№ 64. Индустриализация Германии в конце 19 века

История экономики

№ 64. Индустриализация Германии в конце 19 века
стрельное оружие, бронированные автомобили и т.д.).

В результате перечисленных нововведений, ведущее место заняла тяжелая промышленность. Структурные сдвиги в промышленности обусловили качественные изменения в характере капиталистического рынка: перерастание свободной конкуренции в монополию или олигополию.

№ 58. Вторая технологическая революция: монополизация промышленности.

Бурное развитие науки и техники привело мир к веку электричества. Технический переворот произошел во всех отраслях промышленности. Сдвиги в развитии производительных сил привели к серьезным изменениям отраслевой структуры машинной индустрии.

Возникли новые отрасли промышленности (производство электроэнергии, автомобилестроение, добыча и переработка нефти). В результате количество небольших предприятий к концу 19 века существенно сократилось и их доля упала до 50 и даже до 30 %.

Технологическая революция требовала укрупнения промышленного производства. Крупное производство требовало крупных капиталовложений, нужны были объединения отдельных капиталов при помощи акционерных обществ.

В последней трети 19 века капиталистический мир стал переходить к высшей стадии своего развития к монополистическому капитализму.

№ 59. Вторая технологическая революция: страны-лидеры и основные формы капиталистических монополий.

Последняя треть 19 века в передовых странах Европы, Америки и Азии отмечается завершением развития капитализма в его классической форме и переходом в монополистический этап развития. В период второй технологической революции осуществляется электрификация промышленности, транспорта и быта. В.

Сименс изобрел динамомашину, Т.Эдисон генератор, трансформатор, Р.Дизель и Отто изобрели двигатель внутреннего сгорания. Тейлор создал конвейер, чем обеспечил рост производства, производительности труда.

Произошли перемены в структуре производства: преимущество получило производство средств производства и тяжелая промышленность.

Капитализм вступил в фазу государственно-монополистического развития, характеризующуюся образованием монополий и усилением вмешательства государства в экономическую жизнь страны. Страны-лидеры США, Германия, Россия. Формы монополий тресты, картели, синдикаты, концерны.

№ 60. Империалистическая экспансия западных держав в 19 начале 20 вв.

Последняя треть 19 века ознаменовалась крупными техническими сдвигами, что ускорило развитие промышленности, способствующее изменению структуры народного хозяйства. В этот период были сделаны крупные технические открытия. Благодаря внедрению в производство технических изобретений, увеличился выпуск продукции. В конце 19 века ведущая роль перешла к тяжелой промышленности.

В начале 20 века ведущие капиталистические страны США, Германия оставили позади Англию и Францию. Усиливается концентрация производства, создаются монополистические союзы, происходит централизация и концентрация капитала.

Борьба за получение монопольно высоких прибылей вынуждает вступать в международные соглашения, создавать монопольные союзы, производить экономический раздел мира.

№ 61. Имперская модернизация Японии в эпоху Мэйдзи.

В результате буржуазной революции 1867-1868 гг в Японии главой страны стал император Муцухито. Период его царствования назывался «Мэйдзи», что в приблизительном переводе означает «просвещенная монархия». В эпоху Мэйдзи были предприняты следующие шаги модернизации империи:

1. В ходе военной реформы самурайское войско было заменено регулярной армией. Для реформирования японской армии были приглашены французские специалисты, флота англичане, медицины немцы, общеобразовательных школ американцы.

2. Аграрная реформа 1872-1873 гг ликвидировала государственную собственность на землю, способствовала товаризации с/х, росту производства шелка и чая для экспорта.

3. Введение григорианского календаря.

4. Введение метрической системы мер.

5. Провозглашение свободы вероисповедания, свободы собраний и ассоциаций, торговли и предпринимательства.

6. Отмена ремесленных корпораций, клановых монополий и внутренней таможни.

7. Активизировалось ж/д строительство, главным образом, благодаря привлечению иностранного капитала.

№ 63. Специфика промышленного переворота во Франции в конце 18 середине 19 вв.

