§ 47. Сущность и методы государственного регулирования экономики

Сущность государственного регулирования экономики

§ 47. Сущность и методы государственного регулирования экономики

Государственное регулирование экономики

Государство всегда выполняло классические экономические функции. Она законодательно формировала так называемые «общие правила игры», которые регулируют деятельность субъектов рынка, в том числе и такие рыночные институты как банки, биржи, акционерные общества.

Практика экономического развития общества без или с чересчур рьяным вмешательством государства доказало свою несостоятельность и даже вредность.

Это относится как к классическому капитализму, где государство почти не вмешивается, так и к социализму, где его роль главная и определяющая.

Прежде всего понятие «ГРЭ» означает воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты, процессы и отношения для придания им организованного характера, упорядочения действий экономических субъектов, обеспечения соблюдения законов, отстаивания государственных и общественных интересов.

Адам Смит, М. Фридмен и ряд других экономистов считают недопустимым вмешательство государства в рыночную экономику, утверждая, что рыночная система способна автоматически к саморегулированию путем равновесия спроса и предложения. Однако, идеального рынка в природе нет.

Как-то Уинстон Черчиль сказал, что рыночная экономика имеет много недостатков, но ничего лучшего пока не придумано. Поэтому в настоящее время уже никто не спорит о необходимости государственного регулирования рыночной экономики.

На первый план выходит определение форм, методов и масштабов этого вмешательства.

Теорию государственного регулирования разработал английский экономист Джон Мейнард Кейнс. Его последователи ее развили и углубили. Кейнсеанство возникло в 30-х годах ХХ ст. как ответ на потребности Великой депрессии. По этой теории колебания совокупных затрат влияют прежде всего на производство и занятость, а не на цены.

Поэтому, кейнсианцы считают, что уровень производства и занятости, дохода и цен формируется на основе повышения спроса, инвестиций, роста экспорта и государственных затрат. Эти факторы являются объектами государственной экономической политики и регулируются государством.

Особенностью этой теории является то, что рынок сам по себе не может обеспечить полной экономической стабильности.

Поэтому государство должно играть активную роль в стабилизации экономики и смягчения экономических спадов и подъемов, что подразумевает формирование соответствующей экономической политики, которая эффективно использует экономические, правовые и административные рычаги управления.

Следует отметить, что и на практике эта теория работала достаточно успешно. Так большинство стран, проводивших экономическую политику, которая отражала идеи Кейнса, успешно вышли из кризиса и смягчили так называемые цикличные колебания экономики.

Вообще система свободного рынка формируется под влиянием двух макроэкономичных концепций – кейнсеанской и монетаристской.

Монетаризм – это экономическая школа, которая пропагандирует отказ от широкого вмешательства государства в экономику и отдает предпочтение непрямым методам, а именно – регулированию денежного оборота.

Монетаристы считают, что система свободного рынка обеспечивает макроэкономическую стабильность на основе конкуренции при условии, что государство не вмешивается в функционирование экономики.

По их теории незначительное увеличение денежной массы (3-5% в год) способствует экономическому росту. Увеличение свыше 5% может вызвать рост цен. Уменьшение денежной массы более чем на 3% в год вызовет спад производства.

Рост объемов производства должен быть в пределах 3-5% в год. Увеличение денежной массы, которое опережает темпы роста объемов производства, является причиной долговременной инфляции.

Существуют другие теории, отрицающие необходимость государственного вмешательства экономику.

Теория рациональных ожиданий. Это неоклассическая теория, которая утверждает, что меры государства по стабилизации экономики неэффективны.

Обусловлено это тем, что субъекты хозяйствования (предприниматели, потребители, наемные работники), осмысляя информацию об объектах, представляющих для них денежный интерес, понимая (учитывая) возможные последствия экономической политики государства, ведут себя рационально: принимаю оптимальные и наилучшие для них решения, которые максимизируют их благополучие.

Теория общественного выбора. Автором этой теории является лауреат Нобелевской премии американский экономист Джеймс Бьюкенен.

Основная идея состоит в том, что государственный чиновник, занимаясь политической деятельностью, принимая участие в разработке и реализации решений в экономической сфере, не всегда будет руководствоваться интересами общества.

Наоборот, используя политические (бюрократические) институты, он попытается реализовать свои индивидуальные цели, получить политическую или экономическую выгоду для себя.

В арсенал действий такого человека обязательно входят такие элементы, как лоббизм (деятельность, направленная на обеспечение принятия общественных решений в интересах группы людей), логроллинг (взаимная поддержка решений определенными группами, по принципу «ты мне – я тебе») и торговля голосами (скупка ). Конечной целью является получение привилегий, государственных кредитов, информации, ограничение конкуренции и т.д.

