§ 38. Институциональные изменения в системе отношений собственности в сельском хозяйстве. Аграрно-промышленный комплекс

Институциональные изменения сельского хозяйства россии

§ 38. Институциональные изменения в системе отношений собственности в сельском хозяйстве. Аграрно-промышленный комплекс

С переходом к рыночным отношениям в Российской Федерации сельское хозяйство характеризуется регулярным сокращением поголовья скота и посевных площадей в сельскохозяйственных организациях, деградацией материально-технической базы, катастрофическим истощением плодородия почв, внезапным сокращением количества сельского населения. Новая среда хозяйствования не привела к настоящему устойчивому развитию сельских территорий.

Большинство исследований экономистов-аграрников ориентирована на изучение социальных, культурных, экономических, и других качеств функционирования общества.

На современном этапе становится ясно, что неуравновешенная структура институтов является главным препятствием на пути устойчивого развития сельского хозяйства.

Это зависит не только от тех ресурсов, которыми владеет либо располагает соответствующий субъект, сколько от тех правил, согласно которым он может пользоваться этими ресурсами.

Существует очень много определений институтов. В частности, институты — это общественная организация, которая чрез традицию, обычай либо законодательное ограничение ведет к возникновению долговременных и устойчивых образцов поведения. Другими словами, институты – это «правила игры» в обществе.

Изучения в области теории институциональных конфигураций говорят о следующем: в странах с высоким уровнем качества институтов и высоким качеством экономической политики ритм экономического роста составили 2,4%; в странах с высоким качеством институтов и невысоким качеством экономической политики – 1,8%; в странах с низким качеством институтов и высоким качеством экономической политики – 0,9%; в странах с невысоким качеством обоих причин — 0,4%.

Таким образом, удачное выполнение стратегии устойчивого развития сельских территорий РФ зависит от изучения институциональной среды сельского хозяйства и выявления тех порядков, которые разрешают говорить об устойчивости сельскохозяйственного развития.

Говоря о роли прошлого в современном развитии институтов, учёные выделяют 2 главных подхода к этому вопросу.

Сторонники первого считают, что в обществе действует устройство, который отбирает наиболее совершенные институты и организации; остальные авторы говорят, что в прошлом прогресс мог пойти не по оптимальному пути.

Однако во всяком случае существует привязанность между траекторией развития и формированием институтов.

С первых лет русской власти аграрии были всегда обеспокоены урожаем. Что ни осень, то битва за урожай. В 1980 году были убыточны 3/4 колхозов.

После того как в них стали поступать большие объемы дотаций и кредитов, а долги – часто списывать, прибыльность коллективных компаний «выросла».

Но расчёты экономистов демонстрируют, что и к 1990-м годам Наша страна подошла с теми же 2/3 бесприбыльных агропредприятий, хотя формально они получали доход.

Реформы сельского хозяйства 90-х годов включали: реформы агропредприятий, формирование больших агропромышленных компаний, обеспечение условий для развития фермерства, земельные реформы.

Институциональные инвертирования на земельном рынке в сельском хозяйстве РФ разрешено разделить на 3 шага.

Первый шаг (1990 — 1995). Начался с принятия 23 ноября 1990 года Верховным Советом Закона РСФСР «О земельной реформе», искоренявший монополию государственной собственности на землю, что стало институциональной основой для приватизации земли в личную собственность. В 1994-1995 годах большая часть колхозов и совхозов перешла в производственные кооперативы.

2-й шаг (1996 — 2002). Время поэтапного улучшения и укрепления тех новых основных принципов и «правил игры» в сфере землепользования, которые были введены в реализацию на первом шаге. Это помогло приготовить людей к восприятию новой системы ценностей, норм и правил поведения при пользовании землей и адаптации к ним.

Третий шаг земельной реформы начинается с введением в действие Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (27 января 2003 г.). На этом шаге подразумевается создание и формирование настоящего и цивилизованного рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения.

В итоге за минувшие 25 лет преобразований в стране всё ещё отсутствует развитый рынок такого фактора производства как земля (хотя неформальные договора с землей повсеместны).

Разумеется, фактическое отсутствие данного рынка как легального и массового (незаконные сделки с землей, как правило, происходят непрерывно) приводит к тому, что надлежащие транзакционные издержки значительны и мешают свободному движению ресурсов с целью повышения эффективности их реализации.

Что же действительно изменилось в институциональной структуре российской экономики за прошедшие годы преобразований?

  1. Отказ государства от попыток повсеместного указания хозяйствующим субъектам, что и сколько производить, кому и по какой цене продавать;
  2. Резкое снижение уровня и сужение сферы государственной защиты правомочий собственности и принуждения к исполнению контрактов;
  3. Существенная регионализация правил хозяйствования.

Российские реформы 1990-х годов и эволюционное развитие 2000-2010-х подготовили экономику к новому этапу глубоких преобразований. Сегодня стало совершенно ясным, что переход к долгожданному росту невозможен без полноценных экономических институтов и соединения экономических механизмов в единую систему.

Практика последнего 25-летия свидетельствует о том, что необходимы кардинальные институциональные перемены, которые бы стимулировали инициативу частных лиц и групп людей, муниципалитетов, регионов, сдерживая властный волюнтаризм.

Не стоит оставлять без внимания то, что стабильной базой для активного формирования отрасли считается прозрачный внутренний конкурентоспособный рынок, в отсутствии монополизации, криминала и темных секторов, который в полном размере еще нужно сформировать.

