§ 3.4. Сметно-нормативная база ценообразования в строительстве

§ 3.4. Сметно-нормативная база ценообразования в строительстве

§ 3.4. Сметно-нормативная база ценообразования в строительстве

Сметные нормативы — это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат основой для определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений.

Современная классификация сметных нормативов предусматривает: в зависимости от объекта нормирования сметные нормативы на виды ресурсов (эксплуатацию машин, материалы) и на виды работ (строительные, монтажные и другие); по степени детализации элементные и укрупненные сметные нормативы; в зависимости от используемых измерителей — стоимостные (цены, расценки), натуральные (ресурсные нормы) и относительные, Выраженные в процентах; в зависимости от уровня применения сметные нормативы государственные федеральные (ГФСН), производственно-отраслевые (ПОСН), территориальные (ТСН), фирменные (ФСН). Государственные федеральные сметные нормативы вводятся в действие Госстроем России. Они применяются при определении стоимости строительства, осуществляемого в различных отраслях народного хозяйства Российской Федерации. Производственно-отраслевые сметные нормативы вводятся в действие министерствами и другими органами федерального управления для строительства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли. Территориальные сметные нормативы вводятся в действие органами исполнительной власти субъектов федерации для строительства, осуществляемого па территории соответствующего региона. ПОСН и ТСН не должны противоречить государственным федеральным сметным нормативам или дублировать их. К фирменным сметным нормативам (собственная нормативная база пользователя) относятся индивидуальные сметные нормативы, учитывающие реальные условия деятельности конкретных организаций. В СП 81-01-94 введены новые шифры сметных нормативов, включающие указание на уровень норматива; шифр 81, означающий принадлежность к сметным нормативам; шифр сметных нормативов (от 1 до 9); порядковый номер сборника; год утверждения норматива. Например, ГЭСН 81-02-06 2001 — Сборник № 6. Бетонные и железобетонные конструкции монолитные. Совокупность сметных нормативов вместе с правилами их разработки и применения образует сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве. Традиционно (с середины 50-х годов прошлого столетия) методические положения и сметно-нормативная база ценообразования в строительстве были представлены в СНиП IV. Сметные нормы и правила. Наиболее полно и системно сметно-нормативная база была разработана в составе СНиП IV-84. В 16 главах были объединены все существовавшие ранее самостоятельно сметные нормативы, в том числе элементные сметные нормы на строительные конструкции и работы (ЭСН 84), сметные цены на ресурсы, единые районные единичные расценки на строительные работы (ЕРЕР-84), расцепки на монтаж оборудования (РМО 84), нормы лимитированных затрат, укрупненные сметные нормы и др.

Уникальная по содержанию и объему (более 300 тысяч норм и цен) сметно-нормативная база в составе СНиП IV-84 являлась результатом колоссального опыта сметного нормирования, знаний и труда специалистов многих научно-исследовательских и проектных институтов и могла быть создана только в условиях централизованного планового хозяйства. В то же время она не удовлетворяла интересам строительных организаций. Жестко регламентированные на общесоюзном уровне нормы и цены, разработанные методами усреднения, не позволяли учесть конкретные условия производства работ.

Государственная экономическая политика, направленная на ограничение уровня сметной стоимости строительства, стимулировала искусственное занижение сметных затрат на заработную плату рабочих, на эксплуатацию строительных машин, нормы плановых накоплений и др. Указанные недостатки пытались устранить при разработке СНиП 4 91; предполагалось, что принципиальной особенностью новых норм будет отказ от чрезмерной централизации и жесткой регламентации сметного нормирования. Однако распад СССР и кризисная ситуация начала 90-х годов не позволили в полной мере решить эту задачу. В 90-е годы развитие сметного нормирования было направлено па разработку ресурсных сметных норм и укрупненных показателей стоимости в нормах и ценах 1991 г. В 1993-95 гг. были разработаны сборники ресурсных сметных норм на монтажные и специальные строительные работы, которые были востребованы в связи с распространением ресурсного метода составления смет, выпущен ряд укрупненных сметных нормативов. Относительная стабилизация цен в строительстве, достигнутая к 1997 г., позволила поставить вопрос о переходе на новую сметно-нормативную базу. В связи с этим Госстрой России приступил с 1998 г. к разработке и формированию новой сметно-нормативной базы с тем, чтобы с 1.01.2001 г. вея сметная документация для строек и объектов, финансируемых из федерального бюджета, составлялась по новым сметным нормам и ценам. В соответствии с программой формирования новой сметно-нормативной базы были созданы государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001) и федеральные единичные расценки (ФЕР-2001) па строи тельные, монтажные, специальные строительные и пусконаладочные работы, нормативы лимитированных и прочих затрат (накладных расходов, сметной прибыли, временных зданий и сооружений и др.). На базе единой методологии и государственной системы элементных сметных норм разработаны территориальные и отраслевые единичные расценки. Структура действующей сметно-нормативной базы представлена на рис. 3.1. В ее основу положены те же принципы и подходы, однако по комплектности и объему она уступает нормативной базе 1984 г., что объясняется как ограниченностью бюджетных средств, так и снижением уровня технического и сметного нормирования в стране.

