№ 6. Афины: открытая модель греческого полиса

Афины и Спарта

№ 6. Афины: открытая модель греческого полиса

Афины

Афины были главным городом Аттики — области, расположенной на юге Балканского полуострова. Население Аттики постепенно объединялось вокруг Афин. Эта область была богата полезными ископаемыми (глиной, мрамором, серебром), но земледелием можно было заниматься лишь в небольших и немногочисленных долинах.

Главными источниками силы и богатства этого полиса были торговля и кораблестроение. Крупный портовый город с удобной гаванью (она называлась Пирей) быстро превратился в экономический, торговый и культурный центр. Афиняне, создав самый мощный в Элладе флот, активно вели торговлю с колониями, перепродавали полученные товары другим полисам.

В Афинах процветали науки и искусства, огромные средства затрачивались на градостроительство. В V в. до н.э. стал воздвигаться Акрополь — вершина древнегреческой архитектуры, центром которого был знаменитый храм Парфенон, посвященный Афине, покровительнице города. С Афинами связан расцвет древнегреческого театра. В Афины стекались знаменитые скульпторы, писатели.

Философы Платон и Аристотель создали там свои школы.

Политическая жизнь полиса развивалась по пути демократизации, через острую борьбу с родовой знатью. Первым шагом к созданию афинской демократии были реформы Солона, избранного в 594 г. до н.э. архонтом (высший орган управления в Афинах).

Сам великий законодатель заявлял, что цель его реформ — примирение враждующих группировок, сложившихся среди свободного населения. Прежде всего он запретил долговое рабство для афинян и объявил прежние задолженности бедняков недействительными, вернув им, таким образом, статус полноправных граждан.

Солон укрепил частную собственность, разрешив покупать, продавать и дробить земельные участки. Политические права граждан зависели не от родовитости, а от имущественного положения. Самые бедные могли только избирать членов народного собрания, но не быть избранными.

На зажиточных людей, обладавших полным объемом прав, были возложены довольно тяжелые, требующие больших расходов обязанности: они должны были строить суда, устраивать общественные праздники и зрелища. При Солоне возросла роль народного собрания.

Окончательно афинская демократия сложилась к середине V в. до н.э.

, когда выдающиеся политические деятели Эфиальп и Перикл усовершенствовали законы Солона, усилив позиции демоса: теперь все граждане полиса приобрели право избираться на высшие должности (кроме должности военачальника), «у нас каждый человек в отдельности может проявлять себя самодовлеющей личностью в самых разнообразных сторонах жизни» (из речи Перикла об Афинах, произнесенной в 431 г. до н.э.).

Народное собрание стало верховным органом власти и получило самые широкие полномочия: принимало законы, решало вопросы о войне и мире, заключало и расторгало договоры с другими полисами, избирало должностных лиц и проверяло их работу.

На собраниях, а их проводили 40 раз в год, все вопросы тщательно обсуждались, и каждый имел право высказать свою точку зрения. Не менее важным было и то, что все должностные лица избирались анием или по жребию и были подотчетны и сменяемы.

Как мы видим, многие принципы демократии, разработанные 25 веков назад, продолжают действовать и в наше время, превратились в своего рода вечные нормы жизни общества, которое заслуживает названия гражданского.

Спарта

Этот полис располагался на юге Пелопоннесского полуострова, в плодородной долине реки Эврот. Спартанское государство образовалось приблизительно к IХ в. до н.э. и сначала состояло из пяти поселений греков-дорийцев. Дальнейшая жизнь полиса протекала в непрерывных войнах с соседними общинами.

Спартанцы захватили их земли, скот, а население превратили в рабов-илотов. Кроме илотов, на спартанцев работали также периэки, живущие в округе, которые были лично свободны, но платили дань.

По преданию, вся жизнь в Спарте строилась на основе древнейших законов, введенных легендарным царем Ликургом.

Сами спартанцы (полноправные жители Спарты) были только воинами. Никто из них не занимался производительным трудом: поля спартанцев возделывали илоты. Вести торговлю могли только периэки, для спартанцев это занятие было запрещено, как и ремесло. В результате Спарта оставалась земледельческим полисом с замкнутой экономикой, в котором не могли развиться денежные отношения.

В Спарте сохранялись элементы жизни архаической родовой общины. Не допускалась частная собственность на землю. Земля была распределена на равные участки, которые считались собственностью общины и не подлежали продаже. Рабы-илоты, как предполагают историки, тоже принадлежали государству, а не отдельным гражданам Спарты.

Кроме того, в полисе господствовал принцип уравнительности, что было предметом гордости спартанцев, назвавших себя «общиной равных». «Какой смысл стремиться к богатству там, где своими установлениями о равных взносах на обед, об одинаковом для всех образе жизни законодатель пресек всякую охоту к деньгам ради приятной жизни» (греческий историк Ксенофонт о Спарте, 430-й — 353 гг. до н.э.).

Спартанцы обитали в одинаковых скромных жилищах, носили одинаковую простую одежду, лишенную украшений, золотые и серебряные монеты были изъяты из обращения. Вместо них имели хождение железные бруски. Легендарный царь Ликург ввел совместные трапезы, для устройства которых каждый должен был вносить свою долю (продуктами и деньгами).

Младенцев с физическими недостатками уничтожали. Мальчики с 7 до 20 лет получали довольно жесткое общественное воспитание. Достигнув совершеннолетия, они зачислялись в состав войска и служили до старости. Суровая, строжайшая жизнь Спарты напоминала казарму.

И это естественно: все преследовало одну цель — сделать из спартанцев мужественных и выносливых воинов.

Целям военизированного государства соответствовал и государственный строй Спарты. Во главе стояли два царя, выполнявшие обязанности военачальников, судей и жрецов, а также совет старейшин, состоявший из представителей знатных родов в возрасте не моложе 60 лет, и эфоры, своего рода контролирующий орган. В отличие от старейшин царей не избирали. Это было наследственное звание.

