§ 3. МЕТОДОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Методология экономической теории. Методы экономических исследований

§ 3. МЕТОДОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Методология определяет способы получения научных знаний и пути построения научной теории. Она проявляется как способность мыслить научными категориями и понятиями, обнаруживается как технология теоретического мышления.

Методология науки включает:

а) совокупность методов познания;

б) теоретическую основу науки;

в) историю развития собственной методологии.

Методологияэкономической теории – это общий подход к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единая философская основа.

В методологии экономической науки выделяют несколько подходов. При субъективистском подходе рассматривается хозяйствующий субъект, воздействующий на внешнюю среду. В этом случает экономическая теория изучает выбор, сделанный данным хозяйствующим субъектом.

Рационалистический подход опирается на положение о рациональном поведении субъектов экономической деятельности, каждый из которых стремится получить пользу (например, фирмы стремятся максимизировать свои прибыли; потребители стремятся распорядиться своим доходом таким образом, чтобы извлечь из него максимальную полезность). В этом случае экономическая теория изучает не само поведение экономических субъектов, а законы, регулирующие это поведение. Диалектико-материалистический подход исходит из того, что все экономические процессы и явления находятся в движении. Поэтому в данном случае экономическая наука решает возникающие перед ней проблемы, опираясь на эмпирический позитивизм (опыт). При неопозитивистско-эмпирическом подходе тщательно изучаются экономические процессы и явления. В данном случае экономическая наука широко применяет технический инструментарий исследования.

Между методологией науки и ее методами существует значительная разница. Слово «метод» в переводе с греческого означает путь к чему-либо. Методы — инструменты, приемы исследования, применяемые наукой. Когда говорят о методах науки, то под этим понимают, каким образом она изучает свой предмет. Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания.

– Метод абстракции предполагает отвлечение исследователя от всего второстепенного в исследуемом явлении, чтобы полнее сосредоточиться на сущностных характеристиках. Таким образом, возникают абстрактные понятия: производство вообще, товар, потребности и т.д.

При помощи абстрактного мышления происходит раскрытие сущностных экономических явлений, что влечет за собой появление логических понятий.

Логические понятия, отражающие наиболее существенные стороны экономической жизни общества, называются экономическими категориями.

– Наблюдение и сбор фактов. Прежде чем теория может стать основой для принятия решений в экономической политике, необходимо собрать данные, касающиеся экономической проблемы.

– Анализ – это мысленное разложение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей отдельно. Неправильно проведенный анализ может превратить конкретное в абстрактное, умертвить живое.

— Синтез. Это изучение объекта в целом. Например определение показателя себестоимости продукции: как сумму всех затрат. Экономическая теория делится на микроэкономику (фирма, цена, рынок) и макроэкономику (экономика страны, мира).

Недостатки анализа в образовании понятий в какой-то мере снимаются с помощью синтеза (сложения). Анализ и синтез – взаимодополняющие друг друга методы. Однако ни анализ, ни синтез не раскрывают внутренние противоречия предмета и, следовательно, не отражают самодвижения, развития анализируемого объекта.

–Нормативный и позитивный анализ. Позитивный анализ предполагает объяснение и прогнозирование экономических явлений, а нормативный предлагает ответы на вопрос, как должно быть. Например: позитивный анализ – США богаче, чем Россия, а нормативный анализ – необходимо сократить денежную массу в стране, чтобы снизить инфляцию.

– Метод индукции и дедукции. Путем индукции обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция дает возможность из общих выводов сделать частные заключения. Оба метода применяются в логическом единстве.

– Сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов. Оно широко используется при систематизации и классификации понятий, т.к. позволяет соотнести неизвестное с известным, выразить новое через имеющиеся понятия и категории.

– Аналогия – это метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное.

– Проблема – это четко сформулированный вопрос или комплекс вопросов, возникший в процессе познания. Постановка проблемы возможна до начала исследования, в ходе исследования и при его завершении. Если проблемы сформулированы до начала исследования, такие проблемы называются явными, если нет – то неявными.

Методы решения проблемы могут быть известны заранее, а могут быть найдены в процессе работы. Научная теория состоит из ядра и защитного пояса. Ядро включает наиболее фундаментальные положения теории; защитный пояс образуют вспомогательные гипотезы, которые конкретизируют теорию, расширяя область ее применения.

Доказанные гипотезы сливаются с ядром, недоказанные служат объектом полемики с оппонентами, защищая ядро теории.

Например, ядром марксизма являются трудовая теория стоимости, теория прибавочной стоимости, всеобщий закон капиталистического накопления, а их защитным поясом – закон тенденции нормы прибыли к понижению.

