§ 2. Налоговая система, ее структура и значение

§ 2. Налоговая система, ее структура и значение: Налоги и их функции. Важнейшую часть доходов государственного

§ 2. Налоговая система, ее структура и значение

Налоги и их функции. Важнейшую часть доходов государственного бюджета составляют налоги. Налоги — это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.

Налоги выполняют две функции: фискальную и экономическую.

Фискальная функция налогов означает, что с их помощью образуются государственные денежные фонды, создающие условия для функционирования государства. Экономическая функция налогов означает их использование для воздействия на экономику, прежде всего через перераспределение национального дохода. Обе функции выступают в единстве, но каждая из них отражает определенную сторону налоговых отношений. Фискальная функция показывает обязанности налогоплательщиков перед государством, а экономическая — обязанность государства перед налогоплательщиками. Налоги могут быть прямыми и косвенными, государственными и местными. Совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением образует налоговый механизм. Государство пр'идает налоговому механизму юридическую форму посредством существующего в каждой стране налогового законодательства. В общих чертах налоговая система в странах с развитой рыночной экономикой характеризуется: прогрессивным характером налогообложения (при этом каждая более высокая ставка налога применима лишь к строго определенной части нало- гооблагаемой суммы); частыми изменениями ставок налогообложения в зависимости от экономической конъюнктуры в стране; наличием разнообразных налоговых льгот и скидок; определением начальных сумм, не облагаемых налогом. Это делает налоговую систему гибкой, способствует ее дифференциро-анному использованию. В современной рыночной экономике основными налогами считаются: подоходный налог, налог на прибыль предприятий, косвенные налоги и взносы на социальное страхование (обособленные от системы общего подоходного налогообложения), о чем свидетельствуют данные табл. 17.1. Таблица 17.1 Структура налоговых поступлений (в % от ВНП) Общая сумма В том числе: подоходный налог налог на прибыль отчисления на социальное страхование косвенные налоги Подоходный налог и налог на прибыль взимаются, как правило, по декларации о доходах и име!рт прогрессивные ставки. Налог на прибыль предприятий зависит от размеров прибыли. Им облагается чистая прибыль до ее распределения (до выплаты дивидендов). Для распределяемой и нераспределяемой прибыли могут существовать различные ставки налогообложения.' Взносы на социальное страхование являются прямым личным налогом, но имеют строго целевой характер. Они складываются из взносов предпринимателей и наемных работников. Ставки этого налога устанавливаются к фонду заработной платы, поэтому для лиц наемного труда — это прямой вычет из их доходов, а для предпринимателей — одна из статей издержек производства. Косвенные налоги — это надбавка к ценам и тарифам. Они распространяются на ограниченный круг торговых и производственных предприятий. цель косвенных налогов — увеличение доходов государственного бюджета. Начиная с 60-х годов в развитых странах налоговая система становится важнейшим

средством государственного воздействия на экономику.

