§ 5. Кредитно-денежная политика государства

Денежно-кредитная политика государства. Кредитно-денежная политика России

§ 5. Кредитно-денежная политика государства

Денежно-кредитная политика или монетарная политика — это деятельность государства в области денежного обращения и кредита. С ее помощью регулируется количество денег в стране и доступность займов — спрос и предложение на денежном рынке.

Простыми словами, государство определяет, сколько рублей (долларов, юаней или фунтов) будет находиться в обороте. Если кредиты дешевые и денег в обращении много — экономика может расти быстро, но и цены повышаются быстрее. Если кредиты дорогие и денег в обороте мало — экономика растет медленнее, но и инфляция невысока.

Как правило, во время экономического спада государство стремится стимулировать экономику низкими процентными ставками, в периоды экономического подъема наоборот — умерить пыл предпринимателей и не допустить перегрева экономики.

Монетарной политикой обычно занимаются государственные центральные банки. В РФ это Банк России во главе с Эльвирой Набиуллиной. Ежегодно Банк России готовит «Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики».

Основной инструмент кредитно-денежной политики ЦБ — ключевая ставка. Это процент, под который Центробанк выдает краткосрочные кредиты коммерческим банкам. Если ставка ЦБ низкая — то кредиты даются под небольшие проценты, денег в экономике много. Если ставка высокая — кредиты брать дорого, денег в экономике мало.

Цели кредитно-денежной политики и таргетирование

Государство проводит такую монетарную политику, которая позволит обеспечить устойчивый экономический рост, высокий уровень занятости и сбалансированный бюджет, но при этом сдерживать инфляцию и поддерживать стабильный курс национальной валюты.

Основная задача Центробанка России — «защита и обеспечение устойчивости рубля», записано в Конституции РФ.

Но государство не может напрямую достигать указанных целей: при рыночной экономике нельзя запретить рублю дешеветь или отменить высокую инфляцию специальным законом.

Поэтому в монетарной политике формулируются целевые ориентиры, к достижению которых и будет стремиться центробанк. Это называется таргетирование, от английского target — цель. Такими целями могут быть, например, инфляция не выше определенного процента (инфляционное таргетирование) или определенный курс национальной валюты (таргетирование валютного курса).

Прямые и косвенные методы денежно-кредитной политики

Монетарная политика может осуществляться прямыми и косвенными методами.

Прямые, директивные методы — это требования и нормы центробанка. Например, норма обязательных резервов, которые коммерческие банки должны хранить на счетах в ЦБ. Или лимиты на кредитный портфель и привлечение депозитов, ограничения процентных ставок по кредитам и депозитам. Прямые методы дают быстрый эффект, но в условиях рынка не дают ЦБ полного контроля.

Косвенные, рыночные методы — это попытки ЦБ повлиять на конъюнктуру рынка. Например, операции на открытом рынке — покупка или продажа ценных бумаг и валюты.

Например, если ЦБ РФ начинает валютные интервенции и активно продает доллары, предложение иностранной валюты становится больше — в итоге курс рубля растет.

А если ЦБ продает ценные бумаги, то покупатели платят за них — и деньги временно уходят из оборота, оседая на счетах центробанка.

ЦБ РФ по закону имеет право использовать следующие инструменты и методы:

  1. Процентные ставки по операциям Банка России.

  2. Нормативы обязательных резервов.

  3. Операции на открытом рынке.

  4. Рефинансирование кредитных организаций.

  5. Валютные интервенции.

  6. Установление ориентиров роста денежной массы.

  7. Прямые количественные ограничения.

  8. Эмиссия облигаций.

РИА Новости / Наталья Селиверстова

Монетарная политика и экономические циклы: борьба с кризисом и перегревом

проблема монетарной политики в том, что государству нужно обеспечивать экономический рост (наращивать ВВП), но при этом не допустить высокой инфляции и перегрева экономики, за которым последует обрушение и кризис.

Поэтому ЦБ в зависимости от фазы экономического цикла чередует мягкую и жесткую монетарную политику.