Рис. 3.1. Сметно-нормативная база ценообразования в строительстве

Рис. 3.1. Окончание

Источник: https://uchebnik-ekonomika.com/predprinimatelstvo-biznes_728/smetno-normativnaya-baza-tsenoobrazovaniya-27272.html

Ценообразование

§ 3.4. Сметно-нормативная база ценообразования в строительстве
Меню Президент РФ Правительство РФ Совет Федерации РФ Государственная дума РФ

В соответствии с Положением Минстрой России самостоятельно осуществляет полномочия и принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:

  • порядок разработки сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета;
  • порядок формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, а также предоставления сведений, включаемых в указанный реестр;
  • акт об утверждении укрупненных сметных нормативов для объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры;
  • классификацию сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета;
  • методику расчета прогнозных индексов изменения стоимости строительства.

Порядок разработки сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением федерального бюджета, утвержденным приказом Госстроя от 4 декабря 2012 г.

№ 75/ГС, регламентирует возможность разработки федеральными органами исполнительной власти, либо высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, юридическими или физическими лицами проектов сметных нормативов в соответствии с действующими нормативными и методическими документами, внесенными в федеральный реестр сметных нормативов подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (далее – федеральный реестр сметных нормативов).

В соответствии с пунктом 30 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г.

№ 87, определение сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, осуществляется с применением действующих сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов.

Согласно пункту 18 раздела IV Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 427 предметом проверки сметной стоимости является изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией.

Порядок формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, утвержден приказом Госстроя от 5 февраля 2013 г. № 17/ГС.

Приказом Минстроя России от 2 июня 2015 г.

№ 413/пр утверждена классификация сметных нормативов, прогнозных и индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников

В рамках реализации полномочий в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности Минстрой России ежеквартально сообщает рекомендуемые к применению индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексы изменения сметной стоимости пусконаладочных работ, индексы изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ, индексы изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, а также индексы изменения сметной стоимости оборудования.

Указанные индексы разработаны к сметно-нормативной базе 2001 года с использованием данных ФАУ «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов», ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект», ОАО «ПНИИИС», региональных органов по ценообразованию в строительстве.

Индексы предназначены для формирования начальной (максимальной) цены торгов при подготовке конкурсной документации, общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета.

Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН)Государственные элементные сметные нормы на пусконаладочные работы (ГЭСНп)
Государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр)
Государственные элементные сметные нормы на монтаж оборудования (ГЭСНм)
Государственные элементные сметные нормы на капитальный ремонт оборудования (ГЭСНмр) Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН)

Государственные элементные сметные нормы на пусконаладочные работы (ГЭСНп)

Государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр)

Государственные элементные сметные нормы на монтаж оборудования (ГЭСНм)
Государственные элементные сметные нормы на капитальный ремонт оборудования (ГЭСНмр)
Дата изменения: 26.02.2020 19:31:59

  • Президент РФ
  • Правительство РФ
  • Совет Федерации РФ
  • Государственная дума РФ

Источник: https://www.minstroyrf.ru/trades/urban-development-and-architecture/14/

Сметно-нормативная база строительства

§ 3.4. Сметно-нормативная база ценообразования в строительстве

Практическая работа

Составление локальных смет ресурсным методом

Задание.Составить локальную смету ресурсным способом на выполнение общестроительных работ, список которых по индивидуальным вариантам приведен в Приложении 1.