Цари имели большие привилегии, но не могли принимать решения без одобрения совета старейшин, который, в свою очередь, должен был опираться на мнение народного собрания. Но элементы демократии не получили развития в Спарте: народное собрание, хотя и считалось формально высшим органом, не имело большого влияния на политическую жизнь.

В отличие от Афин, на собраниях спартанцы не выступали с речами, не доказывали свою точку зрения, а криками выражали свое одобрение и неодобрение решения. Строй Спарты можно назвать олигархическим. Неизменность строя и архаичность обычаев поддерживались за счет строгой изоляции от других государств.

Историк Ксенофонт писал о том, что спартанцам нельзя было ездить за границу, чтобы граждане не заражались от чужеземцев легкомыслием.

Борьба за лидерство

Силы Афин и Спарты особенно окрепли в эпоху войн с Персией. В то время как многие города-государства Греции покорялись завоевателям, эти два полиса возглавили борьбу с, казалось бы, непобедимой армией царя Ксеркса и отстояли независимость страны.

В 478 г. Афины образовали Делосский морской союз равноправных полисов, который вскоре превратился в Афинскую морскую державу. Афины, нарушая принципы автаркии, стали вмешиваться во внутренние дела своих союзников, распоряжались их финансами, пытались устанавливать на территории других полисов свои законы, т.е. вели настоящую великодержавную политику.

Афинская держава в пору ее расцвета представляла собой весьма значительную силу: в нее входило около 250 полисов. Возвышение Афин, их претензии на роль центра древнегреческой цивилизации были восприняты Спартой как вызов, в противовес был создан Пелопоннесский союз.

К нему присоединились и мелкие, бедные полисы, и богатые, передовые в экономическом отношении Коринф и Мегары, которые тоже были обеспокоены растущим влиянием Афин.

В 431 г. до н.э. между двумя союзами началась жестокая, длительная война (27 лет), охватившая всю Грецию. Сначала перевес оказался на стороне Спарты, и решающую роль здесь сыграло не только то, что в ее распоряжении была прекрасно обученная, дисциплинированная армия.

Спарта заключила договор со своими недавними противниками — персами и получила от них большую денежную помощь, пообещав за это отдать греческие города в Малой Азии. На персидское золото спартанцы построили свой флот и разгромили морские силы Афин. В 404 г. до н.э.

Афины, осажденные войсками спартанцев, вынуждены были сдаться.

Победа Спарты над Афинами означала, в сущности, победу олигархии над демократией, которая установилась к тому времени в большинстве полисов. Правда, успех Спарты оказался недолговечным. Афины создали второй морской союз.

Против спартанцев вели борьбу и Фивы — богатый и могущественный полис. В 317 г. до н.э. фиванская армия разбила спартанскую. Пелопоннесский союз распался.

От Спарты отделились несколько давно принадлежащих ей областей, и теперь ее владения вновь ограничились пределами Лаконики.

Спарта, таким образом, была выведена из игры за гегемонию, но и попытки Фив, а потом Афин реализовать их великодержавные планы не привели ни к каким результатам.

Кризис полиса и кризис цивилизации

Поражение Спарты восстановило демократию в греческих полисах, вернуло им независимость, но возвращение к прежнему порядку вещей было лишь видимостью. Длительные кровопролитные Пелопоннесские войны ослабили не только Спарту, но и победившие полисы, а в итоге и всю Грецию. Но главное, полис еще в эпоху Пелопоннесских войн вступает в состояние кризиса.

IV в. до н.э. — это финал классической Греции, ее полисной системы, начало конца древнегреческой цивилизации в целом.

Первые попытки понять законы природы были, конечно, несовершенны с точки зрения современной науки, но важно другое: теории строения мира создавались не на основе мифов, а на основе научных знаний.

Мария НИКОЛАЕВА, ученица 10-го класса гимназии «Логос», Дмитров, Московская область

Источник: http://www.ug.ru/archive/7029

Полисное устройство: Спарта и Афины

№ 6. Афины: открытая модель греческого полиса

Ключевое слово, определяющее индивидуальную особенность Древнегреческой цивилизации — полис.

Полис это греческая разновидность города-государства, в состав которого входили столица – собственно сам город и прилегающие к нему территории. По занимаемой территории типичный греческий полис был небольшим поселением (100-200 кв. км.

), где может проживать от 5 до 10 тыс. человек. Самыми крупными полисами были Спарта и Афины, население которых составляло до 200 тыс. человек.

В греческом полисе как городе-государстве рано исчезла царская власть (за отсутствием реальной надобности), была существенно ущемлена роль аристократии и жречества, а мелкий и средний незнатный собственник (крестьянин, ремесленник, купец) вышли на первый план общественной жизни.

Город-государство полис это сообщество свободных граждан-собственников, гражданская община, ядром которой был город с прилегающей деревенской округой хорой. Главным жизненным пространством полиса, его центром считалась агора рыночная площадь.

Здесь проходили народные собрания, люди продавали свои товары, покупали, обменивались информацией, занимались политикой. В полисе имелась цитадель, которую греки называли акрополем, т.е. верхним городом. Это была, как правило, укрепленная часть города, находившаяся на холме.

Здесь хранилась государственная казна полиса, храмы олимпийских богов и героев, гимнасий место для спортивных упражнений молодежи.

Греки не представляли себе нормальной человеческой жизни вне полиса. Лишь такой образ жизни они считали достойным свободного человека, настоящего эллина и в этом они видели свое отличие от всех варварских народов. Жители полиса составляли одну общину-полис.

В отличие от Востока в общину-полис входило не только сельское, но и городское население. Членом общины мог стать каждый при условии, что он должен быть греком по национальности, свободным и владеющим частной собственностью. Все члены общины обладали политическими правами, могли заниматься государственной деятельностью.

Поэтому греческий полис и называют гражданской общиной. Внутри полиса постепенно формировалось гражданское право, т.е. складывались своды законов, определяющие права и обязанности членов полиса, которые составляли основы полисной солидарности. Граждане на деле ставили интересы полиса выше личных.