При этом должно осуществляться эволюционные перемены институциональной сферы аграрного хозяйства с целью обеспечения его устойчивого развития.

Нужны институциональные проекты, направленные на перемены в институциональной среде, постановления о осуществлении которых принимаются на существующем в рамках государства политическом рынке действующими на нём формальными и неформальными игроками.

В этой связи может возникнуть следующий вопрос: является ли главная причина сложившейся ситуации, что мы не можем ввести новые формальные правила, способные изменить сложившиеся, привычные практики хозяйствования, или в том, что мы не можем должным образом формализовать эти привычные неформальные практики? Представляется, что подобная постановка охватывает не все существующие в данной сфере альтернативы. Реальная причина сложившегося неэффективного равновесия заключается в том, что оно выгодно (а, значит, эффективно) для тех социальных сил (групп специальных интересов), от чьих позиций зависит как введение новых формальных правил, так и формализация бытующих неформальных практик.

Список литературы:

  1. Агапова И.И. Институциональная экономика: учеб.пособие – М.: Магистр: Инфра-М,2014. – 272 с.
  2. Гайсин Р.С. Рыночное равновесие в аграрном секторе экономики: учебное пособие. – М., Издательство РГАУ-МСХА, 2014. – 144 с.
  3. Нефедова Т.Г. Десять актуальных вопросов о сельской России: Ответы географа.изд. Стереотип. – М.: ЛЕНАНД, 2014. – 456 с.
  4. Одинцова М.И. Институциональная экономика: учебник для академического бакалавриата – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 459 с.
  5. Тамбовцев В.Л. Основы институционального проектирования: Учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 144 с.
  6. Тамбовцев В.Л. Институциональные изменения в российской экономике / В.Л. Тамовцев / Общественные науки и современность. – 1999. — №4.

Источник: https://sibac.info/studconf/tech/xlii/54880

§ Институциональные изменения в системе отношений собственности в сельском хозяйстве. Аграрно-промышленный комплекс

§ 38. Институциональные изменения в системе отношений собственности в сельском хозяйстве. Аграрно-промышленный комплекс

Господствующей формой аграрных отношений в США было фермерское хозяйство. В начале XX в. здесь насчитывалось 5,8 млн ферм, которые образовались преимущественно в результате выкупа земли у государства и крупных землевладельцев, а также ее аренды.

Так, 35 % фермерских земель были арендованы, 25 отданы в залог страховым компаниям, а 40 % были собственностью фермеров. 1 млн фермерских хозяйств, или 17 % их общего количества, развивались как капиталистические хозяйства, в них работало около 60 % сельскохозяйственных рабочих, производивших свыше 50 % всей продукции.

Средняя площадь крупной фермы в 1910 г. составляла 2 тыс. га земли, малой — 1,5 га.

В XX в. развитие аграрных отношений в капиталистических странах происходило преимущественно через создание крупных ферм, коллективных хозяйств, сокращение численности фермерских хозяйств, расширение арендных отношений. Так, в Англии традиционно сдается в аренду унаследованная еще со времен феодализма земельная собственность титулованной аристократии.

В США количество фермерских хозяйств с начала века до середины 90-х гг. сократилось с 5,8 до 2 млн хозяйств. При этом на одно хозяйство приходится в среднем 180 га земли. Около 60 % таких хозяйств при производстве сельскохозяйственной продукции обходятся собственными силами, без привлечения наемных работников.

В целом 1,3 млн мелких фермерских хозяйств производили в середине 90-х гг. менее 9 % сельскохозяйственной продукции. На долю 300 тыс. наиболее крупных из них (13,8 %) приходилось более 70 % сельскохозяйственной продукции, около 80 % наемной рабочей силы. Каждое из этих хозяйств владело в среднем 1 400 га земли.

Их роль в третьем тысячелетии еще больше усилится.

В США насчитывается около 5 тыс. кооперативов, которые перерабатывают почти треть фермерской продукции, в Швеции имеется более 100 тыс. фермерских хозяйств, подавляющее большинство которых является членами сельскохозяйственных кооперативов.

В странах Западной Европы размеры фермерских хозяйств значительно меньше. Так, в Дании средняя ферма имеет 32 га земли, в Германии — 18, в Бельгии — 15, во Франции — 14, в Италии — 6, в Греции — 4 га. Тем не менее, основная масса сельскохозяйственной продукции в этих странах производится крупными фермами.

Существование же большинства небольших ферм возможно лишь потому, что доля различных субсидий на производство ими сельскохозяйственной продукции, достигает в странах ЕЭС 50 % (в США — 35, в Японии — 75). Без такой помощи фермерские хозяйства не смогли бы выжить.

По подсчетам немецких экономистов, оптимальный размер фермы должен составлять 100 га, а для создания таких фермерских хозяйств необходимо иметь капитал от 750 тыс. до 1 млн марок.

Значительное распространение в развитых странах мира получила аренда — временное предоставление земли за плату арендатору. Например, во Франции арендуется более половины земель, в Англии — около 40 %. В США более трети сельскохозяйственных угодий являются собственностью государства.

Они передаются в аренду сроком на 1—2 года, при выполнении условий договора его сроки продлеваются.

К арендатору предъявляются следующие требования: он должен иметь соответствующие знания и опыт работы на земле, хорошее здоровье, определенный возраст (в Англии — до 40 лет, во Франции до истечения 25-летнего срока аренды арендатор не должен достичь пенсионного возраста), некоторый капитал, полученный от работы на ферме и др.