Приверженцы теории общественного выбора утверждают, что существует политическая неровность, которая позволяет принимать нерациональные для общества решения. Поэтому они оспаривают необходимость государственного вмешательства в экономику. Решение проблемы они видят в свободном развитии рыночных отношений на цивилизованных правовых основах. Поэтому эту теорию относят к неолиберализму.

Важным аргументом в пользу государственного «вмешательства» в экономику является известная истина: человек способен действовать вопреки не только общественным, но и собственным интересам.

Взгляды, в соответствии с которыми государственное «вмешательство» необходимо, поскольку государству лучше известно, что именно является полезным для человека, называются патерналистскими.

Необходимость государственного вмешательства в функционирование экономики обусловлена четырьмя причинами:

1. Необходимостью создания условий для эффективного функционирования рыночного механизма.

2. Для устранения негативных последствий рыночных процессов.

3. Потребностью в защите национальных интересов на мировом рынке.

4. Обязательностью решения проблем, которые рыночный механизм не в состоянии решать или решает их плохо.

Говоря о кейнсианстве мы использовали термин «государственная экономическая политика» (ГЭП). По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности.

Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах.

Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП).

Экономическая политика государства – это система социально-экономических идей, целей развития страны и способов их достижения, а также деятельность органов государственной власти по управлению их реализацией.

Государственное регулирование экономики – это управление социально-экономическим развитием страны. Другими словами – это совокупность методов и мер государственного влияния на объекты и процессы с целью определенного направления хозяйственной деятельности субъектов национальной экономики, согласование их интересов и действий для реализации поставленных целей.

В чем же разница между ГРЭ и ГЭП? Теоретически понятие ГЭП шире ГРЭ, так как первая может основываться и на принципе невмешательства государства в хозяйственную жизнь.

Но как мы уже говорили в современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо.

Поэтому термины «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» в наше время идентичны.

Многие ученые выделяют несколько целей системы ГРЭ. В целом главной целью ГРЭ является обеспечение экономической и социальной стабильности, укрепление социально-экономической безопасности государства.

Из этого определения видны основные задачи ГРЭ, выполнение которых позволит достичь поставленной цели.

из них – єто достижение компромисса между интересами общества с целью достижения максимально возможного благосостояния в условиях существующего строя.

Общую стратегию функционирования ГРЭ можно определить так:

1. «Рациональность». При равных условиях предпочтение должно отдаваться рыночным формам организации экономики.

2. «Партнер, а не конкурент». Государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса.

3. «Не навреди». Государственная политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности.

4. «Спаситель». В условиях экономических кризисов (подъемов) именно государство становится спасителем национальной экономики.

Теоретически известно 4 модели национальной экономики:

1. Капиталистическая рыночная.

2. Социальная рыночная.

3. Капиталистическая централизованно-управляемая.

4. Плановая.

Но это экономика в чистом виде или «идеальный» вариант. В реальности их не существует и общественно-экономические системы носят смешанный характер.

Смешанная экономика – это современная модель социально-экономического развития, предусматривающая сочетание плана и рынка, а также проведение институциональных реформ с целью создания более прогрессивного строя.

Характерные черты смешанной экономики:

1. Основным регулятором экономических процессов является рыночный механизм. Государственное регулирование экономики лишь дополняет рыночные рычаги.

2. Система управления экономикой органично объединяя гибкость рыночного саморегулирования и постоянство государственного управления функционирует на обеспечение реализации макроэкономической эффективности и конкурентоспособности, социальной справедливости и стабильный экономический рост.

3. Наряду с рыночными и государственными макроэкономическими регуляторами функционирует еще один элемент управления — институт социального партнерства.

Институт социального партнерства выполняет функцию согласования общегосударственных и групповых интересов в социально-экономической сфере путем переговоров, консультаций и договоров между представителями этих групп.

Трипартизм – социальное партнерство, которое обеспечивается благодаря взаимодействию трех субъектов – государств, работодателей и работников (либо их представителей — профсоюзов).

Источник: https://studopedia.su/1_18818_sushchnost-gosudarstvennogo-regulirovaniya-ekonomiki.html

Сущность и методы государственного регулирования экономики

§ 47. Сущность и методы государственного регулирования экономики

Государственное регулирование экономики – система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Важный компонент механизма — его методы и инструменты. С их помощью формируются ресурсы, необходимые для государ­ственного регулирования, осуществляются практические меры, обеспечивающие организующее воздействие государства на эконо­мику.

По характеру действия выделяют методы административные и экономические.

