§ 2. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛНОЙ ЗАНЯТОСТИ

Проблемы обеспечения полной занятости

§ 2. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛНОЙ ЗАНЯТОСТИ

На западе исторически сложились два совершенно разных подхода к определению полной занятости и безработицы.

Первый связан с мировым экономическим кризисом 1929-1933 гг., грозящим социальным взрывом, когда в США, например, каждый четвертый рабочий оказался за воротами предприятия.

С тех пор в экономической теории почти сорок лет безработицу рассматривали как социальное зло, которого следует избегать любой ценой, а в полной занятости трудоспособного населения видели важнейшую государственную задачу.

Поиск рецептов избавления от безработицы был перенесен в сферу рыночных отношений.

Существо исходной теоретической позиции, которую заняли известный английский экономист Дж. Кейнс и его последователи, состояло в следующем.

На их взгляд, безработица преимущественно обусловлена недостаточным совокупным спросом (платежеспособностью населения) по сравнению с той общей суммой заработков, которая образуется при полной занятости людей, желающих работать.

Поэтому политика полной занятости государства должна состоять в обеспечении достаточного для этих целей совокупного спроса, что предполагает даже инфляционное стимулирование роста производства. На какое-то не большое время этот рецепт против безработицы дает, по-видимому, положительный результат.

Но нашлись решительные противники предложения изживать безработицу с помощью инфляции. Лауреат Нобелевской премии английский экономист Ф.

Хайек выдвинул следующие контраргументы: «Во-первых, чтобы достичь поставленной цели, такая инфляция должна была бы постоянно набирать темп, достигший бы рано или поздно такой степени, при которой эффективное функционирование рыночной экономики становится  невозможным.

Во-вторых, и это более важно, в конце концов такая инфляция порождает гораздо большую безработицу, нежели та, которой с самого начала предполагалось воспрепятствовать».

Кейнсианский подход к регулированию занятости трудоспособного населения с помощью инфляционного стимулирования экономического роста был опровергнут не только теоретически, но и на практике.

В 80-е годы в большинстве стран Запада была отвергнута кейнсианская политика полной занятости.

В противовес ей были уменьшены затраты капитала на покупку рабочей (силы, частично демонтирована сложившаяся к середине 70-х годов система социальной защиты трудящихся, в ряде стран были снижены их реальные доходы. Однако и эти меры не уменьшили масштабы безработицы.

Несмотря на то, что в 80-е годы на Западе наблюдался самый продолжительный в послевоенной истории период устойчивого экономического роста, масштабы безработицы существенно возросли.

Наблюдаемый сейчас кризис занятости в западных странах вызван глубокой структурной перестройкой экономики, порожденной НТР, интернационализацией производства и обострением международной конкуренции.

Неуклонно сокращается численность работников в большинстве отраслей материального производства, причем особенно быстро уменьшается спрос на малоквалифицированную рабочую силу. Занятость растет только в сфере услуг.

«Вклад» последней в общее увеличение занятости в США и Японии в 80-е годы составил 80-90 %, в странах Западной Европы — 100 %.

В итоге в 70-х годах сложился второй подход к определению полной занятости и безработицы. Сейчас стала очевидной недостижимость цели — обеспечить абсолютно полную занятость. Напротив, признаются неизбежными два вида безработицы — структурная и фрикционная.

В западной экономической литературе мы встречаем новое толкование «полной занятости». Под полной занятостью подранивается соответствие численности желающего трудиться населения количеству рабочих мест, но за вычетом так называемой естественной безработицы.

Естественный уровень безработицы — это сумма уровней структурной и фрикционной безработицы. Этот уровень показывает долю естественной безработицы в составе всей рабочей силы.

С позиции неоклассической теории, признающей действенными только рыночныe силы, возможность ликвидировать безработицу фактически отрицается.

Более того, неполная занятость многими экономистами признается необходимой для обеспечения гибкости экономики (для быстрого ее роста за счет резервов рабочей силы). Сказывается также мнение о пользе безработицы для поддержания строгой трудовой дисциплины.

Показатель время от времени уточняется с учетом изменения состава рабочей силы.

Так, при увеличении удельного веса молодежи норма естественной безработицы увеличивается (молодым людям труднее найти работу и удержаться на ней).

Например, в США за исходный уровень была принята ее норма середины 60-х годов (4,5 %). В начале 70-х годов уровень естественной безработицы возрос до 5,5 %, а в 80-х годах — до 6 %.

По признанию западных экономистов, безработица сегодня — центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией.

