§ 3. История экономической науки

§ 3. История экономической науки: Экономическая теория как наука является результатом длительного

§ 3. История экономической науки

Экономическая теория как наука является результатом длительного исторического развития. У истоков экономической науки стоял греческий мыслитель Аристотель, который был первым экономистом, употребившим термины «экономия» и «экономика» в

одном и том же смысле.

Аристотель впервые в истории экономической науки подверг анализу основные экономические явления и закономерности общества того времени. Свое название экономическая наука получила в XVII в. Француз Антуан Монкретъен впервые ввел в социально-экономическую литературу термин политическая экономия: в 1615 г. он издал «Трактат политической экономии». Этим Монкретьен провозгласил, что экономическая наука занимается экономикой, хозяйством в рамках национальных государств (политика — государство). Однако главная заслуга Монкретьена состоит в том, что он выделил в особый самостоятельный предмет исследования экономические проблемы. Этим он отделил экономическую науку от других общественных наук. Полтора столетия после Монкретьена политическая экономия рассматривалась преимущественно как наука о государственном хозяйстве. Только с созданием классической школы буржуазной политической экономии, основоположником которой был английский экономист Адам Смит, ее характер изменился, и она стала превращаться в науку о законах хозяйства вообще. А. Смит впервые разработал учение о хозяйстве как о системе, в которой действуют стихийные законы, «невидимая рука», с помощью которой достигается «естественный порядок», эффективное экономическое развитие. Следовательно, А. Смит впервые показал, что экономика развивается на основе стихийного механизма самонастройки, саморегулирования. В своем главном экономическим труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) А. Смит определяет источником материального богатства труд вообще, существующий в рамках общественного разделения труда. Отсюда его теория трудовой стоимости, согласно которой стоимость товара определяется количеством затраченного труда. Однако, считая эту теорию пригодной лишь для «первоначального состояния общества», А. Смит сконструировал другую теорию стоимости для условий капитализма, в которой стоимость (весь годовой продукт общества) слагается из доходов — заработной платы, прибыли и ренты. Но это; утверждение А. Смита противоречит его трудовой теории стой- [ мости. Популярность А. Смита была велика во всем мире, в том числе и в России. Уже в начале XIX в. политическая экономия преподается в университетах, становится обязательным элементом образования молодого человека привилегированных классов. Вспомним Евгения Онегина, представителя высшего общества 20-х годов XIX в., который …читал А дама Смита И был глубокий эконом, . То есть умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет. Вплоть до начала XIX в. политическая экономия считалась преимущественно английской наукой, а изучающих политическую экономию называли смитианцами. Крупный вклад в развитие экономической теории внес Карл Маркс, который впервые применил метод материалистической диалектики к анализу социально-экономических

явлений.

