§ 49. Основные модели государственного регулирования экономики и их эволюция

Эволюция моделей государственного регулирования экономикой

§ 49. Основные модели государственного регулирования экономики и их эволюция

Предыдущая123456789101112131415Следующая

В современной экономической литературе проблемы государственного регулирования экономики трактуются неоднозначно.

При этом в процессе развития общества выделяется несколько школ и моделей.

Фундаментальные основы ретроспективного анализа и государственного управления экономикой изложены в специальных научных разработках, посвященных данной проблеме [1,4,7,28].

Результаты обобщения различных теорий государственного регулирования и управления экономикой, раскрывающих по-разному цели, задачи, формы и методы регулирования производственных процессов позволили Михайлушкину П. В. разработать структурно-логическую схему поэтапного формирования основных моделей государственного управления экономикой (рисунок 1.1).

Происхождение государства тесно связывается с развитием общественного разделения труда, которое возникло при переходе к производящей экономике.

Общественное разделение труда и связанное с ним возникновение прибавочного продукта привели к социальному расслоению первобытного общества. Все это делало невозможным нормальное функционирование публичной власти и требовало ее замены государственной.

Ряд современных исследователей, раскрывая институты и механизмы возникновения государства, выделяют предгосударственный период (протогосударства), который был основан на трех не подчиненных друг –другу органах управления – предводитель (вождь), совет старейшин — народное собрание [16, с. 22].

При этом просматривалась иерархия поселений и их централизация.

Таким образом, отрыв публичной власти от общества, возникновение специального аппарата принуждения, определение людей по территориальному признаку, свидетельствовало о том, что на смену первобытному строю пришло государство. Причем, возникновение государства у разных народов имеет свои особенности.

По мере развития рыночных отношений стало формироваться классическая модель взаимодействия экономики и государства. Она основана на гармоничном функционировании стихийно саморегулирующихся механизмов рыночной экономики. Наиболее видными её представителями были- А. Смит, Д. Риккардо, Дж. С. Милль, А. Маршалл, А. Пигу и другие.

Рисунок 1.1 – Основные модели государственного управления экономикой

Источник: [16, с. 23]

А. Смит обосновал законы о рыночной экономике в условиях свободной конкуренции, полагая, что предпринимательство может быть достаточно успешным в условиях саморегулирования. Что касается государства, то он считал, что оно должно охранять порядок в обществе, не вмешиваясь в экономические проблемы [21].

В последующем марксистская экономическая теория обнаружила неразрешимые противоречия и ограниченность классической модели взаимодействия экономики и государства. При этом обосновали ряд противоречий в рамках самого общественного строя [14].

Основоположником механизма макроэкономического регулирования явился Джон Кейнс, создавший поистине революционную теорию государственного регулирования национальной экономики.

Он разработал теорию эффективного спроса, создавшую основу его концепции государственного регулирования.

Считая обеспечение полной занятости одной из целей государственного регулирования, он уделял особое внимание процессам формирования национального дохода, реализации товаров сферы обращения, обеспечения эффективного спроса.

Джон Кейнс полагал, что функция потребления является устойчивой, поэтому необходимо сосредоточить внимание на инвестициях. В Кейнсианских моделях совокупные расходы общества состояли из четырех компонентов: личного потребления; инвестиционного потребления; государственных расходов; чистого экспорта.

Важнейшей задачей государства в этих условиях Дж. Кейнс считал обеспечение высокого объема эффективного спроса населения на предметы потребления, предпринимателей на инвестиционные товары, а государства на экономические и социальные цели.

Таким образом, Кейнс обосновал решающую роль государства в предотвращении экономических кризисов.

В задачи государства по Кейнсу входит регулирование доходов общества, сосредоточение в руках власти денежных и других ресурсов с целью активного воздействия на рыночные процессы.

Роль государственного регулирования рынка заключалась в стимулировании спроса с помощью кредитно-денежных и бюджетных инструментов, среди которых особое значение придавалось выпуску крупных государственных займов для покрытия бюджетного дефицита [16].

В отличие от кейнсианской модели, ориентированной на управление экономическими рычагами, стимулирующими предпринимательство, появившаяся в условиях функционирования социалистической экономики командно-административного модель управления планово-регулируемой экономикой строилась на методах внеэкономического принуждения: прямое управление предприятиями из центра; полный контроль государства за производством и распределением; всеобщее государственное планирование из единого народнохозяйственного центра; управление с помощью административно-приказных методов [23, с. 344-345].

На основе идей Дж. Кейнса сформировалось несколько научных направлений, из них наибольшую известность получила кейнсианско-неоклассическая теория синтеза П. Самуэльсона [26]. Представителями этого направления была разработана система мер антикризисного регулирования экономики, включая гибкое использование расходов и доходов бюджета в зависимости от изменения рыночной конъюнктуры.

