§ 1. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Тема 1. Рыночный механизм макроэкономического регулирования — Государственное регулирование эеономики — Конспект лекций

§ 1. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Тема 1. Рыночный механизм макроэкономического регулирования

1.1. Существо макроэкономического регулирования.

1.2. Основные задачи и методы государственного регулирования

1.1. Существо макроэкономического регулирования.

Для того, чтобы уяснить, почему необходимо управлять национальным хозяйством в целом и в чем состоит главная цель такого экономического управления, необходимо понять характер и сущность объектов управления.

Объектами управления являются три макроэкономические структуры, на которых держится вся макроэкономика.

Во-первых, это совокупное производство – т.е. общая совокупность предприятий, создающих все многообразие благ.

Во-вторых, объектом регулирования является совокупный общественный продукт – т.е. вся сумма товаров и услуг, изготовленных в стране за определенный период.

В-третьих, это совокупные потребности – т.е. общая сумма потребностей всех членов общества.

Между всеми этими объектами управления существуют прямая и обратная связь.

Прямая связь состоит в том, что общественное производство действует для того, чтобы создавался общественный продукт, позволяющий удовлетворить все потребности общества.

Обратная связь – проявляется в том, что возрастающие совокупные потребности влияют на изменение структуры совокупного общественного продукта, что требует осуществления структурных изменений в общественном производстве.

Выяснение этих прямых и обратных связей позволяет определить главную цель макроэкономического регулирования, которая состоит в постоянном поддержании народнохозяйственной пропорциональности двух взаимосвязанных соотношений.

Первое соотношение состоит в том, что для нормального снабжения общества материальными условиями его жизнедеятельности необходимо обеспечить равенство объемов:

—                   производства всех благ;

—                   совокупного общественного продукта;

—                   совокупных потребностей общества.

Второе соотношение состоит в том, что одновременно необходимо обеспечить соответствие друг другу структур:

—                   общественного производства (его отраслевого состава);

—                   совокупного общественного продукта (его разбивка на виды благ);

—                   общественных потребностей (их разбивки на разнообразные виды).

Если данные соотношения не соблюдаются, то возникают различные дисбалансы.

Предположим, что производство в своем развитии оторвалось от учета объема всех потребностей и создало продуктов больше, чем это необходимо для общественного потребления.

Тогда возникает общий кризис перепроизводства материальных благ. Если же производство доставило существенно меньше продуктов, чем нужно для общественного потребления, то налицо общий кризис недопроизводства.

Для постоянного поддержания общей сбалансированности народного хозяйства необходим какой-то регулятор всей макроэкономики, который называют хозяйственным механизмом.

Макроэкономический регулятор – это общественный способ организации и регулирования национального хозяйства, выполняющий следующие функции:

—                   объединяет все хозяйство нации в единую систему;

—                   направляет производственную деятельность всех низовых звеньев экономики;

—                   распределяет труд и средства производства по отраслям и видам производства в соответствии с общественными потребностями;

—                   стимулирует высокоэффективное хозяйствование.

Первым таким регулятором стал рыночный механизм саморегулирования. Он в состоянии исправно выполнять свои функции при трех условиях.

Во-первых – при наличии на рынке массы мелких и независимых товаровладельцев.

Во-вторых – при условии развития свободной конкуренции.

В-третьих – в полной мере должна проявляться регулирующая роль рыночных цен.

Однако, в ХХ веке стало характерно господство в производстве и обращении крупного корпоративного финансового капитала. На смену свободной конкуренции пришло доминирующее положение монополий и олигополий.

Опровергнутым оказался также тезис о том, что система рыночных цен способна автоматически обеспечивать обратное воздействие на производство товаров и тем самым выравнивать объемы макроспроса и макропредложения.

Появилась острая необходимость в создании нового механизма выравнивания совокупных величин спроса и предложения. Стало очевидным, что национальная экономика не в состоянии успешно развиваться без вмешательства государства.

Таким образом, появился государственный регулятор макроэкономики.

