§ 1.1. Общая характеристика и роль отрасли

Глава 1. общая характеристика отрасли

§ 1.1. Общая характеристика и роль отрасли

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине “Экономическая теория”

на тему “ Черная металлургия мира: современное состояние и тенденции развития ”

Выполнил: А.С. Зонова, студентка 2-го

курса очной формы обучения факультета

таможенного дела, группа Тс01/1503

Подпись _____________________

Научный руководитель: Е.Е. Бодрова,

старший преподаватель кафедры,

кандидат экономических наук,

доцент

Подпись _____________________

Люберцы

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………..……….…………3

Глава 1. Общая характеристика отрасли ……………………………… …..5

1.1. Черная металлургия: её роль в мировом хозяйстве и

этапы формирования………………………………………………………..5

1.2. Классификация чёрной металлургии…………………………………9

Глава 2. Современное состояние чёрной металлургии в мире………….12

2.1. Современное состояние чёрной металлургии на мировом уровне….12

2.2. Страны-лидеры и их влияние на мировую чёрную металлургию…..16

Глава 3. Тенденции развития чёрной металлургии………………………23

3.1. Проблемы развития чёрной металлургии в мире…………………….23

3.2. Тенденции в развитии чёрной металлургии………………………….25

Заключение …………………………………………………………………28

Список использованных источников ……………………………………..29

Приложение 1 стран по производству стали в 2015 году по расчетам РИА-рейтинг по данным Росстата, World Steel Association, ООН………31

ВВЕДЕНИЕ

Черная металлургия – это одна из важнейших базовых отраслей тяжелой индустрии. Её продукция служит основой развития машиностроения и металлообработки, строительства, а также находит широкое применение во многих других отраслях народного хозяйства.

Система производств черных металлов охватывает весь процесс от добычи и подготовки сырья, топлива, вспомогательных материалов до выпуска проката с изделиями дальнейшего передела.

Таким образом, собственно металлургический цикл (чугун — сталь — прокат) обеспечивается целым рядом смежных и вспомогательных производств, необходимых для нормального функционирования всего процесса получения черных металлов.

Данная работа посвящена анализу черной металлургии мира и её современного состояния.

Актуальность темы и значение этой отрасли в современной экономике определяются прежде всего тем, что она является главным поставщиком конструкционных материалов для машиностроения и одним из главных поставщиков этих материалов для строительства. Черная металлургия является одним из главных регионов производства стальных труб для нефте — и газопроводов.

В этом качестве черная металлургия испытывает в последние десятилетия нарастающую конкуренцию со стороны цветной металлургии, поставляющей материалы на основе сплавов легких металлов, со стороны химической промышленности, выпускающей конструкционные пластмассы, а также со стороны ряда новых производств, создающих материалы на основе керамики и разного рода композиционные материалы.

Цель работы – рассмотреть особенности состояния черной металлургии мира и определить тенденции её развития.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

— разобрать историю развития черной металлургии;

— определить значение черной металлургии для мировой экономики;

— рассмотреть классификация данной отрасли;

— выявить проблемы и перспективы развития черной металлургии.

Предметом исследования является экономика. Объект исследования – черная металлургия мира, её состояние и тенденции развития.

В этой курсовой использовались различные экономические учебники, статистические источники и статьи русских экономистов.

Глава 1. общая характеристика отрасли

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЁРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ В МИРЕ

ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЧЁРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Металлургический комплекс – это фундамент машиностроения. Металлургия относится к числу базовых отраслей народного хозяйства и отличается высокой материалоёмкостью и капиталоёмкостью производства.

Высокая значимость металлургического производства в мировой экономике в настоящее время обусловлена тем, что оно оказывает влияние на ведущие отрасли промышленности, такие, как оборонная, транспортное и тяжелое машиностроение, энергетика, строительство; черные металлы и изделия из них занимают одно из важнейших мест в структуре мирового экспорта; отрасль играет роль активного агента интеграции экономик развитых и развивающихся стран в мировые хозяйственные процессы и структуры.

Металлургия на протяжении длитель­ного исторического периода является, и еще долго будет оставаться основой для развития экономики. В то же время это одна из самых энерго- и ресурсозатратных отраслей промышленности.