– Под доказательством в формальной логике понимается обоснование истинности одной мысли с помощью других. Формальная логика предлагает универсальную структуру доказательства.

Она состоит из тезиса, оснований доказательства (аргументов) и способа доказательства (демонстрации). Существуют различные виды доказательств.

В зависимости от целей выделяют доказательства истинности и ложности (опровержение); в зависимости от способа доказательства – прямые и косвенные, теоретические и эмпирические.

– Математические методы позволяют выявить количественную сторону явлений.

– Статистические методы отражают экономические явления в цифровых значениях.

– Метод экономико-математического моделирования получил широкое распространение в XX в.

Модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется его объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования.

Создание модели связано с потерей части информации. Это позволяет абстрагироваться от второстепенных элементов, сконцентрировать внимание на главных элементах системы и их взаимосвязи.

При этом в моделях используются определенные допущения. Допустим, что цена на мебель выросла, а на все остальные товары, сырье и ресурсы осталась прежней.

В таком случае данная ситуация приведет к росту прибылей производителей только мебельной отрасли. Однако в реальном мире такая «чистота» эксперимента недостижима.

Поэтому экономисты, изучающие рынок мебели принимают за возможность наличия «прочих равных условий».

В качестве примера одной из экономических моделей можно привести модель рационального потребителя. Рациональный потребитель стремится купить товары с максимальной пользой для себя. Он будет абсолютно уверен в необходимости любой покупки, т. к. неоднократно оценит свою потребность в этой покупке.

Другим простейшим видом экономико-математического моделирования является моделирование в двумерном пространстве при помощи графиков. Большая опасность данного метода кроется в возможном отрыве модели от жизни. Необходимо помнить что модель – это упрощение того «что есть», а не того, как «должно быть».

Эксперимент– постановка и проведение научного опыта на практике в контролируемых условиях. Например, в рамках группы работников отрабатывается новая система оплаты труда и т. д.

Эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического изменения.

Эксперименты могут проводиться как на микро-, так и на макроуровне, как в условиях рыночной экономики, так и вне ее.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_252154_metodologiya-ekonomicheskoy-teorii-metodi-ekonomicheskih-issledovaniy.html

Методы экономического исследования

§ 3. МЕТОДОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Экономические законы и их классификация, экономические категории

4. Методы экономического исследования.

Слово «метод» (от греч. «methodas») буквально означает: «путь к чему-то», «путь познания» (или исследования).

В самом общем философском смысле оно означает способ познания как определенную совокупность или систему приемов и процедур с целью мысленного воспроизведения изучаемого предмета.

Поэтому применительно к экономической теории понятие «метод» — это путь познания системы экономических отношений в их взаимодействии с развитием производительных сил, путь мысленного воспроизведения.

Система приемов не может быть произвольной. Она должна согласовываться с объективными законами развития самой действительности. Эту задачу призвана решать методология как наука о системе приемов, способов познания и преобразования мира. Название «методология» (от греч.

«methodas» и «logos») буквально переводится как учение о методах.

Поскольку объективными законами развития действительности выступают, прежде всего, законы диалектики, отражающие закономерности развития природы, общества и человеческого мышления, то диалектический метод является гносеологическим инструментарием и логическим отражением всей диалектики.

В то же время в рамках данного метода должен быть учтен субъективный элемент, так как объектом экономического анализа становится поведение людей, а следовательно, человеческая деятельность. К важнейшим категориям такого подхода относятся потребности, интересы, цели, мотивы поведения человека, полезность, потребительная стоимость товаров и услуг'.

Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория применяет ряд общенаучных методов познания, то есть таких приемов, которые используют и другие общественные и естественные науки. Важнейшими из них для сферы экономики являются следующие девять (рис. 1).

Наблюдение и сбор фактов
Эксперимент
Моделирование
Метод научных абстракций
Анализ и синтез
Системный подход
Индукция и дедукция
Исторический и логический методы
Графический метод

Рис. 1. Основные методы экономических исследований.

Рассмотрим данные методы. Так, очевидно, что наблюдение (то есть преднамеренное, целенаправленное восприятие экономических явлений, процессов в их реальном виде) и сбор фактов, происходящих в действительности. Именно благодаря этому можно, скажем, проследить, как изменились товарные цены за тот или иной период, как возросли объемы производства, торговли и прибылей предприятия.

В отличие от этого эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставится в специально созданные и контролируемые условия. Например, чтобы проверить эффективность новой системы оплаты труда, проводят ее пробные испытания в рамках той или иной группы работников.

Активно используется и такой метод, как моделирование.

Оно предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образу – модели (от латинского modulus – мера, образец), которая замещает сам объект исследования.