Административные методы основываются на силе власти и предусматривают: законодательные ограничения (лицензирование экспорта и введение экспортных квот, замораживание цен, введе­ние лицензирования определенных видов предпринимательской деятельности и др.

); обязательные требования к экономическим субъектам по достижению ими однозначно определенных парамет­ров хозяйственной деятельности (минимального размера уставно­го капитала, заработной платы и пр.); порядок организации, веде­ния и ликвидации бизнеса (правила государственной регистрации предпринимателей, совершения ими сделок, состав, размеры и сроки вносимых ими налогов и т.д.).

Такие методы являются фор­мализованными, преимущественно предписываю-щими, влияют на выбор хозяйству­ющими субъектами вариантов действий.

Экономические методы призваны учесть многообразие инте­ресов и мотивов деятельности разных экономических субъектов, создать условия, способствующие выбору ими экономического поведения, позволяющего балансировать общественные и частные интересы.

С помощью этих методов осуществляются, например, государственное финансирование и кредитование, льготное нало­гообложение и др. Эти методы могут быть как формализованны­ми, так и неформализованными.

Они влияют не только на выбор хозяйствую-щими субъектами вариантов действий, но и на процес­сы формирования ими целей экономической деятельности, явля­ются средообразующими.

По способу применения различают методы прямого и косвен­ного воздействия.

Методы прямого воздействия предполагают такое регулиро­вание экономики, при котором государство в инициативном поряд­ке осуществляет определенные действия, используя принадлежащие ему объекты и ресурсы.

Оно, например, устанавливает про­филь и направления деятельности казенных предприятий, утверж­дает их планы, осуществляет контроль за финансовыми операци­ями, устанавливает цены на их продукцию; проводит администра­тивное разделение монополистических объединений; принудитель­но приобретает пакеты акций или целые предприятия; осуществ­ляет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в государственных научно-исследовательских центрах и т.д. По­средством такого же воздействия планируется и обеспечивается исполнение бюджета.

Посредством методов прямого регулирования организуется и функционирует система государственного социального обеспече­ния. Последняя реализуется в рамках программ, во-первых, соци­ального страхования (выплата пенсий по старости, пособий по временной нетрудоспособности, безработице, медицинское стра­хование и др.

), во-вторых, социального вспомоществования (по­мощь многодетным семьям, субсидии малообеспеченным, инвали­дам и др.).

Прямое регулирование осуществляется также через налоговую (определение состава налогов и сроков их уплаты), кре­дитно-денежную (регулирование объема и динамики предложения денег), ценовую (замораживание цен, установление определенно­го уровня цен для отдельных товаров), внешнеэконо-мическую (вве­дение системы тарифов и квот) политику госу­дарства.

Методы косвенного воздействия призваны создать условия, при которых субъекты экономики будут заинтересованы принимать решения, соответствующие целям экономической политики госу­дарства.

Их достоинством является способность балансировать общественные и частные интересы, недостатком — определен­ный временной лаг между разработкой и применением государ­ством соответствующих мер и полученными изменениями в пове­дении и результатах деятельности субъектов хозяйствования.

Косвенное регулирование осуществляется прежде всего через налоговую, кредитно-денежную, бюджетную, ценовую, внешнеэко­номическую политику государства.

Инструментарий налоговой политики в этом случае включает: налоговые скидки на инвестиции («инвестиционный налоговый кредит»), систему ускоренной амортизации основного капитала, специальные нало­говые льготы.

Важнейшими инструментами кредитно-денежной политики выступают: операции с государственными ценными бумагами на фондовом рынке; расши-рение или ограничение кредита через ме­ханизм учетной ставки; варьирование учетной ставки кредита и норм обязательных банковских резервов; страхование экспортных кредитов; кредитование перспективных отраслей и др.

В рамках бюджетной политики государство оказывает косвен­ное воздействие на экономику посредством бюджетных субсидий на развитие отсталых районов страны, отстающих отраслей, до­таций и субсидий на подготовку управляющих и др.

Государственное регулирование цен, осуществляемое с помо­щью косвенных методов, использует инструменты, влияющие на цены экономически — через соотношение между спросом и пред­ложением на рынке. Здесь важную роль играют политика эмисси­онная, направленная на ограничение денежной массы в обраще­нии, и политика налоговая (например, отмена ряда налогов, сни­жение налоговых ставок и др.).

Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику, управление обменным курсом, привлечение иностран­ных инвестиций и др.

Реализация функций, форм, методов государственного регули­рования осуществляется посредством экономической политики государства.

Именно экономические регуляторы несут на себе основную нагрузку в процессе создания наиболее эффективных условий хозяйствования

К мерам прямого экономического регулирования, непосредственно воздействующих на производство товаров и услуг, относят целевое финансирование и государственные закупки.