Но при этом, ни кейнсианство, ни механизмы командно-административного управления не обеспечивали соответствующего роста эффективности. Таким образом, появились неоконсервативные модели макроэкономического регулирования, имеющие антикризисную направленность, среди них выделяются модели:

— монетаризма;

— теории экономики предложения;

— теории рациональных ожиданий.

Данные школы неоконсервативного толка, имеющие антикейнсианскую направленность, выдвинули в качестве весомого аргумента концепцию фиаско государства и связывали это с чрезмерной его интервенцией в хозяйственную жизнь. Неоклассики оперировали устойчивостью рыночной экономики, частичной приватизацией собственности, с выдвижением первенства денежно-кредитной политики.

Например, представитель и проповедник количественной теории денег Милтон Фридман, вновь сделавший ставку на механизм рыночных цен, полагал, что для борьбы с существующей инфляцией должно быть государственное вмешательство, целенаправленное на жесткое ограничение печатания денег, урезание социальных программ. Таким образом, сформировавшаяся школа монетаризма выдвинула концепцию, ориентированную на количественную теорию денег. Но при этом они полагали, что слишком активная денежная политика противоречит эффективному развитию экономики.

В отличие от традиционной классической школы, новые неоклассики вовсе не отрицали значение государственного регулирования экономики, но сводили его к минимальной границе. Так М. Фридман в книге «Капитализм и свобода» перечислял сферы, из которых, по его мнению, необходимо удалить участие государства.

В том числе, он предлагал отказаться от поддержания цен на сельхозпродукты, отменить экспортно-импортные квоты и тарифы, правительственный контроль над объемом производства и величиной квартплаты, установлением минимальной заработной платы и максимальных пределов роста цен, обязательное страхование для обеспечения пенсий по старости, лицензирование любых видов трудовой деятельности, прекратить государственное жилищное строительство и т.п.[29].

Другие представители монетаристской школы, например, Ф. Хайек , полагали, что систематическое вмешательство государства в рыночные процессы оказывает отрицательное воздействие на экономическое развитие.

По его мнению, роль государственного регулирования должна быть ограничена и заключаться в стимулировании свободной экономической деятельности, поддержании необходимого уровня денежной массы в обращении, проведении кредитных мероприятий, ограничении социальных расходов.

Представители школы институционализма объясняли необходимость государственного регулирования рынка несовершенством рыночного механизма и его неспособностью решать современные проблемы развития общества.

Одним из главных пунктов регулирования рыночных процессов институционалисты считали систему общественного контроля над бизнесом, включая контроль на внутрифирменном, региональном и общегосударственном уровнях.

В эту систему входят контроль над деятельностью крупных корпораций, государственные механизмы воздействия на конкуренцию и ценообразование на товарных рынках, финансовом рынке, рынке труда [22, с.375].

Тенденции к усилению государственного регулирования рынка отмечают Р. Хейлбронер и Л. Тарроу [22, с.376].

Социализация экономической системы, укрепление экономической базы государственного регулирования, по их мнению, приводят к формированию модели экономики, контролируемой обществом, в которой сокращается роль традиционных атрибутов капитализма – частной собственности и рыночного механизма. В результате усиления роли политического фактора в развитии современной экономики появляются разнообразные институты, принимающие участие в регулировании рыночных процессов.

В последующем появляются интегрированные модели синтеза государственного и рыночного механизмов.

Основоположником данного подхода, сочетающего черты рыночного и государственного механизма, получившего название смешанной экономики, явился Пол Самуэльсон [26], который на основе синтеза двух механизмов предложил макрорегуляторы, ориентированные на сочетание устойчивости государственного управления с гибкостью саморегулирования. При этом предлагалось сочетание высших макроэкономических целей: эффективности хозяйствования; социальной справедливости; стабильности экономического роста.

В настоящее время в большинстве национальных экономик функционируют два механизма: рыночный и государственный. Каждый из них играет особую роль в экономике.

В частности, рыночное саморегулирование развито при производстве товаров индивидуального присвоения, а в государственном секторе устанавливаются нерыночные отношения, регулируемые непосредственно государством.

В зависимости от роли государства в экономическом процессе, выделяются два типа экономик:

— с минимальным участием государства в макроэкономическом регулировании;

— с максимальным участием государства в макроэкономическом регулировании.

При минимальном участии государство обеспечивает рынок деньгами, регулирует внешние эффекты, а также производство общественных товаров и управляет нерыночным сектором хозяйства.

В странах с развитым государственным сектором экономики (Швеция, Австрия, Германия, Япония и другие) государство акцентирует внимание на регулировании социальных отношений; создании условий для эффективного хозяйствования; стабилизации экономического развития. Основы данного механизма нашли воплощение в моделях социально-ориентированной экономики – Шведская, Германская, Японская и других. Их особенность в ориентации на социальные механизмы и наиболее полное решение социальных проблем [3, с.361-362].