Вследствие огромных мас­штабов производства, высокой капиталоемкости основных металлургических агрегатов она инер­ционна и мало восприимчива к техническому прогрессу на основе новых научных достижений.

Ее технологии и основные агрегаты являются ре­зультатом длительного совершенствования дав­но известных, даже древних методов получения и обработки металлов.

В настоящее время тенденции развития чёрной металлургии соответствуют сложившимся тенденциям в мировой металлургии – масштабное “сворачивание” объемов производства, падение цен на сталь и сырьё, снижение спроса на металл, усиление влияние стран азиатского региона на мировых рынках металлопродукции.

Электронные ресурсы

11. Всемирная ассоциация стали [Электронный ресурс] URL:

https://www.steelland.ru/news/metallurgy/5204.html

12. Обзор рынка черной металлургии [Электронный ресурс]: Аналитическое агентство «Делойт» . URL: www2.deloitte..com›content/dam/Deloitte.pdf. 27.10.2015.

Приложение 1

Таблица 1.1

стран по производству стали в 2015 году по расчетам РИА-рейтинг по данным Росстата, World Steel Association, ООН

[1] О проблемах современного производства стали / Г.А. Дорофеев, С.З. Афонин, Л.Н. Шевелев и др. // Труды XIII Конгресса сталеплавильщиков, г. Полевской, 12 – 18 октября 2014, С.52-54

[2] Черноусов П.И., Мапельман В.М., Голубев О.В. Металлургия железа в истории цивилизации. – М.: МИСиС, 2005

[3] Кудрин В.А. Теория и технология производства стали [Текст]: учебник для вузов / В.А. Кудрин. — М.: Мир, 2011. — 528 с.

[4] World Steel Association

[5] Всемирная ассоциация производителей стали (World Steel Association), EIU, Financial Times (прогноз)

[6] World Steel Association

[7] Аналитическая записка о состоянии металлургической отрасли Комитета ТПП РФ по металлургии // Торгово-промышленная палата Российской Федерации [Электронный ресурс] — 2015 г.

[8] Данные Росстат

[9] Мировая экономика и международный бизнес: учебник / под ред. В.В. Полякова. М.: КНОРУС, 2012. – С. 413

[10] Стратегия развития металлургической промышленности России на период до 2020 года: [утв. Приказом Минпромторга России от 18 марта 2009 г. 150.]

[11] Стратегия развития черной металлургии России на 2014-2020 годы и на перспективу до 2030 года: [утв. Приказом Минпромторга России от 5 мая 2014 г.]

[12] Драгун Н.П., Курбиева И.Ю. Современное состояние и тенденции развития чёрной металлургии в странах ЕАЭС / Драгун Н.П., Курбиева И.Ю. // Литьё и металлургия – 2016. — №1 (82)

[13] Обзор рынка черной металлургии // Аналитическое агентство «Делойт» [Электронный ресурс]. 2015.

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине “Экономическая теория”

на тему “ Черная металлургия мира: современное состояние и тенденции развития ”

Выполнил: А.С. Зонова, студентка 2-го

курса очной формы обучения факультета

таможенного дела, группа Тс01/1503

Подпись _____________________

Научный руководитель: Е.Е. Бодрова,

старший преподаватель кафедры,

кандидат экономических наук,

доцент

Подпись _____________________

Люберцы

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………..……….…………3

Глава 1. Общая характеристика отрасли ……………………………… …..5

1.1. Черная металлургия: её роль в мировом хозяйстве и

этапы формирования………………………………………………………..5

1.2. Классификация чёрной металлургии…………………………………9

Глава 2. Современное состояние чёрной металлургии в мире………….12

2.1. Современное состояние чёрной металлургии на мировом уровне….12

2.2. Страны-лидеры и их влияние на мировую чёрную металлургию…..16

Глава 3. Тенденции развития чёрной металлургии………………………23

3.1. Проблемы развития чёрной металлургии в мире…………………….23

3.2. Тенденции в развитии чёрной металлургии………………………….25

Заключение …………………………………………………………………28

Список использованных источников ……………………………………..29

Приложение 1 стран по производству стали в 2015 году по расчетам РИА-рейтинг по данным Росстата, World Steel Association, ООН………31

ВВЕДЕНИЕ

Черная металлургия – это одна из важнейших базовых отраслей тяжелой индустрии. Её продукция служит основой развития машиностроения и металлообработки, строительства, а также находит широкое применение во многих других отраслях народного хозяйства.

