§ 4. Формирование рынков ресурсов в переходной экономике России

§ 4. Формирование рынков ресурсов в переходной экономике России

§ 4. Формирование рынков ресурсов в переходной экономике России

Формирование рынков ресурсов — одна из важнейших задач переходного периода. В России в условиях централизованного планирования и отсутствия рыночных отношений ресурсы сосредоточивались в руках министерств и ведомств, Монополия на ресурсы со стороны министерств позволяла им наделять предприятия ресурсами по

своему усмотрению, ставя хозяйственные звенья в полную от себя зависимость.

В результате производственные коллективы лишались экономических основ для хозяйственной самостоятельности и инициативы. Кроме того, фондированное распределение ресурсов порождало административное прикрепление преприятий- потреби-телей к предприятиям-производителям, которые навязывали им свои условия сотрудничества. Следовательно, ресурсы приобретались предприятиями недемократическим путем, т. е. игнорировалась се-; лективность потребителей: ресурсы двигались не в сторону денег: (предприятий, их имеющих), а в соответствии с волей чиновничьей структуры (ее сотрудников), ведающей распределением. Всеобщая монополизация производства, лимитирование материальных ресурсов и их фондированное распределение приводили к дефициту ресурсов, выражающемуся в их относительном недостатке по отношению к сложившейся в экономике структуре спроса и цен на ресурсы. В результате, на многих предприятиях образовывались сверхнормативные запасы сырья, материалов, других средств производства, а многие предприятия еле-еле сводили концы с концами. Все это приводило к общему дефициту природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов в условиях от- * сутствия системы оптовой торговли, т. е. предприятия, имеющие избыток ресурсов, не могли их продать, а те предприятия, у которых были деньги, не могли их купить. В результате постоянно не- ,'' удовлетворенный спрос, во-первых, ориентировал предприятия на экстенсивный рост выпускаемой продукции, что обусловливало снижение ее качества; во-вторых, трудности материально- технического снабжения толкали предприятия делать запасы сырья и материалов, формировать резерв рабочей силы, при этом предприятия ; стремились получить ресурсы не только у вышестоящих органов (министерств, ведомств), но и у своих поставщиков. Все это еще больше усиливало дефицитность экономики. В целом монопольное распоряжение государством ресурсами привносило в экономику консерватизм, подавляло инициативу работников, закрепляло их отчуждение от результатов своего труда,' серьезно тормозило развитие производительных сил. Так, будучи единственным покупателем труда, государство в России проводило политику ншшой занятости, искусственно ее поддерживало в народном хозяйстве, что вызывалб стабильно низкий уровень заработной платы. В результате подрывались стимулы к труду у занятых, а излишние работники разлагающе действовали на трудовые коллективы. В свою очередь, низкий уровень заработной платы препятствовал научно-техническому прогрессу. В условиях отсутствия в отечественной экономике рынков ресурсов не выполняли свою функцию цены: не использовалась категория «цена земли», экономически бездействовали ставка процента, по остаточному принципу формировалась заработная

плата.