Проходил с начала 19 века и до конца 60-х г. 19 века. Промышленный переворот во Франции носил затяжной характер. Что же повлияло на темпы промышленного переворота во Франции:

  1. Непомерно раздутая банковско-финансовая сфера. Банкиры в своих интересах сдерживали развитие промышленности.
  2. Континентальная блокада, предпринятая Наполеоном 1, на долгие годы лишила Францию дешевых английских машин. Страна лишилась английских машин и металлоизделий, важнейших видов сырья это задержало промышленный переворот.
  3. Узость внутреннего рынка, мануфактуры, на базе которых формировалась французская промышленность, специализировались на производстве предметов роскоши.

промышленники, а банкиры.

Надо отметить, что в 19 веке во Франции складываются кредитная система.

Кроме Французского банка, созданного при Наполеоне 1, создаются и развиваются новые кредитные общества, такие как поземельный кредит, движимый кредит, огромную роль в движении средств сыграли сберегательные кассы. Первая сберегательная касса была образована в 1818 г.

, возникает земельный банк, создаются торговые и промышленные банки. Большую роль в развитии банковской кредитной сферы сыграла Парижская биржа. Во французской экономике главную роль играли не

№ 64. Индустриализация Германии в конце 19 века.

С середины XIX столетия начался большой промышленный подъем, и к моменту объединения немецких земель в империю в 1871 году промышленная отсталость была ликвидирована.

На долю Германии уже приходилось 13% мировой промышленной продукции. Объем денежного обращения возрос с 6 млн. марок в 1850 году до 430 млн. в 1870-м. Обороты внешней торговли за этот период утроились.

Победа над Францией, захват Эльзаса и Лотарингии, богатых углем и железной рудой, а также контрибуция в 5 млрд. франков способствовали дальнейшему подъему страны. Население в последнюю треть XIX века возросло с 35 до 50 млн. человек, общая численность промышленных рабочих выросла в три раза.

Но внутренний рынок оставался все еще недостаточно емким, что толкало германскую промышленность к экспансии на международные рынки. А запоздалое объединение немецких земель (вкупе с поздней модернизацией промышленности) привело к тому, что Германия опоздала к территориально-экономическому разделу мира между Великими державами.

Все это (а также нехватка стратегического сырья (нефти, селитры, каучука) и ограниченность территории при стремительно растущем населении) вело Германию к попытке силового переустройства мирового территориально-экономического порядка.

№ 65. Причины и последствия борьбы североамериканских колоний Англии за независимость.

Территория североамериканского материка стала в 17 веке английской переселенческой колонией. Колонизация Северной Америки происходила в жестокой кровопролитной борьбе с коренным населением. В Северной Америке переселенцы нашли разнообразное промышленное сырье. Они начали заниматься лесным хозяйством, рыболовством, судостроением, металлургией и т.д.

Уже в середине 18 века американский чугун ввозился в метрополии, но в целом Америка оставалась с/х страной. Экономическое развитие американских колоний сопровождалось возникновением серьезных противоречий с метрополией. Колонии не устраивала политика Англии, которая старалась превратить их в аграрно-сырьевой придаток.

Эти противоречия привели к Гражданской войне, которая закончилась победой колоний и возникновением нового государства США.

№ 66. Предпосылки промышленного переворота в Америке.

1. Постоянный приток эмигрантов, которые приносили ссобой технический опыт своих стран.

2. Из-за хронического недостатка рабочих, американцы вынуждены были не только быстро перенимать европейскую технику, но и внедрять свои изобретения (косилка, жатка, швейная машина, турбина и т.д.).

3. Чтобы связать отдельные части огромной территории и хозяйственно освоить земли Дальнего Запада, американцы стали развивать речной и железнодорожный транспорт.

№ 67. Фермерство и плантаторство как 2 направления развития аграрной сферы в США.

Несмотря на значительное развитие промышленности в 1-й половине 19 века США оставались в основном аграрной страной. Быстрый рост промышленности и городского населения вызвало устойчивый спрос на продукты с/х. север и центральная часть превратились в житницу США. Фермеры стали серьезной политической силой страны.