Система производств черных металлов охватывает весь процесс от добычи и подготовки сырья, топлива, вспомогательных материалов до выпуска проката с изделиями дальнейшего передела.

Таким образом, собственно металлургический цикл (чугун — сталь — прокат) обеспечивается целым рядом смежных и вспомогательных производств, необходимых для нормального функционирования всего процесса получения черных металлов.

Данная работа посвящена анализу черной металлургии мира и её современного состояния.

Актуальность темы и значение этой отрасли в современной экономике определяются прежде всего тем, что она является главным поставщиком конструкционных материалов для машиностроения и одним из главных поставщиков этих материалов для строительства. Черная металлургия является одним из главных регионов производства стальных труб для нефте — и газопроводов.

В этом качестве черная металлургия испытывает в последние десятилетия нарастающую конкуренцию со стороны цветной металлургии, поставляющей материалы на основе сплавов легких металлов, со стороны химической промышленности, выпускающей конструкционные пластмассы, а также со стороны ряда новых производств, создающих материалы на основе керамики и разного рода композиционные материалы.

Цель работы – рассмотреть особенности состояния черной металлургии мира и определить тенденции её развития.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

— разобрать историю развития черной металлургии;

— определить значение черной металлургии для мировой экономики;

— рассмотреть классификация данной отрасли;

— выявить проблемы и перспективы развития черной металлургии.

Предметом исследования является экономика. Объект исследования – черная металлургия мира, её состояние и тенденции развития.

В этой курсовой использовались различные экономические учебники, статистические источники и статьи русских экономистов.

Глава 1. общая характеристика отрасли



Источник: https://infopedia.su/16x979.html

Общая характеристика отрасли

§ 1.1. Общая характеристика и роль отрасли

Введение

Молоко и молочные продукты традиционно являются жизненно важным звеном в рационе россиян. Рынок молочной продукции во все времена являлся одним из наиболее значимых продовольственных рынков в России.

Современные молочные комбинаты или заводы осуществляют комплексную переработку сырья, выпускают широкий ассортимент продукции, оснащены механизированными и автоматизированными линиями по розливу продукции в бутылки, пакеты и другие виды тары, пастеризаторами и охладителями, сепараторами, выпарными установками, сыроизготовителями, автоматами по расфасовке продукции.

Рынок молочной продукции в России постоянно растет, и конкуренция на нем становится все сильнее.

Это обусловлено как постепенным ростом благосостояния большей части населения страны, так и постоянным наращиванием объемов производства игроков рынка и появлением в России заводов иностранных производителей.

Таким образом, исследование рынка молочной продукции актуально на данный момент и представляет интерес для организаций, занимающихся производством и реализацией исследуемых видов продукции, а также консалтинговым, маркетинговым и рекламным агентствам.

Общая характеристика отрасли

Характер Выводы
1.Размер рынка Рынок молочной продукции по данным 2013 года вырос на 12 %, в связи с увеличением числа конкурентов в отрасли. Молоко употребляют более 83% нашего населения, оно является важнейшим компонентом потребительской корзины Отрасль привлекательна для компаний, но требует вложения больших средств на раскрутку продукции и увеличение качественных показателей
2.Темп роста отрасли выпуск молочной продукции вырос во всех сегментах как в стоимостном, так и натуральном выражении. Максимальные темпы прироста относительно 2012 года в натуральном выражении были почти +10%. В стоимостном выражении была отмечена положительная динамика. Данный рынок всегда являлся стабильным и с годами развивается в положительную сторону
3.Стадия жизненного цикла Жизненный цикл молока находится в стадии «спада». Для повышения эффективности производства и реализации продукции молокоперерабатывающих предприятий необходимо предусмотреть стратегию увеличения затрат на стимулирование сбыта, стратегию снижения цен.
4.Прибыльность Для крупных компаний прибыль стабильная >23%, мелкие компании не рентабельны Не привлекательна для новых фирм, решением может стать слиянии с крупными компаниями
5.Барьеры Требуются большие затраты на вхождения в отрасль, а так же развитая сбытовая политика. Основным барьером являются конкуренты- «гиганты» Возможность появления серьезных конкурентов невелика. В отрасли все стабильно, имеется подержка государства по улучшению качества продукции.
6.Уровень технологических изменений Необходима автоматизация, а так же сокращение издержек производства. Изменения в качественных показателей, в лучшую сторону, требует дополнительных затрат При стабильном производстве риски невелики

Вывод

Особенностью молочного рынка является сильная позиция, которую занимают в молочной отрасли различного рода объединения, союзы промышленников, ассоциации. Объективной предпосылкой для создания отраслевых союзов является наличие большого числа проблем, решение которых невозможно силами отдельных, даже экономически процветающих предприятий.

