§ 57. Основные закономерности развития экономической системы в конце XX — начале XXI в.

§ Основные закономерности развития экономической системы в конце XX — начале XXI в

§ 57. Основные закономерности развития экономической системы в конце XX — начале XXI в.

В зависимости от масштабов распространения народных предприятий, кооперативов существенно модифицируется основная цель капиталистического способа производства. На этих предприятиях главная цель — максимизация прибыли на одного занятого.

Растущую роль в этом процессе играют социальные расходы государства, то есть расходы на развитие образования, здравоохранения, профессиональную подготовку, выплату пенсий и компенсаций в случае безработицы и др. В Швеции на социальные цели государство расходует треть всего ВНП (самый высокий показатель среди развитых стран).

В США удельный вес государства в финансировании многих социальных программ составляет 18-20 %. За 1970-1995 гг. социальные расходы только из федерального бюджета США увеличились с 58,0 до 830,0 млрд дол. С 1951 по 1996 г. Расходы государства (в ценах 1982 г.) на душу населения в США, ФРГ и Швеции выросли более, чем в 6 раз.

Источник этих расходов — налоговые поступления от трудящихся, а также налоги с прибыли компаний и фирм.

Такие расходы одновременно выступают в виде общенациональной формы заработной платы и свидетельствуют о растущем коллективном и общественном характере воспроизводства рабочей силы и усилении роли в этом процессе государства.

Его социальные расходы в определенной мере дополняются социальными программами корпораций. В США, например, средние расходы крупной американской компании на здравоохранение составляют 13,6 % фонда заработной платы, или почти 2,6 тыс. дол. на каждого работающего.

Доля государства в конечных доходах населения значительно колеблется в зависимости от уровня заработной платы.

Например, в Японии у 10 % самых бедных людей около 28 % дохода формируется за счет заработной платы, около 4 — от индивидуальной трудовой деятельности и почти 60 % — за счет дотаций органов социального обеспечения. В этой стране один из самых низких показателей разницы доходов богатых и бедных.

Так, в 1985 г. разница в уровне реальных доходов между 20 % самых богатых и 20 % самых бедных составляла всего 2,58 раза. Это обстоятельство также в значительной мере раскрывает секрет «японского чуда».

§ 57. Основные закономерности развития экономической системы в конце XX — начале XXI в.

Разгосударствление и приватизация и их последствия. Основные тенденции развития экономической системы в новом тысячелетии

Разгосударствление и приватизация и их последствия. Разгосударствление — процесс перехода государственной собственности в негосударственные формы — частную, кооперативную, акционерную и др. Приватизация — переход государственной собственности в руки отдельной личности, максимум семьи.

Это означает, что разгосударствление — более емкая категория, чем приватизация. Названные процессы являются важной закономерностью развития как экономических систем развитых стран мира, так и экономически неизбежной трансформации административно-командной экономики.

Во многих странах первого типа они были обусловлены кризисом традиционных моделей социально-экономического развития, преобладанием в 80-90-е гг. консервативной модели смешанной экономики, а в постсоциалистических странах — почти тотальным огосударствлением экономики, В конце 70-80-х гг.

в некоторых развитых странах прокатилась волна разгосударствления и приватизации отдельных отраслей промышленности, предприятий банковской сферы. Первым к такой политике прибегло правительство США, проведя в 1987 г. приватизацию компании железнодорожного транспорта «Копрейл».

Администрация страны получила от передачи в частные руки почти 8,5 млрд дол., или около 1 % всех ожидаемых от реализации программы приватизации поступлений. Данная программа предусматривала переход в негосударственную собственность электроэнергетических систем, аэропортов, нефтепромыслов, железных дорог, здравоохранения.

Аналогичная программа в Японии включала продажу акций государственных компаний железнодорожного транспорта, авиалиний, табачной промышленности, телефонно-телеграфной связи. Правительство от ее реализации намеревалось получить около 820 млрд дол. В Великобритании денационализация, начавшаяся в 1979 г.

, коснулась всех предприятий службы связи, автомобильной промышленности, транспорта, авиации, металлургических предприятий, компаний топливных отраслей промышленности, прежде всего, газовой. С 1979 до конца 1990 г. правительство получило от продажи государственной собственности 33 млрд фунтов стерлингов.

