§ 1. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ МАКРОЭКОНОМИКИ

Предмет, специфические черты макроэкономики и ее показатели

§ 1. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ МАКРОЭКОНОМИКИ

Макроэкономические показатели.

Лекция №10. Макроэкономика. Макроэкономика как целое.

План лекции:

1. Предмет, специфические черты макроэкономики и ее показатели.

2. Народнохозяйственные показатели материального производства.

3. Система национальных счетов.

4. Новый тип макроэкономических показателей.

Литература. Экономическая теория, макроэкономический аспект. Учебное пособие часть2. Е.И. Козлова и Новак. 2011г

Макроэкономика – раздел экономической теории о поведении экономики как единого целого, то есть наука о национальном хозяйстве. В то же время, под макроэкономикой понимают и само хозяйство как единый организм.

Только с точки зрения макроэкономики можно понять такие явления, как безработица, инфляция, бюджетный дефицит и решать возникающие вместе с ним проблемы. Как раздел макроэкономика определилась не сразу.

Английские и французские экономисты рассматривали экономику в нерасчлененном состоянии, они не проводили различия между малыми и большими формами.

Впервые попытку макроэкономического анализа предпринял Кэнер(1694-1774). Он впервые сделал схему кругооборота общественного продукта. Неоклассики в более позднее время сводили все хозяйство страны к деятельности частных собственником, и при этом отрицалось необходимость государственного вмешательства в деятельность экономики.

Это была эпоха классического капитализма. Экономика развивается циклично. Основные колебания в экономике связаны с изменением спроса и предложения на рынке, поэтому макроэкономика изучает и циклические колебания: промышленные циклы, длинные волны экономики.

Фактически макроэкономика рассматривает процессы общественного воспроизводства.

Впервые национальные хозяйства рассмотрел с этих позиций достаточно подробно в своих трудах Карл Маркс. Он показал взаимосвязь и взаимообусловленность всех сфер функционирования общественного хозяйства. Он показал, что соблюдение определенных пропорций в национальном хозяйстве лежит в основе обеспечения нормального развития экономики.

Но в марксистской теории была одна особенность, он рассматривал все процессы в условиях равновесия(спрос=предложению). Преодолеть недостаток марксистской теории в работах Кейнса, Фишера, Фридмана. Они рассматривали не только процесс производства и потребления, они обратили внимание на процесс обращения. Тут появилась теория государственного капитализма Кейса.

Она появилась 30-40г 20века – кейнсианство. Он доказал, что добиться устойчивого роста невозможно без участия государства в сфере экономики. Кейнс поставил в центр исследований национально-хозяйственные отношения, но из его теории выпали микроэкономические отношения, и поэтому возникла другая асимметрия. В 60х годах 20в вышла из печати книга «Экономикс», одним из авторов был Уэльс.

Здесь уже микро- и макроэкономика выступали двумя главными разделами. Если микроэкономика – это наука о отдельно стоящих деревьях, то макроэкономика это взгляд на лес в целом. Как микроэкономика, макроэкономика использует одни и те же понятия, но в связи с тем, что они сосредоточены на разных проблемах, они используют разные аналитические средства.

Связь между ними имеет качественный характер. Микроэкономика является составной частью внутри системы макроэкономики.

В чем особенности макроэкономики?

Макроэкономика это не просто сумма, она представляет собой такую совокупность связей, которая интегрируют все хозяйственные объекты в единое целое.

Объединяющие взаимоотношения:

1. Разделение труда как между отраслями, так и между регионами.

2. Кооперирование – поставки друг другу частей изготовляемой продукции.

3. Непосредственно национальные и региональные рынки, которые и соединяют в единое целое все производство в стране.

Именно национальное хозяйство объединяет все сферы материального и нематериального производства. Фундаментом макроэкономики является национальные богатства. Оно включает в себя:

1. Все, что создано трудом и накоплено за много поколений – производственные фонды.

2. Непроизводственные фонды – жилища, учреждения образования, здравоохранения и т.д. Включает в себя материально оборотные средства и личное имущество граждан.

3. Опирается на свою хозяйственную специфическую базу: присвоение государством части материальных благ и услуг, производство общественных благ и организации коллективного потребления, общенациональная инфраструктура.

