1.1. Эволюция экономической мысли

1.1 ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ: Зарождение экономических идей относится ко времени возникновения

1.1. Эволюция экономической мысли

Зарождение экономических идей относится ко времени возникновения человека. Истоки же экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV — III вв. до н. э.), «Артхашастра» (II в.

до н. э.), вавилонские «Законы царя Хаммурапи» (XVIII до н. э.), древнекитайская «Книга перемен» и другие источники отмечали существование общественного разделения труда, частной собственности, отношений господства и подчинения между людьми.

Вершина доклассического этапа развития экономической мысли связана с деятельностью античных мыслителей. Взгляды древнегреческих философов Ксенофонта (430 — 354 гг. до н. э.), Платона (427 — 347 гг. до н. э.), Аристотеля (384 — 322 гг. до н. э.) можно характеризовать как теоретические исходные пункты современной экономической науки.

Например, здесь рассматривались такие вопросы как стоимость и цена товара, полезность, меновые отношения, функции денег и др. Считается, что сам термин «экономика», обозначающий учение о ведении хозяйства, был введен в научный оборот Аристотелем.

В Древнем Риме особое значение получили проблемы прикладного, прежде всего аграрного характера.

Христианство изменило оценку хозяйственной деятельности. Оно объявило труд необходимым и святым делом. Этические нормы поведения были перенесены схоластами в описание экономики. По-этому экономическая доктрина средневековья оказалась скорее сводом норм и правил общественной жизни, чем обобщением реальной хозяйственной практики.

Как наука экономическая теория возникает в XVI — XVII вв. Истоками ее классического периода стало развитие меркантилизма (от итальянского «мерканте» — торговец), который, по утверждению Т.

Негиши, представляет собой не теоретическую школу, а систематизированную политику, направленную на создание сильных централизованных национальных государств в условиях, сложившихся после развала средневековой системы организации промышленности и торговли.

Главной заботой меркантилистов явилось нахождение способов, с помощью которых государство могло бы добыть себе золото и серебро, считавшиеся главными из богатств. Наиболее известными способами стали запрещение вывоза драгоценных металлов из страны и импорта товаров.

Особую популярность среди меркантилистов имели английский экономист Томас Ман, признававший единственным источником богатства торговлю, и французский исследователь Антуан де Монкреть- ен, который в 1615 г. ввел в употребление термин «политэкономия», что означало «управление государственным имуществом города».

В середине XVIII в. начинают формироваться собственно экономические школы. Физиократы (в переводе с греческого «власть природы») отвергали учение меркантилистов, считая, что источником богатства является превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве.

Виднейшим представителем этой школы был Франсуа Кенэ (1694 — 1774), который в своих «Экономических таблицах» сделал гениальную попытку анализа общественного воспроизводства. Переходным мостиком от меркантилистов и физиократов к классической политэкономии стали работы Вильяма Петти (1623 — 1686).

Широкую известность получило его изречение «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля — его мать».

Адам Смит и Давид Рикардо вошли в историю как основоположники классической политической экономии.

Ее основная идея — либерализм, минимальное государственное вмешательство в экономику, рыночное саморегулирование на основе свободной конкуренции, которое А. Смит назвал «невидимой рукой».

Классики политэкономии заложили основы трудовой теории стоимости и учения о доходах, постарались раскрыть экономические законы развития современного им общества.

Классическая политическая экономия стала основой для всего последующего развития экономической науки, поставив главные проблемы и предложив основные методы исследования. Опираясь на традиции классической школы политической экономии, К. Маркс и Ф.

Энгельс в середине XIX в. создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизм.

Их идеи, рассматривающие законы развития капитализма и концепцию социализма, оказывали значительное влияние на развитие отечественной экономической теории вплоть до 1980-х гг.

Параллельно с марксизмом была сформулирована теория маржинализма (от английского «предельный»), положившая начало новому неоклассическому этапу развития экономической мысли.

Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы Карл Менгер (1840 — 1921), Фридрих фон Визер (1851 — 1926), Эйген фон Бем-Баверк (1851 — 1914).

Маржинализм в отличии от предшествующих школ экономического анализа исходил из использования предельных, дополнительных величин, характеризующих изменение состояния объекта анализа.

В рамках неоклассического этапа выделяются и современные экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX — начале XX вв. Их главными направлениями являются неоклассическое, кейнсиан- ское и институционально-социологическое.

Неоклассическое направление стало связываться с оформлением «нового классического экономикса», представляющего собой попытку синтезировать маржинализм и классическую политэкономию. Оно представлено современными теориями монетаризма (М. Фридмен) и неолиберализма (Ф. Хайек).