Особенно эффективно моделирование на компьютерах, позволяющее, скажем, просчитать наиболее рациональный вариант хозяйственных связей того или иного предприятия, города, региона, страны с их партнерами.

Метод научных абстракций, или абстрагирование, — это особый мыслительный прием, позволяющий формулировать те или иные отвлеченные понятия – так называемые абстракции, или категории. Люди в своей повседневности используют великое множество разнообразных абстракций на каждом шагу, даже не задумываясь об этом.

Метод научных абстракции, предполагающий отказ от анализа поверхностных, несущественных сторон явления с целью раскрытия его внутренних, существенных, устойчивых и всеобщих связей, выявления действительной тенденции движения. Результатом применения этого метода становится «выведение» (обоснование) экономических категорий.

Абстракция позволяет отразить в идеальной форме содержание, которое уже заложено в изучаемых явлениях. Чем более содержательные и емкие абстракции (в виде категорий, дефиниций, понятий) вырабатывает экономическая теория, тем полнее и точнее они отражают действительность, тем эффективнее их использование как инструмента познания.

Не менее важным аспектом данного метода познания выступает необходимость селективного рассмотрения экономических явлений или процессов под определенным углом зрения при одновременном игнорировании всех других свойств.

Так, при исследовании структуры общественного способа производства производительные силы рассматриваются в качестве его вещественного содержания, производственные отношения — в качестве общественной формы, а технико-технологическая сторона производительных сил (технологический строй производства) в этом случае опускается.

Чтобы абстракция была научной, необходимо определить границы абстрагирования, доказать, что рассмотрение экономического явления или процесса в определенном аспекте или под определенным углом зрения не изменяет их внутренней сущности, законы развития и функционирования.

 Методы анализа и синтеза предполагают изучение социально-экономических явлений как по частям – это анализ (от греческого analysis – разложение, расчленение), так и в целом – синтез (от греческого synthesis – соединение, сочетание, составление). Например, сопоставление экономических показателей работы отдельных шахт – это анализ, а определение общеотраслевых результатов хозяйствования всей угольной промышленности России – синтез (рис. 2).

Рис. 2. Понятия анализа и синтеза

Благодаря сочетанию методов анализа и синтеза обеспечивается системный, комплексный подход к сложным (многоэлементным) объектам исследования.

Такие объекты (системы) рассматриваются как комплекс взаимосвязанных частей (подсистем) единого целого, а не как механическое соединение каких-то разрозненных элементов.

Важность комплексного подхода обусловлена тем, что вся экономика по существу состоит из множества больших и малых систем (народное хозяйство – из отраслей, отрасли – из предприятий, предприятия – из цехов, стоимость товара – из элементов затрат, рынок – из многих секторов, ниш, участников и т.д.).

С методом анализа и синтеза логически связано деление экономической теории на микро- и макроэкономику (от греческого mikros – малый и makros — большой), которые предполагают два разных уровня рассмотрения хозяйственных систем (рис. 3).

Рис. 3. Два уровня (две сферы) экономических исследований.

Так, микроэкономика имеет дело с отдельными элементами (частями) этих систем. Она изучает:

а) такие обособленные экономические единицы, как отрасль, предприятие, домашнее хозяйство;

б) отдельные рынки (например, рынок зерна);

в) производство, сбыт или цену конкретного продукта и т.п.

Микроэкономический подход, таким образом, близок к методу анализа.

В отличие от этого макроэкономика исследует хозяйственные системы в целом, или так называемые агрегаты (от латинского aggregatus — присоединенный), то есть совокупности экономических единиц.

К таким агрегатам относятся мировая экономика, национальное хозяйство, а также крупные подразделения последнего – государственный сектор, домохозяйства (взятые в совокупности), частный сектор и пр.

Макроэкономика, базируясь на методе синтеза, оперирует обобщающими, или агрегатными, показателями типа: валовой объем продукции, национальный доход, суммарные расходы. Кроме того в макроэкономическую сферу входит и рассмотрение общих понятий – стоимость, рынок, бюджет, налоги и т.д.

Деление экономической науки на микро- и макросферы не следует абсолютизировать. Они тесно взаимосвязаны. Многие проблемы вторгаются в об сферы, хотя и на разных уровнях обобщения. Куда, к примеру, отнести вопросы прибыли? Ведь чтобы сравнить доходы двух конкретных заводов (микроэкономика), надо использовать общее понятие прибыли, а его вырабатывает макроэкономика.

Индукция и дедукция являют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения. Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу – это индукция (от латинского inductio — наведение), или обобщение. Оно позволяет нам, по выражению Достоевского, «собрать свои мысли в точку».

А рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией (от латинского deductio — выведение). Следовательно, смысл индукции и дедукции вытекает из самой этимологии этих слов. Так, факты увеличение роста цен на молоко, хлеб, овощи и пр. наводят на мысль о росте дороговизны в стране (индукция).

Из общего же положения о растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому продукту (дедукция).

Исторический и логический методы (или подходы) тоже применяются в единстве. Здесь подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности сопровождаются логическими обобщениями, то есть оценкой этих процессов в целом и общими выводами.

Например, детальное исследование конкретного хода и особенностей строительства социализма в ХХ веке в разных обществах – это исторический подход. А выводы на его основе (о неэффективности экономики в соцстранах, о повседневной утрате стимулов к труду, о товарных дефицитах и пр.

) – подход логический.

Наконец, весьма широкое применение в экономических науках имеет графический метод (от греческого grapho – пишу, черчу, рисую).

Он отображает хозяйственные процессы и явления с помощью различных систем, таблиц, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.

Так, график зримо демонстрирует зависимость тех или иных величин друг от друга, отражая, скажем, связь между ценами на билеты и числом театральных зрителей (рис. 4).

Рис. 4. График зависимости числа театральных зрителей от цен на билеты. Нетрудно видеть, что здесь имеет место обратно пропорциональная (или отрицательная) связь: чем выше цены, тем меньше зрителей. Это обуславливает нисходящий характер кривой. В других случаях мы встретим прямо пропорциональные (или положительные) зависимости, которые на графике выглядят уже восходящими линиями (например, с ростом сбыта продукции доходы предприятия тоже растут).

Заключение

Во всех определениях экономической науки со стороны известных и малоизвестных экономистов красной нитью проходит мысль о экономической жизнедеятельности человека или общества в целом, его организационных и управленческих основах, определяющих эффективность производства как основы предмета этой науки.

Однако расширенное толкование указанного предмета ведет к тому, что экономическая наука включает в себя всю совокупность функционирования как отдельного производственного звена — предприятия, фирмы (микроуровень), так и всего национального или интернационального хозяйства (макроуровень).

Можно было ожидать, что наука, имеющая дело со столь важными для благосостояния человечества вопросами, привлечет к себе внимание многих талантливейших мыслителей каждой эпохи и окажется теперь на подступах к полной зрелости. Но в действительности число ученых-экономистов было всегда невелико по сравнению со сложностью проблем, которые этой науке надлежало решать, и в результате она все еще пребывает почти в младенческом состоянии.

Одна из причин того заключается в недооценке воздействия экономической науки на достижение высшего благосостояния человека. В самом деле, наука, предметом изучения которой является богатство, часто представляется многим исследователям на первый взгляд отталкивающей, ибо те, кто больше всего делает для расширения границ познания, редко пекутся о приобретении богатства ради него самого.

Рассмотренные понятия и категории, отражающие систему производственных отношений, содержат в себе прочные взаимосвязи между собой. Каждая сторона этих взаимосвязей характеризуется своими особенностями, своими закономерностями.

Поэтому для производства характерен один закон, для обмена и распределения другие, для потребления и накопления свои законы и закономерности.

Их взаимодействия остаются объективными также, как и то, что объективными остаются и сами эти отношения: производство, распределение и т.д.

Список использованной литературы.

1.  Борисов Е.Ф. Волков Ф.М. Основы экономической теории. М. Высшая школа. 1993.

2.  Нуриев Р.М. Основы экономической теории. Микроэкономика. Учебник для вузов. М. Высшая школа. 1996.

3.  Рохлин Э. Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков вводимых ресурсов. М. «Наука», 1996 г.

Экономические законы и их классификация, экономические категории

… стоимости как об основном законе. Практика развития мировой цивилизации не подтвердила воплощение этих целей и привела к обратным (отрицательным) результатам.

Из общего анализа предмета экономической теории, увеличения производства при ограниченных ресурсах формируются цели по удовлетворению потребностей и социализации общественно-экономической жизни.

Это: • стабильный рост поступательного …

… раскрывающей законы хозяйствования, с Экономиксом, ставящим в центр внимания принципы, проблемы, политику эффективности функционирования хозяйства, прежде всего с точки зрения получения доходов. 2.

Функции экономической теории Экономической теории, как и любой науке, свойственна теоретико-познавательная функция. Она объясняет закономерности, процессы и явления экономической жизни общества. …

… действительно сохраняются неизменными или практически неизменными. В этом случает предполагаемую связь между двумя переменными ученый может подвергнуть эмпирической проверке.

Однако экономическая теория — не лабораторная, не экспериментальная наука. Такой точности, как, скажем, в космических исследованиях, в экономическом анализе достичь невозможно.