4. Макроэкономические связи. Через какие рычаги осуществляются эти связи? Это проведение экономической политики через использование финансов, кредита, бюджета и другие хозяйственные рычаги.

Что даст экономике России, экономике Липецкой области вступление в ВТО?

В макроэкономике есть свои болевые точки:

1. Устойчивые экономический рост или как избежать спада производства.

2. Что делать для уменьшения или предотвращения массовой безработицы.

3. Как уменьшить инфляцию.

4. Как обеспечить справедливое распределение доходов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_67990_predmet-spetsificheskie-cherti-makroekonomiki-i-ee-pokazateli.html

Сущность, основные черты макроэкономики

§ 1. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ МАКРОЭКОНОМИКИ

Уровни развития национальной экономики

Выделяют два уровня развития национального хозяйства:

микроэкономика;

макроэкономика.

Микроэкономика ориентирована на проблемы обособленных экономических единиц, самостоятельно принимающих решения и действующих исходя из собственных интересов и ситуации, определяемых совокупностью внешних и внутренних факторов.

Макроэкономика оставляет «за кадром» поведение отдельных экономических агентов — домашних хозяйств и фирм, абстрагируется от различий, возникающих в ходе их воспроизводственных процессов.

Макроэкономика — это целостная экономическая система, представленная совокупностью домашних хозяйств, бизнеса, государства, функционирующих во взаимодействии и ориентирующихся на общие механизмы, обеспечивающие их устойчивое взаимодействие.

Основные черты и механизмы макроэкономики

Для макроэкономики характерна экономическая целостность, базирующаяся на общем (национальном) разделении труда, делающем взаимозависимыми сферы, отрасли производства и регионы.

В рамках целостности экономические агенты связаны между собой либо рынком, либо общей экономической программой, объединяющей участников экономического процесса.

Национальной экономике присущ качественно новый тип управления. Наряду с отношениями по горизонтали важная роль в макроэкономике принадлежит отношениям по вертикали. При этом государство располагает достаточно широким арсеналом средств воздействия на субъектов экономики.

Можно выделить две важнейшие группы методов воздействия на хозяйствующих субъектов:

прямого или косвенного регулирования;

экономического или внеэкономического воздействия на участников экономического процесса.

Методы прямого регулирования предполагают непосредственное управление прежде всего объектами государственной собственности или другими структурами национальной экономики, по отношению к которым государство может выносить обязывающие решения.

Методы косвенного регулирования, как правило, связаны с денежно-кредитной, финансовой, ценовой политикой, чаще всего взаимодействуют с заинтересованностью экономических субъектов в конкретных действиях.

При этом с помощью стимулирующих факторов может быть создана заинтересованность, например, в переливе труда и капитала в те или иные сферы экономики или обратное — при непродуманной налоговой политике — уход в тень капитала при высоких ставках налогообложения, стимулирование или дестимулирование покупки тех или иных промышленных или продовольственных товаров — автомобилей, хлеба, водки и т. д. Тем самым не прямо, а косвенно регулируется поведение экономических субъектов.

Методы экономического воздействия — прежде всего стимулирующие методы, как правило, связанные с заинтересованностью экономических субъектов в предпринимательской деятельности, напрямую зависят от уровня получаемых доходов и выплачиваемых налогов. Чем выше материальная заинтересованность, тем больше «устремленность» в предпринимательскую сферу, эффективнее ее результаты.

Внеэкономические методы — это, как правило, директивные, обязательные, так называемые административные методы, основанные на директивах сверху, имеют широкое распространение в условиях централизованно управляемой экономики, вместе с тем в известных пределах могут иметь место в каждой экономической системе.

В зависимости от специфики страны, особенностей ее экономического развития и переживаемого периода возможны их' различные сочетания.

В настоящее время во многих западных странах удельный] вес государственной собственности составляет примерно 2(Н 40\%. Именно им прежде всего, определяется уровень прямого государственного регулирования национальной экономики.

