§ 1. Экономическая отсталость Германии в первой половине XIX в.

Чем объяснялась экономическая отсталость Германии в первой половине 19 в?

§ 1. Экономическая отсталость Германии в первой половине XIX в.

Экономическая отсталость Германии в первой половине XIX века. В конце XVIII века Германия представляла собой аграрную периферию Западной Европы.

В экономическом отношении она значительно отставала не только от Англии, где промышленный переворот начался еще в середине XVIII века, но и от Франции, где в конце XVII века также сформировались условия для перехода к крупному машинному производству.

Запаздывание в экономическом развитии Германии предопределялось множеством причин, но прежде всего господством крепостничества, которое задерживало формирование рынка труда, без чего был невозможен переход к фабричному производству.

Задержку в становлении рыночных отношений в промышленности можно объяснить также отсутствием у купцов, владельцев ремесленных мастерских и других слоев зажиточных горожан достаточного количества капиталов, необходимых для организации крупного машинного производства. Продукция ремесленных мастерских, опутанных жесткими цеховыми нормативами, заведомо проигрывала в конкурентной борьбе массовой продукции английских, голландских и французских предприятий.

Относительно низкие темпы экономического роста обусловливали медленное формирование национального предпринимательства. Обладая монопольным правом на земельную собственность, дворянство занимало все господствующие позиции и в государственном аппарате, армии, судебной власти. Немецкая буржуазия практически не

имела своих представителей во властных структурах, не была защищена законодательно.

Княжества и графства неоднократно пытались объединиться, но без особого успеха.

В начале XIX века в результате объединительной деятельности Пруссии количество государств на территории Германии значительно сократилось.

После наполеоновских войн, в 1815 году, был подписан акт о создании Германского союза, куда вошли 34 монархии и четыре вольных города3. Но этот союз не мог решить проблемы раздробленности.

Формирование немецкой рыночной экономики в отличие от английской, французской или голландской происходило не в результате революции, а постепенно, в ходе длительных реформ.

Феодальные отношения понемногу ограничивались, повинности крестьян не отменялись раз и навсегда, как это было, скажем, во Франции в конце XVIII века, а выкупались в течение нескольких десятилетий.

Даже революция 1848 года, носившая в целом антифеодальный характер, лишь ограничила германскую монархию и власть помещиков-юнкеров, в руках которых все еще оставалась огромная земельная собственность и ключевые государственные посты. И это также накладывало свой отпечаток на динамику экономического роста.

Среди факторов, сдерживавших промышленный переворот, можно назвать и относительную изолированность страны от мировых торговых путей. И хотя в Германии имелись судоходные реки, они использовались плохо, так как в стране почти не было речных судов, а так удобных для хозяйственных целей морских гаваней и современного морского флота. Для перевозки товаров приходилось привлекать и странные суда.

Замедленные темпы индустриального развития обусловливал также отсутствием единых железнодорожных магистралей, поскольку железные дороги в 1830-1840-х годах строились, как правило, в пределах отдельных германских государств и совершенно не были cвязаны между собой.

Первая железная дорога протяженностью всего 1 была построена в 1835 году между Нюрнбергом и Фюртом.

В сочетании с таможенными барьерами все это приводило к тому, что три крупных промышленных района — Прусско-Силезский, Саксонский и Рейнско-Вестфальский — почти не были связаны между coбoй также не способствовало формированию единого германского рынка.

Переход к индустриальной экономике был затруднен еще и тем, что даже в XIX веке господствующей формой организации производства в стране оставались ремесленные цехи с их средневековыми обычаями. Цеховые порядки сознательно поддерживались многочисленными монархами и князьями, поскольку при этом они имели возможность контролировать данный сектор экономики.

Во время наполеоновских войн в левобережных районах Рейна были отменены цехи и провозглашена свобода предпринимательства. В 1806 году была упразднена цеховая система в некоторых отраслях промышленности Пруссии.

В 1808 году там же в соответствии с «Деловой инструкцией» отменялись принципы цеховой регламентации. Но в остальных немецких государствах цеховые привилегии и цеховое право сохранялись до конца 1860-х годов.