А между тем цены на ресурсы играют активную роль в рыночной экономике: они служат средством рационального использования ресурсов, и в первую очередь дефицитных, способствуют повышению эффективности производства. Сигналы рыночных цен показывают, как надо производить продукты. Ценовая система стимулирует замещение ресурсов, в частности, менее эффективных более эффективными. Таким образом, в централизованном распределении ресурсов без учета их ограниченности и ориентации на эффективное использование заключены истоки нынешнего состояния российских предприятий. Происходящее ныне становление рыночной экономики в Рос-[сии призвано в конечном счете вывести их из такого состояния. [Это предполагает и формирование рынков ресурсов, благодаря [чему кардинально изменяются условия их получения и использования предприятиями. Государственные органы уже не монопо-[лизируют распределение общественных ресурсов. Предприятия [сами решают, что производить, какую комбинацию ресурсов при [этом использовать, как распорядиться произведенной продукцией, [кому и по какой цене ее продавать. Задач, решение которых способствует формированию рынков [ресурсов в России, немало. Отметим важнейшие: [ полная ликвидация монополии министерств и ведомств на [ресурсы, что в первую очередь требует введения оптовой торговали средствами производства; обеспечение мобильности ресурсов, возможности перемеще-[ния их с одной территории на другую. Это означает необходи-[мость налаживания прямых связей межу предприятиями, когда [они сами выбирают поставщика ресурсов, лучшую для их произ-[водства комбинацию ресурсов; | оптимальная концентрация ресурсов в рамках предприятия, [что позволит освободиться от искусственного перенакопления ре-[сурсов, избыточного производства, усиливающего несбалансирован-* |ность экономики и сдерживающего развитие производительных сил; I создание банка информации и обеспечение доступа к информации всех предприятий. Информация играет1 важную роль в ры-|ночном хозяйстве, для которого характерна высокая степень не-| определенности. Она помогает принятию рациональных решений [на всех уровнях. Главным центром информации в рыночном хо-[зяйстве выступает финансовый рынок. По состоянию финансового' [рынка можно судить об экономической конъюнктуре, давать оценку [перспектив развития. Следовательно, финансовый рынок высту-[пает своего рода стабилизатором рыночной системы. Вот почему [степень доступности к информации есть показатель совершенст-[ва или несовершенства рынков ресурсов; | налаживание взаимосвязей между различными рынками ре-[сурсов. Это положение можно раскрыть на примере взаимодейст-[вия рынка труда и рынка капитала. Рынок труда может обеспе-[чить оптимальное число работников на предприятии путем уве- [личения числа рабочих либо с высокой (средней) заработной пла-[той, либо с низкой заработной платой. Первый путь, вызывая уве-[личение издержек производства за счет высокой заработной пла-[ты, снижает общую эффективность предприятия. Второй (за счет [низкой заработной платы) ведет к снижению благосостояния работников. Развитие рынка капитала позволяет создавать новые предприятия, тем самым решать одновременно и проблему эф-| фективности производства, и проблему благосостояния; совершенствование налоговой политики в России, которое смо~ % жет оказать большое влияние и на развитие рынков ресурсов. Это; | выражается, в частности, в переносе центра тяжести на налогооб-ff ложение ресурсов, особенно земли. j J Контрольные вопросы: 1. В чем состоит особенность спроса на ресурсы? 2. Какие факторы влияют на движение спроса на ресурсы? 3. Дайте характеристику эластичности спроса на ресурсы. 4. Почему при ограниченности ресурсов их предложение на данный момент величина вполне определенная? 5. Как соотносятся между собой понятия: трудоспособное население, рабочая сила, занятые в экономике? 6. В чем специфичность трудового ресурса в отличие от всех других ресурсов? 7. Что такое ресурс «К» и почему он считается главным из всех ресурсов? 8. Назовите виды инвестиций в человеческий капитал. 9. Каковы факторы предложения на рынке труда? 10. Почему спрос на труд формируется на уровне отдельной фирмы, а предложение труда — на уровне отрасли, промышленности или общества в целом? 11. Что такое профсоюзная модель рынка труда? 12. Что лежит в оснолве:дифференциации заработной платы? 13. Какое влияние на экономику оказывает государственный минимум заработной платы? 14. В чем особенности земли как экономического ресурса? 15. Почему рентные платежи для фирмы — собственника земли выступают как издержки, а для общества как излишек? 16. Какие факторы обусловливают дифференциацию величины земельной ренты? 17. Как определить цену земли? 18. В чем особенности капитала как ресурса? 19. Как определить, сколько будущие доходы (прибыли) стоят сегодня? 20. Что такое норма дисконта, от чего она зависит при принятии инвестиционного решения? 21. Решение каких задач направлено на формирование рынка ресурсов в России? 22. Какие аргументы можно привести «за» и «против» высокого налога на землю?

Источник: https://uchebnik-ekonomika.com/teoriya-economiki/formirovanie-ryinkov-resursov-perehodnoy-26336.html

Особенности формирования и развития рыночных отношений в переходной экономике России (стр. 4 из 4)

§ 4. Формирование рынков ресурсов в переходной экономике России

4. Свободное ценообразование. Рыночные механизмы могут эффективно функционировать только в том случае, если подавляющее большинство цен устанавливается на рынке свободно, уравновешивая спрос и предложение. Государственный контроль допустим только в ограниченной сфере и без нарушения законов рыночного ценообразования.