В 70-80-е годы в США они составили 1 трлн.долларов. К тому же потеря работы — это психологический стресс, уступающий по уровню только вызванному смертью ближайшего родственника или заключению в тюрьму.

Американские исследователи установили, что 1 год безработицы отнимает у человека 5 лет жизни. Не трудно также понять, какую потенциальную опасность для общества представляет лишившийся работы человек, брошенный на произвол судьбы.

Известны и тяжелые социальные последствия безработицы: рост наркомании, преступности и увеличение количества самоубийств.

Признание «естественной нормы безработицы» сняло с правительств западных стран часть ответственности за кризис занятости. Но это не освободило государство от необходимости проводить политику занятости.

Источник: https://students-library.com/library/read/90569-problemy-obespecenia-polnoj-zanatosti

Проблемы обеспечения эффективной занятости населения

§ 2. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛНОЙ ЗАНЯТОСТИ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1 ЭФФЕКТИВНАЯ ЗАНЯТОСТЬ, ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ………………5

1.1 Эффективная занятость, ее понятие и сущность…………………………………..5

1.2 Безработица, ее сущность и функции………………………..…….….……………….9

1.3 Государственное регулирование занятости населения……..…..…………………..12

ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ЗАНЯТОСТИ И ИХ РЕШЕНИЕ……………………………………………………….16

2.1 Проблемы обеспечения эффективной занятости населения…………………….16

2.2 Мероприятия по решению проблем обеспечения эффективной занятости населения………………………………………………………………………………..21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………………….26

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………….28

ВВЕДЕНИЕ

Рабочая сила  (труд)  представляет собой важнейший фактор производства,  естественно ограниченный темпами прироста населения.

Поэтому общество в максимальной степени заинтересовано в наиболее полном использовании этого ресурса,  являющимся важнейшим условием эффективности общественного производства в любой стране.

  Показателем использования ресурса труда служит степень занятости населения в той его части,  которая относится к рабочей силе.  При этом саму проблему занятости населения  (труда)  необходимо рассматривать в двух аспектах.

  С одной стороны,  имеется в виду максимально полное использование существующей рабочей силы,  т.е.  сведение к минимуму потерь труда,  связанных с наличием безработицы.

  И это естественно,  труд каждого члена общества –  всегда источник дополнительных благ, в то время как безработица ведет к потерям в виде недовыполненной продукции, недополученных обществом благ. С другой стороны,  имеется в виду максимальная отдача от каждой единицы труда,  от каждого занятого в экономике,  достигаемая повышением производительности труда. Речь идет о том,  что каждый занятый в общественном производстве должен создавать максимально возможное количество товаров и услуг, работал бы с максимальной производительностью.

Создание системы эффективной занятости –  проблема,  постоянно стоящая перед любой экономикой,  но для отечественной экономики она приобретает особую актуальность.

Начавшееся в начале 90-х годов сокращение общей численности населения будет происходить в результате уменьшения численности трудоспособного населения при относительно стабильном уровне иждивенцев в возрасте до 15 лет.

Одновременно с этим резко растет число пенсионеров и соответственно так называемая демографическая нагрузка на работающих.

Большое число научных работ,  касающихся проблем занятости, посвящены,  в основном,  проблемам создания рабочих мест,  вопросам повышения уровня жизни, способам борьбы с невыплатами заработной платы и т.д.

Очевидно, и большинство авторов это отмечают, что в основе этих проблем лежит низкая эффективность труда.  Однако,  как правило,  авторы лишь ограничиваются констатацией этого факта,  не вдаваясь в углубленный анализ взаимосвязи эффективности труда и уровня жизни.

  На самом деле,  проблема эффективной занятости требует более тщательного научного изучения и осмысления.

Безусловно,  проблема снижения безработицы,  т.е.  вовлечение в хозяйственную деятельность как можно большей доли трудоспособного населения имеет большое значение.  Но это только одна сторона проблемы. Рабочая сила, как и любой другой ресурс, имеет количественные ограничения, увеличение численности населения ограничено естественными законами воспроизводства населения.

Научная проблема состоит в выявлении сущности эффективной занятости и механизма ее формирования.

  Но прежде чем рассматривать эту проблему,  необходимо подчеркнуть,  что важнейшими мерами эффекта труда являются потребности общества,  максимальный уровень их удовлетворения, который достигается при таком состоянии экономики,  когда труд распределяется между потребностями в строгом соответствии с их общественной значимостью.