Мануфактуры, производившие товары потребления, создавались, как правило, в селах, поскольку в городах господствовала цеховая система, видевшая в мануфактурах своих конкурентов и не допускавшая их развития. В XVIII-XIX веках наибольшее распространение получила рассеянная мануфактура, где основной фигурой выступал скупщик-предприниматель.

Наличие цеховой системы отражалось на структуре внешнеторгового оборота: более дорогим ремесленным товарам было трудно конкурировать с дешевой продукцией английской промышленности, которая преобладала в структуре германского импорта. Экспортировалось в основном сырье и продовольствие, что превращало Германию в сырьевой и аграрный придаток Англии.

Отставание немецкой промышленности проявлялось также и в том, что только в 1830-х годах здесь стали внедрять первые паровые машины.

Например, в 1837 году в Силезии, старом промышленном районе страны, работало всего 8 паровых двигателей общей мощностью 158 л.с.

, в то время как на хлопчатобумажных фабриках английского графства Ланкашир работало 714 паровых машин общей мощностью 20 тыс. л.с. В середине XIX века из более чем двухсот доменных печей только 32 работали на каменном угле.

И все-таки одной из главных проблем страны оставалась экономическая и политическая раздробленность.

Германия нуждалась прежде всего в ликвидации внутренних таможенных барьеров, поскольку они мешали экономическому развитию страны (например, при перевозке товаров из Дрездена в Магдебург таможенные сборы следовало платить 16 раз). Тем более что в 1840-1850-х годах Англия уже перешла к политике фритредерства и начала торговую экспансию по всей Европе.

Следовательно, Германии нужно было устанавливать систему протекционизма, чтобы защитить национальную промышленность. Но это могло сделать только сильное единое государство.

Пруссия, одно из наиболее развитых немецких государств, стала инициатором решительной отмены внутренних таможенных барьеров.

Это делалось исходя не столько из экономических интересов, сколько из стремления вытеснить австрийских Габсбургов с лидирующих позиций в деле объединения Германии.

В 1818 году в самой Пруссии были отменены таможенные заставы, сбор акцизов и внутренних пошлин, и это можно расценить как первый шаг в деле объединения страны.

В этот же период правительство Пруссии установило и внешнеторговый тариф. Но поскольку новый тариф был невысок — всего 10% на ввозимые промышленные товары, а сырье и вовсе не облагалось тарифом, то он почти не защищал национальную экономику.

Тем не менее молодая буржуазия других германских государств поддержала такую внешнюю политику Пруссии и решила присоединиться к ней, так как видела в Пруссии свой экономический и будущий политический оплот.

В 1833 году был создан Таможенный союз, в который вошли 18 крупных государств Северной Германии с населением 23 млн человек. Сначала они договорились о союзе на восемь лет (с 1834 года), а в 1842 году продлили его еще на 10 лет.

В пределах союза отменялись внутренние таможенные пошлины, но сохранялись весьма высокие импортные тарифы на иностранные (особенно английские) товары с целью защиты германских производителей.

В скором времени окрепли международные позиции Таможенного союза, о чем свидетельствовало заключение торговых договоров с Англией, Голландией, Грецией, Турцией, Бельгией.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_75536_chem-ob-yasnyalas-ekonomicheskaya-otstalost-germanii-v-pervoy-polovine--v.html

Особенности экономического развития Германии в XVI—первой половине XIX века

§ 1. Экономическая отсталость Германии в первой половине XIX в.

Развитие рыночной экономики происходило гораздо позже аналогичного процесса во Франции или Англии, где в 15-16 веках началось разложение цехового строя в ремесленной сфере и феодализма в аграрной отрасли. В Германии же до начала 19 века существовали строгие цеховые порядки и крепостничество.

В 15-18 веках Германия не была одним целым государством, так как ее единству мешала феодальная раздробленность. На ее территориях располагались многочисленные королевства, герцогства, княжества и т.д.