И это не случайно, ибо налоговые мероприятия позволяют перераспределить в государственный бюджет возрастающую долю национального дохода и тем самым использовать их как средство стимулирования экономических процессов. Инструменты воздействия налоговой системы на экономику. Важнейшим инструментом воздействия налоговой системы на экономику выступают налоговые льготы. В США их насчитывается более 100, в Великобритании — около 80. Налоговые льготы носят обычно региональный характер (если предприятие функционирует в отсталом районе) или селективный (если они касаются приоритетных — наукоемких или экспортных производств). Налоговые льготы выражаются прежде всего в пониженных ставках налогообложения для некоторых предприятий, в основном связанных с научно-техническим прогрессом. Кроме того, они могут быть в виде налоговых кредитов — вычетов из величины начальных налогов. Например, от налогообложения освобождается определенная доля прироста затрат на развитие той или иной сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Так, в США в 1962 г. была установлена налоговая скидка для новых капиталовложений в размере 7%. Особенность этой меры состоит в том, что величина льготы в размере 7% новых инвестиций вычитается из суммы налога, а не из всего налогооблагаемого дохода. Тем самым предприятиям снижают на 7% стоимость вновь закупаемого оборудования. Согласно другому закону США (1964 г.) амортизационные отчисления производились со всей стоимости оборудования, включая и ту ее часть, на которую распространяется налоговая скид-,ка. Это дополнительно увеличивало сумму отчислений на возмещение основного капитала. Наконец, налоговой льготой являются отсрочка уплаты налога и полное освобождение от налогов. Такой льготой пользуются в основном малые и вновь образованные предприятия. Например, во Франции акционерные компании полностью освобождаются от налогов на прибыль в течение первых двух лет существования, в третий год налогом облагается 25% прибыли, а вся прибыль облагается налогом лишь с шестого года деятельности компании. Разновидностью налоговых льгот можно считать политику ускоренной амортизации. Ускоренная амортизация впервые стала применяться в США в 1942 г. Затем ее стали использовать и другие страны: в 1948 г. — ФРГ, в I960 г. — Франция, в 1962 г. — Великобритания. Норма амортизации устанавливается в законодательном порядке. До 50-х годов основным методом исчисления нормы амортизации был метод равномерных по годам отчислений от первоначальной стоимости основного капитала. В дальнейшем основными методами стали: метод убывающих отчислений и ускоренный метод уменьшенного остатка. В первом случае норма амортизации устанавливается постоянной от восстановительной (остаточной) стоимости, что обеспечивает постепенность списания затрат. Во втором случае отчисления рассчитываются по более высоким нормам, что позволяет списать основную долю стоимости капитала в течение нескольких первых лет эксплуатации оборудования. Так, Закон об амортизационном списании 1971 г. в США позволил сократить срок амортизации в среднем на 20% по сравнению с нормами 1962 г. Амортизационная налоговая реформа 1981 г. снизила эти сроки уже в среднем на 40%. Транспортные средства были списаны за три года, оборудование — за пять лет, производственные сооружения и здания — за пятнадцать лет. Система ускоренной амортизации, повышая норму амортизации, дает возможность предприятиям вернуть себе стоимость основного капитала до его морального износа, а амортизационные средства использовать для накопления капитала и модернизации оборудования. Вместе с тем при ускоренной амортизации в амортизационный фонд попадает не только сумма возмещения изношенного основного капитала, но и значительная часть прибыли, которая укрывается от налогообложения. Поэтому в практике развитых стран эта мера используется селективно: в тот период и в тех отраслях, когда и где необходимо создать благоприятные условия для предпринимательской деятельности. Манипулирование ставками налогов — обязательный элемент налоговой политики развитых стран. В 80-е годы во многих странах они были значительно снижены. Так, в США с июля 1987 г. ставка налога на прибыль корпораций снижена с 46 до 34%, в Японии в 1989-1990 гг. налог на прибыль снижен с 42 до 37,5%, в Великобритании в 1984-1987 гг. — с 52 до 35%. Во Франции в 1989 г. в целях стимулирования капиталовложений введено разделение ставок налогообложения для распределенной и нераспределенной частей прибыли. В чрезвычайных условиях в некоторых странах вводится дополнительный налог на сверхприбыль предприятий. Он исчисляется как превышение над средним уровнем прибыли за ряд лет. Разнообразные налоговые мероприятия государства имеют противоречивые последствия. С одной стороны, они стимулируют научно-технический прогресс, структурные сдвиги и экономический рост в развитых странах. С другой стороны, государственный бюджет недополучает огромные средства. Так, за 1987- 1991 гг. за счет предоставления корпорациям налоговых льгот федеральным бюджетом США недополучено средств на сумму более 110 млн. долл., что способствовало появлению устойчивых бюджетных дефицитов, усиливающих развитие инфляции. Кроме того, высокие ставки налогов и прогрессивная система налогообложения отрицательно сказываются на уровне сбережений и инвестиций и, следовательно, эффективности экономической системы, ибо сбережения и инвестиции — это функции прежде всего более высоких по доходам групп населения. Поэтому вторая половина 80-х годов характеризуется перестройкой систем налогообложения во всех развитых странах. Главное содержание этой перестройки — сокращение степени перераспределения национального дохода через прогрессивную систему подоходного налогообложения и уменьшение налогов на прибыль предприятий с целью стимулирования их инвестиционной деятельности. В США благодаря реформам 1984 и 1986 гг. существенно уменьшилось число ставок подоходного налога: вместо 15 ставок (от 11 до 50%) были введены три ставки (15, 28 и 33%); были отменены некоторые налоговые льготы, скидки и субсидии. Главное требование к налоговой системе в современных условиях — ее устойчивость, нейтральность по отношению к рыночному механизму, обеспечение равных условий хозяйствования всем субъектам рыночной экономики.

