§ 2. Монетаризм

Монетаризм

§ 2. Монетаризм

Монетаризм (Monetarism) — макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли. Монетаризм возник в 1950-е годы как ряд эмпирических исследований в области денежного обращения.

Несмотря на то, что основоположником монетаризма считают М. Фридмана, название новой экономической теории дал К. Бруннер. Милтон Фридмен – профессор Чикагского университета, в 1976 г.

стал лауреатом Нобелевской премии по экономике за анализ потребления, истории денежного обращения и разработку монетарной теории (не следует путать монетаризм с монетарной теорией (monetary theory), как разделом экономической теории, исследующим процессы воздействия денег и кредитно-денежной политики на состояние экономики в целом. Монетарные идеи и инструменты присутствуют во всех экономических течениях).

Монетаризм прошел три этапа развития:

  • 1-й этап (1950–1960 гг.) был посвящен созданию нового варианта количественной теории денег (quantity theory of money), инфляции, изучению причин экономического цикла и полемике с кейнсианской политикой, основанной на бюджетных методах.
  • 2-й этап (1970–1980-е гг.) ознаменовался господством идей монетаризма в экономической теории и экономической политике. На этом этапе разрабатывалась концепция государственной политики и отстаивались идеи экономической свободы и свободы личности.
  • Для 3-го этапа (с 90-х гг.) характерно дальнейшее изучение теоретических инструментов монетаризма и начавшийся на практике отход от «чистой» монетарной политики в связи со смещением главных акцентов в экономике с вопросов инфляции на проблемы занятости, темпов роста, доходов.

Монетаризм внес большой вклад в развитие современной теории денег, инфляции, государственной политики контроля денежного обращения. Монетаризм стал важной частью современного неоклассического течения экономической мысли.

Толкование того, что изменения цен зависят от объема денежной массы, пришло в экономическую теорию с античных времен. Так, еще в III веке до н.э. об этом утверждал известный древнеримский юрист Юлий Павел. Позже, в 1752 г. английский философ Д. Юм в «Очерке о деньгах» изучал связь между объемом денежных средств и инфляцией.

Юм утверждал, что повышение денежного предложения приводит к постепенному увеличению цен для достижения ими первичной пропорции с объемом денег на рынке. Эти взгляды разделяли и большинство представителей классической школы политической экономии. К моменту написания Дж. С.

Миллем «Принципов политической экономии» в общем виде уже сложилась количественная теория денег. К определению Юма Милль добавил уточнение о необходимости постоянной структуры спроса, поскольку он понимал, что предложение денег может изменять относительные цены.

При этом он утверждал, что увеличение денежной массы не ведет к автоматическому росту цен, так как денежные резервы или товарное предложение также могут увеличиваться в сравнительных объемах.

В рамках неоклассической школы И. Фишер в 1911 г. предоставил количественной теории денег формальный вид в своем знаменитом уравнении обмена:

MV = PQ,

где М — количество денег в обращении;
V — скорость обращения денег;
Р — уровень цен;
Q -реальный объем производства.

По своей сути это уравнение является тождеством, поскольку оно верно по определению. При этом Фишер показал, что в краткосрочном периоде скорость обращения денег изменяется очень медленно, а потому ее можно принять за постоянную величину.

Модификация данной теории Кембриджской школой (А. Маршалл, А. Пигу) формально выглядит следующим образом:

М = kPY,

где k — доля наличных денежных средств в обороте;
Y — размер реального дохода.

Принципиально данные подходы отличаются тем, что Фишер придает основное значение технологическим факторам, а представители Кембриджской школы — выбору потребителей. При этом Фишер, в отличие от Маршалла и Пигу, исключает возможность влияния процентной ставки на спрос на деньги.

Несмотря на научное признание, количественная теория денег не выходила за пределы восприятия академических кругов. Это было связано с тем, что до Дж. М.

Кейнса полноценной макроэкономической теории еще не существовало, а потому теория денег не могла получить практического применения. После своего появления, кейнсианство сразу заняло доминирующее положение в макроэкономике того времени.

В эти годы количественную теорию денег развивала лишь небольшая группа экономистов, но, несмотря на это, были получены интересные результаты. Так, К. Варбуртон в 1945-1953 гг.

обнаружил, что увеличение денежной массы приводит к росту цен, а краткосрочные колебания ВВП связаны с предложением денег. Его работы предвидели появление монетаризма, однако, научное сообщество не обратило на них особого внимания.

В 1950 г. М. Фридман возглавил проект по изучению денежного фактора в деловом цикле в рамках Национального бюро экономических исследований. В результате интенсивных эмпирических исследований в 1956 г.

вышла его знаменитая статья «Количественная теория денег: новая версия». В 1963 г. в соавторстве с А.

Шварц Фридман опубликовал фундаментальный труд «Монетарная история Соединенных Штатов, 1867-1960», которая значительно повлияла на дискуссию 1960-х гг. об экономической политике.

В 1963 г. выходит известная работа Фридмана, написанная им в соавторстве с Д. Мейселменом, «Относительная стабильность скорости денежного обращения и инвестиционный мультипликатор в Соединенных Штатах за 1897-1958 гг.», которая вызвала бурные дискуссии монетаристов и кейнсианцев. Авторы статьи критиковали стабильность мультипликатора расходов в кейнсианских моделях.

По их мнению, номинальные денежные доходы зависели исключительно от колебания предложения денег. Сразу же после выхода статьи точка зрения авторов подверглась жесткой критике со стороны многих экономистов. При этом главной претензией была слабость математического аппарата, используемого в данной работе. Так, А. Блиндер и Р.