12 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Источник: http://bookwu.net/book_gosudarstvennoe-regulirovanie-eeonomiki_783/2_tema-1.-rynochnyj-mehanizm-makroekonomicheskogo-regulirovaniya

Механизм макроэкономического регулирования

§ 1. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Макроэкономическое регулирование обусловлено проведением антициклической, стабилизационной и антиинфляционной политик государства. Антициклическая политика представляет собой, совокупность мероприятий, направленных на достижение и поддержание экономической стабильности, на содействие экономическому росту, и включает следующие элементы:

· стабилизацию совокупного спроса, который должен расти со скоростью, соответствующей темпу роста объема национального производства. Если допустить слишком быстрый рост совокупного спроса, то усилятся инфляционные процессы. В то же время, если совокупный спрос растет слишком медленно, то национальная экономика перейдет в состояние спада;

· стабилизацию совокупного предложения путем сочетания налогово-бюджетной и монетарной (денежно-кредитной) политики. Так, во время спада экономики обычно увеличиваются государственные расходы и снижаются налоговые ставки, что увеличивает совокупный спрос, а в конечном итоге – производство и совокупное предложение.

Когда экономика находится в состоянии подъема, государство использует мероприятия, направленные на снижение деловой активности. Для этого проводится ужесточение налогообложения, сокращаются государственные расходы.

В результате покупательский спрос снижается, что ведет к сокращению национального производства и совокупного предложения.

Монетарная политика, проводимая с целью стабилизации совокупного предложения, предполагает жесткое или мягкое воздействие на него.

Так, монетарная политика считается жесткой, если правительство и центральный банк своими мероприятиями ограничивают эмиссию (печатание) денег, а также сокращают денежную массу, устанавливая высокие процентные ставки на получение кредита.

Данные мероприятия служат уменьшению притока инвестиций в экономику и сдерживают производство и предложение товаров и услуг. Такие меры применяются, когда национальная экономика находится в фазе подъема, чтобы не допустить ее «перегрева».

Мягкая монетарная политика, наоборот, способствует получению дешевых кредитов, увеличению денежной массы, стимулирует инвестиции и, тем самым, рост производства и совокупного предложения. Она осуществляется во время спада национальной экономики для ее оживления.

Стабилизационная политика включает автоматическую и регулируемую стабилизацию. В первом случае действует автоматические (встроенные) стабилизаторы, ведущие национальную экономику, как автопилот, по заданному курсу.

К ним относятся нормы, правила, законы, постановления, указы, позволяющие автоматически, без непосредственного государственного вмешательства, приводить национальную экономику в прежнее состояние при отклонении ее от устойчивого положения.

Так, при спаде производства, когда большинство предприятий и фирм прекращают работу, падают доходы и растет безработица, автоматически (без специальных указаний правительства) снижается величина налоговых поступлений с доходов, растут выплаты пособий по безработице.

Это способствует поддержанию спроса населения и замедляет экономический спад.

В период экономического роста под воздействием встроенных стабилизаторов загружаются производственные мощности, растут доходы предприятий и фирм, увеличивается занятость населения. Вследствие этого увеличиваются налоговые поступления в бюджет, сокращаются государственные расходы на выплату пособий по безработице.

Автоматическая стабилизация обычно дополняется регулируемой стабилизацией, для чего применяются такие инструменты, как изменение налоговых ставок, программы общественных работ и оказание материальной помощи.

Так, в период экономического спада для улучшения положения предприятий и фирм снижаются налоговые ставки, вводятся налоговые послабления и льготы. Чтобы смягчить положение безработных, их привлекают к выполнению общественных работ, за что им выплачиваются деньги.

С целью избежание резкого падения уровня жизни, наряду с автоматически действующими пособиями по безработице, используются разовые выплаты, дополнительные пособия, оказывается материальная помощь.

Антиинфляционная политика государства подразделяется на долгосрочную и краткосрочную.

Долгосрочная инфляционная политика, или антиинфляционная стратегия – это долгосрочная денежно-финансовая политика, направленная на устранение основных причин инфляции. Основными ее направлениями являются:

· долгосрочная политика ограничений денежной массы, осуществляемая через комплекс мероприятий центрального банка;

· снижение бюджетного дефицита путем изменения структуры расходов и доходов бюджета в соответствии с требованиями современной рыночной экономики;

· проведение эффективной внешнеторговой и валютной политики, направленной на защиту национальной экономики от внешних инфляционных воздействий, путем регулирования валютного курса и сальдо платежного баланса.

Антиинфляционная стратегия дополняется рядом мероприятий, способствующих увеличению совокупного предложения и приведению его в соответствие со спросом. К ним относятся: структурная перестройка национальной экономики, государственное стимулирование научно-технического прогресса, привлечение внутренних и внешних инвестиций для развития национального производства.

Краткосрочная антиинфляционная политика, или антиинфляционная тактика, — это комплекс краткосрочных мер по быстрому наращиванию предложения без адекватного повышения спроса или резкому снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения.