Основателем кейнсианского направления является Джон Мейнард Кейнс (1883 — 1946). В его работах было дано важнейшее теоретическое обоснование государственного регулирования экономики путем проведения финансовой и денежно-кредитной политики.

Родоначальником институционально-социологического направления является Торстейн Веблен (1857 — 1929). Название концепции происходит от латинского «институтиум» — учреждение, организация, установление. Все ее сторонники рассматривают экономику как систему, включающую совокупность экономических и внеэкономических факторов и отношений.

Современная экономическая теория, являясь наследницей богатейшего знания, не отбрасывает ни-чего из того, что внесли в нее экономисты прошлых веков.

Она продолжает их идеи, дополняя или уточняя научный анализ, поэтому этот этап развития экономической науки принято связывать с формированием новой парадигмы.

Под ней понимается система основополагающих предпосылок, методов исследования, принятых в науке, а также представления ученых о способах решения поставленных проблем. Современная парадигма предусматривает возможность синтеза, а не противопоставления различных экономических школ и направлений анализа.

Многие современные экономисты сделали выдающиеся открытия в теории, которые нашли свое применение на практике и способствовали совершенствованию воздействия на экономическое развитие.

Свидетельством тому является ежегодное присуждение Нобелевской премии в области экономики — высшей научной награды, которая присуждается с 1969 г. В настоящее время насчитывается свыше 30 лауреатов премии. Среди них П. Самуэльсон, В. Леонтьев, М.

Фридмен, Л. Канторович, К. Эрроу, Дж. Хикс,Г.Саймон,Р.Соллоу,Дж.Бьюкенен,

Я. Тинберген, С. Кузнец и другие видные экономисты современности.

Источник: https://all-sci.net/ekonomicheskiy-analiz_726/evolyutsiya-ekonomicheskoy-myisli12882.html

1.Эволюция экономической мысли. Основные экономические течения

1.1. Эволюция экономической мысли

1.Эволюцияэкономической мысли. Основные экономическиетечения.

2.Предмет,методыи функции экономической науки. Микро-и макроэкономика.

3.Понятиеблаг, их виды . Факторы производства.

4.Криваяпроизводственных возможностей.Альтернативная стоимость.

5.Экономическаясистема : понятие ,виды.

6.Основныепроблемы экономики. Способы координациихозяйственной деятельности : иерархияи стихийный порядок.

7.Хозяйствующие субъекты и схемаэкономической активности.

8.Рынок: понятие, функции и основныехарактеристики.

9.Спрос,его закон, неценовые факторы,.

10.Предложение,его неценовые факторы, закон предложения.

11.Равновеснаяцена и механизм её формирования.

12.Эластичность спроса: понятия ,виды ифакторы на нее влияющие.

13. Эластичность предложения по цене:понятия и факторы на нее влияющие

14.Эволюцияденег, их виды, функции.

15. Спрос на деньги: кейнсианский имонетаристский подходы. Уравнениеобмена

16.Предложение денег: агрегаты денежноймассы

17.Собственность:понятие и формы.

18.Основные организационно-правовые формыпредприятий в рыночной экономике.

19.Виды предпринимательской деятельности,лизинг, венчур, франчайзинг.

20.Понятиеиздержек и прибыли. Характеристикаэкономической, бухгалтерской и нормальнойприбыли.

21.Поведение средних и предельных издержекв краткосрочном периоде. Условиеравновесия фирмы.

22.Долгосрочныесредние издержки фирмы. Эффект масштабаи факторы на него влияющие.

23.Конкуренция.Понятие и виды рыночных структур.

24.Совершеннаяконкуренция: понятие и поведение фирмы.

25.Монополия: понятие и виды. Поведение монополистана рынке

26. Олигополия : понятие и виды. Поведениефирмы в условиях олигополии.

27. Монополистическая конкуренция: понятие,дифференциация продукта. Поведениефирмы.

28.Антимонопольная политика государства:понятие, цели, реализация в РФ.

29.Спрос на факторы производства и егоособенности

30.Заработная плата понятия, виды и причиныдифференциации

31.Спроси предложение на рынке труда.

32.Земельнаярента: сущность, виды, условия образования.

33.Рыноккапитала и ссудный процент. Дисконтирование.

34.Доходы:понятие и причины дифференциации.Измерение неравенства в доходах.

35.Формированиепредмета макроэкономики. СНС: Основныемакроэкономические показатели.

36.ВНП:понятие, методика расчета. Виды ВНП.

37.Совокупный спрос и его формирование.Неценовые факторы, влияющие на совокупныйспрос.

38.Совокупное предложение: Классическаяи Кейнсианская модели. Факторы сдвигающиекривую совокупного спроса.