Солоу позже признали, что такой подход «очень простой для освещения любой экономической теории».

В 1968 г. выходит статья Фридмана «Роль монетарной политики», что повлияло на дальнейшее развитие экономической науки. В 1995 г. Дж.

Тобин назвал эту работу «наиболее значительной из когда-либо опубликованных в экономическом журнале». Эта статья положила начало новому направлению экономических исследований — теории рациональных ожиданий.

Под ее влиянием кейнсианцам пришлось пересмотреть свои взгляды на обоснование активной политики.

Ключевые положения количественной теории денег:

1. Спрос на деньги и предложение денег. Утверждая, что спрос на деньги аналогичный спросу на другие активы, Фридман впервые применил теорию спроса на финансовые активы к деньгам. Согласно теории монетаризма, спрос на деньги зависит от динамики ВВП, а функция спроса на деньги стабильна.

При этом предложение денег нестабильно, поскольку оно зависит от непредсказуемых действий правительства. Монетаристы утверждают, что в долгосрочном периоде реальный ВВП прекратит свой рост, поэтому изменение предложения денег не будет оказывать на него никакого действия, и будет влиять только на уровень инфляции.

Этот принцип стал базовым для монетаристской экономической политики и получил название «нейтральности денег». Позже научные исследования доказали ошибочность такого подхода.

2. Монетарное правило.

В связи с действием принципа нейтральности денег монетаристы выступали за законодательное закрепление монетарного правила, согласно которому денежное предложение должно расширяться с такой же скоростью, как и темп роста реального ВВП.

Соблюдение этого правила имеет целью устранить непредсказуемое влияние антициклической денежно-кредитной политики. По мнению монетаристов, постоянно увеличивающееся денежное предложение будет поддерживать спрос на деньги, не вызывая при этом рост инфляции.

Несмотря на логичность данного утверждения, оно сразу стало объектом острой критики со стороны кейнсианцев. Они утверждали, что бессмысленно отказываться от активной кредитно-денежной политики, поскольку скорость обращения денег не стабильна, а постоянный рост денежного предложения может привести к значительным колебаниям совокупных расходов, что дестабилизирует экономику.

3. Монетаристская концепция инфляции. По мнению монетаристов, инфляция возникает в случае, когда темпы роста количества денег превышают темпы роста экономики. В начальный период население не ждет долговременного роста цен и рассматривает каждое повышение цен как временное.

Субъекты экономики продолжают сохранять количество наличности, необходимое для поддержки своих потребностей, на привычном для них уровне. Однако, если цены продолжают расти, то население начинает ожидать дальнейшего роста цен.

Поскольку покупательная способность денег снижается, то они становятся дорогим средством хранения активов, и люди будут пытаться уменьшать сумму сохраняемой наличности. Это способствует повышению цен, заработной платы и номинальных доходов. В результате реальные денежные остатки продолжают снижаться.

На данной стадии цены растут быстрее, чем количество денег. Если темп роста денежной массы стабилизируется, то и темп роста цен также стабилизируется. При этом повышение общего уровня цен может отражать различные соотношения с ростом количества денег.

При умеренной инфляции цены и денежная масса растут, как правило, одинаковыми темпами. При высокой инфляции цены растут значительно быстрее объема денег, вызывая снижение реальных доходов.

4. Естественная норма безработицы. Важное место в аргументации монетаристов занимает концепция «естественной нормы безработицы». Под естественной безработицей понимается добровольная безработица, при которой рынок труда находится в уравновешенном состоянии.

Уровень естественной безработицы зависит как от институциональных факторов (например, от активности профсоюзов), так и от законодательных (например, минимального размера оплаты труда).

Естественная норма безработицы — это уровень безработицы, который удерживает в стабильном состоянии реальную заработную плату и уровень цен (при отсутствии роста производительности труда).

По мнению монетаристов, отклонения безработицы от его уравновешенного состояния могут происходить только в краткосрочной перспективе. Если уровень занятости выше естественного уровня, то инфляция растет, если ниже — то снижается.

Таким образом, в среднесрочной перспективе рынок приходит в уравновешенное состояние. Исходя из этих предпосылок, был сделан вывод, что политика в сфере занятости должна быть направлена ​​на сглаживание колебаний уровня безработицы от его естественной нормы.

При этом для уравновешивания рынка труда было предложено использовать инструменты денежно-кредитной политики.

5. Гипотеза постоянного дохода. В работе «Теория функции потребления» (1957) М.

Фридман объяснил поведение потребителей, выдвинув гипотезу постоянного дохода, в соответствии с которой постоянный доход соответствует уровню среднего дохода, а временный доход эквивалентен случайному отклонению от его среднего значения.

По мнению Фридмана, потребление зависит от постоянного дохода, поскольку потребители сглаживают колебания временного дохода сбережениями и заемными средствами. Согласно гипотезе постоянного дохода потребление пропорционально постоянному доходу.

Основные положения концепции М. Фридмана.