Одним из идеологических мифов, сопровождавших политику разгосударствления и приватизации в Великобритании и ставших с 1979 г. основной идеей английского правительства, был миф о создании «демократии акционеров», провозглашенный М. Тэтчер. Эту идею правительство пыталось реализовать через продажу акций частным лицам.

Число акционеров с 1979 по 1990 г. увеличилось с 1,75 до 5,7 млн чел. Всего здесь насчитывалось 11 млн акционеров, что составляло 24 % взрослого населения, а в 1979 г. их было 7 %. Однако у значительного числа «собственников» быстро прошла эйфория от приобретения акций.

Так, количество акционеров больших компаний за полгода сократилось на 50 %, 63 % капитала приватизированной государственной компании «Бритиш Аэроспейс» — собственность 143 акционеров. Стоимость портфелей акций, принадлежащих большей части мелких акционеров, мизерна.

Основными покупателями акций стали финансовые институты, а индивидуальные вкладчики приобрели только 21,3 % акций.

Аналогичные процессы происходят и во Франции. Собственниками акций денационализированных компаний вначале стали около 6 млн чел. Но мелкие акционеры никак не влияют на управление компаниями. В то же время только 15 чел.

получили право контроля за всеми предприятиями денационализированных отраслей. Первоначально они сосредоточили в своих руках около 20 % общего количества выпущенных акций, а затем эта доля значительно возросла вследствие продажи акций мелкими акционерами.

Поэтому «народный капитализм», по словам французской газеты «Либерасьон», не вдохновляет народные массы.

Очередным мифом было и обещание, что в результате приватизации и разгосударствления трудящиеся будут получать товары и услуги по относительно дешевым ценам.

Такая политика в значительной мере противоречит интересам господствующего класса, поскольку вследствие ее проведения состояние государственных финансов ухудшается, несмотря на то, что одной из целей приватизации было провозглашено сокращение дефицита государственного бюджета.

Так, английское правительство для улучшения положения государственных финансов провело денационализацию предприятий общей стоимостью 4,75 млрд фунтов стерлингов. Но оно потеряло при этом прибыль в сумме 1,75 млрд фунтов стерлингов, которую ежегодно приносили ему данные предприятия.

Хотя в определенные периоды поступления от разгосударствления и приватизации покрывали до 60 % дефицита государственного бюджета, за нескольких лет сумма прибыли от государственных предприятий превысила бы выручку от денационализации. Кроме того, правительству придется увеличить налоги и государственные займы, пособия по безработице.

На распродаже государственной собственности нажились английские банки. Финансовые институты Сити заработали на этой операции 2 млрд фунтов стерлингов.

Источник: http://www.newreferat.com/ref-24852-4.html

Экономический рост и его особенности в конце XX-начале XXI веков

§ 57. Основные закономерности развития экономической системы в конце XX — начале XXI в.

Актуальность выбранной темы лежит в самом определении мировая экономика — это совокупность национальных хозяйств, объединенных различными видами мирохозяйственных связей.

Она опирается на более общий для всего человечества уровень развития производительных сил, на обусловленное им всемирное разделение труда, в который вовлечены все народы, и затрагивает не только сферу обращения, но и сферу производства.

Актуальность выбранной темы лежит в самом определении мировая экономика — это совокупность национальных хозяйств, объединенных различными видами мирохозяйственных связей.

Она опирается на более общий для всего человечества уровень развития производительных сил, на обусловленное им всемирное разделение труда, в который вовлечены все народы, и затрагивает не только сферу обращения, но и сферу производства(3).

Цель

  • понять факторы, влияющие на общемировые тенденции, и сделать выводы о том, что надо предпринять для достижения своего благополучия.
  • изучить экономический рост в конце XX-начале XXI веков и выявить его особенности.

Задачи

  • Определить политическую обстановку, и ее влияние на мировую экономику.
  • Обозначить критерии, которыми характеризуется мировая экономика.
  • Выявить роль частных компаний и бизнесменов в мировой экономике.
  • Роль НТР в мировом хозяйстве.

На рубеже веков в мире сложилась интересная политическая обстановка. Распад Советского Союза, который повлек за собой крах социалистической модели развития общества. Становление США как единственной сверхдержавы, а, вместе с ней победа рыночной экономики. Мир перестал быть биполярным.