Осуществляемый экономистом процесс эмпирической …

… таких размеров и форм, которые не сбивают нормальной работы механизма рынка, т. е. граница разумного воздействия. 47. Теоретические концепции регулирования национального производства.  В экономической теории сложились три концепции государственного вмешательства в рыночную экономику: 1.   классическая концепция (А.Смитт, Д.Рикардо) она отражает теорию саморегулирования экономики …

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/176882/3

§ 3. Методология экономических исследований

§ 3. МЕТОДОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Методология -учение о способах научного исследования.Знакомиться с этим учением мы начнемпутем сравнения двух типов экономическогомышления.

Типы экономическогомышления.

Экономика — такаяобласть жизни общества, с которойсталкиваются все люди. Каждый с детствачто-то узнает из повседневной практикии постоянно расширяет свой кругозор.

Таким способом формируется обыденноеэкономическое мышление.

Поскольку оноотражает непосредственные жизненныенаблюдения человека, то у негр складываетсятвердое убеждение: то, что он увидел, иесть единственно верное представлениеоб экономическом мышлении.

Действительно,обыденное мышление способно подметитьи обобщить многие существенные и типичныечерты хозяйствования. Именно таквозникают ориентиры, правила поведениялюдей в области хозяйственной деятельности.

Исходя из здравого смысла с древнейшихвремен строилось всеобщее экономическоеобучение в его простейшем и своеобразномвиде — в форме образцов народной мудрости(пословиц, поговорок, сказаний).

Вот,например, какие наставления начинающемуторговцу содержатся в китайскихпословицах:

не бойся, что незнаешь товара: надо только сравнить егос другим;

в лесу не торгуютдровами, на берегу озера — рыбой;

продавец тыквы неговорит, что тыква горькая, продавецвина не говорит, что вино разбавленное.

Особенностьюобыденного мышления является егосубъективный характер, ибо в немпроявляется индивидуальная экономическаяпсихология. Столь узкое осознаниехозяйственной действительности неспособно предотвратить ошибки изаблуждения, порождаемые слабойосведомленностью человека в экономике,незнанием способов рационального,научно обоснованного хозяйствования.

В отличие отобыденного научное экономическоемышление стремится выяснить объективнуюистину. То есть отразить внешний миртаким, каким он существует в действительности- вне зависимости от чьих либо мнений ижеланий. Углубленное понимание реальныхсобытий дает силу ориентировки вхозяйственной деятельности.

Обыденное мышлениеосновывается на отрывочных и, какправило, односторонних сведениях обэкономике, что естественно дляограниченного кругозора одного человека.

Не зная всех сторон и подлинных масштабовхозяйственных процессов, можно легкопридать имеющимся сведениям всеобщийхарактер. Таким образом допускаетсяошибка, когда часть какого-то явления,вещи воспринимается как целое, илислучайное явление — за постоянноесобытие.

Например, тот, кто купил акцииобанкротившейся фирмы, может убеждатьдругих в том, что не следует доверятьакционерным обществам. Научное жемышление отражает экономику всестороннеи в ее целостности, стремится увидетьвсю панораму событий.

И тогда появляетсявозможность понять: то, что хорошо ивыгодно при определенных условияхотдельному хозяйству, может быть плохои убыточно для общества, и наоборот.

В обыденном мышлениисобытия хозяйственной жизни отражаютсяповерхностно — так, как их можнонепосредственно созерцать. Положим,покупатель заметил на рынке, что ценатовара во многом зависит от измененияспроса покупателей и предложенияпродавцов. На каком уровне установитсяцена, если спрос и предложениеуравновесятся? Чтобы ответить на этотвопрос, надо знать законы рыночнойэкономики.

Экономическаятеория стремится проникнуть за покроввнешней видимости хозяйственных явленийи обнаруживает сущность — их внутреннеесодержание. Однако для этого надо всовершенстве владеть всей совокупностьюспособов и приемов, применяемых длянаучного познания экономическихотношений.

Арсенал научныхметодов.

Во всякой наукеиспользуется определенная сумма методовисследования.

Эти методы подразделяютсяна: всеобщие (философские), вооружающиевсе области познания, например,метафизический и диалектический методы,общенаучные — исторический, логический,математический и др.

и специфические -для каждой отрасли науки. В экономическойтеории применяются два противоположныхфилософских метода — метафизика идиалектика.

Метафизикарассматривает все явления разрозненно,в состоянии покоя и неизменяемости.Такой подход к изучению экономикидопускается в тех случаях, когдаприходится тщательно анализироватькакой-то элемент системы в отдельностиили выяснять внутреннюю структурухозяйственных отношений, не принимаяв расчет любые их изменения.

