§ 3. Основные модели становления и развития рыночного хозяйства

Концепция социального рыночного хозяйства: формирование, развитие, современный подход

§ 3. Основные модели становления и развития рыночного хозяйства

В статье рассматриваются теоретические воззрения, положившие начало самостоятельной теории социального рыночного хозяйства, точки зрения ученых, оформивших теорию и систематизировавших ее положения, взгляды специалистов, определяющих современное ее развитие. Предложен обзор противоречий, возникающих в современных условиях использования теоретических позиций, и представление автора о природе этих противоречий. 

1. Общая оценка базовых теорий

Каждая отдельно взятая экономическая или социально — экономическая концепция не возникает из ничего – в ее основе непременно (в той или иной степени) заложены разработанные ранее теории, уже высказанные точки зрения.

Концепция социального рыночного хозяйства не является исключением, поэтому с целью полноты ее исследования на наш взгляд необходима предварительная характеристика базовых воззрений (с учетом центральной темы исследования — лишь в рамках их основных положений).

В качестве базы концепции германского социального рыночного хозяйства (Soziale Marktwirtschaft) выступает теория ордолиберализма (Ordoliberalismus).

 При этом ордолиберализм, по сути, является немецким вариантом теории неолиберализма(Neoliberalismus) [1], в свою очередь, основанной на теории классического либерализма(Liberalismus).

 Придерживаясь исторически сложившегося порядка, первой рассмотрим теорию либерализма.

Как система взглядов теория экономического либерализма ведет свое начало от английских классиков Адама Смита и Давида Рикардо, выдвинувших требование: позвольте людям делать то, что они хотят.

Либерализм признает ведущую роль индивидуальной деятельности, обусловливаемой личным интересом.

Основной принцип теории – обеспечение наибольшей свободы хозяйствующих субъектов и строгое ограничение степени государственного вмешательства в экономику (следование позицииLaissez faire).

Теоретические убеждения сторонников либерализма могут быть выражены в ряде следующих положений:

  • наиболее эффективной системой хозяйствования считается рыночная система – она создает наилучшие условия для экономического роста и развития;
  • рыночная система обладает способностью саморегулирования, обеспечивая тем самым наличие «естественного порядка» (Ordnung);
  • естественный порядок формирует и поддерживает оптимальное сочетание личных и общественных интересов;
  • свободе деятельности препятствует образование монополий и (или) вмешательство государства;
  • государство обязано лишь обеспечивать условия для конкуренции.

В основе различных концепций рыночного хозяйства лежат следующие виды либерализма [2]. Во-первых, это традиция, ведущая свою историю от Адама Смита и Шотландской школы (при том, что влияние А.

Смита сказалось далеко не на одной школе), придающая большое значение собственному интересу. Во-вторых, традиция, базирующаяся на принципе общественного разума и логики, например, в работах Юргена Хабермаса(Juergen Habermas).

В-третьих, христианская, особенно католическая, доктрина, принимающая рынок как механизм координации, но требующая его сопровождения соответствующей институциональной и социальной политикой (труды Августина и Фомы Аквинского).

По мнению Петера Козловски (Peter Koslowski), концепция социального рыночного хозяйства изначально формируется на основе классических и христианских экономических воззрениях (примерно в равной степени).

Неолиберализм понимается как вариация классических взглядов либералов, выражающая неприятие тоталитарных общественных систем и допускающая присутствие элементов государственного регулирования в экономике.

Неолиберальные экономические и социальные проекты в обязательном порядке включают требование (закрепленное в конституции или в законе) защиты конкуренции от монопольной власти.

Различаются же они в выработке направлений, позволяющих решить проблему совмещения свободы с необходимостью поддержки социально незащищенных слоев населения. Неолиберальное направление представляет собой систему различных взглядов.

В современных условиях под определением «неолиберальной» выступает несколько школ. К ним принято относить чикагскую (Фрэнк Найт, Милтон Фридмен), лондонскую (Людвиг фон Мизес, Фридрих Август фон Хайек), фрайбургскую (Вальтер Ойкен, Людвиг Эрхард) школы.

Основателем Чикагской школы считается экономист и социолог Фрэнк Найт (1885 — 1972). Согласно точке зрения Найта экономическая теория изначально призвана рассматривать чисто экономические процессы, абстрагируясь от технологических, социальных и структурных элементов.

