятелей и представлена различными концепциями. Впервые целостная система социалистических экономических отношений была создана в СССР и других бывших социалистических странах.

Однако она столкнулась с рядом серьёзных неразрешимых противоречий.   Развитие общенародной, колхозно-кооперативной и личной форм собственности при полной ликвидации частной формы разорвало связь собственности и хозяина.

Государственные предприятия в условиях плановой системы фактически были лишены возможности самостоятельно вести предпринимательскую деятельность, а реальное присвоение благ централизованно регламентировалась. Колхозно-кооперативная собственность также была поставлена в рамки выполнения централизованных заданий. Собственность по своей сути становилась всё более «ничейной» т.е. не имеющей хозяина.

   Создание плановой системы на первых этапах социализма позволило сконцентрировать ресурсы, быстро накопить экономический потенциал государства, осуществить индустриализацию, обеспечить развитие новых территорий. Однако уже во второй половине XX в. остро обозначились противоречия между стремлением к планированию из единого центра и сложностью задач научно-технической революции.

Предпринимаемые попытки развить хозрасчёт, осуществить экономическую реформу в 1965 г., перейти к нормативным методам управления в 1979 г. показали, что всеобщая централизация и огосударствление неэффективны и вступают в постоянное противоречие с инициативой производителей.

   Сложными противоречиями были отмечены и попытки создать общество всеобщего благосостояния и справедливого распределения благ. В СССР была впервые введена система всеобщих гарантий в виде бесплатного образования и здравоохранения, пенсионного обеспечения и других социальных благ населения (низкие тарифы на транспорт, например).

Однако эта система не была подкреплена ответственностью граждан за своё благосостояние. Система же распределения по труду в силу огосударствления не создавала стимулов для этого, так как не только был ограничен объём фонда заработной платы, но и строго регламентированы её уровень и структура. Была разорвана связь между вознаграждением и благами, получаемыми гражданами.

В результате в обществе сформировалось иждивенчество как тип экономического поведения. Предъявление гражданами завышенных запросов к государству по сравнению с ростом эффективности производства стало правилом. Это всё больше расшатывало устои общественного строя.   Таким образом, экономическая система реального социализма уже в 1970 — 1980-х гг.

обнаружила свои основные проблемы:   — всеобщее огосударствление и централизованная регламентация деятельности граждан, предприятий, отраслей, всего народного хозяйства;   — отсутствие реальной системы товарно-денежных отношений, рынка труда и фондового рынка;   — иждивенчество, когда многие предприятия и граждане обеспечивали своё благополучие за счёт других;   — дефицитность, которая сопровождалась тремя тенденциями:   1) ориентацией предприятий на экстенсивный валовой рост производства;   2) нехваткой в результате этого природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;   3) накоплением сверхнормативных запасов. Образовался порочный круг: постоянный и ненасыщенный спрос заставлял наращивать количество выпускаемой продукции, а трудности материально-технического снабжения, лимитирования и фондирования материальных ресурсов вынуждали предприятия запасать «впрок» сырьё, материалы, комплектующие изделия, формировать «резерв» рабочей силы, что усиливал существующий дефицит;   — бюрократически-номенклатурная система управления. В условиях, когда центральное руководство взяло на себя ответственность за экономическое положение всех предприятий, отраслей, регионов и т.д., одновременно оставив за собой право использования по своему усмотрению различные административные инструменты, сложился влиятельный аппарат многоступенчатого управления экономикой, который рос и укреплялся по своим собственным законам. Соединяясь с номенклатурными принципами в подборе кадров, этот аппарат во всё большей мере отрывался от реальных потребностей совершенствования производства;   — закрытость экономики, которая характеризовалась не только централизованной системой принятия внешнеэкономических решений, но и особыми стандартами во всех областях (производство, экономика, учёт, статистика и т. д.) по сравнению со странами Запада. Таким образом, сказанное позволяет сделать вывод о том, что, по сути, в нашей стране была построена экономика огосударствленного социализма. Это особый тип экономики, который имел качественные отличия от прежних систем, в том числе и капиталистической.   Сложившуюся в СССР и других государствах экономическую систему часто определяют как административную, административно-командную или авторитарно-бюрократическую. Общим недостатком данных определений является обращение к форме управления или к одному из существенных её свойств — бюрократизации управления. В тени же остаётся главное — характеристика экономической структуры общества.   Неизбежность огосударствления прежней экономической системы была предопределена рядом обстоятельств. Теоретически это было связанно с упрощенным пониманием социализации экономики, абсолютизации возможностей её планирования, преувеличением потенциала коллективных форм ведения хозяйства и т.д. Исторически огосударствленная экономика считалась особенностями, воспринятыми от царской России, где не было развитой традиции частнокапиталистической собственности и были сильны общинные связи. Развитие государственного социализма стимулировалось и условиями внешнего противостояния СССР и окружающего мира.

