§ 1. Бюджетная политика государства и ее функциональная роль

§ 1. Бюджетная политика государства и ее функциональная роль

§ 1. Бюджетная политика государства и ее функциональная роль

Основой финансовой базы государства является бюджет, состоящий из бюджета центрального правительства и бюджета местных органов власти всех уровней. Государственный бюджет. Бюджет — это роспись государственных доходов и

расходов на определенный срок, утвержден! ная в законодательном порядке.

Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд,; аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций. В государственном бюджете находят органическую увязку все основные финансовые операции — расходы, различные виды доходов, государственные займы. Внешне самостоя-. . тельные, они в бюджете получают единую направленность, находящую отражение в проводимой государством политике. < Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов, которые были выработаны развитыми странами в начале XX в. 1. Принцип единства - сосредоточение в бюджете всех расходов и всех доходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации. 2. Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления. 3. Принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства. 4. Принцип гласности - это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов. В современных условиях в практике развитых стран наблюдается некоторое несоблюдение этих принципов. Так, отход от принципов полноты и единства выразился в появлении, помимо государственного бюджета, большого количества различных специальных и внебюджетных фондов самостоятельных в финансовом отношении государственных учреждений (кредитные фонды, социальные, научно- технические и др.). Однако отсутствие обезличенности финансового фонда, которым распоряжаются правительства разных уровней, и четкое разграничение источников поступлений центрального правительства и местных органов власти являются важнейшей особенностью современных государственных бюджетов развитых стран. Баланс бюджета означает равенство доходов и расходов. Если расходы бюджета превышают доходы, то налицо бюджетный дефицит. Доходная часть государственного бюджета образуется в ос--новном за счет налогов. Расходная часть государственного бюджета развитых стран включает: расходы на содержание вооруженных сил и государственного аппарата, финансирование хозяйства и социальной инфраструктуры (социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, наука), выплату процентов по государственному долгу. Исторически структура государственных расходов определялась потребностями в конкретных условиях. Так, первая и вторая мировые войны вызвали расширение военных расходов. В даль-I нейшем на рост государственных расходов оказали большое влияние экономические и социальные факторы. В развитых странах они

являлись главной причиной роста государственных расходов.