Эффективная система занятости предполагает функционирование механизма, при котором за счет роста производительности труда в традиционных (старых) отраслях высвобождается рабочая сила, которая перераспределяется в новые нарождающиеся отрасли и производства. Именно этот механизм обеспечивает умножение числа отраслей,  постоянный рост выпуска и разнообразия продукции,  а,  следовательно,  и перманентный рост уровня жизни[1].

Цель курсовой работы – рассмотреть сущность эффективной занятости населения, установить проблемы обеспечения занятости и предложить мероприятия по редуцированию данных проблем.

Предмет исследования – занятость населения в современных экономических условиях.

Объект исследования – макроэкономическая ситуация в стране за последнее время.

Теоретической основой являются монограммы отечественных экономистов, учебники по экономике, экономические журналы.

ГЛАВА 1. ЭФФЕКТИВНАЯ ЗАНЯТОСТЬ, ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  
В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ

    1. Эффективная занятость, ее понятие и сущность

Занятость является одним из важнейших макроэкономических показателей. Вместе с тем, занятость имеет социальный характер.

Она отражает потребность людей не только в доходах, но и в самовыражении через общественно полезную деятельность, а также степень удовлетворения этой потребности при определенном уровне социально-экономического развития общества.

Потребность человека в оплачиваемой работе, приоритетность тех или иных сфер общественно полезной деятельности, мера трудового участия, выбор профессии и места работы, трудовая мотивация, заинтересованность в высокоэффективном труде и возможность такого труда, основанная на профессиональной квалификации и работоспособности человека, — все это складывается как результат социальной ориентации человека в обществе, финансово-кредитной политики государства, структурных сдвигов в экономике, развития сферы услуг, реализации политики в области образования и здравоохранения.

Занятость населения представляет собой такую деятельность граждан, которая не противоречит национальному законодательству и направлена на удовлетворение потребностей личности или общества и приносит ее субъекту заработок или доход[2, с. 11]. Из определения следует, что должны учитываться следующие ограничения:

  1. деятельность не должна противоречить законом государства;
  2. она должна быть полезной, рациональной, т.е. удовлетворять личные или общественные потребности;
  3. она должна приносить субъекту доход.

Занятыми считаются граждане:

  1. Работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах);
  2. Зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, т.е.  – индивидуальные предприниматели;
  3. Занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
  4. Выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
  5. Проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
  6. Проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения (далее — органы службы занятости);
  7. Временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
  8. Являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций;
  9. Являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства[3].

С экономической точки зрения, занятость населения рассматривается как стабильное наличие рабочего места, как целесообразная деятельность, приносящая работнику доход в натуральной или денежной форме.

С учетом характера труда различают занятость по найму (наемный труд), а также самостоятельную трудовую деятельность или самозанятость.

Самозанятость – это такая занятость, которая осуществляется по собственной инициативе, самоуправляемая, не имеет общепринятых форм оплаты труда. В современных условиях доминирует первый вид занятости, т.е. наемные отношения.

В занятости, как экономическом явлении, выделяют два аспекта: количественный и качественный. По своему содержанию они соответствуют понятиям полной и эффективной занятости. Предоставления всем желающим и способным трудиться в общественном производстве такой возможности ведет в идеале к полной занятости.

Эффективная же занятость означает такое распределение трудовых ресурсов в территориальном и отраслевом разрезах, по сферам приложения труда и видам деятельности, которое дает возможность в каждый момент времени получить наибольший прирост материальных и духовных благ, предполагает эффективное использование в трудовом процессе каждого занятого.

Даются различные трактовки эффективной занятости населения. Например, с позиции работника, ее понимают как занятость с высокой степенью социальной защиты персонала организации. С позиции интересов работодателей как участников рыночных отношений эффективная занятость означает наибольшую результативность труда при минимальной его оплате [4, с. 100].

Эффективная занятость — это такое использование трудовых ресурсов, при котором достигается максимальный материальный результат и социальный эффект при минимальных затратах труда (в т.ч. рабочего времени), при минимальных социальных издержках.

Многие экономисты под эффективной занятостью в условиях рыночной экономики понимают такую занятость населения, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда.

Такое определение эффективной занятости предполагает всестороннее развитие человека.

Однако, используя такое широкое определение, невозможно измерить эффективную занятость с помощью одного показателя, занятость может быть описана системой показателей, отражающих полноту включения в общественное производство активной части населения. В эти показатели входят:

  1. уровень занятости населения профессиональным трудом;
  2. уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве. Он показывает, с одной стороны, потребность общественного хозяйства в работниках, а с другой —  потребность населения в рабочих местах;
  3. распределение трудовых ресурсов общества по сферам общественно полезной деятельности;
  4. рациональная структура распределения работающих по отраслям и секторам экономики;
  5. оптимизация профессионально-квалификационной структуры работающих. Данный показатель позволяет выявить соответствие профессионально-квалификационной структуры работающего населения структуре рабочих мест, а также определить, насколько система подготовки кадров соответствует потребности экономики в них.
  6. норма безработицы.