Важное место в его трудах занимает фактор «уникальной неопределенности», связанный с конъюнктурными колебаниями. Прибыль есть результат риска и удачи, в условиях стационарной регулируемой экономики она отсутствует. Приоритетной Ф. Найт считал только «конкурентную экономику». В качестве последователей Ф.

Найта выступают Милтон Фридмен и Джордж Стиглер (1911 — 1991).

Лондонская школа неолиберализма считается классической, а ее основателем является Людвиг фон Мизес. Людвиг фон Мизес (1881 — 1973) рассматривал главным образом вопросы конкуренции в изменяющихся экономических условиях и проблемы экономического равновесия.

Он утверждал [3], что централизованное регулируемые цены делают невозможным достижение экономического равновесия в условиях плановой экономики. В результате централизованная экономика (вне свободно меняющихся цен) не предусматривает наличия инструментов эффективного планирования.

Системы плановой государственной экономики он называл «планируемым хаосом».

Если Л. Мизеса принято считать основателем лондонской школы неолиберализма, то ее представителя Ф. Хайека (1899 — 1992), ученика Л. Мизеса, называют отцом неолиберализма. С точки зрения Хайека рынок как система обеспечивает синтез предельно конкретного знания с предельно абстрактным.

Под первым понимается индивидуальное знание специфических условий времени, места и образа действий [4]. Умение пользоваться этими условиями в конечном итоге обеспечивает индивидуальные преимущества.

Свободный рынок создает предпосылки для использования этого знания, наделяя правом распоряжаться им обладателей этого знания.

Конкуренция в трудах Хайека — процесс динамический, а понятие «совершенная конкуренция» изначально исключает возможную конкурентную деятельность [5] . Конкуренция трактуется как метод порождения новых знаний. Этому способствует открытие новых потребностей, никому до этого неизвестных, и новых способов их удовлетворения.

Кроме этого, экономические агенты узнают, на что они реально способны по сравнению с прочими. Вывод: искусственное ограничение конкуренции сокращает объем знаний, доступных обществу. По мнению Хайека, защиту конкурентного порядка не следует сводить к идее Laissez faire.

Наступление государства можно остановить, если либералы будут самостоятельно разрабатывать и реализовывать меры по преодолению трудностей, с которыми сталкивается современный мир. «Конкуренция есть процесс формирования мнения: путем распространения информации она создает единство и согласованность экономической системы» [6].

Государственное вмешательство препятствует распространению информации, поэтому его функции должны быть строго ограничены [7].

2. Позиция ордолиберализма

Источник: https://iq.hse.ru/more/economics/kontseptsia-socialnogo-rinochnogo-hoziajstva

Социальное рыночное хозяйство: черты и национальные модели

§ 3. Основные модели становления и развития рыночного хозяйства

Ойкен отдавал однозначное предпочтение свободному рыночному хозяйству и сформулировал основные «конституирующие» принципы строя конкуренции:

—       неприкосновенность частной собственности;

—       стабильность денежного обращения и национальной валюты;

—       открытые рынки;

—       свобода всех сделок и договоров, кроме тех, цель которых состоит в ограничении конкуренции;

—       несение каждым индивидом ответственности за принятые им экономические решения (т. е. недопущение фиктивных компаний);

—       постоянство экономической политики.

Экономическая политика, по мнению Ойкена, может быть представлена политикой порядка и политикой регулирования. Политика порядка включает создание и совершенствование реальных порядков, в условиях существования которых осуществляется деятельность экономических субъектов.

Вмешательство государства в эту сферу не просто допускается, но и приветствуется, так как основной его функцией видится нейтрализация колебаний экономической конъюнктуры, ограничение власти монополий.

Однако государство должно следовать двум принципам: необходим контроль созданных влиятельных рыночных субъектов (монополий) и следует создавать экономический конкурентный порядок, а не регулировать естественные экономические процессы11.

Политика регулирования – политика воздействия на процесс хозяйственного развития, где любое вмешательство государства в экономический процесс недопустимо, а основное значение придается правовому и социальному порядку.

    1. Принципы свободы и социального выравнивания А. Мюллера-Армака

Труды В. Ойкена и Ф. Бёма во многом способствовали формированию теории социального рыночного хозяйства как самостоятельного научного направления.