Предыдущая123456789101112131415Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/1-32208.html

Государственное регулирование в рыночных системах: эволюция, модели, тенденции (стр. 1 из 7)

§ 49. Основные модели государственного регулирования экономики и их эволюция

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Высшая школа управления и бизнеса

Молодечненское представительство

Кафедра экономики и

управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему «Государственное регулирование в рыночных

системах: эволюция, модели, тенденции»

Студентки факультета ВШУБ,

специальности «Экономика и

управление на предприятии»,

III курса, группы № 1 Царь Натальи Михайловны

Руководитель Радько Мария Кирилловна

Молодечно

2001 год

страницы

Введение 3

1. Краткая историческая справка 4

2. Понятие государственной экономической политики 5

3. Типы экономических систем 6

4. Понятие, содержание и характеристики государствен-

ного регулирования экономики 10

5. Формы и методы государственного регулирования

экономики 12

6. Субъекты государственного регулирования экономики 13

7. Объекты государственного регулирования экономики 14

8. Средства государственного регулирования экономики 17

9. Модели рыночной экономики 24

а) Американская модель

б) Японская модель

10. Проблема построения рыночной модели Беларуси 28

11. Взгляды на тенденции развития экономических

систем 29

Заключение 30

Литература 32

Государство в рыночной экономике обеспечивает благополучие нации в целом, охрану ее интересов, стабильность и укрепление экономического строя внутри страны и за рубежом. Этим и определяются цель государственного регулирования экономики и роль государства в рыночной экономике.

Но, если государственное регулирование является объективной необходимостью в условиях современной рыночной экономики, то для экономики переходного периода его роль неизмеримо более высока, ибо здесь имеют место и другие, не свойственные рынку проблемы, решение которых возможно только посредством действенного государственного вмешательства. Сюда следует отнести: формирование самой рыночной инфраструктуры, высокий удельный вес государственного сектора экономики, разгосударствление и приватизацию, развитие предпринимательства и конкуренции, развитие социальной сферы и системы социальной защиты населения, привлечение иностранных инвестиций и др. Кроме того, со стороны государства требуется мощное противодействие ряду негативных процессов, характерных именно для переходного периода (например, криминализация общества, экономики). И, наконец, проведение рыночных реформ и ответственность за их реализацию так же лежат на государстве.

Все перечисленные аргументы вызывают объективную необхо-димость государственного регулирования экономики в условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период.

Однако масштабы государственного регулирования рыночной экономики, глубина его проникновения в социально-экономические процессы имеют определенные границы, обусловленные, с одной стороны, интересами собственников (и это по сути, главный аргумент, ограничивающий масштабы государственного вмешательства) и, с другой – возможностями самого государства. В рамках этого можно говорить об относительных границах эффективности государственного регулирования и эффективности той либо другой меры (формы, инструмента, метода) его воздействия. Так, государственный сектор и государственные доходы (бюджет, внебюджетные фонды), которые являются экономической основой государственного регулирования экономики, имеют свои границы. Возможности роста государственного сектора ограничивают интересы частной собственности; увеличение доходов государства связано с социальными границами налогообложения, которые затрагивают интересы практически всех слоев населения, а так же с конъюнктурой самой экономики, ухудшение которой существенно сокращает и бюджетные доходы. Совпадение интересов государства с интересами собственников позволяет существенно расширить границы государственного регулирования, и наоборот, если они расходятся, эти границы сужаются.

По сути, глубина проникновения государственного регу-лирования в социально-экономические процессы, различная ком-бинация форм и методов регулирования и являются отличи-тельными чертами многообразных моделей современной рыноч-ной экономики. [1, с.12-13]

Государственное регулирование экономики имеет долгую историю. Практика здесь опережает теорию. В период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.

Меркантилисты 17 века — пионеры нормативной экономической теории — писали о том, что только детальное руководство со стороны правительства способно обеспечить порядок в хозяйственной сфере. Они видели в государственном руководстве средство, обеспечивающее социальную справедливость.

С переходом к капитализму, свободной конкуренции многие заповеди меркантилистов канули в Лету. Подход основоположников классической экономики (18 век), лимитировавших государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, имеет историческое объяснение. Ведь к тому времени вершителями судеб в экономике стали рынок и свобода выбора.

В экономическом смысле свобода предполагает две главных составляющих: защищенное законом право частной собственности и самостоятельность принятия решений. В 18 — 19 веках экономическая роль государства сводилась, в основном, к охране этих первичных прав.

20 век был ознаменован почти повсеместным укреплением экономического присутствия государства.