Для данного периода характерна слабая экономическая развитость германских государств. Это обусловлено несколькими причинами:

  • Упадок экономических регионов Северной Италии из-за перемещения торговых путей на Атлантический океан, с ними тесно было тесно связано хозяйство южногерманских городов;
  • Потеря Ганзейским союзом своих многочисленных филиалов в Англии, Скандинавии, России, в связи с чем в Северной Европе сократились объемы внешней торговли, что негативно отразилось на городах: Бремен, Гамбург, Любек;
  • Раздробленность Германии не позволила ей завоевывать заморские территории, как, например, Англия и Голландия, грабеж колоний для которых стал важным источником первоначального накопления капитала.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Ухудшалась внутренняя и внешняя экономическая ситуация, социальная напряженность среди крестьян росла, это послужило поводом к крестьянской войне, которая охватила большую часть Германии.

Однако, восставшие в крестьянской войне потерпели поражение, и в дальнейшем зависимость крестьян усилилась.

На экономическом развитии Германии негативно сказалась Тридцатилетняя война, в ходе которой Германские территории пострадали больше всех: произошло сокращение населения на 60-70%, погибло много скота, на месте пахотных земель оставались пустыри. Сократилось промышленное производство, крупные города потеряли свой былой статус. В целом экономика Германии была полностью разрушена.

Политическая раздробленность Германии не способствовала становлению политики меркантилизма, которая была характерна для централизованных государств. Это привело к тому, что темпы развития национальной буржуазии и формирования рыночной экономики заметно отставали от процессов, происходящих в то время в других европейских странах.

Между тем, немецкие поместья начали налаживать связи с внешними рынками. Мелкое ремесленное производство все больше ориентировалось на рыночные условия, купеческие капиталы стали проникать в различные области промышленности, где к концу 17 века образовались централизованные мануфактуры. Особенное распространение получили крупные мануфактуры в производстве шерстяных и шелковых тканей.

Замечание 1

В 1701 году образовалось королевство Пруссия со столицей в Берлине. С тех времен прусская династия Гогенцоллернов правила всей Германией до 1918 года. В течение 18 века основная цель внешней политики Пруссии заключалась в насильственном присоединении к ней множества территорий не только немецких княжеств, но и Швеции, Австрии.

Экономика Германии в начале 19 века

В ходе наполеоновских войн, в 1815 году был создан Германский союз, в состав которого вошли 34 монархии, а также 4 вольных города. Однако, он не помог решить проблему раздробленности. Немецкая рыночная экономика формировалась не в результате революционных действий, как происходило во Франции, Англии, Голландии, а постепенно, с помощью длительных реформ.

Основным фактором, который сдерживал промышленное развитие в Германии, являлась относительная изолированность государства от международных торговых путей. При наличии в Германии судоходных рек, использовались они плохо, поскольку страна почти не имела собственных речных судов. Чтобы перевозить товары, привлекались иностранные суда.

Индустриальное развитие замедлялось также отсутствием единой железнодорожной магистрали, так как в 1830-1840-х годах прокладка железнодорожных путей происходила внутри германских государств, которые не были связаны друг с другом.

Сдерживалось развитие германского рынка и тем, что преобладающей формой производства в 19 веке оставались ремесленные цеха. Мануфактуры, которые производили товары народного потребления, развивались преимущественно в селах, так как в городах преобладала цеховая система, не допускавшая развития мануфактур.

Цеховая система сказывалась и на внешнеторговом обороте: более дорогие ремесленные товары не могли конкурировать с дешевыми товарами из Англии, которые преобладали в структуре импорта Германии. Экспортировалось в большинстве своем продовольствие и сырье.

Немецкая промышленность отставала еще и за счет того, что только лишь в 1830-х годах стали внедряться паровые машины.

Между тем, главной проблемой страны являлась политическая и экономическая раздробленность. Экономическому развитию мешали внутренние таможенные барьеры, которые необходимо было ликвидировать.

Замечание 2

Пруссия, являясь наиболее развитым немецким государством, стала инициатором отмены таможенных барьеров. в 1818 году в Пруссии ликвидированы таможенные заставы, отменены внутренние пошлины и акцизы. Это стало первым шагом на пути объединения страны.

В 1833 году создается Таможенный Союз, участниками которого стали 18 крупных стран Северной Германии. Союз был заключен в начале на 8 лет, а затем в 1842 году продлен еще на десять лет.

В рамках союза отменялись таможенные пошлины между участниками, при этом сохранялись высокие тарифы на импорт иностранных товаров (особенно английских) для защиты германских производителей. Мировые позиции Таможенного союза в скором времени укрепились, подтверждением этому стало заключение торговых соглашений с Голландией, Англией, Турцией, Бельгией и Грецией.