После окончания политических преобразований в Европе, мировое хозяйство принимает целостный характер. Мировая экономика приобрела более сложную структуру. Несмотря на это экономики многих стран являются  глубоко дифференцируемые по уровню экономического развития.

И все же, несмотря на разные тенденции развития, мировое хозяйство является более глобальным, чем в начале XX века.

По мнению Е. Ф. Авдокушина мировое хозяйство в конце XX в начале XXI века основано на принципах рыночной экономики, объективных принципах разделения труда, интернационализации производства и капитала. Достигнутая степень единства торговли, производства и кредитно финансовой сферы большинства стран мира служит признаком формирования международного хозяйственного комплекса (1).

Современную экономику и систему мировых экономических взаимоотношений характеризует: 

  1. Углубленное развитие мирового разделения труда — международной специализации и кооперирования производства.
  2. Высокая степень интенсивности международного движения факторов производства: капиталов, рабочей силы, технологий, информации.
  3. Глобальность сферы международного товарообмена, капиталов, рабочей силы, технологии, информации.
  4. Интернационализация производств и капиталов. Рост международных производств на предприятиях, располагающихся в разных странах, в первую очередь в рамках крупнейших международных корпораций.
  5. Возникновение и развитие национальных экономик открытого типа, общая либерализация внешнеэкономических связей.
  6. Формирование самостоятельной финансовой сферы  непосредственно не связанной с обслуживанием товародвижения и факторов производства. Характерной чертой этой экономики стало преобладание финансовых рынков над рынками материальных товаров и услуг. Объем сделок на фьючерсных, международных обменных валютных (FOREX), международных кредитных и инвестиционных рынках  на несколько порядков превосходят объемы традиционной товарообменной системы (1).
  7. Информатизация, информационные технологии  превращаются в один из аспектов развития мировой экономики. По оценкам специалистов уже в 2000г. Мировой рынок информационных услуг достигнет 1 трлн. долларов
  8. Усиливающиеся стремление к национальному, межгосударственному регулированию текущих экономических и в валютно-финансовых процессов в международном масштабе (1).

Также можно отметь возросшую роль международных организаций в процессе регулирования экономики.

Это такие организации как МВФ (международный валютный фонд), ООН (организация объединенных наций), ВТО (всемирная торговая организация), ОПЕК (организация экспортеров нефти). Все большую роль в экономике занимает политика.

Этому свидетельствует большое количество проводимых саммитов. Самый известный из них — это «большая семерка» США,  Япония,  ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада. А с 1992года к ним присоединяется Россия.

Несмотря на все это в мире протекают процессы глобализации и интеграции. Усиливается роль ТНК (Транснациональных корпораций) в мировом хозяйстве. В мировом хозяйстве на 2006 г. было зарегистрировано 77 тысяч ТНК, у которых функционировало 770 тысяч своих филиалов в разных странах мира.

Из 100 крупнейших – 99 – из развитых стран: США, Германии, Японии, Великобритании, Франции. Возросшая роль НТР, и информационных технологий. На пример объем информационного обмена по средствам интернета удваивается каждые 100 дней, т.е. ежегодно возрастает в 7.3 раза.

Возросла роль наукоемкого производства и НИОКР, эти сферы требую боль больших финансовых и трудовых ресурсов, и только большие корпорации могут себе их позволить(2).

Таким образом, в конце XX, в начале XXI века мировое хозяйство становится глобальным. Увеличивается роль политики в экономических вопросах. Возрастает роль интеграции  как объединяющий фактор, и создающий общее мировое хозяйство. Увеличивается роль информационных технологий, и НТР в создании новых международных корпораций. 

Несмотря, на все сложности наблюдаются тенденции к появлению общего хозяйства. Это значит создание единого рынка финансов, товаров, услуг и рабочей силы. Поэтому следует подойти тщательно к изучению проблем, с которыми сталкивается мировое хозяйство на пути к объединению.

Источник: https://novainfo.ru/article/1673

Экономическое развитие России в конце XX – начале XXI вв

§ 57. Основные закономерности развития экономической системы в конце XX — начале XXI в.

После распада СССР экономическая ситуация в России была близка к катастрофической. Требовались чрезвычайные и решительные меры для стабилизации ситуации.

