§ 43. Бюджетная и налоговая системы

Налогово-бюджетная система и налоговобюджетная политика 1 2 3

§ 43. Бюджетная и налоговая системы

Налогово-бюджетная система и налоговобюджетная политика 1. 2. 3. 4. Государственный бюджет и его структура Налоги: виды, принципы налогообложения. Кривая Лаффера. Бюджетный дефицит и способы его финансирования. Налогово-бюджетная политика.

Государственный бюджет и его структура n Налогово-бюджетная политика — это воздействие государства на уровень деловой активности посредством изменения государственных расходов и налогообложения.

Государственный бюджет и его структура n Государственный бюджет финансовый счет, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определенный период (обычно за год).

Государственный бюджет и его структура n Помимо федерального государственного бюджета, в ряде стран существуют внебюджетные фонды социальной сферы. В Российской Федерации к ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд занятости населения, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Государственный бюджет и его структура n Разделение полномочий в области налогообложения и расходов между бюджетами разного уровня называется налогово-бюджетным федерализмом.

Государственный бюджет и его структура В российской статистике принято рассматривать государственные финансы с использованием следующей терминологии: • консолидированный бюджет — бюджет, складывающийся из федерального, регионального и местных бюджетов; • расширенный бюджет (бюджет «расширенного правительства» ) федеральный бюджет в совокупности с внебюджетными фондами

Налоги и их виды n Налоги — это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц.

Налоги и их виды n В соответствии с новым Налоговым Кодексом РФ (ст. 8) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Налоги и их виды n Сбор представляет собой обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков юридически значимых действий государственными органами, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоги и их виды n Объектом налогообложения называется имущество, на стоимость которого начисляется налог. n Налоговая ставка представляет собой размер налога на единицу обложения.

Налоги и их виды n n n По способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения. Косвенные налоги, в отличие от прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству.

Налоги и их виды n По характеру начисления на объект обложения налоги и, соответственно, налоговые системы подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

Налоги и их виды

Налоги и их виды n Для прогрессивных налогов большое значение представляют понятия средней и предельной налоговой ставки. Средней ставкой налога называется отношение суммы налога к величине облагаемого им дохода. Предельная налоговая ставка — это ставка обложения налогом дополнительной единицы дохода.

Налоги и их виды Регрессивный налог — это налог, который в денежном выражении равен для всех плательщиков, т. е. составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода. n Пропорциональный налог — это налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложения. n

Налоги и их виды n Система налогообложения в России, закрепляемая Налоговым Кодексом, представляет собой три уровня: федеральный, региональный и местный.

Принципы налогообложения

Кривая Лаффера n Кривая Лаффера описывает связь между ставками налоговыми поступлениями в государственны й бюджет.

Переложение налогового бремени n Бремя налога может смещаться от одних субъектов налогообложения к другим.

Налогово-бюджетная политика n Равновесный уровень национального дохода может быть достигнут вне состояния полной занятости ресурсов. С помощью инструментов государственного регулирования экономики (изменения величины государственных расходов G и налоговых отчислений в госбюджет Т) преодолевается образовавшийся разрыв.

Налогово-бюджетная политика n Стимулирующая бюджетноналоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов G, снижение налогов Т или комбинирование этих мер.

Налогово-бюджетная политика n Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов G, увеличение налогов Т или комбинирование этих мер.

Налогово-бюджетная политика n В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налогового регулирования сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.

Налогово-бюджетная политика Прогрессивная система налогообложения является фактором, способствующим ослаблению эффекта мультипликатора и стабилизации уровней занятости и выпуска. n Эффект мультипликатора государственных расходов в открытой экономике относительно ниже, чем в закрытой n

Налогово-бюджетная политика n Дискреционная налогово-бюджетная политика — это сознательное изменение властью величин, налогов и государственных расходов с целью воздействия на уровень экономической активности.

Налогово-бюджетная политика n Автоматическая налоговобюджетная политика — это автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от принятия решений правительством

Бюджетный дефицит и способы его финансирования Первичный дефицит — это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу. n Фактический дефицит — это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства. n

Бюджетный дефицит и способы его финансирования Структурный дефицит — это разность между доходами и расходами государственного бюджета, рассчитанная для уровня национального дохода, соответствующего полной занятости. n Циклический дефицит — это разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. n

Бюджетный дефицит и способы его финансирования

Бюджетный дефицит и способы его финансирования Экономическая теория рассматривает два основных способа финансирования бюджетного дефицита: 1. Выпуск новых денег, или эмиссионный способ финансирования. 2. Займы (внутренние и/или внешние), что принято называть неэмиссионным способом финансирования бюджетного дефицита. n

Бюджетный дефицит и способы его финансирования n. В первом случае возникает эффект монетизации государственной задолженности. В условиях, приближающихся к полной занятости, это ведет к опасности инфляционного роста цен.