Целевое финансирование – выделение денежных средств государством из бюджета целевым назначением для использования в качестве средства решения определенной социально-экономической проблемы или создания определенного объекта. Важнейшим объектом целевого финансирования являются государственные программы и заказы.

Программы разрабатываются в различных областях, например, в сфере освоения космоса или мирового океана, строительства крупных сооружений, в проведении крупных научных исследований. При этом правительство делает соответствующий госзаказ фирмам на производство определенных видов продукции.

Эти заказы надежны и выгодны, поэтому предприятия охотно участвуют в конкурсах на их получение.

Государственные закупки – часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета.

Такие покупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупка оборудования) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, закупки зерна и продовольствия для создания госрезервов).

Косвенное экономическое регулирование влияет на общественное производство в основном посредством мер бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики и осуществляется, например, с помощью предоставления налоговых льгот или льготных кредитов. (Подробнее механизм косвенного государственного регулирования будет рассмотрен в теме «Особенности экономической политики государства»).

Современная рыночная экономика регулируется с помощью экономических (косвенных) и административных методов.

При постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают экономические методы, так как они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера и оказывают регулирующее воздействие на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. Изменяя ставку кредита, процент по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность. И, наоборот, при «перегреве» экономики вводит экономические меры, снижающие эту активность.

К экономическим методам, прежде всего, относятся: денежно-кредитная и финансовая политика.

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер в области денежного обращения и кредита, направленная на обеспечение роста реального объема ВВП, стабильности цен, эффективной занятости и выравнивание платежного баланса. К основным направлениям денежно-кредитной политики относятся:

• операции па открытом рынке, т. е. на рынке правительственных ценных бумаг;

· политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования, т. е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка;

· изменение нормы обязательных резервов банков, т. е. той суммы, которую коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке (без процентов).

Финансовой политикой называются мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: бюджетной политики (бюджетное регулирование) и фискальной политики (в области налогов и государственных расходов).

Некоторые экономисты к экономическим методам государственного регулирования относят также систему государственного программирования, которое рассчитано на решение крупномасштабных, стратегических задач.

Оно может охватывать как всю экономику ” целом, так и ее отдельные отрасли (например, социальную сферу), регионы, конкретные группы населения и др. В зависимости от использования различных критериев государственные программы можно подразделить на несколько видов.

По срокам государственного программирования различают:

· краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от одного года до трех лет.

· среднесрочные программы, рассчитанные на 3—5 лет.

· долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет и более.

По объектам государственного программирования программы подразделяются на:

· общегосударственные программы. Они содержат основные и значимые для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм;

· региональные программы, охватывающие деятельность отдельных частей экономики. В некоторых странах для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование;

· целевые программы. Они предусматривают развитие конкретных направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных групп населения. Например, в 2004 г. В России была принята целевая программа по обеспечению жильем военнослужащих;

· отраслевые программы, направленные на развитие отдельных отраслей;

· чрезвычайные программы, которые разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии вследствие экономических кризисов, экологических катастроф, ведения военных действий.

С помощью государственных программ решаются задачи структурной перестройки, осуществления инвестиций, защиты окружающей среды и т. д.

Наибольшее распространение государственное программирование получило в странах Западной Европы, а также в Японии. В США и Канаде, где предпочтение отдается текущему регулированию экономики, оно распространено менее. Государственные программы широко применяются и в развивающихся странах.

Следует отметить, что государственные программы носят рекомендательный, а не директивный характер, как в командной экономике. Частный сектор их выполнять не обязан. Однако для их реализации государство оказывает сильную поддержку за счет экономических и социальных ресурсов всего общества.

Источник: https://cyberpedia.su/14xcd29.html

2. Сущность, роль и методы государственного регулирования экономики

§ 47. Сущность и методы государственного регулирования экономики

  1. Инфраструктура рынка: сущность и основные элементы

Рынок представляет собой совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров по ценам, складывающимися в результате взаимодействия спроса и предложения в ходе конкуренции.

Рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.

Основными составляющими рынка являются спрос, предложение, конкуренция, цена, частная собственность.

Характеристика рынка была бы неполной без анализа его структуры, действующих лиц и объектов их интереса.

Действующими лицами, или СУБЪЕКТАМИ, рынка являются домашние хозяйства, фирмы и государство. Домашние хозяйства, фирмы и государство вступают в экономические отношения по поводу владения, использования, купли и продажи объектов рынка.

ОБЪЕКТАМИ рыночного хозяйства являются: товары и услуги, факторы производства (труд, земля, средства производства), деньги, ценные бумаги, субсидии, социальные выплаты и т.п.