В J настоящее время доля государственных расходов в ВНП составляет: в США — 36%, в Японии — 33, в ФРГ — 46, в Англии — 43, во Франции и Италии — 50, в Канаде — 4, в Швеции — 60%. Структура государственных расходов развитых стран в современных условиях изменилась в пользу социальных программ. Так, в структуре федерального бюджета США военные расходы составляют 28%, социальные — 47,3, хозяйственные — 6,7, проценты по государственному долгу — 13,7%. В других странах смешанной экономики социальная сфера поглощает свыше 50% бюджетных расходов. Что касается расходов на финансирование хозяйства, то в разных странах имеются существенные различия, связанные с масштабом государственного сектора. Например, в европейских странах, где удельный вес государственного сектора был велик большая часть государственных расходов шла на поддержание и субсидирование и развитие национализированных предприятий, а прямые государственные капиталовложения составляли 10-jr| 20% всех инвестиций. Приватизация национализированных пред4 приятии сократила государственные вложения в хозяйство, осо4 бенно за счет уменьшения субсидий частному сектору. Функции бюджета. Бюджетная система выполняет три функции: 1) фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов (исключая доход от государственной собственности, который составляет, например, в США 6-7% доходов государственного бюджета); 2) функция экономического регулирования — это использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для проведения?; своей экономической политики; 3) социальная функция пред по-1; лагает использование государственного бюджета для перерас-; пределения национального дохода. Осуществляя эти функции, государство не должно ослаблять рыночные стимулы предпринимательства. Поэтому бюджетная политика государства должна строиться на синтезе рыночного и государственного механизмов регулирования. t Концепции использования бюджета. Использование государством бюджета в качестве одного из рычагов воздействия, на экономику опирается на теоретические концепции. На про-, тяжении многих десятилетий в развитых странах господство-; вала концепция «нейтрального бюджета», отвечающая инте-; ресам экономики только в том случае, если не требовалось' коренного изменения сложившегося под воздействием рынка «естественного порядка». Концепция «нейтрального бюджета» привязывала всю бюджетную политику государства к задаче обеспечения сбалансированности бюджета и предусматривала «нейтральное» отношение к ходу воспроизводственно-, го процесса. Считалось, что нормальное функционирование финансов и есть эффективное функционирование экономики. Собственно бюджет решал чисто финансовые задачи (изъятие и распределение денежных средств). Но политика жесткого соизмерения расходов и доходов бюджета имела свои недостатки: а) она ограничивала размах экономических операций, время их проведения (крупномасштабные и долговременные операции); б) снижала эффективность экономических операций, так как налоговые льготы предприятиям часто уравновешивались действенными с финансовой, но не с экономической точки зрения операциями; в) снижала и без того малую эластичность государственного бюджета, лишала возможности быстро реагировать на изменение экономической обстановки; г) сокращение государственных расходов в период спада увеличивало вероятность депрессий, а уменьшение в фазе подъема вело к «перегреву» экономики. Кейнсианский рецепт использования государственного бюджета впервые признал за бюджетными инструментами, помимо финансовых, функции по стабилизации экономики. В основе его лежит концепция «функциональных финансов», согласно которой формирование и реализация бюджетной политики включают как финансовую, так и экономическую сторону дела, причем последней отдается предпочтение. Главное — сбалансированность экономики. При этом Достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как положительным сальдо бюджета, так и возрастанием бюджетного дефицита. И хотя дефицит бюджета рассматривается как негативное явление, но не настолько, чтобы проводить финансовое оздоровление экономики в ущерб экономическому, особенно в фазах кризиса и депрессии. Согласно концепции «функциональных финансов» решение проблемы дефицита бюджета в долгосрочном периоде невозможно без кардинального решения вопроса экономической стабильности. В этом состоит экономический подход к бюджетной политике государства. Кейнсианская стратегия бюджетного регулирования, а затем теория «экономики предложения» (80-90-е годы) превратили концепцию «функциональных финансов» в реализуемые на практике модели экономического регулирования в развитых странах. Тенденции и противоречия бюджетной политики. В рамках задач, которые решает бюджетная политика, можно говорить о ее. эффективности. Если бюджетная политика решает финансовые проблемы, то показателями оценки ее эффективности являются бюджетный дефицит и государственный долг, отражающие состояние государственных финансов. Если бюджетная политика направлена на решение экономической задачи — макроэкономической сбалансированности, то используются такие показатели, как рост ВНП и совокупных частных инвестиций, уровень безработицы и инфляции. Финансовые показатели дополняют характеристику эффективности бюджетной политики. В качестве примера можно сослаться на результаты бюджетной политики, проводимой американской администрацией в 80-е годы. Важнейшими ее достижениями, особенно в долгосрочном аспекте, стали: разрыв прочной связи, существовавшей в 70-е годы, между значительным бюджетным дефицитом и инфляционным ростом; повышение инвестиционной и предпринимательской активности, способствующее экономическому росту; увеличение реальных доходов населения (за вторую половину 80-х годов на 15%); радикальная