Бюджетный дефицит и способы его финансирования n Во втором случае возникает эффект вытеснения: налогово-бюджетная экспансия, направленная на стимулирование деловой активности, приводит к росту процентной ставки и вытеснению государственными расходами частных инвестиционных расходов (или других компонентов совокупного спроса).

В каком случае имеет место рецессионный разрыв, а в каком инфляционный? Y*= 500, Ye = 450, m = 5 разрыв? n Y*= 600, Ye = 610, разрыв = 5 тип? m? n Y*= 500, m = 5, инф. разрыв = 4, Ye? n Ye = 100, m = 4, рец. разрыв = 1 Y*? n

Еф=Y Е Графический вывод кривой IS с использованием модели кейнсианского креста Eпл 2= C + I(r 2) + G + Xn Eпл 1= C + I(r 1) + G + Xn 45° Y 1 r r 1 r 2 Y r r 1 Y 2 1 2 IS I(r) I(r 1) I(r 2) I Y 1 Y 2 Y

Каждая точка на кривой IS представляет собой такое сочетание дохода (Y) и ставки процента (r) при которых: n В модели кейнсианского креста устанавливается равновесие, планируемые расходы равны фактическим n Инвестиции равны суммарным сбережениям n Утечки равны инъекциям

В каких отношениях находятся планируемые и фактические расходы в точках А, Б и В? При неизменной ставке процента r 0 , мы можем воспользоваться моделью кейнсианского креста. r Точка А находится на кривой IS, поэтому в ней планируемые и фактические расходы равны. В А Б r 0 IS Yе YБ В точке Б доход выше равновесного, поэтому в ней планируемые расходы меньше фактических. Y

«Кейнсианский крест» Епл, Еф Е 0 Y 2 Yе Y 1 Y

В каких отношениях находятся планируемые и фактические расходы в точках А, Б и В? При неизменной ставке процента r 0 , мы можем воспользоваться моделью кейнсианского креста. r В А Б r 0 IS Yв Yе В точке В доход меньше равновесного, поэтому в ней планируемые расходы больше фактических. Y

В каких отношениях находятся инвестиции и сбережения в точках А, Б и В? r Б r. Б А r. В В Y 0 При неизменном уровне дохода Y 0 , во всех трех точках, А, Б и В одинаковы все величины, зависящие от дохода: частные сбережения, налоги, импорт.

Различаются только инвестиции Точка А находится на кривой IS, поэтому в ней инвестиции и сбережения равны. В точке Б более высокая процентная ставка, значит инвестиции меньше, чем в точке А. Вывод: инвестиции меньше сбережений.

IS Y В точке В все наоборот и инвестиции больше сбережений.

Проверьте себя: в каких отношениях находятся утечки и инъекции в точках А, Б и В? r Б r.

Б При неизменном уровне дохода Y 0 , во всех трех точках, А, Б и В одинаковы все утечки: частные сбережения, налоги, импорт.

Различаются только инвестиции (входящие в состав инъекций) В точке А утечки и инъекции равны. А r. А В точке Б инъекции меньше утечек. r. В В точке В инъекции больше утечек. В IS Y 0 Y

Сдвиги кривой IS Происходят, когда изменяется любой компонент планируемых расходов (или, другими словами, совокупного спроса) при неизменной ставке процента, например: n Потребительские расходы (за счет изменения автономного потребления или налогов) n Автономные инвестиции n Государственные закупки товаров и услуг

Влияние мер фискальной политики на кривую IS Увеличение государственных закупок товаров и услуг – кривая IS сдвигается вправо n Увеличение автономных налогов – кривая IS сдвигается влево n Увеличение предельной налоговой ставки – кривая IS сдвигается влево и становится круче n

Источник: https://present5.com/nalogovo-byudzhetnaya-sistema-i-nalogovobyudzhetnaya-politika-1-2-3/

43. Налогово-бюджетная политика. Бюджетный федерализм и виды налоговых систем. Принципы налогообложения. Налоговая ставка и ее виды

§ 43. Бюджетная и налоговая системы

Данныйспособ воздействия государства наэкономику подразумевает косвенноерегулирование с помощью таких инструментов,как налогообложенияиправительственныерасходы.

Посколькуосуществление государственных расходовозначает использование средствгосударственного бюджета, а налогиявляются основным источником егопополнения, фискальная политика сводитсяк манипулированию государственнымбюджетом.

