§ 2. Методы изучения экономических процессов

Методы изучения экономических процессов

§ 2. Методы изучения экономических процессов

Экономическая наука использует общенаучные и специфические методы исследования. Слово «метод» в переводе с греческого означает «путь к чему-либо». Методы экономической науки не только отражают познанные законы мира экономической реальности, но и выступают средством его дальнейшего познания.

Мир экономической реальности сложен и запутан, задача экономической теории в том и состоит, чтобы систематизировать хаотический набор фактов. Экономическая теория устанавливает связи между фактами, обобщает их и выводит на этой основе определенные закономерности. В построении закономерностей используются следующие методы познания:

1. Позитивный метод — это объективное описание и систематизация фактов экономической действительности.

2. Практика показывает, что в экономической науке имеет место также противоположный подход – нормативный анализ, предполагающий использование допущений и оценочных суждений, отражающих субъективную позицию экономиста. Наличие нормативного анализа связано с гуманитарным характером экономической науки и с выполнением ею идеологической функции.

3. Общенаучный метод анализа предполагает разделение исследуемого объекта на отдельные элементы. Выделенные элементы исследуются с разных сторон, в них выделяется главное и существенное.

4. Синтез — противоположный анализу метод, который предполагает соединение исследованных элементов и сторон предмета в единое целое. В ходе анализа и синтеза устанавливаются зависимости между экономическими процессами и явлениями, причинно-следственные связи, выявляются закономерности.

5. Метод научной абстракции— это начало любого, в том числе экономического исследования, заключается в отвлечении от несущественного, выделение наиболее важных фактов и взаимосвязей в экономике.

6. Допущение «при прочих равных условиях» (ceteris paribus) используется в процессе анализа и синтеза. Оно означает, что изменяются только исследуемые явления и взаимосвязи, а все остальные явления и взаимосвязи предполагаются неизменными.

7. Аналогия –метод, основанный на сравнении исследуемого объекта с другими объектами.

8. Метод математического моделирования — описание изучаемых экономических явлений при помощи математических знаков и символов. Переменные величины, меняющие свое значение под влиянием различных факторов, обозначаются стандартными буквенными символами.

Например, латинскими буквами Р обозначается цена, Д спрос, S– предложение и т. д.

Если две переменные величины экономического исследования xиyсвязаны функциональной зависимостью, то на математическом языке это означает, что y является функцией: x [ y=f(x)].

Для экономического анализа недостаточно показать эту зависимость, надо еще раскрыть каким, образом они связаны, т. е. как меняется y в зависимости от изменения x. Наиболее наглядно характер взаимоотношений двух величин определяет графическая форма функций.

В экономической теории широко используется традиционная для математики декартова система координат, представляющая собой две взаимно перпендикулярные оси: ось ординат и ось абсцисс. Зависимость двух величин будет отражать кривая (с известной долей приближения).

И чем больше исходных данных для построения графика, тем точнее кривая опишет характер зависимости этих величин (все остальные переменные фиксируются).

Экономическая теория выводит законы на основе двух уровней анализа: микроэкономического и макроэкономического.

При микроэкономическом анализе исследуются конкретные экономические единицы: отдельная отрасль, конкретная фирма или экономические показатели деятельности отдельной фирмы.

Микроэкономический анализ необходим для того, чтобы рассмотреть специфические компоненты экономической системы.

Макроэкономический анализ используется для исследования экономики в целом, либо ее основных составляющих, которые называются агрегированными показателями (например, государственный сектор, национальный продукт, национальный доход).

Макроэкономический анализ применяется для характеристики общей картины экономики или связей между отдельными агрегатами.

Поэтому макроэкономический анализ оперирует такими величинами, как валовой объем продукции, валовой объем дохода, общий уровень цен и т. д.

Хотя в микро = и макроанализе экономические явления рассматриваются под разным углом зрения, методы и инструменты исследования одни и те же.