Термин «социальное рыночное хозяйство» впервые обосновал и ввел в обращение в 1946 году Альфред Мюллер-Армак, профессор экономики, с 1958 по 1977 год член управленческого совета Европейского инвестиционного банка, ближайший сподвижник Людвига Эрхарда, творца германского «экономического чуда».

Он отмечал, что данная формулировка изначально вызвала удивление, так как 1946 год характеризовался экономическим контролем сферы социального обеспечения, и странно было видеть в рыночной экономике формирование лучшего порядка для широких масс населения.

В связи с этим было особо отмечено, что «социальное рыночное хозяйство представляет собой социально-экономический порядок», при котором «целенаправленно организованная экономика свободного рынка, сохраняемая посредством регулирующей систему конкуренции, дает более надежную гарантию социального прогресса — особенно потому, что социальный прогресс на базе свободной системы, посредством сознательной выработки мер, соответствующих принципам свободного рынка, и перераспределения доходов через государственный бюджет, когда развитие конкуренции формирует экономическую базу для социальных мер, может быть организован более эффективно»12.

Мюллер-Армак утверждал, что существующие экономические системы с элементами государственного регулирования неизбежно ведут к сокращению экономической свободы отдельно взятого человека и нарушают рыночный механизм формирования цен13.

Лишь в социальной рыночной экономике он видел обеспеченность экономической свободы по отношению к государству, предпринимателям и работникам наемного труда.

Только социальная рыночная экономика, в основе которой лежит принцип социальной справедливости, в состоянии гарантировать осуществление наилучших возможностей для всестороннего экономического роста.

Среди условий создания социальной рыночной экономики он особо выделял:

—      создание центральных административно-правовых органов, которые под собственную ответственность будут осуществлять экономическую и финансовую политику;

—      проведение налоговой реформы посредством снижения налогового бремени до уровня, стимулирующего личную экономическую заинтересованность в расширении производства;

—      проведение реформы финансовой системы путем радикального снижения затрат и обеспечения бюджетного равновесия в целях предотвращения задолженностей;

—      проведение антимонопольной политики для преодоления возможных злоупотреблений властью в экономике;

—      замену разрушающейся тотально регулируемой экономики социальной рыночной экономикой.

Альфред Мюллер-Армак рассматривал социальное рыночное хозяйство как определяющую основу экономической и социальной политики. Он характеризовал исследуемую категорию как порядок, который впитывает ценности, но не устанавливает их сам, называя это стремлением к определенному способу решения социальных проблем.

Сущность социального рыночного хозяйства он полагал в том, чтобы «вместо проведения политики, сохраняющей прошлое, или экономического контроля, тормозящего свободную инициативу в обществе, или неконтролируемого рыночного механизма – дать социальное решение, объединяющее все цели в работающей, реалистической гармонии».

При этом ценность данной формулировки он объяснял принципиальной возможностью практической реализации указанного курса.

2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РЫНОЧНЫХ ХОЗЯЙСТВ,ВАРИАНТЫ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ

2.1 Практическая модель социального рыночного хозяйства Л. Эрхарда

В современных условиях под социальным рыночным хозяйством (социальной рыночной экономикой) понимают экономическую общественную систему, обеспечивающую высокую эффективность рыночной экономики и на этой основе гарантирующую гражданам страны максимум социальной справедливости, обеспеченности и социально-экономического прогресса14.

В подобной трактовке теория выглядит идеальной. В соответствии с этим несомненной заслугой Людвига Эрхарда является то, что ему удалось применить на практике модель социального рыночного хозяйства.

«Никакая экономическая ситуация не может быть настолько безнадежной, чтобы решительная воля и честный труд всего народа не могли справиться с ней» — такова точка зрения Л. Эрхарда, характеризующая его веру в успех глобального предприятия.

«Успех восстановления – результат усилий и труда людей, которые своим старанием и самоотверженностью создали то, что сегодня во всем мире именуется «немецким чудом». Однако сам Эрхард утверждает: «Я далек от того, чтобы говорить о некоем немецком «чуде». Нас вывели вперед совершенно реальные силы и факторы»15.

Л. Эрхард определяет позицию социального рыночного хозяйства следующим образом. В основе социального рыночного хозяйства лежат свобода и ответственность индивидуума.