   Становление новой экономической системы в России происходит на фоне сложного исторического наследия — особого типа экономических, социальных и политических отношений, созданного в условиях огосударствленного социализма.

Page 3

11.3. Необходимость и критерии преобразования отношений собственности
11.3. Необходимость и критерии преобразования отношений собственности   Необходимость преобразования отношений собственности в ходе перехода от централизованно-плановой к рыночной модели хозяйствования прежде всего диктуется потребностью формирования рынка. Как известно, рыночное хозяйство покоится на двух «китах»: экономической свободе производителей и потребителей, с одной стороны, конкуренции — с другой.   Эти необходимые условия не могут быть реально обеспечены в рамках фактически безраздельной монополии государственной собственности на основные условия хозяйственной деятельности — средства производства, финансовые ресурсы, землю. Поэтому переход к рыночной экономике выдвигает объективное требование разгосударствления собственности на условия и на результаты хозяйственной деятельности.   Однако государство даже в странах с развитым рыночным хозяйством сохраняет определённые позиции в производстве, в распределении и расходовании валового внутреннего продукта. Причина здесь предельно проста: общественный сектор необходим государству для эффективного выполнения им возложенных на него функций по обеспечению баланса экономических интересов и общих условий функционирования основных сфер осуществления жизнедеятельности общества. Государство должно сохранять свои позиции собственника лишь в той мере, насколько это необходимо для эффективной реализации его социальноэкономических и политических функций. Удельный вес государственного сектора в рыночном хозяйстве — величина переменная. Она зависит в первую очередь от степени монополизации производства и уровня его рентабельности. Чем выше степень монополизации и чем ниже рентабельность производства, тем выше удельный вес государственного сектора экономики. Кроме того, на масштабы государственного сектора оказывают влияние качественное состояние экономики на данном этапе её функционирования и развития, а также национальные особенности и специфика исторического развития страны.   Исходя из соображений приоритетности общественных благ, государство призвано постоянно приводить отношения собственности в соответствие с требованиями дня. Делать это оно должно через законодательно закреплённый механизм регулирования права собственности посредством приватизации — национализации.   Преобразование отношений собственности, проводимые в России, ассоциируются чаще всего с приватизацией. Однако это упрощённое понимание. Преобразование отношений собственности предполагает переход объектов собственности от одной формы к другой, причём не обязательно к частной.   Основным критерием необходимости смены собственников является экономическая эффективность использования объектов собственности до проведения преобразования и после него. Но преобразование собственности в переходной экономике может осуществляться не только с позиции критерия экономической эффективности. Решение о преобразовании может быть продиктовано и иными обстоятельствами: политическими, характером избранного варианта преобразования, интересами теневого и криминального капитала. Всё это способно существенно повлиять на выработку рациональных экономических решений и может привести к экономическим потерям. Таким образом, решение о преобразовании собственности требует целого ряда экономических расчётов.

 

Источник: https://yourlib.net/content/view/14356/164/

и закономерности переходной экономики

1.1. О содержании переходной экономики

Тема 23.Концепция переходной экономики.

и закономерности переходной экономики.

Либерализация экономики и преобразование отношений собственности.

Влияние глобализации на выбор стратегии национальной экономики.

и закономерности переходной экономики.

Необходимость перехода от административно-командной экономики к современной рыночной была обусловлена нараставшей недееспособностью нетоварной экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста.

Административно-командная система имеет два существенных недостатка. Первый — это ее негибкость, медленная адаптация к переменам.

Адаптационные механизмы в форме происходящего по решению высшего руководства перераспределения материальных и финансовых ресурсов включаются лишь тогда, когда глубина диспропорций близка к критической точке.

Второй недостаток — это крайне низкая производительность вследствие тотального подавления хозяйственной инициативы.

Переход от административно-командной к рыночной экономике в разных странах имеет общие тенденции.