Использование микро = и макроэкономического анализа не означает резкого деления экономической теории на отдельные разделы, когда одни темы относятся к микроэкономике, а другие – к макроэкономике.

В последние годы в важных областях анализа происходит слияние микро= и макроэкономики. Так, например, современная безработица – проблема не только макроэкономического анализа.

Для определения уровня важное значение имеет анализ функционирования конкретного товарного рынка и рынка рабочей силы.

Источник: https://studopedia.su/6_9689_metodi-izucheniya-ekonomicheskih-protsessov.html

Методы исследования экономических явлений и процессов

§ 2. Методы изучения экономических процессов

Андрей Нестеров ✔ 19.01.2020

Нестеров А.К. Методы исследования экономических явлений и процессов // Энциклопедия Нестеровых

Особенности применения интервью, критического реализма и дедуктивного метода при проведении социально-экономических исследований.

Сбор первичных качественных данных основан на проведении интервью.

Интервью – разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы. Используется как метод исследования экономических явлений и процессов в ряде социально-экономических наук.

Если существует определенная совокупность потенциальных респондентов для интервью, которую нельзя охватить силами исследователей полностью, следует прибегнуть к формированию выборки. Выборку можно сформировать случайным отбором или статистическими методами, если требуется достичь определенных целей, которые имеют количественное выражение.

Во всех остальных случаях для отбора респондентов для интервью следует использовать метод качественной выборки исследования.

Данный подход позволяет определить, какие именно респонденты наиболее подходят для интервью, при этом не требуется формализованных критериев выборки, поскольку чаще всего отсутствует проработанная типология выборки относительно преследуемой цели исследования. Поэтому в качестве основного критерия качественной выборки используют критерий согласия респондентов дать интервью.

Объем выборки – это число случаев, включённых в выборочную совокупность. Из статистических соображений рекомендуется, чтобы число интервью составляло не менее 30-35.

Если для достижения цели исследования существует необходимость в сборе качественной первичной информации, и не преследуется достижение количественных целей, для которых необходима высокая статистическая значимость, значительный объем выборки не требуется.

Проведение интервью в исследовании экономических явлений и процессов основано на применении комбинации формализованных и неформализованных вопросов.

Формализованные вопросы – вопросы, которые заранее предполагают набор вариантов ответов и формат ответа.

Формализованный вопрос предполагает выбор ответа из списка вариантов.

При этом существуют два типа формализованных вопросов: дихотомический, где вариантов ответа только два («да» и «нет»), и множественный, где респонденту предоставлено право выбора из более двух вариантов ответа.

Формализованные вопросы и ответы на них легко поддаются обработке, но существует вероятность необдуманности ответов, случайный их выбор, автоматизм у респондента, а также невозможность выбора респондентом наиболее правильного ответа.

Неформализованные вопросы – вопросы, не предполагающие предоставления заранее выбора из вариантов ответа.

Неформализованные вопросы позволяют отвечать респонденту так, как он считает, поскольку не содержат заготовленных вариантов ответа.

Конечно, данные, полученные посредством таких вопросов, обработать труднее, чем посредством формализованных вопросов, но они позволяют более полно проанализировать предмет исследования с учетом качественных данных.

Комбинация формализованных и неформализованных вопросов в интервью соответствует проведению полуформализованного интервью.

Полуформализованное интервью – интервью, при котором используются заранее определенные темы и рекомендации вопросов, но вместе с тем интервьюеру предоставляется свобода в постановке, порядке, выражении вопросов.

В рамках исследования экономических явлений и процессов особенно ценным является особенность полуформализованного интервью, которая заключается в достаточной гибкости и восприимчивости данного метода, чтобы скорректировать явно искаженное восприятие формализованных вопросов. Другая принципиально важная для целей исследования экономических явлений и процессов характеристика полуформализованного интервью – это установление общей для интервьюера и респондента референциальной рамки. При полуформализованном интервью устанавливается система координат, исходя из исследовательских задач.