  1. Регулирующая роль государства в экономике должна быть ограничена контролем за денежным оборотом.
  2. Рыночная экономика — саморегулирующаяся система. Диспропорции и другие негативные проявления связаны с избыточным присутствием государства в экономике.
  3. Денежная масса влияет на величину расходов потребителей. Увеличение массы денег приводит к росту производства, а после полной загрузки мощностей — к росту цен и инфляции.
  4. Инфляция должна быть подавлена ​​любыми средствами, в том числе и за счет сокращения социальных программ.
  5. При выборе темпа роста денег необходимо руководствоваться правилами «механического» прироста денежной массы (правило Фридмана), которое отражает два фактора:
    • уровень ожидаемой инфляции;
    • темп прироста ВВП.
  6. Саморегулирование рыночного хозяйства. Монетаристы считают, что рыночное хозяйство в силу внутренних тенденции стремится к стабильности и самоналадке. Если возникают диспропорции, то это происходит, прежде всего, в результате внешнего вмешательства. Данное положение направлено против идей Кейнса, поддержка которым государственного регулирования экономики ведет, по мнению монетаристов, к нарушению нормального хода хозяйственного развития.
  7. Количество государственных регуляторов должно быть сокращено до минимума. Исключается или снижается роль налогового и бюджетного регулирования.
  8. Главным регулятором, влияющим на хозяйственную жизнь, являются «денежные импульсы» в виде регулярной денежной эмиссии. Монетаристы указывают на взаимосвязь между изменением количества денег и циклическим развитием хозяйства. Эта идея была обоснована в 1963 г. в работе Фридмана и Шварца «Монетарная история Соединенных Штатов, 1867-1960». На основе анализа фактических данных был сделан вывод о том, что от темпов роста денежной массы зависит последующее наступление той или иной фазы делового цикла. В частности, нехватка денег является главной причиной возникновения депрессии. Исходя из этого, монетаристы считают, что государство должно обеспечить постоянную денежную эмиссию, величина которой будет соответствовать темпу прироста общественного продукта.
  9. Отказ от краткосрочной денежной политики. Поскольку изменение денежной массы сказывается на экономике не сразу, а с некоторым опозданием (лагом), то краткосрочные методы экономического регулирования, предложенные Кейнсом, необходимо заменить на долгосрочные, рассчитанные на их длительное и постоянное воздействие на экономику.

Итак, согласно взглядам монетаристов, деньги являются главной сферой, определяющей движение и развитие. Спрос на деньги имеет постоянную тенденцию к росту, что определяется склонностью к сбережениям, а поэтому для обеспечения соответствия между спросом на деньги и их предложением необходимо постепенно (определенным темпом на основе правила Фридмана) увеличивать количество денег в обращении.

(См. Концепции и теории денег, Правила монетарной политики, Ямайская валютная система)

Источник: https://discovered.com.ua/glossary/monetarizm/

4.2 Монетаризм

§ 2. Монетаризм

Проблемыв развитии мировой экономики вызвалине только пересмотр кейнсианских идей,но и возрождение неоклассическойконцепции, в которой содержитсяобоснование необходимости ограниченияроли государства в экономике, сведениеее к минимуму. В современной неоклассическойтеории выделяют три основных направления:монетаризм, новая классическаямакроэкономика (теория рациональныхожиданий), экономика предложения.

Термин«монетаризм» введен Карлом Бруннеромв 1968 г. и может иметь два значения:

1)это теория о ведущей роли денег иденежно-кредитного механизма в современномрыночном хозяйстве, что и определяетназвание концепции, а также особыйподход к проблемам воспроизводства,социальной политики, международныхэкономических отношений и борьбы спреступностью;

2) это политика, направленная на регулированиеденежной массы в обращении и процентныхставок для обеспечения экономическогороста экономической и социальнойстабильности.

Монетаризм сформировался в 1950-70 е годы. Главойшколы монетаризма считается американскийэкономист Милтон Фридмен, основательЧикагской школы неоклассическоговозрождения. К представителям монетаризматакже относятся К. Брукнер, А. Шварц, Р.Селден, Ф. Кейген. М.

Фридман в послевоенныегоды участвовал как советник в реализации плана Маршалла – программы экономическоговозрождения стран Западной Европы, в1980-е годы был экономическим советникомР. Рейгана, участвовал в разработкепрограммы либерального реформированияИзраиля, Чили.

Его основные работы«Капитализм и свобода» (1962), «Монетарнаяистория Соединенных штатов» (1963 г. всоавторстве со Шварцем), сборник статей«Оптимальное количество денег и другиеочерки» (1969 г), «Хозяева свой судьбы»(1980, в соавторстве с Р.

Фридмен), «Тираниястатус-кво» (1984, в соавторстве с Р.Фридмен).

Подвлиянием популярности идей монетаристовстали быстро развиваться и иныенеоклассические теории, такие как«экономика предложения», теориярациональных ожиданий.

Распространениемонетаризма пришлось на 1970-е годы, когдаэкономика Запада переживала новое длясебя явление, получившее названиестагфляции – это одновременный ростуровня цен и уровня безработицы.Неоклассики считают, что кризис 1973-75гг. показал ошибочность идей кейнсианства.

Распад социалистического лагеряспособствовал распространениюмонетаризма. Западные эксперты,придерживающиеся монетаризма, и ихпоследователи оказали существенноевлияние на рыночные реформы ввосточно-европейских и постсоветскихгосударствах.

Однако низкая результативностьэтих рекомендаций вызвала в 1990-е годысерьезные сомнения в их универсальности,что способствовало снижению авторитетаэкономикса.

Вотличие от неоклассиков конца XIX-начала XXвека монетаристы рассматривают немикро-, а макроэкономические проблемы.

Монетаристы исходят из того, что рыночнаяэкономика способна к эффективномусаморегулированию, поэтому необходимоограничить государственное вмешательствов экономику, в частности, уменьшить долюВВП, перераспределяемого черезгосударственный бюджет.

Роль государства– это роль судьи в спортивном состязании.Ограниченность государственноговмешательства неоклассики связываютс тем, что

-правительство блокирует работу рыночныхрегуляторов вместо того, чтобы дополнятьих;

-государство способно создаватьдополнительный спрос, но не можетувеличить товарное предложение, посколькугосударственные услуги – это прямойвычет из ВВП;

-правительство по политическим причинамориентировано на краткосрочнуюперспективу (правительству нужно какможно быстрее успокоить граждан) вотличие от рыночного механизма, которыйсрабатывает не сразу, но дает болееустойчивые результаты.