Перед российским руководством во главе с Ельциным стоял выбор: стабилизировать экономику с помощью традиционных методов и лишь после этого приступить к подготовке условий по либерализации экономики, как предлагали авторы «Программы 500 дней», либо пойти на быстрое проведение рыночных реформ в сочетании с некоторыми мероприятиями по стабилизации ситуации.

Выбор был сделан в пользу второго варианта.

Было сформировано новое правительство, состоящее в основном из молодых ученых-экономистов во главе с Гайдаром, Шохиным и Чубайсом, которые знали общие направления западной экономической мысли, но совершенно не имели опыта практической хозяйственной работы, недостаточно ясно представляли себе все проблемы функционирования административной экономики. Отсутствовал также опыт и государственной деятельности. Судя по всему не было и конкретного четко продуманного плана перехода от административной системы к рынку, а также ясной социальной цели развития нового общества. Такая ситуация и предопределила ход реформ.

Главной задачей была объявлена макроэкономическая и финансовая стабилизация с одновременным переходом к рыночной экономике. Абсолютизируя роль рынка «молодые реформаторы» считали, что он сам сумеет довольно быстро отрегулировать все экономические связи. На практике, однако, этого не было достигнуто.

Первый этап реформ (январь 1992 г. – декабрь 1992 г.) начался с либерализации потребительских цен на большинство товаров и услуг, и отказа от централизованной системы распределения ресурсов.

При сохранении высокого уровня монополизации производства это привело к чрезвычайно быстрому росту цен. К концу 1992 г. они выросли в среднем в 100-150 раз, а на отдельные товары и продукты еще выше.

В то же время рост средней заработной платы составил 10-15 раз.

Параллельно с этим в марте 1992 г. были отпущены цены на энергоносители и принят ряд мер по либерализации во внешнеэкономической сфере, что подтолкнуло рост экспорта сырья, металлов и энергоносителей.

Все эти меры дополнялись политикой жесткого ограничения денежной массы и отказа от протекционистских мер в отношении отечественных производителей, которые не успевали приспособиться к новым условиям хозяйствования. В результате начинается спад производства (за 1992 г. он составил по самым скромным подсчетам 14%), кризис неплатежей и т.д.

В условиях нарастающего хаоса с мая 1992 г. правительство отказалось от ограничения денежной массы и перешло к политике дешевых кредитов и предоставления льгот во внешнеэкономической деятельности. Такой поворот привел к росту инфляции. Осенью 1992 г. цены росли со скоростью 5% в неделю, происходит обвальное падение курса рубля и т.д.

Другим важным направлением реформ этого периода стала приватизация государственной собственности. В течение 1992-1993 г. были приняты и реализованы несколько программ по приватизации и акционированию. Первая программа была опубликована 29 декабря 1991 г.

«Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации в 1992 г.», которая позже несколько раз уточнялась и дополнялась. Кроме того, в 1992 г. началась программа «ваучерной приватизации», которая на практике вылилась в очередной «шок без терапии». Созданные в 1993 г.

чековые инвестиционные фонды, собрав ваучеры, к 1995 г. благополучно исчезли. Подавляющая часть населения не получила ничего. Однако, как известно, ничто не исчезает бесследно и ни возникает из ничего. Достаточно упомянуть о таких финансовых пирамидах как «МММ», «Хопер-инвест», «Автомобильный всероссийский альянс» и др.

, а всего таких фондов было 650, куда миллионы граждан фактически безвозмездно отдали свои ваучеры. Многие же основатели таких фондов, став «олигархами», и сегодня стоят во главе многих производств.

Пожалуй, единственным положительным моментом приватизации можно считать только юридическое оформление собственности населения на занимаемую жилплощадь. Фактически это означало лишь признание права продажи, наследования и дарения, так как по праву пользования жилье было в собственности и до этого.

Такая быстрота проведения приватизации имела по мнению большинства исследователей, одно обновление – политическое – исключить возможность возврата к прошлому. Тем не менее одна из главных задач приватизации – создание нового эффективного собственника и формирование «среднего класса» — достигнута не была.

К концу 1992 г. стало окончательно ясно, что курс, проводимый правительством Гайдара, провалился. На смену Гайдару пришел Черномырдин.

Период 1993-1994 гг. – это время шатаний, проб и ошибок. Попытки жестких денежных и бюджетных ограничений были заменены политикой «мягких ограничений», и «дешевых денег», т.е.