Этот процесс включает либерализацию экономики, глубокие институциональные изменения (прежде всего в отношениях собственности), структурные преобразования, но в то же время обычно предполагает осуществление финансовых стабилизационных мер (преимущественно в денежно-кредитной и финансовой сферах, особенно в ценообразовании для уменьшения нестабильности хозяйственной и социальной ситуации).

м переходной экономики является преобразование всей системы экономических отношений, а не реформирование ее отдельных элементов или корректировку экономической политики.

Под переходным периодом понимается исторически непродолжительный срок (но не менее одного десятилетия), во время которого происходит ликвидация или коренное преобразование административно-командной системы и формируется основа рыночной системы.

Напомним, что понятие «основа экономической системы» (в данном случае — рыночной) означает установившиеся и сравнительно стабильные формы хозяйственных связей между экономическими агентами, а также преобладающую в данной системе форму собственности.

Поскольку преобразование административно-командной системы означает изменение основы этой системы и замену ее качественно иной (рыночной), то такого рода трансформацию следует называть системными реформами.

Главными направлениями формирования рыночной экономики в переходный период являются следующие.

1. Либерализация экономики — это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни.

Она имеет повсеместное распространение и включает: отмену государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности (в том числе внешней торговли), прекращение централизованного распределения ресурсов, переход к формированию цен в основном в соответствии со спросом и предложением, снижение государственного контроля над транзакционными операциями на внутреннем и внешнем рынках.

2.

Демонополизация экономики и создание конкурентной среды, предполагающие создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов, обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль (путем снятия административных препятствий, предоставления льготных кредитов), регулирование ценовой и сбытовой политики естественных монополий, в отдельных случаях раздробление крупных фирм.

3. Институциональные преобразования, включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и т.д.), создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства.

4. Структурные преобразования, направленные в первую очередь на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. цель перестройки структуры экономики — развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.

5. Макроэкономическая стабилизация (в основном финансовая). Строго говоря, она не входит в число системных реформ, так как осуществляется нередко и в странах с устоявшейся рыночной экономикой.

Важное значение этого направления вытекает из того, что кризис административно-командной системы раньше и сильнее всего проявляется в финансовой сфере, особенно в форме высокой инфляции. Длительное сохранение последней препятствует нормальному становлению рыночных отношений, поэтому подавление инфляции жизненно важно для переходных экономик.

В систему мер макроэкономической стабилизации входят ограничение денежной эмиссии, минимизация дефицита госбюджета, обеспечение положительной процентной ставки и т.д.

6. Формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты населения. Эта система мер направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.

Завершение формирования этих основных элементов рыночной системы и означает окончание переходного периода.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_170306_soderzhanie-i-zakonomernosti-perehodnoy-ekonomiki.html

1.1 и основные черты переходной экономики

1.1. О содержании переходной экономики

Переходная экономика (иногда называемая транзитивной) — это экономика, где основное значение имеет не примитивное функционирование сформировавшихся связей и элементов, а «отмирание» старых и становление новых связей и элементов.

Переходная экономика характеризует промежуточное состояние общества, когда старая система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только сформировывается.

Изменения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.

Большинство ученых считает, что для формирования устойчивых и эффективных демократических и рыночных институтов постсоциалистическим странам требуется 10-15 лет. В России, с учетом обвала экономики в августе 1998 г., экономические реформы могут растянутся до конца первого десятилетия XXI века.

Началом переходного периода является смена политического строя, которая служит необходимым условием для осуществления принципиальных рыночных преобразований в экономике.

Удаление большинства механизмов и организаций административно-командной системы происходит довольно быстро, которые, как правило, в последние годы существования находятся в глубоком кризисе. Завершение демонтажа социалистической экономики, обычно приходится на первые месяцы перемены политического строя.

Экономические институты образовываются в глубинах командно-административной системы на этапе ее распада, вытесняя прежние институты.

Организации, осуществляющие функции государственного управления экономикой, распускаются распоряжениями государственной власти, преобразуются в новые органы.

Таким образом, большинство экономических министерств и ведомств преобразовались в коммерческие органы, которые занялись координацией деятельности находившихся в подчинении предприятий и продвижением их продукции на рынке.

Одной из ключевых и сравнительно простых форм демонтажа прежней системы выступает либерализация. Это, например, либерализация цен, означающая разрешение предприятиям самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию, или либерализация внешней торговли, то есть отмена прежней государственной монополии внешней торговли.

Однако сравнительная простота либерализации экономики, а также переустройства административных ведомств в новые структуры, способные функционировать в рыночной системе, не означает быстрого и легкого избавления от наследия социализма.