техническая и управленческая 'перестройка экономики, приведшая к повышению ее конкурентоспособности; увеличение притока иностранного капитала, финансирующего до 50% валовых внутренних инвестиций. Конечно, для американской экономики этого периода характерны и негативные явления (социальное расслоение общества, финансовые затруднения и особенно значительный бюджетный дефицит, в середине 80-х годов он составил 220 млрд. долл.). Но, как отмечает американский экономист А. Лаффер, «дефицит сам по себе не является проблемой, он барометр того, что происходит». При определенных условиях бюджетный дефицит может превратиться в катализатор ухудшения экономического положения. Не менее важно также, как финансируется дефицит. Существует два способа его финансирования: выпуск и размещение государственных ценных бумаг среди населения и продажа облигаций Частным банкам. В первом случае государство получает заем у населения, что вызывает дополнительный спрос, а следовательно, и стимулирование производства. Во втором случае продаваемые государством облигации на частном рынке скупает Центральный банк. Появляется дополнительный стимул для роста государственных расходов. Таким образом, заем государства за счет банковской системы оборачивается дополнительными деньгами — монетизацией части государственного долга. Отсюда — инфляция и падение процентных ставок. Американская администрация в 80-х годах отказалась от либеральной политики финансирования дефицита, способствующей чрезмерной монетизации части государственного долга. Ориентируясь на жестко контролируемое размещение государственных ценных бумаг и денежную эмиссию, американское правительство сумело снизить не только темпы инфляции, но и степень отрицательного воздействия огромного дефицита на экономику. Государственный долг и его регулирование. Одним из источников финансирования государственной деятельности (наряду с налогами) являются правительственные займы и денежные (кредитные) эмиссии. Такой источник финансирования известен в экономической литературе как финансирование за счет государственного долга, или дефицитное финансирование, широко используемое правительствами всех стран. Использование методов дефицитного финансирования дает государству один из наиболее гибких инструментов регулирования экономических и социальных процессов. Это выражает-; ся в «ледующем. С помощью дефицитного финансирования; удается ослабить постоянные противоречия между величиной; необходимых потребностей общества и возможностями госу-> дарства по их удовлетворению за счет бюджетных средств. Государственные займы как источник мобилизации дополнительных ресурсов государства могут являться важным фактором ускорения темпов социально- экономического развития страны. Финансирование дополнительных государственных расходов за счет займов связано с меньшими негативными последствиями для экономики по сравнению с денежной эмиссией и повышением налоговых ставок. Управление государственным долгом является главным элементом, балансирующим всю бюджетную политику в целом. В то же время необоснованное использование государственных займов может вызвать серьезные дестабилизирующие последствия для экономики. Поэтому растущий государственный долг может отражать, с одной стороны, государственное регулирование экономики, а с другой стороны, кризисные процессы, требующие от государства принятия стабилизационных мер. Государственный долг связан с вторичным распределением (перераспределением) стоимости валового национального продукта для формирования дополнительных ресурсов государства в результате займа денежных средств у населения (и институтов) и кредитов иностранных государств. Государственная задолженность имеет две основные формы: государственные ценные бумаги (казначейские векселя, средне- и долгосрочные государственные обязательства, государственные облигации, гарантии федерального казначейства, нерыночные бумаги) и записи на бухгалтерских счетах (кредиты эмиссионного банка, иногда — частных кредитных институтов). Являясь одним из инструментов государственного регулирования, государственный долг выполняет две функции: фис—кальную и стимулирующую. Фискальная функция государственного долга состоит в создании финансовой базы государства, поддержании функционирующего рынка долговых государственных обязательств. Стимулирующая функция государ-1 ственного долга заключается в поддержании стабилизации экономики, воздействии на безработицу, уровень цен, внешнеэкономический баланс и т. п. Двойственная природа государственного долга (как элемента регулирования и как отражение кризисных процессов в экономике) порождает и противоречивость его воздействия на экономику: стабилизационное и дестабилизирующее влияние на состояние денежного обращения, ставку ссудного процента, уровни потребления, инвестиций, сбережений; стимулирующее и сдерживающее воздействие на динамику и темпы экономического роста в зависимости от целевого назначения государственных расходов. В этих условиях необходимо регулирование государственного долга. Управление государственным долгом включает формирование политики государственного долга, установление границ государственной задолженности, определение основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели, а также создание институциональных, бюджетных и политико-психологических инструментов для управления государственным долгом. Таким образом, государственный долг интегрирован в механизм смешанной рыночной экономики. Регулирование его границ позволяет использовать государственные займы как инструмент стабилизационного воздействия на экономику. Чем выше темпы экономического роста, тем менее обременительным для государства является использование займов для финансирования своих расходов.