Несмотря на начавшееся экономическое развитие, Германия все же до середины 19 века оставалась аграрной страной, поскольку сельское хозяйство являлось главной экономической отраслью.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomicheskaya_teoriya/osobennosti_ekonomicheskogo_razvitiya_germanii_v_xvi_pervoy_polovine_xix_veka/

Читать онлайн Экономическая история зарубежных стран: учебное пособие страница 73. Большая и бесплатная библиотека

§ 1. Экономическая отсталость Германии в первой половине XIX в.

Экономическая отсталость Германии в первой половине XIX века. В конце XVIII века Германия представляла собой аграрную периферию Западной Европы.

В экономическом отношении она значительно отставала не только от Англии, но и от Франции.

Запаздывание в экономическом развитии Германии предопределялось прежде всего господством крепостничества, которое задерживало формирование рынка труда, без чего был невозможен переход к фабричному производству.

Задержку в становлении рыночных отношений в промышленности можно объяснить также отсутствием у купцов, владельцев ремесленных мастерских и других слоев зажиточных горожан достаточного количества капиталов, необходимых для организации крупного машинного производства. Продукция ремесленных мастерских, опутанных жесткими цеховыми нормативами, заведомо проигрывала в конкурентной борьбе массовой продукции английских, голландских и французских предприятий.

Мануфактуры же, производившие товары потребления, создавались, как правило, в селах, поскольку в городах господствовала цеховая система, видевшая в мануфактурах своих конкурентов и не допускавшая их развития. В XVIII–XIX веках наибольшее распространение получила рассеянная мануфактура, где основной фигурой выступал скупщик-предприниматель.

Относительно низкие темпы экономического роста обусловливали и медленное формирование национального предпринимательства.

Обладая монопольным правом на земельную собственность, дворянство занимало все господствующие позиции и в государственном аппарате, армии, судебной власти.

Немецкая буржуазия практически не имела своих представителей во властных структурах, не была защищена законодательно.

Княжества и графства неоднократно пытались объединиться, но без особого успеха. В начале XIX века в результате объединительной деятельности Пруссии количество государств на территории Германии значительно сократилось.

Одной из первых попыток государственного объединения стал Рейнский союз (1806–1813), который был основан под протекторатом Наполеона Бонапарта. В союз входили 36 германских государств. Но просуществовал он недолго.

После окончания наполеоновских войн, в 1815 году, был подписан акт о создании Германского союза, куда вошли 34 монархии и четыре вольных города [74] . Но этот союз не смог решить проблемы раздробленности.

Формирование немецкой рыночной экономики в отличие от английской, французской или голландской происходило не в результате революции, а постепенно, в ходе длительных реформ.

Феодальные отношения понемногу ограничивались, повинности крестьян не отменялись раз и навсегда, как это было, скажем, во Франции в конце XVIII века, а выкупались в течение нескольких десятилетий.

Даже революция 1848 года, носившая в целом антифеодальный характер, лишь ограничивала германскую монархию и власть помещиков-юнкеров, в руках которых все еще оставалась огромная земельная собственность и ключевые государственные посты. Это также накладывало свой отпечаток на динамику экономического роста.

Среди факторов, сдерживавших промышленный переворот, можно назвать и относительную изолированность страны от мировых торговых путей.

И хотя в Германии имелись судоходные реки, они использовались плохо, так как в стране почти не было речных судов, а также удобных для хозяйственных целей морских гаваней и современного морского флота.

Для перевозки товаров приходилось привлекать иностранные суда.

Замедленные темпы индустриального развития обусловливались также отсутствием единых железнодорожных магистралей, поскольку железные дороги в 1830-1840-х годах строились, как правило, в пределах отдельных германских государств и совершенно не были связаны между собой.

Первая железная дорога протяженностью всего 12 км была построена в 1835 году между Нюрнбергом и Фюртом.

В сочетании с таможенными барьерами все это приводило к тому, что три крупных промышленных района – Прусско-Силезский, Саксонский и Рейнско-Вестфальский – почти не были связаны между собой, что также не способствовало формированию единого германского рынка.