государственного финансирования народного хозяйства через дешевые кредиты, выдачи лицензий на использование природных ресурсов и т.д. В результате уровень инфляции в течение 1993 г. колебался от 12 до 35% в месяц.

Попытка заменить курс явной денежной эмиссии на политику «мягкого инфляционизма», т.е. выборочной поддержки отечественного предпринимателя, также не принесла положительных результатов.

Все это усугубляло социально-экономическую ситуацию в стране и порождало острые политические кризисы. Наиболее известный из них – октябрьский кризис 1993 г. и расстрел Верховного Совета. Однако даже после этих событий выборы в Государственную Думу, которые прошли 12 декабря 1993 г.

, показали, что курс на шоковые реформы не пользуются поддержкой. Данные социологических опросов того времени показывали, что свыше 80% граждан были неудовлетворенны своей жизнью: стали хуже питаться, у них сократились возможности приобретать одежду и обувь.

Свыше 70% опрошенных считали, что реформы в России двигались в неправильном направлении.

Резко снизился уровень доверия к ведущим политическим лидерам. Так, по данным опроса, проводимого Институтом социологии РАН в июне 1994 г., наибольшим недоверием среди 12 политических деятелей пользовались (по степени недоверия) Жириновский, Ельцин, Гайдар, Чубайс, Зюганов, Руцкой, Шумейко, Черномырдин, Хасбулатов, Шахрай, Горбачев.

Недовольство проявляли и представители агропромышленного и военно-промышленного комплексов, центристские и левоцентристские партии, профсоюзы. Становилось ясно, что нужна корректировка реформ.

В этих условиях Гайдар и его сторонники, вошедшие в правительство осенью 1993 г.

, снова ушли в отставку и тем самым усилили позиции промышленных центристов, связанных с ВПК и топливно-энергетическим комплексом во главе с Черномырдиным.

Несмотря на принимаемые правительством меры стабилизации в экономике достигнуть не удалось. Продолжалось снижение объемов производства. Валовый внутренний продукт сократился по сравнению с 1991 г.

на 32%. Не удалось стабилизировать и финансы. Курс рубля продолжал падать. 11 октября 1994 г. произошел обвал сразу же на 27%. Негативное влияние на экономику России оказывал и распад рублевой зоны.

Только начиная с 1995 г. правительство Черномырдина начало более-менее последовательно бороться с высокой инфляцией. Было принято решение о повышении ставки рефинансирования ЦБ России, прекратилось льготное бюджетное финансирование, был принят ряд мер по стабилизации валютного курса рубля и т.д.

Параллельно с этим в 1995 г. начинается второй этап приватизации, которая проходила теперь в денежной форме. Именно на этом этапе развернулась борьба за реальную собственность.

Наиболее удачной была признана практика залоговых аукционов, когда государственные пакеты акций отдельных предприятий передавались в доверительное управление на определенный период с возможностью последующего выкупа. Всего за 1995 г.

на такие аукционы были выставлены пакеты акций 21 компании. В государственный бюджет начали поступать доходы от этих аукционов, однако по оценкам многих исследователей, цена акций довольно часто была существенно занижена и государство недополучило огромные суммы денег.

Фактически государство за бесценок передало огромную часть бывшей общенародной собственности в руки узкого слоя лиц. Приватизация приняла номенклатурный характер.

Предпринимаемые правительством Черномырдина меры в финансово-налоговой сфере позволили сократить темпы инфляции. Спад производства, однако удалось остановить лишь к 1997 г.

Тот факт, что правительство уделяло внимание стабилизации только в области финансов, не делая практически ничего для обеспечения устойчивого роста в реальном секторе экономики, говорил о том, что ситуация оставалась неустойчивой.

Не решались вопросы платежного кризиса, по-прежнему не выплачивались своевременно пенсии, пособия и зарплата, бюджет оставался дефицитным. Продолжалась утечка капитала за границу.

Финансовая стабилизация поддерживалась с помощью возрастающего выпуска ГКО-ОФЗ, которые размещались как внутри страны, так и за рубежом. Устанавливая высокие проценты по ним, государство пыталось привлечь в бюджет значительные финансовые ресурсы.