В первом случае осуществляется льготное налогообложение предприятий и фирм, приватизация государственной собственности, увеличивающая доходную часть государственного бюджета. Кроме того, быстрому наращиванию совокупного предложения способствуют меры государства по увеличению импорта потребительских товаров и частичная реализация государственных товарных запасов.

Во втором случае государство повышает проценты по вкладам и депозитам, принимает меты по удержанию их в банковской системе ( вводится временное замораживание вкладов «до востребования»).

Кроме того, выпускаются государственные облигации и повышаются проценты по ним, вводятся новые виды страховых услуг, развиваются акционерные формы собственности.

Все эти меры отвлекают денежные средства населения, предприятий и фирм и способствуют уменьшению совокупного спроса.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

Совокупный спрос —это реальный объем национального производства, который потребители, предприятия (фирмы) и государство готовы купить при различных уровнях цен.

Совокупное предложение —это общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено на национальный рынок при разных уровнях цен.

Экономический цикл —это промежуток времени между двумя одинаковыми состояниями экономики.

Инфляция —это такое состояние национальной экономики, которое сопровождается обесцениванием денег вследствие их избытка в обращении и ростом цен на товары и услуги.

Безработица –это социально-экономическая ситуация, при которой часть трудоспособного населения не может найти работу, хотя может ее выполнять.

Фрикционная безработица –это вид безработицы, при которойпоиск или ожидание лучшей работы в лучших условиях предполагает перемещение рабочей силы по отраслям, регионам, в связи с возрастом, переменой профессии.

Структурная безработица –это такая разновидность безработицы, при которойтехнологические перемены в производстве вызывают структурные изменения в спросе на рабочую силу. Новой структуре рабочих мест не соответствует сложившаяся структура рабочей силы, что вызывает вытеснение из производства части работников.

Естественная безработица –это совокупность фрикционной и структурной безработицы.

Антициклическая политика –это совокупность государственных мероприятий, направленных на достижение и поддержание экономической стабильности, на содействие экономическому росту.

Автоматическая стабилизация —это действие норм, правил, законов, постановлений, указов, позволяющих автоматически, без непосредственного государственного вмешательства, приводить национальную экономику в прежнее состояние при отклонении ее от устойчивого положения.

Антиинфляционная стратегия —это долгосрочная денежно-финансовая политика, направленная на устранение основных причин инфляции.

Антиинфляционная тактика —это комплекс краткосрочных мер по быстрому наращиванию предложения без адекватного повышения спроса или резкому снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОКОНТРОЛЯ

1. Что такое совокупный спрос и какие факторы на него влияют?

2. Что такое совокупное предложение и каковы определяющие его факторы?

3. Что такое макроэкономическое равновесие?

4. В чем проявляется макроэкономическая нестабильность?

5. Каковы основные фазы экономического цикла?

6. Что такое инфляция и каковы ее основные причины?

7. Каковы основные виды и формы инфляции?

8. Каковы основные формы безработицы и ее причины?

9. К каким социально-экономическим последствиям приводят инфляция и безработица?

10. В чем суть антициклической политики?

11. Каковы основные направления стабилизационной политики государства?

12. Для чего осуществляется антиинфляционная политика и каковы ее основные направления?

ТЕСТЫ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. На рост совокупного предложения влияют:

а) рост цен на ресурсы;

б) рост налогов;

в) снижение издержек производства;

г) все ответы верны.

2. На совокупный спрос влияют следующие неценовые факторы:

а) изменения потребительских расходов;

б) изменения в производительности труда;

в) изменения правовых норм;

г) изменения в инвестиционных расходах;

д) изменения в государственных расходах.

3. Продолжительность цикла составляет 10 лет. С каким циклом мы имеем дело:

а) коротким:

б) средним;

в) длинным.

4. Сумма уровней фрикционной и структурной безработицы характеризует:

а) полную занятость;

б) рациональную занятость;

в) эффективную занятость.

5. Повышение совокупного спроса может стать следствием:

а) снижения уровня налогов;

б) трансфертных платежей;

в) дефицита государственного бюджета.

6. Ценовые факторы предложения показывают движение:

а) по кривой совокупного предложения

б) смещают эту кривую вправо;

в) смещают эту кривую влево.

7. Стагфляция характеризуется:

а) падением производства и снижением цен;

б) ростом производства и повышением цен;

в) спадом производства и ростом цен;

г) оживлением экономики и понижением цен.