Разновидность аренды — семейная аренда, при которой глава семьи передает свой участок земли в аренду за определенную плату одному из членов семьи. В Германии и Англии на этот вид аренды приходится 15—20 % всей арендуемой земли.

Особенностью арендных отношений в некоторых развитых странах мира является объединение семейных ферм в сельскохозяйственные корпорации. Например, в США в такие корпорации объединены около 90 % семейных ферм, при этом 95 % корпораций включают до 10 ферм.

В СССР эволюционный (поступательный) путь развития аграрных отношений прервала форсированная коллективизация, результатом которой стало массовое создание колхозов и совхозов. Крестьянские хозяйства были ликвидированы, а наиболее трудоспособная и активная (а потому — и более зажиточная) часть крестьян попала в разряд кулаков и была репрессирована.

В ходе коллективизации происходило насильственное обобществление средств труда, скота и др. Не желая вступать в колхозы, крестьяне массово вырезали скот. Поэтому количество лошадей с 1929 по 1935 г. сократилось с 32,6 до 14,9 млн, примерно в два раза уменьшилось поголовье крупного рогатого скота, остановился рост валовой продукции сельского хозяйства.

На фоне развития официально признанных форм собственности — коллективной и государственной — происходило вытеснение других форм собственности, прежде всего, — частной.

В действительности же, коллективная форма собственности в сельском хозяйстве была квазиколлективной, огосударствленной, управление ею осуществлялось административно-командными методами.

В течение нескольких десятилетий через механизм «ножниц цен» прибавочный и часть необходимого продукта, созданного в аграрной сфере, изымались из села.

Вследствие этого имело место отчуждение сельскохозяйственных работников от земли и других средств производства, утрачивались стимулы к труду. Наряду с этим проводилась политика преобразования части колхозов в совхозы.

После распада СССР перед независимыми государствами встал вопрос о радикальной перестройке аграрных отношений.

§ 38. Институциональные изменения в системе отношений собственности в сельском хозяйстве. Аграрно-промышленный комплекс

Аграрные реформы в сельском хозяйстве. Аграрные реформы — это процесс трансформации экономических отношений и, прежде всего, отношений собственности, в сельском хозяйстве.

В системе земельных отношений можно выделить следующие структурные элементы, исходя из принципа их объективной определенности: — земли аграрного производства (сельскохозяйственного назначения); — земли мощностей промышленности, строительства, инфраструктурных отраслей (транспорта, связи, хранилищно-складского хозяйства) и

ДР.; — земли, содержащие залежи природных ресурсов (энергоносителей, рудных, нерудных, строительных материалов, минерального сырья) и др.; — земли государственного лесного фонда; — земли урбанизированных территорий и выделенные под селитебную застройку;

— земли заповедных территорий и природоохранных зон; — земли резерва Госземфонда.

В структуре первого блока — аграрного землепользования можно выделить три группы отношений: земельной собственности (поземельные), определяющие социальный генотип аграрного строя общества: распределение функций распоряжения, владения, пользования землей; сельскохозяйственного предпринимательства (земледельческие), характеризующие экономический строй хозяйственной деятельности товаропроизводителей в рыночноконкурентной среде и охватывающей всю гамму функциональных связей, обеспечивающих естественно-воспроизводственный режим хозяйствования (производства, распределения, обмена и потребления), а также агропромышленные связи по обеспечению определенного уровня агрокультуры благодаря применению технических, химических средств производства сельскохозяйственного назначения, производимых за пределами собственно аграрной сферы (в ресурсопроизводящих отраслях 1-й сферы АПК), но формирующих соответствующий агротехнический строй производства и его технологические уклады, а значит, и уровень культуры сельскохозяйственного производства.

Источник: http://www.newreferat.com/ref-94-2.html

§ 38. Институциональные изменения в системе отношений собственности в

§ 38. Институциональные изменения в системе отношений собственности в сельском хозяйстве. Аграрно-промышленный комплекс

Аграрные реформы в сельском хозяйстве. Аграрные реформы — это процесс трансформации экономических отношений и, прежде всего, отношений собственности, в сельском хозяйстве.

В системе земельных отношений можно выделить следующие структурные элементы, исходя из принципа их объективной определенности: — земли аграрного производства (сельскохозяйственного назначения); — земли мощностей промышленности, строительства, инфраструктурных отраслей (транспорта, связи, хранилищно-складского хозяйства) и ДР.

; — земли, содержащие залежи природных ресурсов (энергоносителей, рудных, нерудных, строительных материалов, минерального сырья) и др.; — земли государственного лесного фонда; — земли урбанизированных территорий и выделенные под селитебную застройку; — земли заповедных территорий и природоохранных зон; — земли резерва Госземфонда.