Таким образом, полуформализованное интервью обязательно опирается на элементы формализации. Степень формализации проявляется в структуре вопросника для интервью и стратегии интервьюирования.

Для целей исследования экономических явлений и процессов степень формализации заключается в следующих критериях:

  1. Вопросы интервью заданы определенной последовательностью.
  2. Часть вопросов предполагает конкретный ответ из возможных вариантов, предложенных респонденту.
  3. Все вопросы связаны с темой исследования, не допускаются отклонения в сторону общих проблем, аспектов, фактов, экономических отношений и т.п.
  4. Формулировки вопросов интервью не подлежат изменениям от респондента к респонденту во избежание искажения качественных данных.

Амбивалентность, обращенность полуформализованного интервью и к качественной, и количественной традиции обусловлена актуализацией коммуникации в рамках данного метода.

Учитывая важность данного аспекта, непосредственно интервью опирается на нейтральные политические, социальные, национальные, культурные, религиозные, этические, демографические и половые установки во избежании межличностных конфликтов в ходе интервью.

Полуформализованное интервью особенно эффективно при изучении острых, в том числе деликатных тем, высокодинамичных процессов, глубинных социально-экономических структур, процессов, явлений, определенных ценностей, относительно которых нет устоявшегося мнения в обществе. Поэтому применение полуформализованного интервью при исследовании и изучении специфических экономических процессов и явлений является целесообразным и представляется эффективным методом получения качественных данных.

В качестве сопутствующих методов интервью выступают анализ, синтез, индукция и обобщение.

Анализ представляет собой разложение объекта исследования на составные части. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация. Поскольку любое исследование начинается с анализа, данный метод должен активно использоваться и в рамках проведения любых интервью.

Синтез – это метод соединение отдельных сторон, частей исследования в единое целое. Составные элементы предмета исследования изучаются как единое целое, учитывается их взаимная связь. Результатом синтеза является новое образование.

Посредством синтеза формулируется новое утверждение, включающее важные из выявленных признаков явления. Метод синтеза будет используется для выдвижения и формулировки выводов в рамках любого исследования экономических явлений и процессов.

Индукция – это метод исследования, при котором логически обосновывается переход от отдельных случаев к общему положению. Для исследования экономических явлений и процессов данный метод применяется, чтобы вывить особенности отдельных аспектов, найти общие существенные признаки.

Ограничение метода: всегда остается вероятность необоснованного обобщения. Чтобы нивелировать данное ограничение необходимо рассмотреть как можно больше частных случаев. Чем шире база индукции, тем правдоподобнее индуктивное заключение.

Метод индукции в исследовании экономических явлений и процессов используется при обработке результатов интервью.

Обобщение – это установление общих свойств предметов и явлений. Определение общего понятия, в котором отражены существенные признаки предметов.

К содержанию

Использование метода критического реализма при изучении экономических явлений и процессов

Свое начало критический реализм берет в критической философии И.Канта, современные принципы критического реализма основаны на сформулированных в 20-х годах XX века положениях в работах таких ученых как А. Риль, О. Кюльпе, А. Мессер и др.

Как метод познания и исследования экономических процессов и явлений критический реализм основан на теории познания, согласно которой процесс познания опосредован содержанием сознания.

Различные исследователи по-разному определяют влияние сознания на процесс познания в рамках критического реализма.

Некоторые отождествляют его с восприятием, считая, что содержание сознания условно представляет свойства внешней действительности, знание которых даёт возможность субъекту ориентироваться в окружающем мире.

Другие исходят из того, что содержание сознания – это абстрактное понятие, логическая сущность вещи, которая в случае правильного познания может совпадать с реальной сущностью вещи. Особую позицию занимает утверждение, что содержание сознания является адекватным отражением в сознании внешнего мира, что ведёт его к материалистической трактовке процесса познания.