Рынок имеет определенную структуру.

СТРУКТУРА РЫНКА – ЭТО ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ РЫНКА.

Структуру рынка классифицируют по разным критериям, важнейшими из которых являются следующие.

1. По экономическому назначению выделяют рынок товаров и услуг, средств производства, труда, инвестиций, ценных бумаг, финансовый.

2. По географическому положению различают местный, региональный, национальный и мировой.

3. По степени ограничения конкуренции называют: монополистический, олигополистический, свободный, смешанный.

4. По отраслям различают автомобильный, зерновой и т.п.

5. По характеру продаж: оптовый и розничный.

Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, т.е. вспомогательных отраслей и организаций.

ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА — ЭТО СОВОКУПНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И КОММЕРЧЕСКИХ ФИРМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ УСПЕШНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Принято различать инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда

Инфраструктура товарного рынка представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами небиржевого характера.

Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды.

Инфраструктура рынка труда включает в себя биржи труда, службу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции рабочей силы и т.д.

Как видно, основными элементами классической рыночной инфраструктуры являются торговая сеть, биржи и банки.

Помимо этого, успешное функционирование рынка невозможно без рекламы, информационных и консультативных служб, без учреждений контроля и ревизии.

Обратимся к ним.

Реклама (от лат reclame — выкрикиваю) — это распространение информации о товарах или услугах с целью увеличения спроса на них

Она возникла на заре развития товарного производства. Так, в Древней Греции и Риме сообщения коммерческого характера писались на деревянных, медных, или костяных досках и громко зачитывались городскими глашатаями. В начале XX в.

реклама становится одним из основных средств конкурентной борьбы.

С середины 70-х годов утверждается индустрия рекламного бизнеса с широкой сетью рекламных агентств, а сама реклама рассматривается как элемент новой системы управления, как составная часть маркетинга.

Информация (от лат. information — разъяснение) — это сведения, используемые для анализа и прогноза состояния рынка. Любая фирма нуждается в информации о спросе и предложении, о норме прибыли, о том, где можно дороже продать и дешевле купить. На базе полученных данных фирма вырабатывает стратегию своего поведения.

Для современного этапа рыночной инфраструктуры характерен переход от разрозненной информации к созданию информационных систем автоматической обработки данных.

Консалтинг (от англ. consulting — консультативный) — управленческое консультирование, осуществляемое специализированными фирмами на коммерческих началах.

Услуги оказываются по исследованию и прогнозированию рынка товаров, услуг, лицензий, ноу-хау и т.д. Предоставляются также юридические услуги. Фирмы широко пользуются консалтингом, т.к.

оплата таких консультаций обходится дешевле, чем содержание собственных специалистов.

Аудиторские компании (от англ. auditor— ревизор) — это организации, осуществляющие комплексную ревизию финансово-хозяйственной деятельности фирмы с целью оценить ее возможности в сфере бизнеса. Аудиторские компании обычно получают специальное полномочия от государственных органов, наблюдающих за деятельностью акционерных компаний.

Вывод: Инфраструктура рынка порождена самими рыночными отношениями. Она призвана облегчить участникам рыночных отношений реализацию их интересов и обеспечить цивилизованный характер их деятельности.

Гос. регулирование экономики в рыноч. хоз-ве представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего хар-ра, осуществляемая правомочными гос. учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей соц.-экономической системы к изменяющимся условиям.

Необходимость ГРЭ вызвана целым рядом обстоятельств:

1. Система свободного предпринимательства не в состоянии снабдить экономику нужным количеством центральных денег. Государство берет на себя задачу организации предложения денег. При этом оно выступает в лице монополиста-продавца, которому противостоит множество покупателей, предъявляющих спрос на деньги.

2. Рыночная система удовлетворяет лишь те потребности, которые воплощаются в спросе, но существуют чисто общественные товары, к которым относятся национальная оборона, охрана общественного порядка, фундаментальная наука – финансирование этих товаров осуществляется из государственного бюджета.

3. Взаимодействие участников системы свободного предпринимательства многообразны по форме и социальным последствиям. Большинство из этих связей охватываются рынком, но существуют и такие, которые оказываются за его пределами. Это касается внешних эффектов, прежде всего, отрицательных (проблем экологии).

4. Рыночное распределение не гарантирует реализацию многих просьб человека. С точки зрения экономики – это право на гарантированный доход в течение всей жизни. Здесь государство решает наиболее важные социальные вопросы (регулирование з/п, пенсий)

5. Существуют сложные региональные проблемы, возникающие под влиянием национальных, демографических факторов. В связи с этим государство проводит свою региональную экономическую политику.