Рыночное хозяйство в силу конкуренции, основанной на борьбе за объективные результаты деятельности, исключает любую попытку государства злоупотребить хозяйственной силой как инструментом политической власти.

Задачей государственной политики порядка является единственно соединение свободы, порядка, индивидуализма и коллективизма в гармоничное единство с целью достижения «благосостояния для всех».

Цель — обеспечить каждому индивидууму необходимый минимум и создать условия, чтобы любой из них при желании был в состоянии обеспечить себе желанный максимум. Нет ничего важнее, чем возможность раскрепостить человека, дать простор его энергии, инициативе, обеспечить ему достойное существование, удовлетворить материальные и духовные потребности.

Эрхард важное значение придает смыслу термина «социальный». Социальность изначально присуща рыночной экономике. Эффективность социальной политики государства не определяется ее масштабами.

Правильная социальная политика должна ориентироваться на поддержку позиций каждого отдельно взятого человека: обретая самостоятельность и независимость от опеки государства, гражданин превращается в свободного человека.

В условиях роста благосостояния оправдано и с социальной точки зрения возложение на каждого отдельного человека ответственности за самого себя, свою семью. Наконец, чем богаче общество, тем меньше людей нуждается в социальных благах, предоставляемых государством.

2.2 Черты социальных рыночных хозяйств. Модели рыночной экономики в развитых странах

Экономическая модель каждой страны – это результат длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается соотношение элементов модели и формируется механизм их взаимодействия. Именно поэтому каждая национальная экономическая система уникальна, и механическое заимствование ее достижений невозможно.

Эффективность той или иной экономической модели определяется ее жизнеспособностью, возможностью постоянно и адекватно реагировать на внешние и внутренние дисбалансы. В конечном счете наиболее полно эффективность модели оценивается в показателях роста экономического потенциала и благосостояния населения.

 При всей своей устойчивости каждая национальная экономика имеет свой жизненный цикл. Достаточно длительные (обычно не менее 10 лет) периоды стабильного и динамического роста той или иной страны, сопровождающегося прогрессивными преобразованиями в структуре экономики и ростом благосостояния, иногда называют «экономическим чудом»16.

Конечно, в разных странах системы отличаются друг от друга. В зависимости от страны в системе всегда будут преобладать элементы рынка или плана. Одни страны опираются в основном на командные, другие – на рыночные рычаги. Различают несколько моделей смешанной.

Например, модель с минимальным участием государства в регулировании экономики. В ней преобладает сфера рынка по сравнению с государственным сектором. Это американская (или либеральная) модель рыночной экономики. В США примерно 4/5 валового национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под контролем государства.

Прежде всего, делом государства является обеспечение экономики нужным количеством денег, которое должно предотвращать инфляцию.

Другой государственной функцией является регулирование внешних эффектов, которые представляют собой побочные последствия хозяйственной деятельности отдельных участников рынка.

Особая задача государства – управление нерыночным сектором национального хозяйства, который представляет населению товары и услуги общественного пользования. Речь идет о национальной обороне, государственном управлении, единой энергосистеме и национальной сети коммуникаций, всеобщем образовании, здравоохранении, фундаментальных науках и т.п.17

Американская модель основана на высоком уровне производительности труда и ориентации граждан на достижение личного успеха.

Государство поощряет предпринимательскую активность, обогащение наиболее активной части населения.

При отсутствии диктата социального равенства как государственной задачи именно оно создает приемлемый уровень жизни малообеспеченным группам населения за счет частичных льгот и пособий.

Таким образом, отметим характерные для американской модели   черты:

—       абсолютное преобладание частной собственности;

—       законодательное обеспечение максимальной свободы субъектов рынка;

—       ограничение сферы государственного регулирования в основном проведением макроэкономической политики;

—       относительно небольшая доля государственного бюджета в ВВП и удельного веса госинвестиций и выплат по линии социального обеспечения в структуре государственных расходов.

Германская модель – это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с  формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.

В Германии государству отведена регулирующая функция. При этом действует принцип: «как можно меньше государства, насколько это возможно, и столько государства, насколько это нужно».

Наемные работники и работодатели выступают как социальные партнеры, свободно и в основном благоразумно договариваются о размерах заработной платы, продолжительности рабочего времени и отпусков, о других условиях труда.