Но на Юге сохранилось плантаторское хозяйство, которое специализировалось на производстве хлопка. Там процветала работорговля и не хватало рабочей силы. Большие массивы плодородных незанятых земель находились на Западе. Именно туда устремились плантаторы и фермеры.

К середине 19 века острая проблема Запада рабовладельческие плантации или свободное фермерское хозяйство стало одним из основных социально-экономических противоречий в стране.

№ 68. Фронтир и его роль в развитии экономики США.

Фронтир это западная граница колонизируемых земель в США, постепенно сдвинувшаяся к Тихому океану. Это понятие, обозначает эпоху освоения свободных земель на Западе США (до 1890).

Продвижение границы Штатов на Запад сопровождалось постоянными спорами о характере землевладения и типа хозяйства в новом штате фермерское или плантаторское, рабовладельческое (экстенсивное) или свободное (интенсивное)? Противников, конечно же, в первую очередь, интересовали не права человека и гражданские свободы, а вопрос о политическом и экономическом укреп

Источник: https://www.studsell.com/view/59646/?page=8

Histotime

№ 64. Индустриализация Германии в конце 19 века

Германия еще в начале 70-х годов XIX века была преимущественно сельскохозяйственной страной со слаборазвитой промышленностью. К 1890-м годам положение резко изменилось. В Германии завершилась промышленная революция.

Германия осуществила индустриализацию, широко заимствуя передовой иностранный опыт. Ее промышленность, особенно тяжелая, строилась на базе современной техники, тогда как в Англии и Франции наличие многочисленных устаревших предприятий увеличивало издержки производства.

Германия смогла воспользоваться и преимуществами позднего промышленного переворота.

Используя технологическое оборудование из более развитых стран, немецкая промышленность имела возможности для более быстрого создания отечественного машиностроения (особенно в военной области).

Изменение структуры производства позволило Германии выйти на ведущие позиции по многим промышленным показателям, включая концентрацию производства, рабочей силы и капитала (табл.1).

Особое значение для промышленного переворота имело начало экономического объединения немецких княжеств в рамках Таможенного союза, укрепившего их внутренние связи и международные позиции.

Таблица 1 — Этапы промышленного переворота в Германии

Хронологические рамкипериода
конец XVIII-сер. XIX вв.Начальный подготовительный этап. Промышленный переворот в текстильной, хлопчатобумажной и шелковой отраслях. Развитие угледобычи, тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта
50-70-е гг. XIX в.Развитие фабричной промышленности. Возникновение химической и электротехнической промышленности
70-80-е гг. XIX в.Завершение промышленного переворота. Тесное переплетение фабричного производства и формирование монополий

По пути реформ Германия пошла в значительной степени под воздействием внешнего фактора. К началу XIX века на германских землях было более 300 мелких государств. Продолжали существовать феодальные обычаи, цеха, гильдии. Сохранялись внутренние границы и таможенные пошлины. Лишь в 1807 году в Пруссии было ликвидировано крепостное право.

В 1833 году был создан таможенный союз из 18 государств. В ходе земельной реформы 1816-1821 гг. 60% пахотных земель оказалось в руках юнкеров (помещиков), 30% — у гроссбауэров (зажиточных крестьян, кулаков) и лишь 10% — у мелких крестьянских хозяйств.

Формой правления осталась неограниченная монархия, опирающаяся на юнкеров — профессиональных военных и землевладельцев в одном лице.

Благотворно сказалось на развитии промышленности богатство Пруссии углем и рудой. Но население Пруссии и других германских государств было исключительно бедным, малограмотным и зажатым в тиски традиций.

Германия столкнулась с необходимостью больших капиталовложений для организации производства. Успешная индустриализация была возможна лишь при условии, что государство:

обеспечит защитные тарифы;

поощряет увеличение инвестиций;

санкционирует картельные соглашения;

стимулирует экспорт;

использует собственные финансовые ресурсы, подписываясь на акции предприятий;

выступит в качестве заказчика продукции тяжелой индустрии;

освободит крепостных крестьян;

осуществит широкую программу народного образования.