В настоящее время в западной экономической литературе популярной является точка зрения о том, что полная и эффективная занятость достигается при наличии так называемой естественной нормы безработицы.

Естественная норма безработицы – это такой ее уровень (при данной структуре спроса и предложения), который удерживает неизменными уровни реальной заработной платы и цен при нулевом приросте производительности труда [5].

Таким образом, получить более или менее точное представление об эффективной занятости можно, только используя систему показателей.

Наиболее часто эффективная занятость исследователями характеризуется с двух точек зрения: с экономической — как наиболее рациональное использование человеческого ресурса и социальной — как наиболее полное соответствие интересам человека труда.

При эффективной занятости решаются две задачи:

1) создается достаточное количество рабочих мест;

2) обеспечиваются необходимой рабочей силой предприятия и организации.

При этом первая задача отражает интересы населения, проживающего на определенной территории, вторая — интересы отрасли, предприятий.

Критерии эффективной занятости должны быть рассмотрены не только с точки зрения работников, работодателей, но и с точки зрения государства (общества), как третьей стороны.

Для государства эффективная занятость означает:

1) рост национального дохода, выпуск общественно полезной продукции, развитие отечественного производства, оздоровление экономики;

Источник: https://www.stud24.ru/economics/problemy-obespecheniya-jeffektivnoj-zanyatosti-naseleniya/427293-1517494-page1.html

§ 2. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛНОЙ ЗАНЯТОСТИ — Естественная безработица.. Экономическая теория, Курс лекций для студентов высших учебных заведений — Е. Ф. Борисов

§ 2. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛНОЙ ЗАНЯТОСТИ

На западе исторически сложились два совершенно разныхподхода к определению полной занятости и безработицы.

Первый связан с мировым экономическим кризисом 1929-1933гг., грозящим социальным взрывом, когда в США, например, каждый четвертыйрабочий оказался за воротами предприятия.

С тех пор в экономической теориипочти сорок лет безработицу рассматривали как социальное зло, кᴏᴛᴏᴩого следуетизбегать любой ценой, а в полной занятости трудоспособного населения виделиважнейшую государственную задачу.

Поиск  рецептов избавления от безработицы былперенесен в сферу рыночных отношений.

Существо исходной теоретической позиции, кᴏᴛᴏᴩую занялиизвестный английский экономист Дж.Кейнс и его последователи, состояло вследующем.

На их взгляд, безработица преимущественно обусловлена недостаточнымсовокупным спросом (платежеспособностью населения) по сравнению с той общейсуммой заработков, кᴏᴛᴏᴩая образуется при полной занятости  людей, желающихработать.

По϶ᴛᴏму политика полной занятости та государства должна состоять вобеспечении достаточного для данных целей совокупного спроса, что предполагаетдаже инфляционное стимулирование роста производства.1 На какое-то не большоевремя ϶ᴛᴏт рецепт против безработицы дает, по-видимому, положительныйрезультат.

  Но нашлись решительные противники предложения изживатьбезработицу с помощью инфляции. Лауреат Нобелевской  премии английскийэкономист Ф.

Хайек выдвинул следующие  контраргументы: «В первую очередь, ɥᴛᴏбыдостичь поставленной цели,  такая инфляция должна была бы постоянно набиратьтемп, достигший бы рано или поздно такой степени, при кᴏᴛᴏᴩой эффективное функционированиерыночной экономики становится  невозможным.

Во-вторых, и ϶ᴛᴏ более важно, вконце концов такая инфляция порождает гораздо большую безработицу, нежели та,кᴏᴛᴏᴩой с самого начала предполагалось воспрепятство-рвать».2

  Кейнсианский подход к регулированию занятоститрудоспособного населения с помощью инфляционного стимулирования экономическогороста был опровергнут не только теоретически, но и на практике.

В 80-е годы вбольшинстве стран Запада была отвергнута кейнсианская политика полнойзанятости.

В противовес ей были уменьшены затраты капитала на покупку рабочей(силы, частично демонтирована сложившаяся к середине 70-х годов системасоциальной защиты трудящихся, в ряде стран были снижены их реальные доходы.При этом и данные меры не уменьшили масштабы безработицы.