Это позволило ему не только дать критику предшествующей политической экономии, отметив все ценное, что было сказано предыдущими учеными, но и раскрыть законы движения капиталистической системы с позиции рабочего класса («Капитал», 1867). В отличие от других экономических течений марксизм — это учение о революционном преобразовании капиталистического общества. Классовый анализ буржуазного общества послужил основой для игнорирования учения К. Маркса отдельными экономическими школами. Однако в последние десятилетия наметилась тенденция к тому, чтобы марксизм занял заслуженное место в истории экономической науки. Отдельные положения марксистской теории стали широко использоваться «радикальной» экономической школой. Критикуя различные направления экономической мысли, радикальная политическая экономия стремится занять промежуточное положение между марксизмом и буржуазным реформизмом, выступая, по словам американского экономиста Е. Ханта, «за радикальную экономическую реорганизацию, но не революцию»1. О современном интересе к марксистской политэкономии свидетельствует тот факт, что на представительной научной конференции, состоявшейся в США в 1967 г. в связи со 100-летием первого тома «Капитала» К. Маркса, основными докладчиками выступили будущие Нобелевские лауреаты американские ученые В. Леонтьев и П. Самуэльсон. О необходимости использования отдельных положений марксизма П. Самуэлъсон говорит в своем учебнике «Экономикс»: «Марксизм может оказаться слишком полезным, чтобы целиком предоставить его марксистам. Он представляет собой призму, через которую основная масса экономистов может — для собственной пользы — пропустить свой анализ для проверки»2. В конце XIX — начале XX в. разработка общих принципов политической экономии заменяется исследованием различных проблем экономической практики; качественный анализ вытесняется количественным. В экономической теории широко используются математические методы исследования. Название экономической теории «политическая экономия» меняется на «экономика» (economics). Крупнейшим представителем нового веяния в экономической науке является английский экономист Альфред Маршалл. Свои экономические воззрения он отразил в труде «Принципы экономики» (1890). Исследование экономических проблем А. Маршалл связывает с микроанализом. В центре внимания его учения — индивид, свобода выбора индивида, решение преимущественно практических вопросов. А. Маршалл первым применил в экономической теории математический аппарат. А. Маршалл — один из родоначальников маржиналистского направления в экономической науке (маржа — предел). С его именем связаны новые разделы в экономической науке — теория предельной полезности и предельных издержек. Маржиналистское направление в центр предмета экономической теории ставит проблему рационального выбора. Однако теории маржиналистов, в том числе и А. Маршалла, отличаются статичным характером, преодолеть который пытался австрийский экономист Йозеф Шумпетер. Его работа «Экономические циклы» (1939) раскрывает динамику капиталистического производства, связывая его с инновационным процессом. И. Шумпетер показал взаимосвязь трех видов циклов — коротких (2 года 4 месяца), средних (10 лет) и длинных (55 лет) циклов. Настоящую революцию в экономической теории произвела опубликованная в 1936 г. «Общая теория занятости, процента и денег» Джона Кейнса, с чьим именем связано рождение нового направления в экономической мысли — кейнсианства. Дж. Кейнс и его последователи повернули экономическую теорию к макроэкономике, рассматривая все проблемы как общественно-национальные. С этих позиций кейнсианцы анализируют и хозяйственный механизм рыночной экономики. Дж. Кейнс отказался от рассмотрения рынка как идеального саморегулирующегося механизма, ибо он не может обеспечить «эффективный спрос». Заслуга Дж. Кейнса состоит в том, что он впервые указал на важную роль государства, которое посредством кредитно-денежной и бюджетной политики обеспечивает эффективное функционирование рыночной системы. Американский экономист Пол Самуэлъсон, выступивший концепцией «неоклассического синтеза», пытается органическ соединит* методы рыночного и государственного регулирова. ния. П. Самуэльсон известен как ученый, написавший первы учебник «Экономикс». Начиная с 1948 г. учебник переиздавался десятки раз. На русский язык он переведен в 1964 и 1992 гг. В конце 50-х — начале 60-х годов возникло противоположное кейнсианству направление — монетаризм. Его лидер аме- риканский экономист Милтон Фридмен в своем труде «Деньги и экономическое развитие» (1973) доказал, что главным механизмом функционирования экономики являются рынок и свободное предпринимательство, а вмешательство в экономику государства ограничено лишь денежной сферой. Еще одно направление современной экономической мысли — институционализм, возникшее на рубеже