Так, основоположникамериканской школы политической экономииДж.

Кларк в книге «Распределениебогатства» впервые рассмотрелсостояние техники, технологии, организациипроизводства и распределения доходовобщества в статике (неизменном виде) ив динамике (под воздействием прогрессивныхперемен).

' Подобным же образом мы поступилив первой теме данного курса, когдаразбирали факторы производства (статика)и производственные возможности, стадииразвития производства (динамика).

Экономическаятеория полнее отражает действительность,если берет на вооружение диалектику -учение о наиболее общих закономерностяхстановления и развития всех явленийприроды, общества и мышления. Выдающийсянемецкий философ Георг Гегель (1770-1831гг.

) — создатель систематической теориидиалектики — центральное место в этойтеории отводил противоречию. Последнееон рассматривал как единствовзаимоисключающих и одновременновзаимнопредполагающих друг другапротивоположностей. Противоречие Г.Гегель оценивал как «мотор», каквнутренний импульс всякого развития.

Это, разумеется, в полной мере относитсяи к экономике.

При изучениихозяйственных процессов авторы, например,Экономикс констатируют наличиепротиворечий в современной

' См.: КларкДж.Б.Распределение богатства. Пер. с англ.М.: 1992. С. 46-48.

рыночной системе,в управлении всей экономикой и в другихобластях хозяйственной деятельности.Так, профессора К.Макконнелл и С.Брюпишут в экономике: «Не существуетэкономических систем без слабостей инедостатков».

1 В частности, онидоказывают и необходимость, и»несостоятельность» государственногосектора экономики, приводят аргументыв пользу равенства в распределениидоходов и против равенства, а такжевыставляют аргументы «за» рынок и»против» рынка.

Диалектическийметод отражает не только противоречия,но и неотрывность и единствопротивоположностей. Это позволяет напрактике объединять в целостностьказалось бы несоединимые стороныявления. Поэтому в хозяйственнойдеятельности возникают различные формы,позволяющие находить компромисс(соглашение между различными сторонами,достигаемое путем уступок).

Важную роль визучении экономики играют общенаучныеметоды. В их числе — исторический метод,который позволяет рассматриватьхозяйственные системы последовательноих историческому развитию. Такой подходпомогает конкретно и наглядно представитьвсе особенности каждой системы на разныхэтапах ее исторического развития.

Исторический методв наибольшей мере применяла классическаяполитическая экономия, особенномарксистская теория. Неоклассикипервоначально по существу полностьюотказались от исторического рассмотренияэкономики. Причем фактически достигнутоев XIX в.

состояние хозяйства освещалоськак изначальное для человечества, что,конечно, противоречит данным историческойнауки.

Однако кейнсианская революцияпо существу заставила всех принять вовнимание факт, что экономические принципыи законы по-разному действуют в зависимостиот фактора времени (в краткосрочном идолгосрочном периодах).

В послевоенныйпериод (с 40-х — 50-х годов) многие хозяйственныеотношения стали анализироваться сучетом развития форм регулированиянационального хозяйства, перемен всостоянии рынка, в соотношении конкуренциии монополии, в антимонопольномзаконодательстве и др.

Однако историческийподход к анализу хозяйственнойдеятельности таит в себе существенныенедостатки. Обилие описательногоматериала и частных историческихподробностей мо

«МакконнеллК.Р., Брю С.Л. Экономикс. T.I. C.16.

жет затруднятьсерьезное теоретическое изучениеэкономики. Подобным путем не удаетсячетко выявить типические черты системпроизводства. Преодолеть эти недостаткипомогает логический метод.

Логический методпозволяет применить законы и формыправильного мышления. Это служитнепременным условием достиженияистинности высказываемых положений ивыводов.

Использованиелогического метода помогает глубжепонять причинно-следственные зависимостив экономике. Люди не всегда замечают,что между хозяйственными процессамисуществуют определенные объективныесвязи.

Последние изменяются по времении в пространстве с естественнойпоследовательностью, которую можноназвать объективной логикой (внутреннейзакономерностью развития хозяйственныхявлений).

Если, скажем, по какой-то причинеприостанавливается добыча нефти, тоэто с неизбежностью влечет за собоймножество нежелательных последствий:прекращают работать нефтеперерабатывающиезаводы, предприятия нефтехимии, непроизводится моторное топливо, отключаютсятепловые электростанции и т.д.

Чтобы освободитьсяот стихийных сил хозяйственного развития,или, по крайней мере, уменьшить ихразрушительные последствия, экономическаянаука стремится как можно полнее иглубже познать объективную логикуэкономического развития в масштабекаждого предприятия, страны и всегомира. Полученные теоретические ипрактические выводы используются дляпрогнозирования и улучшения управленияхозяйством.