В структуре первого блока — аграрного землепользования можно выделить три группы отношений: земельной собственности (поземельные), определяющие социальный генотип аграрного строя общества: распределение функций распоряжения, владения, пользования землей; сельскохозяйственного предпринимательства (земледельческие), характеризующие экономический строй хозяйственной деятельности товаропроизводителей в рыночноконкурентной среде и охватывающей всю гамму функциональных связей, обеспечивающих естественно-воспроизводственный режим хозяйствования (производства, распределения, обмена и потребления), а также агропромышленные связи по обеспечению определенного уровня агрокультуры благодаря применению технических, химических средств производства сельскохозяйственного назначения, производимых за пределами собственно аграрной сферы (в ресурсопроизводящих отраслях 1-й сферы АПК), но формирующих соответствующий агротехнический строй производства и его технологические уклады, а значит, и уровень культуры сельскохозяйственного производства. При всей значимости отношений 3-й и 2-й групп, формирующих материально-технический базис сельскохозяйственного производства (как воплощение достигнутого уровня развития его производственных сил) и воспроизводственно-хозяйственный уклад аграрного предприятия, особым объектом институционально-трансформационных преобразований в аграрной сфере, придающим им общесистемный характер, являются земельные отношения, т.е. отношения присвоения определяющего ресурса биопроизводственного потенциала сельхозпроизводства — земли. . Значимость выбора алгоритма решения вопроса эффективного хозяйствования на земле определяется тем, что в экономической цепочке «собственность на землю — ее хозяйственное использование — рыночное признание результатов деятельности сельхозтоваропроизводителей (выручка от продаж, определяемая мерой удовлетворения покупательского спроса) — доход предпринимателя (субъекта хозяйствования) — рента собственника земли узловым элементом (исходным и завершающим) выступает экономический интерес и волеизъявление собственника». Исходя из оценки сегодняшнего состояния аграрной сферы экономики: уровня отечественного производства продовольствия и сырья сельскохозяйственного происхождения, интервенции производственного импорта, производственной зависимости страны, разрушения производственно-ресурсного потенциала АПК, катастрофического падения эффективности производства, резкого снижения плодородия хищнически истощаемых земель, выбытия из хозяйственного оборота значительной доли (доходящей в ряде районов до 40 %) сельскохозяйственных земель, массовой убыточности и разорения хозяйств — следует признать удачным избранный курс аграрно-земельных реформ.

Разрушение производственного потенциала сельского хозяйства методом ускоренно-политизированного слома (демонтажа) сложившейся производственно-хозяйственной структуры аграрной сферы принесло непопранимый ущерб ее развитию, поскольку нарушило первый из двух главных принципов, определяющих успешность реформационных преобразований: преемственность и новационность.