Можно выделить ряд направлений прямого регулирования:

управление объектами государственной собственности;

инвестирование в важнейшие, приоритетные макроэкономические структуры;

разработка политики, механизмов и инструментария, обеспечивающих эффективное функционирование национальной экономики с учетом объективно обусловленных особенностей страны, макроэкономической конъюнктуры;

по мере и в случае необходимости — определение непосредственных участников процесса и даже его организация.

Конкретные направления, сферы, участники макроэкономического регулирования зависят от специфики страны, могут отличаться в различных странах. Они определяются экономической политикой государства, выделяющей важнейшие экономические процессы, соответствующие переживаемому периоду, мотивирующей поведение контрагентов экономики.

Как отмечалось в первой главе, в соответствии с особенностями времени и страновой спецификой в качестве целей развития, определяемых экономической политикой, могут выступать различные ориентиры. В частности:

экономический рост;

экономическая эффективность,

полная занятость,

стабильный уровень цен,

минимизация инфляции,

социально-экономическая обеспеченность и др.

Вместе с тем в условиях интернационализации экономического развития наблюдается тенденция к интегрированию направлений и целей экономического развития.

Сегодня исследователи выделяют три общие для всех стран важнейшие проблемы, требующие макроэкономического регулирования:

обеспечение устойчивого экономического роста;

обеспечение полной занятости ресурсов;

минимизацию инфляции.

Они не могут быть решены механизмами спроса и предложения, требуют макроэкономического регулирования.

На макроэкономическом уровне формируется кредитно-денежная, финансовая политика, в значительной мере — социальная политика, играющие важную роль в экономике, во многом обеспечивающие её эффективность.

При этом налоговая, процентная политика, прежде всего, определяют вектор экономического регулирования хозяйственной деятельности, ориентируют субъектов экономики на реализацию приоритетных задач правительственной политики.

Совокупность дополнительных факторов — инфляция, безработица и т. д. — также оказывают влияние на микроэкономические решения хозяйствующих субъектов, связанные с их потребительскими расходами или сбережениями, инвестициями и т. д.

Таким образом, микрои макроэкономические процессы тесно взаимосвязаны, переплетаются в воспроизводственном процессе, взаимодействуют как части и целое.

Развитие научно-технического прогресса, высокий уровень компьютеризации и электронизации позволили формализовать и моделировать экономические процессы, что создало основу для успешного решения сложных макроэкономических задач, многовариантности и альтернативности экономических решений, позволяющих, в частности, оптимизировать сочетание инструментов бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, внешнеэкономической политики и т. д.

Вместе с тем любая модель является упрощенным отражением реальности, она не может прореагировать одновременно на все многообразие факторов экономической динамики. Для: решения широкого круга макроэкономических проблем необходим системный анализ, всестороннее изучение взаимосвязей и процессов, происходящих в экономике, их последовательное «включение» в макроэкономическую систему.

Как и при анализе микроэкономики, основные механизмы макроэкономической динамики можно исследовать с помощью! модели «круговых потоков», характеризующей движение доходов и расходов между субъектами экономики, позволяющей определить механизмы взаимодействия между участниками процесса.

Круговые потоки в микроэкономике, абстрагированные от участия государства, представляют довольно простую взаимосвязь между фирмами, домашними хозяйствами, рынками ресурсов и продуктов (см. рис. 3.3).

Участие государства значительно усложняет взаимосвязи между ними1 (рис.

На схеме представлено движение потоков товарно-материальных средств от домашних хозяйств к предприятиям и обратно. При этом выделяются доходы и расходы каждого из участников движения.

Подключение правительства к экономическому процессу обусловливает ряд новых направлений взаимодействия, связанных .с уплатой налогов, правительственными закупками как на рынке продуктов, так и ресурсном рынке.

Вполне очевидна зависимость предприятий и домашних хозяйств от правительственной политики, которая имеет многоплановые механизмы и направления, оказывающие различное воздействие на деятельность хозяйствующих структур.

Различные направления правительственной политики имеют неоднозначные последствия, оказывают различное влияние на субъектов экономики.

Весь последующий анализ имеет целью исследование взаимосвязей и механизмов регулирования в макроэкономике.

Источник: https://cyberpedia.su/17x16f94.html

Refpoeconom
Добавить комментарий