Так повинностью зажиточных людей (литургия) в пользу полиса выступала как почетная обязанность. Бедные в полисе могли жить за счет богатых. Полис занимался не только внутренними делами, но и мог вести внешнеполитическую деятельность, имел собственную армию.

Все граждане полиса были потенциальными воинами, членами полисного ополчения, бравшимися за оружие в случае необходимости. Таким образом полноправный член полиса соединял в себе гражданина, собственника и воина.

Для греческого полиса была свойственна автаркия (самодостаточность): экономическую основу жизни полиса обеспечивало сельское хозяйство, которым занимались его граждане, они же решали гражданские и военные вопросы, встающие перед городом-государством.

Для полиса были характерны 2 типа правления: олигархическое (власть меньшинства) и демократическое (власть большинства). Двумя основными факторами развития греческой демократии были: высокое значение народного собрания и выборность власти.

По своей социальной структуре полис делился на три слоя: полноправные граждане члены общины-полиса; не члены полиса крестьяне, потерявшие землю и метеки (иностранцы); рабы (рабами становились только военнопленные).

Рабство в Греции воспринималось как нечто естественное, а свобода считалась даром, доступным далеко не всем людям.

Полисы достигли своего расцвета на рубеже VI – V вв. до н. э . К этому времени Греция представляла собой множество отдельных небольших городов-государств. Относительно устойчивые и крупные объединения полисов возникли во время войн с Персией. Их возглавили два самых могущественных полиса – Афины и Спарта, причем каждый из них развивался особым путем.

История Афин это история становления демократического полиса.

Поначалу монополия на власть принадлежала в Афинах родовой знати (евпатридам), которые входили в ареопаг (совет) высший коллегиальный орган власти, политику которого осуществляли три высших должностных лица архонты, в своей деятельности совещавшиеся с собранием старейшин, представителей знатных аристократических родов.

Народное собрание теряло свою силу, и свободные граждане полиса постепенно стали превращаться в зависимых от знати, что вело к обострению социальной напряженности в полисе. В начале VI в. Афины были на грани гражданской войны, избежать которой удалось благодаря реформам Солона, обедневшего евпатрида, избранного архонтом, в 594 г.

Солон запретил долговое рабство, ранее попавшие в рабство за долги объявлялись свободными, задолженности за землю аннулировались, и была ограничена продажа земель в одни руки. Политические права свободных членов полиса определялись в зависимости от имущественного ценза. Так, бедные могли избирать, но не быть избранными на высшие должности.

Возросла роль народного собрания, которое теперь собиралось 40 раз в год. В противовес аристократическому ареопагу был создан Совет из 400 граждан. При Солоне был также введен суд присяжных.

Далее в ходе борьбы демократии и аристократии определился целый ряд важных демократических принципов, одним из которых было местное самоуправление, которое закрепила Конституция Клисфена. В 509-507 гг. до н.э.

архонт Афин Клисфен своей административно-территориальной реформой упразднил старую родоплеменную организацию общества, введя разделение населения на 10 новых территориальных фил, от каждой из которых отбиралось по 50 человек в Совет, созданный еще Солоном. Клисфену удалось уравнять в правах коренных граждан и метеков. При нем в Афинах появился политический обычай — остракизм (суд черепков) когда сами граждане с помощью процедуры, схожей с прообразом тайного ания, определяли угрожает ли кто-нибудь афинской демократии. В середине V в. вследствие реформы афинского стратега Перикла все граждане полиса обрели право избираться на любую должность, кроме должности военачальника.

Иной вариант развития полиса дает Спарта. В историографии Спарту называют военизированным государством. Основой, на которой зиждилась община равных (спартиатов) были рабы-илоты. Кроме них на спартанцев работали периэки (живущие вокруг), лично свободные, даже привлекаемые во вспомогательные отряды пехоты, но не имеющие политических прав жители Спарты.

Положение жителей Спарты было строго определено. Сами спартиаты полноправные члены полиса, были только воинами и не занимались производительным трудом или торговлей. Ремесло и торговля считались уделом периэков, а сельскохозяйственный труд рабов-илотов. В Спарте не было частной собственности на землю. Вся земля была поделена на 9 тыс.

участков (соответственно числу полноправных граждан полиса), каждый из которых вместе с проживающими на нем илотами передавался одному спартиату. Спартой правили два царя-военачальника. Царям принадлежали некоторые жреческие и судебные функции.

Большой вес имел совет старейшин (герусия) из 30 человек, куда входили оба царя и 28 выборных геронтов в возрасте не моложе 60 лет. По сути совет старейшин выполнял и законодательные и исполнительные функции. Народное собрание имело право лишь соглашаться или не соглашаться с предложениями совета старейшин.

Контроль за деятельностью царей и герусий (и всех спартиатов) осуществляли эфоры, выбираемые ежегодно по одному из каждых пяти спартанских селений. Таким образом, Спарта дает нам пример олигархического правления.

В ходе Греко-персидских войн родилось соперничество между Афинами и Спартой. Весь греческий мир разделился на два непримиримых лагеря: сторонников Афин, возглавлявших Делосский морской союз (478 г. до н.э.

), а затем Афинскую морскую державу (250 полисов), и сторонников Спарты, создавшей в противовес Афинам Пелопоннесский союз, в который кроме небольших полисов вошли богатые Коринф и Мегары. В 431 г. между этими союзами началось война, которая длилась 30 лет, и в которую были втянуты практически все греческие полисы.

В конечном итоге победа досталась Спарте, но эта война ослабила не только Афины и Спарту, но и всю Грецию. Проиграла не только демократия, но и олигархия, не только побежденные, но и победители.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/12_179421_polisnoe-ustroystvo-sparta-i-afini.html

История экономики

№ 6. Афины: открытая модель греческого полиса

№ 1. Основные черты «неолитической революции».

№ 2. Азиатский способ производства.

№ 3. Экономическое развитие Древнего Египта.