Организационная структура молочного рынка складывается из многочисленных участников рынка.

Отечественные производители с успехом освоили выпуск широкого ассортимента продукции, при этом потребители отдают предпочтение национальным продуктам. Исходя из этого, импорт не представляет угрозы для развития молочной промышленности.

При этом говорить о состоянии молочной отрасли, как о благополучной, неправильно, потому что есть две глобальные проблемы, касающиеся сферы производства молока, — качество сырого молока и сезонность его производства.

Перспективным направлением в развитии молочной индустрии является создание агропромышленных формирований нового типа с учетом многообразия форм собственности и приоритета экономических интересов, взаимовыгодного сотрудничества перерабатывающих предприятий и сельхозтоваропроизводителей.

2. PEST – анализ ( факторы макросреды).

Политическая среда — вероятность изменения состава правительства не окажет влияния на отрасль, так как пищевая промышленность не является стратегически важной для страны и государственное вмешательство практически сводится к нулю, за исключением косвенного влияния с помощью законов. — в связи с экономическим кризисом и падением курса валют могут быть небольшие убытки и трудности в сфере продаж фирмы, но довольно не значительные так как молочная продукция необходима человеку. — в современной обстановке угроза терроризма слишком мала чтобы влиять на промышленность пищевых компаний. — Лидеры отрасли адаптирована в современных условиях и положительно реагирует на новые стандарты качества и производства. — приток импортных товаров – аналогов имеет не сильное влияние в связи с тем, что Российские компании занимают лидирующие положения по продажам и востребованностью своего ассортимента товаров.
Экономическая среда.   — снижение показателя в первом квартале 2009 года составило 7 процентов по состоянию на 19 марта 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. — В связи с кризисом в экономике ухудшение экономического состояния граждан приводит к тому, что они будут покупать товары первой необходимости. Сырки, йогурты и другие продукты отрасли потребители станут покупать в меньших количествах, хотя, конечно, уровень потребления все равно останется достаточно высоким
Социальная среда.   — В настоящее время наблюдается рост населения, а следовательно, формируется новый пласт потенциальных покупателей. — Каждый человек практически ежедневно потребляет продукцию компании молочную продукцию- без этого вряд ли можно обойтись. Урбанизация влечет за собой бурное развитие предприятий, увеличение числа организаций, ускорение ритма жизни людей. Поэтому белки, содержащие в молочных продуктах необходимы
Технологическая среда.   — Отрасль поддерживает двусторонние связи с научными и профессиональными организациями с целью непрерывного обновления и пополнения знаний, что позволяет компаниям постоянно совершенствовать свою продукцию и качество предоставляемых услуг. — В глобальном масштабе отрасль ориентируется на решения SAP. Перспективная задача состоит в том, чтобы максимальное количество бизнес-процессов перевести на информационную поддержку данных продуктов. Работа эта сложная, постепенная и предполагает значительные изменения процессов — как в самой отрасли, так и во внедряемой системе. — Информационные системы, так же как и бизнес, развиваются, и этим процессом необходимо управлять — централизованно и на постоянной основе.

Дата добавления: 2015-01-12; просмотров: 35 | Нарушение авторских прав

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/1-145297.html

Характеристика отрасли

§ 1.1. Общая характеристика и роль отрасли

Характеристика отрасли должна включатьв себя следующую информацию:

— определение экономического сектораотрасли (наука, производство, распределение,услуги и т.п.);

— перечень основной продукции и услуг,предлагаемых данной отрасльюпромышленности;

— сезонность;

— географическое положение отраслевогорынка (локальный, региональный,национальный, международный);

— описание сегмента рынка, на которомработает или предполагает работатьпредприятие;

— характеристика имеющихся основныхклиентов;

— характеристика потенциальных клиентов;

— наиболее перспективные клиенты (указатьв порядке убывания);

— общий объем продаж по отрасли и тенденцииизменения рынка;

— перечень основных конкурентов;

— доля рынка, принадлежащая конкурентам;

— сильные и слабые стороны конкурентов;

— возможности конкурентов (их тактика,продукция, цены, рекламный пакет, имидж,местонахождение, персональные продажи,связи с отдельными людьми и организациями).