Источник: https://uchebnik-ekonomika.com/teoriya-economiki/nalogovaya-sistema-struktura-26376.html

2.13. Налоговая система, ее задачи, структура и принципы построения

§ 2. Налоговая система, ее структура и значение

Налоговая система. Структура налоговойсистемы. Виды налоговой системы. Принципыпостроения налоговой системы. Задачиналоговой системы

Под налоговой системой понимаютсовокупность предусмотренных налогови обязательных платежей, взимаемыхгосударством, а также принципы, формыи методы их установления, изменения,отмены, уплаты, взимания и контроля.Налоговая система включает в себя:

1) налоговые органы;

2) налоговое законодательство;

3) систему налогов, сборов и пошлин;

4) распределение налогов по уровнямбюджета.

Налоговые системы могут быть:

— прогрессивными;

— пропорциональными;

— регрессивными.

Прогрессивная система налогообложения- метод взимания налогов, при которомставка налога возрастает по мере роставеличины облагаемого дохода или стоимостиимущества.

Прогрессивная система налогообложенияреализует идею вертикальной справедливостии соответственно представляет собойметод взимания налогов, при которомставка налога (т. е. доля, отдаваемаягосударству) возрастает по мере роставеличины облагаемого налогом доходаили стоимости имущества.

Прогрессивноеналогообложение использовалось вРоссии, например, при налогообложенииличных доходов: в 1999 г. годовые доходыграждан до 30 тыс. руб. облагались налогомпо ставке 12%, а свыше 30 тыс. руб. — уже поболее высокой ставке.

Применение такойсистемы означает, что богатые гражданеплатят в виде налогов большую долю своихдоходов, чем менее преуспевающие.

Пропорциональная система налогообложения— метод взимания налогов, при которомиспользуется единая ставка налогообложениянезависимо от абсолютной величины базыналогообложения (дохода, прибыли,имущества и т.д.).

Иными словами, такиеналоги следуют идее горизонтальнойсправедливости.

Пропорциональноеналогообложение применяется в России,например, по отношению к прибылипредприятий: все они платят налог вразмере 20% независимо от суммы полученнойприбыли.

Регрессивная система налогообложения— метод взимания налогов, при которомсхема исчисления налогов построеназеркально по отношению к прогрессивной:в ней предусмотрено снижение ставкиобложения по мере роста абсолютнойвеличины облагаемого дохода илиимущества.

Элементы регрессивностиочень важны для разумного построения,например, схемы обложения личных доходовграждан. Так, в США ставка подоходногоналога по мере роста доходов граждансначала возрастает: 15%, 28%, 33%, а потом —для граждан с самыми высокими доходами— падает до уровня лишь 28%.

И дело не втом, что самые богатые граждане имеютбольшее влияние на правительство и оноидет им навстречу, а в том, что самыебогатые граждане имеют больше возможностейнайти способы ухода от налога.

Лучшеустановить им ставку налога по регрессивнойсхеме, но зато в сумме получить большев бюджет, чем установить ставку оченьвысокую, но не получить ничего.

Каждая из систем налогообложения имеетсвои достоинства и недостатки, и потомуони часто используются в одной и той жестране параллельно, но при построениимеханизмов сбора различных видовналогов. Это связано с тем, что практическивсе страны мира собирают доходы в свойбюджет с помощью не одного, а многихразличных налогов.

Под принципами построения налоговойсистемы понимают базовые положения, наоснове которых формируется налоговоезаконодательство. Принципы можноразделить на три вида: юридические,организационные и экономические.

Юридические принципы налогообложения— это положения налогового права, ккоторым относятся:

а) принцип равного налогового бремени;

б) принцип установления налогов законами;

в) принцип отрицания обратной силыналоговых законов.

Организационные принципы налогообложения— это положения, на которых базируетсяпостроение налоговой системы. К нимотносятся:

а) принцип единства налоговой системы;

б) принцип подвижности и эластичности;

в) принцип стабильности;

г) принцип множественности налогов.