6. Рыночная система не имеет врожденного иммунитета против монополизма, инфляции, спадов деловой активности.

Задача гос. регулирования экономики состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы и методы гос. регулирования экономики.

Цели:

  1. Минимизация неизбежных негативов последствий рыночных процессов.

  2. Создание правовых финансов и соц. предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики.

  3. Обеспечение соц. защиты тех групп населения, положение которых в конкретных экономич. ситуациях становится уязвимым.

Методы ГРЭ:

  1. Выделяют методы прямые и косвенные:

Методы прямого воздействия – методы, которые вынуждают субъектов эк-ки принимать решения, основанные не на самост. экономич. выборе, а на предписании гос-ва. Имеют высокую эффективность, вследствие достижения оперативного рез-та, но они могут нарушать естественное развитие рыноч. процессов.

К ним относят: гос. субсидирование, гос. предпринимат-во, гос. директивное управление.

Косвенные методы – при реализации данных методов гос-во лишь создает предпосылки для того, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вар-там, кот. соответствуют целям экономич.

политики. Эти методы не нарушают рыноч. ситуации. Недостаток – имеется определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия гос-вом мер, реакции на них эк-ки и реальными изменениями хоз.

рез-ов.

Относят: налоги, штрафы, квоты, таможенные пошлины, инфляция.

  1. Классификация методов ГРЭ на административно-правовые, экономические, институциональные методы.

Административные методы – включают в себя совокупность различного рода административ. рычагов, регулирующиеся воздействием, связанным с обеспечением правовой инфраструктуры. Эти меры делятся на меры запрета, разрешения и принуждения.

Преимущества:

  1. Необходим контроль над монопольными рынками.

  2. Регулирование внешних эффектов, в первую очередь отрицательных внешних эффектов.

  3. Разработка и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения.

  4. Защита нац. интересов в системе мировых хоз. связей.

  5. Разработка и реализация целевых программ.

Экономические методы – это методы гос. воздействия, с помощью кот. создаются определенные условия, направляющие развитие рыноч. процессов в нужное для гос-ва направление. Сюда относятся: финансов., денежно-кредитная политика, прогнозирование и программирование эк-ки.

Институциональные методы – термин «институт» очень редко используется в отечественном обороте.

В мировой экономической теории им отражается факт, что в развитых правовых государствах экономика уже не носит случайный характер, а регулируется с помощью правовых, этических, психологических норм и правил.

Сама же экономическая политика представляет собой систему организационно-оформленных действий, поэтому все методы государственного воздействия имеют организационно-институциональную форму.

Источник: https://studfile.net/preview/5369130/

Сущность, формы и методы государственного регулирования экономики

§ 47. Сущность и методы государственного регулирования экономики

Экономические функции правительства осуществляются практически через государственное регулирование экономики.

Государственное регулирование экономики — это вмешательство государства в национальное хозяйство с целью общей координации и сти­мулирования развития экономики в соответствии с выбранными ориенти­рами.

Государственное регулирование как тип экономического механизма необходимо потому, что чисто рыночный саморегулирующий механизм не всегда обеспечивает оптимальное распределение ресурсов, что снижает эффективность национальной экономики.

Следует различать объекты, субъекты, формы, методы и направления государственного регулирования.

Объекты государственного регулирования— это макроуровень на­циональной экономики и наднациональный уровень межгосударственных союзов (например, ЕС), уровень секторов, отраслей, регионов, а также микроуровень хозяйственных звеньев.

Субъектами государственного регулирования являются наднацио­нальные, национальные, центральные или федеральные, региональные, муниципальные и коммунальные (местные) органы управления.

Формы государственного регулирования: административные, право­вые, социальные и экономические.

Административное регулирование — это меры по лицензированию и квотированию, контроль над ценами, доходами, валютным курсом, учет­ной ставкой процента.

Правовое регулирование есть система норм и правил, установленная законодательством.

Социальное регулирование представляет собой меры по смягчению социального неравенства и стимулированию экономической активности граждан.

Экономическое регулирование как вмешательство государства в эко­номику осуществляется разнообразными методами. Различают прямые и косвенные методы.

Прямое вмешательство осуществляется через существование госу­дарственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями. Во всех развитых стра­нах существует более или менее значительный по своим масштабам государственный сектор экономики.

Государство является здесь собственни­ком определенных предприятий, обладает капиталами, принимает долевое участие в деятельности негосударственных предприятий. Как правило сюда относятся объекты угольной промышленности, электроэнергетики* морской, железнодорожный и воздушный транспорт, в ряде случаев—I связь.