8. Безработным считается любой человек:

а) не имеющий работы;

б) желающий работать, но не имеющий возможности получить соответствующую своей подготовке работу;

в) не работающий, не получающий пособие по безработице;

г) утративший способность к труду.

9. Формой проявления вынужденной безработицы является:

а) структурная безработица;

б) региональная безработица;

в) фрикционная безработица;

г) циклическая безработица;

д) все перечисленное.

10. Закон Оукена выражает :

а) уровень отставания фактического объема ВВП от его потенциального объема из-за наличия безработицы;

б) уровень превышения безработицы над ее естественным уровнем;

в) разрыв между потенциальным и фактическим объемами ВВП, вызванный превышением фактической безработицей ее естественного уровня;

г) достижение потенциального объема ВВП благодаря росту производительности труда.

Задание1. Реальный ВВП составил 800 млрд. денежных единиц в прошлом году и 840 млрд. денежных единиц в текущем году. Рассчитайте: а) темп роста и б) темп прироста ВВП в текущем году по сравнению с прошлым годом в процентах.

Задание 2. Предположим, что в данном году естественный уровень безработицы составлял 5%, а фактический уровень – 9%. Пользуясь законом Оукена, определите: а) величину отставания объема ВВП в процентах; б) какой объем продукции был потерян из-за безработицы, если номинальный ВВП в том же году равнялся 500 млрд. долл.

Ответы к теме 8

Тесты: 1.- в); 2.- а), г) и д); 3.- б); 4.- а); 5.- а) и б); 6.- а); 7.- в); 8.-б); 9.- д); 10.- в).

Задание 1.

а) — темп роста, то есть реальный ВВП в текущем году составил 105% от уровня прошлого года;

б) , или 105% — 100% = 5% — темп прироста, то есть реальный ВВП в текущем году увеличился по сравнению с реальным ВВП прошлого года на 5%.

Задание 2.

а) закон Оукена гласит: каждый 1 % превышения фактического уровня безработицы над ее естественным уровнем приводит к потере ВВП в размере 2,5%. В соответствии с этим, процентное отставание объема ВВП составило: (9% -5%) 2,5 = 4% 2,5 = 10%.

б) для решения необходимо воспользоваться формулой:

где Δ ВВП – изменение объема ВВП;

ū – естественный уровень безработицы;

u – фактический уровень безработицы;

α – коэффициент Оукена, равный 2,5.

Подставляя данные задачи в формулу, определяем, какой объем продукции был потерян из-за безработицы:

ΔВВП = 2,5 (9% — 5%) 500 = 10% 500 = , то есть в результате превышения фактическим уровнем безработицы естественного уровня на 4% национальная экономика недополучила ВВП в размере 50 млрд. долл.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_232237_mehanizm-makroekonomicheskogo-regulirovaniya.html

23.Рыночный механизм макроэкономического регулирования

§ 1. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Основумакроэкономической структуры составляюттри компонента:

  1. Совокупный спрос (теоретически, это та же денежная масса, находящаяся в распоряжении людей общества в целом, которое способно удовлетворить их потребности). Объем совокупного спроса зависит от ряда факторов: уровня цен, величины доходов населения, налогов (т.е. части доходов, отданных государству); предложения денег со стороны кредитных учреждений.

  2. Совокупное предложение (оно представляет собой сумму цен товаров и услуг, которые предлагаются обществу).

    Объем совокупного предложения определяется следующими факторами: уровнем рыночных цен, потенциально возможным объемом производства продукции и услуг в стране; уровнем доходов населения и издержками производства продукции и оказанием услуг; коммерческой выгодой от выпуска продукции и оказанием услуг (уровнем рентабельности)

  3. Совокупное производство – это макроэкономический объект, представляющий все виды НХ, удовлетворяющие совокупный спрос общества в товарах и услугах.

Данные объекты(СС, совокупное предложение совокупноепроизводство) тесно взаимосвязаны.

Совокупноепредложение, как правило, соответствуетобъемусовокупногоспроса. Спрос в масштабах рынка максимальновоздействует на общий объем предложений.При нарушении соотношений между этимиобъектами возникает макроэкономическоенеравновесие.

Например,производство действует не учитываяреальные объемыпокупательского спроса и создаеттоварной продукции гораздо больше, чемее требует общество. В этом случаевозникает кризис перепроизводства.