№ 4. Особенности экономического развития Месопотамии и Индии в древности.

№ 5. Средиземноморская колонизация – предпосылка возникновения экономики, ориентированной на рынок.

№ 6. Афины: открытая модель греческого полиса.

№ 7. Спарта: закрытая модель греческого полиса.

№ 8. Геоэкономические предпосылки возникновения империй.

№ 9. Персидское царство как классический тип империи.

№ 10. Средиземноморский империализм.

№ 11. Расцвет античного рабства: экономика Рима.

№ 12. Кризис рабовладельческой системы.

№ 13. Особенности речных цивилизаций.

№ 14. Особенности античной экономики.

№ 15. Хозяйство Афинского полиса.

№ 16. Особенности Римского типа аграрно-рабовладельческого хоз-ва.

№ 17. Предпосылки экономического могущества Древнего Египта.

№ 18. Особенности экономического развития Финикии.

№ 19.Направления и задачи великой греческой колонизации8-6вв дон.э.

№ 20. Реформы Солона.

№ 21. Охарактеризуйте Персидскую империю Ахеменидов.

№ 22. Экономические последствия Пунических войн.

№ 23. Особенности организации труда в латифундиях и эргостериях.

№ 24. Основные виды хозяйств, использующих труд рабов, в ранней Римской империи.

№ 25. Роль заморской экспансии в развитии и гибели Римской империи.

№ 26. Классический феодализм во Франции (11 – 13 вв). Реформы Карла Великого.

№ 27. Особенности феодализма в Англии.

№ 28. Возникновение абсолютных монархий.

№ 29. Экономические последствия крестовых походов и образование двух кругов европейской морской торговли.

№ 30. Вызревание элементов рыночной экономики на «лотарингской оси».

№ 31. Предпосылки и экономические последствия Великих географических открытий.

№ 32. Нидерландская революция 1566 – 1609 гг и экономическое лидерство Голландии в 17 веке.

№ 33. «Революция цен» и социально-экономическая дифференциация Европы.

№ 34. Французский меркантилизм.

№ 35. Экономическое положение непосредственных производителей при феодализме и рабстве – крепостного крестьянина и раба.

№ 36. Сущность и значение «коммунальных революций».

№ 37. Особенности организации ремесел в 11 – 12 веках.

№ 38. Типы феодального хозяйства и их общая экономическая база.

№ 39. Причины превращения повинностей и дани в феодальную ренту.

№ 40. Особенности феодальной экономики Германии.

№ 41. Роль ганзейского союза в развитии международной торговли.

№ 42. Левантийская торговля и ее значение для стран Западной Европы.

№ 43. Развитие биржевого и банковского дела в 14 – 15 веках.

№ 44. Мануфактура как новая форма организации производства: формы и значение.

№ 45. Развитие методов учета в средние века.

№ 46. Результаты и последствия Тридцатилетней войны в Европе.

№ 47. Роль Голландской Ост-Индской компании в развитии международной торговли.

№ 48. Причины и последствия развития рассеянной мануфактуры в Англии в 17 веке.

№ 49. Огораживание и его роль в формировании предпосылок для развития капитализма в Англии.

№ 50. Назовите причины потери Голландией роли мирового лидера в 18 веке.

№ 51. Сущность и основные этапы промышленного переворота в Англии.

№ 52. социально-экономические последствия промышленного переворота в Англии.

№ 53. Особенности промышленного переворота в континентальной Европе.

№ 54. Экономическое развитие британских колоний в Северной Америке.

№ 55. Предпосылки промышленного переворота в Америке.

№ 56. Экономическое развитие США после Гражданской войны.

№ 57. Вторая технологическая революция: основные нововведения и структурные сдвиги.

№ 58. Вторая технологическая революция: монополизация промышленности.

№ 59. Вторая технологическая революция: страны-лидеры и основные формы капиталистических монополий.

№ 60. Империалистическая экспансия западных держав в 19 – начале 20 вв.

№ 61. Имперская модернизация Японии в эпоху Мэйдзи.

№ 62. Особенности промышленного переворота в Бельгии.

№ 63. Специфика промышленного переворота во Франции в конце 18 – середине 19 вв.

№ 64. Индустриализация Германии в конце 19 века. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Источник: http://www.finacount.ru/dnos-76-1.html

Древняя Греция. Arzamas

№ 6. Афины: открытая модель греческого полиса

Кажется, мы знаем про Древнюю Грецию всё. Нам же ещё в школе рассказывали: Парфенон, 300 спартенцев, слепой Гомер с «Илиадой» и «Одиссеей». Но ведь спартанцев было гораздо больше, Парфенон служил Центробанком. Да что там, такой страны Древней Греции со столицей в Афинах никогда не было.

А Троянскую войну и Александра Македонского разделяет столько же времени, сколько нас с Князем Владимиром.Давайте попробуем разобраться, что к чему в античной Греции чуть быстрее, чем за пару тысяч лет.3716 лет назад в Египте уже стоят пирамиды. Вавилон — первый мегаполис мира, где есть всё, даже прототип Вавилонской башни.

А на острове Крит расцветает загадочная цивилизация. У них уже есть многоэтажки, трехэтажные дворцы с канализацией, водопроводом и даже бассейнами. И совсем нет крепостных стен. Похоже, критяне живут относительно спокойно: разглядывают цветочки, голубых обезьян и красивых женщин. Те ходят с открытой грудью, а мужчины носят набедренные повязки или юбки.

Еще у них есть флот и письменность. Из этих надписей мы могли бы многое узнать, но расшифровать их пока никто не может.Тем временем, на острове Фера — это нынешний Санторини, теперь там свадебный рай. Самое сильное извержение в истории Европы. Часть Феры уходит под воду. Видимо, так родился миф про Атлантиду.

Стометровый цунами, облака пепла на тысячу километров вокруг. От извержения Крит уже не оправится.Вскоре сюда приходят захватчики. На когда-то мирном острове появляются бронзовое оружие и таблички на другом языке. Их расшифровали совсем недавно. Оказалось, это самый ранний вариант греческого.