С середины XIX века начался большой промышленный подъем, и к моменту объединения немецких земель в империю в 1871 году промышленная отсталость была ликвидирована.

На долю Германии уже приходилось 13% мировой промышленной продукции. Объем денежного обращения возрос с 6 млн марок в 1850 до 430 млн в 1870 гг. Обороты внешней торговли за этот период утроились.

Публично-правовые принципы абсолютизма. Идеология феодальных защитников абсолютизма: Ф. Прокопович, В.Н.

 Татищев
С идеологической защитой и обоснованием петровских реформ выступала группа дворян и священников, образно названная одним из них «ученая дружина Петра».

Эти теоретики использовали для обоснования абсолютизма теорию естественного права. Попытки использовать антифеодальную по своей направленности, антитеологическую по идейной основе, реал …

На пути к власти.

Под руководством доктора Сунь Ятсена
После начала антимонархической революции 1911 года в Китае Цзян Чжунчжэн возвратился из Японии на родину, где активно участвовал в революционных событиях, после которых Сунь Ятсен сначала стал временным президентом Китайской Республики, но вскоре был вынужден уйти с этого поста. И тогда неудачи революции вынудили Сунь Ятсена и многих ег …

Боевые самолеты США и СССР как соперники. Американцы в паутине.
Американцы влипли в нехорошую историю, позиционная война в воздухе обернулась таким же тупиком на земле.

Стабильность фронта обеспечивалась почти исключительно американцами вку-Ье с небольшими группами англичан, австралийцев и ио-[возеландцев.

Всего в операции и ее обеспечении принимало участие от 400 тысяч до полумиллиона военнослужащи …

Источник: http://www.histotime.ru/htimes-684-1.html

Промышленное развитие Германии в конце XIX века

№ 64. Индустриализация Германии в конце 19 века

     В 1816–1823 гг. на реках Германии появились первые пароходы, но экономическое значение они приобрели только с началом массовых перевозок.

     Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что к середине XIX века в Германии сложились предпосылки для прохождения стадии промышленного переворота и дальнейшей индустриализации экономики страны.                          

     Особенности промышленного переворота в Германии 

     Как было сказано выше, к 30-м годам XIX века сложились все предпосылки для промышленного переворота в Германии.

     Тем не менее, мы считаем необходимым отметить, что ходу промышленного переворота в этой стране присущ ряд специфических особенностей.

     Начало промышленного переворота можно отнести к 30-м годам XIX века, но в это время он затронул лишь текстильную промышленность и лишь в некоторых из германских государств.

     Традиционно промышленный переворот охватил текстильную промышленность. В Саксонии развивалось хлопчатобумажное производство, в Силезии — льнопрядение.

На Лейпцигских ярмарках широко были представлены изделия из шелка. Текстильное производство все более становилось на машинную основу. Так, в 1846 г.

в областях Таможенного союза насчитывалось более 310 прядилен и 750 тыс. механических веретен.

     Особенно заметные изменения произошли в тяжелой промышленности. Появление паровых машин вызвало увеличение спроса на уголь. Более чем вдвое возросла его добыча, а количество рабочих, занятых на шахтах, — даже в четыре раза.

Рост числа рабочих в других отраслях тяжелой промышленности за первую половину XIX века был еще более значительным почти в 12 раз.

Наибольшее развитие получил Рейнско-Вестфальский промышленный район, где были сосредоточены около 200 домен и одна четвертая часть всех рабочих Германии.

     Большое значение придавалось железнодорожному строительству. Первая железная дорога, связавшая Нюрнберг и Фюрт в 1835 г., имела длину 12 км. Но уже в конце 40-х гг. длина железнодорожного полотна достигла 2,5 тыс. км.

Правда, собственные паровозостроительные заводы пока не поспевали за растущим спросом. И в начале 40-х гг. в стране использовали лишь чуть более 15% паровозов собственного производства.

Их изготовляли на заводах Борзига в Берлине, а также в Хемнице и Касселе.

     Промышленный переворот в Германии, ее индустриализация, то есть создание фабрично-заводской промышленности, имели свои особенности.