Распределение индивидуальных вариантов приведено в отдельном учебном материале: «Практическая работа (распределение заданий по вариантам)».

Теоретический материал, разъяснение по выполнению задания и образец составления сметы приведен ниже.

Теоретический материал

Общие сведения о системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве

Основной оценочный показатель на возводимые объекты – договорная цена, то есть та цена, которая оговорена в договоре.

Договорная цена формируется с использованием:

· действующих сметных норм, которые носят не обязательный характер, а рекомендательный;

· конкретного метода определения стоимости строительной продукции (базисно-компенсационный, ресурсно-индексный, ресурсный);

· одного из видов договорной цены на строительную продукцию (твердая, открытая, открытая с верхним лимитом, скользящая);

· данных, характеризующих состояние текущей экономической конъюнктуры региона (сложившиеся уровни оптовых цен на ресурсы, транспортные тарифы и т.д.).

Таким образом, договорная цена определяется не только расчетами стоимости, учитывающими технологические и конструктивные решения объектов, но и влиянием факторов рынка: соотношение спроса и предложения, количество участников торгов, влияние налогов, субсидий и других экономических факторов.

Сметно-нормативная база строительства

Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя государственные сметные нормативы и другие сметные нормативные документы, необходимые для определения сметной стоимости строительства.

Сметные нормативы – это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат основой для определения сметной стоимости строительства.

Сметная норма – совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ.

Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, минимально необходимых и достаточных для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.

Учитывая, что сметные нормативы разрабатываются на основе принципа усреднения с минимизацией расхода всех необходимых ресурсов, следует учитывать, что нормативы в сторону их уменьшения не корректируются.

Сметными нормами и расценками предусмотрено производство работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами.

При производстве работ в особых условиях: стесненности, загазованности, вблизи действующего оборудования, в районах со специфическими факторами (высокогорность и др.

) — к сметным нормам и расценкам применяются коэффициенты, приводимые в общих положениях к соответствующим сборникам нормативов и расценок.

Сметные нормативы по уровню применения подразделяются на следующие виды:

· государственные сметные нормативы – ГСН (сметные нормативы, входящие в состав 8 группы подгрупп 81, 82 и 83 «Документы по экономике», в том числе МДС, ГЭСН и ФЕР);

· отраслевые сметные нормативы — ОСН;

· территориальные сметные нормативы – ТСН (в том числе ТЕР);

· фирменные сметные нормативы — ФСН;

· индивидуальные сметные нормативы — ИСН.

Сметные нормативы подразделяются на элементные и укрупненные (рис. 1).

Рисунок 1. Состав сметных нормативов

Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) предназначены для определения состава и потребности в материально-технических и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения строительных, монтажных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ.

ГЭСН используются для определения сметной стоимости выполняемых работ ресурсным методом, разработки единичных расценок различного назначения (федеральных, территориальных, отраслевых, фирменных) и укрупненных сметных нормативов.

Ресурсные показатели, полученные на основе ГЭСН используются при разработке проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР), для определения продолжительности выполнения работ, составления технологической документации и различных аналитических целей.

Ресурсные показатели, полученные на основе ГЭСН, могут служить основой для производственных норм расхода материалов и их списания.

Сборники ГЭСН отражают среднеотраслевой уровень строительного производства на принятую технику и технологию выполнения работ и могут применяться организациями заказчиками и подрядчиками независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

ГЭСН не распространяются на отдельные конструкции и виды работ, к капитальности, классу точности и качеству которых предъявляются повышенные требования, а также на виды работ в горной местности, выполняемые на высоте более 3500 м над уровнем моря.

Для таких видов работ разрабатываются индивидуальные элементные сметные нормы, или поправочные коэффициенты, учитывающие соответствующие особенности производства работ.

Сборники ГЭСН содержат техническую часть, вводные указания к разделам, таблицы сметных норм и приложения. В технических частях приводятся указания о порядке применения сборников сметных норм, коэффициентов к сметным нормам, учитывающих условия производства работ, а также правила исчисления объемов работ.