39.Равновесиесовокупного спроса и предложения (модель«AD – AS»). Классический подход к установлениюравновесия.

40.Инфляция: понятие, причины, виды,измерение.

41.Последствия инфляции и антиинфляционнаяполитика.

42.Безработица:формы и естественный уровень.

43.Последствия безработицы. Закон Оукена.Активные и пассивные меры борьбы сбезработицей.

44.Промышленный цикл и его фазы. Факторы,влияющие на цикл. Теории экономическихциклов.

45.Экономический рост: сущность, типы ифакторы.

46.Бюджетнаяполитика. Государственный бюджет:понятие и структура. Способы финансированиябюджетного дефицита.

47. Денежно — кредитная политика государстваи ее инструменты. Политика дешевых идорогих денег.

1.1. Эволюция экономической мысли

Зарождениеэкономических идей относится ко временивозникновения человека. Истоки жеэкономической науки следует искать вучениях мыслителей древнего мира. 

Вершина   доклассическогоэтапа развитияэкономической мысли связана с деятельностьюантичных мыслителей. Взгляды древнегреческихфилософов Ксенофонта (430-354гг. до н. э.),Платона (427-347гг. до н. э.),Аристотеля (384-322гг. до н. э.

) можно характеризовать кактеоретические исходные пункты современнойэкономической науки. Например, здесьрассматривались такие вопросы какстоимость и цена товара, полезность,меновые отношения, функции денег и др.Считается, что сам термин «экономика»,обозначающий учение о ведении хозяйства,был введен в научный оборот Аристотелем.

В Древнем Риме особое значение получилипроблемы прикладного, прежде всегоаграрногохарактера.

 Какнаука экономическая теория возникаетв XVI-XVII вв. Истоками ее классическогопериода сталоразвитие меркантилизма (отитальянского «мерканте» — торговец),который, по утверждению Т.

Негиши,представляет собой не теоретическуюшколу, а систематизированную политику,направленную на создание сильныхцентрализованных национальных государствв условиях, сложившихся после разваласредневековой системы организациипромышленности и торговли.

Главнойзаботой меркантилистов явилось нахождениеспособов, с помощью которых государствомогло бы добыть себе золото и серебро,считавшиеся главными из богатств.Наиболее  известными из них стализапрещение вывоза драгоценных металловиз страны и импорта товаров.

Особуюпопулярность среди меркантилистовимели английский экономист ТомасМан,признававший единственным источникомбогатства торговлю, и французскийисследователь Антуанде Монкретьен,который в 1615 г. ввел в употреблениетермин «политэкономия», что означало«управление государственным имуществомгорода».

Всередине XVIII начинают формироватьсясобственно экономические школы. Физиократы (отгреческого «власть природы») отвергалиучение меркантилистов, считая, чтоисточником богатства является превышениепродукта произведенного над потребленнымв сельском хозяйстве.

Виднейшимпредставителем этой школы был ФрансуаКенэ (1694-1774),который в своих «Экономических таблицах»сделал гениальную попытку анализаобщественного воспроизводства. Переходныммостиком от меркантилистов и физиократовк классической политэкономии сталиработы ВильямаПетти (1623-1686).

Широкую известность получило егоизречение «Труд есть отец и активнейшийпринцип богатства , а земля — его мать».

АдамСмит и Давид Рикардо вошлив историю как основоположники классическойполитическойэкономии.

Ее основная идея — либерализм,минимальное государственное вмешательствов экономику, рыночное саморегулированиена основе свободной конкуренции, котороеА. Смит назвал «невидимой рукой».

Классикиполитэкономии заложили основы трудовойтеории стоимости и учения о доходах,постарались раскрыть экономическиезаконы развития современного им общества.

Классическаяполитическая экономия стала основойдля всего последующего развитияэкономической науки, поставив главныепроблемы и предложив основные методыисследования. Опираясь на традицииклассической школы политическойэкономии, К. Маркс и Ф.

Энгельс в серединеXIX в. создали теоретическую концепцию,получившую обобщенное название марксизм.

Их идеи, рассматривающие законы развитиякапитализма и концепцию социализма,оказывали значительное влияние наразвитие отечественной экономическойтеории вплоть до 1980-х гг.

Параллельнос марксизмом была сформулированатеория маржинализма (отанглийского «предельный»), положившаяначало новому неоклассическомуэтапу развитияэкономической мысли.

Классиками этойтеории стали экономисты австрийскойшколы КарлМенгер (1840-1921),Фридрих фон Визер (1851-1926), Эйгенфон Бем-Баверк (1851-1914).