Переход к индустриальной экономике был затруднен еще и тем, что даже в XIX веке господствующей формой организации производства в стране оставались ремесленные цехи с их средневековыми обычаями. Цеховые порядки сознательно поддерживались многочисленными монархами и князьями, поскольку при этом они имели возможность контролировать данный сектор экономики.

Во время наполеоновских войн в левобережных районах Рейна были отменены цехи и провозглашена свобода предпринимательства.

В 1806 году была упразднена цеховая система в некоторых отраслях промышленности Пруссии. В 1808 году там же в соответствии с «Деловой инструкцией» отменялись принципы цеховой регламентации.

Но в остальных немецких государствах цеховые привилегии и цеховое право сохранялись до конца 1860-х годов.

Наличие цеховой системы отражалось на структуре внешнеторгового оборота: более дорогим ремесленным товарам было трудно конкурировать с дешевой продукцией английской промышленности, которая преобладала в структуре германского импорта.

Экспортировалось в основном сырье и продовольствие, что превращало Германию в сырьевой и аграрный придаток других стран Европы.

Отставание немецкой промышленности проявлялось также и в том, что только в 1830-х годах здесь стали внедрять первые паровые машины.

Например, в 1837 году в Силезии, старом промышленном районе страны, работало всего 8 паровых двигателей общей мощностью 158 л.с.

, в то время как на хлопчатобумажных фабриках английского графства Ланкашир работало 714 паровых машин общей мощностью 20 тыс. л.с. В середине XIX века из более чем двухсот доменных печей только 32 работали на каменном угле.

И все-таки одной из главных проблем страны оставалась экономическая и политическая раздробленность.

Германия нуждалась прежде всего в ликвидации внутренних таможенных барьеров, поскольку они мешали экономическому развитию страны (например, при перевозке товаров из Дрездена в Магдебург таможенные сборы следовало платить 16 раз).

Тем более, что в 1840-1850-х годах Англия уже перешла к политике фритредерства и начала торговую экспансию по всей Европе. Следовательно, Германии нужно было устанавливать систему протекционизма, чтобы защитить национальную промышленность. Но это могло сделать только сильное единое государство.

Пруссия стала инициатором решительной отмены внутренних таможенных барьеров.

Это делалось исходя не столько из экономических интересов, сколько из стремления вытеснить австрийских Габсбургов с лидирующих позиций в деле объединения Германии.

В 1818 году в самой Пруссии были отменены таможенные заставы, сбор акцизов и внутренних пошлин, и это можно расценить как первый шаг в деле объединения страны.

Молодая буржуазия других германских государств поддержала такую политику Пруссии и решила присоединиться к ней. В 1833 году был создан Таможенный союз, в который вошли 18 крупных государств Северной Германии с населением 23 млн человек. Сначала они договорились о союзе на 8 лет (с 1834 года), а в 1842 году продлили его еще на 10 лет.

В пределах союза отменялись внутренние таможенные пошлины, но сохранялись весьма высокие импортные тарифы на иностранные (особенно английские) товары с целью защиты германских производителей.

В скором времени окрепли международные позиции Таможенного союза, о чем свидетельствовало заключение торговых договоров с Англией, Голландией, Грецией, Турцией, Бельгией.

Аграрные реформы. Как подчеркивалось ранее, в числе факторов, влиявших на экономическую отсталость Германии, были последствия «второго издания» крепостничества, осуществленного в XVI–XVII веках, в результате которого усилилась личная зависимость крестьян.

На рубеже XVIII–XIX веков в сельском хозяйстве страны было занято более 70 % населения. В земледелии сохранялась устаревшая и неэффективная трехпольная система. Основные земельные угодья были сосредоточены в руках помещиков: 18 тыс.

юнкеров владели примерно 60 % земли, а 1,6 млн мелких собственников – всего 5 % земельных угодий.

В начале XIX века Германия испытала сильное влияние Великой Французской революции и наполеоновских войн, которые нанесли первый ощутимый удар по феодализму. В соответствии с Люневильским миром (1801 г.

) левобережье Рейна отошло к Франции, и здесь были упразднены феодальные привилегии помещиков и крепостные повинности крестьян, распроданы монастырские земли.