Таблицы ГЭСН содержат следующие нормативные показатели:

· затраты труда рабочих (строителей, монтажников), в чел.-ч;

· средний разряд работы (звена рабочих);

· затраты труда машинистов, в чел.-ч;

· состав и продолжительность эксплуатации строительных машин, механизмов, приспособлений, механизированного инструмента в маш.-ч;

· перечень материалов, изделий, конструкций, используемых в процессе производства работ, и их расход в физических (натуральных) единицах измерения.

На основании ГЭСН разрабатываются сметные расценки на строительные работы и конструкции, монтаж оборудования, а также на ремонтно-строительные и пусконаладочные работы, которые объединяют в сборники единичных расценок (ЕР).

Рисунок 2. Пример таблицы ГЭСН

Сборники ЕР разрабатываются в базисном уровне цен (по состоянию на 1 января 2000 года) и являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации.

Единичные расценки из сборников ЕР предназначены для определения в сметной документации прямых затрат и разработки укрупненных сметных норм на конструкции и виды работ.

Основой для разработки единичных расценок в базисном уровне цен (далее именуются «единичные расценки» или «расценки») служат:

· элементные сметные нормы на конструкции и виды работ;

· сметные нормы и расценки на эксплуатацию строительных машин;

· сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции.

Единичные расценки сведены в таблицы и содержат на принятый в них измеритель конструкций или работ следующие показатели:

Источник: https://lektsii.org/6-78037.html

Сметно-нормативные базы

§ 3.4. Сметно-нормативная база ценообразования в строительстве

Сметно-нормативные базы (СНБ) – это сборники сметных нормативов: материалов, строительных машин и показателей трудозатрат, необходимых для проведения той или иной строительной работы.

В процессе составления строительных смет сметчики по возможности ориентируются не на стоимость работ, которую укажет подрядчик (так называемые коммерческие расценки), а на специально рассчитанные сметные нормативы, которые были составлены специализированными организациями на основании технологических карт, СНиПов, ГОСТов и других нормативных документов.

Такие сметные нормативы сводятся в сметно-нормативные базы, утверждаемые органами государственной власти. Если смета составляется на работы, которые будут финансироваться из бюджета, то использование коммерческих расценок вообще не допускается (хотя бывают исключения), расценки на работы берутся только из действующих утвержденных сметно-нормативных баз.

Виды сметно-нормативных баз

Каждая сметно-нормативная база или сборники расценок, помимо прочих параметров, имеют два признака: принадлежность (на какой территории они действуют) и назначение (расценки на какие работы они содержат). Эти два параметра являются определяющими при выборе СНБ для составления сметы.

По принадлежности сметно-нормативные базы делятся на:

  • федеральные;
  • территориальные;
  • отраслевые;
  • фирменные.

По назначению:

  • для проектно-изыскательских работ (ПИР);
  • для строительно-монтажных работ (СМР);
  • укрупненные;

Сметно-нормативные базы по принадлежности

Федеральные базы (ФЕР, СБЦ, СБЦП, НЦС и д.р.) предназначены, как правило, для работы по всей России. Исключение составляет разве что база ФЕР, так как практически в каждом регионе есть своя подобная база (ТЕР).

Территориальные базы (ТЕР, ТСН, МРР) разрабатываются отдельно для каждого субъекта Российской Федерации и предназначены только для работы на территории данного субъекта.

Необходимо отметить, что ТЕРы предназначены для работы с бюджетом любого уровня, в том числе федеральным.

То есть, если объект находится на территории Московской области и финансируется за счет федерального бюджета, то расчеты нужно вести в Территориальной сметно-нормативной базе Московской области. Тоже касается остальных регионов, кроме Москвы.

Территориальные базы этого региона (ТСН-2001, СН-2012, МРР) можно использовать только для работ, финансируемых из бюджета города Москвы и его муниципальных образований. В случаях, когда работы проводимые в Москве финансируются из федерального бюджета, для составления сметы применяется база ФЕР.

Отраслевые СНБ разрабатываются крупными отраслевыми корпорациями, например ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) или АО «Росэнергоатом». Связано это с большим количеством специфических работ, для которых нет расценок в общероссийских сборниках.

Отдельные компании также могут разрабатывать свои фирменные сборники нормативов. Такие сборники может использовать только та компания, которая их разработала, при условии, что финансирование производится из внебюджетных фондов.