Однако развал в реальном секторе экономики приводил к тому, что привлеченные через продажу ценных бумаг деньги шли на погашение предыдущих обязательств и «затыкание дыр» в социальной сфере.

Фактически и была создана огромная «финансовая пирамида» в масштабах всего государства.

Результат не замедлил проявиться. В августе 1998 г. правительство Кириенко заявило, что оно не в состоянии выплачивать проценты держателям ГКО-ОФЗ. Дутая финансовая стабильность рухнула. Курс рубля обвально упал почти в три раза. Следом за ним резко упали котировки ценных бумаг российских предприятий и банков.

В панике вкладчики начали изымать свои сбережения из коммерческих банков. Результатом всех этих событий стал сильнейший кризис всей банковской системы. Правительство заявило об отказе платить по текущим обязательствам перед иностранными инвесторами. Финансово-банковский кризис сопровождался падением ВВП, который по сравнению с 1991 г.

снизился почти на 40%. Все это указывало на то, что власть не в состоянии контролировать ситуацию в экономике. Ослабление власти проявилось и в частой смене правительств. Правительство Кириенко в сентябре 1998 г. сменило правительство Примакова. Весной 1999 г. на смену приходит правительство Степашина, и, наконец, в августе 1999 г.

на пост главы правительства был назначен Путин. Ни один из трех премьеров не сумел предложить ясной, обоснованной программы вывода страны из кризиса. 31 декабря 1999 года Ельцин заявил о своей отставке, передав власть, согласно Конституции РФ, действовавшему главе правительства Путину. В марте 2000 г. и в марте 2004 г.

Путин был избран президентом России.

В.В. Путин показал себя сторонником сильной государственной власти, являющейся залогом любых прогрессивных преобразований в России.

Была начата судебная реформа. Одним из ее элементов было введение суда присяжных. Было заметно ускорена военная реформа, целью которой является создание профессиональной армии к 2015 году.

Россия прекратила внешние заимствования, начала выплачивать долги по своим обязательствам. Была осуществлена налоговая реформа. В 2001 г. был введен единый 13 % налог на доходы населения, снижен налог на прибыль предприятий и организаций. Были приняты законы о поддержке малого и среднего предпринимательства.

Начата аграрная реформа. Были одобрены проекты законов о купле-продаже земли, новом порядке наследования имущества и др.

Были приняты меры по ограничению власти естественных монополий — гигантских объединений, занимающих исключительное положение в производстве важнейших источников сырья, электроэнергии. В 2001-2006 гг. были увеличены расходы на оборону страны.

В июле 2006 г. Россия в качестве страны-председателя, принимала у себя лидеров «большой восьмерки» в Санкт — Петербурге.

С 2004 г. начался новый этап политической реформы. Продолжалась политика на укрепление вертикальной власти, Президент провел административную реформу, укрупнив министерства и ведомства.

Успехи в экономике сделали возможными перемены в социальной политике. В 2006 году по инициативе Президента были приняты национальные проекты, направленные на радикальное реформирование системы здравоохранения, образования, агарного сектора, обеспечение населения доступным жильем. Был проведен ряд преобразований в банковской сфере, развивалось ипотечное кредитование.

В 2008-2009 гг. разразился мировой экономический кризис, который несомненно пошатнул и экономику России. Курс рубля стал падать, многие предприятия и банки стали банкротами. Стала расти задолженность по заработной плате на многих коммерческих и государственных предприятиях.

В марте 2009 года к власти пришел Д.А. Медведев, который стал активнопроводить мероприятия, направленные на становление экономики России, искать пути выхода из кризиса.



Источник: https://infopedia.su/13xa541.html

Экономическое развитие россии с 20 века по 21 век (стр. 1 из 3)

§ 57. Основные закономерности развития экономической системы в конце XX — начале XXI в.

Введение……………………………………………………………………………………………………3

1. Экономическое развитие России в начале ХХ века……………………………. 4

2. Экономическое развитие России в середине ХХ века………………………… 7

2.1. Новая экономическая политика……………………………………………. 7

2.2. Экономическое развитие СССР в годы пятилеток………………….. 9

2.2.1. Довоенный период………………………………………………………….. 10

2.2.2. В годы войны…………………………………………………………………. 11

2.2.3. Послевоенный период…………………………………………………….. 12

3. Экономическое развитие России в конце ХХ века……………………….. …..15

Заключение………………………………………………………….……………17

Список используемых источников…………………………………………………….. 18

Введение

В первые годы ХХ в. в России продолжался быстрый подъем базовых отраслей тяжелой промышленности — угольной, нефтяной, металлургической, машиностроительной. Высокая доходность новых производств, дешевизна рабочей силы привлекали в страну иностранный капитал (из Бельгии, Франции, Германии, Англии и других стран).