После поражения, нанесенного Францией Пруссии в 1806 году, стало ясно, что аграрные реформы неизбежны.

Следует отметить, что отмена крепостного права произошла в Германии гораздо позже, чем в развитых странах Западной Европы, причем осуществлялась она «сверху», путем постепенного освобождения экономики от феодальных пережитков. А это означало, что процесс проведения реформ в аграрном секторе был более длительным, болезненным и проходил на очень тяжелых для крестьян условиях.

Источник: https://dom-knig.com/read_159054-73

1.2 Экономическая отсталость Германии в первой половине XIX века

§ 1. Экономическая отсталость Германии в первой половине XIX в.

Вконце XVIII века Германия представляласобой аграрную периферию ЗападнойЕвропы. В экономическом отношении оназначительно отставала не только отАнглии, но и от Франции. Запаздывание вэкономическом развитии Германиипредопределялось прежде всего господствомкрепостничества, котороезадерживало формирование рынка труда,без чего был невозможен переход кфабричному производству.

Задержкув становлении рыночных отношений впромышленности можно объяснить такжеотсутствиемукупцов, владельцев ремесленных мастерскихи других слоев зажиточных горожандостаточного количества капиталов,необходимыхдля организации крупного машинногопроизводства. Продукция ремесленныхмастерских, опутанных жесткими цеховыминормативами, заведомо проигрывала вконкурентной борьбе массовой продукциианглийских, голландских и французскихпредприятий.

Мануфактурыже, производившие товары потребления,создавались, как правило, в селах,поскольку в городах господствовалацеховаясистема, видевшаяв мануфактурах своих конкурентов и недопускавшая их развития. В XVIII–XIX векахнаибольшее распространение получиларассеянная мануфактура, где основнойфигурой выступал скупщик-предприниматель.

Относительнонизкие темпы экономического ростаобусловливали и медленное формированиенационального предпринимательства.Обладая монопольным правом на земельнуюсобственность, дворянство занимало всегосподствующие позиции и в государственномаппарате, армии, судебной власти. Немецкаябуржуазия практически не имела своихпредставителей во властных структурах,не была защищена законодательно.

Княжестваи графства неоднократно пыталисьобъединиться, но без особого успеха. Вначале XIX века в результате объединительнойдеятельности Пруссии количествогосударств на территории Германиизначительно сократилось.

Одной из первыхпопыток государственного объединениястал Рейнский союз (1806–1813), который былоснован под протекторатом НаполеонаБонапарта. В союз входили 36 германскихгосударств. Но просуществовал он недолго.

После окончания наполеоновских войн,в 1815 году, был подписан акт о созданииГерманскогосоюза, кудавошли 34 монархии и четыре вольных города.Но этот союз не смог решить проблемыраздробленности.

Формированиенемецкой рыночной экономики в отличиеот английской, французской или голландскойпроисходило не в результате революции,а постепенно, в ходе длительныхреформ.

Ивсе-таки одной из главных проблем страныоставалась экономическая и политическаяраздробленность.

Германия нуждаласьпрежде всего в ликвидации внутреннихтаможенных барьеров, поскольку онимешали экономическому развитию страны(например, при перевозке товаров изДрездена в Магдебург таможенные сборыследовало платить 16 раз).

Тем более, чтов 1840-1850-х годах Англия уже перешла кполитике фритредерства и начала торговуюэкспансию по всей Европе. Следовательно,Германии нужно было устанавливатьсистему протекционизма, чтобы защититьнациональную промышленность. Но этомогло сделать только сильное единоегосударство.

Пруссиястала инициатором решительной отменывнутренних таможенных барьеров. Этоделалось исходя не столько из экономическихинтересов, сколько из стремлениявытеснить австрийских Габсбургов слидирующих позиций в деле объединенияГермании. В 1818 году в самой Пруссии былиотменены таможенные заставы, сборакцизов и внутренних пошлин, и это можнорасценить как первый шаг в деле объединениястраны.

Молодаябуржуазия других германских государствподдержала такую политику Пруссии ирешила присоединиться к ней. В 1833 годубыл создан Таможенныйсоюз, вкоторый вошли 18 крупных государствСеверной Германии с населением 23 млн.человек. Сначала они договорились осоюзе на 8 лет (с 1834 года), а в 1842 годупродлили его еще на 10 лет.