Маржинализм в отличии от предшествующихшкол экономического анализа исходилиз использования предельных, дополнительныхвеличин, характеризующих изменениесостояния объекта анализа.

Источник: https://studfile.net/preview/4176118/

Читать

1.1. Эволюция экономической мысли
sh: 1: —format=html: not found

Шевчук Денис Александрович

Экономическая теория. Конспект лекций

Введение

Данное методическое пособие предназначено для студентов, изучающих курс «Экономическая теория». Оно имеет следующую структуру: программа курса; тематика и требования к написанию контрольных работ; конспект лекций; проблемно-тематические и тестовые задания.

Для того чтобы изучение курса было осознанным, чтение текста конспекта лекций должно сопровождаться выполнением проблемно-тематических и тестовых заданий. Их основное назначение – функция самоконтроля, что позволит студентам адекватно оценить собственные знания.

Экономическая теория является универсальной наукой, выступает в качестве методологического фундамента сложного комплекса экономических наук и оказывает значительное влияние на развитие социальных наук. Вместе с тем, как справедливо отмечал Дж. М.

Кейнс, экономическая теория – не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям.

Шевчук Денис

www.deniskredit.ru

Тема 1. Введение в экономическую теорию

1.1. Эволюция экономической мысли

Зарождение экономических идей относится ко времени возникновения человека. Истоки же экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV–III вв. до н. э.), «Артхашастра» (II в. до н.

 э.), вавилонские «Законы царя Хаммурапи» (XVIII до н. э.), древнекитайская «Книга перемен» и другие источники отмечали существование общественного разделения труда, частной собственности, отношений господства и подчинения между людьми.

Вершина доклассического этапа развития экономической мысли связана с деятельностью античных мыслителей. Взгляды древнегреческих философов Ксенофонта (430–354 гг. до н. э.), Платона (427–347 гг. до н. э.), Аристотеля (384–322 гг. до н. э.

) можно характеризовать как теоретические исходные пункты современной экономической науки. Например, здесь рассматривались такие вопросы как стоимость и цена товара, полезность, меновые отношения, функции денег и др. Считается, что сам термин «экономика», обозначающий учение о ведении хозяйства, был введен в научный оборот Аристотелем.

В Древнем Риме особое значение получили проблемы прикладного, прежде всего аграрного характера.

Христианство изменило оценку хозяйственной деятельности. Оно объявило труд необходимым и святым делом. Этические нормы поведения были перенесены схоластами в описание экономики. Поэтому экономическая доктрина средневековья оказалась скорее сводом норм и правил общественной жизни, чем обобщением реальной хозяйственной практики.

Как наука экономическая теория возникает в XVI–XVII вв. Истоками ее классического периода стало развитие меркантилизма (от итальянского «мерканте» – торговец), который, по утверждению Т.

Негиши, представляет собой не теоретическую школу, а систематизированную политику, направленную на создание сильных централизованных национальных государств в условиях, сложившихся после развала средневековой системы организации промышленности и торговли.

Главной заботой меркантилистов явилось нахождение способов, с помощью которых государство могло бы добыть себе золото и серебро, считавшиеся главными из богатств. Наиболее известными из них стали запрещение вывоза драгоценных металлов из страны и импорта товаров.

Особую популярность среди меркантилистов имели английский экономист Томас Ман, признававший единственным источником богатства торговлю, и французский исследователь Антуан де Монкретьен, который в 1615 г. ввел в употребление термин «политэкономия», что означало «управление государственным имуществом города».

В середине XVIII начинают формироваться собственно экономические школы. Физиократы (от греческого «власть природы») отвергали учение меркантилистов, считая, что источником богатства является превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве.

Виднейшим представителем этой школы был Франсуа Кенэ (1694–1774), который в своих «Экономических таблицах» сделал гениальную попытку анализа общественного воспроизводства. Переходным мостиком от меркантилистов и физиократов к классическойполитэкономии стали работы Вильяма Петти (1623–1686).

Широкую известность получило его изречение «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля – его мать».

Адам Смит и Давид Рикардо вошли в историю как основоположники классической политической экономии.

Ее основная идея – либерализм, минимальное государственное вмешательство в экономику, рыночное саморегулирование на основе свободной конкуренции, которое А. Смит назвал «невидимой рукой».

Классики политэкономии заложили основы трудовой теории стоимости и учения о доходах, постарались раскрыть экономические законы развития современного им общества.

Классическая политическая экономия стала основой для всего последующего развития экономической науки, поставив главные проблемы и предложив основные методы исследования. Опираясь на традиции классической школы политической экономии, К. Маркс и Ф.

Энгельс в середине XIX в. создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизм.