Со второй половины 19 века национальное производство достигло невиданных ранее масштабов. Конец века связан со взрывом, скачком в научно — техническом развитии и появлением ряда новых отраслей, т. е. углублением общественного разделения труда. Все эти обстоятельства порождали потребность в координации, в поддержании пропорций на макроуровне, в антициклическом регулировании. [2, с.22-23]

Началось наступление на рынок со стороны монопольных структур: картелей, синдикатов, олигополий. В этих условиях для обеспечения конкуренции стали жизненно необходимы выработка антимонопольного законодательства и его применение органами государства.

Усиление государственного регулирования диктовалось целями подготовки к войнам, их ведения, поддержания обороноспособности. Разрабатывалась целая система мер, включавших принудительное картелирование (Германия), протекционизм (Япония). Формировались военно — промышленные комплексы, тесно связанные с правительством.

Государственное регулирование экономики явилось необходимым для осуществления социальной политики, вообще стратегии социализации в широком смысле. Коллективное потребление или удовлетворение общественных потребностей (здравоохранение, образование, поддержка неимущих и пр.) невозможны без использования государственных рычагов и организаций.

И, наконец, хотелось бы особо подчеркнуть, имея в виду день сегодняшний, потребность в государственной поддержке и подчас организации фундаментальных научных исследований, а также защиты среды обитания.

Государственное регулирование, таким образом, обусловлено появлением новых экономических потребностей, с которыми рынок по своей природе не может справиться.

И, хотя подобное регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно — командной системе, все же здесь экономическая роль государства велика, особенно по сравнению с системой свободной конкуренции.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально — экономической системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности.

Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.

Теоретически понятие государственной экономической шире понятия государственного регулирования экономики, так как первая может основываться и на принципе невмешательства государства в хозяйственную жизнь (известный принцип экономического либерализма laisser faire — laisser passer).

В современных условиях невмешательство государства в социально — экономические процессы немыслимо. Уже давно ведутся споры не о необходимости государственного регулирования экономики, а о его масштабах, формах и интенсивности.

Поэтому термины “государственное регулирование экономики” и “государственная экономическая политика” в наше время идентичны.

Объективная возможность государственного регулирования появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.

В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью воспроизводства.

Оно решает различные задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта.

Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Источник: https://mirznanii.com/a/265694/gosudarstvennoe-regulirovanie-v-rynochnykh-sistemakh-evolyutsiya-modeli-tendentsii

§ 49. Основные модели государственного регулирования экономики и их

§ 49. Основные модели государственного регулирования экономики и их эволюция

Классическая школа политической экономии и марксизм. Кейнсианская модель государственного регулирования совокупного спроса
Классическая школа политической экономии и марксизм. Первой школой в экономике, стремившейся выяснить правила хозяйственной деятельности, был меркантилизм. А. Монкретьен еще в начале XVI в.

обосновывал необходимость активного вмешательства государства в экономическую жизнь страны с целью увеличения ее богатства. По его мнению, государство должно проводить активную протекционистскую политику, стимулировать экспорт и т.д. В условиях первоначального накопления капитала зарождающейся буржуазии нужна была поддержка государства. В XVIII в.

в Западной Европе возникает классическая школа политической экономии.

В этот период капитализм твердо стал на ноги, и классики политической экономии считали, что равновесие экономической системы, в том числе спроса и предложения, достигается через механизм свободной конкуренции и свободного ценообразования, стремление каждого индивида удовлетворить свои эгоистические интересы и их взаимодействие через систему разделения труда и товарного обмена. Наиболее логично идея достижения экономической системой равновесия выражена в сформулированном Ж. Б. Сэем законе рынков, согласно которому любое предложение товаров порождает свой спрос на них. Это происходит через механизм свободного ценообразования, а несовпадение спроса и предложения возможно только на отдельные товары, или в отдельных регионах страны. Такие идеи господствовали до 30-х гг. XIX в. В 1825 г. произошел первый экономический кризис, который показал невозможность достижения экономического равновесия путем автоматического саморегулирования народного хозяйства, поэтому положения классической школы со временем начали все больше критиковаться. Наиболее обоснованный критический анализ данной школы осуществили Маркс и Ленин. Они доказали, что рыночный механизм функционирования экономики приводит к значительной дифференциации общества на богатых и бедных, глубокому неравенству, углублению всей системы экономических противоречий, частичное и временное разрешение которых происходит во время кризисов перепроизводства. Но глубоко ошибочной оказалась их идея полного вытеснения товарно-денежных отношений, тотального огосударствления экономики при социализме.