Помнению монетаристов, экономическаятеория должна представлять собой нетолько академическую науку, но и определенную идеологию, т.е целостнойсистемы ценностей и нормативных принциповжизни общества. По мнению М.

Фридмана,главная ценность экономическойдеятельности, это свобода, когда навыбор человека не действуют ограничениясо стороны других людей.

В частностиФридман пришел к выводу, что политикаправительства по борьбе с потреблениемнаркотиков нарушает свободу граждан,поскольку любой из них должен иметьправо добровольно выбирать междуздоровым образом жизни и фактическимсамоубийством, вызванным потреблениемнаркотиков.

Справедливоеравенство по Фридману– это равенствоне результатов, а возможностей, когдакаждый в принципе должен иметь если неравные, то, по крайней мере, близкиевозможности строить свою жизненнуюкарьеру.

Воснове монетаризма лежит количественнаятеория денег, которая в классическомвиде сформулирована И. Фишером в 1912 г.:MV=PQ

Представителикембриджской неоклассической школызаписали уравнение следующим образом:М=kPQ,

гдеk=1/V–часть произведенного продукта, которыйлюди стремятся хранить в ликвиднойформе.

Праваячасть представленных уравненийхарактеризует спрос на деньги, левая –предложение денег.

Монетаристысчитают, что предложение денег автономно,поэтому действия правительства попродаже облигаций и дополнительнойэмиссии вызывают экономические шоки.Фридман ввел понятия денежных агрегатовМ1, М2, М3. Монетаристская теория – это впервую очередь теория спроса на деньги.Функция спроса на деньги у Фридманаимеет вид

MD=f(Y,X),

MD– спрос на деньги, Y– национальный доход, X-прочие факторы, в т.ч. степень доходностиразных видов богатства, цели, ожиданияи предпочтения собственников богатства.

Поскольку эти факторы в краткосрочномпериоде достаточно стабильны, тоединственной причиной инфляции являетсячрезмерное предложение денег государством.

По мнению Фридмена нестабильностьденежной системы порождается некомпетентнымкредитно-денежным регулированием, авовсе не внутренней неустойчивостьюсистемы, как считал Дж. М. Кейнс. Фридманвыявил на данных Великой депрессии1929-1933 гг.

прямую зависимость междуизменением денежной массы и изменениемВВП (временной лаг составляет 6-9 месяцев). Согласно правилу монетаристов денежноепредложение должно расширяться в темпе,совпадающим с ежегодным темпомпотенциального роста ВВП, т.е. устойчивовозрастать на 3-5% в год.

Монетаристыобосновали новый подход к анализувзаимосвязи между инфляцией и безработицей.

Последователи кейнсианской теориисчитали, что между среднегодовымитемпами инфляции уровнем безработицысуществует обратная зависимость, котораявыражается кривой Филлипса. Она былавыведена английским экономистом А.

Филлипсом на основе анализа экономическойстатистики Великобритании за 1891-1957годы. Однако оказалось, что эта криваяподходит только для краткосрочныхпериодов времени.

Дляобъяснения стагфляции Фридман выдвинулконцепцию естественного уровнябезработицы, согласно которой любыепопытки правительства снизить естественныйуровень безработицы ведут только кповышению уровня безработицы, поэтомукривая Филлипса имеет вид вертикальнойпрямой. Таким образом, монетаристыотвергли толкование инфляции как платыза занятость.

Монетаристысчитают, что проблему бедности следуетрешать, сократив до минимума государственноевмешательство, предоставить беднымдополнительный доход, чтобы они самирешали свои проблемы, посколькуфинансирование жилищного строительства,выплата дотаций на продовольствие ит.п.

не достигают цели, бюрократическаясистема раздает эти льготы вовсе небедным, а представителям среднегокласса. Даже если дотации попадают вруки нуждающихся, они лишают бедняковстимулов к экономической активности.

Фридмен предлагал заменить бесплатноешкольное образование ваучерной системой:родители получают от правительстваспециальные чеки и отдают их в те школы,которые им больше нравятся.

Вместогосударственной пенсионной системыпредлагается создавать коммерческиепенсионные фонды: если государственнойпенсией можно пользоваться тольколично, то вклады в пенсионных фондахможно завещать, капитализировать и т.д.В частности, такая система была созданапри Пиночете в Чили. Фридмен выступалза введение регрессивного налога. Однакоте, кто имеет доходы ниже прожиточногоминимума, должны освобождаться от уплатыналогов и получать пособия.

Монетаризмкак экономическая политика реализовывалсяМ. Тэтчер и р. Рейганом.

ВВеликобритании в 1980-е годы развернуласьполитика тэтчеризма, в рамках которойбыла принята среднесрочная финансоваяполитика жесткого контроля за денежнымпредложением. Бюджетный дефицит за счетроста налоговых поступлений и распродажигосударственных активов за 1980-1986 гг.снизился с 35% до 1% ВВП.

В рамкахсреднесрочной финансовой политикипроводилась новая политика заработнойплаты: ограничивалась деятельностьпрофсоюзов, рост заработной платы вгосударственных предприятиях, сниженыналоги на корпорации и на личные доходы,реализованы мероприятия по поддержкемалого бизнеса, налажено переобучениерабочей силы.

Удалось добиться сниженияинфляции с 18 до 8% в год за период 1980-1988гг. Однако одновременно существенновыросла безработица.