Их идеи, рассматривающие законы развития капитализма и концепцию социализма, оказывали значительное влияние на развитие отечественной экономической теории вплоть до 1980-х гг.

Параллельно с марксизмом была сформулирована теория маржинализма (от английского «предельный»), положившая начало новому неоклассическому этапу развития экономической мысли.

Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы Карл Менгер (1840–1921), Фридрих фон Визер (1851–1926), Эйген фон Бем-Баверк (1851–1914).

Маржинализм в отличии от предшествующих школ экономического анализа исходил из использования предельных, дополнительных величин, характеризующих изменение состояния объекта анализа.

В рамках неоклассического этапа выделяются и современные экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX – начале XX вв. Их главными направлениями являются неоклассическое, кейнсианское и институционально-социологическое.

Неоклассическое направление стало связываться с оформлением «нового классического экономикса», представляющего собой попытку синтезировать маржинализм и классическую политэкономию. Оно представлено современными теориями монетаризма (М.Фридмен (род. 1912)) и неолиберализма (Ф. Хайек (1899–1992)).

Основателем кейнсианского направления является Джон Мейнард Кейнс (1883–1946). В его работах было дано важнейшее теоретическое обоснование государственного регулирования экономики путем проведения финансовой и денежно-кредитной политики.

Родоначальником институционально-социологического направления является Торстейн Веблен (1857–1929). Название концепции происходит от латинского «институтиум»– учреждение, организация, установление. Все ее сторонники рассматривают экономику как систему, включающую совокупность экономических и внеэкономических факторов и отношений.

Современная экономическая теория, являясь наследницей богатейшего знания, не отбрасывает ничего из того, что внесли в нее экономисты прошлых веков.

Она продолжает их идеи, дополняя или уточняя научный анализ, поэтому этот этап развития экономической науки принято связывать с формированием новой парадигмы.

Под ней понимается система основополагающих предпосылок, методов исследования, принятых в науке, а также представления ученых о способах решения поставленных проблем. Современная парадигма предусматривает возможность синтеза, а не противопоставления различных экономических школ и направлений анализа.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=537137&p=1

1.1. Эволюция экономической мысли

1.1. Эволюция экономической мысли

Зарождение экономических идей относится ко времени возникновения человека. Истоки же экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV–III вв. до н. э.), «Артхашастра» (II в.

до н. э.), вавилонские «Законы царя Хаммурапи» (XVIII до н. э.), древнекитайская «Книга перемен» и другие источники отмечали существование общественного разделения труда, частной собственности, отношений господства и подчинения между людьми.

Вершина доклассического этапа развития экономической мысли связана с деятельностью античных мыслителей. Взгляды древнегреческих философов Ксенофонта (430–354 гг. до н. э.), Платона (427–347 гг. до н. э.), Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) можно характеризовать как теоретические исходные пункты современной экономической науки.

Например, здесь рассматривались такие вопросы как стоимость и цена товара, полезность, меновые отношения, функции денег и др. Считается, что сам термин «экономика», обозначающий учение о ведении хозяйства, был введен в научный оборот Аристотелем. В Древнем Риме особое значение получили проблемы прикладного, прежде всего аграрного характера.

Христианство изменило оценку хозяйственной деятельности. Оно объявило труд необходимым и святым делом. Этические нормы поведения были перенесены схоластами в описание экономики. Поэтому экономическая доктрина средневековья оказалась скорее сводом норм и правил общественной жизни, чем обобщением реальной хозяйственной практики.

Как наука экономическая теория возникает в XVI–XVII вв. Истоками ее классического периода стало развитие меркантилизма (от итальянского «мерканте» – торговец), который, по утверждению Т.

Негиши, представляет собой не теоретическую школу, а систематизированную политику, направленную на создание сильных централизованных национальных государств в условиях, сложившихся после развала средневековой системы организации промышленности и торговли.

Главной заботой меркантилистов явилось нахождение способов, с помощью которых государство могло бы добыть себе золото и серебро, считавшиеся главными из богатств. Наиболее известными из них стали запрещение вывоза драгоценных металлов из страны и импорта товаров.

Особую популярность среди меркантилистов имели английский экономист Томас Ман, признававший единственным источником богатства торговлю, и французский исследователь Антуан де Монкретьен, который в 1615 г. ввел в употребление термин «политэкономия», что означало «управление государственным имуществом города».

В середине XVIII начинают формироваться собственно экономические школы. Физиократы (от греческого «власть природы») отвергали учение меркантилистов, считая, что источником богатства является превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве.

Виднейшим представителем этой школы был Франсуа Кенэ (1694–1774), который в своих «Экономических таблицах» сделал гениальную попытку анализа общественного воспроизводства. Переходным мостиком от меркантилистов и физиократов к классическойполитэкономии стали работы Вильяма Петти (1623–1686).