Несмотря на то, что в 80-е годы на Западе наблюдался самыйпродолжительный в послевоенной истории период устойчивого экономического роста,масштабы безработицы существенно возросли (табл. 15.2.).

Таблица 15.2. Безработица в развитых капиталистическихстранах

(млн.человек, в среднем за год)

1961-19701971-19801981-19891990199119921993
Всего ОЭСР в т.ч.9,016,128,024,318,829,632,0
США3,55,98,46,96,19,48,7
Япония0,60,91,51,31,21,41,7
Западная Европа4,48,016,314,210,316,118,8

Наблюдаемый сейчас кризис занятости в западных странахвызван глубокой структурной перестройкой экономики, порожденной НТР,интернационализацией производства и обострением международной конкуренции.

Неуклонно сокращается численность работников в большинстве отраслейматериального производства, причем особенно быстро уменьшается спрос намалоквалифицированную рабочую силу. Занятость растет только в сфере услуг.

«Вклад» последней в общее увеличение занятости в США и Японии в 80-егоды составил 80-90 %, в странах Западной Европы — 100 %.

В итоге в 70-х годах сложился второй подход к определениюполной занятости и безработицы. Сейчас стала очевидной недостижимость цели -обеспечить абсолютно полную занятость. Напротив, признаются неизбежными двавида безработицы — структурная и фрикционная. Под фрикционной (лат.

frictio -трение) понимается безработица, связанная с временными затруднениями втрудоустройстве — ожиданием работы людьми, кᴏᴛᴏᴩые стремятся сменить местоработы или профессию.

К ним ᴏᴛʜᴏϲᴙтся, по-видимому, те, кто добровольнооставляет прежнее место труда и ищет другое, кто временно теряет сезоннуюработу или молодежь, выбирающая место, где можно больше заработать. Взначительной мере фрикционная безработица совпадает со структурной.

Попавшим втакое состояние нужно время, ɥᴛᴏбы найти ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие вакантные места,приобрести квалификацию или переехать в другое место.

В западной экономической литературе мы встречаем новоетолкование «полной занятости». Под полной занятостью подраниваетсяϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие численности желающего трудиться населения количеству рабочих мест,но за вычетом так называемой естественной безработицы. Естественная безработица- ϶ᴛᴏ сум-1 структурной и фрикционной безработицы.

С позиции неоклассическойтеории, признающей действенными только рыночныe силы, возможность ликвидироватьбезработицу фактически отрицается. Более того, неполная занятость многимиэкономистами признается необходимой для обеспечения гибкости экономики (длябыстрого ее роста за счет резервов рабочей силы).

Сказывается также мнение опользе безработицы для поддержания строгой трудовой дисциплины.

Сейчас в западной экономической литературе подсчитываетсяестественный уровень безработицы — сумма уровней структурной и фрикционнойбезработицы. Этот уровень показывает долю естественной безработицы в составевсей рабочей силы. Показатель время от времени уточняется с учетом изменениясостава рабочей силы.

Так, при увеличении удельного веса молодежи нормаестественной безработицы увеличивается (молодым людям труднее найти работу иудержаться на ней). К примеру, в США за исходный уровень была принята ее нормасередины 60-х годов (4,5 %).

В начале 70-х годов уровень естественнойбезработицы возрос до 5,5 %, а в 80-х годах — до 6 %.

Неполная занятость человеческого фактора производствананосит ущерб производственному потенциалу страны. Впрочем, он теперьподсчитывается несколько иначе по сравнению с тем определением, кᴏᴛᴏᴩое былодано в 1-й теме.

Производственный потенциал — ϶ᴛᴏ реальный объем валового национальногопродукта, кᴏᴛᴏᴩый экономика в состоянии произвести при относительно полномиспользовании ресурсов (с учетом естественного уровня безработицы).

В случае еслибезработица растет сверх ее естественного уровня, то ϶ᴛᴏ вызывает большиеэкономические и социальные потери.

Известный исследователь макроэкономики Артур Оукен (США)математически выразил отношение между уровнем безработицы и так называемымотставанием — невыпущенной или безвозвратно потерянной продукцией.

Такоеотношение, подувшее название закона Оукена, показывает: если фактическийуровень безработицы превышает ее естественный уровень на 1 %, то отставаниеобъема валового национального продукта составляет 2,5 %.

Это позволяетвычислить потери продукции, связанные с безработицей.

По признанию западных экономистов, безработица сегодня -центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потерипериода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные,например, с монополизацией. В 70-80-е годы в США они составили 1 трлн.долларов.