В современных исследованиях экономических явлений и процессов критический реализм, как метод познания заключается в максимальном приближении предмета познания к закономерностям жизни в ее социально-экономических подробностях.

В частности метод критического реализма может использоваться для изучения мнений, суждений и представлений по отношению к вопросу исследования у различных заинтересованных сторон.

Критический реализм важен потому, что его пользователи стремятся идентифицировать структуру изучаемого вопроса так, чтобы изменить ее и избежать неравенства и несправедливости в оценке.

В отличие от позитивистской эпистемологии, критический реализм признает, что структуры, которые идентифицированы, возможно, не поддаются чувствам. Таким образом, тогда как позитивизм является эмпирическим методом, критический реализм им не является.

К содержанию

Специфика дедуктивного метода при исследовании экономических явлений и процессов

Дедуктивный метод основан на проведении логических операций, в результате которых из одного или нескольких частных утверждений возможно получить общее положение (вывод, следствие).

Дедуктивный метод служит выполнению важного условия научного познания – последовательному и системному учету новых фактов и обстоятельств. Композиция дедуктивного метода составляется из 3-х частей, суждений: общего положения, связанного с ним суждения и заключительного утверждения, вывода.

Благодаря дедуктивному методу формулировка теоретического положения развивается, разворачивается в совокупности принципов, факторов, условий, и т.д.

Самая важная особенность дедуктивного подхода – возможность проверить гипотезу, как только теоретическая часть оценена, и гипотеза построена.

Дедуктивный подход это подход к отношению между теорией и исследованием, в котором исследование проводится со ссылкой на гипотезу, а идеи вытекает из теории.

Гипотеза – это информированное предположение, которое создано для тестирования возможной связи между двумя или более переменными.

Таким образом, дедуктивный метод позволяет вывести частное утверждение логическим путем из общего положения, что представляет собой цепь умозаключений, каждое утверждение которой связаны между собой логически.

Основой для применения дедуктивного метода является известный факт, утверждение или гипотетическое утверждение. Результатом выступает следствие, т.е. сформулированное утверждение, объясняющее тот или иной факт.

Поскольку основа дедуктивного метода является истиной, то, при соблюдении логических взаимосвязей, будет являться истиной и частное утверждение.

Источник: http://odiplom.ru/lab/economic_research.html

Методы изучения экономических явлений и процессов

§ 2. Методы изучения экономических процессов

Под методом исследования вообще понимается последовательность этапов и совокупность способов, приёмов изучения и описания какого-либо явления.

Научное познание жизни в отличие от её непосредственного восприятия позволяет проникнуть вглубь процессов и явлений, раскрыть их связи и взаимозависимости, выявить причины и движущие силы развития, если используется надёжный метод исследования.

Рис. 1.4. Методы экономической теории

Подлинно научным и всеобщим методом познания служит диалектический метод. Используя его, наука выработала и применяет различные конкретные способы и приемы познания действительности.

К ним относятся: статистическое наблюдение, выдвижение и проверка гипотез, анализ и синтез, индукция и дедукция, сочетание исторического и логического, математическое моделирование, постановка экспериментов и др.

Эти способы и приемы познания используются как в естественных, так и в общественных науках. Но формы и границы их применения зависят от предмета науки и её характера.

В экономической теории процесс познания состоит из трех этапов:

· эмпирический(сбор и обработка фактов, относящихся к конкретной проблеме, сопоставление фактов с существующими теориями и гипотезами);

· теоретический(выведение общих принципов, закономерностей из известных фактов, создание новых гипотез и теорий);

· практический(формирование на основе выявленных закономерностей принципов, подходов экономической политики).

Учитывая специфику предмета, экономическая теория выбирает и соответствующие ему приёмы исследования.

Если, например, в химии первостепенное значение имеет лабораторный эксперимент, в биологии – микроскоп, в ядерной физике – ускорители, то в экономической теории невозможно использовать ни первое, ни второе, ни третье.