Созидающий потенциал реформ оказался несоизмеримым с разрушительной силой революционных потрясений аграрной сферы. Конструктивным устройством этой сферы, отвечающим традициям и духу общественно-коллективистского менталитета населения, могло стать платное землевладение на основе аренды земли как общенародного достояния (объекта общенародной собственности, избавленной от гипермонопольной ее деформации госаппаратом) для всех форм (традиционных, трансформирующихся и новых) хозяйствования (при использовании инструментария кадастровой оценки почвенных разностей) и осуществление процедуры межхозяйственного землеустройства, высвобождающей недостаточно эффективно используемые земли из хозяйственного оборота традиционных хозяйств (вследствие платности этого ресурса) для разделения их между новыми, формирующимися хозяйствами (в том числе фермерскими). Этот путь, реализуя главную цель реформ — создание эффективного хозяина (индивидуального или ассоциированного) на земле (и одновременно собственника произведенного продукта) на началах обособления сферы и объекта хозяйствования и индивидуализации присвоения земли (в режиме владения и пользования) и товарного продукта (в режиме собственности), полностью отвечал бы вышеприведенной формуле необходимых и достаточных принципов-условий успешности реформ, позволил бы созидать новую экономическую систему аграрного строя на рыночно-конкурентных основах, избежав гибельных последствий разрушительной силы декретного переустройства села. Жизненность этой модели арендного землевладения доказана мировым опытом успешного аграрного производства. ; Поэтому предстоит принять взвешенное решение о дальнейшем ходе земельной реформы, избавляющее от опасности возможных в будущем негативных процессов необратимого характера. При этом важно учитывать свойство земли (кар и ссудного капитала, выступающего в роли капитала-собственности и капитала-функции) в рыночной экономике приносить устойчивый доход в качестве объекта собственности ее субъекту и одновременно функционировать в качестве незаменимого природного фактора сельскохозяйственного (биоиндустриального) производства, воплощенного в этой специфической натурально-вещной форме капитала-функции, принося доход сельхозпредпринимателю. Кроме того, использование земли как объекта собственности и как объекта хозяйствования должно иметь соответствующие правовые механизмы и экономические формы реализации титула собственности и статуса арендатора (владельца или пользователя) земли. Поскольку до настоящего времени экономико-правовой и нормативнопроцедурный механизм обеспечения ликвидности титула собственности на землю, который бы предусматривал сделки по рыночному обороту земли, возможности сдачи ее в аренду, залога под ссуду (ипотеки), наследования, дарения и т.п., не отработан, а также в целях предотвращения спекуляции землей крупными финансовыми структурами и частными лицами при убыточности хозяйств и отсутствии денежных средств у аграриев (уровень зарплаты наемных работников сельхозпредприятий в 2,5 раза ниже среднего по России) представляется целесообразным ограничить законодательными мерами оборот сельскохозяйственных земель рынком прав владения (пользования), т. е. ограниченного распоряжения (распределительного присвоения и производственного использования) земельными долями (участками). Это позволило бы, не разрушая до «молекулярного состояния» причудливо сложившуюся конгламератную структуру трансформированных и новых форм (кооперативной, акционерной и частной) собственности на землю, постепенно перестраивать отношения землевладения и землепользования в направлении становления эффективного функционирующих хозяйственных структур. Сохранение при этом титула собственности на землю за получившими свой земельный пай (долю) аграриями будет служить им стабильным источником дохода. При условии и по мере правовой отработки рыночного механизма оборота земли (купли-продажи) и при сложившейся (в перспективе) эффективной структуре хозяйственного землевладения и землепользования можно воспользоваться опытом применения экономических рычагов ограничения распорядительной власти собственников для предотвращения краткосрочных спекулятивных сделок с землей. Так, опыт США 30-х гг. свидетельствует об эффективной контрмере спекуляций с землей — регрессивной шкале налога на доход от продаж земли (и другой недвижимости), %: — 100 — до 1 года владения (собственности) землей; — 80 — от 1 до 2 лет; — 60 — от 2 до 5 лет; — 40 — от 5 до 10 лет; — 30 — более 10 лет. Можно законодательно ограничить покупку сельскохозяйственных земель иностранными гражданами и компаниями (штаты Миссури и Айова в США, Манитоба и Альберта в Канаде, Ирландия), регламентировать максимальный размер участка земли, приобретаемого одной семьей (Дания, Новая Зеландия); земли, получаемые банками в порядке погашения задолженности по ипотеке, должны быть в ограниченный срок (2 года в США) проданы. Зонирование земель на сельскохозяйственные и иные имеет целью предотвращение случаев использования первых не по назначению (Дания). Таковы ориентиры аграрно-экономических преобразований в сфере земельных отношений. В странах Центральной и Восточной Европы аграрные реформы осуществляются путем основания акционерных обществ, ваучерных акционерных обществ, создания индивидуальных фермерских хозяйств (основанных на труде хозяина и членов его семьи, а также на наемном труде), кооперативов и др. Преобладает в процессе таких преобразований коллективная форма собственности. Так, в Восточной Германии в середине 90-х гг. на вновь созданные крестьянские хозяйства (средний размер участков около 140 га) вместе с личными подсобными хозяйствами приходилось менее 20 % всех сельскохозяйственных угодий, а на новые кооперативы (средний размер около 1 500 га) — почти 40, общества с ограниченной ответственностью (около 950 га) — менее 25 % угодий. В Чехии крестьянские хозяйства используют менее 20 % угодий, новые сельскохозяйственные кооперативы — около 50 %, хозяйственные общества —» около 17 %. Исключение ~ Польша, где на крестьянские хозяйства приходится около 75 % угодий, а также Албания и Румыния. Кооперативы, основанные на частной собственности их членов на землю и другие средства производства, не следует относить к частной форме собственности. Они являются начальными формами коллективной собственности, в которой имеет место объединение частных и коллективных элементов при преобладании коллективных. В процессе разгосударствления и приватизации коллективная собственность выступает основой частной, а не наоборот; данный процесс характеризуется, таким образом, сочетанием коллективного с частным при преобладании коллективных основ. При этом во многих развитых странах мира значительную долю занимает государственная собственность на землю. Важным направлением радикальной аграрной реформы является создание эффективного аграрно-промышленного комплекса (АПК). Аграрно-промышленный комплекс. АПК — это совокупность отраслей народного хозяйства, занятых производством, переработкой, хранением и доведением до потребителя сельскохозяйственной продукции. В состав АПК входят следующие основные сферы: 1) производство средств производства для сельского хозяйства и его производственного обслуживания; 2) собственно сельское хозяйство; 3) сбор, заготовка, переработка, хранение, транспортировка сельскохозяйственной продукции. . Возникновение АПК обусловлено развитием производительных сил народного хозяйства, углублением общественного разделения труда, развертыванием НТР. Внедрение достижений НТР в сельское хозяйство приводит к сокращению занятых в этой отрасли, сужает сферу сельскохозяйственного производства. Так, если в середине XVIII в. доля продукции сельского хозяйства в валовой продукции стран Запада составляла около 85 %, то сейчас в США и Англии она составляет около 3, Франции, Италии — около 7, в Японии —11%. Это обусловливает переход некоторых сельскохозяйственных процессов (производство комбикормов, гифрономика и др.) на биоиндустриальные технологии в границах выделяемых из сельского хозяйства новых отраслей и служб инфраструктурной сферы, которые продолжают его обслуживать. К первой сфере АПК относятся отрасли и предприятия, которые изготавливают для сельского хозяйства технику, электрооборудование, строительные материалы, удобрения и ядохимикаты, комбикорма, медикаменты и др. Важное место в составе АПК занимают отрасли третьей сферы — производственной и социальной инфраструктуры: дорожно-транспортное хозяйство, элеваторно-складские предприятия, связь, материально-техническое обслуживание, жилые и культурно-бытовые объекты. Неотъемлемой частью АПК являются кредитные учреждения и научно-консультативные фирмы, страховые компании, экспортные объединения и др. АПК развитых стран Запада включает от 20 до 30 % всего трудоспособного населения. Его конечная продукция — это результат взаимодействия отраслей всех трех сфер межотраслевой кооперации. Оптимальное соотношение стоимости продукции этих сфер АПК составляет 25—30:10-15 : 50-55 %, а количество занятых от 20 до 35%. Роль первичного производственного звена в сельском хозяйстве этих стран постепенно переходит от фермерских и крестьянских хозяйств к крупным капиталистическим фермам, аграрно-промышленным объединениям и агрокорпорациям. Получает распространение кооперация фермерских хозяйств, которые объединяются в сбытовые, потребительские, кредитные союзы, кооперативы для оказания производственных услуг, общего использования и ремонта техники и др. Поскольку отдельным фермам и даже сельскохозяйственным кооперациям приобрести всю необходимую технику невозможно, а часто — и экономически невыгодно, в развитых странах мира получило распространение сервисное инженерно-экономическое обеспечение со стороны технических центров крупных машиностроительных фирм, диллерских предприятий (экономически или юридически независимых). Так, к услугам диллерских предприятий в США, Канаде, Великобритании и других странах прибегают от 70 до 90 % фирм — производителей сельскохозяйственной продукции. Наиболее рентабельными в деятельности таких диллерских предприятий является аренда и прокат сельскохозяйственной техники. В Германии и Скандинавских странах сервисное ийженерно-техническое обеспечение сельхозтоваропроизводителей осуществляется через технические центры. Во Франции, Италии, Великобритании распространены кооперативы для совместного использования сельскохозяйственной техники. В аграрно-промышленном комплексе развитых стран мира практикуется продажа машиностроительными фирмами техники в кредит аграриям и снабжение последними магазинов сельскохозяйственной продукцией в порядке погашения этого кредита.