Критическое крыло сторонников экономического учения К. Маркса стремилось внести коррективы в положение об условиях достижения равновесия экономической системы. Так, М. Туган-Барановский основной причиной циклических колебаний считал диспропорцию между движением сбережений и инвестиций, прежде всего, в отраслях, производящих средства производства. Кроме того, причины циклов и кризисов он видел в несовершенстве регулирующей роли рыночного механизма в сфере накопления и расходования общественного капитала. Наиболее обобщающей причиной неравновесия экономической системы ученый называл непропорциональность размещения денежного капитала в различных сферах экономики. В то же время он высоко оценивал закон Сэя, особенно его идеи о порождении предложением собственного спроса. Исходя из тезиса об инновациях как движущей силе капиталистического способа производства, М. Туган-Барановский пришел к выводу, что для достижения равновесия в этой системе хозяйства достаточно осуществлять соответствующее регулирование инвестиций.

Его понимание природы деловых циклов стало одним из составных элементов концепции Дж. Кейнса. В конце XIX в. взгляды классической школы политической экономии продолжают уточняться. Считая основой равновесия экономической системы рыночный механизм, неоклассики (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк и др.) акцентируют внимание на равновесии, построенном «снизу», то есть с учетом поведения отдельных хозяйствующих субъектов и потребителей (на микроуровне), а основу для обмена товаров видят в субъективных оценках их полезности. Но совокупный платежеспособный спрос не является арифметической суммой индивидуальных опросов, макроэкономика имеет свои особенности и закономерности развития. Общую теорию рыночного равновесия в этот период разрабатывали А. Маршалл, Л. Вальрас. Одним из условий такого равновесия Л. Вальрас, в частности, назвал замкнутость экономических систем. О других аспектах данной концепции уже шла речь ранее. Проблему экономического равновесия в условиях господства монополий — монополистической конкуренции исследовали Дж. Робинсон, Э. Чемберлин и др. Они, в частности, утверждали, что в данной ситуации цены устанавливаются выше средних и предельных затрат, а объем производимых товаров меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Это свидетельствует о недоиспользовании резервов для производства товаров и услуг. Кейнсианская модель государственного регулирования совокупного спроса. В западной экономической литературе идею невозможности существования капитализма без широкомасштабного вмешательства государства, а значит, и достижения экономического равновесия с помощью только рыночных рычагов впервые обосновал Дж. Кейнс. Он считал, что расширение функций правительства — это единственный способ избежать полного разрушения существующих экономических форм, способ побудить к инвестированию и координации склонности к потреблению. Основное внимание Дж. Кейнс уделил проблеме регулирования спроса и анализу факторов, которые его определяют. По его мнению, эффективный спрос, распадающийся на накопление и потребление, государство должно стимулировать, во-первых, удешевлением кредита; во-вторых, увеличением государственных расходов; в-третьих, воздействием на рост потребительского спроса. В последнем случае действия государства помогают ослабить свойственную людям склонность к сбережениям. Такая склонность разрушает стимулы к инвестированию. Кроме проблемы достижения равновесия спроса и предложения в масштабах народного хозяйства, Дж. Кейнс стремился выяснить вопрос установления равновесия между спросом и предложением в сфере занятости. Государство, по его мнению, должно его регулировать, стремиться к определенному оптимуму в этой сфере, не допускать роста безработицы до таких масштабов, которые могут вызвать угрозу экономической системе. Уровень занятости зависит от склонности к потреблению и объемов инвестиций. Основное внимание в этой ситуации государство должно уделять стимулированию инвестиций. Поскольку инвестиции, в свою очередь, зависят от уровня процента и ожидаемой прибыли, то государству следует регулировать инвестиционный спрос путем бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Особенно велика роль государства, в частности, государственных инвестиций, в период экономического кризиса. Так, в период глубочайшего за всю историю США кризиса 1929-1933 гг. правительство, в соответствии с рекомендациями Дж. Кейнса, с помощью увеличения расходов на общественные работы, выплаты пособий безработным и других мер создавало дополнительный платежеспособный спрос на новые товары и услуги, поскольку вложение инвестиций в производство традиционных товаров в условиях их перепроизводства еще больше углубило бы экономический кризис. Рекомендации Дж. Кейнса легли в основу экономической политики правительств большинства развитых стран в послевоенный период (50—70-е гг.). Это ослабило глубину экономических кризисов, усилило стабильность экономической системы. Несомненно, положительное воздействие на достижение определенного равновесия в экономике имели в эти годы советы левокейнсианцев (Д. Робинсон, П.Сраффа и др.), которые выступали за перераспределение национального дохода в интересах беднейших слоев населения, за внедрение национального планирования и другие меры. В то же время меры государства по стимулированию спроса обусловили высокий уровень инфляции в экономике. Практическое воплощение рекомендаций Дж. Кейнса совпало в 70-е гг. со структурным кризисом, что привело к усилению неравновесия на рынке рабочей силы, к возникновению новых диспропорций. Все это обусловило серьезный кризис кейнсианства и возврат к неоклассическому направлению в экономической теории. В 80-е гг. усилились позиции монетаристской школы, возглавляемой М. Фридменом, разработавшим политику сдерживания, а также и теории экономики предложения А. Лаффера. Монетаристы главной причиной нестабильности экономической системы считали нарушение законов дснеж- ного обращения, отклонение от равновесного уровня цен и количества денег в обращении вследствие стимулирования спроса государством, чрезмерного вмешательства государства в экономику. Устранение этих диспропорций возможно, по их мнению, путем ограничения кредитно-денежной массы в обращении (поддерживать темпы роста на уровне не более 5 % в год), сокращения производственного и потребительского спроса. Что касается дисбаланса на рынке рабочей силы, то сторонники монетаризма выступают против полной занятости, ратуют за естественный уровень безработицы, который определяется законом спроса и предложения и не вызывает повышения цен. Теория экономики предложения была ориентирована на стимулирование предложения путем сокращения налогов с предпринимателей, что ведет к расширению производственных мощностей, росту занятости и т. д. Эти идеи были взяты на вооружение в США, Великобритании, некоторых других странах. Но кризис 1980-1982 гг. и продолжительный застой в послекризисный период в странах Западной Европы показали неэффективность рекомендаций монетаристов. В последующие годы некоторые страны обратились к неокейнсианскому и некоторым аспектам неоклассического направлений, пытаясь объединить идеи регулирования эффективного спроса и поддержания высокого уровня занятости с различными методами борьбы с инфляцией. В начале 90-х гг. в развитых странах мира вновь происходит переоценка роли государственного регулирования, наблюдается определенное усиление его роли в экономике и социальной сфере. Основные категории и термины