Здесь основными методами являются научные абстракции, анализ и синтез, сочетание исторического и логического.

На эмпирическом этапе основным способом познания является анализ и синтез собранных фактов. В процессе анализа используются группировки, определяются средние и предельные величины, выявляется динамика и др. В ходе анализа возникают обобщения и формируются новые понятия. При этом используется основной метод экономической теории – метод научной абстракции.

Метод научной абстракциивключает в себя два взаимосвязанных процесса познания:

· движение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному;

· движение от явления к сущности и от сущности к явлению.

Абстрагирование означает очищение наших представлений об изучаемых процессах от случайного, преходящего, единичного и выделение с них прочного, устойчивого, типичного. Именно благодаря методу абстракции удается улавливать сущность явлений, формулировать категории и законы, выражающие эти сущности.

В результате абстрагирования выводятся экономические категории, то есть научные понятия, которые выражают суть экономических явлений (например, товар, деньги, кредит, стоимость и т.п.).

Дальнейшее углубление познания позволяет формулировать экономические законы, отражающие наиболее объективные и устойчивые взаимосвязи в экономических процессах (например, законы стоимости, спроса и предложения, возвышения потребностей и др.). Однако этим процесс познания не завершается.

Движение от конкретного к абстрактному дополняется обратным процессом – восхождением от абстрактного к конкретному, в ходе которого происходит как бы «превращение» простейшей экономической формы (категории) в многогранную реальность, внутренняя структура которой теперь известна.

То, от чего на первом этапе необходимо было отвлечься во имя выяснения более глубоких сущностных моментов, теперь, наоборот, должно быть принято во внимание и шаг за шагом объяснено, начиная от общих основ и заканчивая конкретными формами их проявлений. Но теперь конкретное предстаёт уже не случайным нагромождением явлений, а целостной, внутренне связанной картиной экономической жизни.

Другим важным приёмом, которым пользуется экономическая теория на этапе обработки фактов, является сочетание исторического и логического. Вся наша жизнь, особенно экономическая, сплошь состоит из фактов, которые необходимо собирать, классифицировать, анализировать.

Факты могут быть самыми разнообразными, поэтому их надо осмыслить, найти принципы их взаимосвязей и выявить объединяющий их смысл.

Например, что объединяет все войны, независимо от места и времени их протекания? Что объединяет, допустим, походы Македонского, Наполеона, Гитлера? Анализируя эти войны в историческом плане, экономическая теория отвечает, что целью всех этих и других войн был захват ресурсов. То есть логика поведения всех агрессоров, начинавших войны, одна – захват ресурсов.

Переход от эмпирического к теоретическому этапу познания происходит путём индукции,когда из фактов выводятся новые принципы или гипотезы, и дедукции,когда к сбору фактов подходят с позиции определённой теории (гипотезы).

Дедуктивный метод – это способ исследования или изложения, при котором частные положения логически выводятся из общих положений (из аксиом, законов, правил).

Индукция – это способ исследования, идущий от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям.

Наконец, при переходе от теоретического к практическому этапу познания, то есть при обосновании экономической политики используется позитивный и нормативный анализ. Позитивный анализ имеет дело с фактами, которые уже обработаны и перешли на уровень теории.

Такой анализ свободен, независим от субъективных оценочных суждений.

Нормативный анализ, напротив, представляет оценочные суждения каких-то людей относительно того, какой должна быть экономика или какие меры, действия следует рекомендовать, основываясь на определённой экономической теории.

Многообразие приемов, используемых учеными, при изучении предмета экономической теории позволяет заключить, что их совокупность является надежным инструментом, позволяющим свести сложные события к простым моделям для того, чтобы обнаружить общие элементы в непохожих на первый взгляд ситуациях.



Источник: https://infopedia.su/8xf921.html

Refpoeconom
Добавить комментарий