 
Первая особенность заключалось в том, что если в других странах переворот начинался с легкой промышленности, то в Германии в годы переворота развивались главным образом тяжелая промышленность, а легкая отставала. За период с 1850 по 1870 г.

промышленное производство Германии выросло на 49%, но добыча каменного угля — в 5 раз, а выплавка чугуна — в 7 раз. Хотя переворот в текстильной промышленности начался в 30-х годах, но и в 1870 г. в этой отрасли еще господствовала рассеянная мануфактура.

     Чем объяснялся этот опережающий рост тяжелой промышленности? Тем, что главными стимулами развития промышленности в Германии были строительство железных дорог и военные потребности.

 
В середине XIX века в Германии началось ускоренное строительство железных дорог, причем строило эти дороги в основном государство, а не частные предприниматели.

Строительство железных дорог имело не только экономические, но и стратегические цели.

     Германия, как отмечалось, к этому времени оказалась в стороне от мировых торговых путей.

     Но железные дороги изменили эту ситуацию: Германия, занимающая центральное положение в Европе, оказалась в центре европейской железнодорожной сети. Соседним государствам стало выгодно перевозить товары через ее территорию. И Германия вновь оказалась в центре европейской торговли.

     Строительство железных дорог к тому же сближало отдельные германские государства, способствовало развитию торговли между ними и ускоряло их объединение.

     Более того, строительство железных дорог создавало огромный спрос на металл, уголь, паровозы, вагоны, то есть стимулировало развитие главных отраслей тяжелой промышленности — металлургической, угольной, машиностроительной.

     Стимулом развития тяжелой промышленности были и военные устремления Пруссии. Пруссия стремилась объединить Германию, т. е. присоединить остальные германские государства. Для этого была нужна передовая военная техника.

Поэтому ведущее место в прусской промышленности заняли военные предприятия, на первое место среди которых выдвинулись артиллерийские заводы Круппа. В деревне еще господствовали феодалы, в текстильной промышленности преобладали ручные станки, а у Круппа изготовлением пушек занимались 7 тыс. рабочих.

Его заводы занимали первое место среди военных заводов мира. Все страны заказывали себе пушки у Круппа.

     Второй особенностью индустриализации Германии было то обстоятельство, что Германия была страной молодого капитализма.

Германские заводы строились на полвека позже английских и, естественно, оборудовались новейшей по тому времени техникой, приобретенной в Англии.

Техническое же оснащение английских заводов к этому времени уже морально устарело. Но обновить его было сложно, так как сначала нужно было избавиться от старого оборудования.

     Впрочем, у немцев было немало и своих изобретений. Здесь, например, открыли методы производства анилиновых красок, изобрели динамо-машину, а в результате этих открытий химическая и электротехническая промышленность Германии быстро вышли на первое место в мире.

     Итак, по техническому уровню своей промышленности Германия вырвалась вперед, причем этому теперь способствовала и иностранная конкуренция.

Если на начальном этапе развития капитализма иностранная конкуренция заглушала промышленность, то, когда промышленный переворот вступил в полную силу, та же иностранная конкуренция делала доброе дело.

Она позволяла выживать только передовым, наиболее совершенным предприятиям.

     И немецкие заводы строились на базе новейшей техники: они должны были выпускать продукцию лучше и дешевле, чем в Англии.

     Третья особенность индустриализации Германии определялась тем, что значительная часть необходимых для развития промышленности капиталов находилась не у буржуазии, а у помещиков.

Чтобы мобилизовать эти капиталы для развития промышленности, в Германии развертывается усиленное акционерное предпринимательство (грюндерство). Новые промышленные фирмы и банки создавались как акционерные, и, продавая акции юнкерам, получали их капиталы.

Но в результате оказалось, что юнкеры заняли сильные позиции не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности.

     По объему промышленного производства Германия занимала 3-е место в мире. Впереди оставались Англия и США. В соответствии с ростом промышленности изменилась и внешняя торговля. Если за первую половину XIX в. внешняя торговля выросла в два раза, то за 50—60-е гг. — в три раза.

Если в первой половине столетия Германия вывозила в основном сельскохозяйственную продукцию и сырье, то теперь в вывозе преобладала промышленная продукция — уголь, машины, ткани.