Одновременно действует разветвленная система социальной защиты: выплаты заболевшим, инвалидам, безработным; помощь тем, кто пострадал от банкротства своего предприятия или осваивает новую профессию; пособия на детей, малоимущим, жертвам войны. К концу ХХ века социальные расходы в ФРГ оказались даже слишком высокими, и менее трудолюбивая часть немцев начала ими злоупотреблять.18

Функционирование данной модели создает правовые и социальные рыночные условия для экономической инициативы. Они воплощаются в социальном равенстве граждан – равенстве прав, стартовых условий и правовой защиты. Важнейшая задача государства при этом – обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальным равенством.

Таким образом, для германской модели социально-ориентированной рыночной экономики характерны следующие основные черты:

—       смешанная экономика характеризуется более или менее значительным государственным сектором;

—       осуществляется государственное регулирование не только макроэкономических процессов, но и отдельных сфер деятельности хозяйствующих субъектов;

—       социальная ориентация экономики, существенный патернализм (отеческое отношение) государства реализуется по отношению ко всем членам общества, обеспечивая таким путем гарантии определенного уровня удовлетворения потребностей населения в услугах здравоохранения, образования, культуры, в жилье;

—       направленность регулирования на поддержание свободной конкуренции, уменьшение концентрации капиталов в немногих руках, создание новых хозяйственных единиц;

—       регулирование занятости населения с ориентацией на минимизацию безработицы;

—       большой удельный вес госбюджета в ВВП (хотя ФРГ находится в середине развитых капиталистических стран по этому показателю);

—       регулирование экономики в основном через кредитно-денежную политику, а не бюджетно-финансовую.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения путем высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональной социализации», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующий на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни – на государство.

Источник: https://www.myunivercity.ru/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%85%D0%BE%D0%B7%D1%8F%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:_%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%82%D1%8B_%D0%B8_%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5/390343_3125812_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B02.html

§ 3. Основные модели становления и развития рыночного хозяйства

§ 3. Основные модели становления и развития рыночного хозяйства

Современная рыночная экономика представляет сложную систему хозяйствования, в

которой тесно взаимодействуют постоянно изменяющиеся рыночные закономерности и

многочисленные регулирующие институты, в первую очередь государственные. Но путь

к такой системе хозяйствования долог и сложен. Становление рынков и рыночных

хозяйств в различных странах происходило по-разному. Условно можно выделить

несколько основных моделей этого процесса.

Модели развития рыночного хозяйства в развитых и развивающихся странах. Первая

модель характерна для Англии, Голландии, США. Для этих стран характерно

постепенное преобразование множества мелких раздробленных хозяйств в более

сложные структуры, общественное разделение труда, регулируемое преимущественно

рынком. Параллельно с этим формировались и совершенствовались многочисленные

общественные институты, правовые нормы и государственные учреждения,

обеспечивающие условия для эффективного функционирования рыночных отношений и в

то же время амортизирующие их негативные социальные последствия. Так,

принимаются законы об охране труда, ограничении продолжительности рабочего дня,

минимальных заработках. Вводятся в действие антитрестовское законодательство и

другие методы стимулирования конкуренции. Эволюционное развитие рынка

сопровождается расширением демократических свобод.

особенность этой модели — решающая роль рыночной конкуренции в

формировании хозяйственных структур и обеспечении их рентабельности. Любая же

форма государственного вмешательства по возможности сдерживается.

Функционирование этой модели облегчается тем, что передовые в научно-техническом

и производственном отношении страны во многом формируют мировое хозяйство,

поэтому имеют возможность за счет него смягчить часть своих социально-

экономических проблем.

Вторая модель характерна для относительно ранних периодов хозяйственного

развития политически независимых государств — Германии, Японии, Италии, отчасти

России до 1917 г. Эти страны с опозданием приступили к созданию собственной

промыш-; ленности и поэтому в мировом хозяйстве утверждали свои ции

Преимущественно нерыночными методами. •

§ 3. Основные модели становления и развития рыночного хозяйства 41

Формирование рыночных отношений в этих странах было подчинено не только погоне

за прибылью, но и общим национальным задачам, а экономической эффективности,

конкуренции, рынку придавалось ограниченное, подчиненное значение. Зато

руководящее воздействие на основные направления развития хозяйства оказывало

государство, поддерживающее предпринимательскую деятельность субсидиями,

налоговыми льготами, государственными заказами. Следовательно, для этой модели

характерно переплетение чисто рыночных отношений с косвенными методами

государственного регулирования экономики, а нередко даже преобладание последних.