Сметно-нормативные базы по назначению

В зависимости от того на какой вид работ составляется смета применяются базы на ПИР, СМР или сборники укрупненных нормативов.

Базы и сборники для проектно-изыскательских работ (СБЦ, СБЦП, МРР и д.р.) содержат расценки на проектирование, обмеры и обследования различных объектов или частей объектов. В нашей стране применяются в основном федеральные сборники на проектно-изыскательские работы (СБЦ, СБЦП и СИЦ). Территориальные сборники есть только в г. Москва (МРР).

Больше всего в России баз на строительно-монтажные работы. Основной из них является база государственных элементных сметных нормативов (ГЭСН). На основе этих нормативов строятся федеральная сметно-нормативная база (ФСНБ) или база ФЕР, территориальные базы (ТСНБ или ТЕР) и отраслевые базы.

Укрупненные нормативы применяются для оценки ориентировочной стоимости строительства на этапе проработки инвестиционного плана. Такие расценки содержат стоимость строительства целых объектов. Например, жилой дом той или иной площади, либо здание школы на определенное количество учеников.

На сегодняшний день в России существую десятки сметно-нормативных баз. При этом сметчик обязан работать в той базе, которая подходит для данного вида работ, финансирования и объекта. О том, как выбрать нужную базу вы можете прочесть в статье «Как выбрать сметно-нормативную базу».

Источник: https://avis-media.com/informatsiya/stati/stroitelstvo-i-smetnoe-delo/sostavlenie-smet/smetno-normativnye-bazy/

Сметно-нормативная (информационная) база ценообразования в строительстве

§ 3.4. Сметно-нормативная база ценообразования в строительстве

Действующая системаценообразования и сметного нормированияв строительстве включает в себягосударственные сметныенормативы и другиесметные нормативные документы, необходимыедля определения стоимости строительства.

Сметные нормативы обязательны для всехпредприятий и организаций, осуществляющихкапитальное строительство с привлечениемсредств государственного бюджета всехуровней и целевых внебюджетных фондов.Сметные нормативы носят рекомендательныйхарактер для юридических и физическихлиц, финансирующих строительство засчет собственных средств.

Сметные нормативы— это обобщенноеназвание комплекса сметных норм, расценоки цен, объединенных в отдельные сборники.Вместе с правилами и положениями, онисодержат в себе необходимые требованияи являются той нормативной базой, наоснове которой определяется сметнаястоимость строительства.

Сметная нормаесть совокупностьресурсов, установленных на принятыйизмеритель строительных, монтажных идругих работ.

Ресурсы, в свою очередь, представляютсобой затраты труда строителей, времяработы строительных машин, потребностьв материалах, изделиях и конструкциях.

Главной функцией сметных нормявляется определение нормативногоколичества ресурсов, необходимых длявыполнения соответствующего вида работкак основы для последующего переходак стоимостным показателям. Сметныенормы могут быть использованы дляопределения потребности в ресурсах приразработке проектов организациистроительства (ПОС) и проектов производстваработ (ППР).

Сметными нормами предусмотрено выполнениеработ в нормальных условиях, безотрицательного воздействия внешнихфакторов.

При производстве работ вособых условиях: стесненности,загазованности, вблизи действующегооборудования, в районах со специфическимиусловиями (безводность, высокогорностьи др.

) — к сметным нормам применяютсяпоправочные коэффициенты, которыеприводятся в общих разделах соответствующихсборников нормативов.

Расценка— это стоимость строительных,монтажных и других работ, установленнаяна принятую единицу измерения изафиксированная на определенную дату.

Сметная ценаопределяет стоимостьединицы измерения строительныхматериалов, изделий и конструкций илистоимость машино-часа эксплуатациимашин, зафиксированная на определеннуюдату (базисный уровень цен).

Системные нормативы подразделяютсяна:

  • государственные – ГСН;

  • отраслевые – ОСН;

  • территориальные – ТСН;

  • фирменные – ФСН;

  • индивидуальные – ИСН.

Государственные,производственно-отраслевые, территориальныеи индивидуальные сметные нормативыобразуют систему ценообразования исметного нормирования в строительстве.