Государство активно регулирует деятельность АПК через механизм цен, налогообложение, кредитную политику, предоставление субсидий для сельского хозяйства, путем поощрения экспорта сельскохозяйственной продукции и др.

Источник: https://uchebnik-ekonomika.com/teoriya-economiki/institutsionalnyie-izmeneniya-sisteme.html

§ 38. Институциональные изменения в системе отношений собственности в сельском хозяйстве. Аграрно-промышленный комплекс

§ 38. Институциональные изменения в системе отношений собственности в сельском хозяйстве. Аграрно-промышленный комплекс

Аграрныереформы в сельском хозяйстве.Аграрные реформы — это процесстрансформации экономических отношенийи, прежде всего, отношений собственности,в сельском хозяйстве.

В системе земельныхотношений можно выделить следующиеструктурные элементы, исходя из принципаих объективной определенности: — землиаграрного производства (сельскохозяйственногоназначения); — земли мощностейпромышленности, строительства,инфраструктурных отраслей (транспорта,связи, хранилищно-складского хозяйства)и

ДР.;—земли, содержащие залежи природныхресурсов (энергоносителей, рудных,нерудных, строительных материалов,минерального сырья) и др.; — землигосударственного лесного фонда; — землиурбанизированных территорий и выделенныепод селитебную застройку;

— земли заповедныхтерриторий и природоохранных зон; —земли резерва Госземфонда.

Вструктуре первого блока — аграрногоземлепользования можно выделить тригруппы отношений: земельнойсобственности (поземельные),определяющие социальный генотипаграрного строя общества: распределениефункций распоряжения, владения,пользования землей; сельскохозяйственногопредпринимательства (земледельческие),характеризующие экономический стройхозяйственной деятельноститоваропроизводителей в рыночноконкурентнойсреде и охватывающей всю гаммуфункциональных связей, обеспечивающихестественно-воспроизводственный режимхозяйствования (производства,распределения, обмена и потребления),а также агропромышленныесвязи по обеспечению определенногоуровня агрокультурыблагодаря применению технических,химических средств производствасельскохозяйственного назначения,производимых за пределами собственноаграрной сферы (в ресурсопроизводящихотраслях 1-й сферы АПК), но формирующихсоответствующий агротехнический стройпроизводства и его технологическиеуклады, а значит, и уровень культурысельскохозяйственного производства.

При всей значимостиотношений 3-й и 2-й групп, формирующихматериально-технический базиссельскохозяйственного производства(как воплощение достигнутого уровняразвития его производственных сил) ивоспроизводственно-хозяйственный укладаграрного предприятия, особым объектоминституционально-трансформационныхпреобразований в аграрной сфере,придающим им общесистемный характер,являются земельные отношения, т.е.отношения присвоения определяющегоресурса биопроизводственного потенциаласельхозпроизводства — земли. .

Значимость выбораалгоритма решения вопроса эффективногохозяйствования на земле определяетсятем, что в экономической цепочке«собственность на землю — ее хозяйственноеиспользование — рыночное признаниерезультатов деятельностисельхозтоваропроизводителей (выручкаот продаж, определяемая мерой удовлетворенияпокупательского спроса) — доходпредпринимателя (субъекта хозяйствования)— рента собственника земли узловымэлементом (исходным и завершающим)выступает экономический интерес иволеизъявление собственника».

Исходя из оценкисегодняшнего состояния аграрной сферыэкономики: уровня отечественногопроизводства продовольствия и сырьясельскохозяйственного происхождения,интервенции производственного импорта,производственной зависимости страны,разрушения производственно-ресурсногопотенциала АПК, катастрофическогопадения эффективности производства,резкого снижения плодородия хищническиистощаемых земель, выбытия из хозяйственногооборота значительной доли (доходящейв ряде районов до 40 %) сельскохозяйственныхземель, массовой убыточности и разоренияхозяйств — следует признать удачнымизбранный курс аграрно-земельных реформ.

Разрушениепроизводственного потенциала сельскогохозяйства методом ускоренно-политизированногослома (демонтажа) сложившейсяпроизводственно-хозяйственной структурыаграрной сферы принесло непопранимыйущерб ее развитию, поскольку нарушилопервый из двух главных принципов,определяющих успешность реформационныхпреобразований: преемственность иновационность. Созидающий потенциалреформ оказался несоизмеримым сразрушительной силой революционныхпотрясений аграрной сферы.