На фазе быстрого роста ЦБ стремится уменьшить количество денег в обороте, чтобы не допустить избыточного инвестирования и появления «пузыря», который потом лопнет. Для этого центробанк повышает процентные ставки и норму обязательных резервов, снижает лимиты рефинансирования, продает ценные бумаги на открытом рынке и т.п.

На фазе рецессии или депрессии ЦБ применяет мягкую, стимулирующую политику. Он снижает процентные ставки и норму резервов, повышает лимиты рефинансирования, выкупает ценные бумаги с рынка. Все это увеличивает количество денег в обороте, подстегивает инвестициии и деловую активность, снижает безработицу.

Денежно-кредитная политика РФ. Монетарная политика России

«Денежно-кредитная политика представляет собой часть государственной экономической политики, направленной на повышение благосостояния российских граждан», — говорится на официальном сайте Банка России.

В настоящее время ЦБ РФ реализует монетарную политику в рамках режима таргетирования инфляции — он стремится удерживать инфляцию на уровне около 4%. Центробанк называет своим приоритетом обеспечение ценовой стабильности.

Низкая инфляция позволяет поддерживать благосостояние граждан, делает экономику предсказуемой и для потребителей, и для производителей, объясняет ЦБ в «Целях и принципах денежно-кредитной политики». Это должно создавать условия для долгосрочных инвестиций и экономического роста.

В то же время Банк России не контролирует курс рубля и не устанавливает никаких валютных ориентиров. С ноября 2014 года ЦБ упразднил механизм валютного коридора и отказался от регулярных интервенций. В то же время Центробанк сохраняет право на валютные интервенции в случае угрозы для финансовой стабильности страны.

Плавающий курс рубля повышает устойчивость российской экономики к изменению внешних условий, объясняет Центробанк.

А попытки контролировать курс бессмысленны: в итоге они приводят лишь к резкому обрушению рубля, отмечает глава Эльвира Набиуллина. «Мы знаем, чем чреваты управляемые курсы.

Они чреваты тем, что происходит время от времени времени резкая девальвация», — указывала Набиуллина (цитата по агентству «Прайм»).

Банк России не ставит целей по темпам экономического роста. Однако «политика таргетирования инфляции вносит свой вклад в создание условий для устойчивого экономического роста в среднесрочной перспективе за счет повышения уровня экономической определенности, формирования долгосрочных сбережений и инвестиций», указывает ЦБ.

Помимо всего прочего, ЦБ стремится «обеспечивать стабильное функционирование и развитие банковского сектора, финансового рынка и платежной системы».

Источник: https://www.anews.com/p/116953953-denezhno-kreditnaya-politika-gosudarstva-kreditno-denezhnaya-politika-rossii/

10.5. Денежно-кредитная политика государства: Денежно-кредитная политика государства представляет * собой

§ 5. Кредитно-денежная политика государства
Денежно-кредитная политика государства представляет * собой совокупность мероприятий Центрального банка в об­ласти денежного обращения и кредита и состоит в контроле за денежной массой в стране в целях поддержания стабиль­ности цен (минимальной инфляции), обеспечения эффек­тивной занятости и устойчивого экономического роста.

Объекты и субъекты денежно- кредитной политики

В России основной функцией Банка России являются разра­ботка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля.

Объектами денежно-кредитной по­литики являются спрос и предложение на денежном рынке.

Субъектами денежно-кредитной по­литики выступают, прежде всего, Цент­ральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кре­дитной политики государства и коммерческие банки.

Центральный банк, проводя денежно-

кредитную политику, использует методы регулирования ш прямого и косвенного регулирования де- шиииииввшииш ятельности коммерческих банков, кото­рые позволяют обеспечивать стабиль­ность банковской системы и воздействовать на величину денеж­ной массы.

Методы прямого регулирования представляют собой указа­ния банкам, подлежащие обязательному исполнению. Так, в ряде
стран центральные банки имеют право вводить для банков преде­лы объемов кредитования, и в частности, объемов кредитования небанковского сектора.