На нем говорили воинственные племена, которые в начале 2-го тысячелетия заселили соседнюю Грецию, и построили там Фивы, Афины, Микены, Пилос. Только эти города уже прячутся за 6-ти метровыми стенами. Жизнь тут совсем не мирная.Через несколько веков греки и сами не поверят, что это построили их дедушки.

И будут рассказывать, что стены сложили циклопы, а на Крите до них вообще не было никакой другой цивилизации. Мол, и 3-х этажные дворец — греческий, и флот — греческий, и даже минотавр наполовину бык, а наполовину грек. И никого не смущает, что игры с быком, чисто критское развлечение. Греки виртуозно присваивают всё, что встречают на своём пути.

И будут делать так еще тысячу лет.Завоевав Крит они овладевают и морями. Плавают и богатеют. В роскошных гробницах в Микенах кучи золота. Почти все таблички с письмом — это бухгалтерские отчеты. Микены — это тот самый город, который воевал в строе в «Илиаде» Гомера. Еще полтора века назад считалось, что это сказка.

Пока российский подданный, миллионер и археолог-любитель Генрих Шлиман не раскопал и Микены, и Трою. Теперь тут стоит легендарный Троянский Конь высадивший микенский десант в тылу врага. Археологи действительно нашли в Трое следы пожаров и разрушений случившихся около 1200 года.Но примерно в это же время в упадок приходят вообще все поселения от Трои до Ашкелона.

На Средиземноморье сплошным фронтом наступают варварские племена.Следующие 300 лет называют тёмными веками. Исчезает письменность. Нам нечего прочитать о том, что тогда происходило. К счастью, у нас есть Гомер. Все слышали о слепом поэте, авторе «Илиады» и «Одиссеи» — самых первых произведений европейской литературы.

На самом деле, мы не знаем как он выглядел, когда жил, и вообще был ли это один человек. Нам важно другое: записали «Илиаду» и «Одиссею» уже после умных веков. Но быт героев именно из того времени. Например, Одиссей — царь только потому, что у него больше коз и свиней. Его дворец — деревянный сарай за частоколом с кучей навоза у входа.

Его отец спит на земле в куче золы вместе с рабами. Все герои неграмотные, вместо денег — быки. Не очень похоже на Крит и Микены с 3-х этажными дворцами, правда? Так что случилось?Микенскую цивилизацию уничтожают дорийцы, тоже греки, но совершенно дикие. Спустившись с гор на севере Балкан они заселяют Пелопоннес, Крит и доплывают до Родоса.

Прежнее население либо укрывается в горах, либо бежит на Восток. Из всех достижений предыдущей цивилизации дорийцы оставят только самое необходимое: корабль с парусом и гончарный круг. Лишь спустя сотню лет их керамика начинает покрываться простейшими узорами. И только через 4 века появятся самые примитивные изображения людей и животных.Примерно тогда же, на рубеже 9 и 8 веков до нашей эры греки переняли у соседей финикийцев совершенно новый алфавит, не похожий на линейное письмо Крита и Микен. Узнаете современные греческие буквы?

Туман тёмных веков наконец рассеивается.

Только здесь начнётся привычная нам Древняя Греция. Страна — которой на самом деле никогда не было. Это не государство с едиными границами и столицей, а много очень разных и совершенно независимых друг от друга городов, полисов. Как это получилось? Это у Чехова в Греции всё есть. На самом деле, нет ничего. Греция — это море и горы, разделяющие её на отдельные клочки.

Лишь немногие из них пригодны для земледелия. Зерно сразу приходится импортировать, но почему бы тогда не выращивать его самим? Там за морем?Так начинается Великая Колонизация. Если верить первым историкам, один только Милет основал 90 колоний. Среди них даже нынешняя Феодосия и Керчь.

Заселяется и каблук итальянского сапога, так туда попадает алфавит, который позже станет латинским и захватит мир. Греческая цивилизация раскидывается от нынешнего Ростова-на-Дону до нынешнего Марселя — туда привозят виноградную лозу, из которой потом вырастет французское виноделие.

Амфоры, осколки которых теперь разбросаны от Гибралтара до Грузии, это не предмет декора, а контейнеры для зерна и сосуды для вина. Его, кстати, разбавляли водой 1/3 и только варвары пили чистоган. Чтобы торговать было удобно, появляются монеты, как и алфавит, их заимствовали у соседей.

По словам Платона за пару сотен лет греки расселились вокруг средиземного моря как лягушки вокруг болота. Почти не участвуют в колонизации только два полиса: Афины и Спарта. Спартанцы — потомки тех самых воинственных дорийцев, уничтоживших микенскую цивилизацию. Они решили земельный голод иначе: захватили соседей — огромную, плодородную области Месинию.

Всех её жителей объявили илотами — чем-то средним между рабами и крепостными. Их было гораздо больше, чем самих спартанцев.Так Спарта из обычного полиса становится военным лагерем. задача которого не дать поднять восстание.В Афинах тоже всё по-другому. Борьба за землю привела к тому, что аристократии и народу пришлось договариваться.

Из этого потом возникнет демократия, но сначала у власти окажутся тираны. Греческий тиран не обязательно терроризирует народ Демос, скорее наоборот, часто это аристократ который враждует с другими аристократами.Поэтому, он обещает простым людям хорошую жизнь, и пользуясь их поддержкой захватывает власть силой. Теперь вся энергия тирана уходит на удержание власти.

Поэтому он ничего не реформирует, а просто выгоняет конкурентов-аристократов из полиса. Чтобы отвлечь внимание народа, тираны придумывают новые праздники и культы. А недовольных можно сварить в медном быке.Но всех не сваришь. Тиранов свергают, и ослабленная аристократия пытается договориться с народом. Так рождается греческая демократия.