Государственное регулирование экономики. Рыночное регулирование. Корпоративная (монополистическая) планомерность. Формы государственного регулирования. Направления государственного регулирования. Методы (средства) государственного регулирования. Государственное стимулирование НИОКР. Амортизационная политика. Кредитно-денежная политика. Промышленная политика.

Ценовая политика. Национальный рынок. Совокупный спрос. Совокупное предложение. Потребление. Сбережения. Инвестиции (накопление). Частичное равновесие национального рынка. Общее равновесие национального рынка. Классическая модель государственного регулирования. Неоклассическая модель государственного регулирования.

Кейнсианская модель государственного регулирования.

Источник: https://uchebnik-ekonomika.com/teoriya-economiki/osnovnyie-modeli-gosudarstvennogo.html

Основные модели государственного регулирования, их эволюция и экономическая роль государства

§ 49. Основные модели государственного регулирования экономики и их эволюция

С начала 40-х гг. ХХ ст. в результате усложнения хозяйственного механизма передовых стран, наряду с рыночно-конкурентным и монопольно-регулирующим механизмами в нём развивается государственное регулирование экономики.

До этого, в течение более чем 300 лет, регулирование экономики осуществлялось под действием объективных закономерностей рыночных процессов, а в условиях формирования нового общества государству отводилась роль «ночного сторожа», которое должно лишь поддерживать общий порядок в обществе. Единым же регулятором экономического развития признавалась «невидимая рука» рынка (определение А.Смита).

Так, основоположники буржуазной классической политэкономии Пети, Смит, Риккардо, а затем и их последователи рассматривали капиталистическую экономику как уравновешенную и гармоничную. Практически такой же позиции придерживалась и манчестерская школа, возникшая в конце 30-х гг. ХIХ ст.

, представители которой выступали против вмешательства государства в личные интересы предпринимательства, являющегося по их мнению нежелательным нарушением личной свободы. При этом считали, что спрос и предложение всех товаров, в т.ч.

и на товар рабочую силу сами уравновешиваются в процессе свободной конкуренции.

Не интересовали функциональные связи макроэкономических процессов и представителей неоклассической школы (конец ХIХ ст. – Менгер, Визер, Бем-Баверк), объектом изучения которых были закономерности микроэкономики.

Однако потрясения ХХ столетия (политические, экономические, военные, социальные) привели к необходимости отказа от отживших себя постулатов. Первым, кто сделал решающий вклад в формирование нового мировоззрения по данной проблеме был Дж.М.

Кейнс, который в числе первых понял, что капитализм не выживет в новых условиях без вмешательства государства в социально-экономические процессы.

То есть он один из первых: 1) сформировал макроэкономический подход к анализу социально-экономических процессов (оперируя категориями национальный доход, совокупные инвестиции, совокупное количество денег в обращении, потребление, сбережение, занятость, процент и т.д.

); 2) определили количественные и качественные закономерности взаимодействия макроэкономических явлений (категорий); 3) пришел к выводу об уходе в прошлое законов свободной конкуренции, эластичности цен и т.д.; 4) определил, что одним из проявлений неравновесия является опережение роста предложения в сравнении со спросом; 5) продолжил практические рекомендации по выходу из состояния экономического неравновесия.