Методы косвенного регулирования основаны на возможно­сти воздействия Центрального банка на величину избыточных ре­зервов коммерческих банков и на стремлении коммерческих банков использовать избыточные резервы для выдачи кредитов с целью получения дополнительной прибыли.

Центральные банки могут воздействовать на величину из­быточных резервов следующими способами:

• Изменение нормы обязательных резервов. Если, к при­меру, при норме 10% обязательные резервы банка со­ставляли 10000 руб., а избыточные отсутствовали, то по­сле ее понижения до 5% у банка возникнут избыточные резервы в размере 5000 руб.

• Изменение ставки рефинансирования (ставки, по кото­рой центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам). Кредиты, выдаваемые Центральным банком, зачисляются на корреспондентские счета коммерческих банков и автоматически попадают в сумму избыточных резервов. Изменение ставки рефинансирования влияет на сумму кредитов, которую банки желают получить у центрального банка.

• Операции на открытом рынке — производимые Цент­ральным банком операции купли-продажи государст­венных ценных бумаг за свой счет.

Покупая ценные бу­маги у клиентов коммерческих банков, Центральный банк увеличивает корсчет коммерческого банка, а тот — зачисляет поступившие средства на счет продавца цен­ных бумаг. Если поступило средств на 100000 руб.

, а норма обязательных резервов составляет 10%, то избы­точные резервы составят 90000 руб.

• Валютное регулирование. Валютное регулирование предполагает воздействие Центрального банка на ва­лютный курс, которое осуществляется путем дополни­тельного предложения валюты (продажи) на валютной бирже, или предъявления дополнительного спроса на нее (покупки). Операции купли-продажи иностранной валюты по воздействию на избыточные резервы банков аналогичны операциям на открытом рынке.

Стремясь сократить предложение денег в экономике, Цент­ральный банк проводит политику «дорогих денег», т.е. увеличи­вает норму обязательных резервов, продает ценные бумаги, по­вышает ставку рефинансирования.

Стремясь увеличить предло­жение денег, центральный банк, наоборот, проводит политику «дешевых денег», для чего снижает норму обязательных резер­вов, покупает ценные бумаги.

Воздействуя на величину денежной массы, Центральный банк может ставить различные тактические цели: стабилизация процентной ставки, поддержание стабильной величины денежной массы, изменение и процентной ставки, и ве­личины денежной массы.

В России в настоящее время используются в основном две операции:

В политика рефинансирования; И политика обязательных минимальных резервов.

Рассмотрим процесс увеличения де­нежной массы в стране под воздействием мер денежно-кредитной политики цент­рального банка. Пусть норматив обяза­тельных резервов равен 10%, а все банки

страны использовали свои возможности по кредитованию, то есть у них отсутствуют излишние резервы.

Предположим, что Центральный банк решил увеличить в стране денежную массу, для чего осуществил операции по при­обретению государственных ценных бумаг у отечественных фирм на сумму 100000 руб., которые оказались клиентами «АКК-банка». На сумму 100000 руб.

Центральный банк увеличи­вает корсчет «АКК-банка», а тот — счета до востребования своих клиентов на эту сумму. В результате этой операции денежная масса в стране увеличивается на 100000 руб. При этом избыточ­ные резервы «АКК-банка» становятся равными 90000 руб.

(обязательные резервы от суммы прироста вкладов составили 10000 руб. — 10 % от 100000 руб.).

Банк, желая получить дополнительный доход в виде процен­та по кредитам, выдает кредит гражданину A.A. Петрову в раз­мере 90000 руб., которые зачисляются на его счет в «АКК-банке». Таким образом, денежная масса (денежное пред­ложение) возросла уже на 190000 руб. (100000 + 90000). Пред-

положим, что Петров использовал полученный кредит для приоб­ретения автомобиля, переведя сумму в размере 90000 руб. со своего счета в «АКК-банке» на счет автосалона «Эх-прокачу» в «ББК-банке» (в результате этой операции денежная масса не увеличилась).