Описание продукции (услуг)

В этом разделе приводится подробнаяхарактеристика производимой предприятиемпродукции или услуг, производитсясравнение ее с продукцией конкурентов,анализируются планы развития производства.

Характеристика продукции:

— функциональное назначение продукции;

— характерные свойства продукции,которые делают ее единственной в своемроде;

— стоимость;

— технологичность;

— универсальность;

— соответствие наиболее общепринятымстандартам;

— доля продукта в общем производствеотрасли;

— стадия развития продукта (идея,эскизный проект, рабочий проект, прототип,опытная партия, действующее серийноепроизводство);

— требования к контролю качества;

— требования к подготовке пользователей;

— требования к гарантийному ипослегарантийному обслуживанию;

— имеются ли возможности для дальнейшегоразвития продукта;

— патентно-лицензионная защита.

Анализ продукции конкурентов, имеющейсяна рынке:

— описание функциональных ипотребительских свойств конкурирующихпродуктов;

— почему продукты конкурентов пользуютсяопределенным спросом;

— принципы ценообразования конкурентов;

— способы стимулирования сбыта,используемые конкурентами;

Исследования и разработки:

— описание планируемых НИОКР и длякаких целей они будут проводиться;

— существующие технологические риски;

— технологическое состояниеконкурирующих фирм, как ихтехнологическиедостижения влияют или повлияют в будущемна деятельность предприятия;

— описание концепции развития продуктаследующих поколений.

Финансирование:

— опишите концепцию ценообразованияВашего предприятия;

— оптимальные размеры заказов и формыоплаты;

— эффективность системы распределения;

— условия приобретения и запасы сырья,материалов комплектующих.

План маркетинга

В условиях рыночной экономики наиболееважным и сложным с точки зренияпрогнозирования показателем являетсяобъем сбыта продукции или услуг. В основеплана продаж должны лежать данные,полученные в результате проведенныхисследований рынка (маркетинговыхисследований).

В первую очередь необходимо определитьперечень продуктов или услуг, которыебудут представлены на рынок компанией,реализующей проект.

Процесс определенияперечня продуктов и единиц их измерениядля промышленных предприятий обычноне вызывает затруднений.

Проблемы, какправило, возникают с проектами,ориентированными на оказание услуг,для которых бывает сложно подобратьединицы измерений. При этом продуктыдолжны отвечать следующим общимтребованиям:

— должна существовать возможностьих измерения для обеспечения планированияфизических объемов сбыта продукции(единиц в определенный период времени);

— должна существовать возможностьраспределения прямых (переменных)производственных затрат на единицупродукции при наличии таковых:

— должна существовать возможностьпредставления единицы продукции вденежном эквиваленте;

— количество различных продуктовдолжно быть таким, чтобы совокупныйобъем их продаж полностью соответствовалпланируемому обороту компании.

Например, продуктами для коммерческогобанка могут быть предоставляемые займы(в млн. рублей или долларах), консультационныеуслуги клиентам (в часах), расчетно-кассовоеобслуживание (в млн. рублей, переведенныхна счета клиентов); продуктами газетногоиздательства – газета, реализуемаяподписчикам (в штуках), и рекламныеобъявления (измеряемые количествомгазетных полос).

Следует отчетливо осознавать, что наоснове данных, полученных в результатемаркетинговых исследований, мы нетолько прогнозируем доходы от реализациипродукции, но и вырабатываем стратегиюее продвижения на рынок, в том числе,планируем расходы, которые в условияхсвободного рынка в некоторых случаяхзначительно превосходят производственныезатраты. К примеру, стимулированиепродаж всегда сопряжено с дополнительнымизатратами на скидки дилерам, льготныеусловия продаж (кредит, лизинг), рекламу,создание дистрибьюторской и сервиснойсети и т.п.