Экономические принципы налогообложениясформулированы еще 200 лет назадшотландским экономистом А. Смитом в егоклассической теории. Они включают:

а) принцип справедливости, которыйутверждает всеобщность обложения иравномерность распределения налоговмежду гражданами соразмерно их доходам;

б) принцип определенности, требующий,чтобы сумма налога, способ и времяплатежа были точно и заранее известныплательщику;

в) принцип удобности, предполагающий,что налог должен взиматься в такое времяи таким способом, который представляетсянаиболее удобным для плательщика;

г) принцип экономии, заключающийся всокращении издержек взимания налогов,в рационализации системы налогообложения.

К основным задачам, стоящим приформировании и в процессе реформированияналоговой системы РФ, в соответствии сНалоговым кодексом Российской Федерацииотносятся:

1) построение стабильной, понятной иединой налоговой си­стемы, установлениеправовых механизмов взаимодействиявсех ее элементов в рамках единогоналогового пространства;

2) создание рациональной налоговойсистемы, обеспечивающей сбалансированностьобщегосударственных и частных интересов,содействующей развитию предпринимательства,активизации инвестиционной деятельности,наращиванию национального богатстваРоссии и благосостояния ее граждан.

Литература: 1, 13, 18, 24,26

Источник: https://studfile.net/preview/2911657/page:34/

Налоговая система: понятие и структура

§ 2. Налоговая система, ее структура и значение

История налоговой системы России началась с переходом на новые рыночные отношения и новую власть. Новое правительство сформировало новую систему налогов и сборов, установило новое законодательство. Первым законодательным проектом был закон «Об основах налоговой системы РФ», который вышел в действие в 1991 году.

В дальнейшем налоговая система России претерпела множество изменений, в итоге в 1998 году появилась первая часть основного законодательства в области налогообложения Налогового Кодекса РФ, а уже в 2000 году и вторая часть, которая стала завершающей.

Далее, еще одним важным событием в налоговой системе было формирование государственной налоговой инспекции, образованной в 1990 году. Затем это государственное подразделение было переименовано в Министерство по налогам и сборам (в 1998 году), а в 2004 году стала действовать Федеральная налоговая служба.

Замечание 1

Надо отметить, что Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность и по сегодняшний день.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Налоговая система является основным и приоритетным элементом экономической деятельности современной страны, четкость и слаженность ее работы определяет уровень развития города, региона и всей страны, так как именно за счет налоговых поступлений развивается в экономическом отношении наше государство, обеспечивается социальная политика и т.д.

Понятие налоговой системы

Налоги и налоговая система – это неотъемлемый элемент экономической деятельности нашей страны и любой другой. Налоги и вся налоговая система призваны пополнять казну государства. Еще с древних времен люди платили налоги, которые назывались иначе и могли иметь не только денежное выражение, но и материальное (например, оброк в виде части урожая).

Любой социум, общество должно существовать за счет финансовых средств, источниками таких средств может быть различная внешнеторговая деятельность страны на международном торговом рынке, но чаще всего бюджет формируется преимущественно из налоговых поступлений, которые гарантирует налоговая система.

Замечание 2

На сегодняшний день налоги в нашей стране имеют разные направления и особенности, разные ставки и налогооблагаемые базы, но та или иначе, все они поступают в казну и обеспечивают существование современного общества.

Налоги платят как физические лица, так и юридические, некоторые налоги совпадают и подлежат уплате и теми и теми, но большая часть налогов носит обособленный характер и подходит только определенной группе налогоплательщиков.

Уплату налогов, сбор, а также управление всеми налоговыми поступлениями обеспечивает налоговая система.

Определение 1

Налоговая система представляет собой совокупность всех мероприятий по сбору, обработки, начислению налогов налогоплательщикам и т.д. с целью обеспечения пополнения бюджета страны.

Налоговая система в целом занимается всеми аспектами по управлению налогами и связями с налогоплательщиками. У налоговой системы огромное количество функций и обязанностей.

Законодательно всю налоговую систему можно контролировать с помощью Налогового Кодекса РФ – это основной законодательный документ, где прописаны все правила и обязанности налоговых органов. Налоговый Кодекс состоит из двух частей.