Государство содержит также фундаментальную науку, оборону, об­разование, где частные инвестиции связаны с высоким риском, а также такие наукоемкие отрасли производства, как атомную энергетику, авиа­цию и космонавтику, отличающиеся дорогостоящими инвестициями.

Го­сударство также несет практически все затраты на экологию.

Прямое вмешательство государства означает и принятие законода­тельных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между субъектами рынка. Сюда же относится и установление государственных (или фиксированных) цен, тарифов, размера отклонений рыночных цен, нормативов рентабельности, торговых надбавок.

Прямым регулированием является также разработка долгосрочной эко­номической стратегии, т.е. промышленной политики и программирование. Экономическое программирование под названием «индикативного плани­рования» давно применяется во Франции, Японии, сейчас в Южной Корее, на Тайване, в ряде других стран. Во Франции, например, начиная с 1947 г.

разрабатываются общенациональные пятилетние планы, в которых намеча­ются ориентиры или показатели (индикаторы) социально-экономического развития, которые носят рекомендательный характер.

Но на их основе заключаются соглашения между предпринимателями, местными властями, профсоюзами и другими общественными организациями, а также осущест­вляется финансирование программ по реализации этих соглашений.

Прямое регулирование осуществляется и в форме безвозвратного це­левого финансирования секторов экономики, территорий и отраслей в ви­де субвенций, субсидий, дотаций, социальных трансфертов. Тем самым прямое государственное регулирование способствует выравниванию фи­нансового положения территорий, секторов экономики, отдельных соци­альных групп населения.

Прямое регулирование используется для поддержания отечественного предпринимательства с целью обеспечения конкурентоспособности нацио­нальной продукции на мировых рынках путем формирования рыночной инфраструктуры, ограничения монополизма, развития малого и среднего бизнеса, поощрения инновационной деятельности предприятий.

Косвенное государственное регулирование представляет собой форму влияния на экономическое поведение производителей и потребителей через

предложение и спрос. Инструментами косвенного регулирования является бюджетная, кредитно-денежная, налоговая, амортизационная, валютная и внешнеэкономическая политика. Среди рычагов косвенного регулирования можно выделить: меры ценового характера и меры количественного характе­ра.

К мерам ценового характера можно отнести налоговые льготы, штрафные санкции, льготные кредиты, правительственные гарантии под кредит коммер­ческих банков на инвестиции и инновации, таможенные пошлины, эксперт­ные премии, ускоренную амортизацию, финансовый и промышленный ли­зинг и т.д.

Мерами количественного характера являются регулирование запа­сов товаров, запрет на импорт, валютная интервенция и др.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s30002t9.html

Сущность государственного регулирования экономики (стр. 1 из 7)

§ 47. Сущность и методы государственного регулирования экономики

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Глава 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

1.1. Цели, задачи и объекты ГРЭ…………………………………………………6

1.2. Роль государства в регулировании экономики……………………………9

1.3. Модели взаимоотношения экономики и государства……………………14

Глава 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

2.1. Оценка сложившихся показателей………………………………………..17

2.2. Прогноз основных экономических показателей…………………………20

Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РФ

3.1 Проблемы российской экономики и пути их решения……………………23

3.2 Перспективы развития экономики в РФ…………………………………..29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………35

ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………36

Введение:

Во всех экономических системах, без исключения, государство регулирует экономику. В современной рыночной экономике такое регулирование осуществляется в меньших масштабах, чем, к примеру, в административно-командной системе, но экономическая роль государства все-таки велика.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Как известно, возможность ГРЭ появляется по достижению определенного уровня развития экономики, концентрации производства и капитала. Это необходимо, так как нарастают проблемы, трудности, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.

ГРЭ направленно на решения различных задач, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогресса развития в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером экономических и социальных проблем в той или иной стране в данный конкретный период.

Наиболее развитыми механизмами ГРЭ считаются механизмы регулирования в некоторых странах Западной Европы (во Франции, ФРГ, Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки.

Слабее развито государственное регулирование экономики в США, Канаде, Австралии, где в отличие от Европы не было социально-экономических потрясений, аналогичных последствиям II мировой войны и где частный капитал обладал особенно сильными позициями.

Однако, государственное регулирование экономики и в этих странах играет заметную роль, особенно при высоких показателях безработицы и инфляции.

Очень важна роль государственного регулирования экономики в развивающихся странах, создающих свою независимую экономику и в бывших социалистических странах, переходящих к рыночному хозяйству на базе частной собственности.

Современная экономика невероятно сложна, она призвана создавать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности человека. В зависимости от того, насколько хорошо организована экономика, на каких принципах эта организация построена, можно определить, какие задачи она в состоянии решить и какие интересы общества она может удовлетворить.

Целью моей работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование экономики.