Напротив, в ходе реформ основная трудность как раз и состоит в том, чтобы преодолеть те негативные черты, которые характеризовали социалистическую экономику (абсолютное доминирование государства в хозяйственной жизни, монополизм, несбалансированность, преобладание крупных технически устаревших предприятий и т.д.).

В теории и практике проведения рыночных реформ сформировались две противостоящие друг другу теории. Одна из них — градуализм, вторая — «шоковая» терапия

Градуализм — экономическая теория, которая полагает проведение неторопливых, последовательных реформ и отводит государству первостепенную роль в образовании рынка. Яркий образец градуализма — проведенные реформы в Китае.

Хотя эта страна относится к посттоталитарному типу, китайский опыт настолько оказался удачным, что может служить примером для подражания в постсоциалистических государствах. В нашей же стране китайский опыт в целом невоспроизводим, хотя отдельные элементы могли бы найти здесь использование.

В чем причина? Во-первых, причина в том, что благодаря национальной и культурной однородности Китай почти не сталкивается с проблемами национального сепаратизма и противоречий между Центром и регионом, во-вторых, в Китае нет движения к политической демократии и связанного с ней столкновения интересов и мнений, а сохраняется власть коммунистических партий.

«Шоковая терапия» — экономическая доктрина, которая полагает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета.

В наиболее последовательном виде эта концепция была реализована в Польше в 1990-1991 гг. первым некоммунистическим правительством под руководством Лешека Бальцеровича. Укрепление денежной системы в комбинации с бурным развитием частного сектора и притоком иностранного капитала позволило Польше всего через 3-4 года после начала «шоковой терапии» войти в стадию экономического роста.

Непродолжительная история переходной экономики показывает, что почти все постсоциалистические страны в той или иной степени руководствовались системой «шоковой терапии». Но подлинной шоковой терапии в нашей стране никогда не было. На протяжении 1992-1998 гг. бюджет ежегодно сводился с дефицитом 5-10% ВВП.

Кроме того, правительство не ограничивало заработную плату, что привело к инфляционной спирали «цены — заработная плата». Также государство повысило эмиссию денег и расширило кредитование народного хозяйства.

Все это растянуло финансовую стабилизацию России на 4 года, что абсолютно не укладывается в понятии «шоковая терапия»

Основные черты переходной экономики:

— изменчивость, нестабильность, которые не просто временно нарушают устойчивость системы, чтобы затем она вернулась в равновесное состояние, а ослабляют ее. Она постепенно уступает место другой экономической системе.

Эта неустойчивость, нестабильность состояния переходной экономики обусловливает, с одной стороны, особый динамизм ее развития и соответствующий характер изменений — необратимость, не повторяемость, а с другой — рост неопределенности развития переходной экономики, вариантов формирования новой системы;

— появление и функционирование особых переходных экономических форм, т.е. смешение старого и нового. Переходные формы свидетельствуют, с одной стороны, о существовании переходной экономики, с другой стороны, указывают направленность этого перехода и, по мнению некоторых авторов, являются признаком его необратимости,

— альтернативный характер развития переходной экономики, что реально означает возможность многовариантного развития экономики и выбора наиболее благоприятного варианта развития;

— особый характер противоречий в переходной экономике. Это противоречия не функционирования, а развития, т.е. нового и старого, противоречия различных слоев общества, стоящих за теми или иными субъектами экономических отношений.

Изменения, на которые направлена переходная эпоха, в экономическом аспекте всегда имеют революционный характер: речь идет о смене экономических систем.

Но и в социально-экономическом плане переходные эпохи часто сопровождаются столь резким обострением противоречий, что связаны с революциями и социально-политическими потрясениями;

— историчность переходной экономики, которая связана с двумя обстоятельствами. Прежде всего, сами условия переходной экономики носят исторический характер; кроме того, историчность переходной экономики зависит от особенностей региона, а также и от отдельной страны, что означает, что даже известные общие для переходной экономики закономерности по-разному проявляются в различных условиях.

Все это необходимо учитывать при разработке программ реформирования экономической системы в переходный период.

Вывод: т., о переходная экономика характеризует движение централизованного хозяйства к системе современной рыночной экономики. Началом переходного периода является смена политического строя, которая служит необходимым условием для осуществления принципиальных рыночных преобразований в экономике

Изменения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.

Источник: https://econ.bobrodobro.ru/75931

Refpoeconom
Добавить комментарий