И напротив, если раньше ввозились в основном промышленные товары, то теперь — сырье и сельскохозяйственная продукция.

     Итак, Германия представляет еще один вариант развития капитализма.

В отличие от Англии, где базой послужила эксплуатация колоний и «огораживание», в Германии толчком к развитию капитализма стала реформа по освобождению крестьян, которая обезземелила их, ограбила и обеспечила сильные позиции помещиков-юнкеров в новом буржуазном обществе. Нужно отметить, что большую роль в хозяйстве Германии играло государство. Государство строило железные дороги, с помощью государства создавалась в Пруссии военная промышленность.   

     Влияние промышленного переворота на дальнейшее развитие Германской экономики 

     К началу 70-х гг. Германия вступила в период нового, довольно мощного экономического подъема. Коренной перелом особенно проявился в основных технико-экономических показателях. Промышленность оснащалась новой техникой и энергетически перевооружалась.

Значительно возросли объемы выпускаемой продукции, особенно в отраслях тяжелой промышленности. Вместо пудлингования нашли применение более производительные томасовский и мартеновский методы выплавки металла. Производительность труда превышала соответствующие показатели во Франции и Англии.

Расширились объемы внешней торговли.

     Ведущую роль в этом сыграли победа во франко-прусской войне (1870—1871) и политическое объединение страны в единую Германскую империю (1871).

     Так, победа над Францией принесла победительнице огромную контрибуцию в 5 млрд. франков, направленную на оснащение немецкого производства.

     Кроме того, Германия заполучила богатые французские провинции — Эльзас и Лотарингию — и железные руды из Франции существенно пополнили германскую угольно-металлургическую базу Рейнского и Саарского бассейнов.

Это вывело тяжелую промышленность Германии, особенно металлургию, металлообработку, машиностроение, на ведущие позиции в стране.

Присовокупив довольно развитую хлопчатобумажную промышленность захваченных французских провинций, Германия удвоила выпуск ситценабивной продукции.

     В свою очередь, образование единой Германской империи разрешало ряд важнейших проблем, ранее тормозивших ход капиталистического развития. Так, был создан единый государственный аппарат управления.

Благодаря снятию внутренних таможенных барьеров был получен выход на общегерманский рынок. Установлено единое торговое законодательство. В 70-е гг. вводятся единая денежная система, системы мер и весов, общегерманское железнодорожное и почтовое право.

Гражданам Германской империи декретировались гарантия частной собственности, свобода промысла и договорного соглашения.

     В 1879 г. в стране была введена протекционистская политика, поощрявшая и поддерживавшая развитие отечественной индустрии повышением пошлин на импортную продукцию. По-прежнему государственной поддержкой широко пользовалось железнодорожное строительство. Многие железные дороги были национализированы.

     С завершением в конце 70-х гг. промышленного переворота рост производства особенно усилился.

Немецкая индустрия опиралась на новейшие технические изобретения: создание электромотора, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины, передачу электроэнергии на расстояние и пр. На предприятия страны поступала масса наемных работников.

Источником ее пополнения был как самый высокий среди ведущих стран уровень рождаемости, так и поток разорившихся ремесленников и крестьян.

     Ускорились темпы железнодорожного строительства. За первое пятилетие 70-х гг. было построено железных дорог больше, чем за предыдущее десятилетие.

     За 1870—1910 гг. протяженность железных дорог выросла более чем в 33 раза и составила около 60 тыс. км. Фактически в 70-е гг. завершилось создание системы ширококолейных железных дорог. Теперь осуществлялось подведение железных дорог к каждому городу или заводу.

     На столь крупное железнодорожное строительство были направлены капиталы из разных источников: это и собственные денежные средства акционерных обществ, и иностранные, особенно английские инвестиции, а также контрибуция, полученная от Франции.

     Масштабное железнодорожное строительство способствовало подлинному расцвету германской индустрии.