Дж.Кейнс создал и применил на практике теорию регулирования спроса, главным в котором видел возобновление эффективности инвестиционных процессов. (То есть повышение инвестиционного спроса предпринимателей и государства ведет к повышению потребительского спроса, повышению занятости и доходов населения). При этом главную роль в этом процессе отводил государству.

Разумеется, необходимость вмешательства государства им связывалась с потребностью установления прибыльности капиталистического предпринимательства, с предотвращением социальных потрясений общества (в частности безработица, которую может помочь решить только государство, в чем нашел поддержку среди многих экономических и политических деятелей).

Государство по нему должно взять на себя ответственность по регулированию соотношения спроса и предложения труда, добиваясь определенного оптимума.

Рост же безработицы допускался в определенных границах, определяемых: с одной стороны, потребностью капитала в кадрах и контроля за ростом заработной платы работников, а с другой – предотвращения социальных обострений.

Такая политика относительно занятости получила название «полной занятости».

В чем заключалась суть рекомендаций Кейнса в отношении регулирования спроса?

1) Государство должно стимулировать рост частных инвестиций путем снижения нормы процента (это способствует не сбережению, а капитальным вложениям как со стороны предприятия, так и населения).

2) Наибольшим инвестором становится государство (так как государственный спрос повышает совокупный спрос, что приводит к выравниванию спроса и предложения).

3) Повышение инвестиционного спроса пополняется ростом потребительского спроса (при этом увеличение заработной платы происходит под контролем государства и с одновременным повышением цен, порождаемого расширением спроса предпринимателей и государства).

Таким образом, предлагаемыми действиями государство создает условия для повышения спроса и установления равновесия в экономике. Однако вместе с этим закладываются инфляционные процессы на будущее (т.е. искусственный спрос со стороны государства в перспективе приводит к росту инфляции).

Тем не менее, в послевоенные годы идеи Кейнса получили широкое распространение. Его сторонники (неокейнсианцы) только дополнили их рекомендациями и мероприятиями, способствующих повышению качества рабочей силы, улучшению возможностей трудоустройства, а именно:

1) увеличение количества получателей и размера социальных выплат;

2) антикризисное и антициклическое регулирование экономики;

3) программирование хозяйственных процессов;

4) содействие государством развитию НТР, формированию новых отраслей и видов деятельности.

Этот тип регулирования экономики получил название неокейнсианского.

Применение его на практике в послевоенный период привело к тому, что экономика развивалась равнее, стабильнее, нежели в эпоху до её регулирования государством.

Несмотря на определенные особенности, в каждой стране в регулировании экономики имелись всё же общие приоритеты политики государств. Они объединялись понятием «магического четырехугольника», т.е.: достижение полной занятости, ограничение темпов роста, равновесие платежного баланса, поддержание стабильных и умеренных темпов роста экономики.

Несмотря на существующие отличительные особенности регулирования все же можно выделить два типа регулирования экономики в 50 – 70-ые гг.

I. Радикально-реформистский (большинство развитых западноевропейских стран).

II. Буржуазно-реформистский (на Северо-Американском континенте).

Для I-го характерно прямое влияние государства на экономическую и социальную сферу, для II-го – непрямое влияние, ограниченное масштабами государственной собственности и предпринимательства, а также минимальным удельным весом членов профсоюзов среди наемных работников.

При этом в арсенале двух типов регулирования имеется много разных средств: налоговая, кредитно-бюджетная политика, регулирование цен и тарифов, услуг, лицензирование импорта и экспорта, амортизационная политика, контроль за размещением предприятий промышленности и услуг, развитие государственной собственности в промышленности, научной сфере, сфере образования, охраны здоровья, профессиональной подготовки, контроль за сохранением окружающей среды и др.

В результате всего этого формировался цивилизованный рынок. То есть государство действовало не только в интересах господствующего класса, но и общенациональных.

Вместе с тем данная концепция в принципиально новых экономических и технико-технологических условиях оказалась непригодной, так как экономика все больше становилась неуправляемой.

В этой связи в 80-е годы были взяты на вооружение новые концепции: 1) экономики предложения (сформулированную Лаффером) и 2) монетаризма (созданной Фридменом).

Они легли в основу неоконсервативной модели регулирования экономики, проводимой Рейганом и Тетчер.

Если неокейнсианская стратегия регулирования экономики основывалась на управлении динамики и структуры спроса и значительного перераспределения национального дохода, то неоконсервативная стратегия – на управлении предложением путем стимулирования частного предпринимательства и накопления капитала.

Так, Лаффер опирался в своей теории на «закон предложения» Ж.Б.Сэя, согласно которому прирост предложения порождает такой же прирост спроса.

По Фридмену предполагается неограниченная свобода предпринимательской деятельности, а её активность определяется количеством денег, находящихся в обращении (его прирост не должен превышать 3% в год).