ВСША в рамках рейганомики в 1980-984 гг. былиснижены налоги в надежде на рост налоговыхпоступлений. Однако надежды не оправдались:дефицит бюджета вырос в 4 раза. Однакоснижение налогов стимулировало ростэффективного спроса и вывело американскуюэкономику из состояния застоя. Поэтому существует мнение, что администрацияР. Рейгана добилась успеха, реализуяультра-кейнсианскую политику.

В1992 г. неоклассические идеи пользовалисьбольшой популярностью в России, в томчисле у правительства Е. Гайдара.Следование этим идеям проявилось вмасштабной приватизации, гашенииинфляции любой ценой вплоть до прекращениявыплаты заработной платы. В результатепроизошел резкий спад производства иобострились все социальные проблемы.Вместо капитализма сложиласькриминально-олигархическая система.

Источник: https://studfile.net/preview/3618098/page:7/

Сущность монетаризма

В центре внимания представителей этой школы находится проблема связей между денежной массой и объемом производства. По их мнению, банки — ведущий инструмент регулирования экономических процессов. Вызываемые ими изменения на денежном рынке трансформируются в изменения на рынке товаров и услуг. Следовательно, монетаризм — это наука о деньгах и их роли в процессе воспроизводства.

Монетаризм возник еще в 50-х гг. ХХ в., однако роль монетаристской теории усилилась в последней четверти ХХ в., когда обнаружилось, что кейнсианские методы регулирования экономики дают сбои.

Если у Кейнса в центре внимания была безработица, обеспечение занятости и экономического роста, то с середины 70-х гг. ситуация изменилась. Теперь на первый план выдвинулась задача регулирования инфляции.

Быстрая инфляция вызвала расстройство экономики, падение объема производства и значительную безработицу. Возникла стагфляция, т.е. падение и застой производства при одновременном росте инфляции. Началась переоценка методов регулирования и теоретических концепций.

Среди экономистов стал популярен лозунг «назад к Смиту», что означало отказ от методов активного вмешательства и регулирования, поспешную разработку новой доктрины — монетаризма и «экономики предложения».

В науке стали говорить о «монетаристской контрреволюции», имея в виду восстание против «кейнсианской революции». В политике победил неоконсерватизм. Основоположником монетаризма является Милтон Фридмен (1912 год рождения). Его важнейшими трудами являются: «Количественная теория денег»,«Капитализм и свобода».

Исходные положения (постулаты) монетаризма следующие.

  1. Рыночная экономика обладает устойчивостью, саморегуляцией и стремлением к стабильности. Система рыночной конкуренции обеспечивает высокую стабильность. Цены выполняют роль главного инструмента, обеспечивающего корректировку в случае нарушения равновесия. Диспропорции появляются в результате внешнего вмешательства, ошибок государственного регулирования. Следовательно, монетаристы отвергли утверждение Кейнса о необходимости государственного вмешательства в экономику.
  2. Приоритетность денежных факторов. В моделях кейнсианства деньги выполняют чисто пассивную роль и либо не задействованы вовсе, либо общая масса их задана извне. Монетаристы полагают, что среди различных инструментов, воздействующих на экономику, предпочтение следует отдавать денежным инструментам. Именно они (а не административные, не налоговые, не ценовые методы) способны наилучшим образом обеспечить экономическую стабильность.
  3. Регулирование должно опираться не на текущие, а на долговременные задачи, поскольку последствия колебаний денежной массы сказываются на основных экономических параметрах не сразу, а с некоторым разрывом во времени.
  4. Необходимость изучения мотивов поведения людей. «Рынок есть взаимозаинтересованность, — говорит Фридмен. — Суть рынка в том, что люди собираются и достигают соглашения». Важны личная инициатива, активные действия людей. Изучив мотивы поведения людей, можно строить экономические прогнозы.

Теория монетаризма

Концепция Фридмена опирается на количественную теорию денег, хотя его интерпретация отличается от традиционной.

  • Во-первых, если раньше скорости обращения денег не придавалось особого значения, то монетаристы разрабатывают эту теорию специально.
  • Во-вторых, у неоклассиков спрос на деньги не учитывал скорость обращения денег, у монетаристов оба параметра были связаны функционально.
  • В-третьих, к спросу на деньги применяется обычная теория цен (равновесие спроса и предложения).

В кейнсианской теории деньгам отводится второстепенная роль. Деньги в ней вставлены в довольно длинный передаточный механизм: изменение в кредитной политике > изменение резервов коммерческих банков > изменение денежного предложения > изменение процентной ставки > изменение инвестиций > изменение номинального чистого национального продукта (ЧНП).

По мнению кейнсианцев, в этой цепи кредитно-денежная политика оказывается ненадежным средством стабилизации. Монетаристы, напротив, убеждены в высокой эффективности кредитно-денежной политики.

Они предлагают отличную от кейнсианцев цепь причинно-следственных связей между предложением денег и уровнем экономической активности: изменение кредитной политики > изменение резервов коммерческих банков > изменение денежного предложения > изменение совокупного спроса > изменение номинального ЧНП.

Монетаристы подчеркивают, что богатство, которым обладают люди, существует в различных формах: в виде денег, ценных бумаг, недвижимости и т.д. Ценность одних видов богатства увеличивается, других — падает.

Каждый стремится увеличить свое богатство и решает, в какой форме его целесообразнее хранить. Потребность в деньгах объясняется их высокой ликвидностью, но обладание деньгами как таковыми дохода не приносит.

Зачем в обществе нужны деньги? Они служат средством обращения благ, другой мотив — желание иметь резерв.