Государственное регулирование экономики — процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь обще­ства и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реа­лизуется экономическая и социальная политика государства, ос­нованная на определенной концепции.

В качестве основных методов влияния на экономику для достижения необходимых обществу результатов государство использует методы прямого и косвенного воздействия. Использование этих методов предполагает применение характерных для них приемов и средств. Так, метод прямого воздействия на экономику реализуется средствами административного и экономического влияния.

Косвенный метод регулирования реализуется только экономическими средствами. Особенностью прямого метода государственного регулирования является прежде всего то, что он основан на авторитете государственной власти и не связан с созданием дополнительных материальных стимулов для его осуществления.

Важная специфическая его черта состоит еще в том, что им предполагаются меры запрета, разрешения, принуждения (законотворческая деятельность, лицензирование и др.), а также предусматривает организацию управления предприятиями государственного сектора, государственной собственностью.

Косвенный метод государственного регулирования хозяйственной жизни характеризуется опосредованным способом влияния на социально-экономические процессы и хозяйственные объекты.

Глава 1. Сущность государственного регулирования экономики

1.1 Цели и задачи ГРЭ

задача государственного регулирования экономики – создание определенных условий для обеспечения нормального функционирования экономики.

Государство во взаимодействии с рынком поддерживает и стимулирует развитие общества, отстаивая, прежде всего, его интересы.

Развитие общества способствует эффективному, максимальному независимому функционированию субъектов рынка, получению им оптимальных выгод. Государство защищает право собственности, права потребителей.

Основные функции ГРЭ:

разработка, принятие и контроль над выполнением хозяйственного законодательства;

определение приоритетов макроэкономической политики;

обеспечение условий эффективного функционирования рынка;

решение тех экономических проблем, которые рыночный механизм не решает.

Государство определяет то нормативно-правовое поле и те правила игры на котором играют и которых придерживаются субъекты рынка.

Реализация этих функций обеспечивается решением конкретных задач ГРЭ, отражающих систему приоритетов экономической политики государства как на данном текущем моментом, так и на перспективу.

Задачи ГРЭ:

1. совершенствование законодательства, обеспечивающего правовую основу деятельности предпринимателей и защиту их интересов.

2. Поддержание оптимальных общеэкономических пропорций

3. Совершенствование отраслевой структуры экономики, государственная поддержка базовых и других отраслей промышленности

4. Оптимальное сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционныой и научно-технической политики.

5. Создание благоприятных условий для накопления капитала.

6. Поддержание приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов, социальной стабильности в обществе.

7. Регулирование занятости и качества воспроизводства рабочей силы в условиях постоянного изменения производительных сил

8. Создание условий для свободной и добросовестной конкуренции, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках.

9. Охрана окружающей среды, предотвращение ее заражения, недопущение гибели природы.

10. Обеспечение национальной безопасности и др.

Объекты ГРЭ.

Государственное регулирование экономики как системное явление предполагает наличие объектов и субъектов.

Объекты ГРЭ – это сферы, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, экономика в целом, то есть все то, на что направлена регулирующая деятельность государства для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.

В последние десятилетия спектр объектов регулирования значительно расширился. Объектами государственного регулирования в большей степени становятся общие условия существования и развития общества.

К ним относятся проблемы окружающей среды и сфера международного сотрудничества, оборонные и энергетические объекты, а также организации, выполняющие общегосударственные функции, в том числе обеспечивающие военно-экономическую безопасность.

Государство берет на себя заботу о производстве общественных товаров и услуг. Оно финансирует расходы на оборону, содержание правоохранительных органов и расходы на социальные нужды.

К основным объектам ГРЭ относятся: структура экономики в ее отраслевом, региональном, секторальном и воспроизводственном аспектах. Экономические циклы; формы собственности; материальные и финансовые ресурсы страны и др.

Немаловажным объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике.

Соотношение между спросом и предложением рабочей силы должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению числа безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов и прочим негативным последствиям.

Особое внимание государственное регулирование экономики уделяет обращению денег. Основное направление регулирования денежного обращения — это борьба с инфляцией, представляющей одну из серьезнейших опасностей для экономики.

Пожалуй, одним из важнейших объектов регулирования являются цены. Динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру экономики, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют.

Объекты государственного регулирования экономики различают в зависимости от уровня решаемых ими задач и методов решений.

Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом; глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, различные интеграционные процессы). При этом невозможно сказать, какой из этих уровней является доминирующим, а какой – вторичным, поскольку они все действуют в рамках одной системы.

Источник: https://mirznanii.com/a/262283/sushchnost-gosudarstvennogo-regulirovaniya-ekonomiki

Refpoeconom
Добавить комментарий