Следует отметить, что переход на новуюсметно-нормативную базу как ворганизационном, так и в методическомплане существенно отличался от всеханалогичных переходов на сметно-нормативнуюбазу в строительстве — как в 1969 г., так ив 1984 и 1991 гг.

При нынешнем переходе централизованныхразработок значительно меньше:

  • государственные элементные сметные нормы (ГЭСН);

  • Федеральные единичные расценки для базового района (ФЕР);

  • нормы накладных расходов;

  • нормы сметной прибыли;

  • нормы затрат на временные здания и сооружения;

  • нормы затрат на удорожание работ в зимнее время;

  • методические указания по включению “прочих затрат” в главу 9 сводных сметных расчетов и смет.

Остальное подготавливалось на местахпод методическим руководством ГосстрояРоссии. Все сметные цены разрабатывалисьтакже на местах, а именно:

  • сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции;

  • сметные цены на работу строительных машин и механизмов;

  • сметные цены на транспортирование строительных грузов различными видами транспорта.

Структура действующей сметно-нормативнойбазы представлена на рис. 3.1. В ее составеследует выделить три блока: элементныесметные нормативы на строительныеработы (ГЭСН-2001), на монтажные работы(ГЭСН-2001), на ремонтно-строительныеработы (ГЭСНр-2001); на пуско-наладочныеработы (ГЭСНп-2001).

Рис. 3.1. Сметно-нормативная базаценообразования в строительстве

Продолжение рис. 3.1.

Сметные цены на ресурсы приняты посостоянию на 01.01.2001 г. государственныеэлементные сметные нормы (ГЭСН)предназначены для определения составаи потребности в материально-техническихи трудовых ресурсах, необходимых длявыполнения строительных, монтажных,ремонтно-строительных и пусконаладочныхработ.

Сборники сметных цен наресурсы включают федеральные,территориальные и отраслевые. Нафедеральном уровне разработаны сборникисметных расценок на эксплуатациюстроительных машин и автотранспортныхсредств и сборник сметных цен наматериалы, изделия и конструкции (в 5-тичастях).

Федеральные сборники составленыдля условий базового района — Московскойобласти. Территориальные сборникисметных цен на ресурсы разрабатываютсяв субъектах РФ в базовых и текущих ценах(с последующим индексированием илиобновлением).

На территориальном иотраслевом уровнях разработаны Сборникисметных цен для перевозки грузов длястроительства.

Первый блок содержит сметныенормативы для расчета прямых затратпри составлении локальных смет какресурсным, так и базисно-индекснымметодом.

Во втором блоке представлены сметныенормативы, позволяющие рассчитатьзатраты косвенным методом – в процентахот принятой базы исчисления: накладныерасходы, сметную прибыль, затраты навозведение временных зданий и сооружений,зимнее и удорожание при производстверабот.

Что касается третьего блока– укрупненных сметных нормативов –2001, то они только разрабатываются. Вэтой связи, пока используют сметныенормативы, разработанные в 1984 и 1991 гг.

К ним относятся:

— укрупненные показатели базиснойстоимости строительства (УПБС);

— укрупненные показатели базиснойстоимости строительства по видам работ(УПБС ВР);

— сборники показателей стоимости повидам работ (сборники ПВР);

— укрупненные ресурсные нормативы (УРН)и укрупненные показатели ресурсов (УПР)по отдельным видам строительства;

— укрупненные показатели сметнойстоимости (УПСС);

— прейскуранты на строительство зданийи сооружений.

С целью достижения повышения точностисметных расчетов при составлении сметнойдокументации на основе укрупненныхсметных нормативов возможно применениепоправок, учитывающих:

— изменение технического уровня исоциального прогресса за период отвремени окончания строительстваобъекта-аналога до времени проектированияи строительства нового объекта;

— региональныеколебания цен на материально-техническиересурсы;

— нестандартные инженерно-геологическиеусловия, влияющие на проектные решенияпо основам и фундаментам.

Основанием для пересмотра сметныхнормативов, внесения в них изменений идополнений могут быть результатызаконченных научно-исследовательскихили экспериментальных работ, изучениеи обобщение отечественного и зарубежногоопыта составления и применения сметнойдокументации, контроля за соблюдениемсметных нормативов.

Источник: https://studfile.net/preview/1761977/page:13/

Refpoeconom
Добавить комментарий