Сколько денег желают иметь люди? Фридмен говорит, что вопрос может быть поставлен иначе: «какую часть своих портфелей люди хотят сохранить в ликвидной форме, а не в других видах активов»? Очевидно, ту часть, которая необходима для обеспечения покупок (оплаты товаров) и для кассовых резервов (минимум).

Потребность в деньгах — это спрос на деньги. Он относительно стабилен. На него влияют три фактора: объем производства; абсолютный уровень цен; скорость обращения денег, зависящая от их привлекательности (уровня процентной ставки).

Предложение — то количество денег, которое находится в обращении. Оно довольно изменчиво, задается извне, а не определяется экономическими факторами, хотя они и оказывают влияние на принимаемые решения. Предложение денег регулируется центральным банком.

Спрос на деньги и предложение денег — исходные параметры, под влиянием которых складывается монетарное равновесие. Оно связано с процессами, протекающими на товарном рынке.

Взаимосвязь денежного и товарного рынков рассматривается монетаристами и кейнсианцами по-разному: Кейнс не очень ценил процентную ставку как фактор, воздействующий на совокупный спрос; монетаристы придают денежному фактору и процентной ставке существенное значение — спрос на товары и инвестиции они связывают с денежным потоком. Изменение количества денег и скорости обращения денег влияет на совокупный спрос. Больше объем денежной массы — выше спрос на товары. С увеличением денежной массы происходит рост цен, а это стимулирует производителей к расширению объема производства, увеличению выпуска продукции.

Таким образом, монетаристы исходят из того, что главная функция денег — служить финансовой основой и важнейшим стимулятором экономического развития. Увеличение денежной массы через систему банков воздействует на распределение ресурсов между отраслями, «помогает» техническому прогрессу, способствует поддержанию экономической активности.

Монетаристы тщательно проанализировали инфляцию. Они определяют ее как чисто денежное явление. Причина инфляции — избыток денежной массы: «много денег — мало товаров».

Инфляция связана с ожиданиями того, как сложатся дела в будущем. Монетаристы различают две разновидности инфляции: ожидаемая (нормальная) и непредвиденная (не соответствующая прогнозам).

При ожидаемой инфляции достигается равновесие на товарном рынке: темп роста цен соответствует ожиданиям и расчетам людей. При непредвиденной инфляции возникают различные нарушения, увеличивается безработица. Делается вывод: необходимо перекрыть каналы, порождающие непредвиденную инфляцию.

Нужно устранить дефицит государственного бюджета, ограничить давление профсоюзов, сократить государственные расходы.

По мнению монетаристов, регулирование процентных ставок с целью стабилизации инвестиций — ошибочная цель, так как может раздуть пожар инфляции и сделать экономику менее устойчивой. Монетаристы считают, что руководящие кредитно-денежные учреждения должны стабилизировать не процентную ставку, а темп роста денежного предложения.

Фридмен выводит правило, согласно которому денежное предложение должно расширяться ежегодно в том же темпе, что и ежегодный темп потенциального роста валового национального продукта, т.е.

денежное предложение должно устойчиво возрастать на 3-5% в год.

Это, по мнению монетаристов, устраняет главную причину нестабильности экономики — изменчивое и непредсказуемое воздействие антициклической кредитно-денежной политики.

Теоретические споры между монетаристами и кейнсианцами не разрешились окончательной победой одного направления над другим. Между ними нельзя проводить резкую грань. Обе теории построены применительно к рыночным условиям, хотя имеют разные подходы и рекомендации.

Добавить в закладки

Добавить комментарии

Источник: https://economicportal.ru/ponyatiya-all/monetarism.html

§ 2. Монетаризм: Как отмечалось, кейнсианцы считают, что рыночная система внутренне

§ 2. Монетаризм

Как отмечалось, кейнсианцы считают, что рыночная система внутренне нестабильна и требует необходимости государственного вмешательства. Монетаристы имеют другую исходную позицию. Они считают, что рынок сам по себе способен обеспечить стабильность и экономический рост.

Великая депрессия 1929-1933 гг.

натолкнула Дж. Кейнса на вывод о том, что капитализм перестает быть саморегулируемой системой и нуждается в государственном вмешательстве. Главный теоретик монетаризма американский экономист М. Фридмен в противоположность этому доказывал, что экономическая стабильность требует сокращения государственного вмешательства в экономику, а не его увеличения. По мнению М. Фридмена, Великая депрессия, так же как и другие периоды ужасной безработицы, были вызваны ошибками государственного регулирования экономики, а не противоречиями, внутренней нестабильностью частной экономики. В 1930-1931 гг. Федеральная резервная система США действовала так неумело, что умеренную рецессию превратила в экономическую катастрофу. Соответственно в современных условиях правительственные меры образуют главное препятствие для экономического роста в США. Тарифы и другие ограничения международной торговли, тяжелое налоговое бремя, меры по регулированию экономики, фиксация цен и заработной платы искажают направления движения ресурсов, стимулируют их неправильное использование. Итак, один выдающийся экономист считал, что проблему создает свободный рынок, другой — чрезмерное и ошибочное государственное вмешательство в экономику. Кто же из них прав? Вплоть до начала 70-х годов монетаризм оставался в тени. Его научность и серьезность ставились под сомнение. Совершенно неожиданно в 70-80-е годы монетаризм превращается в модное направление экономической мысли. Рейганомика и тэтчеризм формировались в соответствии с рецептами М. Фрид-мена. Это показывает, что в экономической науке нет бесполезных и ненужных идей. Противоречивость и сложность экономической жизни находят свое отражение в существовании и борьбе различных научных школ. Если в экономике не происходит революций, то, по крайней мере, меняются приоритеты экономического развития, соотношение форм регулирования экономики, относительная значимость рынка и государственного вмешательства. Монетаризм — это концепция развития зрелой рыночной экономики с хорошо отработанным денежным хозяйством; Мо-нетаристы — сторонники конкурентного капитализма, предполагающего организацию экономической деятельности на основе частных предприятий, действующих на свободном рынке. М. Фридмен называет свой образ мышления либерализмом или консерватизмом. Монетаризм выступает против централизованного контроля над экономической деятельностью. Тем не менее существование свободного рынка не устраняет необходимость во вмешательстве государства. Последнее выступает посредником между субъектами рыночных отношений, принимает законы и следит за их соблюдением. Рынок значительно уменьшает количество вопросов, которые требуют политических решений, и тем самым минимизирует степень прямого участия правительства в регулировании экономики. Некоторые сферы экономики не могут развиваться на основе рыночных отношений или