Источник: https://uchebnik-ekonomika.com/teoriya-economiki/byudjetnaya-politika-gosudarstva-26375.html

Бюджетная политика государства и ее функциональная роль

§ 1. Бюджетная политика государства и ее функциональная роль

Бюджетная политика — это, во-первых, воздействие на совокупный спрос с помощью системы госзаказов, налогообложения и трансфертных платежей; во-вторых, целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом.

Бюджет — это имеющий силу закона финансовый план государства (запись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.

Определение бюджета по Бюджетному кодексу РФ: «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Функции бюджета:

  • фискальная — создание финансовой базы функционирования государства за счет сбора налогов и других платежей;
  • функция экономического регулирования — использование государством налогов для проведения экономической политики;
  • социальная — использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода.

Принципы осуществления государственной бюджетной политики.

1. Принцип единства бюджетной системы — означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство в принципах бюджетного процесса, санкции за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок финансирования бюджета (и расходов, и доходов бюджета).

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, т. е. закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти и ее субъектами.

3. Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов, т. е. всех доходов и расходов бюджета и внебюджетных фондов. Все поступления подлежат обязательному отражению бюджетов в полном объеме.

4. Принцип сбалансированности — объем продолжительных расходов должен соответствовать суммированному объему доходов.

5. Принцип гласности — обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении.

6. Принцип достоверности — надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов.

7. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств — бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их использования.

Основу бюджетного устройства РФ определяет Конституция страны и ее государственное устройство. Основа бюджета закреплена бюджетным кодексом РФ.

Бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

2. Бюджеты субъектов РФ, бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов

3. Местные бюджеты:

  • районные;
  • поселковые;
  • сельские;
  • городские;
  • внутригородских районов.

Все бюджеты взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения — отношения между органами государственной власти и органами местного самоуправления, связанные с формированием и использованием соответствующих бюджетов.

Если у власти нет средств, она не может применять и содержать определенные органы воздействия для осуществления власти.

Межбюджетные отношения принципиальны, чтобы внутри государства не «выделялись» независимые, самостоятельные территориальные единицы и государство не распалось на части, т. е.

они призваны поддержать целостность государства и на местах контролировать расхождение местных и федеральных бюджетов.

Полномочные представители Президента определяют целесообразность налогов в территориальных подразделениях.

Межбюджетные отношения основаны на определенных принципах и в соответствии с ними отдельные виды расходов могут передаваться из федерального бюджета в местные (есть регионы-доноры и дотационные регионы).

Консолидированный бюджет РФ — свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Недопоступление в доход бюджетов налоговых и других платежей требует активной работы со стороны органов государственной власти.

Пути понижения дефицита бюджета:

  • за счет внутренних государственных займов (выпуск государственных ценных бумаг) — государство берет деньги взаймы у населения;
  • государство занимает деньги на стороне — внешние государственные займы (например, у коммерческих банков).

Для укрепления доходной базы Федерального бюджета:

  • проводят разработку и утверждение программ по мобилизации доходов Федерального бюджета, укрепления платежной дисциплины, совершенствование налогового администрирования;
  • осуществляют усиление мер административной ответственности, уголовной ответственности за налоговые правонарушения;
  • изменяют порядок начисления, уплаты и ставок ряда налогов;
  • осуществляют реструктуризацию задолженности организаций по платежам в бюджеты с учетом их образования.

Государственный бюджет — важнейший плановый и контрольный инструмент, посредством которого государство перераспределяет больше половины части национального дохода (в разные периоды оно может меняться в зависимости от состояния экономики) и более половины своих денежных средств. Через него правительство реализует экономическую, социальную, внешнюю и внутреннюю политику.

От размера государственного бюджета, состава и соотношений его доходов и расходов зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны.

Источник: https://investobserver.info/byudzhetnaya-politika-gosudarstva-i-ee-funkcionalnaya-rol/

Refpoeconom
Добавить комментарий