К тому же потеря работы — ϶ᴛᴏ психологический стресс, уступающий по уровнютолько вызванному смертью ближайшего родственника или заключению в тюрьму.Американские исследователи установили, что 1 год безработицы отнимает учеловека 5 лет жизни. Не трудно также понять, какую потенциальную опасность дляобщества представляет лишившийся работы человек, брошенный на произвол судьбы.

Известны и тяжелые социальные последствия безработицы: рост наркомании,преступности и увеличение количества самоубийств.

Признание «естественной нормы безработицы» сняло справительств западных стран часть ответственности за кризис занятости. Но ϶ᴛᴏне оϲʙᴏбодило государство от необходимости проводить политику занятости.

Источник: http://xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai/book/4155/179061/%C2%A7_2_%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%91%D0%9B%D0%95%D0%9C%D0%AB_%D0%9E%D0%91%D0%95%D0%A1%D0%9F%D0%95%D0%A7%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%AF_%D0%9F%D0%9E%D0%9B%D0%9D%D0%9E%D0%99_%D0%97%D0%90%D0%9D%D0%AF%D0%A2%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%98_-_%D0%95%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%C2%A0_%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B0.html

§ 2. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛНОЙ ЗАНЯТОСТИ: Естественная безработица. На западе исторически сложились два

§ 2. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛНОЙ ЗАНЯТОСТИ

Естественная безработица. На западе исторически сложились два совершенно разных подхода к определению полной занятости и безработицы.

Первый связан с мировым экономическим кризисом 1929-1933 гг., грозящим социальным взрывом, когда в США, например, каждый четвертый рабочий оказался за воротами предприятия.

С тех пор в экономической теории почти сорок лет безработицу рассматривали как социальное зло, которого следует избегать любой ценой, а в полной занятости трудоспособного населения видели важнейшую государственную задачу. Поиск рецептов избавления от безработицы был перенесен в сферу рыночных отношений. Существо исходной теоретической позиции, которую заняли известный английский экономист Дж.Кейнс и его последователи, состояло в следующем. На их взгляд, безработица преимущественно обусловлена недостаточным совокупным спросом (платежеспособностью населения) по сравнению с той общей суммой заработков, которая образуется при полной занятости людей, желающих работать. Поэтому политика полной занятости та государства должна состоять в обеспечении достаточного для этих целей совокупного спроса, что предполагает даже инфляционное стимулирование роста производства.1 На какое-то не большое время этот рецепт против безработицы дает, по-видимому, положительный результат. Но нашлись решительные противники предложения изживать безработицу с помощью инфляции. Лауреат Нобелевской премии английский экономист Ф.Хайек выдвинул следующие контраргументы: «Во-первых, чтобы достичь поставленной цели, такая инфляция должна была бы постоянно набирать темп, достигший бы рано или поздно такой степени, при которой эффективное функционирование рыночной экономики становится невозможным. Во-вторых, и это более важно, в конце концов такая инфляция порождает гораздо большую безработицу, нежели та, которой с самого начала предполагалось воспрепятство-рвать».2 Кейнсианский подход к регулированию занятости трудоспособного населения с помощью инфляционного стимулирования экономического роста был опровергнут не только теоретически, но и на практике. В 80-е годы в большинстве стран Запада была отвергнута кейнсианская политика полной занятости. В противовес ей были уменьшены затраты капитала на покупку рабочей (силы, частично демонтирована сложившаяся к середине 70-х годов система социальной защиты трудящихся, в ряде стран были 1 См.: Кейнс Дх.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: l978. C.76-84, 316-325. Ф. Хaйек. Безработица и денежная политика. Правительство как генератор «делового цикла». — Экономические науки, 1991, № 11. С.6З. снижены их реальные доходы. Однако и эти меры не уменьшили масштабы безработицы. Несмотря на то, что в 80-е годы на Западе наблюдался самый продолжительный в послевоенной истории период устойчивого экономического роста, масштабы безработицы существенно возросли (табл. 15.2.). Таблица 15.2. Безработица в развитых капиталистических странах (млн.человек, в среднем за год) 1961-1970 1971-1980 1981-1989 1990 1991 1992 1993 Всего ОЭСР в том числе 9,0 16,1 28,0 24,3 18,8 29,6 32,0 США 3,5 5,9 8,4 6,9 6,1 9,4 8,7 Япония 0,6 0,9 1,5 1,3 1,2 1,4 1,7 Западная Европа 4,4 8,0 16,3 14,2 10,3 16,1 18,8

Наблюдаемый сейчас кризис занятости в западных странах вызван глубокой структурной перестройкой экономики, порожденной НТР, интернационализацией производства и обострением международной конкуренции.