Широкую известность получило его изречение «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля – его мать».

Адам Смит и Давид Рикардо вошли в историю как основоположники классической политической экономии.

Ее основная идея – либерализм, минимальное государственное вмешательство в экономику, рыночное саморегулирование на основе свободной конкуренции, которое А. Смит назвал «невидимой рукой».

Классики политэкономии заложили основы трудовой теории стоимости и учения о доходах, постарались раскрыть экономические законы развития современного им общества.

Классическая политическая экономия стала основой для всего последующего развития экономической науки, поставив главные проблемы и предложив основные методы исследования. Опираясь на традиции классической школы политической экономии, К. Маркс и Ф.

Энгельс в середине XIX в. создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизм.

Их идеи, рассматривающие законы развития капитализма и концепцию социализма, оказывали значительное влияние на развитие отечественной экономической теории вплоть до 1980-х гг.

Параллельно с марксизмом была сформулирована теория маржинализма (от английского «предельный»), положившая начало новому неоклассическому этапу развития экономической мысли.

Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы Карл Менгер (1840–1921), Фридрих фон Визер (1851–1926), Эйген фон Бем-Баверк (1851–1914).

Маржинализм в отличии от предшествующих школ экономического анализа исходил из использования предельных, дополнительных величин, характеризующих изменение состояния объекта анализа.

В рамках неоклассического этапа выделяются и современные экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX – начале XX вв. Их главными направлениями являются неоклассическое, кейнсианское и институционально-социологическое.

Неоклассическое направление стало связываться с оформлением «нового классического экономикса», представляющего собой попытку синтезировать маржинализм и классическую политэкономию. Оно представлено современными теориями монетаризма (М.Фридмен (род. 1912)) и неолиберализма (Ф. Хайек (1899–1992)).

Основателем кейнсианского направления является Джон Мейнард Кейнс (1883–1946). В его работах было дано важнейшее теоретическое обоснование государственного регулирования экономики путем проведения финансовой и денежно-кредитной политики.

Родоначальником институционально-социологического направления является Торстейн Веблен (1857–1929). Название концепции происходит от латинского «институтиум»– учреждение, организация, установление. Все ее сторонники рассматривают экономику как систему, включающую совокупность экономических и внеэкономических факторов и отношений.

Современная экономическая теория, являясь наследницей богатейшего знания, не отбрасывает ничего из того, что внесли в нее экономисты прошлых веков.

Она продолжает их идеи, дополняя или уточняя научный анализ, поэтому этот этап развития экономической науки принято связывать с формированием новой парадигмы.

Под ней понимается система основополагающих предпосылок, методов исследования, принятых в науке, а также представления ученых о способах решения поставленных проблем. Современная парадигма предусматривает возможность синтеза, а не противопоставления различных экономических школ и направлений анализа.

Многие современные экономисты сделали выдающиеся открытия в теории, которые нашли свое применение на практике и способствовали совершенствованию воздействия на экономическое развитие. Свидетельством тому является ежегодное присуждение Нобелевской премии – высшей научной награды.

Нобелевские премии по экономике присуждаются с 1969 г., и в настоящее время их насчитывается свыше 30. Среди лауреатов премии – П.Самуэльсон, В.Леонтьев, М.Фридмен, Л.Канторович, К.Эрроу, Дж. Хикс, Г.Саймон, Р.Соллоу, Дж. Бьюкенен, Я.Тинберген, С.

Кузнец и другие видные экономисты современности.

Источник: http://indbooks.in/mirror1.ru/?p=798335

Эволюция экономической мысли

1.1. Эволюция экономической мысли

Зарождение экономических идей следует искать в учениях мыслителей древнего мира. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV-III вв. до н. э.), «Артхашастра» (II в. До н. э.

), вавилонские «Законы царя Хаммурапи» (XVIII до н. э.

), древнекитайская «Книга перемен» и другие источники отмечали существование общественного разделения труда, частной собственности, отношений господства и подчинения между людьми.

В развитии предмета экономической теории условно можно выделить три этапа: экономия, политэкономия и экономикc (таб. 1).

Таблица 1

Этапы развития предмета Ориентировочные хронологические даты
Экономия Политэкономия Экономикс С III века до н. э. до рождества Христова С XVI века до 80-х гг. XX века C 80-x гг. XX века поныне

Древнегреческий мыслитель Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) дал название науке – «экономия» (греч. «ойкос» — дом, хозяйство, «номос» — учение). В экономии Аристотеля уже рассматривались такие категории как стоимость, товар, цена товара, меновые отношения, функции денег и др. Предметом изучения было домашнее хозяйство, поместье рабовладельца.