Если бы древний грек посмотрел на современную демократию, он бы произнёс только одно слово «Олигархия». Их демократия была прямой, то есть никаких депутатов. Если в полисе 6 тысяч граждан — все они имеют право участвовать в народном собрании. Правда граждане это меньше четверти всех жителей минус рабы, минус женщины, минус трудовой мигранты метеки.

К середине 6 века самыми развитыми оказываются не Афины и Спарта, а Полисы-ионии — они раньше всех осваивают инновации восточных соседей: алфавит, деньги, математику, флот и сложную торговую логистику. Тем временем, под боком у них неожиданно возникает угроза, огромная Персидская Империя. В 499 году у Милета всё еще есть надежда сохранить независимость и он оказывает сопротивление.

На помощь приходят Афины. Но ничего не получается, персы сжигают Милет и решают идти дальше. Попытки покорить Грецию растянулись на 20 лет. Как это было, мы знаем благодаря первому историку Геродоту, он сообщает: за персов воевало не меньше греческих полисов, чем на стороне Афин и Спарты. Как им удалось победить?Первая причина: военная инновация.

В битве при марафоне греки использовали фалангу — регулярное построение пехоты в несколько шеренг. Геродот говорит, что персы потеряли 6400 человек, а афиняне всего 192 плюс одного гонца, который бежал в Афины 42 километра, чтобы сообщить о победе. После чего немедленно умер.Вторая причина уже стала мемом.

В Фермопильском ущелье 300 спартанцев под предводительством царя Леонида на 3 дня остановили сотни тысяч персов. Правда вместе с ними натиск сдерживают еще несколько тысяч греков из других полисов и те самые полукрепостные илоты, но всё-равно дело в спартанском духе. Не зря уже пару веков они даже в мирное время живут в казармах.И третья причина — флот.

Недалеко от Афин нашли залежи серебра. Потратить их можно было как угодно, но демократическим анием их решили пустить на постройку двухсот триер — очень быстрых и маневренных боевых кораблей с тремя рядами вёсел. Благодаря флоту греки разбивают персов в решающей морской битве, а за ней следует и победа на суше.Греки переходят в контрнаступление.

Одновременно с этим, сицилийские греки разбивают своих давних соперников — Карфаген. Так разрозненные полисы отстояли территорию, на которой родилась классическая греческая культура.Чтобы окончательно разгромить Персию и освободить полисы в Азии, Афины создают морской союз. Теперь они наконец становятся центром греческого мира.

Полторы сотни городов, вот только некоторые из них согласились ежегодно выплачивать взнос на содержание общей армии флота. Казну хранят на Делосе — священном острове Аполлона. Но довольно скоро, конечно для больше финансовой надёжности, покровителя предлагают сменить на Афину.

Догадайтесь, в каком полисе у неё открывается представительство?Самая элитная недвижимость 5 века до нашей эры с лучшим видом во всей Греции — Парфенон, строится не столько как храм, сколько как центробанк, где скоро оказывается вся союзная казна. Без этих денег не было бы всей греческой классики.Скульптуры, драмы, архитектуры, философии.

Во главе нового финансового центра стратег и оратор Перикл. Он заключает 30-ти летний мир со Спартой, восстанавливает разрушенный персами Акрополь, тянет крепостные стены до порта — его впервые перестраивают по регулярной планировке, без которой не было бы ни Петербурга, ни Нью-Йорка.Где деньги — там и лучшие умы. Скульптор Фидий увековечивает Грецию в камне.

Философ Анаксагор высказывает возмутительную идею: солнце — это не Бог Гелиос на колеснице, а горячее тело размером с полуостров Пелопоннес. Вся великая культура создаётся за какие-то пол века.Счастью Афин страшно завидуют другие полисы, особенно Спарта и её союзники.Холодная война между ними тлела ещё с победы над персами и в 431 году превратилась в горячую.

Спартанцы с союзниками осаждают неприступные Афины. Жители прячутся за стенами. Перебоев с продовольствием нет. Из Африки морем завозят зерно, но вместе с ним толи тиф, толи чуму. В городе начинается мор. Погибает даже сам Перикл. Ему на смену приходит демагогия, кто больше наобещает, того и выбирают стратегом.

Так во главе афинской армии и флота становится Алкивиад — беспринципный племянник Перикла. Его идея — маленькая победоносная война. Давайте всё бросим, и поплывём на Сицилию, как-будто мало нам разборок со Спартой. Флот готов, но ночью накануне экспедиции происходит необъяснимое. По всему городу кто-то отламывает у статуи Гермеса всё самое выдающееся.

Полис в негодовании, в провокации обвиняют Алкивиада, вызывают его в суд, но тот бежит в Спарту и просит там политического убежища.Главный стратег теперь консультирует врага, союзники один за другим выходят из игры, знаменитый флот разбивают. Афины соглашаются на унизительный мир, с условием срыть крепостные стены. Оскорбление Гермеса разбили всё могущество Афин.

Зато на этом мрачном фоне расцветает классическая трагедия, и комедия. Три великих трагика Эсхил, Софокл и Еврепид и комедиограф Аристофан создают пьесы которые ставят и сегодня. Хотя писали они их в полной уверенности, что первая постановка будет единственной. Так тогда был устроен театр. Зато увидят её тысячи людей, не то, что сейчас.

Античная драма всегда была про актуальные события, вот и получалось, что чем хуже дела в городе, тем лучше для культуры.Победителей в Пелопоннесской войне нет. В упадок приходят все полисы Греции. Зато неожиданно хорошо идут дела у македонцев — дальних родственников греков, которых те всегда считали чуть ли не варварами.