После второй мировой войны в Германии и Японии создаются условия для активного

функционирования рыночного механизма (проводится серьезная денежная реформа,

создаются основы антитрестовского законодательства). Эти послевоенные

преобразования обусловили последующие хозяйственные успехи этих стран,

формирования в них современной рыночной экономики.

Третья модель становления рыночной экономики характерна для развивающихся стран.

Как правило, рыночные отношения в эти страны привносились извне, порождая

однобокое, зависимое развитие. С завоеванием политической независимости в

странах Азии, Африки и Латинской Америки были предприняты усилия по приобретению

экономической самостоятельности и созданию собственной производственной базы. Но

в условиях отсталых, низкопроизводительных хозяйств и ограниченности ресурсов

попытки сформировать внутренние рынки, протекционистски вытесняя товары и подчас

капиталы, могли увенчаться успехом только при активном участии государства.

Мобилизация крупных накоплений, налаживание сети инфраструктуры, освоение

передовых технологий, с одной стороны, и борьба с нищетой и бесправием

значительной части населения, с другой, — вот сложный комплекс экономических и

социальных проблем, который сопутствует развитию рынка в развивающихся странах.

В таких условиях стало необходимостью широкомасштабное и активное корректирующее

вмешательство государства в экономику.

Таким образом, исторический опыт формирования рыночной экономики в развитых и

развивающихся странах — это длительный процесс, в ходе которого постоянно

происходят изменения во всех сферах общественной жизни. В результате

существенных различий исторических, природных, социально-политических,

экономических, культурных и национальных условий конкретные рынки и

хозяйственный механизм развитых стран отличаются большим разнообразием. Не

одинаковы порожденные рынком системы мотивации, критерии эффективности,

производственные и организационно-управленческие структуры, хозяйственные

пропорции, уровни технического оснащения и производительности труда. Большие

различия наблюдаются в характере и социально-экономических последствиях

функционирования рынка в развитых и разви-

42

Глава 2. Основы рыночного хозяйства

вающихся странах; в странах с более равномерным распределением доходов и странах

с большим имущественным неравенством; в условиях высокоразвитой банковско-

кредитной системы или при наличии широкого бюджетного финансирования; в странах

с выЦ>;' соким и низким уровнем правосознания. Неизбежность появлений* множества

разновидностей рыночных отношений связана и с раз* личными вариантами

государственной экономической политики.

Современный рынок. Становление рыночных отношений в разных странах

модифицировало и сам рынок. Современный рынок качественно отличается от рынка

ранних стадий его развития. В основе рынка всегда лежит конкуренция. В

современных странах с развитой рыночной экономикой сложилась и преобладает

олиго-полистическая конкуренция, когда в рамках отрасли господствуют два-четыре

соперничающих друг с другом крупных объединения. Олигополистические объединения

имеют возможность влиять на структуру и формы рыночных отношений.

Переход на интенсивный тип развития вызвал новые изменения в рынке. Резко

усиливается дифференциация спроса и предложения большинства товаров и услуг по

их качеству. Большое внимание уделяется конкретным потребительским свойствам

продукции, основной упор переносится со снижения издержек на качественные

показатели. Само качество товара все больше зависит от человеческого фактора —

от квалификации, добросовестности, ответственности производителя, его

способности обеспечить гибкость и маневренность производства. В то же время

увеличивается число производителей, которые выходят на рынок не с готовой

продукцией для конкретного покупателя, а со своей способностью качественно

выполнять заказ.

Важнейшим элементом функционирования современного рынка является экономическая

деятельность государства, масштабы которой в развитых странах велики.

Государство регулирует социально-экономические процессы с помощью богатого

арсенала экономических и административных мер.