Рассмотрениекачественных признаков экономическихсистем дополняется изучением количественнойстороны хозяйственных процессов припомощи методов математики и статистики.В экономической теории широко применяютсяспециальные разделы данных наук:экономико-математические методы иэкономическая статистика.

Вся совокупностьнаучных методов позволяет выполнятьважную задачу — выявлять общие для всехизучаемых систем элементы и признаки,закономерности развития, а такжепоказывать различия между ними. На этойоснове во всех разделах курса экономическойтеории дается сравнительный анализосновных экономических систем,существующих в современном мире.

Настоящий курслекций построен в соответствии слогическим восхождением от простогоко все более сложному. Исходные Разделыпосвящены общим основам хозяйствованияи микроэкономике — отдельным семьям,предприятиям и хозяйственным объединениям.

Затем автор переходит к макроэкономике- системе национального хозяйства и,наконец, к глобальной экономике.

Такаяпоследовательность оправданасуществованием различных по своиммасштабам уровней развития экономическихотношений и свойственных им закономерностей.

Изучение общихоснов, присущих микро- и макроэкономике,мы начинаем с первого типа экономическихотношений.

РЕКОМЕНДУЕМАЯЛИТЕРАТУРА

Аникин А. АдамСмит. М.: 1968.

Антологияэкономической классики. Петти В., СмитА., Рикардо Д. М.: 1993.

Барр Р. Политическаяэкономия: В 2 тт. Пер. с фр. М.: 1995.

Блayг М. Экономическаямысль в ретроспективе. Пер. с англ. М.:1994.

Гэлбрейт Дж. К.Экономические теории и цели общества.Пер. с англ. М.: 1976.

Жид Ш., Рист. Ш.История экономических учений. Пер. сангл. М.: 1995.

Макконнелл К.Р.,Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемыи политика. В 2 т. Пер. с англ. T.I. Гл.1.

Маршалл А. Принципыэкономической науки. Пер. с англ. T.I,гл.1, 19. М.: 1993.

Самуэльсон П.А.Экономика. Пер. с англ. T.I. Гл.1, 19. М.:1993.

Селигмен Б. Основныетечения современной экономической мысли. Пер. с англ. М.: 1968.

Фмшер С., ДорнбушР., Шмалензи Р. Экономика. Пер.;с англ.М.: 1993.

Хейне П. Экономическийобраз мышления. Пер. с англ. Гл.1. М.: 1991.

ТЕМА З.

СОБСТВЕННОСТЬ ИСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Источник: https://studfile.net/preview/461016/page:6/

Вопрос 3. Методы экономических исследований

§ 3. МЕТОДОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В экономических процессах можно обнаружить два своеобразных слоя отношений между людьми. Первый из них — поверхностный, внешне видимый. Второй — внутренний, скрытый от наружного наблюдения.

Возьмем для примера заработную плату. Для всех вроде бы очевидно, что имеется в виду сумма денег, которую работодатель выдает работнику как вознаграждение за его труд. Однако в таком случае нельзя усмотреть существо заработка. Не ясно, чем определяется его величина, означает ли он полную оплату всего труда работника? Ответ на данные вопросы имеется в теме 10.

Изучение внешне видимых экономических отношений, естественно, доступно каждому человеку.

Поэтому уже с детства у людей складывается обыденное экономическое мышление, которое основано на непосредственном знании хозяйственной жизни.

Такое мышление, отличается субъективным характером, в котором проявляется индивидуальная психология человека. Оно ограничено личным кругозором человека, часто основывается на отрывочных и односторонних сведениях.

Экономическая теория стремится проникнуть за покров внешней видимости хозяйственных явлений и обнаружить сущность — их внутреннее содержание. Однако для этого надо в совершенстве владеть всей совокупностью способов и приемов, применяемых для научного познания экономических отношений.

Методы исследования подразделяются на: всеобщие (философские), вооружающие все области познания, например метафизический и диалектический методы, общенаучные — исторический, логический, математический и др. и специфические — для каждой отрасли науки.

В экономической теории применяются два, хотя и противоположных, но взаимосвязанных философских метода- метафизика и диалектика.

Метафизика рассматривает все явления разрозненно, в состоянии покоя и неизменяемости.

Это необходимо в тех случаях, когда анализируется какой-то элемент системы в отдельности или выясняется внутренняя структура хозяйственных отношений.

Так же мы поступим, например, при классификации типов собственности, форм хозяйствования, функций денег, типов рынков, форм заработной платы.