могут функционировать только ценой огромных издержек.

Речь идет о так называемой технической монополии и «эффекте соседа». Техническая монополия представлена частной монополией, публичной монополией и публичным регулированием. По мнению М. Ф.0гдмена, все три формы плохи и приходится выбирать из этих зол наименьшее. Какая же из них является наименьшим злом? В этом вопросе мнения экономистов разделились. Для Фридмена наименьшее зло — частная, для американского экономиста Г. Симона — публичная монополия, западно-германского экономиста В. Ойкена — публичное регулирование. «Эффект соседа» — действия индивидов, оказывающих воздействие на других индивидов. Это воздействие нелегко компенсировать, а также получить возмещение за ущерб или оплату позитивного воздействия. Таким образом, государство должно решить проблемы технической монополии, «эффекта соседа», содействовать конкуренции и обеспечить здоровую финансовую систему. Главными направлениями правительственной деятельности, которые способствуют стабильности экономики, является денежная и фискальная политика. Итак, монетаризм выходит на передний край в 70-80-е годы как отражение бед бюрократизации экономики, ослабления рыночного механизма и конкуренции. Пусть конкуренция расчистит путь для дальнейшего развития, пусть исчезнут слабые, не способные выдержать конкуренцию. Пусть неудачник плачет… Монетаризм предложил шоковую терапию для западных стран. Последняя; в известных пределах оздоровила экономику. Однако господство монетаризма в 70-80-е годы не было полным. В теории и практике наблюдался синтез кейнсианства и монетаризма. В 90-е годы наметился возврат к кейнсианству. В России в ходе экономической реформы предстояло создать рынок и конкуренцию,—а не просто изменить соотношение между рынком и государственным регулированием. Поэтому вряд ли можно было говорить о «монетарной» (денежной) политике российского правительства. Цели экономической реформы в России еще не достигнуты. Не только потому, что прошло немного времени. За такой срок невозможно создать рыночную инфраструктуру, демонополизировать и приватизировать экономику. Трансформация экономического сознания и поведение людей требуют еще больших усилий и времени. А главное — в обществе отсутствует консенсус. Реформа встречает сопротивление определенных политических сил и части населения. Политические сражения застопорили осуществление экономической реформы. Денежная политика. Специфика и заслуга монетаризма как течения экономической мысли состоит в разработке денежной (монетарной) политики. Монетарная политика балансирует между Сциллой и Харибдой. Сцилла — автоматически действующий золотой стандарт. Харибда — предоставление власти группе чиновников, собранных вместе в «независимый» центральный банк или какой-то другой бюрократический орган. Золотой стандарт невмшожен и нежелателен. Невозможен потому, что отсутствуют метрика применения и уверенность в успехе. Нежелателен, так как требует больших издержек для добычи золота. Произвольная денежная политика центрального банка чревата ошибками и способна причинить огромный вред экономике. Пере-I фразировав известного французского политического деятеля Кле-| мансо, М. Фридмен замечает: «Деньги слишком серьезное дело, чтобы оставлять его в руках чиновников центрального банка». Где же выход? Монетаризм считает, что денежной системой должен управлять закон, а не люди. Специальное законодательство дает возможность населению осуществлять контроль над денежной -политикой. В то же время оно предотвращает подчинение денежной политики сиюминутным прихотям и капризам властей. Балансирование между Сциллой и Харибдой возможно при законодательном установлении основного так называемого монетарного правила, предписывающего центральному банку обеспечивать постоянную норму роста количества денег. Органы, осуществляющие кредитно-денежную политику, ежегодно должны увеличивать количество денег на X процентов, при этом X находится где-то между 3 и 5%. . . Визитной карточкой монетаризма является уравнейие обмена MV=PQ, *: где М — количество денег; V — скорость обращения денег; Р — уровень цен или средняя цена, по которой продается каждая единица продукта; Q — физический объем товаров и услуг, произведенных в стране. В левой части уравнения — затраты, в правой — результаты производства. PQ равно ВНП, поэтому уравнение можно записать так: MV=GJVP, где GNP — валовой национальный продукт. Монетаристы утверждают, что величина номинального ВНП зависит от предложения денег. Увеличивая его, государство способствует росту ВНП. Но в левой части уравнения обмена есть еще один показатель — скорость обращения денег V. Понятно, что предложение денег М может влиять на ВНП предсказуемо только при условии, что V остается стабильной. В противном случае возникает высокая степень неопределенности. Монетаристы предполагают, что V стабильна. Это не значит, что скорость обращения денег не меняется. Изменение происходит, но постепенно и предсказуемо. Предположим, что предложение денег возросло на 5 млрд. долл., а скорость их обращения равна 2. Количество денег превышало желаемое их количество. Граждане страны начинают расходовать их на приобретение ценных бумаг, недвижимости, предметов потребления. Совокупный спрос возрастает на 5 млрд. долл. х 2 (скорость обращения денег) = 10 млрд. долл. Если первоначальный ВНШ составлял 100 млрд. долл., а количество денег 50 млрд. долл. прф' V = 2, то после увеличения предложения денег ВНП стал равныф 110, а М — 55 млрд. долл. Скорость обращения денег по-прежнему равна 2. Расходы на товары и услуги