В раннем средневековье в связи с распространением христианства экономия Аристотеля постепенно превратилась в схоластику. Христианством труд объявлялся священным и богоугодным делом. Экономическая доктрина превратилась скорее в своды норм и правил общественной жизни, чем научное обобщение хозяйственной практики.

Возникновение политэкономии связано с появлением первых экономических школ – «меркантилизма» и «физиократов». Под экономической школой понимают группу ученых, имеющих одинаковые или сходные взгляды на важнейшие проблемы экономической теории и обладающих общностью или преемственностью принципов и методов исследования.

Первоначально возникла теоретическая школа – «меркантилизм» от итальянского «мерканте» — торговец, купец. Представители меркантилизма Т. Манн, Т.Б. Кольбер считали, что богатство – это золото, деньги, за которые можно купить всё.

Меркантилисты советовали государству расширять торговлю и накапливать золото. Они считали, что основным источником богатства является обмен, торговля.

В этот период экономической науке не были известны преимущества разделения труда и специализации.

В одной стране, специализирующейся на производстве одних товаров, покупались по более низким ценам, а в другой продавались по более высоким. Выгода была очевидной.

Один из представителей меркантилизма Антуан де Монкреньтье (1516 – 1627) экономической теории дал название «политическая экономия» (с греческого «искусство» управлять государством).

Между тем, критики меркантилизма справедливо подметили, во время торговой сделки не возникает вообще никакого накопления созданное кем-то, оно только лишь перераспределяется в пользу покупателей. Когда обмен равноценен, обогащения не происходит.

В результате появилось теоретическое учение физиократов, которое признавали в качестве источника богатства – ценности производства. Но физиократы ограничивали источник богатства только сельским хозяйством. Здесь затраты на обработку земли и посев зерновых окупаются увеличением продукции, получением дополнительного готового продукта.

Ошибка физиократов заключалась в односторонности применении происхождении богатства, они упускали из вида ремесло, строительство и промышленность, где создаётся значительная доля чистого продукта.

Наиболее обоснованные ответы на предмет изучения экономической науки дала классическая школа выдающихся английских экономистов А. Смита и Д. Риккардо. Они доказали, что природа, образно говоря, это «мать» богатства, а «отец» богатства – труд. Ввели понятие «общественное богатство» как совокупность материальных и культурных благ, созданных трудовой деятельностью человека.

Они привели все многообразные блага к единому показателю стоимости. Источником стоимости является труд, капитал и земля.

Предметом изучения классической политэкономии считается производство богатства, его распределение, обмен и потребление.

Классическая политическая экономия стала основой для всего последующего развития экономической науки. Она поставила главные проблемы и предложила основные методы исследования. Опираясь на традиции классической школы политической экономии, К.Маркс и Ф.Энгельс в середине XIX в. создали новую школу, получившую название марксизм.

Основной причиной отхода марксизма от классической школы заключается в том, что К. Маркс открыл так называемую прибавочную стоимость, которая безвозмездно присваивается эксплуататорским классом. Поэтому одним из его важных предметов исследования служит классовое противостояние.

Марксизм рассматривал законы развития капитализма и концепцию социализма которые оказали значительное влияние на развитие отечественной экономической теории вплоть до 1990-х гг.

Параллельно с марксизмом сформулировалась теория маржинализма (от французского «предельный»), положившая начало новому неоклассическому этапу развития экономической мысли.

Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы Карл Менгер(1840-1921), Фридрих фон Визер(1851-1926), Е. Бём Баварек(1851-1914).

Маржинализм в отличие от предшествующих школ экономического анализа исходил из использования предельных, дополнительных величин, характеризующих изменение состояния объекта анализа.

Основателем ещё одного направления – кейнсианского является Джон Мейнард Кейнс(1873-1946). В его работах было дано важнейшее теоретическое обоснование государственного регулирования экономики путем проведения финансовой и денежно-кредитной политики.

В рамках неоклассического этапа выделяются и современные экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX- начале XX вв. Их главными направлениями являются неоклассическое, кенсианское и институционально-социологическое.

Неоклассическое направление стало связываться с оформлением «нового классического экономикса», представляющего собой попытку синтезировать маржинализм и классическую политэкономию. Оно представлено современными теориями монетаризма (М. Фридмен (род. 1912)) и неолиберализма (Ф. Хайек (1899-1992)).