5. Распространение рыночных отношений на все сферы экономики. Отсюда необходимы рынок земли, рынок капитала, рынок рабочей силы, денежный рынок, которые в своем взаимодействии обеспечивают высокую мобильность экономических ресурсов, их быстрое перемещение в сферы наиболее рационального применения, стимулируют накопление и рост жизненного уровня.

Вместе с тем в рыночной экономике сохраняется значительный нерыночный сектор, включающий те виды деятельности, которые не могут быть подчинены исключительно коммерческим критериям (оборона, часть здравоохранения, образования, науки, культуры), или так называемая инфраструктура.

6. Открытость экономики, ее последовательная интеграция в систему мирохозяйственных связей. Принцип состоит в том, что любой экономический субъект вправе осуществлять внешнеэкономические операции.

Иностранные юридические и физические лица на равных условиях со всеми производителями действуют на внутреннем рынке в соответствии с установленным законодательством и общепринятыми международными нормами.

7. Обеспечение гражданам социальных гарантий и государственная поддержка нетрудоспособных, социально уязвимых членов общества.

8. Отказ государства от прямого участия в хозяйственной деятельности (за исключением отдельных специальных областей). В то же время усиление косвенного (административного) государственного и общественного регулирования таких явлений, как инфляция, безработица, имущественная и

социальная дифференциация, нестабильность производства, неравномерность развития отдельных регионов. Государство осуществляет макроэкономическую политику и содействует формированию среды, благоприятной для хозяйственной деятельности, прежде всего на направлениях, соответствующих общественным интересам.

Деятельность государственных органов по регулированию экономики строится на строгом разграничении полномочий законодательной, исполнительной и судебной власти.

2.3 Особенности формирования рыночных отношений в переходной экономике России

В России не возникало взаимодействия и разграничения функций между рыночными структурами и государством, которые постоянно конфликтуют друг с другом, усугубляя кризисное состояние экономики.

В результате сложившиеся в переходной экономике России формы собственности заметно отличаются от преобладающих в зрелой рыночной экономике.

На многих приватизированных предприятиях так и не появился эффективный собственник.

Значительное влияние на экономические процессы оказывают сложившиеся в предыдущую эпоху монополистические структуры, что затрудняет формирование конкурентной среды; нередко практикуются и криминальные формы конкурентной борьбы.

Наряду с неблагоприятным в целом инвестиционным климатом в стране ограничение конкуренции обусловливает медленную структурную перестройку экономики.

Причем начавшийся переход к открытой экономике высветил неконкурентоспособность подавляющего большинства отраслей обрабатывающей промышленности и вызвал новый перекос в отраслевой структуре – в сторону топливно-энергетического комплекса и первичной переработки сырья (металлургия и химия). Преодоление неконкурентоспособности российской экономики потребует длительного времени, возможно, нескольких десятилетий.

Переход к рыночным отношениям в различных отраслях и сферах российской экономики осуществляется крайне неравномерно. Так, в денежно-кредитной сфере и торговле происходит быстрое приближение к уровню стран со зрелой рыночной экономикой, тогда как в сельском хозяйстве в основном сохранились формы организации производства, унаследованные от административно-командной системы.

Неравномерным является также переход к рыночной экономике в регионах России. Быстрее всего этот процесс протекает в Москве, а также в Санкт-Петербурге и других крупных городах, где широкое распространение получило частное предпринимательство, тогда как в отдаленных регионах и сельской местности становление рыночных отношений идет крайне медленно.

Присущие российской модели рыночной экономики высокая криминализация экономической жизни и уход предпринимательства «в тень» обусловлены как факторами, общими для всех стран с переходной экономикой (конфликты в ходе перераспределения собственности, рост коррупции), так и российскими особенностями.

Чрезвычайно болезненные гигантские социальные сдвиги, происходящие в переходной экономике, вызывают превращение немалой части населения в маргиналов и люмпенов, которые становятся легкой добычей криминальных структур.

В эту же сторону толкает аномия, т.е. разрушение прежних общественных ценностей, не сопровождающееся быстрым формированием новой законченной системы ценностей.

Фактическим проявлением аномии в обществе является рост преступности, в том числе экономической.

Характерные для России деспотизм и отсутствие демократических традиций порождали неуважение к закону и недоверие к любой власти. Немалую роль играет и упоминавшийся антагонизм между государством и предпринимательскими структурами, ведущий к разрастанию теневой экономики.