     Особенно мощным толчком для развития технической базы производства, машиностроения и транспорта в конце XIX — начале XX вв. послужило использование двигателей внутреннего сгорания и электроэнергии. Продукция металлургии и машиностроения стала основой германского экспорта. В частности, по экспорту машин Германия вышла на первое место в мире.

     В конце XIX в. получили мощное развитие новые отрасли, особенно электротехническая, алюминиевая, химическая. Нехватка сырья несколько сдерживала развитие легкой и пищевой промышленности.

     В целом за последнюю треть XIX в. объем производства немецкой промышленности вырос в пять раз, в то время как во Франции — в три раза, а в Англии — всего в два раза. В итоге к концу XIX в. Германия превратилась из аграрно-индустриальной в мощную индустриально-аграрную державу.

     Неуклонно возрастало городское население, увеличившееся за 70—90-е гг. с 33 до 50%, а в 1910 г. составившее уже 60%.

     К 70-м годам аграрные реформы завершились. Однако рост продукции этой отрасли хозяйства несколько сдерживался феодальными пережитками, а также сохранившимся крупным феодальным землевладением и высоким размером абсолютной ренты. В ряде крупных поместий Восточной Пруссии многие крестьяне получили свободу, но не получив земли, стали наемными работниками в поместьях юнкеров.

     Государство продолжало принимать меры по подъему уровня сельскохозяйственного производства. В частности, был принят закон об ограничении произвола ростовщиков.

Пропагандировалась агрокультура в специально созданном агрономическом обществе, опытных станциях и сельскохозяйственных школах. Складывались сельскохозяйственные товарищества.

Все шире применялись сельскохозяйственная техника и минеральные удобрения.

Источник: https://www.freepapers.ru/6/promyshlennoe-razvitie-germanii-v-konce/75294.491287.list2.html

Особенности индустриализации в Германии

№ 64. Индустриализация Германии в конце 19 века

Германия еще в начале 70-х годов XIX века была преимущественно сельскохозяйственной страной со слаборазвитой промышленностью. К 1890-м годам положение резко изменилось. В Германии завершилась промышленная революция.

Германия осуществила индустриализацию, широко заимствуя передовой иностранный опыт. Ее промышленность, особенно тяжелая, строилась на базе современной техники, тогда как в Англии и Франции наличие многочисленных устаревших предприятий увеличивало издержки производства.

Германия смогла воспользоваться и преимуществами позднего промышленного переворота.

Используя технологическое оборудование из более развитых стран, немецкая промышленность имела возможности для более быстрого создания отечественного машиностроения (особенно в военной области).

Изменение структуры производства позволило Германии выйти на ведущие позиции по многим промышленным показателям, включая концентрацию производства, рабочей силы и капитала (табл.1).

Особое значение для промышленного переворота имело начало экономического объединения немецких княжеств в рамках Таможенного союза, укрепившего их внутренние связи и международные позиции.

Таблица 1 — Этапы промышленного переворота в Германии

Хронологические рамки периода
конец XVIII-сер. XIX вв. Начальный подготовительный этап. Промышленный переворот в текстильной, хлопчатобумажной и шелковой отраслях. Развитие угледобычи, тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта
50-70-е гг. XIX в. Развитие фабричной промышленности. Возникновение химической и электротехнической промышленности
70-80-е гг. XIX в. Завершение промышленного переворота. Тесное переплетение фабричного производства и формирование монополий

По пути реформ Германия пошла в значительной степени под воздействием внешнего фактора. К началу XIX века на германских землях было более 300 мелких государств. Продолжали существовать феодальные обычаи, цеха, гильдии. Сохранялись внутренние границы и таможенные пошлины. Лишь в 1807 году в Пруссии было ликвидировано крепостное право.

В 1833 году был создан таможенный союз из 18 государств. В ходе земельной реформы 1816-1821 гг. 60% пахотных земель оказалось в руках юнкеров (помещиков), 30% — у гроссбауэров (зажиточных крестьян, кулаков) и лишь 10% — у мелких крестьянских хозяйств.

Формой правления осталась неограниченная монархия, опирающаяся на юнкеров — профессиональных военных и землевладельцев в одном лице.