Таблица 2

Предметы изучения различных экономических школ и течений,

составляющих экономическую теорию

Название школы Время существования Особенности предмета изучения Основоположники (или видные представители)
Меркантилизм XVII-XVII Создание благ в результате обмена и торговли Т. Манн, Ж. Б. К. Кольбер
Физиократы VIII в.в. Создание благ в производстве, земледелии У. Пети, Ф. Кенэ
Классическая экономическая теория XVIII в.в. Создание богатства не только в земледелии, но и в других отраслях А. Смит, Д. Риккардо, Ж. Сисмонди И др.
Марксистская политическая экономия XIX – XX в.в. Производственные отношения между людьми, возникающие в производстве, и экономическое противосостояние классов К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Н. И. Бухарин, и др.
Маржинализм (австрийская школа) Вторая половина XX в. Удовлетворение потребностей в условиях ограниченных ресурсов с использованием предельных выгод К. Менгер Е. Бём-Бёмбоверг
Неоклассическая Конец XIX начало XX в.в. Взаимодействие спроса и предложения, механизм формирования рыночных цен Ф. Маршал Л. Вальрас
Кейнсианство Первая половина XX в. Экономикс. Поиск оптимальных методов регулирования экономики Д.М. Кейнс
Монетаризм Начало XX в. Анализ денежного обращения в рыночном хозяйстве М. Фридмен
Новая политическая экономия XX в. Поиск оптимального порядка в рыночном хозяйстве Дж. Мут, Р. Лукас, П. Самуэльсон и др.
Институционализм ХХ в. Изучение институтов социальных условий развития экономики Т. Веблен Дж. Гелбрейт

Во второй половине ХХ в. широко применяются математические методы и совершенствуются экономические исследования. Новые веяния находят отражение и в изменении названия самой науки.

Название научной дисциплины «политэкономия» заменяет «экономикс», который состоит из двух разделов: микро- и макроэкономика.

В основе данной классификации лежат следующие принципы: национального хозяйства в целом (макроэкономика) и функционирования отраслей – фирм и домохозяйств (микроэкономика). Под домохозяйством понимают группу людей, которые совместно получают и используют доходы.

Предметом исследования микроэкономики служат: поведение фирм и домохозяйств как экономических агентов рыночной экономики; воздействие государства и его институтов (правительства, парламента, суда, прокуратуры и т.д.) на отрасли, фирмы, и домохозяйства; коньюктура, спрос и предложение на отдельном рынке (отрасли); интересы индивидов, полезность благ и услуг.

Современная экономическая теория (экономикс), является наследницей богатейшего знания собранного и упорядоченного выдающимися учеными-экономистами прошлых веков. Сегодня она продолжает их идеи, дополняет и уточняет научный анализ, поэтому третий этап развития экономической науки связывают с использованием новой парадигмы.

Парадигма ( с греческого- пример, образец) – общепризнанный принцип мышления ученых или общепризнанная методология при решении исследовательских задач внутри отдельной научной дисциплины. Современная парадигма предусматривает лучших научных достижений различных научных школ в единую доктрину, адекватную любой экономической системе и стране, а не их противопоставление.

Современные экономисты сделали много выдающихся открытий в экономической теории, которые нашли свое применение на практике.

Свидетельством тому является ежегодное присуждение Нобелевской премии в области экономики – высшей научной награды. Нобелевские премии по экономике присуждаются с 1969 года. Среди лауреатов первыми были – П.

Самуэльсон, В.Леонтьев, М. Фридмен, Л. Канторович, К. Эрроу, Г. Саймон, Р. Слоу и другие.

Предмет изучения науки и основные вопросы

Предмет исследования научной дисциплины это то, на что направлена ее главная идея, мысль. С этой точки зрения, общепризнанного определения экономической теории нет и быть не может.

Во первых, как показывают данные таблицы 2, современная экономическая теория представляет собой совокупность около двух десятков школ и течений. Каждая школа имеет свой собственный предмет исследования.

Во-вторых, в любом кратком определении остаются без внимания какие-либо важные аспекты предмета.

В широком смысле слова предметом исследования экономической теории могут быть:

· создание общественного богатства;

· рациональное использование ограниченных ресурсов для производства благ;

· отношение между людьми в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ;

· отношения связанные с денежными сделками;

· извлечение эффективных результатов при эксплуатации капитала.

Таков не полный перечень определений предмета экономической теории.

Любая наука имеет свои основные вопросы.

В экономической теории принято выделять несколько фундаментальных вопросов: Что следует производить? Какой набор товаров и услуг наиболее полно удовлетворяет материальные потребности общества? Сколько следует производить? Какую часть имеющихся ресурсов нужно использовать в производственном процессе? Кто должен получить эту продукцию и в каком количестве? Как эту продукцию следует производить и какую технологию следует применить?

Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 1578; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-7292.html

Refpoeconom
Добавить комментарий