XIX и XX вв. Одним из первых представителей этого направления является американский экономист и социолог — Торстейн Веблен. Институционали-сты считают, что главным фактором перемен в обществе является не рынок, а институты, человеческие отношения. Особый интерес они проявляют к юридическим наукам, поскольку правило 'поведения институтов на рынке определяет право. Крупнейший ученый и пропагандист институционализма в современных условиях — американский экономист Джон Гэлбрейт, считающий ос-| новными институтами современной смешанной экономики госу-| дарство, корпорации и профсоюзы. Дж. Гэлбрейт написал много! интересных работ, некоторые из них («Новое индустриальное об-1 щество», 1969, «Экономические теории и цели общества», 1976)[ переведены на русский язык. В 70-х годах в рамках неоинституционализма возникла теория! прав собственности и трансакционных издержек. Ее основатель -I американский экономист Рональд Коуз, лауреат Нобелевской премии (1991), который разработал контрактный (трансакционный) подход к теории институтов. По мнению Р. Коуза, способ организации экономической деятельности в обществе зависит от соотношения издержек на проведение операций на рынке и организации их внутри фирмы. На основе динамики экономических показателей Р. Коуз сделал вывод, что пока права собственности покупаются и продаются, аналогично будет меняться и принадлежность ресурсов независимо от того, как они распределены изначально. Рынок прав собственности уменьшает сферу вмешательства государства в размещение ресурсов или воздействия на него. Большой вклад в развитие мировой экономической науки сделан русскими учеными. Некоторое время, до начала 30-х годов, в СССР параллельно существовали течения экономической мысли, иногда называемые «альтернативными». Они воплощались в основном в работах ученых дореволюционной выучки и ученых первого советского поколения. Диапазон научных проблем, разрабатываемых русскими учеными, весьма широк: формы хозяйствования (А. Богданов), финансовые проблемы (А. Буковецкий), плановая экономика (Б. Бруцкус), аграрные отношения (С. Булгаков), проблемы трудового семейного хозяйства (А. Чаянов), длинные волны динамики (Н. Кондратьев). К сожалению, цвет общественно-экономической мысли России был уничтожен большевиками: одни из них (Н. Кондратьев, А. Чаянов, Л. Юровский, В. Базаров, В. Громан) стали жертвами сталинских репрессий, другие (С. Булгаков, Н. Зворыкин, С. Прокопович, П. Сорокин) насильственно выдворены из страны. Поэтому долгое время мировая наука очень плохо знала об экономических исследованиях в СССР. А между тем, например, истоки леонтьевского метода «затраты-выпуск» (1973) коренятся в разработках советских экономистов и плановиков 20-х годов, связанных с разработкой первого пятилетнего плана и подготовкой «шахматного баланса». Большие экономические циклы И. Шумпете-ра (1939) по существу возродили теорию длинных волн Н. Кондратьева, под именем которого они и вошли в научный оборот. Работы А. Чаянова по вертикальной кооперации в сельском хозяйстве, в частности определение оптимального размера крестьянского хозяйства, нашли практическое воплощение в некоторых развивающихся странах. Сегодня имена многих русских ученых заняли заслуженное место в экономической науке, а их труды начали активно публиковаться на Родине. Таким образом, история экономической науки насчитывает множество школ и направлений, опирающихся на разные концепции. Наличие множества разнообразных научных школ способствует развитию экономической мысли в целом. В то же время признание той или иной научной школы в определенный исторический период происходит потому, что практика хозяйственного развития меняет свое русло. И успех определенной научной школы зависит не от того, правильна она или нет, а насколько она соотносится с меняющейся действительностью. Поэтому ни одно экономическое учение не становится догмой. Понять природу и действие хозяйственной системы, которая сложилась в результате всех изменений в обществе, невозможно с позиции любого из отдельных направлений. Сегодня актуальна пословица «не складывать все яйца в одну корзину». Необходимо культивировать все противостоящие научные школы, чтобы их синтез позволив идти в ногу с требованиями времени. Многообразие научных школ стимулирует воспитание новых генераций ученых, формирование крупнейших центров экономических исследований. Наиболее известные центры сформировались при крупнейших высших учебных заведениях: Чикагском и Калифорнийском университетах, Массачусетсском технологическом институте (США); Кэмбриджском и Оксфордском университетах, Лондонской школе экономики (Великобритания); Парижской Сорбонне (Франция); столичных университетах Швеции и Норвегии. Из среды |( этих научных центров вышли многие выдающиеся ученые- экономисты современности, в том числе и Нобелевские лауреаты.