Помимо Кодекса есть еще целый ряд законодательных актов и законов, направленных на контроль и обеспечение порядка в области налоговой системы.

Структура налоговой службы

Современная структура налоговой системы имеет трехступенчатую структуру:

  • Первая ступень – это Федеральная налоговая служба;
  • Вторая ступень – это Межрегиональная налоговая служба;
  • Третья ступень – это ФНС России.

Первая ступень, самая низшая, Федеральная налоговая служба, эти подразделения размещаются на территории городов и иных поселений, осуществляя контроль за сбором, начислением, обработкой налогов и сборов на подведомственной им территории.

Вторая ступень – Межрегиональная налоговая служба работает уже на территории крупнейших регионов нашей страны и имеет у себя в подчинении все Федеральные налоговые службы, которые входят в состав региона.

Третья ступень – ФНС России занимается осуществлением контроля за работой всех Межрегиональных налоговых служб, а также она призвана решать все самые важные вопросы, которые касаются налоговых поступлений, отчислений и начислений. Также в основных обязанностях ФНС России разрабатывать новые проекты по налоговой системе.

ФНС России – это основное подразделение налоговой системы, во главе стоит руководитель, которого может назначить только правительство РФ в лице Министерства Финансов. Руководитель ФНС России несет большую ответственность за реализацию плановых задач и достижение целей налоговой системы страны.

Такая структура управления обеспечивает полный и своевременный контроль за всеми налоговыми операциями в стране.

Основными задачами существующей налоговой структуры являются:

  • Полный и своевременный контроль за всеми законодательными обязательствами;
  • Правильность начисления и исчисления налогового бремени;
  • Контроль за своевременность оплаты налоговых обязательств налогоплательщиками в каждом городе, регионе и стране;
  • Реализация валютного контроля на территории всей страны в соответствии с законодательством.

Замечание 3

Таким образом, налоговая система – это сложный механизм взаимодействия между всеми субъектами и объектами данной системы. Налоговая система РФ представляет собой целый ряд мероприятий, направленных на реализацию целей и задач данной системы в современных условиях и рамках.

Структура налоговой системы состоит из трех основных ступеней: Федеральная налоговая служба; Межрегиональная налоговая служба; ФНС России, где ФНС России играет главенствующую роль и значение, так как аккумулирует все налоговые процессы в рамках действующего законодательства. Во главе налоговой системы стоит руководитель, который назначается исключительно министром Министерства Финансов РФ.

Источник: https://spravochnick.ru/nalogi/nalogovaya_sistema_ponyatie_i_struktura/

Налоговая система РФ: понятие, элементы и структура

§ 2. Налоговая система, ее структура и значение

Налоговая система РФ — это основа для выполнения государством своих функций и главный источник доходов федерального, региональных и местных бюджетов. В статье мы рассмотрим структуру и основные элементы налоговой системы РФ.

Кратко об истории системы налогообложения  в России

Налоговая система — это… (понятие и структура)

Элементы налоговой системы Российской Федерации

Какие бывают налоги в РФ

Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО, ЕНВД и т. д.

Как лучше выбрать систему налогообложения

Итоги

Кратко об истории системы налогообложения в  России

Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ».

Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть.

Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.

Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу.

В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ.

С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.

Налоговая система — это… (понятие и структура)

Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.

Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:

  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:

  • Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.
  • Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.
  • Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).

Кроме того, на основании НК РФ Минфин РФ и ФНС РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснения, письма и другие подобные документы. Они необходимы для конкретизации положений и статей НК РФ и других федеральных законов РФ в области налогообложения. Такие документы разъясняют непонятные с точки зрения налогоплательщиков ситуации и могут составляться на основании их обращений.

Подробнее о федеральных, региональных и местных налогах читайте в этой статье.

Элементы налоговой системы Российской Федерации

Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.

В структуру налоговой системы России включены:

  • все налоги, страхвзносы и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;
  • субъекты обложения налогами и сборами;
  • нормативно-правовая основа;
  • государственные органы власти в области налогообложения и финансов.

Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.

Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ.

Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы.

В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (2-НДФЛ, 6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).

К системе налоговых органов РФ относятся:

  • Министерство финансов РФ.
  • Федеральная налоговая служба РФ.

Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.