Неуклонно сокращается численность работников в большинстве отраслей материального производства, причем особенно быстро уменьшается спрос на малоквалифицированную рабочую силу. Занятость растет только в сфере услуг. «Вклад» последней в общее увеличение занятости в США и Японии в 80-е годы составил 80-90 %, в странах Западной Европы — 100 %. В итоге в 70-х годах сложился второй подход к определению полной занятости и безработицы. Сейчас стала очевидной недостижимость цели — обеспечить абсолютно полную занятость. Напротив, признаются неизбежными два вида безработицы — структурная и фрикционная. Под фрикционной (лат. frictio — трение) понимается безработица, связанная с временными затруднениями в трудоустройстве — ожиданием работы людьми, которые стремятся сменить место работы или профессию. К ним относятся, по-видимому, те, кто добровольно оставляет прежнее место труда и ищет другое, кто временно теряет сезонную работу или молодежь, выбирающая место, где можно больше заработать. В значительной мере фрикционная безработица совпадает со структурной. Попавшим в такое состояние нужно время, чтобы найти соответствующие вакантные места, приобрести квалификацию или переехать в другое место. В западной экономической литературе мы встречаем новое толкование «полной занятости». Под полной занятостью подранивается соответствие численности желающего трудиться населения количеству рабочих мест, но за вычетом так называемой естественной безработицы. Естественная безработица — это сум-1 структурной и фрикционной безработицы. С позиции неоклассической теории, признающей действенными только рыночныe силы, возможность ликвидировать безработицу фактически отрицается. Более того, неполная занятость многими экономистами признается необходимой для обеспечения гибкости экономики (для быстрого ее роста за счет резервов рабочей силы). Сказывается также мнение о пользе безработицы для поддержания строгой трудовой дисциплины. Сейчас в западной экономической литературе подсчитывается естественный уровень безработицы — сумма уровней структурной и фрикционной безработицы. Этот уровень показывает долю естественной безработицы в составе всей рабочей силы. Показатель время от времени уточняется с учетом изменения состава рабочей силы. Так, при увеличении удельного веса молодежи норма естественной безработицы увеличивается (молодым людям труднее найти работу и удержаться на ней). Например, в США за исходный уровень была принята ее норма середины 60-х годов (4,5 %). В начале 70-х годов уровень естественной безработицы возрос до 5,5 %, а в 80-х годах — до 6 %. Неполная занятость человеческого фактора производства наносит ущерб производственному потенциалу страны. Впрочем, он теперь подсчитывается несколько иначе по сравнению с тем определением, которое было дано в 1-й теме. Производственный потенциал — это реальный объем валового национального продукта, который экономика в состоянии произвести при относительно полном использовании ресурсов (с учетом естественного уровня безработицы). Если безработица растет сверх ее естественного уровня, то это вызывает большие экономические и социальные потери. Известный исследователь макроэкономики Артур Оукен (США) математически выразил отношение между уровнем безработицы и так называемым отставанием — невыпущенной или безвозвратно потерянной продукцией. Такое отношение, подувшее название закона Оукена, показывает: если фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень на 1 %, то отставание объема валового национального продукта составляет 2,5 %. Это позволяет вычислить потери продукции, связанные с безработицей. По признанию западных экономистов, безработица сегодня — центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией. В 70-80-е годы в США они составили 1 трлн.долларов. К тому же потеря работы — это психологический стресс, уступающий по уровню только вызванному смертью ближайшего родственника или заключению в тюрьму. Американские исследователи установили, что 1 год безработицы отнимает у человека 5 лет жизни. Не трудно также понять, какую потенциальную опасность для общества представляет лишившийся работы человек, брошенный на произвол судьбы. Известны и тяжелые социальные последствия безработицы: рост наркомании, преступности и увеличение количества самоубийств. Признание «естественной нормы безработицы» сняло с правительств западных стран часть ответственности за кризис занятости. Но это не освободило государство от необходимости проводить политику занятости. Политика занятости. В странах Запада за последние 30 с лишним лет действует система социальных амортизаторов (защитных устройств), которые государство применяет для обеспечения экономической безопасности трудящихся. В эту систему входят специальные меры по защите наемных работников от безработицы и обеспечению их права на труд. Первым элементом такой системы является регулирование занятости. Государство предпринимает следующие действия: сокращает законодательно установленную продолжительность рабочего дня и рабочей недели в период массовой безработицы; рекомендует проводить на предприятиях «разделение рабочих мест» между работниками (для увеличения занятости); досрочно увольняет на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2-3 года; создает новые рабочие места и организует общественные работы (в области инфраструктуры — для постройки высококачественных дорог и т.