Благотворно сказалось на развитии промышленности богатство Пруссии углем и рудой. Но население Пруссии и других германских государств было исключительно бедным, малограмотным и зажатым в тиски традиций.

Германия столкнулась с необходимостью больших капиталовложений для организации производства. Успешная индустриализация была возможна лишь при условии, что государство:

обеспечит защитные тарифы;

поощряет увеличение инвестиций;

санкционирует картельные соглашения;

стимулирует экспорт;

использует собственные финансовые ресурсы, подписываясь на акции предприятий;

выступит в качестве заказчика продукции тяжелой индустрии;

освободит крепостных крестьян;

осуществит широкую программу народного образования.

С середины XIX века начался большой промышленный подъем, и к моменту объединения немецких земель в империю в 1871 году промышленная отсталость была ликвидирована.

На долю Германии уже приходилось 13% мировой промышленной продукции. Объем денежного обращения возрос с 6 млн марок в 1850 до 430 млн в 1870 гг. Обороты внешней торговли за этот период утроились.

Преодолению отставания Германии содействовала также пятимиллиардная контрибуция, полученная ею с побежденной Франции. Важную роль в экономическом подъеме Германии конца XIX в. сыграл захват Эльзаса и Лотарингии с их богатейшими запасами железных руд.

Население в последнюю треть XIX века возросло с 35 до 50 млн человек, общая численность промышленных рабочих выросла в 3 раза.

Сельское хозяйство страны сильно пострадало от аграрного кризиса конца XIX века, цены на зерно упали почти на 30%. Арендная плата, особенно в Пруссии, повысилась. Кризис ускорил интенсификацию сельского хозяйства.

И, если развитие промышленности Германии шло по проторенному Британией пути индустриализации, то в сельском хозяйстве был открыт другой, отличный от фермерского путь интенсификации, получивший название прусского, или юнкерского.

Суть его в том, что крупные поместья превращаются в «агрофабрики», на которых централизованно внедряются новейшие достижения сельскохозяйственной науки, в первую очередь агрохимии.

Особый упор также делается на механизацию труда — применение паровых плугов, культиваторов, молотилок и т.п. Крестьяне при этом переходят на положение фактически наемных сельхозработников.

Внедрялись сложные севообороты, расширилось использование техники, минеральных удобрений. Юнкера и гроссбауэры под защитой протекционистских тарифов и государственных субсидий сравнительно безболезненно переходили к интенсивным методам хозяйствования.

Государственная поддержка — законы об ограничении произвола ростовщиков, создании агрономических обществ, опытных станций и сельскохозяйственных школ — приносила пользу однако в первую очередь крупным землевладельцам. Мелкие хозяйства отставали в развитии и разорялись.

Аграрные проблемы подталкивали немецкие монополии к активным действиям на внешних рынках, стимулировали территориальную экспансию, порождали миграцию населения. Шел массовый отток населения в города, из восточных районов в западные, ширилась эмиграция на американский континент.

Бегство из деревень приводило к тому, что крупным хозяйствам становилось все труднее находить свободные рабочие руки. Юнкера призывали правительство принять чрезвычайные меры по удержанию рабочих рук в деревне, но эти призывы не получали поддержки в ландтаге (парламенте).

К концу эпохи свободной конкуренции Германия вышла на 1-е место в Европе по сбору картофеля и свеклы, производству сахара, крахмала и спирта.

Но внутренний рынок оставался все еще недостаточно емким, что толкало германскую промышленность к экспансии на международные рынки.

А запоздалое объединение немецких земель (вместе с поздней модернизацией промышленности) привело к тому, что Германия опоздала к территориально-экономическому разделу мира между великими державами.

Господствующие позиции юнкерства в государственном аппарате и армии не только не были экономически подорваны, но, напротив, даже укрепились, что еще более усилило опасность возникновения войны в Европе.

Все это, а также нехватка стратегического сырья (нефти, селитры, каучука) и ограниченность территории при стремительно растущем населении обусловили попытку Германии силового переустройства мирового территориально-экономического порядка.



Источник: http://biofile.ru/bio/38218.html

Refpoeconom
Добавить комментарий