Первоочередными провозглашаются интересы производства и накопления, а не реализации и потребления. В противоположность политики «полной занятости» выдвигается идея о «естественном» или уравновешенном уровне безработицы. Естественным определяется такой процент безработицы, который при других равных условиях не вызывает повышение цен.

То есть неокейнсианцы маневрировали между ростом безработицы и ростом цен, а неоконсерваторы – твердый курс на стабилизацию денежной массы в обращении и усмирение роста цен.

Однако применение и этой модели регулирования не предотвратило тяжелого экономического кризиса западных стран. Поэтому в чистом виде она нигде не воплощалась.

Современная модель представляет собой кейнсианско-монетаристский синтез, который применяется в большинстве стран. Он соединяет в себе монетаризм, атакующий инфляцию, и кенйсианство, ограничивающее рост при непрямом воздействии на экономику.

В 80-е гг. в Швеции, Австрии, Греции, Франции, Испании, где у власти были социал-демократы использовался радикальный реформистский вариант неокейнсианской модели, но с утратой ими власти эта модель начала терять своё значение.

Однако, как же исторические упрочивалась роль государства и каковы причины его возникновения в целом?

В результате разложения первобытного общества, чему способствовало развитие производительных сил, формируется семейный уклад общин с частной собственностью на средства производства. Это в свою очередь привело к неравенству семей, возникновению родовой знати, а затем и появлению классов.

Так вот, с целью установления господства одного класса над другим (малоимущим) и создается такой орган насилия, как государство, олицетворением которого становится армия, чиновничий аппарат, суд, тюрьмы и т.д.

С момента возникновения государства, его наиважнейшими функциями были 1) сохранение и укрепление существующего строя, господствующих форм собственности, 2) эксплуатация большинства, 3) строительство ирригационных сооружений, пролаживание дорог, введение единого денежного обращения.

В Киевской Руси – регламентация торговли, введение таможенной системы, организация строительства новых городов.

В условиях становления капитализма – первоначального накопления капитала – сохранение конкуренции, ограничение иностранного влияния на местную промышленность, содержание почты, портов, транспортных средств, организация географических исследований.

На низшей стадии капитализма государство остается в основном в качестве надстройки.

В дальнейшем оно перерастает в неотъемлемый элемент базиса. Этому способствует развитие производительных сил и обобществление производства.

На высшей стадии капитализма функцией государства становится воспроизводство общественного капитала (т.е. рабочей силы, средств труда, предметов труда, науки, сил природы, методов и форм организации труда, информации).

Что касается огосударствления воспроизводства рабочей силы, то оно связано с ростом численности работников в государственном секторе, организацией общественных работ, увеличением затрат по безработице и пенсий по старости, установлением минимума заработной платы, регулированием длительности рабочего дня, условий труда и т.д.

Огосударствление воспроизводства средств производства проявляется в форме строительства государственных предприятий, создания совместных корпораций, финансирования передовых, наукоемких отраслей, определяющей развитие НТР, установления ускоренных форм амортизации, льготного налогообложения, финансовой политики и др.

Огосударствление воспроизводства науки осуществляется в форме: финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), подготовки научных кадров, строительства и содержания научных лабораторий, научно-исследовательских центров, формирования государственной собственности.

Огосударствление воспроизводства других элементов производительных сил и производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности проявляется в форме формирования и развития государственной собственности (на средства производства, рабочую силу, науку, другие элементы производительных сил и производственных отношений, значительную часть национального дохода).

В 60-е гг. в США доля государства в экономике составляла 30%.

В отношении же эффективности государственной собственности следует сказать, что существующая точка зрения о сравнительно низком её уровне в целом справедлива, но у неё есть свои обоснования. Так, во многих странах Западной Европы национализировались, как правило, нерентабельные предприятия, а также капиталоемкие предприятия и отрасли: угольная промышленность, энергетика, транспорт и др.

Кроме того, государство, владея этими отраслями, реализовывало их продукцию частным предприятиям по более низким ценам, тем самым создавая для них благоприятные условия.

Следует также подчеркнуть, что на государственных предприятиях содержится больше гарантий в отношении: сохранения рабочих мест, цены на продукцию предприятий государственной собственности, по которым реализуются товары и услуги, как правило, ниже частного сектора, так как над ними осуществляется парламентский контроль. В то же время в современных условиях в ряде стран проводилось все же политика приватизации.

К другим современным функциям государства относятся:

1) формирование стратегии и тактики экономического развития, воплощающегося в социально-экономической политике на основе программирования и прогнозирования;

2) осуществление структурной перестройки народного хозяйства;

3) развитие и внедрение новой техники и технологии в отраслях, определяющих развитие НТР;

4) определение экономических регуляторов деятельности предприятий и фирм, компаний.

Какие же формы и методы регулирования экономики использует государство?

Предыдущая25262728293031323334353637383940Следующая

Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 285; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/8-61121.html

Refpoeconom
Добавить комментарий