Главными функциями ФНС РФ являются:

  • учет плательщиков налогов и сборов;
  • контроль за выполнением требований налогового законодательства;
  • надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.

О налоговых проверках читайте в нашей одноименной рубрике «Налоговые проверки».

ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. В ее состав входят:

  • Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ.
  • Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции.

Какие бывают налоги в РФ

Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2019 года.

Подробнее об эксперименте по налогообложению самозанятых читайте здесь.

Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДС;
  • акцизы;
  • водный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • госпошлина.

В эту категорию попадают и специальные налоговые системы: УСН, ЕНВД, раздел продукции, ЕСХН и ПСН (патент).

Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ.

Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.

Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика.

Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством.

В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.

Более подробно о прямых и косвенных налогах читайте в статье «Какие налоги относятся к прямым и косвенным (таблица)?».

Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО, ЕНВД и т. д

Выбор системы налогообложения в России для хозсубъектов  – важное мероприятие, позволяющее определить налоговое бремя для бизнеса. Рассмотрим основные виды налогообложения в России.

Налоговая система РФ включает в себя 5 режимов налогообложения плюс еще один экспериментальный (с 2019 года):

  1. Основная система налогообложения (ОСНО).

Данный режим присваивается хозсубъекту автоматически сразу после регистрации в ИФНС. Его могут использовать как ООО, так и ИП. Налогоплательщик вправе перейти на  спецрежим при соблюдении установленных налоговым законодательством условий.

  1. Упрощенная система налогообложения (УСНО).

УСНО вправе применять налогоплательщики, у которых:

  • среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;
  • остаточная стоимость амортизируемых основных средств не более 150 млн руб.;
  • доходы за 9 мес. не превышают 112,5 млн руб.
  1. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Данный спецрежим могут применять только те хозсубъекты, деятельность которых поименована в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, а среднесписочная численность персонала не превышает 100 человек.

Кто вправе применять ЕНВД см. здесь.

  1. Единый сельхозналог (ЕСХН).

Данный режим вправе использовать только сельхозпроизводители.

О подробностях применения ЕСХН читайте в рубрике «ЕСХН».

ПСН вправе применять исключительно индивидуальные предприниматели. Смысл данного режима заключается в том, что коммерсант покупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев.

Подробности см. здесь.

Как лучше выбрать систему налогообложения

 Данный режим имеет самую высокую налоговую нагрузку:

НалогОООИП
Налог на прибыль20%
НДФЛ13%
НДС10 или 18% (с 01.01.2019 — 20%) от суммы наценки в зависимости от вида товаров
АкцизыСтавка зависит от вида продукции
Налог на имуществоСтавка устанавливается региональными властями
НДПИСтавка зависит от вида ископаемых
Транспортный налогСтавка устанавливается региональными властями и зависит от мощности ТС
Водный налогСтавка зависит от вида водного объекта

Если ваш бизнес только начинает развиваться, советуем обратить внимание на спецрежимы. Рассмотрим основные УСНО и ЕНВД:

Налогоплательщику прежде всего следует определиться с видом объекта налогообложения. При УСНО их 2:

ПлюсыМинусы
Доходы (6%)Доходы минус расходы (15%)Доходы (6%)Доходы минус расходы (15%)
Единый налог заменяет налог на прибыль (НДФЛ для ИП), НДС, налог на имущество (за исключением налога, исчисляемого с кадастровой стоимости недвижимости)Закрытый перечень расходов, на которые можно уменьшить полученные за год доходы
В ФНС подается одна декларация по итогам годаПри убытке уплачивается минимальный налог в размере 1% от величины доходов
Бухучет ведется в упрощенном варианте
Сумму налога можно уменьшить на  сумму перечисленных страхвзносовНедоступно открытие филиалов

Чтобы решить какой вид УСН выбрать, нужно изучить величину документально подтвержденных расходов. Если она составляет не менее 60% от суммы доходов, то выгоднее УСН 15%, если менее, то лучше выбрать УСН 6%.

Нюансы применения УСН см. в разделе «УСН».

Для применения ЕНВД величину предполагаемого дохода устанавливает государство. При ЕНВД не платится налог на прибыль, НДС, налог на имущество, за исключением установленных  законом случаев.