Он широким потоком устремился в ряд передовых отраслей промышленности, а также в сферу банковского капитала. Банки все активнее вкладывали свои средства в производство, способствуя развитию новых форм организации хозяйства — монополий (трестов, синдикатов).

При поддержке науки ускорялось техническое перевооружение промышленности и других отраслей народного хозяйства. Механизация затронула и быт (швейные машинки Зингера). В экономике страны усиливалась тенденция к концентрации и специализации.

Создавались новые крупные промышленные центры в районах Донбасса, Баку, Северного Кавказа, на территории Польши. Складывались зоны производства экспортной продукции (Прибалтика, Причерноморье, Сибирь).Высокая активность отечественного и иностранного частного капитала сочеталась с сохранением значительной роли государства в развитии экономики.

Принимая меры по защите отечественных товаропроизводителей

(таможенные тарифы), делая крупные бюджетные вливания в ведущие отрасли — металлургию, машиностроение, железнодорожное строительство, государство одновременно укрепляло казенный сектор (железные дороги, оружейные и судостроительные заводы).

В хозяйстве страны наряду с отживающими социально-экономическими укладами (первобытнообщинным, феодальным) быстро укреплялся предпринимательско-буржуазный, представленный различными свободно конкурирующими формами собственности (частной, групповой-акционерной, кооперативной, государственной).

1. Экономическое развитие России в начале XX века

На рубеже XIX—XX вв. капитализм вступил в новую, монополистическую стадию. Образовывались мощные производственные и финансовые объединения. Постепенно происходило сращивание промышленного и финансового капитала, складывались промышленно-финансовые группы.

Система монополистического капитализма, изменяясь и приспосабливаясь к новым историческим реалиям, сохранялась на протяжении всего XX в. [1] Из отсталой аграрной страны Россия к началу XX в. стала аграрно-индустриальной державой (82 % занято в сельском хозяйстве).

По объему промышленной продукции она вошла в пятерку крупнейших государств (Англия, Франция, США и Германия) и все глубже втягивалась в мировую систему хозяйства.[2]

В процессе монополизации в России можно выделить четыре этапа:

1880-1890-е гг. — возникновение первых картелей на основе временных соглашений о совместных ценах и разделе рынков сбыта, усиление банков;

1900-1908 гг. — создание крупных синдикатов, банковских монополий, концентрация банков;

1909-1913 гг. — создание синдикатов «по вертикали», объединявших предприятия по закупке сырья, по его производству и сбыту; возникновение трестов и концернов; сращивание промышленного «банковского капиталов, создание финансового капитала;

1913-1917 гг. — возникновение государственно-монополистического капитализма; сращивание финансового капитала, монополий с

https://www.youtube.com/watch?v=ounBmDjw8Ls

Сельское хозяйство

Несмотря на ускоренное развитие промышленности, ведущим по удельному весу в экономике страны оставался аграрный сектор. 82% ее населения было занято в этой отрасли. Она занимала первое место в мире по объему производимой продукции: на ее долю приходилось 50% мирового сбора ржи, 25% мирового экспорта пшеницы. [1]

Финансы

В условиях монополистического капитализма финансовая система России определялась государственной и частной формами банковского капитала.

Главное место занимал Государственный банк, выполнявший две центральные функции: эмиссионную и кредитную.

Дворянский земельный и Крестьянский поземельный государственные банки способствовали укреплению капиталистических отношений в сельском хозяйстве. Вместе с тем своей кредитной политикой они поддерживали помещичье землевладение. [4]

Сильный удар по государственным финансам нанес кризис 1900—1903 гг. Правительственная казна была фактически опустошена попытками спасти убыточные промышленные предприятия и поддержать разваливающуюся банковскую систему.

После русско-японской войны 1904—1905 гг. и революции 1905—1907 гг. государственный долг России достиг 4 млрд. рублей.