увеличиваются до тех пор,; пока не восстановится равновесие между ВНП и предложением денег. Неравномерность распределения прироста М между различными активами создает известную степень неопределенности для V. Уравнение обмена имеет и другие слабые места. Имеются большие трудности с определением Р и Q. Оба показателя находятс*|| в правой части уравнения. На какой из них воздействует М? Мо|? нетаристы считают, что М влияет на Р, Q, Р и Q в некоей комби|? нации. Предположим, что М воздействует на повышение цен, a Q остается неизменным. ВНП возрастает, но за счет повышения цен. Вряд ли общество будет стремиться к номинальному росту ВНП. Если принять, что V стабильно, большая неопределенность возникает в правой части уравнения: происходит ли рост ВНП за счет изменения цен или физического объема товаров и услуг? А если изменяется и то, и другое, то в каком соотношении? В рамках монетаристских рекомендаций что может помешать ВНП возрастать только за счет ценового фактора? На эти и многие другие вопросы у монетаристов ответа нет. Из этого следует, что монетаризм не может быть единственным руководством к действию. Монетарная политика должна дополняться другими мерами регулирования. В противном случае весьма высока степень неопределенности ее результатов. Критика фискальной политики сторонниками монетаризма. По мнению монетаристов, государственный бюджет не может быть использован для стабилизации экономики, так как самым нестабильным компонентом национального дохода в послевоенный период являются государственные расходы. В фискальной, так же как и в денежной, политике экономисты не имеют достаточных знаний, чтобы преднамеренно использовать изменения в налогообложении или государственных расходах в качестве стабилизирующих механизмов. Пытаясь использовать их, государствопочти наверняка ухудшает ситуацию. В рамках фискальной политики эквивалентом основному монетарному правилу (увеличению неизменными темпами предложения денег) может быть планирование расходов на те цели, которые общество реализует на государственном уровне. Но такое планирование должно осуществляться безотносительно проблемы экономической стабильности. Можно и должно планировать ставку налогообложения, чтобы покрыть плановые расходы. Следует избегать сумбурных изменений и в государственных расходах, и в налогах. Монетаристы критикуют широко распространенное убеждение, что увеличение бюджетных расходов стимулирует развитие экономики, а уменьшение их ведет к рецессии. Кейнсианцы, по их мнению, игнорируют другие аспекты изменений. Если принять их во внимание, конечный результат представляется сомнительным. Существует большая вероятность, что никаких изменений в доходах не произойдет вовсе, поскольку частные инвестиции упадут ровно настолько, насколько возросли бюджетные расходы. Цены могут повышаться так, что реальный доход увеличится в меньшей степени или вовсе останется неизменным. Например, правительство ассигнует 100 долл. и делает бесплатным вход в парк. Посетители сохраняют 100 долл. 2/3 они должны бы израсходовать на потребление, но они ничего не покупают, а увеличивают сбережения. Правительственные расходы увеличились, а частные упали на такую же величину. Вмешательство государства оказалось безрезультатным. Монетаристы считают ядром своей концепции свободный рынок. Но так ли он свободен? Существуют различные структуры рынка: совершенная конкуренция, чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция и т. д. Все структуры, кроме первой, предполагают контроль фирмы над ценами. Марксисты и кейнсианцы из этого делают вывод об утрате в известных пределах способности рыночной экономики к саморегулированию. Нарушение функций рынка монополистическими и олигопо-листическими структурами вызывает необходимость государственного вмешательства. Монетаристы обходят это затруднение, доказывая, что степень монополизации рынка в экономической литературе преувеличивается. По мнению М. Фридмена, существует несколько направлений, по которым дается завышенная оценка роли монополий: 1) смешение абсолютного и относительного размеров. Предприятие становится более крупным абсолютно. Предполагается, что и доля его на рынке растет. В действительности объем рынка может возрастать еще быстрее; 2) монополия привлекает больше внимания со стороны средств массовой информации, чем конкуренция; 3) есть тенденция переоценивать роль крупного производства по сравнению с малым; 4) переоценивается роль обрабатывающей промышленности. Данные о ее монополизации распространяются на всю экономику. Между тем на обрабатывающую промышленность приходится только 1/4 производства и занятости. Существует тенденция переоценивать значимость монополии труда. Профсоюзы охватывают лишь около 1/4 рабочего населения. Многие из них неэффективны.. Монетаристы в отличие от кейнсианцев негативно относятся н». вмешательству государственных органов в экономические процессы. Поскольку государственные органы делают ошибки, не надо|| заниматься регулированием экономики. Монетаристы исповеду-|г ют своеобразный агностицизм и неверие в способность людей|ч воздействовать на экономику. Но предложенное ими бсновное мо-jl; нетарное правило не гарантирует достижение позитивных ре-|ч зультатов. Оно должно (согласно монетаристской теории) пример няться безотносительно к складывающейся экономической ситуа-41 ции. В этом случае ответственность за ошибки возлагается

нар. безличное правило, а не на конкретных людей. Но обществу от этого не легче.

Источник: https://uchebnik-ekonomika.com/teoriya-economiki/monetarizm-26383.html

Refpoeconom
Добавить комментарий