Конструктивнымустройством этой сферы, отвечающимтрадициям и духу общественно-коллективистскогоменталитета населения, могло статьплатное землевладение на основе арендыземли как общенародного достояния(объекта общенародной собственности,избавленной от гипермонопольной еедеформации госаппаратом) для всех форм(традиционных, трансформирующихся иновых) хозяйствования (при использованииинструментария кадастровой оценкипочвенных разностей) и осуществлениепроцедуры межхозяйственногоземлеустройства, высвобождающейнедостаточно эффективно используемыеземли из хозяйственного оборотатрадиционных хозяйств (вследствиеплатности этого ресурса) для разделенияих между новыми, формирующимисяхозяйствами (в том числе фермерскими).

Этот путь, реализуяглавную цель реформ — созданиеэффективного хозяина (индивидуальногоили ассоциированного) на земле (иодновременно собственника произведенногопродукта) на началах обособления сферыи объекта хозяйствования и индивидуализацииприсвоения земли (в режиме владения ипользования) и товарного продукта (врежиме собственности), полностью отвечалбы вышеприведенной формуле необходимыхи достаточных принципов-условийуспешности реформ, позволил бы созидатьновую экономическую систему аграрногостроя на рыночно-конкурентных основах,избежав гибельных последствийразрушительной силы декретногопереустройства села. Жизненность этоймодели арендного землевладения доказанамировым опытом успешного аграрногопроизводства. ; Поэтомупредстоит принять взвешенное решениео дальнейшем ходе земельной реформы,избавляющее от опасности возможных вбудущем негативных процессов необратимогохарактера.

При этом важноучитывать свойство земли (кар и ссудногокапитала, выступающего в роликапитала-собственности и капитала-функции)в рыночной экономике приносить устойчивыйдоход в качестве объекта собственностиее субъекту и одновременно функционироватьв качестве незаменимого природногофактора сельскохозяйственного(биоиндустриального) производства,воплощенного в этой специфическойнатурально-вещной форме капитала-функции,принося доход сельхозпредпринимателю.Кроме того, использование земли какобъекта собственности и как объектахозяйствования должно иметь соответствующиеправовые механизмы и экономическиеформы реализации титула собственностии статуса арендатора (владельца илипользователя) земли.

Поскольку донастоящего времени экономико-правовойи нормативнопроцедурный механизмобеспечения ликвидности титуласобственности на землю, который быпредусматривал сделки по рыночномуобороту земли, возможности сдачи ее варенду, залога под ссуду (ипотеки),наследования, дарения и т.п.

, не отработан,а также в целях предотвращения спекуляцииземлей крупными финансовыми структурамии частными лицами при убыточностихозяйств и отсутствии денежных средству аграриев (уровень зарплаты наемныхработников сельхозпредприятий в 2,5 разаниже среднего по России) представляетсяцелесообразным ограничить законодательнымимерами оборот сельскохозяйственныхземель рынком прав владения (пользования),т. е. ограниченного распоряжения(распределительного присвоения ипроизводственного использования)земельными долями (участками). Этопозволило бы, не разрушая до «молекулярногосостояния» причудливо сложившуюсяконгламератную структуру трансформированныхи новых форм (кооперативной, акционернойи частной) собственности на землю,постепенно перестраивать отношенияземлевладения и землепользования внаправлении становления эффективногофункционирующих хозяйственных структур.

Сохранение приэтом титула собственности на землю заполучившими свой земельный пай (долю)аграриями будет служить им стабильнымисточником дохода.

При условии и помере правовой отработки рыночногомеханизма оборота земли (купли-продажи)и при сложившейся (в перспективе)эффективной структуре хозяйственногоземлевладения и землепользования можновоспользоваться опытом примененияэкономических рычагов ограниченияраспорядительной власти собственниковдля предотвращения краткосрочныхспекулятивных сделок с землей. Так, опытСША 30-х гг. свидетельствует об эффективнойконтрмере спекуляций с землей —регрессивной шкале налога на доход отпродаж земли (и другой недвижимости),%: — 100 — до 1 года владения (собственности)землей; — 80 — от 1 до 2 лет; — 60 — от 2 до5 лет; — 40 — от 5 до 10 лет; — 30 — более 10лет.

Можно законодательноограничить покупку сельскохозяйственныхземель иностранными гражданами икомпаниями (штаты Миссури и Айова в США,Манитоба и Альберта в Канаде, Ирландия),регламентировать максимальный размеручастка земли, приобретаемого однойсемьей (Дания, Новая Зеландия); земли,получаемые банками в порядке погашениязадолженности по ипотеке, должны бытьв ограниченный срок (2 года в США) проданы.

Зонирование земельна сельскохозяйственные и иные имеетцелью предотвращение случаев использованияпервых не по назначению (Дания).

Таковы ориентирыаграрно-экономических преобразованийв сфере земельных отношений.

В странах Центральнойи Восточной Европы аграрные реформыосуществляются путем основанияакционерных обществ, ваучерных акционерныхобществ, создания индивидуальныхфермерских хозяйств (основанных натруде хозяина и членов его семьи, а такжена наемном труде), кооперативов и др.

Преобладает впроцессе таких преобразований коллективнаяформа собственности. Так, в ВосточнойГермании в середине 90-х гг.