Правительство пыталось сократить дефицит бюджета за счет увеличения прямых и косвенных налогов, сокращения расходов на экономические, военные и культурные преобразования. [3]

Транспорт

В отличие от других отраслей народного хозяйства транспортная система в начале XX в. не претерпела значительных изменений. Железнодорожный транспорт занимал ведущее место во внутренних перевозках грузов и пассажиров. Однако широкое государственное строительство железных дорог было свернуто из-за нехватки средств.

Попытки организовать частное железнодорожное строительство не дали положительных результатов. Строительство в 80-х годах XIX в. железной дороги в Средней Азии (от Красноводска до Самарканда) и Великой Сибирской магистрали (от Челябинска до Владивостока) в 1891—1905 гг.

явилось значительным шагом в решении этой транспортной проблемы.

В целом для экономики России начала XX в. характерно совпадение процессов индустриализации и монополизации. Экономическая политика правительства была нацелена на ускоренное промышленное развитие и имела протекционистский характер. В начале XX в.

было значительно сокращено отставание России от ведущих капиталистических держав, обеспечена ее экономическая независимость и возможность проведения активной внешней политики. Россия превратилась в среднеразвитую капиталистическую страну.

Ее прогресс опирался на мощную динамику экономического развития, что создавало огромный потенциал для дальнейшего поступательного движения. Оно было прервано первой мировой войной.[3]

2. Экономическое развитие России в середине ХХ века.

2.1. Новая экономическая политика

Экономическая политика, проводившаяся в Советской России начиная с 1921 года. Была принята в марте 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны.

Главное содержание НЭП — замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге — около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922—1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой. Перед советским государством стояли проблемы стабилизации денег. Государство, сохранившее командные высоты в экономике, применяло директивные и косвенные методы государственного регулирования, исходя из необходимости реализации приоритетов предтечи стратегического плана — ГОЭЛРО. Со второй половины 1920-х годов начались первые попытки свёртывания НЭПа. [7]

НЭП в финансовой сфере

Задачей первого этапа денежной реформы явилась стабилизация валютно-кредитных отношений СССР с другими странами. Было введено параллельное обращение обесценивающихся совзнаков для обслуживания мелкого товарооборота и твёрдых червонцев.

Эмиссия обесценивающихся совзнаков была использована для финансирования дефицита госбюджета, вызванного экономическими трудностями. Их удельный вес в денежной массе неуклонно сокращался с 94 % в феврале 1923 г. до 20 % в феврале 1924 г.

[2]

НЭП в сельском хозяйстве

Продналог был первоначально установлен на уровне примерно 20 % от чистого продукта крестьянского труда (то есть для его уплаты требовалось сдать почти вдвое меньше хлеба, чем при продразвёрстке), причём впоследствии его намечалось снизить до 10 % урожая и перевести в денежную форму.

Земельный кодекс РСФСР был принят в сентябре 1922 г. и введен в действие с декабря того же года. Он «навсегда отменял право частной собственности на землю», недра, воды и леса в пределах РСФСР.

Сдача земли в аренду разрешалась на срок не более одного севооборота (при трехполье — три года, при четырехполье — четыре года и т. д.).

При этом предусматривалось, что «никто не может получить по договору аренды в свое пользование земли больше того количества, какое он в состо­янии дополнительно к своему наделу обработать силами свое­го хозяйства».[5]

НЭП в промышленности

Радикальные преобразования произошли и в промышленности.

Главки были упразднены, а вместо них созданы тресты (объединения однородных или взаимосвязанных между собой предприятий, получившие полную хозяйственную и финансовую независимость, вплоть до права выпуска долгосрочных облигационных займов). Уже к концу 1922 г. около 90 % промышленных предприятий были объединены в 421 трест, причем 40 % из них было централизованного, а 60 % — местного подчинения.

В промышленности и других отраслях была восстановлена денежная оплата труда, введены тарифы, зарплаты, исключающие уравниловку, и сняты ограничения для увеличения заработков при росте выработки. Были ликвидированы трудовые армии, отменены обязательная трудовая повинность и основные ограничения на перемену работы. Снизился уровень безработицы.[7]

Источник: https://mirznanii.com/a/263667/ekonomicheskoe-razvitie-rossii-s-20-veka-po-21-vek

Refpoeconom
Добавить комментарий