Экономическая теория полнее отражает действительность, когда берет на вооружение диалектику— учение о наиболее общих закономерностях становления и развития всех явлений природы, общества и мышления.

Немецкий философ Георг Гегель (1770- 1831)- создатель систематической теории диалектики- центральное место в этой теории отводил противоречию. Последнее он рассматривал как единство взаимоисключающих и одновременно взаимно предполагающих друг друга противоположностей.

Противоречие Гегель оценивал как «мотор», как внутренний импульс всякого развития. Это, разумеется, в полной мере относится и к экономике.

При изучении хозяйственных процессов авторы, например, экономикс признают наличие противоречий в разных областях хозяйственной деятельности. Так, профессора К. Макконнелл и М.

Брю пишут: «Не существует экономических систем без слабостей и недостатков»1.

Исходя из этого, они доказывают как необходимость, так и «несостоятельность» государственного сектора экономики, приводят доказательства в пользу равенства в распределении доходов и против равенства, выставляют аргументы «за» рынок и «против» рынка.

Диалектический метод отражает противоречия в их неразрывном единстве. Это позволяет на практике избежать односторонних и ошибочных решений, объединять в целостность, казалось бы, несоединимые стороны явления. Поэтому в хозяйственной деятельности возникают различные формы, позволяющие находить компромисс (соглашение между различными сторонами, достигаемое путем уступок).

Исторический метод, позволяет выяснить, как возникают и развиваются хозяйственные системы. Такой подход помогает конкретно и наглядно представить все особенности каждой системы на разных этапах ее исторического развития, в том числе отличительные черты современной экономики.

Экономическая теория и практика убедительно показывают, что полностью несостоятельны все попытки рассматривать экономику как нечто исторически неизменяющееся. Напротив, оказалось, что экономические принципы и законы по-разному действуют в зависимости от фактора времени (в краткосрочном и долгосрочном периодах).

В послевоенный период (с 40–50-х годов) многие хозяйственные отношения стали анализироваться с учетом развития форм регулирования национального хозяйства, перемен в состоянии рынка, соотношении конкуренции и монополии и др. Подобным путем не удается четко выявить типические черты систем производства.

Преодолеть эти недостатки помогает логический метод.

Логический метод позволяет применить законы и формы правильного мышления. С их помощью достигается истинность высказываемых суждений и умозаключений.

Логический метод помогает глубже понять причинно-следственные зависимости в экономике. Люди не всегда замечают, что между хозяйственными процессами существуют определенные объективные связи.

Последние изменяются во времени и в пространстве с естественной последовательностью, которую можно назвать объективной логикой (внутренней закономерностью развития хозяйственных явлений).

Если, скажем, по какой-то причине приостанавливается добыча нефти, то это с неизбежностью влечет за собой множество нежелательных последствий: прекращают работать нефтеперерабатывающие заводы, предприятия нефтехимии, не производится моторное топливо, отключаются тепловые электростанции и т. д.

Чтобы освободиться от стихийных сил хозяйственного развития или, по крайней мере, уменьшить их разрушительные последствия, экономическая наука стремиться как можно полнее и глубже познать объективную логику экономического развития в масштабе каждого предприятия, страны и всего мира. Полученные теоретические и практические выводы используются для прогнозирования и улучшения управления хозяйством.

Рассмотрение качественных признаков экономических систем дополняется изучением количественной стороны хозяйственных процессов при помощи методов математики и статистики. В экономической теории широко применяются специальные разделы данных наук: экономико-математические методы и экономическая статистика.

Вся совокупность научных методов позволяет выполнять важную задачу — выявлять общие для всех изучаемых систем элементы и признаки, закономерности развития, а также показывать различия между ними. На этой основе во всех разделах курса экономической теории дается сравнительный анализ основных экономических систем, существующих в современном мире.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аникин А. Адам Смит. М., 1968. Антология экономической классики / В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо. М., 1993.

Бартенев С. А. Экономические теории и школы (история и современность). М., 1996.

Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / Пер. с англ. М., 1994.

Гэлберт Дж. К. Экономические теории и цели общества / Пер. с англ. М., 1976.

Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений / Пер. с англ. М., 1995.

МакконнеллК. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2т. / Пер. с англ. М., 1992. Т. 1. Гл. 1.

Хейне П. Экономический образ мышления / Пер с англ. М., 1991. Гл. 1.

Хрестоматия по экономической теории. М., 1997.

Лекция 3 СОБСТВЕННОСТЬ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

1. Собственность в экономическом и юридическом смысле

2. Классификация собственности

3. Макроэкономическая структура собственности в конце XX столетия

4. Россия: преобразование системы собственности

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a680.html

Refpoeconom
Добавить комментарий