Источник: https://uchebnik-ekonomika.com/teoriya-economiki/istoriya-ekonomicheskoy-nauki-26282.html

История экономической теории

§ 3. История экономической науки

Экономическую теорию можно смело назвать наиболее древней из всех наук, которая даже в древние времена привлекала внимание ученых и всех образованных людей.

Интересно, что ученые доказали тот факт, что даже первобытные люди имели основы экономических знаний, обладали определенными представлениями о ведении хозяйства, об отношениях, которые складываются между членами общины во время и в итоге добывания и распределения благ, а также обмена созданной продукцией. В этой статье мы расскажем о том, как строилась история развития экономической теории.

Возникновение экономической теории

Тем не менее в первобытном обществе такие представления еще не были выделены в самостоятельную область знаний, а существовали лишь в рамках нерасчлененного общественного сознания, то есть были составляющей частью мировоззрения людей в целом.История экономической теории берет свое начало в недрах философии.

Через некоторое время она отделилась от философии в процессе дифференциации наук и специализации учёных, которые вызваны беспрерывным накоплением знаний и невозможностью охватить весь их массив отдельными исследователями.Как самостоятельная наука экономическая теория возникла в XVI-XVII веке.

Это время характеризуется становлением капитализма, зарождением мануфактуры, углублением общественного разделения труда, расширением рынков, а также интенсификацией денежного обращения.В XIX веке экономическая теория начала появляться в программах университетов в виде обособленных курсов на юридических факультетах.

В следующем столетии уже начали появляться особые экономические факультеты, а также специализированные экономические высшие и средние специальные учебные организации. В это же время экономика внедрилась и в средние школы, лицеи, гимназии, колледжи, сформировался круг профессиональных экономистов.К примеру, А.С.

Пушкин, которому царь Николай I приказал сформировать принципы воспитания молодежи, первым делом призывал к отказу от домашнего образования, а в числе обязательных к изучению наук называл политическую экономию.И даже сегодня интерес образованных граждан к экономической теории не уменьшается. Известный американский ученый П.

Самуэльсон сказал, что экономика — «королева наук», а создатели пролетарской политэкономии называли ее «анатомией человеческого общества». Ведь правда, как не может быть хорошего врача без знания анатомии, так не может быть хорошего экономиста, бизнесмена без знания основ экономической теории.

Многие ученые ищут начало экономической науки в учениях древних мыслителей, главным образом, стран Древнего Востока. К примеру, в древнеиндийских «Законах Ману» (IV-III вв. до нашей эры) прописано существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения.

Кроме этого, экономическую мысль развивали и в Древней Греции.

Мнения древнегреческих мыслителей Платона, Ксенофонта, Аристотеля сегодня называют исходными пунктами современной экономической науки. А экономические взгляды мыслителей Древнего Рима являются продолжением экономической мысли древних греков.

Экономические школы

Экономика — это наука, изучающая применение разнообразных ограниченных ресурсов для того, чтобы удовлетворить потребности человека и всех людей.
Экономика состоит из двух частей:

  • научная. Это экономическая теория, то есть наука о том, как люди выбирают метод использования дефицитных ресурсов, обладающих многоцелевым назначением
  • прикладная часть экономики занимается изучением возможностей применения экономических законов, теорий для деятельности различных экономических систем.

Первые экономические школы появились примерно в XVI-XVII веке. В истории экономической теории насчитывается 8 экономических школ:

  • меркантилизм. Самая первая школа политической экономии сформировалась во времена падения феодализма и зарождения капиталистических отношений. Это произошло примерно в середине XVI в. – середине XVII века. В то время заговорили об экономической теории как самостоятельной науке, поскольку образовалась первая система экономических взглядов, центром которой стала проблема богатства. Меркантилисты (Т. Ман, А. Монкретьен) были уверенны, что прибыль формируется в сфере обращения, а богатство нации состоит в деньгах – золоте и серебре. Источником богатства для них стала внешняя торговля. Меркантилизм зародился в период великих географических открытий, захвата колоний, роста влияния городов. После написания книги Монкретьена «Трактат по политической экономии» (1615) экономическая теория свыше трех веков развивалась в русле политической экономии
  • физиократизм. Следующее веяние в развитии политической экономии представлено физиократами, выражавшими интересы крупных землевладельцев. Физиократы пытались объяснить влияние природных явлений на экономику общества. Они были уверенны, что источник богатства – это исключительно земледельческий труд, сельскохозяйственное производство, а промышленность они называли «бесплодной» сферой, не создающей «чистого продукта». Известными представителями этой школы был Франсуа Кенэ и Робер Тюрго
  • классическая политэкономия. Далее экономическая теория развивалась в работах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823). Именно Адама Смита считают основоположником классической политической экономии. идея в работах Адама Смита заключалась в либерализме, минимальном вмешательстве государства в экономику, рыночном саморегулировании на основе свободной стоимости. Смит сформулировал азы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда в качестве условия для роста производительности. На его работах учились ученых-экономисты Западных стран. Давид Рикардо говорил, что стоимость и цена товара находятся в прямой зависимости от количества труда, потраченного на его создание. А прибыль он характеризовал как результат неоплаченного труда работника. На основе его работы был сформирован утопический социализм
  • утопический и научный коммунизм (марксизм). Взяв за основу высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) разработали теоретическую концепцию, которую позже назвали марксизм. Также марксизм называли теорией научного социализма (коммунизма). В этой школе формировали социалистические принципы, к примеру, общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, одинаковая плата за одинаковый труд, всеобщая и полная занятость. Люди пытались построить общество, в котором отсутствовала бы частная собственность. Создавалась экономика государственного типа, в которой все хозяйственные решения принимаются сотрудниками центрального аппарата
  • маржинализм. Примерно во второй половине XIX века состоялось формулирование теории маржинализма, возникшей как реакция на экономическое учение К. Маркса, его критическое переосмысление. Отметим, что маржинализм стал основой современного неоклассического направления экономической мысли. Известные представители маржинализма (школы предельного анализа) – это Менгер, Визер, Вальрас. идея их работ заключалась в использовании предельных крайних величин или состояний, характеризующих цену любой услуги или товара в зависимости от его предельной полезности для потребителя. К примеру, теория предельной полезности изучает сферу ценообразования в связи с эффективностью использования продуктов и говорит о том, как изменится удовлетворение потребителя при добавлении единицы оцениваемого товара в отличие от затратной концепции
  • неоклассицизм возник на базе синтеза идей Давида Рикардо и представителей школы Маржинализма. К известным представителям можно отнести Альфреда Маршала и Артура Пигуна. идея их работ состояла в рассмотрении экономического хозяйства представителями этого направления в качестве совокупности микроэкономических агентов, которые хотят добиться максимальной полезности при условии минимальных издержек
  • кейнсианство. Кейнсианское ответвление экономической теории основал Джон Кейнс (1883-1946). Эта работа является крайне важным теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики при помощи наращивания или снижения спроса методом изменения наличной и безналичной денежной массы. При помощи такой системы регулирования можно оказывать влияние на инфляцию, занятость, ликвидировать неравномерный спрос и предложение товаров, подавлять экономические кризисы. Последователи Кейнса изучали влияние спроса на поток инвестиций, а также на формирование национальной прибыли. Позже Дж. Кейнса назвали «спасителем капитализма», а его теорию провозгласили «кейнсианской революцией в политической экономии». В то же время некоторые теоретические положения своей работы Кейнс позаимствовал в классической политической экономии А. Смита и Д. Ридардо, а также в экономической теории марксизма
  • институционализм является экономическим учением, в котором главное значение уделено роли институтов в сфере принятия и направленности экономических решений, их эффективности и экономической деятельности вообще. Эта школа основана на изучении населения, институтов управления и права, общества в целом. Идея институционального подхода заключается в том, чтобы не ограничивать себя анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а подключить к анализу институты, принимать во внимание внеэкономические факторы
  • неоконсерватизм, который еще называют монетаризмом, теорией предложения, теорией рациональных ожиданий, заключается в защите идей свободного предпринимательства и принципа саморегулирования рыночной системы. Согласно учению этой школы рынок – это самый эффективный метод организации хозяйства, а государство играет роль обеспечителя условий для свободной конкуренции. Основал школу неоконсерватизма Милтон Фридмен.

Источник: http://mail.mining-prom.ru/economy/teory/istoriya-ekonomicheskoy-teorii/

Refpoeconom
Добавить комментарий