п.), особенно для хронически безработных и молодежи; сокращает предложение рабочей силы на рынке труда: ограничивает иммиграцию (въезд в страну) желающих работать и стимулирует репатриацию (возвращение на родину) иностранных рабочих и др. Другим элементом системы социальных амортизаторов служат биржи труда, созданные еще в первой половине XIX в. Биржи труда — учреждения, которые посредничают между предпринимателями и рабочими при трудовом найме. В современных условиях эти учреждения являются, как правило, государственными. Они занимаются учетом и трудоустройством безработных, содействуют желающим переменить работу, изучают состояние рынка рабочей силы и предоставляют информацию о нем, помогают профессиональной ориентации молодежи. Однако направление на работу, выданное биржами труда, не является обязательным для предпринимателей, которые часто предпочитают нанимать на работу через собственные отделы кадров. Отказ от работы, предложенной биржей труда, обычно влечет за собой лишение пособия по безработице. Следующим элементом системы экономической безопасности трудящихся являются фонды страхования по безработице, оказывающие потерявшим работу материальную помощь. Эти фонды образуются в значительной мере за счет вычетов из заработной платы работающих. В связи со многими ограничениями фондами страхования по безработице может пользоваться меньше половины безработных. При законодательном определении размеров пособий по безработице и продолжительности их выплат возникают серьезные проблемы. Одна из них состоит в том, чтобы правильно определить, на каком уровне установить пособие безработному. Здесь могут быть допущены крайние случаи. Чем выше такое пособие |(по сравнению с наибольшим размером заработной платы), тем меньше стимул искать новую работу. Однако чем меньше величина пособия, тем больше у безработных лишений и страданий, которых нет их собственной вины. Выход состоит, очевидно, в тoм, чтобы найти компромисс между поддержанием стимула к войску нового места труда и избавлением людей от жестокой экономической нужды. Не менее сложной является и другая проблема: на какой срок изготавливать выплату пособий по безработице? Чем короче время Получения материальной помощи, тем меньше возможностей у безработного найти новую работу (особенно при структурной безработице) или приобрести иную профессию. Вместе с тем, чем длительнее срок выплаты пособий по безработице, тем менее активно человек стремится сменить профессию и ищет другую работу. По-видимому, срок материальной помощи должен быть достаточным для того, чтобы безработный вышел из своего кризисного состояния. В разных странах учитывают эти проблемы, но решают их неодинаково, в зависимости от многих конкретных обстоятельств. Так, в 80-е годы размер пособий по безработице и продолжительность их выплаты составляли: в США — 36 % заработка в течение 14 недель; в Японии — 60-80 % заработка в течение 3-12 месяцев в зависимости от возраста безработного и других условий; во Франции — 40 франков в день в дополнение к 42 % заработка в течение 1-2,5 лет, особые пособия в течение 3 лет; в Великобритании — 28,5 фунта стерлингов в течение 52 недель. В Российской Федерации в соответствии с законом «О занятости населения» (от 19 апреля 1991 г.) также создана определенная система социальной защиты от безработицы. Она включает следующие меры: образован Государственный фонд занятости (страховой тариф взносов в этот фонд для всех предприятий составляет 2 % к начисленной оплате труда); установлен период выплаты пособий — 12 месяцев; гражданам, работавшим сравнительно продолжительный срок, устанавливается пособие по безработице в следующих размерах (по отношению к средней зарплате за последние 2 месяца по последнему месту работы): первые 3 месяца — 75 %, следующие 4 месяца — 60 %, в дальнейшем — 45 %; лицам, ищущим работу впервые, выплачивается пособие в размере минимальной месячной оплаты труда; после истечения срока выплаты пособия по безработице оказываются разные виды материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на иждивении (единовременные денежные выплаты, дотации за пользование жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания). Государство гарантирует безработным бесплатное обучение новой профессии (специальности) и повышение квалификации, что делается по направлению службы занятости. На Западе для оценки состояния экономики используют так называемый индекс нищеты — сумму уровней безработицы и инфляции. С первым из этих уровней мы ознакомились. Сейчас IM к изучению второй составляющей «индекса нищеты». Источник: Е. Ф. Борисов. Экономическая теория. 1999

Источник: https://uchebnik-ekonomika.com/teoriya-economiki/problemyi-obespecheniya-polnoy.html

Refpoeconom
Добавить комментарий