О плюсах и минусах применения ЕНВД читайте здесь.

Итоги

Налоговая система России предполагает комплексное взаимодействие всех элементов, образующих ее структуру.

К элементам налоговой системы РФ относятся: налоги и сборы, их плательщики, нормативно-правовая база и органы государственной власти в налоговой сфере. Структура системы РФ в области налогообложения имеет 3 уровня: федеральный, региональный и местный.

На каждом из этих уровней принимаются соответствующие законодательные акты, которые не должны противоречить положениям Налогового кодекса и Конституции РФ.

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Источник: https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_sistema_rf/nalogovaya_sistema_rf_ponyatie_elementy_i_struktura/

Налоговая система РФ, её структура и значение

§ 2. Налоговая система, ее структура и значение
Читать далее: Структура и классификация налогов

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Экономическая сущность и структура налоговой системы РФ……………..5
1.1.Экономическая сущность налогов………………….……………………..5
1.2.Структура и классификация налогов………………………………………8
2. Роль и значение системы налогов и сборов РФ…..………………………….17
2.1.Функции налоговой системы………………………………………………17
2.2.Налоги как инструмент государственной политики…………………….21
3. Основные недостатки действующей системы налогообложения и пути их оптимизации……………………………………………………………………..22
3.1.Недостатки налоговой системы России………………………………..22
3.2.Пути оптимизации налоговой системы России…………………………24
Выводы и предложения…………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………………..27
Приложения ……………………………………………………………………..29

Введение

В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система.

Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач.

Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства.

Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка, способствующего созданию рыночных отношений.

Вводя налоги, государство изымает у предприятий часть их доходов в свою пользу. Реализация фискальной функции налогов, связанной с формированием доходной части всех звеньев бюджетной системы, обеспечивает перераспределение национального дохода и создает условия для эффективного государственного управления.

Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.

 Целью работы является анализ и изучение налоговой системы России. Для достижения этой цели нами поставлены следующие задачи:

1.   дать полное, раскрывающее все стороны определение понятию налоговая система;

2.   рассмотреть структуру налоговой системы РФ;

3.   определить роль и значение налоговой системы РФ в системе государственного регулирования;

4.   выявить все недостатки и преимущества действующей системы, и рассмотреть существующие пути оптимизации налоговой системы РФ.

Поставленные нами задачи в полной мере объясняют структуру данной курсовой работы. Первая глава работы посвящена структуре налоговой системы РФ. Она раскрывает такие понятия как сущность налогов и описывает действующую налоговую систему.

Во второй главе подробно изложены роль и значение налоговой системы, раскрыты её основные функции.

Третья глава, заключительная, описывает все недостатки и преимущества существующей сегодня налоговой системы и методы и пути оптимизации системы налогов и сборов в РФ.

В заключении сформулированы основные выводы по проведённой работе.

1. Структура налоговой системы РФ.

1.1. Экономическая сущность налогов

Налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны. Все налоги являются основными источниками доходов государственного бюджета.

Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог — это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни.

Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения и того влияния, которое оказывает налог в конечном итоге на частные хозяйства и хозяйство как единое целое. Следовательно, экономическую природу налога следует искать в сфере производства и распределения.

Как известно, реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от степени развития его демократических форм. П.Прудон верно подметил, что «в сущности вопрос о налоге есть вопрос о государстве»[1].

История свидетельствует, что налоги — более поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги назывались «auxilia» (помощь) и носили временный характер.

Еще в первой половине 17 века английский парламент не признавал постоянных налогов на общегосударственные нужды, и король не мог ввести налоги без его согласия.

Однако постоянные войны и создание огромных армий, не распускаемых и в мирное время, требовали больших средств, и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов.

Налог становится настолько обычным источником государственных средств, что известный политический деятель Северной Америки Б.Франклин мог сказать, что «платить налоги и умереть должен каждый». На исключительное значение налогов для государства, но уже с классовых позиций, обращал внимание К.Маркс: «Налог — это материнская грудь, кормящая правительство»[2].

Когда же население примирилось с налогами, и они превратились в основной источник государственных доходов, стали создаваться теории, названные индивидуалистическими. Наиболее известными являются теория выгоды, обмена эквивалентов, услуги-возмездия.