А тут на заработки в Македонию отправляется даже великий философ Аристотель. Там он работает репетитором у одного очень талантливого мальчика. Папу мальчика зовут Филипп, это он укрепляет македонское царство. И в 338 году разбивает коалицию греков, и объединяет почти всю Грецию в единый союз, чтобы окончательно разобраться с персами. Но Филиппа убивают, и дело отца продолжает Александр Македонский. Он молниеносно вторгается в Азию, разбивает войско персидского царя Дария, но не возвращается домой, а доходит до Индии.Так рождается новый мир эллинистический — греческая и восточная культура смешиваются в единое целое. Модель полиса шагает по миру, везде появляются города Александрии но уже без всякой демократии. Все чиновники в Азии говорят по гречески, зато в Европе к старым Богам на Олимп подселяются новые, с явными восточными чертами.Самого Александра в Египте объявляют Богом. Он в восторге и теперь принимает только послов которые ездят не к земным царям а к Богам в Дельфы. Протокол обязывает всех, по восточному обычаю, падать ему в ноги. Можно только гадать чем бы это закончилось, найдены греческие декреты призывающие распространять Буддизм.Но Александр умирает молодым, а место его смерти Вавилон — становится столицей Империи, которая тут же начинает трещать по швам.

Пока последователи Александра, их называют эпигонами, воюют между собой, на Западе растет новая амбициозная держава. В 146 году Рим завоёвывает Грецию, а в тридцатом последний оплот эллинизма — Египет. Но греческая культура побеждает и здесь, и с римской экспансией окончательно разносится по миру.

Теперь римляне по гречески читают «Илиаду» и «Одиссею» а потом так же по гречески будут читать Новый Завет. В 330 году на месте старой греческой колонии Византия император Константин построит новый город — Константинополь.

Так начнётся история византийской империи, которая продлит жизнь греческой культуры на следующую тысячу лет, и оставит нам в наследство еще несколько подарков. Например, еще один алфавит — НАШ.

Источник: https://pikabu.ru/story/drevnyaya_gretsiya_arzamas_6549480

1.Афинская (демократическая) и спартанская (олигархическая) модели греческого полиса (сравнительный анализ)

№ 6. Афины: открытая модель греческого полиса

Сначала общиеразличия – потом подробно.

В книге С.В. Новиковаполитических стройАфин назван «рабовладельческойдемократией»,Спарты –«рабовладельческой олигархией». Такаяформулировка очень точно подчеркиваетто, что в обоих полисах демократияраспространялась на избранных, награждан, разница же заключалась в том,что количество полноправных граждан вафинском полисе было намногобольшим, нежелив Спарте.

Основное отличиеэкономик двух государств – это отношениек частной инициативе.Ее подавлениев Спарте обусловило экономическуюотсталостьданного полиса, а вниманиек частному собственнику и его нуждам вАфинах – их хозяйственное процветание.

Одна(модель государства) предполагалабольшую рольгосударства во всех сферах общественнойжизни и сохранение множества пережитковродового строя(Спарта),а вторая – развитиегуманизма, демократии и личной инициативы.(Афины)

Афины:возникновение здесь государственностиотносят к 8 – 7 вв. до н.э.

Особенностьформирования полисного строя являетсяминимальная роль военных завоеваний,связанных с порабощением соседнихплемен.

Влияниевысоко развитой ахейской культурысыграло важную роль в истории Афин,где принципы гуманизма и демократиивпоследствии стали играть очень важнуюроль.

Уафинян, основной задачей была заботао демосе, стоитвспомнить таких выдающихся государственныхдеятелей, как Солон, Клисфен или Перикл,которые нередко ущемляли интересы знатиради защиты интересов демоса.

Классы:деление на аристократов-эвпатридов,ремесленников-демиургов ипростолюдинов-гоморов (демос), неравноправных между собой. Здесь, однако,социальнаямобильность была гораздо большей, нежелив Спарте. (дажесамые низкие соц. слои типо чужеземцев-метековмогли разбогатеть и повысить свойстатус).

Социальнаядифференциация оставалась очень высокойи после реформ Драконта, при которомвысшая мера наказания – смерть –вводилась за любое посягательство направо частной собственности (важноотметить колоссальное различие в системеценностей у афинян и спартиатов –последние презирали частную собственность).

Афиняне следили за тем, чтобы на собранииприсутствовало не менее 6000 человек,причем для того, чтобы собирать такоеколичество населения, была созданаспециальная полиция.

Из вышесказанноговидно, что афинскоенародное собрание было более плюралистичным,чем спартанское,кроме того, очевидна большаязаинтересованность афинян в делахгосударства.

Иначедело обстояло в Афинах – здесьглавенствовалиидеи частной собственности.Даже совсем не знатные люди (например,метеки) могли здесь стать богатыми,занимаясь ремеслом, торговлей илиростовщичеством.

Стоитвспомнить и литургии — особые повинности,налагавшиеся только на богатых людей,которые на свои средства должны былистроить военные корабли, устраиватьтеатральные зрелища и т. п.

Гражданеимели право на владение земельнымучастком, занятия любыми видамихозяйственной деятельности (впротивоположность Спарте с еегосударственными запретами).

Спарта:Социальнаяструктура Спарты отличаласьвысокой степенью замкнутости социальныхгрупп и минимальной социальноймобильностью.Граждане составляли общину спартиатов.

Это была очень замкнутая социальнаягруппа, в которую не допускалисьпосторонние и вероятно их число никогдане превышало 9 тыс. чел.

Членами общиныстановились только мужчины, родившиесяв Спарте, все они служили в армии и моглиать в народном собрании.

Община спартиатовизвестна под названием «община равных»,что говорит о том, что в Спарте имеламесто попытка реализации «протосоциалистическихидей». Отчастиэто верно, но стоит сказать, что спартанскоеобщество никогда не пыталось распространитьмодель организации «общины равных» навсе население.

Были 3 классанаселения: спартиаты (полные права +участие в политической жизни), периэки(невозможность участвовать в политическойжизни, люди 2го сорта, однако толькоони могли владеть частной собственностью(остальная собственность считаласьгосударственной), владели клерами, накоторых батрачили илоты), илоты (рабы,которых не считали за людей,пользовалисьдовольно большой хозяйственнойсамостоятельностью,но они вместе с землей, на которойработали, являлись госсобственностью(могли распоряжаться излишками), несмотряна щадящее отношение к ним частовосставали.