Если в результатепроизводства рынок не обеспеченпродукцией, в итоге кризис недопроизводства.=> главным условием нормального развитиямакроэкономики является соблюдениехозяйственной пропорциональности.

Вэтом состоит основное содержание объективности экономического закона,пропорционального развития макроэкономики,т.е.

необходимость постоянного поддержанияв соответствии объемов совокупныхвеличин спроса, предложения и производства.

Для постоянногоподдержания общей сбалансированностинационального хозяйства нуженсоответствующий регулятор всеймакроэкономики. Как правило, под этимрегулятором понимается хозяйственныймеханизм. Регулятор макроэкономикиобъективно начинает действовать вусловиях товарного производства ирынка.

В рыночной экономикезакон пропорционального развитиянародного хозяйства выступает как законравновесия макроэкономического спросаи макроэкономического предложения. Вданном случае проявляется обратнаясвязь, идущая от рынка к производству.

Такой связью служит система рыночныхцен, показывая соотношение спроса ипредложения (конъюнктуру рынка).

Этопозволяет вносить определенные коррективыв действия товаропроизводителей,переключаются в случае необходимостина выпуск продукции, пользующейся >спросом.

Т.о. через системуцен рыночный регулятор оказываетвоздействие на распределение доходовв обществе.

24.Распределение доходов в условиях либеральной рыночной экономики

Представителинекоторых религиозных и социалистическихконцепция убеждают, что распределениевсего дохода общества должно базироватьсяна принципах равенства и справедливости.

В соответствии с подобными теориямиабсолютное равенство предполагает ,что определенный %-т семей должен иметьтот же %-т от общего дохода. 25 % семей –20 % дохода.

Видимо такой порядоктеоретически предлагает социалистическуюустроенность общества.

Сторонникилиберальной (свободной) рыночнойэкономики придерживаются совершеннопротивоположных взглядов. Они считают,что распределение доходов в обществене может и не должно строиться напринципах равенства и справедливости,т.е. рыночная система – это такойхозяйственный механизм, которому неприсущи какие-либо нравственные нормы> того, в условиях либеральной моделирынка ………………………

…………………………………………………………………..

Любойчеловек владеющий какой-либо………производства должен получать доход =вкладу св………….. Этот принцип обосноваламериканский мех-м Джон……… Он писал:либеральная рыночная экономика базируетсяна безраздельном господстве частной(……….) собственности, которая…………………………………………неравенствадоходов. В данной ситуации действует

Т.О. сторонникилиберального движения рыночной экономикисчитают, что равенство доходов несовместимо с рыночной системой и можноее подорвать.

Кривая Лоренцапоказывает степень реального достигнутогонеравенства. На основе данных «кривойЛоренца» определяется т.н. децильныйкоэффициент. Он показывает во сколькораз 10 % самых богатых семей превосходятпо уровню дохода 10 % беднейших семей.Если данный коэффициент превышает12-14, то это говорит о социальномнеблагополучии общества.

Для либеральнойрыночной экономики характерна тенденцияк усилению неравенства в распределенииНД между гражданами, но по мере увеличениябогатства общества усугубляетсясоциальное расслоение населения.

Этов конечном итоге приводит к тому, чтозначительная часть людей опускаетсяниже официально признанной чертыбедности. Такой результат не случаен.

Как считают сторонники свободнойрыночной экономики, богатство должнодоставаться только собственникамэкономических факторов – труда, капиталаи земли.

Классическаямодель саморегулирующейся рыночнойсистемы не выдержала испытания напрактике. Это подтверждает МЭК 1929-33 гг.а этот период выпуск промышленнойпродукции снизился на 46%. Безработнымистало около 26млн. человек, реальныедоходы населения упали на 60%.

Сталоочевидно, что стихийная рыночнаяэкономика не способна обеспечить прочноеравновесие совокупного предложения исовокупного спроса. Кроме того, рыночнаясистема не в состоянии избавить обществоот кризиса и безработицы.

Рыночные ценыавтоматически не обеспечивают обратноговоздействия на производство товаров.

В действительностиобратная связь срабатывала лишь призолотом стандарте. Но в результате МЭКзолотой стандарт в денежном обращениипрактически не действовал, рыночныймеханизм цен был разрушен, т.к. своенегативное воздействие оказали монополии,поэтому появилась необходимость создатьновый механизм выравнивания совокупныхвеличин спроса и предложения, искатьновые макроэкономические регуляторы.

Источник: https://studfile.net/preview/1059365/page:14/

Refpoeconom
Добавить комментарий