На формирование рыночной экономики в России оказывают влияние такие факторы, как склонность немалой части населения к государственному патернализму (значительной роли государства в перераспределении доходов населения) и общественным формам присвоения (бесплатному образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.).

Это ведет к сохранению значительной экономической роли государства в финансировании социальных нужд и ограничению рыночных факторов в социальной сфере.

Из сказанного следует, что основанная на сильной регулирующей роли государства российская модель рыночной экономики опирается на ряд долговременных факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства, социальное иждивенчество. Эти факторы в современных условиях сдерживают функции свободного рынка.

Такая переходная экономика, представляющая собой шаг вперед по сравнению с административно-командной системой, современем должна будет уступить место зрелой рыночной системе.

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно-правовых форм, представляет собой экономическую систему этого общества.

В последние полтора-два века в мире действовали следующие системы: рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм), современная рыночная экономика (современный капитализм), административно-командная и традиционная экономика.

В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Переход от одной системы к другой порождает особое, переходное состояние экономики.

Экономике переходного типа свойственны некоторые специфические черты, в ней функционируют особые экономические формы (например, частично приватизированные предприятия) и одновременно идет интенсивное развитие форм, характерных для новой системы, и постепенное исчезновение старых экономических отношений.

Сложившаяся в первой половине 90-х гг.

российская модель переходной экономики имеет ряд характерных черт: мощный государственный сектор, малая доля мелкого и среднего частного предпринимательства, постоянное перераспределение прав собственности, преобладание финансового капитала над промышленным, крайне неравномерный переход к рыночным отношениям в различных отраслях и регионах, высокая криминализация экономической жизни, склонность населения к государственному патернализму.

Заключение

Работая над своей курсовой работой, я преследовала целью не только оценку тех исторических шагов, которые были сделаны нашей страной на пути к рыночной экономике, но и размышление о дальнейших попытках этого перехода.

Переход к рынку – очень сложный и длительный процесс.

Чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный путь определения своих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Ведь она должна не просто включиться в современную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда.

Рыночное отношение – это многосложная сфера взаимоотношений покупателей и продавцов, производителей и потребителей, осуществляемых через движение цен при регулирующем воздействии институциональных норм и правил.

Рыночное отношения и сегодня далеки от совершенства, связаны, возможно, с тем, что в природе совершенство вообще недостижимо.

Переходная экономика – экономическая система, в которой сочетаются экономические отношения и механизмы, присущие как отмирающей, так и нарождающейся системе; взаимодействие элементов старой и новой систем приводит к вытеснению первых и утверждению последних в качестве господствующих.

Успешное развитие экономики зависит от совместных действий всего населения России, от каждого из нас. Так давайте же сделаем все возможное для выхода из кризиса экономики России, для обеспечения достойного уровня жизни себе и своим детям.

Я бы хотела отметить, что нельзя сворачивать с правильно выбранного, как я думаю, пути. Ведь переход к рынку является показателем демократизации России, предоставления свободы экономической деятельности каждому человеку и укрепления прав собственника.

Данные категории выступают самыми яркими показателями возрождения России.

И пусть переход к рынку у нас происходит очень болезненно, медленно, что, впрочем, естественно, однако я уверена, если мы пройдем весь этот трудный путь до конца, Россия будет цивилизованным государством во всех отношениях.

рынок внешнеэкономический конкурентный

Список источников и литературы

1. Булатов А.С. Экономика. М.: Юристъ, 2002.

2. Булатов А.С. Экономика. Издательство БЕК. Москва. 1995.

3. Под общ. ред. акад. В.И.Виденяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича. Экономическая теория. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2005.

4. Камаев В.Д. Экономическая теория. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2004.

5. Носова С.С. Экономическая теория. М.: ВЛАДОС. 1999.

6. Рывкина Р.В. Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры в России. М., Наука. 1994.

7. Шарыпкина М.А. Краткий курс по экономической теории. (для неэкономистов). М.: Изд. «Окей-книга», 2009.

Источник: https://mirznanii.com/a/255830-4/osobennosti-formirovaniya-i-razvitiya-rynochnykh-otnosheniy-v-perekhodnoy-ekonomike-rossii-4

Refpoeconom
Добавить комментарий