Еще 1 отличие Спартыот Афин: полисусвойственна особенно сильная внутренняянапряженность.

В Спарте существовали два царских рода,два царя всегда правили вместе, главнойих обязанностью было возглавлять армиюво время войны, в мирное же время царскаявласть исполняла лишь религиозныеобязанности.

Это говорит о нежеланииспартиатов сосредотачивать власть водних руках, об их стремлениик политическому равновесию.

Но обсуждение законови их принятие в Спарте значительноотличалось от аналогичного процесса вАфинах, где «каждый гражданин имел правовыступать и ать в народномсобрании» народноесобрание Спарты «чаще всего без обсужденияодобряло криками … решения» советастарейшин.

Однако это отнюдь незначит, что апелла не могла влиять наполитические решения и слепо следоваларешениям герусии,была предусмотрена и процедураания, когда члены народногособрания расходились в разные стороны,демонстрируя свое согласие или несогласиес обсуждающийся вопросом.

В таком случае«на глаз определялось, на чьей сторонебольшинство». Такие порядки никакнельзя назвать недемократичными.

Основноеотличие спартанской социально-экономическойсистемы состоит в том, что населениебыло сковано узкими рамками так называемых«законов Ликурга», которые регламентироваливсю жизнь спартанцев до мельчайшихдеталей, запрещали любую роскошь, житьпредписывалось по-спартански, безизлишеств.

Для того чтобысделать невозможным имущественноерасслоение, государство и запрещалоспартиатам заниматься ремеслом иторговлей.Интересно, что спартиаты даже сознательнотормозили развитие товарно-денежныхотношений – внутри полиса вместо удобныхмонет использовались тяжелые железныекруги (оболы).

Иными словами, вСпарте имело место быть невероятнобольшое вмешательство государства вэкономику.

Источник: https://studfile.net/preview/4343948/

Конспект

№ 6. Афины: открытая модель греческого полиса

Ключевые слова конспекта: полисный период, Афины, темные века, гомеровский период, архаическая Греция.

История Греции после дорийского вторжения начинается практически заново. Снова происходит разложение первобытнообщинных отношений, формирование государственности, возрождение материальной культуры.

Полисный период (XI—IV вв. до н. э.) — второй период в истории Древней Греции. Этническая консолидация греческого мира. Становление, расцвет и кризис полисных структур с демократической и олигархической формами государственности. Высшие культурные и научные достижения древнегреческой цивилизации.

Полисный период делится на:

  1. Гомеровский (предполисный) период, «тёмные века» (XI—IX вв. до н. э.). Народы Греции вновь оказались на стадии родового общества, т.к. дорийцы находились на стадии разложения первобытнообщинного строя. Была забыта письменность, прекратилось каменное строительство, пришли в упадок ремесла.
  2. Архаическая Греция (VIII—VI вв. до н. э.). В Греции заново возникают небольшие государства — полисы — это особый тип государства, в территорию которого входил город, расположенные вокруг него поселения, усадьбы богатых землевладельцев, сельскохозяйственные угодья. Центром полиса был город. Здесь не было царей, власть находилась в руках знати, которая выбирала на определенный срок правителей. По мере развития производительных сил и обмена появляются рабы (пленные).
  3. Классическая Греция (V—IV вв. до н. э.).

Растущая потребность полисов в земле, сырье, рабочей силе способствовала великой греческой колонизации (VIII—VI вв. до н. э.). Было основано около 300 колоний по берегам Средиземного и Черного морей. Направления колонизации:

  •  Западное — колонии Тарент, Капуя (Италия), Сиракузы (о. Сицилия), Массилия (юг Франции).
  •  Южное и юго-восточное — колонии Навкратис, Кирена (Африка).
  •  Северо-восточное — колонии Танаис (устье р. Дон), Пантикапей (Крым) и др.

Последствия колонизации:

  •  развитие кораблестроения и мореплавания, торговли;
  •  улучшение положения трудового населения;
  •  рост значимости средних слоев населения.

Полис Афины

Наиболее крупными полисами были Спарта и Афины. В Афинах (Средняя Греция, Аттика) зародилась аристократическая олигархия (власть немногих). Граждане Афин делились на эвпатридов (рабовладельческая аристократия) и демос (рядовое земледельческое население). Не являлись гражданами метеки (переселенцы из других полисов) и рабы.

Полисом управляли девять архонтов — высшие должностные лица из числа знати, избираемые сроком на один год. По окончании срока полномочий архонты становились членами ареопага — орган управления в Афинах, осуществлявший высшие судебные и контролирующие функции. Архонтами и членами ареопага могли быть только аристократы.

 Народное собрание (экклесия) в этот период особого значения не имело. Демос в управлении не участвовал.

Пришедший к власти в Афинах Драконт ввел смертную казнь за многие правонарушения, даже такие мелкие, как кража еды (621 г. до н.э.).

  Позже драконовский свод законов был существенно переработан архонтом Солоном, который провел реформы: простил долги, запретил обращать в рабство за долги (594 г. до н.э.).

Все мужчины — уроженцы Аттики были поделены на 4 разряда и стали называться гражданами афинского государства.

Регулярно созывалось Народное собрание, в котором участвовали все граждане. На нем решались все важные вопросы и выбирались должностные лица: стратеги, судьи и др. Судьи выбирались независимо от богатства и знатности. Вводилась обязательная военная служба.

Дальнейшие реформа провел архонт Клисфен (509 г. до н.э.). Аттика была разделена на 10 территориальных фил, на смену кровнородственному принципу пришел территориальный принцип административного деления.

Был образован Совет пятисот. Введен институт остракизма (т.н. суд черепков) — форма тайного ания, когда на черепке голосующий писал имя человека, подозреваемого в стремлении в свержении демократии. Осужденный большинством подвергался изгнанию сроком на 10 лет без конфискации имущества.

Это конспект по теме «Древняя Греция: полисный период». Выберите дальнейшие действия:

Источник: https://uchitel.pro/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4/

Refpoeconom
Добавить комментарий