После этого перевода корсчет «ББК-банка» в Центральном банке увеличился на 90000 руб., а вклады его клиентов — также на 90000 руб.

Но при норме обязательных резервов 10% данная операция означает появление у банка избыточных резервов в сумме 81000 (обязательные резервы от суммы прироста вкла­дов составили 9000 руб. — 10% от 90000 руб.).

«ББК-банк» так­же использует избыточные резервы для выдачи кредита, в свя­зи с чем прирост денежной массы после операции центрально­го банка с ценными бумагами составит уже 271000 руб. (100000+90000+81000).

После того, как клиент «ББК-банка» ис­пользует кредит, избыточные резервы на 72900 руб. возрастут у того банка, в который сделан перевод, и он также использует их для выдачи кредита, в связи с чем суммарный прирост денежной массы составит 343900 руб. (100000+90000+81000+72900), и т.д.

Не сложно установить, что общее увеличение денежной массы вследствие мер, предпринятых центральным банком, со­ставит величину первоначального приращения (100000 руб.), де­ленную на норму обязательных резервов (10%). Таким образом, первоначальное приращение денежной массы на 100000 руб. вы­зовет ее итоговое приращение на 1000000 руб.

| Числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз • возрастет или сократится количество денег в обращении при первоначальном взносе в банковскую систему, называ­ется — депозитный мультипликатор (тЬ).

Мультипликатор находится в обратной зависимости от нор­мы резервных требований и равен:

1

тЬ = — х 100%.

где гг — норма обязательных резервов, выраженная в процентах.

В нашем случае он равняется 10 (1:10 х 100=10). То есть первоначальный депозит (вклад) в размере 100 тыс. руб. может расширить предложение денег до 1 млн. руб.

Соответственно, весь процесс пойдет в обратную сторону и денежное предложе­ние начнет сокращаться, если граждане или фирмы начнут сни­мать средства со счетов до востребования, или начнется процесс возврата кредитов.

Таким образом, норма резервирования спо­собна влиять на денежную массу и, соответственно, на денежное предложение, что и использует государство в своей денежно- кредитной политике.

Задание: Продумайте ответы и обсудите в классе следующие вопросы. Помещая свои деньги на счета в банках, люди должны быть уверены, что их деньги будут не только сохраняться от грабежа и пожара, но и что эти деньги будут возвращены им по первому их требованию.

Во многих странах сегодня эта уверен­ность обеспечивается системой страхования вкла­дов, которая гарантирует сохранность вкладов до определенного размера (например, в США этот размер составляет 100 тыс. долларов). В России си­стема страхования вкладов только формируется.

Нужна ли в России такая система и какой размер вкладов и в каких банках (частных или с государст­венным участием), по вашему мнению, должно га­рантировать государство?

Проверьте свои знания Решите тесты, найдя ОДИН правильный ответ.

1. Согласно уравнению обмена, изменения в предложении денег могут влиять:

1) только на скорость обращения денег;

2) на цену и реальный выпуск;

3) только на реальный выпуск и занятость;

4) только на уровень цен.

2. Функцией Центрального банка не является:

1) проведение мероприятий денежно-кредитной поли­тики;

2) эмиссия денег (банкнот) и контроль денежного обра­щения;

3) хранение централизованного золотого запаса;

4) прием вкладов у населения.

3. Общая денежная масса возрастает всякий раз, когда коммерческие банки:

1) увеличивают свои вклады в Центральном банке;

2) увеличивают объемы ссуд, предоставляемых населе­нию;

3) увеличивают свои обязательства по текущим счетам путем получения наличных и безналичных денег от на­селения по вкладам;

4) изымают часть своих вкладов в Центральном банке.

4. Товар, обладающий абсолютной ликвидностью, — это:

1)ценные бумаги;
2)золото;
3)информация;
4)деньги;
5)дефицитные ресурсы

..

Источник: https://all-sci.net/ekonomika-shkolnikam_1018/105-denejno-kreditnaya-politika-202109.html

Refpoeconom
Добавить комментарий