Ниже приведен типичный перечень вопросов,на которые необходимо ответить в процессепроведения маркетинговых исследований.

Следствием ответов на эти или подобныевопросы должны стать данные для планаденежных потоков проекта перечень продуктов (услуг), объемы ихреализации в физическом и денежномвыражениях, а также план мероприятийпо продвижению продукции (услуг) нарынок, включающий сроки и затраты на ихвыполнение.

Источник: https://studfile.net/preview/4548428/page:63/

Общая характеристика: Транспорт — одна из основных отраслей материального производства,

§ 1.1. Общая характеристика и роль отрасли

Транспорт — одна из основных отраслей материального производства, осуществляющая перевозки пассажиров и грузов. Исходя из различия функций, транспорт подразделяется на две отрасли — пассажирский и грузовой. Транспортировка грузов — обязательное продолжение любого производственного процесса, но в основном уже в сфере обращения.

Товар, созданный в промышленности или сельском хозяйстве, только тогда готов к сбыту и к потреблению, когда он доставлен на рынок сбыта или к месту потребления.

Виды транспорта отличаются друг от друга также использованием различных естественных (наземных, водных, воздушных) или искусственных (каналы, железные и шоссейные дороги, трубопроводы) путей сообщения. Созданные в периоды ПР и МТР главные виды наземного и водного транспорта до середины XX в.

успешно выполняли свои функции: обеспечили громадный рост перевозок грузов и пассажиров во всех ведущих государствах мира. К середине XX в. протяженность железнодорожных путей достигла своего максимума, а в 90-е гг. она и грузооборот начали снижаться.

Аналогичная ситуация проявилась в межконтинентальных перевозках пассажиров морским транспортом — объемы их стали резко сокращаться (табл. Х.1-Х.З)[XXI]. Причина этого — появление новых видов транспорта: автомобильного, воздушного и трубопроводного, которые стали в послевоенные годы мощными конкурентами старых — железнодорожного и водного.

Перевозки большого количества грузов уже не могли быть эффективными при использовании только старых видов транспорта. Возникновение массы мелких и средних предприятий потребовало мобильных средств транспорта, способных перемещать небольшие количества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции (табл. Х.4).

Особый интерес к этому проявила сфера торговли, сильно выросшая в середине XX в. По инерции все старые виды транспорта (на них приходилась основная перевозочная работа) до 70-х гг. развивались быстрее, чем величина мировых ВВП или экспорта. Однако ускорившееся развер тывание НТР в последние годы изменило эти темпы роста (табл. Х.5).

Это ознаменовало завершение важнейшей в экономической жизни человечества индустриальной стадии развития. Работа всех видов транспорта в период перехода в постиндустриальную эпоху стала оцениваться по качественным показателям, а количественные уже меньше отражают ее роль в экономическом развитии.

Совершенствование транспортных услуг определяется как внедрением новых прогрессивных средств для перевозки грузов и пассажиров, так и экономическим эффектом от их эксплуатации. В гл. 23 «География мирового машиностроения» отмечены инновации в создании в настоящее время высокопроизводительных транспортных средств.

Однако работа всех видов транспорта все больше зависит от состояния инфраструктуры (автомобильных и железных дорог, морских, речных и воздушных портов, трубопроводов). Их техническое состояние непрерывно совершенствуется, они оснащаются дорогостоящим оборудованием, в том числе электронным. Это призвано не только повысить экономическую эффективность всех транспортных систем, но и сделать их более безопасными для пассажиров, обеспечить экономическую надежность функционирования средств транспорта. Таким образом, транспорт все сильнее взаимодействует не только с хозяйством, но и с окружающей средой.