В целом основной задачей государственного регулирования в настоящее время

становится повышение конкурентоспособности и эффективности производства, а

важнейшей функцией государства — защита качественных параметров

жизнедеятельности общества. Среди них: обеспечение соблюдения договорных

обязательств, повышение ответственности за соответствие качества продукции

декларируемым характеристикам, ужесточение норм охраны окружающей среды или

безопасности продукции для здоровья населения. Расширяется круг действий

государства по упрочению мирохозяйственных позиций различных стран. При

разработке государственной экономической политики главное внимание уделяется

раннему выявлению назревающих проблем и оперативному реагированию на них.

Укрепляется информационно-аналитическая база государственной экономической и

социальной политики.

§ 3. Основные модели становления и развития рыночного хозяйства 43

Изменения в современном рыночном механизме свидетельствуют о том, что элементы

стихийности сокращаются, фактор же сознательного воздействия на экономические

процессы возрастает, причем как на уровне отдельной фирмы, так и на уровне

государства. В этих условиях весь ход экономического развития зависит не только

от саморегулирующегося рынка, но и от качества экономического анализа, механизма

принятия решений, квалификации управления на всех уровнях.

Особенности становления рыночных отношений в России. Модель развития рыночного

хозяйства в России должна учитывать, с одной стороны, современные характеристики

рынка, с другой стороны, особые исторические условия страны.

Длительное время в отечественной экономической науке отвергались товарно-

денежные отношения и соответствующие им формы собственности, а практика развития

национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. Это

определило низкую экономическую эффективность и техническую отсталость

хозяйственных структур, с одной стороны, и опосредованность множества

взаимосвязей специализированных предприятий административными командами (не

рынком), с другой стороны.

Еще одна особенность отечественных условий — разрушение натурального и

полунатурального хозяйства, которое, как показывает опыт развитых стран, служит

своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления

рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия).

Становление рыночных отношений в нашей стране осложняется и тем, что речь идет о

крупномасштабном рынке (по территории, по населению) с огромными различиями в

уровнях хозяйственного развития, в производительности труда, в распределении

доходов и др.

В этих условиях важно знать не только, что такое рынок, но и плюсы и минусы

рыночного механизма. Это позволит соединить сложнейшую проблему развития

рыночных отношений с разносторонней программой социальной защиты населения от

тягот перехода к новому хозяйственному механизму.

Развитие рыночного механизма в нашей стране невозможно без активной роли

государства, огромный опыт функционирования которого у нас имеется. Современная

рыночная экономика — это регулируемая экономика, и государству принадлежит

функция активного воздействия на рыночные процессы. Экономическая политика

государства способна поставить границы коммерческой деятельности, поскольку

функционирование не всех областей хозяйства подчинено цели извлечения прибыли

(фундаментальная наука, культура, образование).

Переход к рыночным отношениям не может быть равномерным во всех сферах

хозяйства. Больше времени он займет в промышленности и меньше в таких отраслях,

как сельское хозяйство, строительство и торговля.

44

Глава 2. Основы рыночного хозяйства

Для успешного перехода к рыночному типу хозяйствования необходима эффективная

хозяйственная деятельность, так как ни один регион не может существовать без

правовой основы. Причем эта деятельность должна базироваться на рациональных

экономических подходах, ибо одними законами нельзя сломать старый

административный механизм, требуются серьезные преобразования в самих

хозяйственных структурах.

Знание основ рыночной экономики и содействие формированию и развитию новых

рыночных форм хозяйственной деятельности с учетом отечественных условий помогут

выработать и реализовать на практике российскую модель становления рынка.

Контрольные вопросы:

1. Какие типы общественного разделения труда Вы знаете?

2. Как реализуется частная собственность? Покажите эволюцию частной

собственности.

3. Как Вы понимаете экономическую обособленность субъектов рыночной экономики?

В чем состоит их экономическая свобода и ответственность?

4. Всякие ли блага в рыночной экономике выступают как товар?

5. Какие свойства товара отмечает теория трудовой стоимости?

6. Приведите формулу товарно-денежного обращения. Чем отличается бартер от

случайного товарного обмена?

7. Что такое деньги и каковы их функции?

8. В чем состоит особенность всеобщего эквивалента в современных условиях?

9. Назовите основные проблемы отечественной экономики, учет которых позволяет

выработать и реализовать на практике российскую модель становления рыночного

хозяйства.

Источник: https://sci-book.com/ekonomicheskaya-teoriya/osnovnyie-modeli-stanovleniya-razvitiya-85016.html

Refpoeconom
Добавить комментарий