В пределахсоюза отменялись внутренние таможенныепошлины, но сохранялись весьма высокиеимпортные тарифы на иностранные (особенноанглийские) товары с целью защитыгерманских производителей. В скоромвремени окрепли международные позицииТаможенного союза, о чем свидетельствовалозаключение торговых договоров с Англией,Голландией, Грецией, Турцией, Бельгией.

экономикагермания промышленный хозяйство

Аграрныереформы. Какподчеркивалось ранее, в числе факторов,влиявших на экономическую отсталостьГермании, были последствия «второгоиздания» крепостничества, осуществленногов XVI–XVII веках, в результате которогоусилилась личная зависимость крестьян.

На рубеже XVIII–XIX веков в сельскомхозяйстве страны было занято более 70%населения. В земледелии сохраняласьустаревшая и неэффективная трехпольнаясистема. Основные земельные угодья былисосредоточены в руках помещиков: 18 тыс.юнкеров владели примерно 60% земли, а 1,6млн.

мелких собственников – всего 5%земельных угодий.

Вначале XIX века Германия испытала сильноевлияние Великой Французской революциии наполеоновских войн, которые нанеслипервый ощутимый удар по феодализму. Всоответствии с Люневильским миром (1801г.

) левобережье Рейна отошло к Франции,и здесь были упразднены феодальныепривилегии помещиков и крепостныеповинности крестьян, распроданымонастырские земли.

После поражения,нанесенного Францией Пруссии в 1806 году,стало ясно, что аграрные реформынеизбежны.

Следуетотметить, что отмена крепостного правапроизошла в Германии гораздо позже, чемв развитых странах Западной Европы,причем осуществлялась она «сверху»,путем постепенного освобожденияэкономики от феодальных пережитков.

Аэто означало, что процесс проведенияреформ в аграрном секторе был болеедлительным, болезненным и проходил наочень тяжелых для крестьян условиях.Отмена крепостной зависимости проходилавместе с процессом выкупа.СогласноЭдиктуо регулировании(1811г.), изданному правительством К.

Гарденберга, крестьяне получали правовыкупать находящиеся в их пользованииземельные участки, но размер выкупныхплатежей был под силу не каждомухозяйству. Следовало заплатить помещику25-кратную стоимость годовой ренты илиуступить ему от трети (для наследственныхдержателей) до половины (для ненаследственныхдержателей) своего земельного надела.

В 1812 году был издан дополнительный указ,по которому безлошадные и однолошадныекрестьяне вообще лишались права выкупаземли. Таким образом, земельные угодьяюнкеров увеличивались, а большая частькрестьян становились безземельными.

Но,несмотря на сложность социальныхпроцессов, проходивших в германскойдеревне, аграрная реформа привела кзаметному прогрессу в сельскохозяйственномпроизводстве.

В 1830-1840-х годах сталивнедряться сложные севообороты,травосеяние, плодосменная система, чтопозволило улучшить качество обработкиземель и повысить урожайностьсельскохозяйственных культур. Большихуспехов добились крестьяне, занимавшиесяплеменным животноводством.

В Германии(особенно в Восточной Пруссии) необычайнобыстро привилось культивированиекартофеля, на который в стране сформировалсяустойчивый спрос. С 1816 года началосьмассовое производство дешевого спиртаиз картофеля.

Невысокийуровень естественного плодородиязаставлял немецких аграриев искатьновые пути повышения качества земель.В Германии, пожалуй, впервые в ЗападнойЕвропе стали широко применять минеральныеудобрения: суперфосфат, калийные иазотные соединения.

Для этого в странеимелись благоприятные условия, так какк тому времени уже добывались калийныесоли, а при переработке местных железныхруд в отходы попадал фосфор, которыйможно было использовать для производстваминеральныхудобрений.

Ориентациякрепких крестьянских и юнкерскиххозяйств на рынок заставляла их активновнедрять в производство различныесельскохозяйственные машины: молотилки,жнейки, культиваторы и пр.

Источник: https://studfile.net/preview/8130843/page:2/

Refpoeconom
Добавить комментарий