Научно-технический прогресс способствовал возникновению и развитию конкуренции отдельных видов транспорта. Это особенно четко проявилось уже в первой половине XIX в. в ходе создания и быстрого роста в эпоху НТР таких новых видов транспорта, как автомобильный и авиационный, ставших соперниками ранее сложившихся железнодорожного и морского. Первые линии трубопроводного транспорта были проложены уже в середине XIX в., а мощное его развитие пришлось на вторую половину XX в. У транспорта появились соперники и в других отраслях хозяйства: передача электрической энергии по ЛЭП в определенных географических условиях и экономических предпосылках выгоднее перевозок топлива для получения энергии. Развитие телекоммуникации стало конкурировать с перевозками почты разными видами транспорта. В настоящее время телекоммуникации позволяют проводить видеоконференции, деловые переговоры без обязательной встречи и контактов участников. Конкуренция отдельных видов транспорта усилила специализацию каждого из них. Морской транспорт перестал осуществлять массовые, особенно межконтинентальные, перевозки пассажиров, которые были типичны до середины XX в., ибо воздушный транспорт выполняет эти функции быстрее и лучше (см. табл. Х.З). Трубопроводный транспорт становится основным для продвижения жидких грузов, которые могут также доставляться железнодорожным, автомобильным транспортом, речными путями. Выбор способа транспортировки этих грузов обусловлен как технико-экономическими показателями выгодности того или иного вида транспорта, так и географическими возможностями его осуществления, особенно в межрегиональных связях. Важнейшие характеристики роли транспорта в хозяйстве стран и мира: его пропускная способность, мобильность, большая или меньшая зависимость от инфраструктуры (порты, железнодорожные пути, автодороги, трассы трубопроводов). Сочетать в одном виде транспорта все его характеристики невозможно. Поэтому их можно выделить в отдельные группы. Самой высокой пропускной способностью (количеством перевозимых грузов) отличаются водный, железнодорожный, трубопроводный; мобильностью — воздушный и автомобильный; зависимость от инфраструктуры наиболее высока у трубопроводного и железнодорожного транспорта. Это существенно влияет на универсальность видов транспорта: они практически могут перевозить все виды грузов (кроме пассажиров на трубопроводном). Однако разнообразие грузов обусловливает очень узкую специализацию большинства средств транспорта: например, грузовые вагоны на железных дорогах — крытые, полувагоны, платформы, хопперы, изотермические, цистерны и т.д. Динамика роста протяженности транспортных магистралей и перевозочной работы каждого вида транспорта являются наиболее общими показателями развития отрасли в мире. Они фиксируют результаты конкуренции между старыми и новыми видами транспорта во второй половине XX в. Анализ мировой транспортной сети свидетельствует об уменьшении протяженности железных дорог, судоходных рек, т.е. путей, обслуживающих старые виды транспорта (см. табл. X. 1). Однако на железных дорогах четко проявляются тенденции модернизации, которые обусловлены электрификацией линии. За 1950-1995 гг. их протяженность возросла в 3,3 раза. То же самое имеет место на автодорогах, где главное внимание уделяется качеству покрытия. Протяженность всех автодорог продолжает расти, и еще быстрее повышается качество дорог (опережающими темпами увеличивается протяженность дорог с твердым покрытием, усовершенствованных дорог). Интенсивно прокладывались нефте- и продуктопроводы, а также магистральные газопроводы. Период второй половины XX в. характеризовался революционными преобразованиями всей мировой транспортной системы. Это хорошо прослеживается на изменении структуры грузовых и пассажирских перевозок. Тенденция этого процесса видна в росте величины грузовых и пассажирских перевозок отдельными видами транспорта. Так, в период 1950-1995 гг. грузооборот вырос: на железных дорогах в 2,6 раза, автотранспорте в 9,3 раза, на морском транспорте в 8 раз, на нефтепроводном в 18 раз и газопроводном в 29 раз. В среднем же грузооборот всех видов транспорта увеличился только в 6,8 раза (см. табл. Х.2). Аналогичная ситуация складывалась в мировом пассажирооборо- те. В целом он возрос в 7,2 раза, но на морском транспорте всего в 1,9 раза и на железнодорожном — в 2,9 раза. В то же время на автомобильном транспорте пассажирооборот увеличился в 8 раз и на авиационном в 74 раза (см. табл. Х.З). Вместе с тем все виды транспорта сформировали мощную инфраструктуру, определяющую как функционирование всех сфер материального производства, так и многие особенности жизни населения планеты.

Новые виды транспорта все в большей степени отражают основные пути развития этой отрасли в мире. В отдельных регионах, и тем более странах, указанные процессы идут еще более интенсивно, кардинальным образом изменяя всю транспортную систему и ее роль в хозяйстве. 

Источник: https://uchebnikfree.com/sotsialnaya-geografiya-ekonomicheskaya/obschaya-harakteristika-44437.html

Refpoeconom
Добавить комментарий