на вновьсозданные крестьянские хозяйства(средний размер участков около 140 га)вместе с личными подсобными хозяйствамиприходилось менее 20 % всех сельскохозяйственныхугодий, а на новые кооперативы (среднийразмер около 1 500 га) — почти 40, обществас ограниченной ответственностью (около950 га) — менее 25 % угодий.

В Чехиикрестьянские хозяйства используютменее 20 % угодий, новые сельскохозяйственныекооперативы — около 50 %, хозяйственныеобщества —» около 17 %. Исключение ~Польша, где на крестьянские хозяйстваприходится около 75 % угодий, а такжеАлбания и Румыния.

Кооперативы,основанные на частной собственностиих членов на землю и другие средствапроизводства, не следует относить кчастной форме собственности. Они являютсяначальными формами коллективнойсобственности, в которой имеет местообъединение частных и коллективныхэлементов при преобладании коллективных.

В процессеразгосударствления и приватизацииколлективная собственность выступаетосновой частной, а не наоборот; данныйпроцесс характеризуется, таким образом,сочетанием коллективного с частным припреобладании коллективных основ.

При этом во многихразвитых странах мира значительнуюдолю занимает государственнаясобственность на землю.

Важным направлениемрадикальной аграрной реформы являетсясоздание эффективного аграрно-промышленногокомплекса (АПК).

Аграрно-промышленныйкомплекс.АПК — это совокупность отраслей народногохозяйства, занятых производством,переработкой, хранением и доведениемдо потребителя сельскохозяйственнойпродукции.

В состав АПК входят следующие основныесферы: 1) производство средств производствадля сельского хозяйства и егопроизводственного обслуживания; 2)собственно сельское хозяйство; 3) сбор,заготовка, переработка, хранение,транспортировка сельскохозяйственнойпродукции. .

Возникновение АПКобусловлено развитием производительныхсил народного хозяйства, углублениемобщественного разделения труда,развертыванием НТР. Внедрение достиженийНТР в сельское хозяйство приводит ксокращению занятых в этой отрасли,сужает сферу сельскохозяйственногопроизводства. Так, если в середине XVIIIв.

доля продукции сельского хозяйствав валовой продукции стран Западасоставляла около 85 %, то сейчас в США иАнглии она составляет около 3, Франции,Италии — около 7, в Японии —11%. Этообусловливает переход некоторыхсельскохозяйственных процессов(производство комбикормов, гифрономикаи др.

) на биоиндустриальные технологиив границах выделяемых из сельскогохозяйства новых отраслей и службинфраструктурной сферы, которыепродолжают его обслуживать.

К первой сфере АПКотносятся отрасли и предприятия, которыеизготавливают для сельского хозяйстватехнику, электрооборудование, строительныематериалы, удобрения и ядохимикаты,комбикорма, медикаменты и др.

Важное место всоставе АПК занимают отрасли третьейсферы — производственной и социальнойинфраструктуры: дорожно-транспортноехозяйство, элеваторно-складскиепредприятия, связь, материально-техническоеобслуживание, жилые и культурно-бытовыеобъекты. Неотъемлемой частью АПК являютсякредитные учреждения и научно-консультативныефирмы, страховые компании, экспортныеобъединения и др.

АПК развитых странЗапада включает от 20 до 30 % всеготрудоспособного населения. Его конечнаяпродукция — это результат взаимодействияотраслей всех трех сфер межотраслевойкооперации. Оптимальное соотношениестоимости продукции этих сфер АПКсоставляет 25—30:10-15 : 50-55 %, а количествозанятых от 20 до 35%.

Роль первичногопроизводственного звена в сельскомхозяйстве этих стран постепенно переходитот фермерских и крестьянских хозяйствк крупным капиталистическим фермам,аграрно-промышленным объединениям иагрокорпорациям.

Получает распространениекооперация фермерских хозяйств, которыеобъединяются в сбытовые, потребительские,кредитные союзы, кооперативы для оказанияпроизводственных услуг, общегоиспользования и ремонта техники и др.

Поскольку отдельнымфермам и даже сельскохозяйственнымкооперациям приобрести всю необходимуютехнику невозможно, а часто — иэкономически невыгодно, в развитыхстранах мира получило распространениесервисное инженерно-экономическоеобеспечение со стороны техническихцентров крупных машиностроительныхфирм, диллерских предприятий (экономическиили юридически независимых). Так, куслугам диллерских предприятий в США,Канаде, Великобритании и других странахприбегают от 70 до 90 % фирм — производителейсельскохозяйственной продукции.

Наиболее рентабельнымив деятельности таких диллерскихпредприятий является аренда и прокатсельскохозяйственной техники. В Германиии Скандинавских странах сервисноеийженерно-техническое обеспечениесельхозтоваропроизводителей осуществляетсячерез технические центры.

Во Франции,Италии, Великобритании распространеныкооперативы для совместного использованиясельскохозяйственной техники.

Ваграрно-промышленном комплексе развитыхстран мира практикуется продажамашиностроительными фирмами техникив кредит аграриям и снабжение последнимимагазинов сельскохозяйственнойпродукцией в порядке погашения этогокредита.

Государство активнорегулирует деятельность АПК черезмеханизм цен, налогообложение, кредитнуюполитику, предоставление субсидий длясельского хозяйства, путем поощренияэкспорта сельскохозяйственной продукциии др.

Источник: https://studfile.net/preview/5290900/page:39/

Refpoeconom
Добавить комментарий