Теория обмена услуг соответствовала условиям средневекового строя. Государственное хозяйство питалось тогда доходами с доменов (государственное имущество: леса, земля), поступлениями налогов «покупалась» защита правительства.

Теория выгоды возникла в эпоху просвещения, когда налог стал рассматриваться как плата, вносимая каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности.

В основе определений налога лежит представление о договорном происхождении государства. Особое место в индивидуалистических теориях занимает классическая школа в лице А.Смита, Д.Рикардо и их последователей, заслуга которых состоит в разработке вопроса экономической природы налога. А.

Смит первым исследовал экономическую природу налога. Он считал, что государственные расходы носят непроизводительный характер, но с другой стороны, можно заключить, что теория непроизводительности государственных услуг не мешает А.

Смиту признавать налог справедливой ценой за оплату услуг государству.

Учение о правовом государстве приводит финансовую науку к идее принудительного характера налога и к появлению новых теорий: теории жертвы и теории общественных потребностей. Эти теории трактовали налог как необходимое участие в покрытии государственных расходов, как обязанность.

Теория жертвы — одна из первых теорий, которая содержит идею принудительного характера налога. С.Ю.Витте в лекциях, прочитанных Великому князю Михаилу Александровичу, определял налог как «принудительные сборы с дохода и имущества, взимаемые в силу верховных прав государства ради осуществления высших целей»[3].

Теория общественных потребностей отразила реалии последней четверти 19 — начала 20 в., обусловленные резким ростом государственных расходов и необходимостью обоснования увеличения налогового бремени. Так Ф.

Нитти определяет налог как «часть богатства, которую граждане дают государству и местным органам ради удовлетворения коллективных потребностей»[4]. Теория коллективных потребностей и налога как источника их удовлетворения, разработанная и сформулированная неоклассиками.

, была полностью принята кейнсианцами с поправкой на «общественные потребности» вместо «коллективных».

Для российской науки актуальность и сложность проблем налогов и налогообложения состояла в том, что советское «общество законодательно провозгласило построение первого в мире государства без налогов».

Это значит, что в советский период не было никаких научных разработок в области налогов. Осуществление экономической реформы в России означало необходимость проведения налоговой реформы, связанных с ней теоретических исследований и принятия налогового законодательства.

Одной из первых проблем, которую надо было решить, это уточнить содержание категории «налог».

С правовых, юридических позиций налоги это установленные законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки изъятия государством части доходов предприятий, организаций, населения.

 С экономических позиций налоги представляют главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого финансовыми органами в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных ресурсов.

Налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства, местных бюджетов денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития, стоящими перед народом, страной, отраслями в целом.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления хозяйственных программ и т.п.

Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Читать далее: Структура и классификация налогов

… деятельности. Налоговые органы решают не только вопросы налогообложения, но и ведут акты гражданского состояния, перепись населения и содействуют обеспечению общих выборов.

Налоговая система Швеции включает множество прямых и косвенных налогов и сборов.

Наиболее важными прямыми налогами являются государственный и местный подоходные налоги и государственный налог на собственность. Прямыми …

… налоговой системы на примере Архангельской области; 3. Определить налоговую политику; Объектами исследования являются местный, региональный и федеральный бюджеты.

Глава 1 Перспективы развития налоговой системы РФ   1.

1 Укрепление налоговой базы региональных и местных бюджетов Архангельской области в условиях кризиса В настоящее время основным источником формирования бюджета в регионах …

… , что недопустимо. При незначительных же суммах исковых требований высокий процент пошлины может остановить истца от предъявления незаконных или необоснованных требований.

В российской налоговой системе преимущественно устанавливаются и применяются пропорциональные ставки налогообложения.

При пропорциональном налогообложении для каждого налогоплательщика равна ставка (а не сумма) налога. Ставка …

… практикой осуществления расчетов за реализованную продукцию через счета специально создаваемых структурных подразделений и «третьих лиц». Модель налоговой реформы Черника Д.Г.

Одним из наиболее известных людей, предлагающих модели реформирования налоговой системы является Черник Д.Г.

Он выделяет среди недостатков существующей налоговой системы несовершенство законодательной базы, возникшее …

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/117699

Refpoeconom
Добавить комментарий