Фискальная политика формируетсяпарламентом страны, утверждающимгосударственный бюджет, а реализуетсяправительством, в первую очередьминистерствомфинансов. Экономические отношения,возникающие в процессе налогообложенияи осуществления государственныхрасходов, получили название финансовыхотношений, или финансов.

Эти отношения,с одной стороны, обеспечивают существованиесамого государства и его институтов, ас другой — используются государствомдля макроэкономического регулированияобщественного производства в соответствиис теми или иными национальнымипотребностями. Совокупность всехфинансовых отношений в обществе получиланазвание финансовой системы. Ведущимзвеном финансовой системы являетсягосударственный бюджет.

Государственныйбюджет — это централизованный фондденежных ресурсов, находящихся враспоряжении правительства и использующихсядля содержания государственногоаппарата, вооруженных сил и силправопорядка, а также для осуществлениясоциально-экономических функций.

Кфискальной (налогово-бюджетной) политикеотносятся только такие манипуляции сгосударственным бюджетом, которые несопровождаются изменением количестванаходящихся в обращении денег.

Структураналогообложения состоитглавным образом из следующих платежей:

•подоходного налогас населения (впервые введен в США в 1913г.);

•налога с прибыликорпораций (взимается с первой мировойвой-

ны);

•имущественногоналога (налог на постройки и т. п.,уплачиваемый

какфизическими, так и юридическими лицами);

•налога на сделкис капиталом (взимается с доходов отфондовых

операций);

•налога с наследства.

Всеэти виды платежей получили названиепрямыхналогов. Ихспецифическая черта — обложениеналоговыми сборами напрямую физическихи юридических лиц. Другую группу налоговыхпоступлений образуют так называемыекосвенныеналоги. Этоналоги, взимаемые с товаров и услуг.

Ихкосвенныйхарактерпроявляется в том, что они уплачиваютсяне всеми гражданами иорганизациями,а лишь теми, кто покупает облагаемыеналогом товары иуслуги (налогна пиво касается только любителей пива,налог на табак —курильщикови т. д.). Подобного рода косвенные налогиполучили название акцизов.

Разновидностьюакциза является налогна добавленную стоимость (НДС). Ккосвенным налогам относятся такжетаможенныепошлины (экспортныеи импортные).

Похарактеру начисления на объект обложенияналоги и, соответственно, налоговыесистемы подразделяются на прогрессивные,регрессивные ипропорциональные.

Припрогрессивномналогообложенииставки налога увеличиваются по мерероста объекта налога. Другими словами,владелец большего дохода платит нетолько большую сумму в абсолютномвыражении, но и в относительном посравнению с владельцем меньшего дохода.Наиболеехарактерным примером прогрессивногоналога является подоходный налог сфизических лиц.

Регрессивныйналог -это налог, который в денежном выраженииравен для всех плательщиков, т. е.составляет большую часть низкого доходаи меньшую часть высокого дохода. Это.

как правило, косвенные налоги: припокупке облагаемого акцизом товара(например, черной икры) государство неможет установить, а продавец получитьс покупателя с более высоким уровнемдохода сумму по более высокой ставкеналога.

Пропорциональныйналог -это налог, при котором налоговая ставкаостается неизменной, независимо отстоимости объекта обложения. К такогорода налогам, в частности, относятсяналоги на имущество предприятий ифизических лиц. Вне зависимости отразличной стоимости имущества разныхпредприятий при начислении этого налогав России действуют равные ставки налога.

Принципыналогообложения(2 группы):

I.1. справедливость

2.эффективность

3.гибкость

4.принцип административной простоты(трудность уклонения от уплаты налогов,низкие административные издержки,прозрачность)

5.принцип приоритета личности (формированиеравных возможностей, а не равных условий)

6.принцип политической ответственности

II.1. принцип получаемых выгод (налогиплатятся только за получаемые выгодыот гос-ва, за пользование общ. благами.)

2.прицип платёжеспособности (налогидолжны зависеть от размера получаемогодохода)

Налоговыйфедерализм– это разделение полномочий в областиналогооблажения и расходов междубюджетам разных уровней (штаты, области,республики и т.д.)

Налоговаяставка представляетсобой величину налоговых начисленийна единицу измерения налоговой базы(величину налога разделить на величинудохода и умножить на 100%).

Предельнаян. с. – прирост налога разделить наприрост дохода.

Средняян. с. – отношение суммы выплаченногоналога к величине налогооблагаемогодохода.

Источник: https://studfile.net/preview/7463652/page:21/

Refpoeconom
Добавить комментарий